Научная статья на тему 'Организация незаконной миграции: проблемы предупреждения и пути их решения'

Организация незаконной миграции: проблемы предупреждения и пути их решения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
700
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
миграция / мигрант / миграционная политика. / migration / migrant / immigration policy.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Елена Владимировна Ренкас

Миграция является одной из важнейших проблем. На сегодняшний день данная проблема выведена в ранг государственной, и это оправданно, поскольку неэффективность борьбы с ней, демонстрирует населению беспомощность государственного аппарата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Елена Владимировна Ренкас

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF ILLEGAL MIGRATION, PREVENTION PROBLEMS AND THEIR SOLUTIONS

Migration is one of the major problems of the population. To date, this problem is derived as a state, and it is justified. Since the inefficiency of control, shows the helplessness of the population of the state apparatus.

Текст научной работы на тему «Организация незаконной миграции: проблемы предупреждения и пути их решения»

УДК 314.7 DOI 10.24411/2073-0454-2019-10169

ББК 60.7 © Е.В. Ренкас, 2019

Научная специальность 12.00.14 — административное право, административный процесс

ОРГАНИЗАЦИЯ НЕЗАКОННОЙ МИГРАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Елена Владимировна Ренкас, преподаватель кафедры административной деятельности ОВД Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: L.pudik@mail.ru

Аннотация. Миграция является одной из важнейших проблем. На сегодняшний день данная проблема выведена в ранг государственной, и это оправданно, поскольку неэффективность борьбы с ней, демонстрирует населению беспомощность государственного аппарата.

Ключевые слова: миграция, мигрант, миграционная политика.

ORGANIZATION OF ILLEGAL MIGRATION, PREVENTION PROBLEMS AND THEIR SOLUTIONS

Elena Vladimirovna Renkas, teacher of the department of administrative activity

Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) E-mail: L.pudik@mail.ru

Annotation. Migration is one of the major problems of the population. To date, this problem is derived as a state, and it is justified. Since the inefficiency of control, shows the helplessness of the population of the state apparatus. Keywords: migration, migrant, immigration policy.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Ренкас Е.В. Организация незаконной миграции: проблемы предупреждения и пути их решения. Вестник Московского университета МВД России. 2019;(3):218-20.

В условиях глобализации процессов мирового развития, международных политических и экономических отношений. Целесообразно рассмотреть некоторые проблемные моменты в предупреждении общественно-опасного ее проявления - организации незаконной миграции.

В настоящее время уже реализован ряд мер, направленных на урегулирование процесса незаконной миграции в интересах Российской Федерации. Так, в Указе Президента Российской Федерации от 31.10.2018 г. № 622, которым была утверждена «Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 — 2025 год»1.

В этой связи правовые меры предупреждения организации незаконной миграции выступают на первый план и заслуживают соответствующего внимания. Сейчас в миграционной сфере действуют множества законов, еще ряд законопроектов находится в разработке. Очевидно, что все они пересекаются и взаимодейству-

ют между собой. Это препятствует «прозрачности» самого законодательства и затрудняет его применение на практике. В этой связи кодификация миграционного законодательства, т.е. создание единого Миграционного кодекса Российской Федерации, который структурирует всю миграционную законодательную базу, будет являться важным шагом на пути формирования упорядоченного, беспробельного и эффективного законодательства, что в свою очередь внесет ощутимый вклад в дело борьбы связанной с незаконной миграцией.

Отметим, что современное миграционное законодательство является одним из динамично развивающихся отраслей национального законодательства, поэтому кроме его упорядочения и систематизации, для его правильного понимания и точного исполнения, в первую очередь со стороны иностранных «гостей», на наш взгляд, было бы целесообразным предусмотреть правовое информирование таких лиц об основных требованиях к законному нахождению и трудовой дея-

тельности на территории Российской Федерации.

Нередко из-за элементарного незнания основных положений российского миграционного законодательства мигранты оказываются вне рамок правового поля. Поэтому неслучайно усиление информационной и разъяснительной работы с гражданами в целях предупреждения нарушений миграционного законодательства Российской Федерации признано вышеуказанной Концепцией одним из основополагающих направлений в области противодействия незаконной миграции.

В этой связи следовало бы на законодательном уровне обязать администрации авто-, аэро-, железнодорожных, речных и морских вокзалов (портов), принимающих рейсы международного сообщения, осуществлять информационное оповещение иностранных пассажиров по вопросам соблюдения миграционного законодательства по согласованию с ГУ МВД России по вопросам миграции. Исходя из возложенных задач и предоставленных полномочий ГУ МВД России по вопросам миграции и Федеральная пограничная служба ФСБ России находятся в авангарде специальных государственных органов, в чьи прямые обязанности входит реализация мер по предупреждению и пресечению незаконной миграции, где большое значение отводится контрольной и надзорной деятельности.

Вполне закономерно, насколько четко будут определены права и обязанности указанных субъектов, а также отрегулированы механизмы реализации предоставленных им полномочий, настолько результативно и эффективно с их стороны будет предупреждение, выявление и пресечение нарушений в миграционной сфере, в т. ч. носящих общественно-опасный характер. Однако, анализ правового регулирования контрольно-надзорной деятельности ГУ МВД России по вопросам миграции указывает на необходимость ее дальнейшего совершенствования.

ГУ МВД России по вопросам миграции в данном направлении осуществляется в рамках федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции, включающем в себя федеральный контроль (надзор) за пребыванием и проживанием иностранных граждан в Российской Федерации и федеральный государственный контроль (надзор) за трудовой деятельностью иностранных работников (ст. 29.2., 30 и 32 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25.07.2002 N 115-ФЗ).

Вместе с тем, изучение положений вышеуказанного закона, в интересующей нас части, показывает, что федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции не охватывает такие важные стадии миграции как въезд в Россию и выезд из России иностранных граждан, а также без внимания остается контрольно-надзорная деятельность в отношении самого иностранного гражданина как самостоятельного объекта контроля (надзора). При том, что объектами контроля (надзора) являются как физические лица -иностранные граждане и лица без гражданства, так и физические и юридические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, выступающие в отноше-

нии иностранных граждан (лиц без гражданства) принимающей стороной или работодателями, заказчиками работ (услуг), законом предусмотрена лишь процедура проведения проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Вот и получается, что для проверки нелегальных мигрантов, находящихся на территории или в зоне ответственности того или иного хозяйствующего субъекта (в большинстве случаев именно так и происходит) все проверочные мероприятия следует проводить в рамках проверки юридического лица или индивидуального предпринимателя, которые используют все возможности для сокрытия следов присутствия нелегалов. Такое положение дел является искусственным препятствием в поддержании порядка в миграционной сфере. На наш взгляд было бы целесообразным разделить федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции не по разновидности регулируемых правоотношений в миграционной сфере, а по разновидности объектов контроля (надзора).

Для этого предлагается в содержание ст. 29.2. внести следующие изменения: «Федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции включает в себя федеральный контроль (надзор) за въездом в Российскую Федерацию, выездом из Российской Федерации, проживанием, временным пребыванием в Российской Федерации, транзитным передвижением в пределах Российской Федерации иностранных граждан, за осуществлением трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных работников и федеральный государственный контроль (надзор) за привлечением работодателями и заказчиками работ (услуг) иностранных работников в Российскую Федерацию и использованием их труда, за постановкой на миграционный учет иностранных граждан принимающей стороной». Восполняя пробел в правовом регулировании проведения проверок в отношении иностранного гражданина как самостоятельного и отдельного объекта контроля (надзора) следует законодательно отразить предмет, основания, срок проведения проверки, права должностных лиц органа государственного контроля (надзора), особые условия проведения проверки, направленные на ее оптимизацию.

В целях надлежащего исполнения полицией предоставленных ей полномочий по контролю за соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства порядка временного или постоянного проживания, временного пребывания в Российской Федерации, въезда в Российскую Федерацию, выезда из Российской Федерации и транзитного проезда через территорию Российской Федерации, требуется дальнейшее правовое совершенствование порядка информационного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, где особое внимание необходимо уделить взаимообмену информацией в отношении тех иностранных граждан, срок проживания или временного пребывания которых в Российской Федерации сокращен, либо которым аннулированы разрешение на временное проживание или вид на жительство. Для этого предлагается законодательно уста-

новить, что ГУ МВД России по вопросам миграции, как оператор Государственной системы миграционного учета, должна направлять в органы внутренних дел сведения о такой категории иностранных граждан, для дальнейшей организации с их стороны мероприятий по предупреждению уклонения таких лиц от выезда из России. Таким образом, осведомленность об иностранных гражданах или лицах без гражданства, срок проживания или временного пребывания которых в Российской Федерации сокращен, либо которым аннулированы разрешение на временное проживание или вид на жительство, будет иметь двойной эффект и позволит не только принимать меры, направленные на предупреждение уклонения иностранцев от выезда из России, но и оградит принимающую сторону от совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 18.9. КоАП РФ по случаю непринятия мер по обеспечению в установленном порядке своевременного выезда таких лиц за пределы Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания в Российской Федерации, а также минимизирует риск организации незаконной миграции.

Адресное воздействие на лиц в предупредительных целях присуще индивидуальному профилактическому воздействию, где ведущая роль отводится сотрудникам полиции. Одной из ключевых фигур в деятельности полиции по профилактике преступлений и иных правонарушений выступает участковый уполномоченный полиции. При том, что в деятельности участкового уполномоченного полиции особое внимание уделяется полученной во время профилактического обхода информации о квартирах (жилых домах, комнатах), сдаваемых в аренду, в том числе гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства (при установлении юридических или физических лиц), о лицах, сдающих квартиры (помещения) в аренду без оформления соответствующих документов, а предоставление жилых помещений иностранным гражданам, находящимся в России с нарушением миграционного законодательства, влечет за собой административную ответственность по ч. 3 ст. 18.9 КоАП РФ, постановка правонарушителей данной категории на профилактический учет не предусмотрена. На наш взгляд, было бы целесообразным ставить таких лиц на профилактический учет в целях предупреждения организации незаконного пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации.

В этой связи считаем целесообразным внести дополнения в п. 63, 67.3 Наставления по организации деятельности участковых уполномоченных полиции, утвержденного приказом МВД России от 31.12.2012 N 1166 «Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции», согласно которым предусмотреть постановку на профилактический учет сроком на 1 год и проведение индивидуальной профилактической работы с гражданами, которые совершили административные правонарушения в области обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации по

случаю предоставления жилого помещения иностранному гражданину или лицу без гражданства, находящимся в Российской Федерации с нарушением установленного порядка или правил транзитного проезда через ее территорию.

В заключение отметим, что борьба с негативными, общественно-опасными проявлениями в миграционной сфере, включающая в себя и предупредительные меры, требует дальнейшего правового совершенствования. От того насколько четко будет отлажен правовой механизм регулирования миграционных процессов, в т. ч. осуществления контрольно-надзорной деятельности в сфере миграции, настолько стабильней будет порядок и безопасность в российском обществе и государстве.

1 Указ Президента РФ от 31.10.2018 N 622 "О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 - 2025 годы"

Литература

1. Президент утвердил Концепцию государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года. URL: http://www.kremlin.ru/news/15635/.

2. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ. «Собрание законодательства РФ».

3. «О структуре федеральных органов исполнительной власти» Указ Президента РФ от 21.05.2012 N 636. Собрание законодательства РФ.

4. «О полиции». Федеральный закон от

07.02.2011 N 3-ФЗ. Собрание законодательства РФ.

5. «Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции». Приказ МВД России от 31.12.2012 N 1166».Российская газета».

References

1. The President approved the concept of the state migration policy of the Russian Federation for the period up to 2025. URL:http://www.kremlinru/ news/15635/.

2. "On the legal status of foreign citizens in the Russian Federation". Federal law of 25.07.2002 N 115-FZ. Meeting of the legislation of the Russian Federation.

3. "About structure of Federal Executive authorities" the Decree of the President of the Russian Federation of

21.05.2012 N 636. Meeting of the legislation of the Russian Federation.

4. «On police» Federal law of 07.02.2011 N 3-FZ. Meeting of the legislation of the Russian Federation.

5. "Questions of the organization of activity of precinct police commissioners". The Ministry of internal Affairs order dated 31.12.2012 N 1166. Russian newspaper.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.