Научная статья на тему 'Реализация полицией обязанности по обеспечению общественного порядка во время эпидемий и эпизоотий'

Реализация полицией обязанности по обеспечению общественного порядка во время эпидемий и эпизоотий Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY-NC
1115
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЭПИДЕМИЯ / ЭПИЗООТИЯ / ПОЛИЦИЯ / ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПОРЯДОК / ОБЩЕСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ / КАРАНТИН / ЗАРАЖЕНИЕ / КАТАСТРОФА / ДИСЛОКАЦИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шапошников Виталий Леонидович, Николаенко Елена Алексеевна, Ткаченко Владимир Васильевич

В статье раскрывается содержание правового регулирования деятельности отдельных государственных структур в условиях эпидемий и эпизоотий, сформулированы основные положения деятельности полиции по реализации обязанности по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности в данных обстоятельствах с учетом правового статуса отдельных должностных категорий сотрудников. Проведен анализ нормативных правовых актов, закрепляющих конкретные направления функционирования полиции в условиях эпидемий и эпизоотий, даны рекомендации по повышению результативности функционирования полиции в данных условиях. Методологическую основу исследования составил комплекс общенаучных и специальных методов познания: системный, логический, аналитический, метод перехода от абстрактного к конкретному, от общего к частному. Основными выводами проведенного исследования является то, что в условиях эпидемий и эпизоотий обеспечение функционирования медицинской (ветеринарной) служб не обходится без привлечения сил и средств территориальных органов МВД России. В подготовке сил и средств полиции к действиям в данных условиях имеется ряд серьезных недостатков, таких как неготовность к принятию оперативных решений по своевременному вводу сил на зараженные территории, недостаточная отработка тактики действий подразделений по охране общественного порядка при проведении режимно-карантинных мероприятий. Существует необходимость повышения профессиональной компетентности сотрудников полиции при реализации обязанности по охране общественного порядка в чрезвычайных ситуациях. В статье предлагается ряд мероприятий, направленных на повышение эффективности деятельности подразделений полиции в условиях эпидемий и эпизоотий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Шапошников Виталий Леонидович, Николаенко Елена Алексеевна, Ткаченко Владимир Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реализация полицией обязанности по обеспечению общественного порядка во время эпидемий и эпизоотий»

Реализация полицией обязанности по обеспечению общественного порядка во время эпидемий и эпизоотий

Шапошников Виталий Леонидович

кандидат юридических наук

заместитель начальника, кафедра управления и административной деятельность органов внутренних дел, Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина

308024, Россия, Белгородская область, г. Белгород, ул. Горького, 71

И v.shaposhnikov@mail.ru Николаенко Елена Алексеевна

кандидат юридических наук

старший преподаватель, кафедра управления и административной деятельности органов внутренних дел, Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина

308024, Россия, Белгородская область, г. Белгород, ул. Горького, 71

И nikolaenko.oea@mail.ru

Ткаченко Владимир Васильевич

кандидат экономических наук

преподаватель, кафедра управления и административной деятельность органов внутренних дел, Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина

308024, Россия, Белгородская область, г. Белгород, ул. Горького, 71

И tkachenkovlad@yandex.ru

Статья из рубрики "Административная деятельность полиции"

Аннотация.

В статье раскрывается содержание правового регулирования деятельности отдельных государственных структур в условиях эпидемий и эпизоотий, сформулированы основные положения деятельности полиции по реализации обязанности по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности в данных обстоятельствах с учетом правового статуса отдельных должностных категорий сотрудников. Проведен анализ нормативных правовых актов, закрепляющих конкретные направления функционирования полиции в условиях эпидемий и эпизоотий, даны рекомендации по повышению результативности функционирования полиции в данных условиях. Методологическую основу исследования составил комплекс общенаучных и специальных методов познания: системный, логический, аналитический, метод перехода от абстрактного к конкретному, от общего к частному. Основными выводами проведенного исследования является то, что в условиях эпидемий и эпизоотий обеспечение функционирования медицинской (ветеринарной) служб не обходится без привлечения сил и средств территориальных органов МВД России.В подготовке сил и средств полиции к действиям в данных условиях имеется ряд серьезных недостатков, таких как неготовность к принятию оперативных решений по своевременному вводу сил на зараженные территории, недостаточная отработка тактики действий подразделений по охране общественного порядка при проведении режимно-карантинных мероприятий. Существует необходимость повышения профессиональной компетентности сотрудников полиции при реализации обязанности по охране общественного порядка в

чрезвычайных ситуациях.В статье предлагается ряд мероприятий, направленных на повышение эффективности деятельности подразделений полиции в условиях эпидемий и эпизоотий.

Ключевые слова: эпидемия, эпизоотия, полиция, общественный порядок, общественная безопасность, административное правонарушение, карантин, заражение, катастрофа, дислокация

DOI:

10.7256/2454-0692.2018.4.27339

Дата направления в редакцию:

17-09-2018

Дата рецензирования:

06-09-2018

К категории рисков, в отношении которых обязательным является применение требований по безопасности, относятся риски для животных, связанные с распространением заболеваний и их переносчиков, а также риски для человека, связанные с нахождением вредных веществ и микроорганизмов в пище и окружающей среде. Неконтролируемые процессы распространения этих явлений носят название эпидемий и эпизоотий.

Под эпидемией понимается прогрессирующее во времени и пространстве распространение инфекционного заболевания среди людей, значительно превышающее обычно регистрируемый уровень заболеваемости, и способное стать источником чрезвычайной ситуации.

В свою очередь,эпизоотия - широкое распространение инфекционной болезни среди одного или многих видов животных на значительной территории, значительно

превышающее обычно регистрируемый уровень заболеваемости [10, С 5011.

Несмотря на развитие медицины и ветеринарии, в последние годы эпидемии и эпизоотии получают все большее распространение, как в нашей стране, так и по всему миру.

Ситуация в мире по целому ряду инфекционных болезней, в том числе особо опасных, расценивается как нестабильная, в ряде случаев (в случае с лихорадкой Зика в Южной Америке) - как чрезвычайная ситуация в области общественного здравоохранения, имеющая международное значение. В настоящее время приоритетной проблемой продолжает оставаться холера: за последние 16 лет она зарегистрирована в 122 странах мира, в которых переболело 3 252 572 человек (Гаити, Доминикансая Республика, страны африканского континента).

В странах Юго-Восточной Азии (Таиланд, Индонезия, Китай, Малайзия, Япония, Вьетнам), которые пользуются особой популярностью у российских туристов широко распространена Лихорадка Денге.

В течение 2014 года усилия мирового здравоохранения были направлены на ликвидацию крупнейшей в истории эпидемии лихорадки Эбола в странах Западной Африки. Всего по официальной информации Всемирной организации здравоохранения (далее - ВОЗ) общее число лиц, пострадавших от лихорадки Эбола составило 27 479 человек, в том числе 11 222 случаев с летальным исходом Ц^.

По информации ВОЗ начиная с 2003 года в 16 странах официально зарегистрировано 856 случаев заражения людей вирусом птичьего гриппа A(H5N1), из них 452 - с летальным исходом. Кроме того, распространение A(H5N8) в Европе и Азии привело к гибели домашней и дикой птицы в большом количестве.

С 2016 года по сведениям Международного эпизоотического бюро случаи заражения птицы вирусом гриппа A(H5N8) отмечались в Австрии, Венгрии, Германии, Польше,

Швейцарии, Израиле и Индии -Ц^!.

Особо актуальными сегодня являются вопросы предотвращения заболеваний среди животных. В последние годы эти болезни стали предметом пристального внимания со стороны государственных органов многих регионов Российской Федерации. Наиболее опасная ситуация (по данным Россельхознадзора), связанная с африканской чумой свиней, складывается в Центральном и Приволжском федеральных округах, где сосредоточено более 60% поголовья этих животных. Прямые убытки от африканской чумы свиней составили 5 млрд. рублей, косвенные - от простоя предприятий можно оценить в пределах 50 до 70 млрд. рублей

Эпидемии и эпизоотии содержат в себе потенциальную опасность для жизни и здоровья людей и животных, а также могут формировать условия, которые являются причиной совершения правонарушений в сфере охраны общественного порядка.

Обеспечение функционирования медицинской (ветеринарной) служб не обходится без привлечения сил и средств территориальных органов МВД России.

Нарушение правил карантина и ветеринарно-санитарных правил предусматривает как уголовную ответственность (статья 249 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее УК РФ) «Нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с

болезнями и вредителями растений» так и административную - предусмотренную Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ): статья 10.6 КоАП РФ «Нарушение правил карантина животных или других ветеринарно-санитарных правил»; статья 10.7 КоАП РФ «Сокрытие сведений о внезапном падеже или об одновременных массовых заболеваниях животных»; статья 10.8 КоАП РФ «Нарушение ветеринарно-санитарных правил перевозки, перегона или убоя животных либо правил заготовки, переработки, хранения или реализации продуктов животноводства)»

Актуальным является и повышение эффективности деятельности территориальных органов МВД России по поддержанию необходимого уровня правопорядка на зараженных территориях, недопущению совершения преступлений и административных правонарушений при участии в режимно-карантинных мероприятиях.

В соответствии со статьей 46 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы внутренних дел Российской Федерации отнесены к категории субъектов, участвующих в организации федерального

государственного санитарно-эпидемиологического надзора

Обеспечение безопасности в условиях эпидемий и эпизоотий достигается посредством процедуры установления наличия или отсутствия болезнетворных веществ у человека, животных, на различных объектах, контактируемых с зараженными. Порядок обнаружения осуществляется посредством введения карантина, который представляет собой комплекс ограничительных и режимных противоэпидемических мероприятий, которые направлены на изоляцию инфицированного лица либо группы лиц, товара, животного, транспортного средства, территории.

Как отмечает А.В. Лобанов, исторически роль органов внутренних дел в мероприятиях, направленных на охрану здоровья, была сопряжена с последовательным чередованием методов административно-запретительного и регулирующего воздействия на неблагоприятные в санитарно-эпидемиологическом и медицинском отношении явления Г14. С. 951

Одновременно с введением карантина принимается решение об утверждении плана мероприятий по организации выполнения ограничительных (карантинных), профилактических, противоэпидемических и лечебно-диагностических мероприятий, создается штаб по выполнению плана, куда входят представители территориальных органов МВД России.

В связи с введением ограничительных мероприятий (карантина) орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации обязан обеспечить своевременное и полное информирование населения об эпидемической обстановке, о проведении мероприятий, направленных на предупреждение распространения инфекционных заболеваний, и мерах индивидуальной профилактики и совместно с Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека организовать контроль за соблюдением юридическими и физическими лицами ограничительных мероприятий (карантина) на территории субъекта Российской Федерации.

МВД России участвует в мероприятиях по ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с опасными биологическими агентами и химическими веществами, в соответствии с задачами, определенными федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации.

А.В. Константинов полает, что реализация ФЗ «О полиции» в части возложенных на полицию обязанностей осуществляется через систему нормативных правовых актов чрезвычайного законодательства, применение которого обусловлено соответствующими обстоятельствами чрезвычайного характера и определенными условиями Г12, С-1511.

Так, в соответствии с п. 7 статьи 12 Федерального закона от 07.02.2011 № З-ФЗ «О полиции» одной из обязанностей полиции является обеспечение общественного порядка при проведении карантинных мероприятий во время эпидемий и эпизоотий [4].

По нашему мнению реализацию данной обязанности полиции следует рассматривать через конкретизацию положений раскрываемых в совокупности иных нормативных правовых актов, как ведомственных, так и межведомственного характера.

Особая ответственность в реализации обязанностей по охране общественного порядка в условиях эпидемий и эпизоотий лежит на подразделениях полиции, относящихся к категории субъектов административной деятельности. Это, прежде всего, служба участковых уполномоченным полиции (УУП), патрульно-постовая служба полиции

(ППСП), дорожно-патрульная служба ГИБДД МВД России (ДПС). Участие представителей каждой из них имеет некоторую специфику и учитывается при организации несения службы.

В соответствии с п. 37.10 приказа МВД России от 31.12.2012 № 1166 «Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции» участковые уполномоченные полиции обеспечивают общественный порядок при проведении

карантинных мероприятий во время эпидемий и эпизоотий [61.

Участковые уполномоченные, административные участки которых находятся в карантинной зоне и прилегающих к ней территориях, разъясняют населению значение проводимых мероприятий и виды ответственности предусмотренной действующим законодательством за противодействие деятельности государственных структур.

Кроме того, реализуются меры профилактики экологических преступлений, правонарушений, совершаемых в сфере сельского хозяйства и ветеринарии Г11, С 331.

Согласно п. 7.7 Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения, утвержденного приказом МВД России от 23.08.2017 № 664, сотрудники Госавтоинспекции также участвуют в обеспечении общественного порядка при

проведении карантинных мероприятий во время эпидемий и эпизоотий Г71.

Сотрудники ДП С реализуют мероприятия по восстановлению и поддержанию общественного порядка, оказанию помощи представителям медицинских (ветеринарных) служб, выполняют распорядительно-регулировочные действия в карантинных зонах в местах движения транспорта.

Полицейские ППСП на основании п. 42 приказа МВД России от 29.01.2008 № 80 «Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции» принимают меры по обеспечению правопорядка во время эпидемий,

эпизоотий [5]. Реализуются обязанности сотрудниками путем участия в оцеплении (блокировании) участков местности в соответствии с теми задачами, которые на нее возлагает руководство территориального органа МВД России.

Таким образом, в нормативных актах МВД России нашли свое закрепление конкретные направления функционирования полиции в условиях эпидемий и эпизоотий: контроль за соблюдением карантинного режима, содействие государственным органам в проведении карантинных мероприятий. Ключевой задачей для сотрудников полиции является обеспечение общественного порядка и противодействие преступности в очагах заражения, пресечение контактов граждан, находящихся в карантинной зоне, с населением других территорий.

Обеспечение режимных мероприятий и охрана правопорядка осуществляется силами и средствами, дислоцированными на территории, объявленной в карантине. В зависимости от масштабов карантинных мероприятий могут быть дополнительно привлечены силы и средства территориальных органов МВД России других городов и районов. Сотрудники полиции, несущие службу по охране общественного порядка, обеспечиваются необходимой служебной документацией, средствами связи иным необходимыми специальными средствами. При этом могут делаться профилактические прививки,

выдаваться необходимые средства индивидуальной защиты и дезинфекции, разъясняются условия и порядок пользования таковыми.

Порядок и продолжительность несения службы в очаге заражения устанавливаются руководителем территориального органа МВД России по согласованию с медицинской (ветеринарной) службой.

При проведении карантинных мероприятий во время эпидемий и эпизоотий полиция имеет право проводить оцепление (блокирование) участков местности (ст. 16 ФЗ «О полиции»). Как правило, это осуществляется на границе очага заражения с целью запрещения его покидания на любых видах транспорта, а также вывоза имущества и продуктов питания без проведения процедуры обеззараживания и наличия специального разрешения, а также осуществление контроля за пропуском на территорию, находящуюся в карантине.

Сотрудниками полиции разъясняются пути обхода (объезда) очага заражения пешеходами и транспортом, обеспечивается надежная связь и взаимодействие с руководителем территориального органа МВД России.

Реализация обязанности полиции по охране правопорядка в условиях эпидемий и эпизоотий осуществляется также в рамках совместной работы с медицинской (ветеринарной) службой на ветеринарно-полицейских постах,выставляемыхна направлениях движения людей, транспорта и прогона скота. Мероприятие направлено на недопущение перемещения животных, продуктов животноводства и кормов без специальных сопроводительных документов.

Так, ветеринарно-полицейские посты функционируют в Воронежской области в связи с неблагополучной эпизоотической обстановкой по причине африканской чумы свиней (АЧС), ящуру и другим особо опасным болезням для человека и животных. Основные источники риска для региона - соседство с неблагополучными по туберкулезу, бруцеллезу, бешенству, африканской и классической чуме регионами: Саратовской, Волгоградской, Ростовской областям, пролегание через область автодороги федерального значения М-4 «Дон», ведущей из регионов Южного федерального округа,

неблагополучных по ряду особо опасных болезней животных

В связи с резко обострившейся эпизоотической ситуацией по заболеванию свиней африканской чумой в регионах Южного федерального округа Правительством Белгородской области принято постановление от 19 октября 2009 года № 333-пп «Об ограничениях на территории области в связи с угрозой заноса и распространения заболевания свиней африканской чумой», которым на территории области на период сохранения угрозы заноса и распространения заболевания вводятся определенные ограничения и даются рекомендации соответствующим ведомствам и службам

Так, запрещается ввоз на территорию области живых свиней, продукции животного и растительного происхождения без разрешения, выданного управлением ветеринарии области; въезд и движение по территории области автотранспортных средств, перевозящих подконтрольные государственному ветеринарному надзору грузы, без проведения санитарной обработки и наличия документов о ее проведении.

Кроме того, вводится запрет на реализацию продуктов животного и растительного происхождения вне мест, предназначенных для торговли; живых свиней в местах санкционированной торговли; мяса и продуктов убоя животных, полученных при подворном убое, в торговых предприятиях и организациях общественного питания всех

форм собственности.

Белгородские власти известны жестким подходом к проблеме АЧС. В последний раз вирус был обнаружен и официально подтвержден в июле 2013 года в личном хозяйстве в селе Ливенка Красногвардейского района. Почти сразу областным руководством было принято решение о забое всего свинопоголовья, которое не соответствует III и IV классу биологической защиты. В результате на территории региона было выкуплено и забито населением на собственные нужды 59 тыс. голов свиней. С целью борьбы с вирусом свиноводческие предприятия области приняли меры по объединению в Белгородский союз производителей свинины, за счет средств которого осуществлялся выкуп свиней у населения -t^.

П рактический интерес представляет опыт взаимодействия полиции с государственными органами в условиях эпизоотической ситуации по заболеванию свиней африканской чумой в Белгородской области.

Так, Управление ветеринарии Белгородской области обеспечивает по согласованию с УМВД России по Белгородской области на автодорогах в местах пересечения административной границы области с соседними регионами работу совместных ветеринарно-полицейских контрольных постов с круглосуточным режимом работы.

Правительством области рекомендовано УМВД России по Белгородской области обеспечить на ветеринарно-полицейских контрольных постах с круглосуточным режимом работы дежурство сотрудников ведомства совместно со специалистами государственной ветеринарной службы и Управления Россельхознадзора по Белгородской области с целью контроля за перемещением автотранспорта и перевозимых грузов, следующих из регионов, неблагополучных по африканской чуме свиней.

На ветеринарно-полицейских контрольных постах проводится дезинфекция автотранспортных средств, перевозящих подконтрольные государственному ветеринарному надзору грузы и следующих из регионов, неблагополучных по африканской чуме свиней, с выдачей соответствующих документов.

Департамент строительства и транспорта Белгородской области обеспечил постоянно действующие ветеринарно-полицейские контрольные посты дезинфекционными барьерами (заполненными дезинфицирующими средствами), а также знаками в соответствии с Правилами дорожного движения Российской Федерации по согласованию с Управлением Государственной инспекции безопасности дорожного движения УМВД России по Белгородской области.

Специалисты медицинской (ветеринарной) службы совместно с сотрудниками полиции проверяют сопроводительные документы и условия перевозки грузов, досматривают автотранспорт и принимают решение: пропустить его дальше, отправить автотранспорт на дезинфекцию или запретить въезд на территорию, где установлен карантин.

Снизить вероятность пересечения карантинной зоны вне дорог и ветеринарно-полицейских постов позволяет выставление сотрудниками полиции наблюдательных постов, в том числе, замаскированных.

П о нашему мнению, используя положительный опыт борьбы с африканской чумой свиней на территории Белгородской области, можно значительно повысить результативность аналогичных мероприятий в случае возникновения эпизоотии в других регионах страны.

Взятие под охрану водоемов, источников водоснабжения, изоляторов для лиц, имевших

контакт с больными это следующая форма организации деятельности полиции в условиях эпидемий и эпизоотий.

Охрана источников водоснабжения как мероприятие направлено на недопущение загрязнения воды. Это относится к различным видам водопроводных коммуникаций: подземным, искусственным, а также внешним.

В период ликвидации последствий ЧС, как свидетельствует опыт практической деятельности полиции, личный состав ОВД не в полном объеме подготовлен к действиям в складывающихся условиях. Так, зачастую отсутствуют оперативность и организованность, а также слаженность действий сил и средств, допускаются ошибки в расстановке, организации взаимодействия и обмена информации. Недостатки имеются и в материально-техническом обеспечении личного состава: недостаточное снабжение

горячим питанием, вещевым обеспечением по сезону, отсутствие пунктов обогрева [16, С

В подготовке сил и средств полиции к действиям в условиях эпидемий и эпизоотий имеется ряд серьезных недостатков, таких как неготовность к принятию оперативных решений по своевременному вводу сил на зараженные территории, недостаточная отработка тактики действий подразделений по охране общественного порядка при проведении режимно-карантинных мероприятий.

Повышение результативности функционирования полиции в условиях эпидемий и эпизоотий должно быть направлено, прежде всего, на уяснение причин их возникновения и развития, поскольку именно это лежит в основе прогноза оперативной обстановки на той или иной территории и выработке наиболее действенных мер нейтрализации угроз общественному порядку.

По мнению Р.И. Федорова для поддержания высокого уровня готовности сил и средств органов внутренних дел к стремительному реагированию на изменение оперативной обстановки, вызванные эпидемиями и эпизоотиями, необходимо осуществлять морально-

психологическую подготовку личного состава применительно к данным условиям [18, С

Мы полностью поддерживаем данную позицию и считаем, что необходимо уделять большое внимание психологической подготовке, так как далеко не все сотрудники полиции психологически готовы к работе в условиях воздействия на них факторов, возникающих при эпидемиях и эпизоотиях. Многие мало знакомы со средствами защиты органов дыхания и кожи, а также с работой специализированных приборов и оборудования.

Повышению эффективности деятельности подразделений полиции в условиях эпидемий и эпизоотий будет способствовать ряд мероприятий как профилактического, так и организационного характера:

- проведение тактических учений по ликвидации условного очага эпидемий и эпизоотий, проведению карантинных мероприятий совместно со специалистами управлений здравоохранения и ветеринарии по субъектам федерации, территориальными органами МВД России, МЧС России, Роспотребнадзора, Россельхознадзора;

- разработка типовых оперативных планов соответствующих подразделений полиции по действиям в чрезвычайных условиях, с последующей корректировкой и согласованием с

взаимодействующими службами;

- при проведении учебных занятий по правовой и служебной подготовке сотрудников полиции, привлекаемых к служебным обязанностям на зараженных территориях, уделять должное внимание изучению степени опасности, механизма распространения и длительности инкубационного периода соответствующих заболеваний;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- проводить разъяснительную работу, касающуюся мер безопасности как среди на с е ле ния , та к и лич но г о с о с та в а ;

- осуществлять периодические проверки наличия знаний и умений применять средства защиты, а также медицинские осмотры и вакцинации личного состава, обеспечивающего режимно-карантинные мероприятия при эпидемиях и эпизоотиях.

П роведение данных мероприятий, а также использование положительного опыта функционирования территориальных органов МВД России в условиях эпидемий и эпизоотий (например, опыт противодействия африканской чуме свиней в Белгородской области) можно существенно повысить результативность исполнения обязанности полиции по охране общественного порядка в условиях чрезвычайных ситуаций.

Библиография

1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, 17.06.1996, № 25, ст. 2954.

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, 07.01.2002, № 1, ст. 1.

3. Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» // Собрание законодательства Российской Федерации, 05.04.1999, № 14, ст. 1650.

4. Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» // Собрание законодательства Российской Федерации, 14.02.2011, № 7, ст. 900.

5. Приказ МВД России от 29.01.2008 № 80 «Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 07.07.2008, № 27.

6. Приказ МВД России от 31.12.2012 № 1166 «Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции» // Российская газета, № 65, 27.03.2013.

7. Приказ МВД России от 23.08.2017 № 664 «Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения» // Российская газета, № 232, 13.10.2017.

8. Постановление Правительства Белгородской области от 19.10.2009 № 333-пп «Об ограничениях на территории области в связи с угрозой заноса и распространения заболевания свиней африканской чумой» // Консультант Плюс: [Электронный ресурс]. http://www.consultant.ru.

9. Благополучие закончилось чумой [Электронный ресурс]. URL:http://www.kommersant.ru/doc/3404284.

10. Бургасов П.Н., Сумароков А.А. Большая медицинская энциклопедия. В 30 т. / Гл.

ред. Б.В. Петровский. - 3 изд. - Москва: Советская энциклопедия. 1986. Т. 28. 544 с.

11. Демичев А.А. Природоохранная деятельность полиции // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2016. № 1(35) С. 31-36.

12. Константинов А.В. Нормативная правовая регламентация деятельности полиции при чрезвычайных обстоятельствах // Вестник экономической безопасности. 2018. №1. С. 150-152.

13. Контроль ветеринарно-полицейских постов на территории Воронежской области [Электронный ресурс]. URL:http://www.voronezhvet.ru/269-kontrol-veterinarno-politsejskikh-postov-na-territorii-voronezhskoj-oblasti.html. Дата обращения: 08.08.2018.

14. Лобанов А.В. История участия полицейских органов Российской империи в охране здоровья населения // Информационная безопасность регионов. 2009. № 2. С. 8995.

15. Опасные инфекции зарубежных стран для лиц, выезжающих за границу [Электронный ресурс]. URL:http://www.27.rospotrebnadzor.ru/content/281/ 52807/. Дата обращения: 08.08.2018.

16. Патрак А.М., Горбатов В.В. Теоретические аспекты организации деятельности МВД России при ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в условиях мирного и военного времени // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2015. №4 (68). С. 75-79.

17. Россельхознадзор оценил потери от африканской чумы свиней в 75 млрд руб. [Электронный ресурс].

URL:http://www.rbc.ru/business/14/06/2017/59410dda9a7947425c7eceec. Дата обращения: 10.08.2018.

18. Федоров Р.И. Подготовка сотрудников ОВД к обеспечению режимно-карантинных мероприятий при эпидемиях // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2006. № 3. С. 44-46.

19. Эпидемиологическая ситуация за рубежом [Электронный ресурс]. URL:http://www.34.rospotrebnadzor.ru/content/187/7729/. Дата обращения: 11.08.2018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.