ЭКОНОМИКА, ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ
УДК 338.45
Е. Л. НАИМУШИНЛ
Омский государственный технический университет
РЕАЛИЗАЦИЯ ПОЛИТИКИ РЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЯ НА ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ В РАМКАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ РФ_
Статья посвящена исследованию взаимодействия ресурсосберегающих программ в промышленности и государственной политики природопользования РФ на примере программы снижения энергоемкости производства на омском предприятии ОАО «Сибнефть-ОНПЗ» в условиях проведения государственной энергетической политики.
На государственном уровне природоохранная деятельность - это комплекс целевых мер по предотвращению ущерба охране природной среды, по ликвидации последствий нанесенного ранее ущерба, а также управление, контроль, просветительская работа, образование в области охраны окружающей среды. Важно учитывать, что природоохранные затраты в размере 1-2% ВНП предотвращают ущерб 3-5% объема ВНП, а экономическая оценка природопользования необходима для:
1. определения стоимости природных ресурсов в денежном выражении;
2. выбора оптимальных параметров их эксплуатации (использования);
3. оценки экономической эффективности инвестиций в природноресурсный потенциал;
4. определения убытков от нерационального и некомплексного использования природных ресурсов;
5. отражения оценки доли природных ресурсов в структуре национального богатства;
6. установления платежей и акцизов за использование природных ресурсов;
7. установления штрафов за нарушение условий пользования природными ресурсами и за нанесение ущерба другим природным ресурсам;
8. определения залоговой стоимости природных объектов и ресурсов;
9. прогнозирования и планирования использования природных ресурсов;
10. определения величины компенсационных платежей, связанных с выбытием или изменением целевого назначения природных ресурсов;
11. обоснования наиболее рациональных форм собственности на определенные природные ресурсы. [2]
На примере топливно-энергетического комплекса (ТЭК) предлагается рассмотреть государственную энергетическую политику, причины ее возникновения и особенности осуществления.
Экономика России энергорасточительна - только прямые потери энергоресурсов при добыче, транспортировке, переработке и потреблении достигают 30-40%. В России потребляется в три-четыре раза больше энергоресурсов на единицу произведенной продукции и в 7-8 раз больше на один квадратный метр жилой площади, чем в индустриально развитых странах. [3]
Причинами такого положения, кроме суровых климатических условий и территориального фактора, являются: технологическая отсталость энергоемких отраслей промышленности, в которых используются технологии и оборудование производства и потребления энергии с физическим износом, наступившим 10-15 лет назад, моральным старением — 3040 лет назад, и ЖКХ; недооценка стоимости энергоресурсов, прежде всего газа (для интенсификации энергосбережения требуется обоснованное повышение внутренних цен энергоносителей экономически оправданными темпами, постепенная ликвидация перекрестного субсидирования в тарифах, реформирование ЖКХ).
ТЭК во многом определяет состояние и перспективы развития национальной экономики, обеспечивая около четверти производства ВВП, трети объема промышленного производства и доходов консолидированного бюджета России, примерно половину доходов федерального бюджета, экспорта и валовых поступлений.
Основными факторами, сдерживающими развитие комплекса, являются:
1. инвестиционный фактор: а) дефицит инвестиционных ресурсов и их нерациональное использование (при высоком инвестиционном потенциале отраслей ТЭК приток внешних инвестиций составляет менее 13% общего объема финансирования капитальных вложений, а 95% этих инвестиций приходится на нефтяную отрасль); б) высокая степень износа основных фондов (более 50% в ТЭК, в нефтепереработке — 45%); в) отставание развития и объективный рост затрат на освоение перспективной сырьевой базы добычи углеводородов, особенно в газовой отрасли;
2. неразвитость рыночных отношений и искаженная структура цен: а) отсутствие рыночной инфраструктуры и цивилизованного энергетического рынка, прозрачности хозяйственной деятельности субъектов естественных монополий; б) деформация соотношения цен на взаимозаменяемые энергоресурсы и, как следствие, чрезмерная ориентация на газ и снижение доли угля в энергетическом балансе страны; незавершенность законодательства, учитывающего специфику функционирования предприятий ТЭК;
3. высокая зависимость от внешних факторов: а) нефтегазового сектора и доходов государства от состояния и конъюнктуры мирового энергетического
рынка; б) отрицательное влияние ТЭК на окружающую среду, возрастание вероятности техногенных катастроф. [1]
Государственная энергетическая политика отражается в Энергетической стратегии РФ до 2020г., утвержденной распоряжением Правительства РФ от 28.08.04 г., в которой заложены основные проблемы ТЭК России и подходы к реформированию отрасли. Россия располагает значительными запасами энергетических ресурсов и мощным ТЭК, но существует резкая диспропорция между долями разных видов топлива в суммарных разведанных запасах и их долей в производстве энергоресурсов: нанефть и газ приходится менее четверти общих запасов, но они обеспечивают свыше 80% производства, а уголь и природный уран при 76% запасов дают лишь 13% поставок энергии.
Целью энергетической политики является максимально эффективное использование природных топливно-энергетических ресурсов и потенциала энергетического сектора для роста экономики и повышения благосостояния населения страны. В Энергетической стратегии России на периоддо 2020г. ставится задача достижения качественно нового состояния ТЭК, роста конкурентоспособности продукции и услуг на мировом рынке на основе использования потенциала и установления приоритетов развития комплекса, формирования мер и механизмов государственной энергетической политики с учетом прогнозируемых результатов ее реализации.
Основу реализации энергетической политики государства составит постоянно развивающаяся нормативно-правовая база, обеспечивающая стабильность, полноту и непротиворечивость нормативно-правового поля. К инструментам государственного регулирования ТЭК относятся:
— структурная политика (включая реформирование естественных монополий), направленная на построение конкурентных отношений в отраслях ТЭК, в частности установление недискриминационных правил доступа к инфраструктуре для всех участников, повышение прозрачности сделок купли-продажи энергоресурсов, создание организованных институтов открытой торговли энергетическими ресурсами на биржевых принципах;
— взаимосвязанные меры ценового (тарифного), налогового и таможенного регулирования; создание и развитие соответствующих механизмов государственного контроля над энергетическими рынками.
В Энергетической стратегии подчеркивается необходимость осуществления системы правовых, административных и экономических мер, стимулирующих эффективное использование энергии. В том числе возникает необходимость доработки законов «О техническом регулировании» и «Об энергосбережении» для ужесточения существующих норм, правил и регламентов, определяющих расходование топлива и энергии. В совершенствовании нуждается также система налогообложения добычи природных ресурсов. В России в целом платежи за пользование недрами (роялти), по оценкам, составляют в среднем 8,2% стоимости добытой нефти, что в 1,5-2,5 раза ниже мирового уровня. На природную ренту приходится около 70% национального дохода России. В федеральном бюджете доля платежей за пользование природными ресурсами составила: в 2002г.-до 8,6 % доходов бюджета, в 2003г.- 7,6%, в 2004г. - 10,2%. [1]
Таким образом, в России пока не создана единая правовая система, регулирующая деятельность ТЭК, кроме того, государство не использует имеющиеся
рычаги для стимулирования деятельности предприятий ТЭК. Изъятие дополнительной доли природной ренты и новые механизмы ее перераспределения способствуют ускоренному развитию отечественной экономики и повышению благосостояния населения.
Когда Российский союз энергоэффективности совместно с отделением энергетики, машиностроения, механики и процессов управления РАН с участием Совета при Президенте РФ по науке и высоким технологиям, министерствами, РАО «ЕЭС России», ОАО «Газпром» и регионами России организовал и провел в Москве 30.10.2002 г. первое всероссийское совещание «Энергоэффективность — основа устойчивого развития экономики России», то в принятых по итогам работы совещания рекомендациях особо подчеркивалась актуальность взаимосвязи между развитием экономики России и ускоренной реализацией мер по повышению энергоэффективности во всех отраслях хозяйства, в первую очередь в ТЭК, энергоемком производстве и ЖКХ. Важнейшей проблемой сегодня становится уже не только и не столько разработка отечественными учеными организациями новейших техник и технологий, сколько их внедрение в реальный сектор экономики. Отсутствие единой государственной политики в этом вопросе, а также нормативно-правовых основ стимулирования отечественных и иностранных инвесторов, непонимание роли энергоэффективности в становлении экономики страны не позволяют масштабно реализовы-вать проекты в этой области.
Эффективность реализации государственной политики природопользования РФ (макроуровень) напрямую зависит от эффективности внедрения ресурсосберегающих процессов на промышленных предприятиях страны (микроуровень), использования ресурсосберегающих, мало- и безотходных технологий в промышленном производстве, формирования и функционирования комплексной системы управления ресурсосберегающими процессами (СУРП) на отечественных предприятиях.
Например, омское предприятие ОАО «Сибнефть-ОНПЗ» реализовало программу снижения энергоемкости производства, которая позволила улучшить показатели энергоэффективности, в особенности в части использования топлива и топливно-энергетических ресурсов. Также важным «положительным» решением на предприятии стало создание распределенной автоматизированной системы управления производственно-хозяйственной деятельности (ПХД) и интегрированной с ней автоматизированной системой управления (АСУ) энергоресурсами. Именно интеграция этих двух направлений — энергосбережения и создания АСУ энергоресурсами — является ключевым фактором снижения энергозатрат и увеличения прибыли предприятия.
Реализация программы энергетического менеджмента включает ряд организационных действий, направленных на сокращение энергетических затрат и увеличение производительности труда, что особенно важно при практическом внедрении энергетического менеджмента в системы безопасности, управления качеством (в соответствии с международными стандартами ISO 9000), а также экологической безопасности (в соответствии со стандартами 14001).
Этапами проекта являются
1. Организационное обоснование и первичные обследования, устанавливающие главные цели и принципы выполнения проекта, целевые показатели энергоэффективности:
а) разработка политики управления энергоресурсами;
б) организация энергоменеджмента;
в) обеспечение мотивации персонала;
г) осуществление мониторинга, документирования, создание системы исследования;
д) обучение персонала;
е) выделение инвестиций.
2. Создание системы энергетического мониторинга (СЭМ) предприятия и АСУ энергоресурсами (АСУЭР), который включает все системы учета:
а) внутренний технический учет энергоносителей, детализированный по цехам, участкам, установкам;
б) внутренний учет всех энергоносителей (пар, вода, газ, тепло) повеем энергоцентрам;
в) внешний коммерческий учет (АСКУЭ);
г) диспетчерскую систему оперативного управления энергоресурсами (АСОДУЭ), интегрированную с АСУТП для расчета норм потребления энергии.
Подсистемы, собранные в СЭМ, позволяют получить достоверные результаты для энергоаудита и обоснованно разработать комплекс мероприятий по энергосбережению.
3. Энергетический и технологический аудит, который решает задачи анализа потребления, производства и распределения энергоресурсов, атакже определяет потенциал энергосбережения и осуществляет разработку ряда мероприятий по повышению энергетической эффективности. По результатам энергоаудита руководство предприятия получает оценку действительного энергопотребления и потенциала энергосбережения.
4. Разработка и внедрение комплекса взаимосвязанных мероприятий по повышению эффективности использования энергоресурсов. Этот этап предусматривает подготовку детального плана, основанного на результатах аудита. Проект должен иметь четкие сроки реализации и соответствовать бюджету. Мероприятия ранжируются по срокам и последовательности выполнения. Период реализации программы — 2-3 года.
5. Контроль и управление. Необходима координация управления всем комплексом мероприятий и выполнения программы в полном объеме и с максимальной эффективностью. Целесообразно привлечение генерального подрядчика. [4]
Таким образом, реализация программы ресурсосбережения на предприятиях, в частности за счет внедрения системы управления ресурсосберегающими процессами (СУРП), обеспечивает эффективность реализации государственной политики природопользования РФ.
Библиографический список
1. Астапов К., Реформированиетопливно-энергетичсского комплекса // Экономист, № 2 - 2004г. С. 21 -29
2. Глушкова В.Г., Макар C.B. Экономика природопользования: Учеб.пособие. - М.: Гардарики, 2003. — 448с.
3. ДрагульскийС.А. Энергоэффективность — основа устойчивого развития экономики России. // Экономические стратегии, №; 06/2003,С. 28-29
4. Сычев В.Б., Табаков В.А. Разработка комплексного проекта повышения энергоэффективности // Энергосбережение, №2 -2004 г., С. 36-37.
НАЙМУШИНА Елена Анатольевна, аспирант кафедры маркетинга и предпринимательства.