Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ ПОЛИТИКИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ В ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ ОТРАСЛЯХ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА'

РЕАЛИЗАЦИЯ ПОЛИТИКИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ В ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ ОТРАСЛЯХ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
155
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫЕ ОТРАСЛИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ / ФОНД РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ / ДИВЕРСИФИКАЦИЯ / ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ГРАЖДАНСКАЯ ПРОДУКЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ / HIGH-TECH INDUSTRIES / IMPORT SUBSTITUTION POLICY / NATIONAL PROJECTS / INDUSTRIAL DEVELOPMENT FUND / DIVERSIFICATION / MILITARY-INDUSTRIAL COMPLEX / CIVIL SECTOR PRODUCTION / PUBLIC PROCUREMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Брыкин Арсений Валерьевич, Шамхалов Ферид Имирасланович

В статье рассматриваются проблемы импортозамещения в высокотехнологичных отраслях оборонно - промышленного комплекса. На основе анализа статистических данных и нормативно - правовых актов проводится оценка эффективности политики импортозамещения с целью перехода к политике импортонезависимости. Исследование позволяет определить ряд институциональных и экономических мер по стимулированию импортозамещения для эффективной реализации национальных проектов и государственных программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Брыкин Арсений Валерьевич, Шамхалов Ферид Имирасланович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF IMPORT SUBSTITUTION POLICY IN HIGH - TECH SECTORS OF MILITARY - INDUSTRIAL COMPLEX

Authors perform the research of topical problems of the current state of import substitution in high - tech industries. The analysis of available statistics and legal acts provide the insights on effectiveness of the policy in order to switch to the policy of import independence. The research allows authors to reveal perspective ways and measures to stimulate the import substitution process for to effective implement of national projects.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ ПОЛИТИКИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ В ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ ОТРАСЛЯХ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА»

УДК 338.245

РЕАЛИЗАЦИЯ ПОЛИТИКИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ В ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ ОТРАСЛЯХ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА

© и

Брыкин Арсений Валерьевич

профессор Департамента социологии ФГОБУ ВО "Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации", профессор НИЯУМИФИ, доктор экономических наук

Шамхалов Ферид Имирасланович

директор НИИ инновационного развития промышленности ФГБОУВО "РЭУ им. Г.В. Плеханова", доктор экономических наук, профессор

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы импортозамеще-ния в высокотехнологичных отраслях оборонно-промышленного комплекса. На основе анализа статистических данных и нормативно-правовых актов проводится оценка эффективности политики импор-тозамещения с целью перехода к политике импортонезависимости. Исследование позволяет определить ряд институциональных и экономических мер по стимулированию импортозамещения для эффективной реализации национальных проектов и государственных программ.

Ключевые слова: высокотехнологичные отрасли, оборонно-промышленный комплекс, импортозамещение, национальные проекты, Фонд развития промышленности, диверсификация, гражданская продукция, государственные закупки.

Brykin Arseny Valeryevich, Professor of Sociology Department of the Financial University under the Government of the Russian Federation, Professor of National Research Nuclear University MEPhI, Doctor

of Economic Sciences, Moscow, Russian Federation

Shamhalov Ferid Imiraslanovich, Director of Research Institute of Innovative Development of Industry of FGBOU VO "Plekhanov Russian University of Economics ", Doctor of Economic Sciences, Professor, Moscow, Russian Federation

Implementation of import substitution policy in high-tech sectors of military-industrial complex.

Abstract. Authors perform the research of topical problems of the current state of import substitution in high-tech sectors of military-industrial complex. The analysis of available statistics and legal acts provide the insights on effectiveness of the policy in order to switch to the policy of import independence. The research allows authors to reveal perspective ways and measures to stimulate the import substitution process for to effective implement of national projects.

Keywords: high-tech sectors, defense-industrial complex, import substitution policy,

national projects, Industrial Development Fund, diversification, civil sector production, public procurement.

Введение. На современном этапе развития экономики все более масштабной становится задача диверсификации оборонной промышленности Российской Федерации, подразумевающая кардинальное изменение подходов к управлению предприятиями, их технологическую и структурную модернизацию. Вместе с импортозамещением в оборонно-промышленном комплексе (ОПК) приоритетом по-прежнему остается обеспечение технологической безопасности и обороноспособности нашей страны. В условиях существенного сокращения иностранных инвестиций актуальным становится поиск внутренних резервов развития экономики в наукоемкой высокотехнологичной сфере.

Задача импортозамещения в ОПК связана с усилением факторов, увеличивающих зависимость российской промышленности от иностранных поставщиков не только в сегменте сырья и материалов, но и в поставках новейших видов электронной техники, обрабатывающего высокоточного оборудования, различных видов комплектующих: подшипников, коммутационных устройств, гидравлических систем и прочих. Эти направления требуют первоочередного внимания и скоординированных действий.

Позицию руководства Российской Федерации в вопросах импортозамещения можно сформулировать следующим образом. Россия не должна зависеть от зарубежных поставок при выполнении оборонных заказов, а импортозамещение первостепенно для стратегически важных отраслей, обеспечивающих безопасность государства.

Опыт организации импортозамещения в высокотехнологичных отраслях промышленности. Для успешной замены иностранных товаров на отечественные проводится стимулирующая политика, направленная на создание российских аналогов востребованных товаров, технологическое перевооружение предприятий, создание новых высокопроизводительных

рабочих мест. При этом расчёты, выполненные на основе официальных данных Федеральной службы государственной статистики в отношении объёмов импорта товаров и доле в этом объёме высокотехнологичных товаров, показывают, что объём импорта вначале снизился на 50% с 2013 по 2016 год (с 24 078 млн $ до 12 028 млн $), а в период с 2016 по 2018 год увеличился на 47,9% (с 12 028 млн $ до 17 786 млн $). Таким образом, в последние годы имел место рост объёма импортных товаров на российском рынке. Следует отметить, что в целом доля высокотехнологичной продукции в импорте увеличилась с 58,7% в 2015 году до 67,2% в 2018 году1.

Одной из причин роста импорта является технологическое превосходство иностранных производителей. Проведённый анализ свидетельствует о том, что даже в условиях возрастающего санкционного давления и значительного ослабления курса рубля в 2014-2015 годы объём импорта постепенно растет. Вызывает серьезные опасения сохраняющаяся зависимость ОПК и современной радиоэлектронной аппаратуры от иностранных комплектующих. Именно в этой отрасли технологическое отставание российских производителей в последние десятилетия значительно увеличилось.

В 2014 году из-за заметного удорожания и снижения доступности иностранных товаров задача импортозамещения обозначилась наиболее остро. В утвержденном Правительством Российской Федерации плане первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году2 были предусмотрены следующие меры по стимулированию импортозамещения:

- ограничение доступа иностранным производителям к участию в государственных закупках;

- меры по поддержке отечественного экспорта несырьевых товаров;

- разработка отраслевых программ им-портозамещения;

- меры по обеспечению дополнительных заказов для российских производителей транспортных средств, в том числе авиа-

транспорта;

- преобразование Российского фонда технологического развития в Фонд развития промышленности с целью льготного финансирования проектов в сфере импорто-замещения.

В настоящее время действуют несколько сотен мер государственной поддержки диверсификации предприятий ОПК и выполнению задач импортозамещения, эффективность которых нуждается во всестороннем анализе.

Одним из таких инструментов поддержки является Фонд развития промышленности (далее - ФРП, Фонд), реализующий 10 программ, включая программу софинанси-рования проектов вместе с 61 региональным фондом развития промышленности. ФРП, в том числе по программе "Конверсия", выдаются займы от 80 млн до 750 млн руб. под 1% в первые три года и 5% - на оставшийся срок реализации проекта. Предприятия ОПК могут претендовать на получение финансовой поддержки в рамках инструментов Фонда, нацеленных на поддержку гражданской продукции. За такой поддержкой в Фонд обратились 138 из 1300 компаний ОПК. Получили поддержку 53 проекта предприятий ОПК на сумму 14,3 млрд руб. ФРП объявил об изменениях условий своей специализированной программы льготных займов. Программа ФРП - первый из инструментов финансовой поддержки, разработанный и запущенный в рамках Национального проекта "Повышение производительности труда и поддержка занятости". В рамках данного Национального проекта предприятия-участники смогут получить заем ФРП под 1% годовых, наладив у себя производственный поток-образец и подтвердив этот факт в федеральном или региональном центре компетенций.

До последней новации обязательным условием для подачи заявки на заем ФРП было получение сертификата Федерального центра компетенций в сфере производительности труда (ФЦК) о наличии у предприятия ключевых элементов производственной системы и достаточном уровне использования внутренних ресурсов повышения производительности. Появление альтернативы

расширит пул потенциальных заемщиков, поскольку налаживание потоков-образцов ФЦК подтвердил уже более чем 80 предприятиям. В будущем их количество будет расти, т.к. верифицировать наличие потоков-образцов смогут и региональные центры компетенций. В остальном ключевые условия программы ФРП остались прежними: ФРП выдает займы на сумму от 50 до 300 млн рублей под 1% годовых, общий бюджет проекта должен составлять не менее 62,5 млн рублей, а софинансиро-вание со стороны предприятия - от 20%. Средства ФРП могут быть направлены на приобретение промышленного оборудования, его монтаж и наладку, инжиниринг, опытно-конструкторские работы, а также на покупку специализированного программного обеспечения3. Вследствие того что ФРП не осуществляет финансирование проектов, направленных на проведение НИОКР, финансирование таких работ осуществляется профильными ведомствами за счёт государственного бюджета.

В настоящее время действуют 23 отраслевых плана мероприятий по импортозамеще-нию в приоритетных отраслях промышленности. Эти планы содержат перечни видов продукции, по которым было запланировано импортозамещение, с указанием целевых показателей доли импортной продукции на рынке к 2024 году.

В течение 2015-2019 годов на импор-тозамещение в промышленности было направлено более 2 трлн рублей. И сегодня государство продолжает оказывать поддержку в замещении импорта по важнейшим направлениям. С 2015 года в среднем по машиностроению наблюдался прирост доли российской продукции с 38% до 60%, а в целом по обрабатывающей промышленности планку в 50% преодолели 13 отраслей, 5 из них превысили рубеж в 75%. Некоторые отрасли кратно нарастили своё присутствие на внутреннем рынке. В частности, доля российской продукции машиностроения для пищевой промышленности увеличилась почти в 4 раза, сельхозмаша и станкопрома - более чем в 2 раза4.

Основной резерв импортозамещения

видится в сфере закупок российской высокотехнологичной продукции в рамках национальных проектов. Закупки в рамках их реализации в сегменте машин и оборудования составляют более 6 трлн рублей. Из них больше половины (3,2 трлн руб.) могут и должны быть обеспечены продукцией российского машиностроения, в том числе 1,4 трлн рублей - в рамках диверсификации ОПК. Дополнительный спрос на российскую машиностроительную продукцию уже в 2020 году составит приблизительно 500 млрд рублей, в следующем году - 556 млрд рублей, далее - более 600 млрд рублей. Это эквивалентно 3,5-4 % всего внутреннего рынка машиностроения, который составляет около 14 трлн рублей5.

Вместе с тем сравнительный анализ планов импортозамещения на 2015-2020 годы и на 2019-2024 годы свидетельствует о том, что за годы их реализации зависимость российской экономики от импорта не ослабла, а по ряду высокотехнологичной продукции увеличилась. Отсутствие выстроенных логистических цепочек на разных стадиях жизненного цикла товаров, разработка импортозамещающих технологий в отдельных сегментах не позволяет достичь желаемых показателей импортозамещения по всему жизненному циклу продукции.

Перспективы развития импортозамещения. Действующие программы импортозамещения в 2020 году формально заканчиваются. Их новая версия до 2024 года будет ориентирована не только на конечную продукцию, но и на замену комплектующих и материалов. Под эту задачу трансформируются системные механизмы господдержки, в частности ФРП направит на проекты им-портозамещения практически все 40 млрд рублей, которые выделяет Правительство Российской Федерации в 2020 году6.

Опыт 2020 года, когда международная торговля застопорилась из-за закрытия границ и эпидемии коронавируса, показал необходимость продолжения работы в области импортозамещения в первую очередь в сегменте электроники, которая определяет конкурентоспособность практически всех

отраслей промышленности.

В радиоэлектронной отрасли действует программа по импортозамещению, в рамках которой проведён комплекс НИОКР, направленных на разработку широкого спектра изделий микроэлектроники и технологий их изготовления. Ожидаемые результаты не были достигнуты, что обусловлено следующими причинами:

- устареванием к моменту окончания НИОКР разработанных образцов электронных компонентов в сравнении с иностранными аналогами;

- ограничениями в применении новых образцов техники из-за несовместимости компонентов иностранного и российского производства;

- малым спросом на новую российскую электронно-компонентную базу;

- неконкурентоспособностью российских производителей по издержкам в сравнении с мировыми лидерами.

Особенностью бюджетных НИОКР является значительный по длительности временной цикл с момента окончания разработки до внедрения ее в серийное производство. Создание новых изделий с заданными характеристиками требует проведения в рамках НИОКР дополнительных испытаний на на стадии конечной продукции. Практика показывает, что даже простой транзистор может пройти ряд этапов длительностью 7-10 лет, пока не станет комплектующим конечного продукта. Следует отметить невозможность эффективной коммерциализации результатов проводимых НИОКР в связи с тем, что действующие госпрограммы в сфере импор-тозамещения непривязаны к конкретным рынкам и нескоординированы с процессом диверсификации предприятий ОПК7.

Эффективному проведению диверсификации в ОПК препятствует наличие ряда системных проблем:

1. Обособленность ОПК от "гражданских" отраслей и рынка. Исторически российский ОПК развивается по иным правилам, нежели вся остальная экономика: ценообразование, техническое регулирование, стандартизация, выбор материалов и т.д. Предстоит работа по адаптации существу-

ющей производственно-конструкторской базы к практике гражданских рынков.

2. Высокий уровень долговой нагрузки предприятий ОПК, которая оценочно составляет 2 трлн руб. с ежегодным объёмом расходов на обслуживание в 200 млрд руб.8, что неизбежно влияет на ограничение возможностей по диверсификации производств, внедрению передовых технологий, кадровому развитию9. В последнее время всё чаще высказываются предложения о списании части долгов, однако нерыночные способы разрешения этой проблемы в перспективе могут усугубить негативные последствия этой кредитной зависимости.

3. Трудности доступа отечественных предприятий на рынки сбыта внутри страны исторически идут с 1990-х годов, когда после распада СССР рынок был без борьбы отдан иностранным компаниям. Отечественные производители, работавшие в строгой кооперационной иерархии Госплана СССР, потеряли свои позиции, а иностранные производители начали доминировать на российском рынке, наращивая показатели доходности за счет российского государственного бюджета и бюджета компаний с государственным участием.

С активным развитием в России законодательства о закупках10,11 ситуация не изменилась. Анализ внутреннего рынка свидетельствует о доминировании иностранной продукции в сегментах гражданского рынка по различным категориям заказчиков. По данным единой информационной системы в сфере закупок в 2019 году в сферах радиоэлектроники, оптоэлектроники и медицинского оборудования государственными заказчиками было выполнено более 300 тыс. конкурсных процедур объемом свыше 850 млрд рублей. Исходя из имеющихся ресурсов и возможностей, предприятия радиоэлектронного комплекса Государственной корпорации "Ростех" планировали принять участие в 600 конкурсах на сумму более 100 млрд рублей, в том числе в рамках Национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации". В результате фактически выиграно 242 конкурса на сумму 44,8 млрд рублей, проиграна 191 конкурс-

ная процедура на сумму 35,6 млрд рублей. От участия в остальных конкурсах пришлось отказаться. Анализ выявил следующие причины проигрышей в конкурсах:

• ценовой фактор - демпинг со стороны иностранных производителей и более высокая себестоимость отечественной продукции;

• критерии конкурсного отбора, не учитывающие опыт работы предприятий на аналогичных рынках;

• субъективизм заказчиков в определении значимости критериев оценки - целенаправленное указание технических характеристик объектов закупок иностранного производства, в результате - вынужденный отказ отечественных производителей от участия в конкурсах;

• короткие сроки поставки и выполнения работ по условиям конкурса и отсутствие авансирования;

• смешение лотов отечественной и иностранной продукции.

Аргумент, что закупка иностранной продукции по более низким ценам экономит бюджетные средства, при комплексном государственном подходе рассыпается на глазах. При такой закупке налоги в российском бюджете, как правило, не превышают 1-2% суммы контракта. При закупке российского товара более высокая цена нивелируется тем, что в стране создаются рабочие места, формируется налогооблагаемая база для отчисления в социальные фонды, налога на прибыль, на имущество, землю, а также амортизация. Чем больше локализация производства внутри страны, тем больше этот мультипликативный эффект. При сопоставимой рентабельности российский производитель товара оплачивает в бюджет страны в 6-7 раз больше налогов, чем иностранный11.

Необходимо исправить ситуацию, при которой реализация национальных проектов в России и практика государственных закупок укрепляют зависимость страны от импорта, развивают иностранных производителей, создавая за рубежом рабочие места. Без взвешенного стратегического государственного подхода к регулированию системы государственных закупок осуществить это невозможно.

В течение 2019 года активно обсуждались варианты поддержки российских производителей в целях продвижения отечественной продукции на внутреннем рынке, в том числе в рамках нацпроектов. Основными предложениями от промышленников наряду с ценовой преференцией и правилом "третий лишний" стала инициатива обязательного квотирования объемов отечественной продукции при государственных закупках в объеме не менее 20%. В результате нормативно были закреплены только 15% и 30% ценовых преференций, а также применение правила "третий лишний"13,14. При этом в силу недоработки ряда нормативных актов эти меры не сработали, и преференции в части доступа на рынки сбыта производители российской радиоэлектронной продукции фактически не получили. Лишь в августе 2020 года были внесены изменения в федеральные законы №44-ФЗ и №223-ФЗ в части включения в них механизма квот. Остается надеяться, что разрабатываемые ныне подзаконные акты обеспечат ожидаемый результат.

Регулятивные нормы, закрепленные в Федеральном законе от 31 декабря 2014 г. №488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации", запрещают давать преференции отечественным производителям в случае противоречия мерам ВТО и другим международным обязательствам Российской Федерации15,16. Главенство международного права сводит на нет львиную долю инициатив, направленных на поддержку российских производителей. Следуя действующему законодательству, мы видим ситуацию, когда ФАС России разъясняет, что все фирмы - резиденты стран ЕАЭС приравнены к отечественным, что базовые преференции для отечественных производителей противоречат нормам Генерального соглашения по тарифам и торговле 1947 года (ГАТТ) или договора о Евразийском экономическом союзе, а значит не могут применяться в практике закупок. В результате получается, что открыто указывать в тендерной документации характеристики архитектуры Intel или Huawei можно, а отечественного продукта нельзя.

Вместе с тем США и Китай идут на подобные "нарушения", когда речь заходит об экономических выгодах для их производителей. Закон "Покупай американское" в США и вовсе вводит в рамках государственной идеологии преимущественный подход к использованию американских продуктов во всех случаях целесообразности общественного блага. Этот закон отражает идеологию и целеполагание государственных закупок, возникшие в период Великой депрессии. Закон напрямую способствует достижению глобальной цели - стать лидером во всем и отражает базовую ценность - общественное благо граждан США. Закон "Покупай американское" защищает внутренний рынок, открыто ставя доминантой безусловный приоритет внутреннего производителя, который выражается не в терминах цены, а в рациональном отношении к общественным интересам жителей страны. Это сильно контрастирует с тем, что было сделано в трудный период развития Российской Федерации, в 1990-е годы.12

Стоит отметить, что закон "Покупай американское" совершенно не церемонится с официально продвигаемой руководством США идеологией либерализма и главенства конкуренции на рынках других стран, отстаивая свои интересы на внутреннем рынке путем жесткого протекционизма. Закон создал вокруг регулятивных органов систему продвижения идеологии, в которой любой чиновник и любая компания, видящая себя в контрактной системе США, вынуждены думать и действовать в терминах общественного интереса американцев - интереса не ведомственного, не корпоративного, а именно общественного. Этот посыл за десятилетия правоприменения закона культивирует и поддерживает патриотизм по отношению к стране и ее производителям, мнение об исключительности всего американского.

В итоге этот закон реально поддерживает американского производителя, в какой бы сфере он ни работал. Несоблюдение установленных норм приоритетности общественного американского интереса влечет простые и действенные санкции к компаниям, ведомствам и чиновникам. Они изгоняются

из системы государственных закупок. А в России до сих пор законодательно главным критерием эффективности государственной закупки является минимальная цена, независимо от иностранного или отечественного производителя, а понятие общественный интерес в нормативно-правовых актах и положениях о закупках отсутствует11.

Отсутствие идеологической составляющей в сфере закупок нашей страны приводит к серьезным негативным последствиям:

1. Такие механизмы импортозамещения, как "запреты", "третий лишний" и "ценовые преференции", легко обходятся заказчиками и слабо работают на стимулирование закупок российских товаров. Часто в закупочной документации необоснованно завышаются технические требования к закупаемой продукции с акцентом на специфические особенности, характерные для конкретного вида иностранной продукции. Заказчики преднамеренно смешивают лоты с российской и иностранной продукцией, обходя установленные преференции для отечественной продукции. При этом административная ответственность в виде штрафа или дисквалификации редко применяется и не останавливает заказчика от злоупотреблений.

2. Российские производители не знакомы заранее с объемами товаров закупок заказчиков в течение предстоящего года, вследствие чего невозможно планировать производство. Функционал единой информационной системы в сфере закупок не позволяет опетативно выгружать информацию о товарной номенклатуре, закупаемой госзаказчиками в Российской Федерации.

3. Заказчики практикуют уловки в виде коротких сроков подачи заявок и исполнения контрактов, что не позволяет российским производителям поставлять свою продукцию. При текущей ситуации закупается имеющаяся на складах иностранная продукция. У заказчиков нет мотивации на долгосрочной основе взаимодействовать с российскими поставщиками при формировании технических заданий. Нормативным актом не установлена обязательность такого взаимодействия.

4. Государственный каталог объектов

закупок не работает на отстаивание интересов отечественной промышленности. Оператор каталога Минфин России в ходе текущей практики описания товаров (работ, услуг), включаемых в каталог, не учитывает характеристики отечественной продукции. Минпромторг России не имеет полномочий влиять на подготовку описаний товаров, работ и услуг.

5. Преобладающее число закупок не предусматривает авансирования контрактов, что выгодно крупным иностранным компаниям, имеющим доступ к дешевому кредитованию на международных рынках капитала.

6. Под видом закупки услуг и работ поставляется иностранная продукция при отсутствии каких-либо законодательных запретов. Рынок закупок услуг и работ превышает объемы контрактации товаров, поэтому заказчики через закупки услуг и работ обходят установленные преференции при закупках самих товаров. Тем самым саботируется государственная политика в сфере импортозамещения.

Упомянутые выше проблемы свидетельствуют о том, что механизмы поддержки российских производителей работают слабо. Государственный бюджет России фактически продолжает работать на иностранных производителей12.

Необходимо исправить эту ситуацию до масштабной реализации национальных проектов, иначе они не смогут стимулировать модернизацию российской промышленности. Важно отметить, что в Конституцию Российской Федерации в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года внесена в том числе норма о главенстве национального права над правом международным. Положение статьи 79 о возможности участия России в межгосударственных объединениях и международных договорах дополнено указанием о том, что решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров, противоречащих Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации, не подлежат исполнению17.

Важно продолжить совершенствование

законодательства в данном ключе, в связи с чем выскажем некоторые конкретные предложения:

1. В Федеральном законе от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ, в статье 111 необходимо внести пункт: если закупается услуга, то и оборудование, которое остается на балансе исполнителя при исполнении этой услуги, должно подпадать под нормы данного законодательства.

2. Следует перейти от слабо работающих директив к выделению стратегических для страны секторов высокотехнологичного оборудования и использованию для этих секторов статьях 20, 21 ГАТТ, позволяющих в ряде случаев игнорировать ограничения ВТО по недискриминационному доступу на рынок.

3. Важно предусмотреть в Федеральном законе от 26 августа 2017 г. №187-ФЗ18 список стратегически важных сегментов народного хозяйства (телекоммуникации, вычислительная техника, АСУ ТП и др.), а также в статье 6 утвердить полномочия Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации по данному списку, затем внести изменения в статью 8 Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-Ф3, дающие права на преференции и меры господдержки отечественным производителям при осуществлении госзакупок в интересах объектов, входящих в указанный список12.

Учитывая процессы глобализации, следует отметить, что стопроцентное импорто-замещение не всегда является экономически обоснованным и достижимым. Разумной альтернативой является импортонезависи-мость в ключевых сегментах экономики.

Одним из таких сегментов является нефтегазовая промышленность, общий объем господдержки которой до 2024 года составит более 30 млрд рублей. В результате соответствующих государственных программ в России должны появиться современные технологии и флот для транспортировки нефти и сжиженного природного газа.

В другой стратегически важной отрасли - судостроении - в соответствии со Стратегией развития судостроительной промышленности на период до 2035 года

отечественная доля в стоимости конечной гражданской продукции к 2035 году должна составить 75%. В сравнении с зарубежными аналогами российские проекты в рамках импортозамещения на первом этапе зачастую стоят дороже, однако по мере освоения и развития будут расти их экспортный потенциал и конкурентоспособность. Важное значение имеет поддержка развития импортозамещающих проектов в области создания гражданских судов и судового комплектующего оборудования16.

В настоящее время в федеральных государственных структурах ведется работа по дальнейшей разработке целей национального развития на период до 2030 года и соответствующей корректировке национальных проектов с учетом актуальных потребностей противодействия распространению коронавирусной инфекции и санкционных режимов. Подготовленный Правительством Российской Федерации общенациональный план по восстановлению экономики включает обновленный комплекс национальных целей:

- сохранение населения, здоровья и благополучия людей;

- создание условий для самореализации и развития талантов;

- обеспечение комфортной и безопасной среды для жизни;

- достойный эффективный труд людей и успешное предпринимательство;

- цифровую трансформацию не только производства, но и всей общественной жизни20.

Основная цель плана - преодолеть спад экономики, вызванный пандемией корона-вируса, и выйти на устойчивые темпы роста ВВП для стабильного роста реальных доходов граждан. Общенациональный план действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения, предполагает 3 этапа:

На первом этапе (до конца III квартала 2020 года) необходимо стабилизировать ситуацию, не допустить дальнейшего падения доходов людей.

На втором этапе (до II квартала 2021 года) планируется завершить процесс вос-

становления экономики, снизить уровень безработицы, повысить рост доходов граждан примерно до уровня 2019 года;

На третьем этапе (III и IV кварталы 2021 года) необходимо добиться устойчивого долгосрочного экономического роста: снизить уровень бедности и увеличить количество граждан, чьи доходы превысят уровень прожиточного минимума, численность занятых в малом и среднем бизнесе должна достигнуть докризисного уровня21.

Достижение целей планируется за счет комплекса мер по разным направлениям: усиление инвестиционной активности; использование современных цифровых технологий; повышение уровня образования; строительство качественного жилья. Всего в плане около 500 мероприятий. Стоимость его реализации за 2 года составит около 5 трлн рублей. Общенациональный план синхронизирован с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации. В базовом сценарии рост промышленного производства по итогам 2021 года ожидается на уровне 3%, в обрабатывающем секторе - 4%19,22.

За 9 лет в России создан инструментарий господдержки промышленного комплекса, охватывающий весь жизненный цикл продукта - от разработки до продажи. Действуют более 400 видов поддержки и более 15 институтов развития, ориентированных на одни и те же объекты и цели. Напрашивается вопрос, почему так низка отдача всех этих мер? Существуют, на наш взгляд, две основные причины. Первая и главная - отсутствие единого органа, института развития, который должен координировать и систематизировать все меры для получения максимального эффекта. Вторая - крайне низкий уровень информированности предприятий о действующих мерах господдержки.

Представляется целесообразным провести инвентаризацию действующих мер и институтов господдержки, устранив дублирование. Так, Минпромторг России с 2020 года вместо 40 узкоотраслевых мер государственной поддержки концентрируется на 15-20 крупных универсальных инструментах. Если говорить о субсидиро-

вании НИОКР, то уже произошел переход от узкоотраслевых направлений к универсальной программе. Перечень современных технологий, на которые будут направлены меры поддержки, будет утверждаться Правительством Российской Федерации, а ранее утверждался межведомственной комиссией при Минпромторге России. Вместо конгломерата мер и инструментов необходимо создать систему мер, действующую по принципу "единого окна" для предприятий. При этом важно разработать единые требования к заявочным и отчетным документам.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Заключение. Анализ процессов, связанных с импортозамещением в российской экономике, позволяет сформулировать следующие выводы:

1. Необходимость экономической детерминированности мер поддержки импортоза-мещения реализуется в механизме государственного софинансирования проектов через ФРП. Требование экономической обоснованности проектов, претендующих на государственную поддержку, является ключевым для успешности всей программы.

2. В решении задач импортозамещения следует сделать акцент на рынках товаров, а не на отдельных видах продукции, оценив потенциал платежеспособного спроса.

3. Необходима координация политики импортозамещения с протекающими процессами диверсификации в ОПК.

4. В целях достижения высокого уровня конкурентоспособности российских товаров необходимо проведение политики в области стандартизации и обеспечение контроля качества производимой продукции. Стоит перейти от обеспечения стандартов качества продукции к стандартам качества технологических процессов, необходимых для ее производства.

5. До тех пор пока у заказчиков не будет персональной мотивации закупать российские товары, организаторы закупочных процедур найдут способы обойти законодательство и купить иностранный товар. Нужно выработать ключевые показатели эффективности для госслужащих и сотрудников госкомпаний, формирующие эту

мотивацию. Данные показатели можно связать с квотами российских товаров в госзакупках с механизмом их ежегодного пересмотра. При создании таких условий мы не только поможем отечественным производителям со сбытом продукции, но и переведем реализацию нацпроектов в катализатор стратегического развития реального сектора экономики страны. Эти меры серьезно улучшат инвестиционную привлекательность российских высокотехнологичных производств и станут фактором их долгосрочной конкурентоспособности.

В настоящее время национальный режим в рамках Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ адаптируется, прорабатываются вопросы расширения мер протекционизма для российских производителей. Проведена большая работа Правительством Российской Федерации с администраторами национальных проектов. В рамках единого нормативного правового акта Правительством Российской Федерации планируется создать максимально благоприятные условия для российского производителя при госзакупках в рамках реализации нацпро-ектов. В ряде сегментов, предназначенных для обеспечения нужд обороны и безопасности, сохранится запрет на приобретение иностранной продукции при наличии отечественных аналогов, начнут действовать квоты. По предварительной оценке, эффект от предложенных мер позволит увеличить объем отечественной продукции, реализованной в рамках национальных проектов, с 3,6 до 4,5 трлн рублей.

Список литературы

1. ЕМИСС государственная статистика: сайт.- URL:https://fedstat.ru/indicator/37148 (дата обращения:14.09.2020).

2. О плане первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году: распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 января 2015 г. № 98-р // Собрание законодательства Российской Федерации.- 2015.-№5.-Ст.866.

3. Больше предприятий смогут повысить про-

изводительность труда с помощью займов ФРП.-URL: https://minpromtorg.gov.ru/press-centre/ news/#!bolshe_predpriyatiy_smogut_povysit_ proizvoditelnost_truda_s_pomoshhyu_zaymov_frp (дата обращения: 02.12.2019).

4. Денис Мантуров выступил в рамках Правительственного часа в Совете Федерации.-URL: https://minpromtorg.gov.ru/press-centre/ news/#!denis_manturov_vystupil_v_ramkah_ pravitelstvennogo_chasa_v_sovete_federacii (дата обращения: 08.07.2020).

5. Владимир Путин провел совещание с членами Правительства.- URL: http://minpromtorg. gov.ru/press-centre/news/#!vladimir_putin_provel_ soveshhanie_s_chlenami_pravitelstva1580930667 (дата обращения: 05.02.2020).

6. Денис Мантуров выступил в рамках Правительственного часа в Госдуме.-URL: http:// minpromtorg.gov.ru/press-centre/news/#!denis_ manturov_vystupil_v_ramkah_pravchasa_v_ gosdume (дата обращения: 10.06. 2020).

7. Дмитрий Рогозин на конференции по диверсификации в Перми рассказал о приоритетах ОПК: сайт ОВК "Бизон".-URL:https://www. interpolitex.ru/media/news/novosti-bezopasnosti/ dmitriy-rogozin-na-konferentsii-po-diversifikatsii-v-permi-rasskazal-o-prioritetakh-opk/ (дата обращения: 01.09.2020).

8. Почему российскому ОПК потребовалось списание 700 млрд рублей кредитов. Вице-премьер Юрий Борисов обосновал это предложение тем, что оборонные предприятия "живут впроголодь".- URL: https://www.rbc.ru/economi cs/08/07/2019/5d2320289a7947771c7d26ea (дата обращения: 16.09.2020).

9. Совещание по финансовому оздоровлению организаций ОПК.- URL: http://kremlin.ru/ events/president/news/61839 (дата обращения: 16.10.2020).

10. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ // Собрание законодательства РФ.-2013.-№14.-Ст. 1652.

11. О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц: Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 223-Ф3 // Собрание законодательства Росийской Федерации.-2011.-№30.-Ст.4571.

12. Брыкин А.В. Могут ли национальные проекты стать катализатором развития российской высокотехнологичной промышленности? (Идеология и государственные закупки) // Экономист.- 2020.- №3.- С. 3-9.

13. О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами: постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. № 925 // Собрание законодательства Российской Федерации.-2016.-№ 39.-Ст. 5649.

14. О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. № 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации: постановление Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. № 878 // Собрание законодательства Российской Федерации.-2019.-№ 29 (ч. 2).-Ст. 4023.

15. Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд: приказ Министерства финансов Российской Федерации от 4 июня 2018 г. № 126н.-URL: Ы1р://риЬИсайоп. pravo.gov.ru/Document/View/0001201810250021 (дата обращения: 15.09.2020).

16. О промышленной политике в Российской Федерации: Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. № 488-ФЗ // Собрание законодательства

Российской Федерации.-2015.-№1 (ч.1).- Ст. 41.

17. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с поправками).-иКЬ: https://base.garant. ги/10103000/ (дата обращения: 04.07.2020)..

18. О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации: Федеральный закон от 26 июля 2017 г. № 187-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации.-2017.-№31 (ч.1).-Ст. 4736.

19. Интервью Дениса Мантурова изданию "Известия".-URL: https://minpromtorg. gov.ru/press-centre/news/#!intervyu_denisa_ manturova_izdaniyu_izvestiya0 (дата обращения: 22.09.2020).

20. О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года: Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474.-URL: https://www.garant. m/products/ipo/prime/doc/74304210/ (дата обращения: 01.09.2020).

21. Общенациональный план действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения. Правительство Российской Федерации.-URL: https://www.garant. m/products/ipo/prime/doc/74678576/#review (дата обращения: 27.10.2020).

22. Стенограмма встречи Президента России с Председателем Правительства Российской Федерации, 2 июня 2020 г.-URL: http://prezident. org/tekst/stenogramma-vstrechi-vladimira-putina-s-mihailom-mishustinym-02-06-2020.html (дата обращения: 02.06.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.