Научная статья на тему 'Государственная политика импортозамещения -стимулирующий инструмент развития реального сектора экономики Российской Федерации'

Государственная политика импортозамещения -стимулирующий инструмент развития реального сектора экономики Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1144
387
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ / РЕАЛЬНЫЙ СЕКТОР / НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ / STATE POLICY OF IMPORT SUBSTITUTION / REAL SECTOR / NATIONAL ECONOMY / INDUSTRY / STATE INDUSTRIAL POLICY / STATE PROCUREMENTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лебедева Полина Олеговна

В статье рассматривается роль государственной поддержки в организации производства импортозамещающей продукции, проанализированы управленческие решения. Сделан вывод о том, что реализация политики импортозамещения создает условия для развития и повышения эффективности реального сектора экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE IMPORT SUBSTITUTION POLICY AS STIMULATING TOOL FOR REAL SECTOR OF THE RUSSIAN ECONOMY DEVELOPMENT

In article was observed the role of state support in the process of organizing import-substitution productions, was analyzed management decisions. The author believes that the implementation of import substitution policy can create conditions for development and improvement the efficiency of real sector.

Текст научной работы на тему «Государственная политика импортозамещения -стимулирующий инструмент развития реального сектора экономики Российской Федерации»

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ -СТИМУЛИРУЮЩИЙ ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация. В статье рассматривается роль государственной поддержки в организации производства импортозамещающей продукции, проанализированы управленческие решения. Сделан вывод о том, что реализация политики импортозамещения создает условия для развития и повышения эффективности реального сектора экономики.

Ключевые слова. Государственная политика импортозамещения, реальный сектор, национальная экономика, промышленность, государственная промышленная политика, государственные закупки.

Lebedeva P.O.

STATE IMPORT SUBSTITUTION POLICY AS STIMULATING TOOL FOR REAL SECTOR OF THE RUSSIAN ECONOMY DEVELOPMENT

Abstract. In article was observed the role of state support in the process of organizing import-substitution productions, was analyzed management decisions. The author believes that the implementation of import substitution policy can create conditions for development and improvement the efficiency of real sector.

Keywords. State policy of import substitution, real sector, national economy, industry, state industrial policy, state procurements.

Проблема замещения импортных товаров отечественными стоит перед российским бизнесом еще начиная со времени распада СССР. Очередным толчком к решению этой проблемы стало введение экономических санкций. В сложившихся условиях текущую ориентацию на импортозамещение можно считать вынужденной мерой для создания стабильной и сбалансированной обстановки как внутри реального сектора, так и в экономике страны в целом. Грамотно построенные процессы импортоза-мещения со стороны как государства, так и бизнеса могут послужить толчком для индустриализации и диверсификации промышленного потенциала российской экономики.

Российская экономическая политика в последние годы в большой степени направлена на развитие конкурентоспособных отраслей, таких как газовая, нефтяная, металлургическая, алмазная и лесная промышленность, энергетика. Более того, развиваются и менее конкурентоспособные отрасли - авиакосмическая и атомная промышленность, машиностроение. Одной из причин низкой конкурентоспособности в этих отраслях является преобладание отсталых технологий и большой износ основных производственных фондов. Стартом к активизации государственной политики импортозамещения можно назвать послание Президента РФ Федеральному собранию в декабре 2014 года, в котором сделан акцент на необходимость проведения политики импортозамещения, направленной на снятие «критической зависимости» от импортных товаров и технологий практически во всех отраслях рос-

ГРНТИ 06.03.07 © Лебедева П.О., 2019

Полина Олеговна Лебедева - аспирант кафедры национальной экономики Санкт-Петербургского государственного экономического университета.

Контактные данные для связи с автором: 191023, Санкт-Петербург, Садовая ул., 21 (St. Petersburg, Sadovaya str.,

21). Тел.: +7 952 351-80-27. Е-mail: pollyk@mail.ru.

Публикуется по рекомендации д-ра экон. наук, проф. Л. А. Миэринь

Статья поступила в редакцию 25.04.2019.

сийской экономики. По мнению Президента, из-за границы должны поставляться только уникальные товары, услуги и технологии, которые невозможно производить на территории России по тем или иным причинам [8].

В связи с введенными санкциями, в 2015 году Правительство РФ приняло решение о создании Правительственной комиссии по импортозамещению, основными задачами которой являются [9]: правое регулирование политики импортозамещения; рассмотрение долгосрочных программ развития и инвестиционных программ в части реализации государственной политики импортозамещения; определение мер на повышение инвестиционной привлекательности проектов в области импортозамещения; координация деятельности федеральных органов по созданию производства товаров и услуг, которые не имеют российских аналогов; координация деятельности федеральных органов в части разработки государственных программ РФ, федеральных целевых программ, а также других документов, направленных на создание условий реализации проектов импортозамещения.

Последние годы Правительство России наряду с Правительственной комиссией по импортозаме-щению внедряет и реализуют новые законопроекты, а также вносит поправки в уже существующие. Угроза экономической и технологической безопасности страны возникает, если доля импорта стратегически важного товара составляет более 25%. К 2014 году к числу отраслей, которые нуждаются в импортозамещении относились медицинская и фармацевтическая промышленность (70-80% импорт), тяжелое машиностроение с долей импорта 60-80%, радиоэлектроника (80-90%), легкая промышленность (70-90%), а также пищевая промышленность (60-80% импорт) [7].

В 2014 году Министерство промышленности и торговли сформировало программу импортозамещения, которая содержала около 20 отраслевых планов, включающих более 2000 проектов. Это должно было позволить преодолеть критическую зависимость от импортной продукции. Стоимость технологических направлений по отраслевым планам составляла около 2,5 трлн рублей [6]. С целью защиты внутреннего рынка России, а также роста национальной экономики и поддержки внутренних производителей, 14 июля 2014 года было подписано постановление Правительства РФ о запрете закупки некоторых видов товаров машиностроения иностранного производства для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В 2015 году вступил в силу Федеральный закон «О промышленной политике в Российской Федерации» [18], один из разделов которого посвящен реализации государственной информационной системы промышленности (ГИСП). ГИСП является одним из главных элементов инфраструктуры обеспечения реализации промышленной политики государства, который позволяет перейти на новый качественный уровень при планировании, мониторинге реализации промышленной политики, а также позволить увеличить скорость и эффективность взаимодействия органов власти и субъектов деятельности в сфере промышленности. Основными задачами ГИСП являются [19]: автоматизация процедуры подбора и анализа информации, необходимой для реализации политики стимулирования развития промышленности и контроля деятельности федеральных органов исполнительной власти по реализации деятельности, стимулирующей деятельность промышленности; информирование о предоставляемой поддержке деятельности в сфере промышленности; повышение эффективности сбора и обработки информации об актуальном состоянии промышленности и перспективах ее развития.

Министр промышленности и торговли РФ Мантуров Д.В. в своей статье «Политика импортозамещения как один из драйверов новой индустриализации и технологического развития» [5] отметил, что в России создана четкая и логичная система государственной поддержки импортозамещения. Основными инструментами проведения такой политики являются: таможенно-тарифное и нетарифное регулирование внешней торговли, государственные закупки, стандартизация и оценка соответствия, налоговое стимулирование и обеспечение доступного финансирования, специальные инвестиционные контракты. Данные меры могут привести к подъему высокотехнологичной отрасли, а также привлечению капитала для развития инновационных технологий.

Одной из сложностей реализации таможенно-тарифной политики является разработка новых нормативных требований, которые будут в значительной мере соответствовать международным нормам. Одним из эффективных инструментов для стимулирования производства можно назвать государственный заказ. На сегодняшний день развитые страны эффективно используют именно этот инструмент. Правительством РФ принято уже пять постановлений, которые ограничивают долю импортных товаров, предоставляя существенные приоритеты отечественному производителю. Минпромторг РФ

предложил ввести правила в государственных закупках, которые не позволяют закупать импортные товары. В рамках данной программы, 80% закупаемых товаров должны быть произведены внутри страны. Система стандартизации могла бы стать высокоэффективным инструментом развития им-портозамещения в РФ. В 2015 году был принят Федеральный закон «О стандартизации в Российской Федерации» [17], в Росстандарте разработана «Программа стандартизации в области импортозамеще-ния», реализация которой позволит повысить конкурентоспособность российской промышленной продукции. Контролем качества, а также сертификацией и продвижением российской продукции как на внутреннем, так и на внешнем рынке занимается система качества, которая была учреждена Правительством РФ в 2015 году [15].

В 2014 году был создан Фонд развития промышленности (ФРП), который обеспечивает льготное финансирование проектов, основной задачей которого является предоставление займов предприятиям на льготных условиях для развития импортозамещающих производств. За пять лет существования ФРП запустил несколько программ, таких как «Проекты развития», «Комплектующие изделия», «Лизинговые проекты», «Конверсия», «Станкостроение», «Маркировка лекарственных средств», «Цифро-визация промышленности», «Федерально-региональные займы», которые направлены на создание нового финансового инструмента, способствующего увеличению объемов кредитования предприятий реального сектора экономики на долгосрочных и льготных условиях, в частности для развития промышленных производств, направленных на создание продукции импортозамещения [14]. По состоянию на конец августа 2018 года, ФРП профинансировал порядка 300 проектов из 60 регионов России. Сумма льготных займов составила свыше 65 млрд рублей при общей стоимости реализации проектов около 245 млрд рублей [20]. Источником финансирования ФРП являются кредитные средства ЦБ РФ.

В рамках поддержки импортозамещения приоритетным направлением деятельности российского правительства является развитие малого и среднего бизнеса. Нормативно-правовой основой развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации является Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [16], которым определены основные цели и принципы государственной политики, полномочия органов государственной власти в данной сфере. В соответствии с этим законом помощь предприятиям осуществляется в различных формах: финансовой, имущественной, консультационной, содействием в кадровой политике.

В 2015-2018 гг. государством были реализованы меры, которые были направлены на создание благоприятной среды для ведения бизнеса, а также развития малого и среднего предпринимательства (МСП). Снижена административная нагрузка на малых и средних предпринимателей, финансовые ресурсы становятся более доступными. Внедрен риск-ориентированный подход в контрольно-надзорной деятельности. Малым и средним предпринимателям расширен доступ к государственным закупкам, а также закупкам крупнейших государственных корпораций. Установлена 18-процентная квота по закупкам товаров, работ, услуг государственными компаниями у субъектов МСП [2].

На заседании Президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, которое состоялось 1 апреля 2019 года, Председатель Правительства России напомнил, что сегодня в России зарегистрировано около 6 млн малых предприятий, которые дают чуть больше 19 млн рабочих мест. Вклад МСП в ВВП страны эксперты оценивают в 22% с небольшим. В ближайшей перспективе необходимо добиться, чтобы вклад предприятий малого и среднего бизнеса в российский валовой внутренний продукт вырос до уровня развитых стран. В соответствии с национальным проектом «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» планируется, что к 2024 году число занятых в сфере МСП, включая индивидуальных предпринимателей, вырастет до 25 млн человек. А доля МСП в валовом продукте достигнет 32,5%. Общие затраты на нацпроект составят 481,5 млрд рублей, из которых 416,2 млрд рублей - средства из федерального бюджета [3].

В 2015 году стартовала комиссия Общественного совета Минпромторга России, которая отслеживает степень зависимости от импорта, а также собирает и анализирует информацию о текущем состоянии дел в отраслях. Члены комиссии регулярно встречаются с собственниками и руководителями бизнесов для обсуждения проблем и методов их решения. Благодаря этому, бизнес-сообщество сможет активно и систематически взаимодействовать с государством.

В рамках Государственной программы «Развитие промышленности и повышение её конкурентоспособности» предполагается создание инфраструктуры для развития новых отраслей промышлен-

ности и формирование благоприятных условий для вывода на рынок новаторской продукции [12]. В качестве поддержи данной программы правительством выделяются средства на софинансирова-ние и субсидирование исследований. Для участия в государственных закупках предпринимателям предоставляются гранты и преференции. В частности, в 2014 году была принята программа поддержки инвестиционных проектов, реализуемых в России на основе проектного финансирования (постановление Правительства РФ от 11 октября 2014 № 1044) [11]. Данная программа была разработана для возможности предоставления льготных условий по кредитованию объектов реального сектора экономики.

Постановление Правительства РФ № 3 [13] устанавливает порядок предоставления федеральных субсидий на компенсацию части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских организациях в 2017-2019 годах. Эти средства необходимо использовать на реализацию новых инвестиционных проектов по приоритетным направлениям развития гражданской промышленности. В Постановлении Правительства РФ № 214 разработана программа, которая определяет субсидирование затрат на пополнение оборотных средств. Также существуют программы, направленные на возмещение затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, также предусмотрен ряд специальных отраслевых субсидий [10].

В конце 2014 года был принят закон РФ «О промышленной политике», в котором статья 16 посвящена специальному инвестиционному контракту (СПИК) [18]. СПИК - это договор, который заключается между субъектом РФ и инвестором, согласно которому инвестор обязуется вложить деньги в создание или модернизацию промышленного производства в предусмотренные договором сроки; субъект Российской Федерации имеет обязательства по обеспечению поддержки и стимулирования со стороны государства.

Подводя итоги первой пятилетки государственной политики импортозамещения, можно сделать ряд выводов. Так, по мнению Минпромторга России, в первые годы реализации программы был поставлен акцент на создание фундаментальных основ для развития индустриального потенциала нашей страны. В качестве наиболее эффективных инструментов были отмечены создание Фонда развития промышленности, а также формирование специальных инвестиционных контрактов. Суммарный бюджет проектов, реализованных благодаря введенным мерам поддержки, превысил полтриллиона рублей. Данные меры в значительной степени ускорили процесс импортозамещения в нашей стране. По статистике, за последние 5 лет, начиная с 2014 года, на создание аналогов импортной продукции было инвестировано более 600 миллиардов рублей, 120 миллиардов из которых - средства из государственного бюджета. Более 1200 проектов по импортозамещению было реализовано в жизнь, треть из которых перешла на серийное производство продукции [1].

Президент России Путин в ходе выступления на 9-ом ежегодном инвестиционном форуме «Россия зовет!», проходившем в конце 2018 года, отметил, что за счет импортозамещения растет российское производство, в том числе в сельском хозяйстве, машиностроении и выпуске нефтегазового оборудования [4]. Многие меры государственной поддержки в области политики импортозамещения отличаются комплексным подходом и масштабностью, что позволило достигнуть определенных результатов. Это позволяет надеяться, что в 2020-2022 гг. возможен выход Российской Федерации на более высокие темпы роста эффективности в области импортозамещения и экономики в целом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Денис Мантуров: Программа импортозамещения потребовала 600 млрд рублей инвестиций с 2014 года. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://minpromtorg.gov.ru/press-centre/news/ffidenis_manturov_program-ma_importozameshheniya_potrebovala_600_mlrd_rubley_investiciy_s_2014_goda (дата обращения 01.03.2019).

2. Доклад о достигнутых результатах по улучшению условий ведения предпринимательской деятельности, развитию малого и среднего бизнеса и поддержке индивидуальной предпринимательской инициативы. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/about/structure/depMB/201728124 (дата обращения 05.04.2019).

3. Заседание президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам. Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://government.ru/ news/36230 (дата обращения 09.03.2019).

4. Инвестиционный форум ВТБ Капитал «Россия зовет!» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.russiacalling.com/ru (дата обращения 19.03.2019).

5. Мантуров Д.В. Политика импортозамещения как один из драйверов «новой индустриализации» и технологического развития // Стратегические аспекты государственного управления и регулирования. 2016. С. 21-30.

6. Морковкин Д.Е., Коровяковский Д.Г. Анализ развития ключевых отраслей реального сектора экономики России в условиях импортозамещения: проблемы, результаты, стратегические ориентиры // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия «Экономика и Право». 2015. № 9-10. С. 19-23.

7. Половинкин В.Н., Фомичев А.Б. Основы и перспективы политики импортозамещения в отечественной экономике // Экспертный союз. 2015. № 12

8. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 4 декабря 2014 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.rU/document/cons_doc_LAW_171774/#dst0 (дата обращения 11.03.2019).

9. Постановление Правительства РФ «О Правительственной комиссии по импортозамещению» от 4 августа 2015 г. № 785.

10. Постановление Правительства РФ от 10 марта 2000 г. № 214 «Об утверждении Положения о ввозе в Российскую Федерацию и вывозе из Российской Федерации специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, и списка видов специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, ввоз и вывоз которых подлежат лицензированию».

11. Постановление Правительства РФ от 11 октября 2014 г. № 1044 «Об утверждении Программы поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на территории Российской Федерации на основе проектного финансирования».

12. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 328 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности».

13. Постановление Правительства РФ от 3 января 2014 г. № 3 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в 2014-2019 годах в российских кредитных организациях и государственной корпорации Внешэкономбанк».

14. Программа «Проекты развития». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://frprf.ru/zaymy/proekty-гаэтШуа (дата обращения 15.03.2019).

15. Распоряжение Правительства РФ от 30 апреля 2015 г. № 780-р «Об учреждении АНО «Российская система Качества».

16. Федеральный закон РФ от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

17. Федеральный закон РФ от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации».

18. Федеральный закон РФ от 31 декабря 2014 года № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации».

19. Что такое ГИСП. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://frprf.ru/gisp (дата обращения 15.03.2019).

20. Этапы профинансированных проектов. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://frprf.ru/proekty-i-zayavki (дата обращения 02.03.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.