Список литературы:
1. Жеринчин А.М. Из истории Казахской книги. - Алма-Ата: Казахстан, 1987. - 144 с.
2. Кусаинов А.К. Актуальные проблемы учебниковедения / А.К. Ку -саинов, У А. Асылов. - М.: Просвещение, 2003. - 86 с.
3. Табылдиев Х. Сауатсыздьщтан бшм шьщына (зерттеу). - Алматы: влке, 1997. - 188 с.
4. Байт^рсынов.А Оку к¥ралы: Yлкендерге арналган элше. - Кызыл-Орда, 1921. - 30 с.
5. Макатовой Ж.А. Развитие гражданского воспитания в школах Казахстана. - Алматы: Fыльш, 1999. - 160 с.
6. Потемкин М. мен Терехов П.Г. География / Yлкендерге мектебше арналган оку к¥ралы. - Алматы: Казакстан Мемлекетпк баспасы, 1941. - 136 с.
РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕРЕДОВЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ И.И. БЕЦКОГО В ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СУХОПУТНОГО ШЛЯХЕТСКОГО КАДЕТСКОГО КОРПУСА
© Микерина А.Л.*
Государственная социально-педагогическая академия, г. Нижний Тагил
В статье отражены основные педагогические взгляды И.И. Бецкого на систему воспитания и образования подростков в России второй половины XVIII века. Рассматриваются преобразования, произошедшие в учебно-воспитательной работе Сухопутного Шляхетского кадетского корпуса, под влиянием взглядов И.И. Бецкого.
В период правления Екатерины II в развитии классического образования в России нашли свое отражение педагогические взгляды И.И. Бецкого, основанные на идеях Я. А. Коменского, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо. И.И. Бецкой руководил основными учебными заведениями России: Академией художеств, Кадетским корпусом, вошел в попечительный совет Московского Университета. Под его руководством были созданы сиротские дома в Москве и Петербурге для сирот, подкидышей и незаконнорожденных младенцев, дававшие им достойное воспитание, а так же Смольный институт для воспитания девочек из дворянских семей.
Во всех заведениях, которыми руководил И.И. Бецкой, он стремился придерживаться основных педагогических принципов: начинать образо-
* Преподаватель кафедры Педагогики
80
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ
вание детей как можно раньше, помещая их в образовательное заведение в 4-5 лет и растить их до 18-20-летнего возраста; изолировать детей от семьи и максимально ограничивать их общение с родными; учить детей не только прививая им знания и практические навыки, сколько воспитывать, развивать в них нравственные и моральные качества личности. Все эти идеи И.И. Бецкой полностью реализовал в Императорском сухопутном шляхетском кадетском корпусе. Он вошел в попечительский совет этого учебного заведения и написал для него «Устав Шляхетского Сухопутного кадетского корпуса для воспитания и обучения благородного Российского юношества».
Прежде всего, уставом ликвидировалось деление воспитанников на роты; вводилось пять возрастов, по пять отделений в каждом, где учились и дворянские дети, и гимназисты, то есть дети разночинцев. Из гимназистов предполагалось готовить учителей для корпуса, и они на равных правах должны были воспитываться и обучаться с кадетами. Этим И.И. Бецкой намеревался, как бы сблизить молодое поколение различных сословий и избежать в будущем разногласий между ними.
Весь штат учащихся был разделен на пять возрастов, обучение в каждом возрасте длилось по три года и всего составляло пятнадцать лет. На эти годы дети фактически отделялись от родителей, у которых бралась подписка о том, что они отдают детей добровольно и «даже во временные отпуски их брать не будут» [2, с. 23].
К младшему возрасту причислялись, дети от 5 до 9 лет и распределялись на десять отделений по 12 человек, и находилось в отдельном помещении. Воспитанием этих детей занимались женщины - инспектрисы, начальницы, и надзирательницы, в обязанности которых входило проводить с детьми весь день, играть с ними, развлекать, водить гулять, обучать хорошим манерам и французскому языку. Кроме этого, специально изучался русский язык, и проводилось обучение танцам и рисованию. Только в последний год дети начинали писать цифры.
Второй возраст объединял детей 9-12 лет и находился под наблюдением гувернеров-мужчин, которые не должны были «обходиться с детьми сурово, наблюдать, чтоб сами собой подавали пример кротости и умеренности и чтоб время воспитания и учения без пользы не проходило» [4]. Вместе с учителями они должны были выявлять в каждом кадете природную склонность и качества ума. Это позволяло определить, где с большей пользой можно было использовать молодого человека - на военной или гражданской службе. Во втором возрасте, к изучаемым предметам первого возраста добавлялась география, хронология, история, мифология, арифметика, геометрия и старославянский язык.
Третий возраст - 12-15 лет - по организации учебы практически не отличался от второго. По замыслу И.И. Бецкого, воспитанники этого возраста должны были заботиться «о приведении в совершенство начатых в предыдущих возрастах наук» и, кроме того, изучать латинский язык, основы во-
енной и гражданской архитектуры и бухгалтерию. В третьем возрасте заканчивалась общеобразовательная подготовка кадетов, и проходило разделение на военный и гражданский отделы. «Во время трех лет сего возраста делать прилежно опыты склонностям питомцев, дабы узнать, кто к которому званию способнее, к воинскому ли или к гражданскому» [3].
В четвертом (16-18 лет) и в пятом (19-21 год) жизнь и учеба кадетов менялись. Каждый из двух старших возрастов подразделялся на два подразделения - военное и гражданское. Военное подразделение в каждом возрасте состояло из двух рот, которыми командовали капитаны и которые должны были наблюдать за поведением кадет; над воспитанниками гражданского подразделения в обоих возрастах командовал инспектор. В этот период кадетов обучали военным наукам: фортификации, осаде и обороне крепостей, артиллерии, знанием уставов, строевой подготовке [1, с. 153].
Кадеты пятого возраста оканчивали учебные курсы, начатые в четвертом возрасте, и, избрав гражданскую или военную службу, уже не могли менять специализацию [4].
Текущих оценок знаний в корпусе не было, хотя учащиеся и опрашивались на занятиях, с целью информированности преподавателя о степени правильности восприятия учащимися изученного материала. Оценки же выставлялись во время экзамена. В первом и втором возрастах - через каждые четыре месяца, в третьем - через шесть, а в четвертом и пятом -один раз в год.
Учебный план И.И. Бецкого имел энциклопедический характер. Общие и специальные науки изучались параллельно в обоснованной последовательности. В десяти главах устава не только излагаются правила умственного, нравственного и физического развития воспитанников, но и формулируются требования, которыми следует руководствоваться при отборе воспитателей и преподавателей. По сути дела, это первые, в отечественной педагогике зафиксированные с концептуальных позиций требования к педагогу. Бецкой И.И. фактически заложил в учебный план идею предшествования общего образования специальной или профессиональной подготовке. Хотя обучение военным наукам не ставилось на первый план и основные науки при этом не предваряли изучение специальных дисциплин, военная стезя выбиралась большинством воспитанников корпуса.
Подготовку военных кадров И.И. Бецкой считал задачей второстепенной. Главное назначение корпуса, по его мнению, было служить «рассадником великих русских людей». В реализации этой цели первое место отводилось воспитанию. В 1772 году он составил «Наставление воспитателям», в котором определил задачи морального воспитания. Бецкой И.И. был ярым противником телесных наказаний, считая их недоступным средством воспитания. Он считал, что не только телесные, но и всякого рода наказания нужно отменить. По его мнению, под влиянием наказаний дети
82
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ
становятся мстительными, притворными, обманщиками, угрюмыми и нечувствительными, сердца их ожесточаются и лишаются кротости.
Русский педагог И.И. Бецкой одним из первых заставил общество задуматься над вопросом о том, что такое общее образование и из каких предметов оно складывается. Обучение в корпусах способствовало пониманию того, что специальной подготовке кадетов должно предшествовать общее образование. Это положение привело к тому, что из кадетов получались не только воспитанники с военной косточкой, но и в целом грамотные, эрудированные и всесторонне подготовленные молодые люди, которые после окончания корпуса свободно чувствовали себя не только в армейской среде, но и в гражданском обществе. Заложенные им идей воспитания и обучения юношества еще долгие годы придерживались его последователи в получении кадетам профессионального образования.
Список литературы:
1. Грабарь В.К. Вскормленные с копья. Очерки истории детского воинского воспитания. - СПб.: Факультет филологии и искусств СПбГУ, 2009. - 580 с.
2. Крылов В.М. Кадетские корпуса и российские кадеты. - СПб., 1998. - 672 с.
3. Полное собрание законов Российской империи. - Т. XVII. - № 12348.
4. Учреждения и уставы, касающиеся до воспитания и обучения в России юношества обоего пола [Электронный ресурс]. - Т. 1. - СПб., 1774. -Режим доступа: www/ruscadet/ru/histori/dok/ek_2/htm.
РЕЧЬ КАК СПОСОБ КОММУНИКАТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТЕЙ В ПЕРИОД ПЕРЕХОДА ОТ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО К МЛАДШЕМУ ШКОЛЬНОМУ ВОЗРАСТУ
© Павкина А.В.*
Волгоградский государственный педагогический университет, г. Волгоград
В данной статье рассматриваются особенности коммуникативного взаимодействия детей в период перехода от старшего дошкольного к младшему школьному возрасту. Обоснована роль речи как способа коммуникативного взаимодействия для успешной самореализации ребенка.
В настоящее время происходят колоссальные изменения в области образования. Появление ориентиров на гуманистическую, личностно-
* Аспирант кафедры Педагогики