Научная статья на тему 'Вклад И. И. Бецкого в развитие отечественного просвещения'

Вклад И. И. Бецкого в развитие отечественного просвещения Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
4619
378
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БЕЦКОЙ / ЕКАТЕРИНА II / УСТАВ / ВОСПИТАНИЕ / ПРОСВЕЩЕНИЕ / ОБУЧЕНИЕ / УЧАЩИЕСЯ / ПРОЕКТ / BETSKY / CATHERINE II / CHARTER / UPBRINGING / EDUCATION / TRAINING / STUDENTS / PROJECT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Попов Максим Евгеньевич

В статье дается краткая характеристика видного деятеля эпохи просвещенного абсолютизма И. И. Бецкого главного советника по вопросам воспитания и образования, много сделавшего для развития отечественного просвещения. Его деятельность и взгляды были близки императрице Екатерине II, стремившейся утвердить себя в качестве справедливой и доброй монархини, заботящейся о воспитании и просвещении своих подданных. Именно он, вместе с Екатериной II, заложил основы будущей системы образования в России, помог в распространении грамотности, а также положил начало женскому образованию в стране. Анализ проектов И.И. Бецкого в сфере образования позволяет выяснить важность его идей, и установить, в какой же степени они были применены на практике и как могли повлиять в целом на развитие просвещения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Betsky''s contribution in the development of national education

The article gives a brief description of a prominent figure of the era of enlightened absolutism I. I. Betsky who is the chief adviser on education and contributed much to the development of domestic education. His works and views were close to the Catherine II's views, who was eager to assert herself as fair and good monarch, taking care of the upbringing and education of her nation. It was he, who together with Catherine II laid down the foundations of the future education system in Russia, helped to spread literacy, and also marked the beginning of women's education in the country. Analysis of I. I. Betsky's projects in the field of education allows us to understand the importance of his ideas, and to find out how they were applied in practice, and in what way they could impact overall the development of education in Russia.

Текст научной работы на тему «Вклад И. И. Бецкого в развитие отечественного просвещения»

Городские головы неоднократно проявляли себя как деятельные люди, которые активно принимали участие в городской жизни. Благодаря стараниям городского головы город преображался, возникали новые улицы и предместья, открывались новые общественные учреждения, строились церкви, строились дома, торговые ряды. На средства Ивана Гони-ловского началось строительство первого театра, белокаменного дворца у южного склона Крепостной горы. Никита Плотников принимал самое деятельное участие в строительстве кафедрального Казанского собора на Крепостной горе. Он же пожертвовал 10ОО руб. серебром на устройство приделов к храму во имя святого Николая Чудотворца и святого Александра Невского. Городским головам оказывалось доверие и уважение городского населения, а своей предприимчивостью и деятельностью они поднимали город на новый уровень, достойно представляя его лицо не только в России, но и за ее пределами.

Примечания:

1. Прозрителев Г.Н. Первые русские поселения на Северном Кавказе и в Ставропольской губернии. - Ставрополь, 1912.

2. Энциклопедический словарь Ставропольского края / Гл. ред. В.А. Шаповалов. - Ставрополь : СГУ, 2006. - 458 с.

3. Ряснянская H.A. Ставропольский городской голова Игнат Иудович Волобуев // Вечерний Ставрополь. - 2008. - № 13, 25 января.

4. Грамота на права и выгоды городам Российской империи // Библиотека электронных ресурсов исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/gorgram.htm

5. Ставропольская городская Дума. 200 лет. Историческая хроника / под ред. Н.Д. Судавцова. - М.: Воскресенье, 2009. - 384 с.

6. ГАСК. Ф.95. Оп. 1. Д. 6157. Л. 111 //Ставропольская городская Дума. 200 лет. Историческая хроника / под ред. Н.Д. Судавцова. - М.: Воскресенье, 2009. - 384 с.

7. ГАСК. Ф. 95. Оп. 1. Д. 2791. Л.58// Ставропольская городская Дума. 200 лет. Историческая хроника // под ред. Н.Д. Судавцова. - М.: Воскресенье, 2009.

8. Добровольная подписка учиненная Ставропольскими гражданами на предмет мощения в Ставрополе улиц и переулков, с обозначением кто сколько жертвует с возвратом и без возврата // ГАСК. Ф. 95. Оп. 1. Ед.х. 518.

9. Ставропольской Градской Думы набор добровольно-жертвованных ставропольскими купцами на разные общественные расходы денег/ ГАСК. Ф.95. Оп.1.Ед.х. 1032.

10. ГАСК. Ф. 135. Оп. 12. Д. 284. Л. 2-6. // Е.Б. Громова. Игнат Иудович Волобуев (К 235-летию со дня рождения почетного гражданина г. Ставрополя) // Ставропольский хронограф на 2012 год: краевед. сб. / отв. за вып. З.Ф. Долина; СКУНБ им. Лермонтова. - Ставрополь, 2012. - с. 484. - С. 434-439.

LD

1-Н

О

-О Q-

Ш <

S

27

BETSKY'S CONTRIBUTION IN THE DEVELOPMENT OF NATIONAL EDUCATION

Popov Maxim Evgenyevich, Student, Department of History and Philology, Gorno-Altaisk State University, Gorno-Altaisk

E-mail: mr.popovl234@Hst.ru

The article gives a brief description of a prominent figure of the era of enlightened absolutism /. /. Betsky who is the chief adviser on education and contributed much to the development of domestic education. His works and views were dose to the Catherine H's views, who was eager to assert herself as fair and good monarch, taking care of the upbringing and education of her nation. It was he, who together with Catherine II laid down the foundations of the future education system in Russia, helped to spread literacy, and also marked the beginning of women's education in the country. Analysis of I. /. Betsky's projects in the field of education allows us to understand the importance of his ideas, and to find out how they were applied in practice, and in what way they could impact overall the development of education in Russia.

Keywords: Betsky, Catherine II, charter, upbringing, education, training, students, project.

ВКЛАД И И БЕЦКОГО В РАЗВИТИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОГО УДК 93 ПРОСВЕЩЕНИЯ

В статье дается краткая характеристика видного деятеля эпохи просвещенно- © Попов М.Е., 2015 го абсолютизма И. И. Бецкого - главного советника по вопросам воспитания и образования, много сделавшего для развития отечественного просвещения. Его деятельность и взгляды были близки императрице Екатерине II, стремившейся утвердить себя в качестве справедливой и доброй монархини, заботящейся о воспитании и просвещении своих подданных. Именно он, вместе с Екатериной II, заложил основы будущей системы образования в России, помог в распространении грамотности, а также положил начало женскому образованию в стране. Анализ проектов И.И. Бецкого в сфере образования позволяет

> <

x

UJ

S

•x. o

Ш

y S

Q-

o ha

28

ПОПОВ Максим

Евгеньевич, студент,

Историко-филологический

факультет,

Горно-Алтайский

государственный

университет,

Горно-Алтайск

mr.popo vi234@Iist. ru

выяснить важность его идей, и установить, в какой же степени они были применены на практике и как могли повлиять в целом на развитие просвещения. Ключевые слова: Бецкой, Екатерина И, устав, воспитание, просвещение, обучение, учащиеся, проект.

I

Екатерининская эпоха отмечена крупными успехами в области просвещения, что было обусловлено интересом монарха-преобразователя к проблемам образования не только в Российской Империи, но и в европейских государствах. Но, несмотря на успехи в области высшего образования, сохранялась потребность в организованной системе училищ и воспитательных учреждений в стране. Разработка программных документов учебно-педагогической реформы был поручена Екатериной II одному из образованнейших представителей русской знати Ивану Ивановичу Бецкому, инициатору реформ в сфере образования, сделавшему значительный вклад в развитие отечественного просвещения.

Личность И. И. Бецкого интересна для исследователей тем, что он, отойдя в сторону от политики и придворных интриг, всецело посвятил свою деятельность созданию из молодого поколения "новой породы людей", способных преобразовать общественную систему на справедливых началах. Сопоставляя противоречивые взгляды Локка, Руссо и Гельвеция, Бецкой выстроил свою собственную цельную систему, ставящую во главу угла воспитание в духе гуманизма, в качестве приоритета над общим образованием.

Анализ проектов И.И. Бецкого в сфере образования позволяет выяснить и установить важность его идей, в какой степени они выразились на практике и в дальнейшем развитии просвещения.

Иван Иванович Бецкой родился 10 сентября 1704 года в Стокгольме. Он был внебрачным сыном князя Ивана Юрьевича Трубецкого - генерала-фельдмаршала, отсюда и усеченная фамилия Бецкой, от Трубецкой. Он долгое время жил за границей, находясь, под опекой И.Ю. Трубецкого получил прекрасное образование. В 1721 году прибыл в Россию. Благодаря знанию иностранных языков был замечен Петром I и принят на службу в коллегию иностранных дел [1].

П.М. Майков в своём исследовании отмечал, что Бецкой не принимал участия в перевороте 6 декабря 1741 года, возведшем на престол Елизавету I, что позволяет судить о его равнодушии к политике. Но, тем не менее, А.П. Шикман, изучая материалы о жизни и деятельности Бецкого, отмечает тот факт, что, не являясь активным участником событий, он поддержал Елизавету во время дворцового переворота, за что был удостоен её милостей [1 ].

С 1728 г. И.И. Бецкой служил секретарём в военной коллегии, находясь в подчинении своего отца. В 1741-1747 гг. был камергером двора герцога Голштинского Петра-Ульриха (будущего императора Петра III).

По мнению A.B. Сухарева, служба Бецкого при малом дворе положила начало дружескому к нему отношению Екатерины II. В 1747 г. И.И. Бецкой был уволен со службы в связи со сменой придворных, окружавших наследника престола Петра-Ульриха[1]. После увольнения И.И. Бецкой в чине генерал-майора совершил длительное путешествие по странам Европы. В ходе этой поездки, по его воспоминаниям, он старался "ничего не пропустить из пространной живой книги природы и всего виденного, выразительнее всяких книг на-

учающей почерпнуть все важные сведения к большому образованию сердца и ума"[2].

Долгое пребывание Бецкого за границей, его наблюдение особенностей западных учеб-ныхучреждений, дружба с западными философами объясняли его преданность просветительскому делу на западе, что позволило ему приобрести большое значение в Петербурге по возвращении из путешествия [3, с. 261].

В начале 1762 г. И.И. Бецкой был вызван Петром III в Россию и взят им на службу, в чине главного директора канцелярии строений. Пребывая на этой должности, он, помимо служебных дел, занимался составлением учреждений и проектов для воспитания детей, в связи с этим его называли "детским магазином" [3, с. 262]. По выражению Соловьёва, И. Бецкой стал "домашним человеком" при Екатерине II, любившей поговорить с бывалыми, бывавшими на Западе образованными людьми. В правление Екатерины II он был назначен главным помощником в деле развития народного просвещения [4, с. 25]. Однако Екатерина II неоднозначно относилась к И.И. Бецкому и его деятельности. В переписке с Жофрэн она называет его "гадким генералом", вероятно за то, что он брал на себя заботу "поучения" императрицы, что её очень сильно раздражало [3, с. 262]. И. Де Мадариага полагает, что именно через Бецкого Екатерина II получала информацию из других стран о принципах педагогики и организации учебных заведений [5, с. 777].

В перевороте 28 июня 1762 г. И.И. Бецкой не принимал участия и даже ничего не знал о приготовлениях к нему. Но все же, с первых дней царствования Екатерины, И.И. Бецкой был назначен её личным секретарём. В 1763 г. он был главным советником по вопросам просвещения, императрица поручила ему руководство всеми учебными и воспитательными заведениями страны. В этом же году он стал попечителем Московского воспитательного дома, а с 1792 г. попечителем его Санкт-Петербургского отделения, при котором был создан опекунский совет.

Екатерина II полностью доверяла ему вопросы, связанные с просвещением, ввиду того что их суждения, в немалой степени, совпадали, они оба разделяли идеи Дж. Локка, усматривая необходимость применения его идей в области образования на русской почве для создания идеального человека и безупречного гражданина. Все это говорит о И.И. Бецком как видном деятеле эпохи просвещенного абсолютизма, чья деятельность и взгляды были

близки Екатерине II, стремившейся утвердить себя в качестве справедливой и доброй монархини, заботящейся о воспитании и просвещении своих подданных.

В 1763 г. И.И. Бецкой представил Екатерине II доклад о реорганизации в России дела воспитания детей "Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества". Программным документом учебно-педагогической реформы И.И. Бецкого явился составленный им и высочайше утвержденный 22 марта 1764 г. Генеральный план "О воспитании юношества обоего пола", в котором он писал, что главная задача воспитания - создание "новой породы людей" с высокими нравственными началами. Главной чертой нового человека было отсутствие тех отрицательных свойств, которые были характерны для современников. Не отрицая значения общего образования, образования ума, Бецкой центр тяжести переносит на "образование сердца", то есть воспитание. "Корень всему злу и добру - воспитание", - говорит он [6,с.5]. Для претворения в жизнь проектов необходимо было создать сеть учебных заведений по сословному признаку. Для дворян средние учебные заведения - по типу сухопутного шляхетского корпуса и Воспитательного общества благородных девиц; для "третьего сословия" - воспитательные дома с низшим образованием с уклоном на фабричные ремесла; для талантливых мещан-училища со средним специальным коммерческим, художественным, медицинским и педагогическим образованием. Для этого, он предлагал организовать закрытые воспитательно-образовательные учреждения, где 5-6-летние дети, избавленные от "развращающего" влияния окружающей жизни" будут находиться до 18 лет под неусыпным попечением педагогов, подающих пример своим поведением и внушающих детям "страх Божий" [6, с. 6-7], который был главным пунктом устава данных учреждений [3, с. 136]. Закладывание основ воспитания в раннем возрасте является главным аспектом всех его проектов.

И.И. Бецкой разделял концепцию Ж. Руссо о прогрессивном воспитании, также считал, что обучать необходимо без принуждения, с учётом наклонностей ребёнка [7, с.626]. Он исключал применение телесных наказаний "никогда и ни за что не бить детей" - и подчёркивал важность увеселительных мероприятий и забав, которые "искореняют скуку и ободряют юношей" [6, с. 9]

Помимо педагогических задач, И.И. Бецкой пытался решить и социальную проблему: вы-

растить необходимый в России "третий чин людей", занимающихся торговлей, промышленностью, ремеслом. Одного образования, по его мнению, не достаточно для достижения такой цели, без добродетели, образованные люди не смогут принести пользу государству, а благодаря воспитанию и разумному законодательству они преобразуют общество. Практика незамедлительно последовала за теорией, уже в июне 1763 г. был подписан "Указ об основании f Московского воспитательного дома с родовспомогательной больницей". Данное учреждение содержалось за счёт пожертвований [8, fi с. 751]. И.И. Бецкой стал одним из первых, кто ^ жертвовал огромные личные средства на раз-LjJ витие образования. В него полагалось прини-Ш мать сирот и всех брошенных детей, которых ^ не способны прокормить родители, следя за Ц тем, чтобы из него они выходили вольными людьми с дальнейшим сохранением этого ста-«С туса, "способными служить отечеству делами Q_ рук своих в различных искусствах и ремёслах"

0 [9, с. 301]. Московский воспитательный дом сыграл важную роль во время чумы 1772 г.,

^ принимая и излечивая беспризорных детей [3, с. 534]. И.И. Бецкому удалось создать пер-

1 вое в России Коммерческое училище для купеческих детей при Московском воспитательном доме на 250 тысяч рублей, пожертвованных уральским заводчиком П.А. Демидовым.

Крепостные крестьянетакже получили возможность получения образования, Устав воспитательного училища при Академии художеств допускал приём крестьян, если они предоставят разрешение от помещика "от господ своих увольнения" [10, с. 951 ].

Тем не менее, формирование третьего сословия в России было проблематичным, ввиду того, что основным субъектом в области просвещения были дворяне. Однако нужды и последствия социально-экономического развития страны ставили новые задачи перед просвещением, выходившие за пределы нужд дворян. И.И. Бецкой, один из немногих, кто осознал важность решения этих задач, и предложил создать образовательные учреждения для мещанских детей, которые в будущем смогут стать специалистами в области коммерции и хозяйства, кроме того будут иметь нравственный стержень.

Мещанскиеучилища создавались на пожертвования горожан, поэтому число их было ограничено. Екатерина II не была готова финансировать данный проект из государственной казны. По предложению Бецкого, подобно Дидро, отстаивающего идею женского образо-

вания, исходя из требований времени в 1765 г. открылось мещанское отделение при Воскресенском Новодевичьем монастыре, для недворянских сословий. Обучающиеся были разделены на 4 класса по возрасту, с одинаковым для всех воспитанниц преподаванием в первом и втором классе, это было сделано по усмотрению Бецкого, поскольку он полагал, что природные дарования можно достоверно распознать только с 12 лет [11, с. 18]. Бецкой также подчёркивал в Уставе важность того, чтобы во втором классе среди девушек отмечали наиболее одарённых, и записывали их имена в особые журналы. Для четвёртого класса характерно было наличие упражнений для каждой из воспитанниц в отдельности, в зависимости от их предрасположенности к тому или иному предмету [11, с. 19]. Система обучения имела сходство с обучением в Смольном институте, созданным годом ранее, исключительно для дворянских девушек, которые также были разделены по возрасту на классы [12, с. 744]. Главное управление и контроль за распорядком в обоихучрежденияхосуществляла госпожа главная начальница, согласно "уставу воспитания двухсот благородных девиц", она имела право дополнять устав по своему усмотрению "что к очевидной пользе служить может" [12, с. 755]. Таким образом, Смольный институт с мещанским отделением положил начало среднему женскому образованию в России.

Педагогические принципы и методы воспитания Бецкого отражены в уставе Шляхетского сухопутного кадетского корпуса в деле воспитания и обучения благородного российского юношества. В1766 г. им был составлен Устав на новых началах, по которому в корпус принимались дворянские дети с очень раннего возраста и обучались до 21 года. Дети делились по пяти возрастным группам, и обучение шло преимущественно гражданскому и военному делу [13, с. 976]. Изначально, Шляхетский сухопутный кадетский корпус готовил только офицерские кадры, И.И. Бецкой ввел некоторые новшества, по этому поводу С.Р. Воронцов дал свою оценку новому уставу: "Офицеры, выходившие из старого кадетского корпуса, были хорошие военные и только, а воспитанные же Бецким, играли комедии, писали стихи, знали, словом всё, кроме того, что должен был знать офицер" [3]. Основной обязанностью воспитателей было привлечение учащихся к благородству и изяществу мыслей. Возможно, этот аспект был излишне акцентированным, поскольку в данном учреждении больше внимания уделялось подготовке будущих офицеров. Хотя при

преемниках Екатерины II наличие культурной составляющей у офицера считалось нормой, и, возможно, в немалой степени этому способствовал Бецкой, ведь он первый предложил формировать из воспитанников корпуса не только офицеров, но и полезных граждан, приносящих Отечеству "сугубую пользу" [13, с. 973]. Следуя этому принципу, учебная программа была расширена, в неё были включены естественные науки, философия, этика, история и право [14, с. 638]. Характерной особенностью нового устава Шляхетского сухопутного кадетского корпуса было включение воспитанников в гражданский или воинский штат при переходе в четвёртый класс только исходя из их склонности и охоты, которую они проявляли в третьем классе. Воспитатели наблюдали за юношами в быту, на занятиях, на гуляниях и праздниках, по ходу подмечая особенности и интересы каждого из воспитанников, соответственно, выявляя, к чему они наиболее способны [13, с. 966]. В новом уставе содержались предписания для подполковника, в духе идей Бецкого. Подполковник обязан был следить за тем, чтобы кадеты не были без занятия, при этом он "склонял их с ласковостью и любовью, дабы сами для себя сыскивали полезные упражнения [13, с. 966].

Изучая особенности нового устава, И. Де Мадариага нашла в нём элементы подражания парижскому королевскому военному училищу Эколь Милитэр [5, с. 782].

Несмотря на нововведения в уставе, Сухопутный кадетский корпус оставался училищем, готовившим профессиональных военных, но, вместе с тем, являлся школой политического и гражданского воспитания.

Не все идеи и задумки сумел он реализовать, они были достаточно прогрессивными, опережающими принципы и практику для своего времени. Но все же заслуга Ивана Ивановича Бецкого как реформатора в культурно-образовательной сфере весьма значительна. Именно он вместе с Екатериной II заложил основы будущей системы образования в России, положил начало женскому образованию и помог в деле распространения грамотности среди населения в стране.

Литература:

1. Иван Иванович Бецкой. [Электронный ресурс]. Режим доступа: ИИр://Игопо.ги(дата обращения 09.06.15).

2. Научная педагогическая электронная библиотека имени К.Д. Ушинского. [Электронный ресурс]. Режим доступа: httpelib.gnpbu.ru (дата обращения 09.06.15).

3. Соловьёв С.М. История России с древнейших времён,кн. 6 (т. 26-29). - С.-Петербург// Общественная польза. - 2009. - 529 с.

4. Лаппо-Данилевский А. Очерк внутренней политики императрицы Екатерины II. - Санкт-Петербург : Типография М.М Стасюлевича, 1898. -64 с.

5. Мадариага. И. Д. Россия в эпоху Екатерины Великой. - М. : Новое литературное обозрение, 2002. - 964 с.

6. "Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества". [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.litres.ru (дата обращения 10.10.15).

7. Джуринский А.Н. Комментарии Руссо Ж.-Ж. // Педагогические сочинения. - М. : Педагогика, 1981,- 656 с.

8. Соловьёв С.М. История России с древнейших времён, кн.5 (т. 21-25). - Петербург : Общественная польза, 2009. - 782 с.

9. Полное собрание законов Российской Империи. Собрание первое. Т. 18. № 12.957. Генеральный план Московского Воспитательного для приносных младенцев дома. Часть вторая . - СПб. : Тип. 2-го Отд-ния Собств. Е. И. В. Канцелярии, 1830.1046 с.

10. ПСЗ. Т. 16. № 12.275. Устав. Гл. I.- О воспитательном при Академии училища. Разделение I.- О приёме малолетних детей и учении их.- СПб.: Тип. 2-го Отд-ния Собств. Е. И. В. Канцелярии, 1830.1124 с.

11. ПСЗ. Т. 17. № 12.323. Учреждение особливого училища при Воскресенском Новодевичьем монастыре для воспитания малолетних девушек. -СПб. : Тип. 2-го Отд-ния Собств. Е. И. В. Канцелярии, 1830. - 1142 с.

12. ПСЗ. Т. 16. № 12.154. О воспитании благородных девиц в Санкт-Петербурге при воскресном монастыре; с приложением Устава и штата сего Воспитательного Общества.- СПб. : Тип. 2-го Отд-ния Собств. Е. И. В. Канцелярии, 1830. - 1124 с.

13. ПСЗ. Т. 17. № 12.741. О напечатании и обнародовании нового Устава Кадетскому Сухопутному корпусу.- СПб.: Тип. 2-го Отд-ния Собств. Е. И. В. Канцелярии, 1830. - 1142 с.

14. Ключевский В. О. Избранные лекции "Курса русской истории". - Ростов-н/Д. : Феникс, 2002.672 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.