Научная статья на тему 'Реализация переданных полномочий в области охраны здоровья граждан Министерством здравоохранения Самарской области'

Реализация переданных полномочий в области охраны здоровья граждан Министерством здравоохранения Самарской области Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
60
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТРОЛЬНО-РАЗРЕШИТЕЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ / ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ / CONTROL AND LICENSING ARRANGEMENTS / LICENSING / КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ / QUALITY OF CARE / HEALTH CARE

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Чертухина Ольга Борисовна, Шишин Г. Г., Шестакова Анна Григорьевна

Представлен анализ реализации переданных полномочий в области охраны здоровья граждан в субъекте Российской Федерации, улучшения системы контрольно-разрешительных механизмов и ее роль в управлении качеством медицинской помощи. Осуществление основных направлений совершенствования разрешительных механизмов в субъекте позволяет осуществлять оценку качества оказания медицинской помощи непосредственно в ее процессе как с точки зрения достаточности материально-технических средств и квалификации медицинского персонала, так и с точки зрения соответствия оказываемой помощи существующим медицинским технологиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим медицинским наукам , автор научной работы — Чертухина Ольга Борисовна, Шишин Г. Г., Шестакова Анна Григорьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF THE DELEGATED POWERS IN THE FIELD OF PUBLIC HEALTH OF MINISTRY OF HEALTH OF SAMARA REGION

Presented an analysis of the implementation of the delegated powers in the field of health care in the region of the Russian Federation, the improvement of the system of control and authorization mechanisms and their role in the management of the quality of care. Implementation of the major areas of improvement licensing arrangements in the subject allows an assessment of the quality of medical care directly in its process, both in terms of the adequacy of the material and technical equipment and training of medical personnel, and from the point of view of compliance assistance provided to existing treatment technologies.

Текст научной работы на тему «Реализация переданных полномочий в области охраны здоровья граждан Министерством здравоохранения Самарской области»

РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕРЕДАННЫХ ПОЛНОМОЧИЙ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН МИНИСТЕРСТВОМ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

О.Б. Чертухина1, Г.Г. Шишин, А.Г. Шестакова2

Самарский государственный медицинский университет Первый Московский государственный медицинский университет им. И. М. Сеченова

Одним из приоритетных направлений отечественного здравоохранения на современном этапе является создание и развитие системы управления качеством медицинской помощи, важным элементом которой является использование рациональных подходов к разрешительной процедуре для организаций, осуществляющих медицинскую деятельность [1].

Следует признать, что в течение последних 10—12 лет порядок осуществления контрольно-разрешительных процедур изменялся наиболее часто по сравнению с другими процессами в здравоохранении [2]. Актуальным в этих условиях становится исследование особенностей сложившихся контрольно-разрешительных механизмов,

1 Чертухина Ольга Борисовна — д-р мед. наук, профессор, зав. кафедрой общественного здоровья и здравоохранения института последипломного образования Самарского государственного медицинского университета; г. Самара, ул. Чапаевская, д. 87; е-шаИ: [email protected].

2 Шестакова Анна Григорьевна — научный сотрудник НИИ общественного здоровья и управления здравоохранением Первого МГМУ им. И.М. Сеченова; г. Москва, Зубовский бульвар, 37/1; тел. 8 (499) 245-29-42; е-шаД: [email protected].

в том числе лицензионного контроля и определение места и роли в этом процессе органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, за которыми в настоящее время законодательно закреплена функция ответственности за организацию предоставления лечебно-диагностической помощи населению (Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 г. № 323-ф3).

В соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» от 29.12.2006 № 258-ФЗ часть полномочий в области охраны здоровья граждан впервые были переданы для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе и лицензирование отдельных видов деятельности.

Органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации в Самарской области, реализующими переданные полномочия в области охраны здоровья граждан является Министерство здравоохранения Самарской области (далее Министерство).

ПРОБЛЕМЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ В .ЗДРАВООХРАНЕНИИ, 7-8, 2013

В структуре Министерства создано управление лицензирования и контроля качества (далее Управление), на которое возложены следующие функции:

— организация и осуществление лицензирования медицинской деятельности медицинских и иных организаций, подведомственных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и находящихся по состоянию на 1 января 2011 г. в муниципальной собственности, медицинских и иных организаций муниципальной и частной систем здравоохранения, за исключением медицинских и иных организаций, осуществляющих деятельность по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи, — по 31 декабря 2012 г. включительно [3];

— взаимодействие медицинских и иных организаций, за исключением подведомственных федеральным органам исполнительной власти, государственным академиям наук, а также медицинских и иных организаций, осуществляющих деятельность по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи, — с 1 января 2013 г.;

— контроль индивидуальных предпринимателей, фармацевтической деятельности (за исключением деятельности, осуществляемой организациями оптовой торговли лекарственными средствами и аптечными организациями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, государственным академиям наук);

— контроль деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений (в части деятельности по обороту наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в списки I, II и III перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, за исключением деятельности, осуществляемой организациями оптовой торговли лекарственными средствами и аптечными организациями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, государственным академиям наук).

На территории Самарской области (по состоянию на 31.12.2012 г.) соответствующие виды деятельности осуществляют 1907 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по 5622 адресам мест осуществления деятельности.

В течение 2010 г. Министерством было предоставлено 510 лицензий, 241 приложение к лицензиям, переоформлен 41 бланк документа, подтверждающего наличие лицензии. При этом в

отношении каждого лица, которому была предоставлена лицензия либо приложение к лицензии осуществлялась, в соответствии с действующим законодательством, выездная проверка возможности выполнения лицензионных требований и условий (751 проверка в 2010 г.).

Сравнение количества предоставленных за два предыдущих года (2008—2009 гг.) 594 лицензий и 66 приложений на новые объекты показало двукратное увеличение числа соискателей лицензии в 2010 г.

В 2011 г. количество лиц, обратившихся за предоставлением лицензии (оформлением приложения к действующей лицензии), также выросло. Так, Министерством было предоставлено 367 лицензий, 229 приложений к лицензии и переоформлено документов, подтверждающих наличие лицензии — 42.

В связи с реализацией положений Федерального закона «Об обращении лекарственных средств» от 12.04.2010 г. № 61-ФЗ в рамках обеспечения доступности лекарственных средств в сельских поселениях и изданием соответствующего приказа Министерства впервые начало осуществляться лицензирование фармацевтической деятельности в структурных подразделениях лечебных учреждений, расположенных в сельских поселениях — пролицензировано 311 соответствующих структурных подразделений, что существенно улучшает качество лекарственной (и соответственно медицинской) помощи сельскому населению.

Кроме того, в 2011 г. Министерством выполнено лицензирование медицинской деятельности школьных кабинетов (339) и детских дошкольных учреждений (260).

В 2012 г. Министерством предоставлено лицензий — 187, переоформлено — 531.

Таким образом, с момента вступления в законную силу (03.11.2011 г.) Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ существенно снизилось количество первично предоставленных лицензий, отсутствует (в силу закона) предоставление приложений к лицензии, однако в 12 раз выросло количество переоформлений лицензий.

В отношении непосредственно медицинских услуг следует отметить увеличение числа лиц (коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей), оказывающих их. Так, в начале 2010 г. их количество составляло 973, на начало 2013 г. — 1549. Наиболее динамично увеличивается количество субъектов, оказываю-

щих услуги в сфере стоматологии, лабораторной диагностики. Отмечается тенденция к увеличению количества видов работ (услуг), оказываемых крупными коммерческими медицинскими организациями, расширению их профиля.

В рамках лицензирования соответствующих видов деятельности управлением лицензирования и контроля качества Министерства здравоохранения Самарской области осуществляются функции по лицензионному контролю, проводимому в форме плановых и внеплановых проверок (таблица).

Анализ этой деятельности позволяет отметить тенденцию к увеличению числа плановых контрольных мероприятий Министерством в 2012 г. практически в два раза.

В случае выявления нарушений лицензионных требований сотрудниками Управления составляются протоколы об административных правонарушениях. Так, по результатам проверок в 2010 г. было возбуждено 36 дел об административных правонарушениях, в 2011 г. — 83, в 2012 г. — 63. Заявления о привлечении лиц, допустивших указанные нарушения, к административной ответственности также составляются сотрудниками Управления и разбираются судами. При этом рассмотрение дел осуществляется при участии представителей Управления в судебном заседании.

Управлением готовятся и направляются несколько форм отчетов (ежемесячных, ежеквартальных и годовых), связанных с контрольной деятельностью Министерства (в прокуратуру Самарской области, Управление Росздравнадзора по Самарской области) и деятельностью по исполнению переданных полномочий в сфере здравоохранения (Управление Росздравнадзора по Самарской области).

Согласно распоряжению Министра здравоохранения и социального развития Самарской области от 29.12.2010 г. № 1755-р, на Управление дополнительно возложены функции организации и проведения аккредитации граждан и организаций, привлекаемых в качестве экспертов, экспертных организаций к проведению мероприятий по контролю.

Количество плановых и внеплановых проверок 2010—2012 гг., абс.

В 2011 г. аккредитовано — 2, а в 2012 г. — 12 организаций, привлекаемых в качестве экспертов, экспертных организаций к проведению мероприятий по контролю.

По нашему мнению, мероприятия в рамках лицензирования, осуществляемые Управлением, позволяют совершенствовать основные разрешительные механизмы в регионе и осуществлять оценку качества оказания медицинской помощи, а именно:

Во-первых, позволяют оценить материально-техническое обеспечение медицинской организации, квалификацию специалистов, привлекаемых для ее оказания, а также условия, обеспечивающие возможность соблюдения медицинских технологий, фактически до начала выполнения работ (услуг) при оказании медицинской помощи.

Во-вторых, лицензирование, в частности лицензионный контроль, позволяет осуществлять оценку качества оказания медицинской помощи непосредственно в ее процессе как с точки зрения достаточности материально-технических средств и квалификации медицинского персонала, так и с точки зрения соответствия оказываемой помощи существующим медицинским порядкам.

В-третьих, лицензионный контроль позволяет активно регулировать процесс оказания медицинской помощи, вмешиваясь посредством административно-правовых институтов в работу организаций, осуществляющих медицинскую деятельность.

В заключение необходимо отметить, что совершенствование системы контрольно-разрешительных механизмов в регионе РФ, несомненно, нуждается в более активной выработке предложений по оптимизации организационной структуры системы контроля за качеством медицинской помощи и ее методическом обеспечением. Хорошо структурированная система контрольно-разрешительных механизмов — ценный управленческий ресурс в оптимизации и контроле качества медицинской помощи с учетом минимизации рисков и затрат.

ЛИТЕРАТУРА

1. Антимонов А.В. Вопросы централизации и децентрализации лицензирования медицинской деятельности // Медицинское право. 2009. № 3. С. 27—31. ISSN 1813-1239.

2. Мелянченко Н.Б. Общие методологические подходы к стратегии развития здравоохранения РФ (на период 2008—2017 гг.). М., 2007. http://www.medlinks.ru.

3. Вялков А.И., Полесский В.А., Мартынчик С.А. Ключевые стратегии ВОЗ по совершенствованию национальных систем здравоохранения // Главврач. 2008. № 5. С. 10—25.

Формы проверки Количество проверок

2010 г. 2011 г. 2012 г.

Плановая (согласно 78 59 121

ежегодному плану)

Внеплановая 99 117 68

Итого 177 176 189

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.