Научная статья на тему 'Реализация педагогических идей Павла Николаевича Игнатьева -министра народного просвещения России в советское время'

Реализация педагогических идей Павла Николаевича Игнатьева -министра народного просвещения России в советское время Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
173
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИНИСТЕРСТВО НАРОДНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ / РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ / ГРАФ ИГНАТЬЕВ / СОВЕТСКОЕ ВРЕМЯ / РЕФОРМА ОБРАЗОВАНИЯ / СРЕДНЯЯ ШКОЛА / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ / MINISTRY OF NATIONAL EDUCATION / RUSSIAN EMPIRE / COUNT IGNATYEV / SOVIET PERIOD / EDUCATIONS / REFORM / HIGH SCHOOL / CONTROL SYSTEM OF EDUCATION / CONTINUITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Усманов Мовлди Ибрагимович

Настоящая работа посвящена анализу реализации комплекса научно-педагогических идей Павла Николаевича Игнатьева министра народного просвещения Российской Империи в советское время. В статье делается акцент на преемственность советской школы, указывается, что она развивалась именно на платформе, которая была заложена Павлом Николаевичем Игнатьевым и его реформами. Также в статье автор утверждает, что в России в конце 60-х начале 80-х гг. были проведены реформаторские меры иного характера. Это не касалось «революции в просвещении», создания новой образовательной системы, кардинального изменения курса учебно-воспитательного процесса, характерного для «общешкольных реформ». В основном речь шла о модернизации самого содержания общего образования с учетом тех задач, которые выдвигались научнотехническим прогрессом. Подобные «малые» реформы, имевшие концептуальное значение, были закономерны и носили циклично-периодический характер, а благодаря совместной работе специальной Комиссии Академии наук СССР и союзной Академии педагогических наук в 1965-1966 гг. были внесены изменения в содержание образования как важнейшего компонента образовательной системы, повышавшие его качество на основе достижений науки и техники до уровня не только европейских, но и мировых стандартов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REALIZATION OF RUSSIAN MINISTER OF EDUCATION PAVEL N. IGNATIEV’S PEDAGOGICAL IDEAS IN THE SOVIET ERA

This actual research is devoted to the analysis of realization of a complex of scientific and pedagogical ideas of Pavel N. Ignatyev minister of national education of the Russian Empire in Soviet period. In article the emphasis on continuity of the Soviet school is placed, it is specified that it developed on a platform which was put by Pavel N. Ignatyev and his reforms. Also in article the author claims that in Russia in the late sixties the beginning of the 80th reformatory measures of other character were carried out. It didn't concern "revolution in education", creation of new educational system, a cardinal change of course of teaching and educational process, characteristic for "all-school reforms". Generally it was talked of modernization of the maintenance of the general education taking into account those tasks which moved forward scientific and technical progress. The similar "small" reforms which had conceptual value were natural and had cyclic and periodic character, and thanks to collaboration of the special Commission of Academy of Sciences of the USSR and allied Academy of pedagogical sciences in 1965-1966 changes were made to the content of education as most important component of educational system, increasing its quality on the basis of achievements of science and technology to level not only the European, but also international standards.

Текст научной работы на тему «Реализация педагогических идей Павла Николаевича Игнатьева -министра народного просвещения России в советское время»

УДК 37

УСМАНОВ Мовлди Ибрагимович,

Чеченский государственный педагогический

университет,

г. Грозный, Россия

nasrudiny@mail.ru

РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ ПАВЛА НИКОЛАЕВИЧА ИГНАТЬЕВА -МИНИСТРА НАРОДНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИИ В СОВЕТСКОЕ ВРЕМЯ

Настоящая работа посвящена анализу реализации комплекса научно-педагогических идей Павла Николаевича Игнатьева - министра народного просвещения Российской Империи в советское время. В статье делается акцент на преемственность советской школы, указывается, что она развивалась именно на платформе, которая была заложена Павлом Николаевичем Игнатьевым и его реформами. Также в статье автор утверждает, что в России в конце 60-х - начале 80-х гг. были проведены реформаторские меры иного характера. Это не касалось «революции в просвещении», создания новой образовательной системы, кардинального изменения курса учебно-воспитательного процесса, характерного для «общешкольных реформ». В основном речь шла о модернизации самого содержания общего образования с учетом тех задач, которые выдвигались научно-техническим прогрессом. Подобные «малые» реформы, имевшие концептуальное значение, были закономерны и носили циклично-периодический характер, а благодаря совместной работе специальной Комиссии Академии наук СССР и союзной Академии педагогических наук в 1965-1966 гг. были внесены изменения в содержание образования как важнейшего компонента образовательной системы, повышавшие его качество на основе достижений науки и техники до уровня не только европейских, но и мировых стандартов.

Ключевые слова: министерство народного просвещения, Российская Империя, граф Игнатьев, советское время, реформа образования, средняя школа, система управления образованием, преемственность.

DOI: 10.17748/2075-9908-2016-8-1/1-197-200

USMANOV Movldi I., Chechen State Pedagogical University, Grozny, Russia nasrudin@mail.ru

REALIZATION OF RUSSIAN MINISTER OF EDUCATION PAVEL N. IGNATIEV'S PEDAGOGICAL IDEAS IN THE SOVIET ERA

This actual research is devoted to the analysis of realization of a complex of scientific and pedagogical ideas of Pavel N. Ignatyev - minister of national education of the Russian Empire - in Soviet period. In article the emphasis on continuity of the Soviet school is placed, it is specified that it developed on a platform which was put by Pavel N. Ignatyev and his reforms. Also in article the author claims that in Russia in the late sixties - the beginning of the 80th reformatory measures of other character were carried out. It didn't concern "revolution in education", creation of new educational system, a cardinal change of course of teaching and educational process, characteristic for "all-school reforms". Generally it was talked of modernization of the maintenance of the general education taking into account those tasks which moved forward scientific and technical progress. The similar "small" reforms which had conceptual value were natural and had cyclic and periodic character, and thanks to collaboration of the special Commission of Academy of Sciences of the USSR and allied Academy of pedagogical sciences in 1965-1966 changes were made to the content of education as most important component of educational system, increasing its quality on the basis of achievements of science and technology to level not only the European, but also international standards.

Keywords: ministry of national education, Russian Empire, count Ignatyev, Soviet period, educations, reform, high school, control system of education, continuity.

Советская власть на основе разработок комиссий министерства просвещения под руководством графа Игнатьева провела ряд преобразований, во многом изменивших систему образования в соответствии с новыми задачами. Воспитание нового гражданина, строителя коммунистического общества, борца-интернационалиста требовало других, отличных от предшествующей системы, условий. Труд, связь школы с жизнью становились актуальными лозунгами строительства единой трудовой советской школы.

После Октябрьской революции 1917 г. были приняты такие государственные акты в сфере образования, как «Положение о единой трудовой школе РСФСР» (сентябрь 1918 г.), «Основные принципы единой трудовой школы РСФСР» (16 октября 1918 г.), которые были направлены на кардинальное преобразование системы народного просвещения, утверждение трудовой школы в качестве доминирующей парадигмы. В них, безусловно, заключался огромный прогрессивный потенциал. В соответствии с реформами школа стала бесплатной, единой, доступной для всех детей независимо от их социального и материального положения, национальности. Утвержденный демократический принцип предполагал, что все ступени системы образования преемственно взаимосвязаны между собой, то есть ученики могли свободно, беспрепятственно, в отличие от дореволюционного периода в России, переходить из начальной школы в высшие заведения. Учебные заведения были провозглашены светскими, не зависимыми от церкви. Родной язык каждой народности стал главным в общеобразовательных школах. Было введено совместное обучение мальчиков и девочек, устанавливалось равенство лиц обоего пола как в системе образования, так и в других сферах общественной жизни.

В январе 1918 г. была упразднена старая система управления образованием, с июня 1918 г. в стране устанавливалась новая система образования. Основу ее составляла единая девятилетняя школа совместного бесплатного обучения, разделенная на две ступени - пять и

четыре года. В сентябре 1918 г. были приняты основные документы, определявшие развитие советской школы на длительный период: «Положение о единой трудовой школе» и «Декларация о единой трудовой школе», - в которых говорилось, в частности, о возможности использования в советской школе учебных планов применительно к местным условиям и примерных, необязательных и неунифицированных учебных программах, оставляя конкретное их согласование за коллективами педагогов, стимулируя их творчество. Также предполагалось создание новых разнообразных учебников и методических пособий, используемых при различных формах обучения [1, с. 7-8].

Так или иначе, коренным образом изменился социальный заказ в системе образования, а вместе с ним - и методические основы преподавания, причем в советское время это происходило неоднократно.

В начале 20-х гг. XX в. основополагающей идеей при строительстве новой школы стала борьба с формализмом при получении знаний учащимися. Ввиду этого преподавание учебных дисциплин должно было быть связано с окружающей реальной жизнью. В 1923-1925 гг. были разработаны и введены в учебный курс комплексные программы, которые, однако, были построены без учета логики преподавания отдельных предметов, а скорее по принципу подчинения более расширенным темам, например «Ремесло и фабрика», «Природа, ее богатство и сила» и т.п. Учащиеся изучали их одновременно в курсах различных дисциплин.

В конце 1920-х гг. в школах появились комплексно-проектные программы. Важным образовательным компонентом в них выступал производительный труд учащихся, в процессе которого ими выполнялись задания общественно полезного характера. Например, существовали такие проекты, как «На борьбу за урожай», «Поможем цеху выполнить промфинплан» и т.д. Несомненно, предполагалось, что теоретические знания учащиеся получат непосредственно в процессе трудовой деятельности.

В действительности же оказалось, что подчинение изучения различных предметов по комплексным темам, а также заданиям-проектам послужило причиной поверхностных, несистематических, разрозненных знаний учащихся. Следовательно, можно сказать, цель изучения технологических и производственных процессов достигнута не была, поскольку учащимся была не понятна их сущность и содержание. «Дальнейшее развитие советской школы 20-х годов привело к конкретному ответу на реальные запросы народного хозяйства в подготовке специалистов еще на школьной скамье: в содержании образования средней школы появились профессиональные уклоны (более 50-ти)» [2].

Развитие советской школы в 30-е гг. происходило на фоне идеологических противоречий между сторонниками ужесточения государственно-партийного влияния на все сферы деятельности школы и педагогами, которые поддерживали гуманистический путь романтической педагогики 1918-1920-х гг. Итоги дискуссии в педагогике 1928-1931 гг. наглядно показали, что изменения произошли в сторону полного контроля идеологии над педагогикой, подавления любых отступлений в школьной теории и практике от руководящих идей и постановлений.

В 1931 г. ЦК ВКП(б) как высшим партийным органом было отмечено, что школа давала недостаточный объем общеобразовательных знаний. В постановлениях 1931 г. «О начальной и средней школе» и 1932 г. «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе» [3, с. 23] государственной и политической властью было рекомендовано создать учебные программы с четко обозначенным объемом систематизированных знаний и умений.

Сторонники политехнической школы были отстранены от руководящих постов в Нарком-просе, жесткая регламентация и централизация программ, учебников, учебных планов и других сторон отбора содержания образования были направлены в сторону более утилитарного, адекватного запросам сегодняшнего дня перечня предметов. Большое значение начинало приобретать естественнонаучное направление, развитие которого было в тот период ориентировано на обеспечение технических дисциплин. Гуманитарные дисциплины подвергались пересмотру, уменьшению в объеме материала, единообразию в трактовке исторических событий, литературной однобокости. Идеология вмешивалась и в педагогическую науку, что не способствовало творческому развитию и обогащению теории, в педагогику вернулись идеи традиционного формального образования.

В целом, комплекс мероприятий начала 30-х гг. позволил решить насущные задачи обеспечения народного хозяйства кадрами специалистов разного уровня, но перспективного развития творчеству учащихся и педагогов не давал. В нем выделялись такие основные компоненты, как: 1) обучение - формирование у учащихся теоретических знаний, а также практических умений; 2) воспитание - формирование у учащихся духовно-нравственных и мировоззренческих представлений; 3) развитие - выработка у учащихся умений производить те или иные мысленные операции, а также совершать практические действия.

Стоит отметить, что эти компоненты социального заказа в советские годы встречались во всех вариантах. Вместе с тем социальный заказ изменялся в случае, когда перед государством вставали новые экономические или политические задачи. Так, на различных этапах преобразования школьной системы компоненты социального заказа отличались конкретным содержанием, то есть в разные периоды акцент был сделан на тот или иной компонент.

В 30-х гг. актуальным и чрезвычайно важным для государства в целом и общества в частности было формирование теоретических систематических знаний и практических умений, то есть основным стал обучающий компонент.

В годы Великой Отечественной войны и послевоенное время главный акцент государства был сделан на воспитании патриотизма и гражданственности. История школы в годы Великой Отечественной войны показывала преимущества централизации и унификации, взаимозаменяемости всех частей структуры народного образования, позволившие в короткие сроки наладить практическую деятельность всех учебных заведений страны в сложных условиях.

В 1950-е гг. социальный заказ общества был смещен на политехническое и инженерное обучение и подготовку молодежи к трудовой деятельности в промышленности и в народном хозяйстве. В учебные программы для школьников были включены практические занятия по многим предметам.

В 1960-е гг. продолжалось совершенствование содержания курса школьного образования, его пытались приблизить к мировым стандартам и требованиям современной науки, техники и культуры. Предметные курсы средней школы обогатились новыми теоретическими данными. Одновременно с этим усилился в значительной степени развивающий и воспитательный потенциал учебных дисциплин. Значительно возросло информационно-методическое обеспечение и техническое оснащение школьных кабинетов.

Бесспорен тот факт, что в школьной системе отражены основные аспекты жизни общества и государства. Общеобразовательная школа (да и в целом система образования в стране) являлась учреждением идеологическим, работавшим в рамках тех идей, которые были одобрены государством и обществом. В сознании школьников прочно укоренялась навязываемая партией система взглядов и мировоззрения в целом - на роль государства, на общество, на собственную личность и свое место в социуме. «Доминирующая в социуме система взглядов, преставлений, моральных ценностей и жизненных идей, целей общественной деятельности, то есть идеология, неизбежно отражалась как в содержании образования, так и в формах работы средней школы» [4, с. 67].

Необходимо отметить, что реформирование системы образования 1917-1930 гг. осуществлялось в условиях жесткого партийного и классового подходов, что, в свою очередь, обусловило чрезмерную политизированность и идеологизированность учебных программ, в особенности дисциплин гуманитарного цикла.

При всей своей прогрессивности новая педагогика развития личности в тех исторических условиях привела к дестабилизации всей системы просвещения. Нависла реальная угроза того, что школа как общественный институт могла утратить свои специфические задачи - выступать в качестве средства освоения детьми накопленного опыта предшествующих поколений в разных сферах жизнедеятельности, обеспечивать воспроизведение.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Оснос Ю.А. Советская школьная реформа 1918 г. // Исторический журнал. - 1944. - № 7-8.

2. Ярычев Н.У., Усманов М.И. Граф Павел Николаевич Игнатьев: просветитель, педагог, государственный деятель. - Кисловодск: Магистр, 2016. - С. 134.

3. Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа: Сборник документов 1917-1973. - М., 1974. - С. 23.

4. Бущик Л.П. Очерк развития школьного образования в СССР. - М., 1961. - С. 67.

REFERENCES

1. Osnos Y.A. Soviet school reform 1918. [Sovetskaya shkol'naya reforma 1918 g.]. History magazine = Istoricheskiy zhurnal. 1944. № 7-8.

2. Yarychev N.U., Usmanov M.I. Count Pavel N. Ignatiev: enlightener, teacher, statesman. [Graf Pavel Nikolaevich Ig-nat'ev: prosvetitel', pedagog, gosudarstvennyy deyatel']. Kislovodsk. Magister, 2016. P. 134.

3. National Education in the USSR. School. Collection of Documents 1917-1973. [Narodnoe obrazovanie v SSSR. Ob-shcheobrazovatel'naya shkola. Sbornik dokumentov 1917-1973]. Moscow. 1974. P. 23.

4. Buschik L.P. Essay on development of school education in the USSR. [Ocherk razvitiya shkol'nogo obrazovaniya v SSSR]. Moscow, 1961. P. 67.

Information about the author

Усманов Мовлди Ибрагимович, ассистент, кафедра истории, Чеченский государственный педагогический университет, г. Грозный, Россия,

nasrudiny@mail.ru Получена: 01.01.2016

Для цитирования статьи: Усманов М.И. Реализация педагогических идей Павла Николаевича Игнатьева - министра народного просвещения России в советское время. Краснодар: Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Том 8. № 1. Часть 1. с. 197-200. doi: 10.17748/2075-9908-2016-8-1/1-197-200

Информация об авторе

Usmanov Movldi I., Assistant, Department of History, Chechen State Pedagogical University, Grozny, Russia, nasrudin@mail.ru

Received: 01.01.2016

For article citation: Usmanov M.I. Realization of Russian Minister of Education Pavel N. Igna-tiev's pedagogical ideas in the Soviet era. [Real-izatsiya pedagogicheskikh idey Pavla Niko-laevicha Ignat'eva - ministra narodnogo pros-veshcheniya Rossii v sovetskoe vremya]. Krasnodar. Istoricheskaya i sotsial'no-obrazovatel'naya mysl'= Historical and Social Educational Ideas. 2016. Tom 8. № 1. Vol. 1. . Pp. 197-200.

doi: 10.17748/2075-9908-2016-8-1/1-197-200

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.