Научная статья на тему 'Методика исторического исследования дошкольного образования России'

Методика исторического исследования дошкольного образования России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
413
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ИСТОРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / ИСТОРИКО-СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ / КОНЦЕПЦИЯ ПЕРИОДИЗАЦИИ / PRESCHOOL EDUCATION / HISTORICAL RESEARCH / HISTORICAL-COMPARATIVE ANALYSIS / THE CONCEPT OF PERIODIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рубинчик Юлия Семеновна

В статье предлагается методика исторического исследования дошкольного образования. Представлен анализ теоретических и методических положений воспитания дошкольников. Рассматривается значимость достижений советской системы дошкольного воспитания и обучения. Показаны принципы, направления, методы и условия их реализации при работе с детьми дошкольного возраста. Рассматриваются состояние детства в современной России, проблемы развития дошкольников и причины их возникновения. Определяется ряд субъективных и объективных факторов по проблеме защиты детства. Рассматривается ориентация системы дошкольного образования на подготовку к образовательной школе. Определяется процентное соотношение детей дошкольного возраста в подготовке к школе. Проанализированы успехи и недостатки советской системы дошкольного образования, границы их использования в современных условиях. Показано, что использование метода историко-сравнительного анализа совместно с концепцией периодизации позволяет обеспечить все принципы исторической науки и прогнозировать направления дошкольного образования России. Рассматриваются противоречия современного этапа развития системы дошкольного образования, способы их решения в Советском Союзе. Показано, что многие проблемы, которые предполагается разрешить инновационно, уже были успешно разрешены советской системой образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHOD OF HISTORICAL RESEARCH OF PRESCHOOL EDUCATION IN RUSSIA

The article suggests a methodology of historical research of preschool education. The analysis of theoretical and methodical provisions for the education of preschool children. Discusses the importance of the achievements of the Soviet system of preschool upbringing and education. Shows the principles, directions, methods and conditions for their implementation when working with children of preschool age. Discusses the state of childhood in modern Russia, problems of development of preschool children and their causes. Given the number of subjective and objective factors on the issue of child protection. Considers the orientation of the system of preschool education in preparation for school. Is determined by the percentage of preschool children in preparation for school. Analyzed the successes and shortcomings of the Soviet system of preschool education, the limits of their use in modern conditions. It is shown that the use of the method of historical-comparative analysis together with the concept of periodization, helps to ensure all the principles of historical science and to predict areas of preschool education in Russia. Discusses the contradictions of the present stage of development of preschool system form of further education, the ways of their solution in the Soviet Union. It is shown that many of the problems that are expected to allow innovative, have already been successfully resolved by the Soviet system of education.

Текст научной работы на тему «Методика исторического исследования дошкольного образования России»

УДК 37.01

РУБИНЧИК Юлия Семеновна, Московский городской педагогический университет, г. Москва, Россия luch2118@mail.ru

МЕТОДИКА ИСТОРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ

В статье предлагается методика исторического исследования дошкольного образования. Представлен анализ теоретических и методических положений воспитания дошкольников. Рассматривается значимость достижений советской системы дошкольного воспитания и обучения. Показаны принципы, направления, методы и условия их реализации при работе с детьми дошкольного возраста. Рассматриваются состояние детства в современной России, проблемы развития дошкольников и причины их возникновения. Определяется ряд субъективных и объективных факторов по проблеме защиты детства. Рассматривается ориентация системы дошкольного образования на подготовку к образовательной школе. Определяется процентное соотношение детей дошкольного возраста в подготовке к школе. Проанализированы успехи и недостатки советской системы дошкольного образования, границы их использования в современных условиях. Показано, что использование метода историко-сравнительного анализа совместно с концепцией периодизации позволяет обеспечить все принципы исторической науки и прогнозировать направления дошкольного образования России. Рассматриваются противоречия современного этапа развития системы дошкольного образования, способы их решения в Советском Союзе. Показано, что многие проблемы, которые предполагается разрешить инновационно, уже были успешно разрешены советской системой образования.

Ключевые слова: система дошкольного образования, историческое исследование, историко-сравнительный анализ, концепция периодизации.

DOI: 10.17748/2075-9908-2015-7-7/2-270-272

RUBINCHIK Yulia S.,

Moscow City Pedagogical University, Moscow, Russia luch2118@mail.ru

METHOD OF HISTORICAL RESEARCH OF PRESCHOOL EDUCATION IN RUSSIA

The article suggests a methodology of historical research of preschool education. The analysis of theoretical and methodical provisions for the education of preschool children. Discusses the importance of the achievements of the Soviet system of preschool upbringing and education. Shows the principles, directions, methods and conditions for their implementation when working with children of preschool age. Discusses the state of childhood in modern Russia, problems of development of preschool children and their causes. Given the number of subjective and objective factors on the issue of child protection. Considers the orientation of the system of preschool education in preparation for school. Is determined by the percentage of preschool children in preparation for school. Analyzed the successes and shortcomings of the Soviet system of preschool education, the limits of their use in modern conditions. It is shown that the use of the method of historical-comparative analysis together with the concept of periodization, helps to ensure all the principles of historical science and to predict areas of preschool education in Russia. Discusses the contradictions of the present stage of development of preschool system form of further education, the ways of their solution in the Soviet Union. It is shown that many of the problems that are expected to allow innovative, have already been successfully resolved by the Soviet system of education.

Keywords: preschool education, historical research, historical-comparative analysis, the concept of pe-riodization

В последние годы в нашей стране остро встала проблема детства: многие дети не получают необходимого развития в семье, лишены возможности посещать дошкольные образовательные учреждения. В связи с этим наблюдается серьезное ухудшение здоровья подрастающего поколения, происходит негативное формирование их ценностных ориентаций, крайним показателем такого развития ситуации с детством служит проявление беспризорности детей в мирное время. Так, XXI век начался в России с резкого ухудшения такого существенного показателя, как здоровье дошкольников. На 8,1% снизилось число здоровых детей, на 6,7% увеличилось число детей с нарушениями в физическом развитии и предрасположенностью к патологиям. Почти на 1,5% возросла численность детей 3-й группы здоровья с отчетливо выраженными отклонениями и хроническими заболеваниями. Основная проблема - низкий уровень знаний о ценности своего здоровья и здоровья своих детей [1]. По разным подсчетам, в нашей стране количество беспризорников составляет от 2 до 5 млн человек. По данным Генеральной прокуратуры РФ, сейчас в России насчитывается 2 млн беспризорников [2].

Все это ведет к росту социальной напряженности в обществе, выдвигает проблему защиты детства на передний план политики государства и связано с целым рядом объективных и субъективных факторов:

- широкая пропаганда псевдолиберальных ценностей (снижение значимости семьи как рудимента исторического развития, пропаганда «свободной любви», абсолютизация материального успеха как единственной цели развития любого человека и др.), во многом противоречащих ценностям общечеловеческим;

- снижение государством поддержки семьи и детства, исходя из идеи о том, что при рождении детей главную ответственность за ребенка несут родители, что, впрочем, не означает, что государство может полностью отстраниться от проблемы детства;

ISSN 2075-9908 Историческая и социально-образовательная мысль. Том 7 №7 часть 2, 2015 Historical and social educational ideas Tom 7 #7 part 2, 2015_

- снижение уровня жизни, а зачастую просто обнищание значительной части населения, его неспособность обеспечить необходимое развитие своих детей в тяжелых материальных условиях;

- миграционные процессы, когда на многих территориях формируются целые общины со специфическими ценностями, противоречащими ценностным ориентирам коренного населения. Как результат - межнациональные конфликты, в которых в ряде случаев участвуют и дети, а если не участвуют, то, по крайней мере, наблюдают их и формируют пусть детское, но мнение и жизненные установки, во многом отличающиеся у различных народов нашей страны;

- развитие коррупции в системе дошкольного образования, как и во всех сферах жизнедеятельности, рост терроризма.

В результате государство и общество вынуждены констатировать: большинство российских детей в целом и детей дошкольного возраста в частности находится в зоне риска. Все больше дошкольников воспитываются в неполных или социально неблагополучных семьях, зачастую в криминальной среде; рождаемость в стране в целом за годы реформ снизилась.

Количество заболеваний детей дошкольного возраста увеличилось с начала XXI в. в два с половиной раза, при этом каждый пятый ребенок рождается в нашей стране больным. Нельзя не заметить, что увеличение количества больных детей коррелирует с уменьшением количества детских садов в нашей стране в постсоветский период - почти в два раза.

В значительной степени такое положение связано с разрушением системы дошкольного образования. Не случайно в первом же Указе Президента РФ поставлена задача: «достижение к 2016 году 100 процентов доступности дошкольного образования для детей в возрасте от трех до семи лет» [3].

Само по себе увеличение количества детских садов и охвата ими в том или ином объеме почти всех детей дошкольного возраста предполагает необходимость развития теории дошкольного образования. В настоящее время различными научными коллективами подготовлены концепции этого развития, но в них декларированы прямо противоположные мнения. Учитывая, что любая концепция не является нормативным документом, а тем более законом, важно отметить, что в результате подготовки, обсуждения и принятия нового закона РФ «Об образовании» в нем в отличие от предшествующего отсутствует статья 18 «Дошкольное образование» и понятие начальное профессиональное образование. А ведь эти две подсистемы теснейшим образом связаны [4].

Новый закон характеризуется как реформационный в новых условиях развития страны. То же самое говорилось при принятии такого закона в 1992 г. В результате функционирования системы образования в соответствии с законом 1992 г. система как минимум стагнировала: качество подготовки в общеобразовательной и высшей профессиональной школе снизилось, начальное профессиональное образование практически разрушено [5], системно связанное с ним дошкольное образование оказалось на грани кризиса.

Самые серьезные дискуссии ведутся сегодня по поводу ориентации системы дошкольного образования на подготовку к общеобразовательной школе. На уровне выступлений руководства Минобрнауки РФ, нового Закона РФ «Об Образовании» данный вопрос решен: готовность к обучению в школе становится важнейшим показателем деятельности учреждения дошкольного образования. По данным же врачей, 41% детей школьного возраста функционально не готовы к обучению в школе (НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМН). То есть 41% детей вряд ли возможно подготовить к школе без ущерба здоровью, а ведь каждого ребенка надо «подготовить так, чтобы он был способен, не надорвать ему здоровье» [6]. Уже сегодня «самоценность дошкольного детства ушла на второй план, во главу угла стала узконаправленная подготовка к школе» [7].

В таких условиях остро встает проблема необходимости изучения теории и практики развития советского образования - периода, на протяжении которого дошкольное образование поступательно развивалось, была разработана его теория, реализована богатая практика. По нашему мнению, советское дошкольное образование может стать основанием для развития системы сегодня и на перспективу. Опора на опыт предшествующего развития любой образовательной системы является важнейшим основанием для разработки новых концептуальных и методических подходов.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

14. Здоровье дошкольников. http://www.yazvezdochka.ru/zdorove/zdorove_ doshkolnikov.

15. Беспризорность в РФ. http://stud24.ru/statistics/besprizornost-v-rf/49639-156103-page2.html.

16. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 599.

17. Собкин В.С. и Писарский П.С. Социологический портрет учащегося ПТУ. Социология образования. Выпуск 1. -М., 1992. - 42 с.

18. Днепров Э.Д. Новейшая политическая история российского образования: опыт и уроки. - М.: Мариос, 2011.

19. Ямбург Е. Родительское собрание. http://www.echo.msk.ru/news/936800-echo.html.

REFERENCES

20. Health of preschool children. Available at: http://www.yazvezdochka.ru/zdorove/zdorove_ doshkolnikov.

21. Homelessness in Russia. Available at: http://stud24.ru/statistics/besprizornost-v-rf/49639-156103-page2.html.

22. The presidential decree of may 7, 2012 № 599.

23. Sobkin V.S. and Pisarsky P.S. Sociological portrait of student PTU . [Sotsiologicheskiy portret uchashchegosya PTU] Sociology of education. Issue 1. Moscow, 1992. 42 p.

24. Dneprov E.D. Recent political history of Russian education: experience and lessons. [Noveyshaya politicheskaya istori-ya rossiyskogo obrazovaniya: opyt i uroki]. Moscow, Marios, 2011.

25. Yamburg E. Parent meeting [Roditel'skoe sobranie]. Available at: http://www.echo.msk.ru/news/936800-echo.html.

Information about the author

Рубинчик Юлия Семеновна, старший преподаватель, кафедра дошкольного образования, Московский городской педагогический университет, г. Москва, Россия luch2118@mail.ru

Получена: 20.11.2015

Для цитирования статьи:

Рубинчик Ю.С. Методика исторического исследования дошкольного образования России. Краснодар: Историческая и социально-образовательная мысль. 2015. Том 7. № 7. Часть 2. с. 270-272.

doi: 10.17748/2075-9908-2015-7-7/2-270-272

Информация об авторе

Rubinchik Yulia S., Senior Lecturer, Department of Preschool Education, Moscow City Pedagogical University Moscow, Russia luch2118@mail.ru

Received: 20.11.2015

For article citation:

Rubinchik Y.S. Method of historical research of preschool education in Russia. [Metodika is-toricheskogo issledovaniya doshkol'nogo obrazovaniya Rossii]. Krasnodar. Istoricheskaya i sotsial'no-obrazovatel'naya mysl'= Historical and Social Educational Ideas. 2015. Tom 7. № 7. Vol. 2. Pp. 270-272.

doi: 10.17748/2075-9908-2015-7-7/2-270-272

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.