Научная статья на тему 'Общественно-политические воззрения графа Павла Николаевича игнатьева - министра народного просвещения'

Общественно-политические воззрения графа Павла Николаевича игнатьева - министра народного просвещения Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
202
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / РЕФОРМА / ОБЩЕСТВЕННОПОЛИТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ / ГРАФ П.Н. ИГНАТЬЕВ / РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИНСТИТУТЫ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ / МИНИСТЕРСТВО НАРОДНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ / EDUCATION / REFORM / POLITICAL VIEWS / COUNT PAVEL N. IGNATYEV / RUSSIAN EMPIRE / STATE INSTITUTES / LEGISLATION IN EDUCATION / MINISTRY OF NATIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Усманов Мовлди Ибрагимович

Настоящая работа посвящена общественно-политическим воззрениям видного государственного деятеля и реформатора отечественной системы образования конца XIX -начала XX вв., графа Павла Николаевича Игнатьева, возглавлявшего с 1915 по 1917 гг. министерство народного просвещения Российской империи, чей огромный вклад в становление и развитие крупномасштабных реформ, начиная от средней школы и заканчивая высшими учебными заведениями, еще, на взгляд автора, достаточно не оценен. В этой связи автором поставлена цель показать исторический характер реформ графа Игнатьева, которые стали судьбоносными для отечественного образования в последующие годы. В данной статье на основе новых архивных и научно-теоретических данных, отдельные из которых впервые вводятся в научный оборот, предпринята авторская попытка реконструировать общественнополитические взгляды графа Игнатьева, сущность которых была направлена на формирование новой системы отечественного образования, призванной окончательно оформить его институциализацию. Вместе с тем в работе важное место уделено и рассмотрению личности самого графа Игнатьева как вдохновителя и организатора уникальной реформы народного образования от начального до университетского. В работе сделан акцент на тот факт, что в условиях капиталистической модернизации начала ХХ в. и научно-технического прогресса в России все более актуальной становилась потребность государства в подготовке высокообразованных, квалифицированных работников, способных к самостоятельной деятельности и проявлению инициативы. Существовавшая в этот период система образования не могла в полной мере обеспечить решения вновь возникающих перед обществом задач. Следовательно, требовалась реорганизация образовательной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLITICAL VIEWS OF MINISTER OF NATIONAL EDUCATION COUNT PAVEL N. IGNATYEV

This research is devoted to political views of the prominent statesman and reformer of a domestic education system of the end of the XIX beginning of the XX centuries, the count Pavel N. Ignatyev heading from 1915 to 1917 the ministry of national education of the Russian Empire, whose huge contribution to formation and development of large-scale reforms, beginning from high school and finishing with higher educational institutions, still, in the author's opinion, is rather unvalued. In this regard the author set the object to stand on historical hind legs of reforms Ignatyev's column which became fatal for domestic education in the next years. In this article on the basis of new contemporary and scientific-theoretical records, separate from which are for the first time introduced into scientific circulation, an author's attempt to reconstruct political views Ignatyev's column which essence was directed on formation of new system of domestic education, urged to issue finally its institutionalizing is made. In a place with that in work the important place is given also to consideration of the identity of the count Ignatyev as inspirer and the organizer of unique reform of national education from initial to university. In work the emphasis on that fact is placed that in the conditions of capitalist modernization of the beginning of the XX century and scientific and technical progress in Russia more and more actual was a need of the state for training of the highly educated, skilled workers capable to independent activity and manifestation of an initiative. The education system existing during this period couldn't provide fully the solution of the tasks which are again arising before society. Therefore, reorganization of educational system was required.

Текст научной работы на тему «Общественно-политические воззрения графа Павла Николаевича игнатьева - министра народного просвещения»

УДК 37 (09): 9 (с) 17

УСМАНОВ Мовлди Ибрагимович, Чеченский государственный педагогический университет г. Грозный, Россия nasrudiny@mail.ru

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ ГРАФА ПАВЛА НИКОЛАЕВИЧА ИГНАТЬЕВА - МИНИСТРА НАРОДНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ

Настоящая работа посвящена общественно-политическим воззрениям видного государственного деятеля и реформатора отечественной системы образования конца XIX -начала XX вв., графа Павла Николаевича Игнатьева, возглавлявшего с 1915 по 1917 гг. министерство народного просвещения Российской империи, чей огромный вклад в становление и развитие крупномасштабных реформ, начиная от средней школы и заканчивая высшими учебными заведениями, еще, на взгляд автора, достаточно не оценен. В этой связи автором поставлена цель - показать исторический характер реформ графа Игнатьева, которые стали судьбоносными для отечественного образования в последующие годы. В данной статье на основе новых архивных и научно-теоретических данных, отдельные из которых впервые вводятся в научный оборот, предпринята авторская попытка реконструировать общественно-политические взгляды графа Игнатьева, сущность которых была направлена на формирование новой системы отечественного образования, призванной окончательно оформить его институциализацию. Вместе с тем в работе важное место уделено и рассмотрению личности самого графа Игнатьева как вдохновителя и организатора уникальной реформы народного образования - от начального до университетского. В работе сделан акцент на тот факт, что в условиях капиталистической модернизации начала ХХ в. и научно-технического прогресса в России все более актуальной становилась потребность государства в подготовке высокообразованных, квалифицированных работников, способных к самостоятельной деятельности и проявлению инициативы. Существовавшая в этот период система образования не могла в полной мере обеспечить решения вновь возникающих перед обществом задач. Следовательно, требовалась реорганизация образовательной системы.

Ключевые слова: образование, реформа, общественно-политические взгляды, граф П.Н. Игнатьев, Российская империя, государственные институты, законодательство в сфере образования, министерство народного просвещения.

DOI: 10.17748/2075-9908-2015-7-8-80-82

USMANOV Movldi I., Chechen State Pedagogical University Grozny, Russia nasrudiny@mail.ru

POLITICAL VIEWS OF MINISTER OF NATIONAL EDUCATION COUNT PAVEL N.

IGNATYEV

This research is devoted to political views of the prominent statesman and reformer of a domestic education system of the end of the XIX beginning of the XX centuries, the count Pavel N. Ignatyev heading from 1915 to 1917 the ministry of national education of the Russian Empire, whose huge contribution to formation and development of large-scale reforms, beginning from high school and finishing with higher educational institutions, still, in the author's opinion, is rather unvalued. In this regard the author set the object - to stand on historical hind legs of reforms Ignatyev's column which became fatal for domestic education in the next years. In this article on the basis of new contemporary and scientific-theoretical records, separate from which are for the first time introduced into scientific circulation, an author's attempt to reconstruct political views Ignatyev's column which essence was directed on formation of new system of domestic education, urged to issue finally its institutionalizing is made. In a place with that in work the important place is given also to consideration of the identity of the count Ignatyev as inspirer and the organizer of unique reform of national education - from initial to university. In work the emphasis on that fact is placed that in the conditions of capitalist modernization of the beginning of the XX century and scientific and technical progress in Russia more and more actual was a need of the state for training of the highly educated, skilled workers capable to independent activity and manifestation of an initiative. The education system existing during this period couldn't provide fully the solution of the tasks which are again arising before society. Therefore, reorganization of educational system was required.

Keywords: education, reform, political views, count Pavel N. Ignatyev, Russian Empire, state institutes, legislation in education, ministry of national education

В начале ХХ в. в России наблюдалось оживление общественно-политической жизни, что оказывало большое влияние и на развитие школьного дела. Появлялись педагоги-теоретики и практики, готовые к реализации свежих педагогических идей. Кроме того, сформировавшиеся в то время политические партии в своих программах высказывали собственную стратегию и тактику в развитии российского образования.

На заседаниях Государственной думы в 1906 г. приоритетным являлось рассмотрение политических и общественных проблем. Вопросы образования не являлись исключением. В мае 1906 г. депутатами I Думы было разработано предложение к верховной власти о введении всеобщего бесплатного начального образования.

В марте 1907 г. председатель правительства П.А. Столыпин, выступая перед представителями II Думы, отметил, что проведение реформ будет успешным только в том случае, если будут устранены существовавшие на пути просвещения народа препятствия. Он выделял два основных условия эффективного развития системы отечественного образования - установление преемственности учебных программ разных ступеней учреждений образования, а также повышение качества профессиональной подготовки и уровня финансирования учителей. Ближайшей задачей, по мнению П.А. Столыпина, являлось установление общедоступности, а так- 80 -

ISSN 2075-9908 Историческая и социально-образовательная мысль. Том 7 №8, 2015 Historical and social educational ideas Tom 7 #8, 2015_

же обязательности получения начального образования для всех слоев населения Российской империи [1, с. 60].

Ввиду этого был разработан и предложен для обсуждения в Государственную думу проект закона о введении в государстве всеобщего начального обучения. Так, была создана думская комиссия по вопросам народного образования, в состав которой входило 55 депутатов. Деятельность комиссии заключалась в обсуждении различных вопросов и проектов, в работе с текущей информацией с мест, в разборе жалоб и прошений, поданных на рассмотрение в Думу.

В результате социально-политических изменений в стране в 1905-1907 гг. возникли и стали развиваться профессиональные союзы. Народные учителя объединились во Всероссийский учительский съезд, учителя средней школы создали свой профессиональный союз. В конце 1905 г. в Петербурге проходил съезд учителей и активистов народного образования. Его задачей стала консолидация прогрессивно мыслящих педагогов, выработка и формулирование основных требований к проведению школьных реформ.

В 1912-1914 гг., то есть в условиях революционного подъема, народное учительство вновь активизировалось. На I Всероссийском съезде, который проходил в период с 22 декабря 1913 по 3 января 1914 г., прозвучали призывы к устранению учительской разобщенности, воссозданию профессионального учительского союза, действительно способного защитить права, свободы и интересы педагогов. Среди главных были выдвинуты требования о проведении реформы органов местного самоуправления, а также о введении всеобщего обязательного бесплатного обучения, о содействии в поступлении учащимся после окончания полного курса начальной школы в средние учебные заведения, о преобразовании начальной школы в составную часть общеобразовательной средней школы [2, с. 7-8].

Рядовые учителя внимательно изучали материалы съезда, которые было опубликованы в журнале «Вестник воспитания». Интерес и поддержку вызывали вопросы о единстве начальной и средней школы, о культурной роли педагога, об условиях осуществления всеобщего обучения, о светскости образования, о трудовом принципе обучения.

В ноябре 1914 г., то есть в условиях империалистической войны, в обществе снова активно стали высказываться о необходимости радикальных преобразований в школьной системе. Поводом стала смерть министра народного просвещения А.А. Кассо. В этот период оживилась деятельность таких педагогических журналов, как «Народный учитель», «Свободное воспитание», «Русская школа», «Речь», «Школа и жизнь», «Педагогический сборник».

В начале 1915 г., в обстановке возраставшей оппозиции педагогической общественности официальному курсу правительства, пост нового министра народного просвещения занял П.Н. Игнатьев.

Вся жизнь П.Н. Игнатьева - это удивительный диалог России и Запада. Многие историки считали, что назначение П.Н. Игнатьева было одним из самых удачных в выборе руководителей, сделанных Николаем II в столь сложный исторический период.

Игнатьев Павел Николаевич родился 30 июня 1870 г. в Константинополе, в известном старинном роду Игнатьевых, давшем немало видных военачальников и политических деятелей, среди которых были выдающиеся личности: отец - блестящий русский дипломат, дядя - генерал-губернатор, оппозиционер, убитый пятью пулями в перерыве губернского земского собрания. До своего назначения граф Павел Николаевич Игнатьев был хорошо известен в обществе. Сам он был человек исключительно мирный. Окончил Киевский университет; в 1904-1906 гг. возглавлял губернское земство в Киеве, впоследствии, в 1907-1908 гг., был там же губернатором; в 1909-1914 гг. - директор департамента в Министерстве сельского хозяйства в Санкт-Петербурге.

Усвоенные дипломатические манеры отца, приобретенные демократические приемы ведения земских дел, либеральные взгляды столичного чиновника - все это способствовало эффективной деятельности П.Н. Игнатьева.

Павел Николаевич был известен в Думе своей деловитостью, доступностью, умением охватить быстро вопрос, исключительной корректностью. Сохранилась записка одного (как он сам себя называет - «непартийного») старого общественного деятеля Николаю II. Записка начиналась со слов: «Государь, какое Вы сделали великое добро для России, выбрав именно этого человека на такой важный пост...» [3, с. 41-42]. Впрочем, царю не представляли его как будущего новатора, а отмечали, что это человек «замечательной скромности и понимания, что государственное дело может идти планомерно только при полной гармонии общественных сил с правительством».

В частности, в феврале 1915 г. по распоряжению Игнатьева была учреждена комиссия по рассмотрению вопросов реформирования системы образования России. Группе специалистов было поручено собрать материалы и изучить особенности народного образования за рубежом,

в первую очередь это касалось таких стран, как США, Франция, Великобритания. Сам министр подробно изучал информацию о положении дел в отечественных провинциальных школах.

Таким образом, можно резюмировать, что под руководством графа П.Н. Игнатьева, министра народного просвещения, в 1915-1916 гг. был разработан проект радикального преобразования российской школы, несомненно, носивший прогрессивный характер. Впоследствии на данной основе были созданы оригинальные учебные планы русских гимназий в Сербии, Чехословакии и других странах. Нестандартно мыслящие педагоги, находясь в эмиграции, успешно пользовались передовыми педагогическими и психологическими теориями и уникальными технологиями, которые, в свою очередь, являлись важнейшей составной частью педагогического мировоззрения русской интеллигенции накануне революции 1917 года.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Полное собрание речей в Государственной думе и Государственном совете. 1906-1911 гг. - М., 1991. - С. 60.

2. Вестник воспитания. - 1914. - № 5. - С. 7-8.

3. Цирульников А. Из тайных архивов русской школы. - М., 1992. - С. 41-42.

REFERENCES

1. Complete collection of speeches in the Duma and the Council of State. 1906-1911 years. [Polnoe sobranie rechey v Gosudarstvennoy dume i Gosudarstvennom sovete. 1906-1911 gg.]. Moscow, 1991. P. 60 (in Russ.).

2. Journal of Education. [Vestnik vospitaniya]. 1914, № 5. Pp. 7-8 (in Russ.).

3. Tsyrulnikov A. From the secret archives of Russian school. [Iz taynykh arkhivov russkoy shkoly]. Moscow, 1992. Pp. 4142 (in Russ.).

Information about the author

Усманов Мовлди Ибрагимович, ассистент, кафедра истории, Чеченский государственный педагогический университет, г. Грозный, Россия nasrudiny@mail.ru

Получена: 12.12.2015

Для цитирования статьи: Усманов М.И. Общественно-политические воззрения графа Павла Николаевича Игнатьева - министра народного просвещения. Краснодар: Историческая и социально-образовательная мысль. 2015. Том 7. № 8. с. 80-82. doi: 10.17748/2075-9908-2015-7-8-80-82

Информация об авторе

Usmanov Movldi I., Assistant, Department of History, Chechen State Pedagogical University, Grozny, Russia

nasrudiny@mail.ru

Received: 12.12.2015

For article citation: Usmanov M.I. Political views of Minister of national education Count Pavel N. Ignatyev. [Obshchestvenno-politicheskie vozzreniya grafa Pavla Niko-laevicha Ignat'eva - ministra narodnogo pros-veshcheniya]. Krasnodar. Istoricheskaya i sotsi-al'no-obrazovatel'naya mysl'= Historical and Social Educational Ideas. 2015. Tom 7. No. 8 . Pp. 80-82.

doi: 10.17748/2075-9908-2015-7-8-80-82

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.