11. Ахиезер, А.С. Россия: критика исторического опыта (Социокультурная динамика России). Т. II. Теория и методология. Словарь. / А.С. Ахиезер. -Новосибирск: Сибирский хронограф, 1998. - 600 с.
12. Михельсон, А.Д. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней. [Текст] / А. Д. Михельсон. - М.: Издание книгопродавца А. И. Манухина, 1865. - 718 с.
13. Оксфордская иллюстрированная энциклопедия [Текст]: в 9 т. / тома Хоггарт, Ричард. - М.: Инфра-М, Весь Мир. Т.7: Народы и культуры / ред. Р. Хоггарт. - 2000. - 407 с.
14. Павленков, Ф.Ф. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. [Текст] / Ф.Ф. Павленков. - С.-Петербург, 1907. - 359 с.
15. Полтерович, В.М. Элементы теории реформ. [Текст] / В.М. Полтеро-вич. - М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2007. - 447 с.
16. Попов, М. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке. 3-е изд. [доп. и испр.]. [Текст] / М. Попов. - М: т-во И. Д. Сытина, 1907. - 458 с.
17. Реформа // Толковый словарь русского языка: В 4 т. - М.: Гос. изд-во иностр. и нац. слов., 1939. Т. 3. П-Ряшка. - Стб. 1350.
18. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка / под ред. А.Н. Чудинова. СПб.: Издание В.И. Губинского, 1910. - 989 с.
Стаметов В.В.
кандидат социологических наук, доцент Тамбовского филиала РАНХиГС при Президенте Российской Федерации г. Тамбов, Россия
РЕАЛИЗАЦИЯ ОТДЕЛЬНЫХ АСПЕКТОВ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА В ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Аннотация: в статье рассматривается проблемы реализации отдельных изменений в современной системе образования в Российской Федерации. Особое внимание уделяется этапам модернизации образования, принятия и внедрения новых законов об образовании, порядку оказания образовательных услуг на современном этапе.
Ключевые слова: система образования, модернизация, образовательные услуги, платные образовательные услуги.
Stametov Victor V.
PhD in Sociology Tambov branch of the Russian presidential academy of national economy and public administration
Tambov, Russia
IMPLEMENTING ASPECTS OF MODERN EDUCATIONAL POLICY OF THE STATE IN THE TAMBOV REGION
Abstract: The article discusses the problems of implementation of certain changes in the modern education system in the Russian Federation. Particular attention is paid to the stages of the modernization of education, adoption and implementation of new laws on education, the order of provision of educational services at the present stage.
Keywords: education, modernization, educational services, paid educational services.
Несмотря на то, что со дня принятия федерального закона № 273 «Об образовании в РФ» прошло более трех лет, реализация основных направлений государственной политики в сфере образования не идеальна. Актуальность же этой проблемы для научного сообщества четко выражена исследователями так: «в сложных условиях экономической и социальной трансформации российского общества, изменяющейся государственной политики образовательная сфера вынуждена соответствовать требованиям времени и подстраиваться под них» [1]. Важным изменением в системе образования стала реализация дополнительных платных образовательных услуг (ДПОУ). Обозначим самым общим образом основные проблемные точки этого новшества, опираясь на результаты авторских социологических исследований, основные результаты представлены ранее [2].
Первая проблема выражена в вынужденном выполнении непривычных функций образовательными организациями (ОО) Тамбовской области. Это связано, прежде всего, с трансформацией экономических, финансовых, правовых и организационных условий функционирования сферы образования, что непосредственным образом влияет на рынок ДПОУ. То есть, если репетиторство, которым занимаются педагогические работники в частном порядке, давно не вызывает удивления у широкой общественности, то ориентированность ОО на принципы самофинансирования пока достаточно непривычна.
Вторая проблема носит сугубо институциональный характер, и, возможно, со временем, исчезнет самостоятельно. Она связана с тем,
что при формировании перечня ДПОУ многие ОО излишне злоупотребляют абстрактными, либо чрезвычайно общими формулировками, делающими непонятными содержание самой услуги. Со стороны же родителей и обучающихся имеет место инертность представлений о данной сфере, связанная с пониманием платных образовательных услуг, как необходимых для развития ребенка. Лишь крупные, продвинутые школы и детские сады, располагающиеся, как правило, в областном центре пытаются выстроить систематическую работу по продвижению своих ДПОУ на рынок, взаимодействию с клиентами, получению обратной связи и т.д. Очень показательным в этом плане моментом, в значительной степени позволяющим сделать такой вывод как раз является наполнение сайтов ОО соответствующим контентом, его, если можно сказать, клиентоориентированность.
Как показало исследование, для того, чтобы у потенциального потребителя ДПОУ сложилось четкое представление о характере той или иной услуги на сайте должна быть отражена информация о ее наименовании и обязательно содержании, форме оказания (индивидуальной или групповой), возрастной категории обучающихся на которую она рассчитана, сроке обучения и объеме учебных часов в неделю/месяц, стоимости 1 часа занятий. С другой стороны, в районах и сельской местности, видимо, задействованы неформальные каналы передачи информации, зачастую работающие достаточно эффективно. В качестве задач, требующих решения и стоящих перед ОО в деле реализации долговременных планов развития системы ДПОУ стоят фрагментарный характер стратегического менеджмента, недостаточная адаптация имеющихся стратегий к изменяющимся условиям рынка, сосредоточенность на решении преимущественно внутренних задач, слабое взаимодействие с родителями и обучающимися.
Третья проблема связана с различными условиями реализации ДПОУ в городских поселениях и районных ОО. Выражаются эти условия, прежде всего, в экономических и демографических показателях. Так, несмотря на продолжительный срок реализации 273 ФЗ рентабельность ДПОУ в большинстве районных ОО (чаще всего их филиалов) или невысокая или отрицательная. В то время как в городах Тамбовской области ДПОУ составляет значительный вклад в бюджет ОО. Эта закономерность требует дифференцированного подхода к реализации в ОО дополнительных платных образовательных услуг.
Подтверждением последнего тезиса является факт, что в целом, большинство экспертов, участвовавших в исследовании, отмечают позитивное отношение педагогов к ДПОУ. Однако, наиболее часто
нежелание участвовать в оказании ДПОУ встречается у педагогов районных детских садов (7,5%). Среди преподавателей городских школ категорических отказов от реализации ДПОУ нет. При этом единственной причиной, оправдывающей отказ от реализации ДПОУ, для них является только высокая учебная нагрузка, в то время как для районных специалистов эта причина упоминается экспертами только 35,7% экспертов. Другими важными причинами здесь указываются личное нежелание педагога 28,6% и отсутствие в ОО необходимого материально-технического обеспечения (21,4%). Отметим, что эксперты городских ОО указывают эту причину (материально-техническую базу) в 7,3% случаев, в то время как эксперты районных ОО в 18,8%.
Ценовая политика городских и районных ОО тоже значительно различается. Если для районных школ основная масса услуг (58%) стоит от 150 до 300 рублей (при этом еще 13% услуг стоят от 51 до 150 рублей и 6,1% услуг имеют стоимость до 50 рублей, то есть 77,1% услуг, реализуемых в районных школах, стоят до 300 рублей), то для городских школ объем реализуемых ДПОУ в ценовой категории до 300 рублей 21,4%. Остальная, и соответственно большая часть услуг распределена на 4 ценовые группы большая часть которых состоит из услуг стоимостью от 501 до 800 рублей (28,6%) и от 301 до 500 (26,2%). Заметим, что услуги стоимостью от 801 до 2000 рублей в городских школах встречаются в 12,6% случаев, в то время как для районных школ объем ДПОУ с такой стоимостью составляет только 3,1%.
Схожая ситуация и с детскими садами: 81,3% услуг в районных ДОУ стоят до 300 рублей. Объем услуг, реализуемых городскими ДОУ в этой ценовой категории - 39%. Отметим, что 18% ДПОУ реализующиеся городскими ДОУ имеют стоимость от 501 до 2000 рублей. Районные ДОУ услуг такой ценовой категории не предоставляют.
Автор полагает, что этот факт показывает, прежде всего, различные условия существования различных ОО, ограничивающих успешную реализацию ДПОУ прежде всего в различных типах поселений, а во-вторых, в различных типах образовательных организаций.
Различный уровень доходов населения в городе и районах напрямую отражается на состоянии материально-технической базы МОУ на стоимости ДПОУ, а, следовательно, и на доходах районных ОО. Зачастую районные ОО вынуждены загонять себя в абсурдную ситуацию: опускать стоимость ДПОУ ниже рентабельной. ДПОУ рекомендующие себя как эффективный экономический механизм в городах приобретают характер навязанной из вне инициативы, обязательного элемента «постоянно болеющей» системы образования.
Косвенным подтверждением этих доводов являются следующие данные: для районных экспертов в 7,6% ответов на вопрос о главной причине для введения ДПОУ является настоятельная рекомендация во стороны чиновников от образования (для экспертов, представляющих городские ОО эта цифра 0,9% и 2,1% наблюдений соответственно). Это говорит о том, что насильственное применение нового законодательства без оценки возможностей ОО является не самым перспективным методом.
Кроме того, важным моментом при анализе востребованности ДПОУ является субъективная оценка роли типа ОО в системе образования со стороны потребителей. Детский сад традиционно воспринимается не как образовательная организация, которую ребенок получает образование, учится, осваивает модели поведения, нормы и ценности нашего общества, а как место где ребенка можно оставить пока родители находятся на работе. В результате работы этого, довольно распространённого стереотипа, в районе, часто, в связи с более высоким уровнем безработицы, целесообразность посещения ребенком детского сада сомнительна для родителей (это ведь не школа, документов необходимых для продолжения образования не дает). Это приводит к снижению контингента заказчиков, как образовательных услуг, так и ДПОУ.
Список литературы
1. Котенев В.А., Кузьмин А.В., Стаметов В.В. Рынок платных образовательных услуг через призму государственной политики в системе общего образования Тамбовской области [Текст] / В.А. Котенев, А.В. Кузьмин, В.В. Стаметов // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского, 2015. № 4 (58). С. 68-77.
2. Стаметов В.В., Кузьмин А.В., Ряховская Т.В., Беспалов М.В. Развитие рынка платных образовательных услуг в тамбовской области на современном этапе [Текст] / В.В. Стаметов, А.В. Кузьмин, Т.В. Ряховская, М.В. Беспалов // Вестник Мичуринского государственного аграрного университета. 2014. № 6. С. 101-107.