Научная статья на тему 'Реализация основных положений педагогической синергетики в образовательных организациях МВД России'

Реализация основных положений педагогической синергетики в образовательных организациях МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
142
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД / САМООРГАНИЗАЦИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / КАТЕГОРИИ СИНЕРГЕТИКИ / НЕЛИНЕЙНОСТЬ / ОТКРЫТОСТЬ / ФЛУКТУАЦИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / SYNERGETIC APPROACH / SELF-MANAGEMENT / PEDAGOGICAL PROCESS / SYNERGY CATEGORIES / NONLINEARITY / OPENNESS / FLUCTUATIONS / PEDAGOGICAL INFLUENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стрюц Евгений Викторович

Одно из направлений в развитии высшего образования внедрение педагогических технологий, реализующих возможности синергетического подхода. Положения педагогической синергетики открывают новые возможности в самореализации личности в образовательном процессе. Значимые категории синергетического подхода: аттрактор, фрактал, точка бифуркации, флуктуации, неспецифическое резонансное воздействие, а также определение механизмов, режимов и условий, которым должна соответствовать педагогическая система для осуществления процессов самоорганизации в образовательных организациях МВД России. Реализация синергетического подхода позволяет использовать его при разработке новых активных форм и методов обучения и воспитания, при организации самостоятельной работы и производственных практик будущих сотрудников полиции. Синергетическая концепция дополняет классическую теорию управления тем положением, что в сложных системах результат управленческих воздействий не является однозначным и не пропорционален приложенным усилиям. Обосновываются требования к педагогическому воздействию и рекомендации, определяющие ответственность педагога при внедрении положений синергетического подхода в образовательный процесс вузов МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Implementation of the main provisions of pedagogical synergy at the educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia

One of the areas of higher education development is implementation of pedagogical technologies enforcing synergetic approach potential. The provisions of pedagogical synergy discover new opportunities for personal self-fulfillment in education. The main categories of synergetic approach are: attractor, fractal, bifurcation point, fluctuations, non-specific resonance impact, as well as identification of mechanisms, regimes and conditions which pedagogical system should conform to for self-management of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The enforcement of synergetic approach allows using it to develop new active forms and methods of learning and education, to manage self-study and field training of future police officers. The synergetic framework complements the classical theory of management by the provision that in sophisticated systems the result of the management is not unambiguous and proportional to the efforts made. The author gives proof of the requirements to the pedagogical influence and recommendations determining the teacher’s responsibility when implementing synergetic approach provisions into the learning process at the educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Текст научной работы на тему «Реализация основных положений педагогической синергетики в образовательных организациях МВД России»

УДК 378.634 © Е. В. Стрюц, 2017

Реализация основных положений педагогической синергетики в образовательных организациях МВД России

Евгений Викторович Стрюц,

старший инженер-программист отдела информационно-технического обеспечения учебного процесса

Барнаульского юридического института МВД России.

Барнаул, Россия. e-mail: [email protected]

Одно из направлений в развитии высшего образования — внедрение педагогических технологий, реализующих возможности синергетического подхода. Положения педагогической синергетики открывают новые возможности в самореализации личности в образовательном процессе. Значимые категории синергетического подхода: аттрактор, фрактал, точка бифуркации, флуктуации, неспецифическое резонансное воздействие, а также определение механизмов, режимов и условий, которым должна соответствовать педагогическая система для осуществления процессов самоорганизации в образовательных организациях МВД России. Реализация синергетического подхода позволяет использовать его при разработке новых активных форм и методов обучения и воспитания, при организации самостоятельной работы и производственных практик будущих сотрудников полиции. Синергетическая концепция дополняет классическую теорию управления тем положением, что в сложных системах результат управленческих воздействий не является однозначным и не пропорционален приложенным усилиям. Обосновываются требования к педагогическому воздействию и рекомендации, определяющие ответственность педагога при внедрении положений синергетического подхода в образовательный процесс вузов МВД России.

Ключевые слова: синергетический подход, самоорганизация, педагогический процесс, категории синергетики, нелинейность, открытость, флуктуации, педагогическое воздействие.

Для цитирования: Стрюц Е. В. Реализация основных положений педагогической синергетики в образовательных организациях МВД России // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2017. № 2(69). С. 60-63.

Теория самоорганизации в современных условиях рассматривается как одно из перспективных междисциплинарных направлений, применение которого объективно востребовано в педагогическом процессе . Все больше исследований свидетельствует, что сфера образовательной деятельности и педагогические процессы, связанные с ней, не являются исключением из общей сферы жизнедеятельности, а попадают под действие общих принципов и закономерностей синергетики

Правоохранительная деятельность отличается высокой социальной ответственностью и сложностью, требует высокого напряжения моральных, психических и физических сил, что вызывает потребность в специализированной многопрофильной и интенсивной профессиональной подготовке. Этот процесс должен не только строиться с учетом современных теорий, определяющих развитие социума, но и обеспечивать формирование внутренней мотивации личности на профессиональную деятельность (в том числе на основе синергетического подхода для самоорганизации личностных структур будущих сотрудников полиции). Данные положения определяют актуальность рассматриваемой темы. Целью настоящей работы являлись изучение и анализ основных категорий синергетики (применительно к педагогическому процессу), определение возможности для их реализации в системе образования МВД России.

Одно из направлений в развитии высшего образования в России — внедрение новых педагогических технологий, реализующих возможности синергетического подхода, который может сыграть существенную роль в модернизации всей системы профессионального образования [1]. Указанное требование обусловлено и внедрением компетентностного подхода, предъявляющего

новые повышенные требования к организации педагогической деятельности и к решению сложных задач, связанных с формированием компетентности специалистов как самоорганизованных субъектов в различных областях деятельности [2]. Существенное значение реализация положений педагогической синергетики имеет для процессов самовоспитания и самообразования, обеспечивающих развитие социально значимых качеств сотрудников полиции [3]. Анализ различных исследований показывает, что сфера образования по своим внешним признакам и по внутренней структуре соответствует критериям самоорганизующихся систем [4, с. 22].

Существенное значение данных положений состоит в том, что их реализация позволяет не только объяснять ход эволюции живой природы и социальных процессов, но и применять законы самоорганизации в сфере образования. Основные категории синергетического подхода, которые при уточнении их специфики применимы в педагогическом процессе: фрактал, аттрактор, точка бифуркации, флуктуации, неспецифическое резонансное воздействие. Рассмотрим их детально .

Фрактал представляет собой объект, которому присуще свойство самоподобия, т. е . определенный элемент структуры системы подобен другим, в том числе более крупным фрагментам или даже всей структуре

В педагогическом процессе харизма личности педагога, авторитет и профессионализм (как субъективные качества) также могут выступать в качестве идеала личности, достойной подражания Педагог является значимым субъектом, актуализирующим то или иное социальное направление в образовательной сфере Последнее должно стать центром притяжения для обучае-

мых. Вокруг этих центров возникает движение различных компонентов педагогической системы, порождая поступательный импульс, который придает всей системе реальное направление развития

Аттрактор — точка притяжения для направления самоорганизации . В синергетическом подходе выделяется множество точек в пространственно-временном разрезе, к которым возможен переход различных траекторий развития или деградации из какой-либо области. К аттракторам можно отнести идеологические установки, устойчивые стереотипы поведения, направления моды, господствующие в обществе .

Точка бифуркации определяется как состояние, характеризующее факт выхода в зону неустойчивости и момент возникновения критического состояния системы В педагогической сфере названными точками следует считать естественные возрастные кризисы и случайно возникающие, а также создаваемые искусственно педагогические ситуации В данной точке определяющее значение имеют неспецифические возмущения — флуктуации, представляющие временные отклонения от равновесного положения, за счет которых осуществляется переход системы в новое состояние в системе при попадании в область притяжения одного из аттракторов происходит скачок в ее структуре и качестве, приводящий к появлению новообразований. Педагогическая деятельность является благоприятной сферой для применения синергетики, поскольку именно в педагогике незначительные воздействия (новая информация, отношения, общение) могут приводить к изменению в структуре личности и расширению ее сознания

Педагогическое воздействие является эффективным средством, способным определять тенденцию в развитии личности в том случае, если оно обеспечивает перевод ценностно-смыслового состояния обучаемого в область одного из существующих аттракторов Чем сильнее притяжение системы к одному из аттракторов, тем труднее переориентировать ее для принятия другого аттрактора. Скачкообразность этого процесса играет решающее значение, так как ранее действующий аттрактор удерживает систему, необходимо приложить неспецифические, но целенаправленные усилия для преодоления существующих тенденций и выйти за его области

С точки зрения синергетики, педагогическую систему следует рассматривать как сверхсложную, открытую, нелинейную, самоорганизующуюся и отвечающую принципам синергетического развития. Основная роль в педагогическом процессе должна отводиться учету всех самоорганизующихся механизмов, обеспечивающих системе выход на аттракторы, способствующие ее развитию В таком случае педагогическую деятельность можно рассматривать как руководство (в целях воздействия социума на изменение внешних и внутренних условий для развития личности) В идеале эта деятельность сводится к поиску резонансных зон, где формируется личность, способная на социально значимую и общественно полезную деятельность Величина пе-

дагогического результата будет определяться не силой воздействия, а согласованностью внутренних свойств и потребностей личности с потребностями социума Наиболее существенное значение имеет активизация внутренних источников самоорганизации, личность как система в этом случае получит возможность приобрести новообразования, необходимые для развития в своей структуре

Синергетический подход определяет, что в основе самоорганизации педагогического процесса должен быть реализован механизм, обеспечивающий резонансные направляющие воздействия на нелинейные процессы, происходящие в системе, в которых проявляется чувствительность даже к малым воздействиям, но согласованным с внутренними свойствами системы

Отметим особенность резонансного воздействия, которое заключается в том, что имеет значение не только величина и сила управляющего воздействия, а его оптимальная пространственно-временная организация, обеспечивающая согласованность с внутренними свойствами и качествами данной системы . Этот факт является основой для устойчивого развития системы в направлении поставленной педагогической цели, в чем и заключается ведущий способ воздействия и развития педагогических систем на основе синерге-тического подхода

Практическая реализация рассмотренного подхода требует различать аттракторы по степени полярности Следует учитывать, что система имеет возможности переключаться как к позитиву (что будет способствовать ее развитию), так и к негативу (что приведет к ее разрушению, попадая в притяжение отрицательного аттрактора) Основная задача в этом случае заключается в том, чтобы управлять, не управляя в традиционном смысле, а малыми резонансными воздействиями направить систему на один из собственных и положительных путей развития, обеспечивая самоподдерживаемое и самоуправляемое развитие В этот момент незначительное воздействие может быть чревато различными вариантами событий, любое воздействие управляющей системы в точке бифуркации становится определяющим и вызывает притяжение к положительному либо отрицательному аттрактору

Образовательный процесс необходимо организовывать так, чтобы выводить педагогические процессы на индивидуальные линии развития, при этом более адекватными понятиями, характеризующими данный процесс, будут корректирующее направляющее и фаси-литационное воздействие

В образовании важен учет резонансных реакций, происходящих в других сферах общественной жизни, так как кризис в одной из них сказывается на других, а без учета этого и без смены стратегии самоорганизация может привести к деградации системы

Для оптимизации педагогического воздействия на ситуацию в образовательном процессе вузов МВД России (в области точки бифуркации) оно должно соответствовать ряду требований:

1) отбор и построение организованы так, чтобы резонировать, апеллировать к аттрактору, который реализует социально значимые и общественно полезные ценности и потребности правоохранительной деятельности;

2) своевременность воздействия: что возможно сейчас, то не будет таковым в другой момент времени. Процессы, происходящие при несвоевременном воздействии, выходят из-под контроля, в них возникают необратимые изменения. Сложность реализации этого положения на практике заключается в том, что процесс подготовки полицейских осуществляется в ограниченные сроки и при высокой интенсивности;

3) при организации воздействия на педагогическую ситуацию опора идет на эффективные методы и средства, отвечающие требованиям индивидуализации и дифферен-циализации, которые способствуют переходу на прогрессивный аттрактор (в большинстве случаев они играют роль основного звена) Существенное значение в организации педагогических воздействий в вузах МВД играют референтные группы, в качестве которых выступает профессорско-преподавательский состав, кураторы и наставники

Следовательно, синергетическая концепция дополняет классическую теорию управления тем положением, что в сложных системах результат управленческих воздействий не является однозначным, а потому не пропорционален приложенным усилиям Педагог авторитарными указаниями и распоряжениями, которые возможны в условиях четкой субординации и единоначалия, может навязать свою волю на определенное время, но изменить мнение и принять позицию педагога не так просто, изначально эта воля не должна противоречить внутренним свойствам личности

Педагогическая синергетика реализует целостную картину мира, поэтому и определяет управление по гуманистическим правилам Следует учитывать, что существуют и резонансные воздействия, обращенные к неблагоприятным (с точки зрения социума) изменениям, внутренне они присущи свойствам системы, могут вести к деформации или к разрушению личности . Это обстоятельство накладывает огромную ответственность на педагога, являющегося субъектом образовательного процесса.

Для педагогической деятельности в образовательных организациях МВД России учет идей синергетического подхода заключается в следующих положениях:

1) всякое развитие имеет многовариантные направления, человек способен выбирать оптимальные для себя пути, а также вычислять их и управлять ими, но в сфере правоохранительной деятельности необходимо учитывать границы, обеспечивающие законность и правопорядок;

2) путей развития множество, но для процессов самоорганизации в педагогической деятельности их необходимо определять с учетом объективных ограничений для конкретных систем, для правоохранительной сферы ими служат требования, заданные Госстандартом;

3) педагогические системы способны использовать оптимальные пути для развития личности только в том случае, если они реализуют конкретный профессиональный идеал и имеющиеся возможности для воплощения в деятельности социально значимых идей .

Рассмотренные особенности реализации синерге-тического подхода показали достаточную эффективность его учета при разработке различных методических материалов по обучению и воспитанию российской молодежи общенациональных ценностях, по их внедрению в практическую деятельность различных социально-культурных институтов, в том числе в образовательных организациях МВД России [5, с . 94-95].

Синергетический подход предполагает:

1) комплексную реализацию различных профессиональных ролей, с которыми сотрудник полиции сталкивается в практической деятельности (сотрудник-гражданин, профессионал-офицер, командир-начальник, руководитель-воспитатель) [6, с. 31];

2) отношение к образованию как к важнейшему социально значимому фактору и к большой динамической силе, «оказывающей благотворное влияние на становление личности, развитие ее идейных и нравственных устоев, формирование морально-нравственного и научного мировоззрения, общего сознания, высокого культурного уровня человека» [7, с. 251];

3) личностно-профессиональное развитие сотрудника полиции, которое осуществляется по следующим основным направлениям: сотрудник-профессионал, офицер-патриот, командир-руководитель, начальник-воспитатель [8];

4) разработку профессионально-специальных компетенций на основе информационных технологий, а также адаптированных для каждой области и дисциплины активных методов [9;10].

Рассмотренные основы реализации синергетиче-ского подхода для образовательных организаций МВД России позволяют их использовать при разработке новых активных форм и методов обучения и воспитания, при организации самостоятельной работы и производственных практик будущих сотрудников полиции Для педагогики (как синтетической науки) синергетика открывает новые возможности в процессах самоактуализации и самореализации личности в образовательном процессе . Нелинейность воздействий, неадекватность откликов на них, пространственно-временные и психолого-социальные состояния обучаемых, неоднозначные проявления внутренних и внешних источников мотивации и стимулов в развитии личности требуют дальнейшего изучения и реализации

Список литературы

1. Крайник В. Л. Общие тенденции развития высшего образования в России // Модернизация профессионального образования в России и мире: новое качество роста. Барнаул, 2012 . С. 82-85.

2 . Dibacanaka A., Hiranburana K. Developing an e-Learning Competency-based English Course Module for Chief Flight Attendants. International Journal of Scientific and Research Publications. 2012 . Vol. 2 . Issue 8 . P. 8-12 .

3. Калинин С. В. Особенности самовоспитания социально значимых качеств сотрудников полиции // Психопедагогика в правоохранительных органах. Омск. 2015 . № 1(60) . С. 64-67.

4. Кораблева В. В. Синергетический подход к анализу и управлению социальными системами : автореф . дис . ... канд. социол наук Саратов, 2005 22 с

5. Гриневич Л. А., Федулов Б. А. Воспитание российской молодежи на общероссийских ценностях средствами социально-культурной деятельности: монография . Барнаул, 2013. 199 с.

6 . Башков А. В., Федулов Б. А. Самовоспитание профессионально значимых качеств курсанта вуза МВД России : монография . Барнаул, 2011. 176 с.

7. Мальченкова В. В., Федулов Б. А. Особенности профилактики делинквентности девушек-подростков социально-педагогическими и правовыми средствами // Современные проблемы науки и образования . Пенза, 2012 . № 4. 324 с .

8 . Калинин С. В., Федулов Б. А., Чернов Ю. Н. Применение ролевых игр в воспитательной работе с будущими сотрудниками полиции // Вестник Барнаульского юридического института МВД России. 2014. № 1(26). С 94-96.

9 . Tompkins P. K Role Playing/Simulation . URL: http://iteslj . org/ Techniques/Tompkins-RolePlaying.html (дата обращения: 14. 10 . 2016) .

10 . Морозов В. А., Федулов Б. А. Формирование управленческой компетентности будущего сотрудника полиции в процессе профессиональной подготовки // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. Барнаул, 2014. № 12 . Ч . 2 . С 128-130.

Implementation of the main provisions of pedagogical synergy at the educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Stryuts Evgeny V.,

senior part-programming engineer of the Information and Technology Department, the Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Barnaul, Russia. e-mail: [email protected]

One of the areas of higher education development is implementation of pedagogical technologies enforcing synergetic approach potential. The provisions of pedagogical synergy discover new opportunities for personal self-fulfillment in education. The main categories of synergetic approach are: attractor, fractal, bifurcation point, fluctuations, non-specific resonance impact, as well as identification of mechanisms, regimes and conditions which pedagogical system should conform to for self-management of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The enforcement of synergetic approach allows using it to develop new active forms and methods of learning and education, to manage self-study and field training of future police officers. The synergetic framework complements the classical theory of management by the provision that in sophisticated systems the result of the management is not unambiguous and proportional to the efforts made. The author gives proof of the requirements to the pedagogical influence and recommendations determining the teacher's responsibility when implementing synergetic approach provisions into the learning process at the educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Keywords: synergetic approach, self-management, pedagogical process, synergy categories, nonlinearity, openness,

fluctuations, pedagogical influence.

Citation: Stryuts E.V. Implementation of the main provisions of pedagogical synergy at the educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Psychopedagogy in law enforcement. No. 2(69). 2017. P. 60-63.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.