Научная статья на тему 'Реализация основных образовательных программ гуманитарного профиля по ФГОС ВПО: проблемы и перспективы'

Реализация основных образовательных программ гуманитарного профиля по ФГОС ВПО: проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
152
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Батанина И. А.

На основе анализа опыта гуманитарного факультета Тульского государственного университета рассматриваются проблемы и перспективы реализации основных образовательных программ по Федеральным государственным образовательным стандартам высшего профессионального образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF THE MAIN EDUCATIONAL PROGRAMS IN HUMANITARIAN SUBJECTS IN COMPLIANCE WITH FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS OF THE HIGHER PROFESSIONAL

Problems and PerspectivesProblems and perspectives of the main educational programs' implementation in compliance with the Federal State Educational Standard of Higher Professional Education are described based on the analysis of the experience of the Faculty of the Humanities (Tula State University).

Текст научной работы на тему «Реализация основных образовательных программ гуманитарного профиля по ФГОС ВПО: проблемы и перспективы»

УДК 378

И.А. Батанина, д-р полит, наук, проф., зав. кафедрой, (4872) 33-23-52, batanina@mail.ru (Россия, Тула, ТулГУ)

РЕАЛИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЯ ПО ФГОС ВПО: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

На основе анализа опыта гуманитарного факультета Тульского государственного университета рассматриваются проблемы и перспективы реализации основных образовательных программ по Федеральным государственным образовательным стандартам высшего профессионального образования

Ключевые слова: основная образовательная программа. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, гуманитарные науки

Новые политические, социально-экономические и культурные реалии, процессы интеграции и интернационализации многих сторон материальной и духовной жизни мирового сообщества, открытость границ привели к значительному расширению всесторонних контактов на различных уровнях. Качественно изменился характер взаимодействий в различных сферах, чему во многом способствовало развитие информационных технологий и прежде всего глобальной сети Интернет. Востребованными оказались коммуникативная, нравственная и эстетическая компетентности, знания в области социального моделирования и прогнозирования, политического анализа, составления баз данных и ведения архивов, психологического консультирования, что повысило статус гуманитарных специальностей.

Новый социальный заказ в сфере социально-гуманитарных наук обоснован не только прагматическими факторами. Он является отражением современной образовательной идеологии, мировоззренческим содержанием которой является формирование личности как субъекта национальной и мировой культуры. Предполагается, что мировоззрение, включающее в себя ценности личности, общества, государства, а также более широкого сообщества (европейского, мирового), способствует большему взаимопониманию и сближению в современном мире, а следовательно, стабильности и устойчивости его развития.

Несмотря на социально-экономический кризис, отрасли народного хозяйства и социальной сферы, органы здравоохранения, государственного управления, образовательные учреждения всех уровней, учреждения социальной поддержки населения, средства массовой информации и правоохранительные органы Тульского региона по-прежнему испытывают потребность в квалифицированных специалистах - психологах, политологах, социологах, журналистах, дизайнерах, архивоведах,

специалистах по связям с общественностью. Практически во всех образовательных учреждениях г. Тулы и Тульской области в последние годы введены курсы «Основ Православной культуры», в связи с чем нарастает потребность в профессиональных теологах с базовой университетской подготовкой. По-прежнему существует дефицит переводческих и преподавательских кадров не только в Тульском регионе, но и ЦФО РФ в целом.

Особенностью основных образовательных программ (ООП) гуманитарного факультета Тульского государственного университета является их направленность на конкретный тип вуза - классический университет, что предопределило необходимость учета таких его институциональных особенностей, как фундаментальность образования, ориентация на научную деятельность в международном образовательном пространстве, особая роль языков как основы классического образования, а также способа повышения профессиональной подготовки студентов. В основе образования в классическом университете лежит инвариантная структура подготовки специалиста, которая включает социально-гуманитарное, профессиональное и научно-исследовательское направления.

Задачи, решаемые в рамках ООП, ориентированы на значимые для региона инновационные проекты, коммуникационные технологии и перспективные направления развития. Дисциплины регионального (вузовского) компонента дополняют федеральную составляющую ООП и учитывают особенности подготовки специалистов в ТулГУ (влияние сложившихся научных школ, запросы потребителей и т.д.).

Инновационные процессы в системе образования предопределили разработку нормативных документов нового поколения (образовательных стандартов, программ и т. п.) применительно к различным типам учебных заведений, а также с учетом условий их функционирования. Госстандарты третьего поколения в соответствии с принципами Болонского процесса ориентированы преимущественно не на сообщение обучающемуся комплекса теоретических знаний, но на выработку у студентов компетенций - динамического набора знаний, умений, навыков и личностных качеств, которые позволят выпускнику стать конкурентоспособным на рынке труда и успешно профессионально реализовываться в широком спектре отраслей экономики и культуры.

К 2011 г. выпускающими кафедрами гуманитарного факультета ТулГУ разработаны основные образовательные программы высшего профессионального образования по Федеральным государственным образовательным стандартам, подготовлены учебные планы, определены матрицы компетенций по всем направлениям подготовки, проведена работа по адаптации образовательных технологий ко всем ООП, которые позволяют, во-первых, формировать у обучающихся широкие

универсальные (общекультурные) и профессиональные компетенции, во-вторых, проводить комплексную оценку всех составляющих понятия «компетенция». Только интеграция структурированных методических материалов, соответствующих тестовых заданий и разработка процедур синхронизации взаимодействия пользователей в различных режимах позволит создать адаптивную систему подготовки кадров. Именно этим обоснована актуальность проводимых исследований в области логической связанности (дисциплин, модулей).

Однако, переход на Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) связан с увеличением временных, трудовых, организационных материальных затрат, принципиально иного подхода к процессу организации практико-ориентированной подготовки выпускников (усиление лабораторной базы, оснащение мультимедийным оборудованием и т.д.), для чего требуется определенный адаптационный период, необходимый для оптимизации требований ФГОС с учетом как особенностей образовательного пространства региона, так и базовых характеристик научных школ факультета.

Вместе с тем, переход на ФГОСы позволяет создать следующие условия инновационного развития Тульского региона:

1. Обеспечение региона высококвалифицированными кадрами специалистов.

Среди ожидаемых социально-экономических эффектов макроуровня приоритетное значение имеют:

- повышение конкурентоспособности экономики;

- стимулирование перехода экономики от ресурсно-сырьевой модели к модели инновационного типа;

- обеспечение информационной безопасности.

Среди ожидаемых социально-экономических эффектов мезоуровня приоритетное значение имеют:

- повышение инвестиционной привлекательности Тульской области;

- оптимизация регионального рынка труда;

- снижение в региональном сообществе уровня социальной напряженности.

Среди ожидаемых социально-экономических эффектов микроуровня приоритетное значение имеют:

- актуализация исследовательского потенциала молодых ученых;

- сохранение и обновление кадрового состава вуза;

- развитие научных школ;

- стимулирование профессиональной мобильности кадров;

- повышение привлекательности гуманитарных специальностей вуза Для потенциальных потребителей образовательных услуг;

- обеспечение соответствия подготовки специалистов мировым стандартам.

2. Создание структурной сети взаимосвязанной подготовки специалистов.

Среди ожидаемых социально-экономических эффектов макроуровня приоритетное значение имеют:

- преодоление системы дефицитов кадрового, технологического, инфраструктурного и коммуникационного характера;

- транслирование и воспроизводство успешного опыта создания социальных технологий;

- пополнение кадрового резерва Тульского региона;

- стимулирование интеграции научных и бизнес сообществ;

- повышение статуса представителя науки;

- модернизация системы подготовки специалистов.

Среди ожидаемых социально-экономических эффектов мезоуровня приоритетное значение имеют:

- развитие предпринимательской активности научно-исследовательских коллективов региона;

- усиление интеллектуальной составляющей экономики региона;

- создание дополнительных рабочих мест;

- стимулирование межрегионального профессионального обмена.

Среди ожидаемых социально-экономических эффектов микроуровня приоритетное значение имеют:

- формирование условий для проявления кумулятивного эффекта деятельности составляющих сети взаимосвязанной подготовки специалистов;

- внедрение и адаптация современных инновационных моделей менеджмента, обеспечение соответствия образовательного процесса системе менеджмента качества.

Таким образом, переход на ФГОС ВПО предполагает замену традиционной знаниевой модели (основанной на формировании ЗУНов), когда студент в основном осваивает теоретический материал в форме заучивания отдельных фактов, знакомства с разными типами явлений, процессов и т.п. — с последующей демонстрацией приобретенных знаний в форме устного монолога на проводимых в традиционной же форме экзаменах и зачетах, так называемой компетентностной моделью, сутью которой является обучение практическим формам профессиональной деятельности в различных потенциально возможных ситуациях. Новый поход способствует разработке образовательных программ в соответствии с требованиями работодателей и потребностями рынка труда (социального «заказа»); определению универсальных (общих) и профессиональных (предметно-специализированных) компетенций, которые должны быть сформированы при освоении программы, что будет способствовать профессиональной компетентности выпускника; осуществлению контроля за взаимным соответствием структуры программы, результатов обучения и

набора компетенций; определению соответствующих результатам обучения образовательных технологий и методик обучения и оценочных средств качества обучения; созданию системы оценки формируемых компетенций.

I.A. Batanina

IMPLEMENTATION OF THE MAIN EDUCATIONAL PROGRAMS IN HUMANITARIAN SUBJECTS IN COMPLIANCE WITH FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS OF THE HIGHER PROFESSIONAL

Education: Problems and Perspectives

Problems and perspectives of the main educational programs' implementation in compliance with the Federal State Educational Standard of Higher Professional Education are described based on the analysis of the experience of the Faculty of the Humanities (Tula State University).

Keywords; main educational program, Federal State Educational Standard of Higher Professional Education, humanitarian subjects.

Получено 30.10.2011 г.

УДК 378

И.А. Батанина, д-р полит, наук, проф., зав. кафедрой, (4872) 33-23-52, batanina@mail.ru (Россия, Тула, ТулГУ), А.А. Лаврикова, канд. полит. наук, доц. (4872) 33-23-52, elav@mail.ru (Россия, Тула, ТулГУ)

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ КОМПЕНТЕНТНОСТИ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ

На основе анализа данных регионального социологического исследования определены факторы формирования гражданской компетентности молодежи и предложены пути оптимизации патриотического воспитания в высших учебных заведениях.

Ключевые слова: гражданская компетентность, патриотизм, патриотические ориентации, модели формирования гражданственности

В условиях становления гражданского общества в России главной целью образования становится формирование профессионально и социально компетентной личности, обладающей развитым чувством ответственности и стремлением к созиданию, способной к творчеству и самоопределению в ситуации динамичных экономических, социально-политических и социокультурных процессов. В связи с этим в качестве базового направления подготовки студентов в системе высшей школы является формирование гражданственности. Полная реализация личности Возможна не только через профессиональную, семейную и т. п. роли, но и через активную гражданскую позицию, ощущение ответственности за происходящее вокруг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.