Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ МОДУЛЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ КУРСАНТОВ В УЧЕБНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ И ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА МВД'

РЕАЛИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ МОДУЛЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ КУРСАНТОВ В УЧЕБНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ И ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА МВД Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
46
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
курсант ведомственного университета / девиантное поведение / модули педагогической профилактики / student of departmental university / deviant behavior / models of pedagogical prevention

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сергей Дмитриевич Кондратьев

Aнализируются основные модули педагогической модели профилактики девиантного поведения курсантов в учебно-образовательном и воспитательном процессе вуза МВД, а также процесс их применения на практике в ходе учебно-воспитательного процесса в вузе МВД.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сергей Дмитриевич Кондратьев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPLEMENTATION OF THE MAIN MODULES OF THE MODEL OF PEDAGOGICAL PREVENTION OF DEVIANT BEHAVIOR OF STUDENTS IN TEACHING AND EDUCAIONAL PROCESS OF THE UNIVERSITY OF MIA

Analyzed the main modules of the model of pedagogical prevention of deviant behavior of students in educational and educational process of the university of the Interior Ministry, as well as their application in practice during the educational process at the university of the Interior Ministry.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ МОДУЛЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ КУРСАНТОВ В УЧЕБНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ И ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА МВД»

УДК 37.04 ББК 74

DOI 10.24411/2414-3995-2020-10278 © С.Д. Кондратьев, 2020

Научная специальность 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования

РЕАЛИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ МОДУЛЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ КУРСАНТОВ В УЧЕБНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ И ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА МВД

Сергей Дмитриевич Кондратьев,

старший преподаватель кафедры «Тактико-специальной, огневой и физической подготовки» Тверской филиал Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя (170040, Тверь, ул. Кривичская, д. 12)

E-mail: sparco165@yandex.ru

Аннотация. Анализируются основные модули педагогической модели профилактики девиантного поведения курсантов в учебно-образовательном и воспитательном процессе вуза МВД, а также процесс их применения на практике в ходе учебно-воспитательного процесса в вузе МВД.

Ключевые слова: курсант ведомственного университета, девиантное поведение, модули педагогической профилактики.

THE IMPLEMENTATION OF THE MAIN MODULES OF THE MODEL OF PEDAGOGICAL PREVENTION OF DEVIANT BEHAVIOR OF STUDENTS IN TEACHING AND EDUCAIONAL PROCESS OF THE UNIVERSITY OF MIA

Sergey D. Kondrat'ev,

Senior Lecturer of the Department of Tactical-special, Fire and Physical Training Tver branch of Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (170040, Tver', ul. Krivichskaya, d. 12)

Abstract. Analyzed the main modules of the model of pedagogical prevention of deviant behavior of students in educational and educational process of the university of the Interior Ministry, as well as their application in practice during the educational process at the university of the Interior Ministry.

Keywords: student of departmental university, deviant behavior, models of pedagogical prevention.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Кондратьев С.Д. Реализация основных модулей педагогической модели профилактики девиантного поведения курсантов в учебно-образовательном и воспитательном процессе вуза МВД. Вестник экономической безопасности. 2020;(4):297-301.

Основные модули педагогической профилактики девиантного поведения создаются при выявлении континуума всех причин, мотивов, обстоятельств и факторов, составляющих актуальные или латентные механизмы поведения личности, не соответствующие общепринятым в социуме нормам, правилам и образцам. Тенденция роста проявлений девиантного поведения в молодежной среде ставит перед обществом в качестве одной из основных задач потребность в фокусировании усилий, направленных не только на борьбу с губительными последствиями отклонений от социальных норм, но и на их превенцию и профилактику, устранение причин и условий, блокирующих проявление нормативного и просоциального (помогающего) поведения человека.

Как известно, научное исследование характеризуется объективностью, воспроизводимостью, доказательностью и точностью полученных результатов. Конечная цель любого исследования - обнаружение тенденции, установление закономерностей. Специфика нашей опытно-экспериментальной работы состоит в том, что это не просто внедрение и апробация результатов исследования, а система логически последовательных методологических, методических и организационно-технологических процедур, обусловливающих востребованность педагогики образования и воспитания.

Теоретическим основанием нашей опытно-экспериментальной работы выступают системный и технологический подходы. Системный подход делает возможным определение структурообразу-

№ 4/2020

Вестник экономической безопасности

297

ющих компонентов системы, а также выявление и оценку устойчивых взаимосвязей между этими компонентами. Данный подход способствует изучению системы взаимоотношений между структурообразующими компонентами, выявляет тенденции и закономерности развития. Технологический же подход, на основе заданных исходных установок (социального заказа, образовательных ориентиров, задач исследования), определяет структуру опытно-экспериментальной работы: предмет, цель, задачи, этапы, методы.

Системный и технологический подходы детерминируют организацию опытно-экспериментальной работы на основе следующих принципов:

- интеграции (от лат. integratio - «объединение», «взаимодействие»): предполагает установление регулярных, устойчивых субъект-субъектных отношений между участниками опытно-экспериментальной работы, построенных на научном анализе новейших достижений педагогической теории и практики;

- сепарабельности (от лат. separabilis - «отделимый»): способствует равноправному сотрудничеству, эмерджентности целей и неаддитивности интересов участников опытно-экспериментальной работы в соответствии с приоритетными направлениями государственной политики в области профессионального образования;

- сетевого взаимодействия (сотрудничество образовательных организаций): принцип направлен на создание моделей апробации результатов исследований по структурному и содержательному обновлению системы профессионального образования по различным логическим основаниям;

- индикативности: обусловливает прогнозирование, создание методологии определения эффективности опытно-экспериментальной работы, мониторинга ее результатов;

- прозрачности (открытости): регулирует порядок проведения опытно-экспериментальной работы и обеспечивает адресность действий ее участников по апробации результатов исследования [9, с. 350-354].

Теоретическая модель педагогической профилактики девиантного поведения курсантов и слушателей вуза МВД представлена на рис. 1.

Поясним данную модель.

Как видно, педагогическая модель представлена четырьмя взаимосвязанными и последовательными модулями, которые имеют свою сущностно-содер-жательную характеристику.

Первый модуль - целеориентационный. Содержит две цели: организационную (проектирование эффективной профилактики девиантного поведения курсантов в учебно-образовательном и воспитательном процессе вуза МВД) и коррекционную (формирование позитивного поведения курсантов, соответствующего социальной норме); задачи профилактики девиантного поведения (проведение диагностики уровня девиантного поведения курсантов, организация взаимодействия и активной деятельности курсантов в учебно-образовательном и воспитательном процессе вуза МВД); научно-методическое обеспечение и координация учебно-образовательного и воспитательного процесса вуза МВД.

Второй модуль - теоретико-методологический. Он включает: теоретико-методологические подходы (системный, интегративно-дифференциро-ванный, аксиологический, деятельностно-отношен-ческий); принципы (системности и целостности, толерантности, социальной активности и инициативности; интеграции, индивидуализации и дифференциации; гуманности, социальной спешности); функции учебно-образовательного и воспитательного процесса (УОВП) вуза МВД (компенсаторная, социальная, профилактическая, коррекционная, воспитательная).

Третий модуль - содержательный - заключает в себе собственно методику педагогической профилактики девиантного поведения курсантов в учебно-образовательном и воспитательном процессе вуза МВД и состоит из следующих этапов: диагностика и сопровождение в период адаптации курсанта к условиям среды вуза МВД; включение в деятельность технических, спортивных, факультативных и творческих коллективов с учетом индивидуальных интересов и способностей курсантов; проектирование индивидуальных коррекционных дневников курсантов группы риска, проявляющим признаки девиантного поведения; поэтапное ролевое включение в мероприятия гражданско-патриотической направленности; активизация партнерства с граждан-

ЦЕЛЕОРИЕНТАЦИОННЫЙ МОДУЛЬ

Цель: Организационная: проектирование эффективной профилактики девиантного поведения курсантов вузов МВД в УОВП; Коррекционная: формирование позитивного поведения курсантов, соответствующего социальной норме. Задачи профилактики девиантного поведения курсантов: 1. Диагностика уровня девиантного поведения курсантов; 2. Организация опыта взаимодействия и активной деятельности курсантов в УОВП; 3. Научно-методическое обеспечение и координация данного процесса.

—► ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ МОДУЛЬ

Теоретико-методологические Принципы: системности Функции УОВП:

подходы: системный, и целостности, толерантности, компенсаторная,

интегративно-дифференцированный, социальной активности социальная,

ценностно-деятельный, и инициативы; профилактическая,

деятельностно-отношенческий. интеграции, индивидуализации коррекционная,

и дифференциации; гуманизации, воспитательная,

социальной успешности. профилактическая.

СУЩНОСТНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫИ МОДУЛЬ

Методика педагогической профилактики девиантного поведения курсантов в процессе УОВП

а т

1. Диагностика и сопровождение в период адаптации; 2. Включение в деятельность технических, спортивных и творческих коллективов, согласно интересам и способностям курсантов.

Создание эмоционально комфортного образовательного пространства, способствующего успешной адаптации курсантов к условиям вуза МВД и формированию позитивных установок и ценностных ориентаций.

3. Проектирование индивидуально-корр екционных дневников курсантов группы риска, проявляющим признаки девиантного поведения.

Применение методов стимулирования курсантов к активному участию в общественной жизни вуза МВД.

Использование методов фасилитации в процессе организации и осуществления воспитательной работы с курсантами.

4. Поэтапное ролевое включение

в мероприятия гражданско-патриотической направленности;

5. Активизация партнерства

с вневузовскими организациями для культурного обогащения, раскрытия и активизации творческого потенциала курсанта вуза МВД России.

Формы УОВП: форумы, день правовых знаний, альманахи, офицерские балы, вечера чествования, Вахта памяти, встречи с ветеранами, квесты, он-лайн экскурсии, лазертаг, спортивные состязания КВНы и др.

Методы УОВП: камерные тематические вечера, коллективное взаимодействие, выстраивание перспективы, реконструкции характера, тайминг, тренинг-лист и др.

РЕЗУЛЬТАТИВНО-ОЦЕНОЧНЫЙ блок

Методики диагностики: методика оценки склонности к девиантному поведению А.Н. Орла; методика А.Б. Мелихова; диагностический тест М.Ю. Колосницыной, Г.С. Зайцева, Е.А. Кадацкой, Л.Г. Алифановой; методика Е.Б. Фанталовой; шкала социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда; экспертные оценки; сомооценки и др.

Компоненты, критерии и показатели педагогической профилактики девиантного поведения: Мотивационно-смысловой (мотивы действий, эмоциональная разрядка, самоутверждение и т.д.); Коммуникативно-деятельностный (нарушение коммуникаций, безответственность, наглость и т.д.); Рефлексивно-личностный (отношение к себе, отношение к другим людям), критичность, социальная пассивность и т.д. Аксиологический показатель: формированность ценностей и убеждений в правовой сфере; готовность следовать им.

Рис. 1. Теоретическая модель педагогической профилактики девиантного поведения курсантов вуза МВД России № 4 / 2020 - Вестник экономической безопасности -299

скими организациями для культурного обогащения, раскрытия и активизации творческого потенциала курсантов вуза МВД); педагогических условий: создание эмоционально комфортного образовательного пространства, способствующего успешной адаптации курсантов к условиям вуза МВД и формированию позитивных установок; применение методов стимулирования курсантов к активному участию в общественной жизни университета МВД; использование методов фасилитации в процессе организации и осуществления воспитательной работы с курсантами; формы УОВП: форумы, дни открытых дверей, дни правовых знаний, альманахи, офицерские балы, вечера чествования, вахта памяти, встречи с ветеранами, квесты, он-лайн экскурсии, дазер-таг, спортивные состязания, КВНы и др.; методы УОВП: камерные тематические вечера, коллективное взаимодействие, выстраивание перспективы, реконструкции характера, тайминг, тренинг-лист, брейн-ринг и др.

Четвертый модуль - результативно-оценочный - содержательно наполнен методиками диагностики: методика оценки склонности к деви-антному поведению А.Н. Орла, опросник Плут-чика-Келлермана-Конте, методика определения индивидуальных копинг-стратегий Э. Хайма, шкала враждебности Кука-Медли, шкала депрессии, опросник межличностных отношений В. Шутца, экспертные оценки, самооценки и др.; критериями и показателями педагогической профилактики девиантного поведения курсантов: а) мотивацион-но-смысловые: мотивы действий, эмоциональная разрядка, самоутверждение и др.; б) коммуникатив-но-деятельностные: нарушение коммуникационного процесса, безответственность, наглость и др.; в) рефлексивно-личностные: отношение к себе, отношение к другим, критичность, социальная пассивность и др. Аксиологический показатель: полнота сформированности ценностей и убеждений в правовой и личностной сферах, готовность следовать им.

Результатом педагогической профилактики де-виантного поведения курсантов является снижение проявлений девиантности в поведении.

Одним из важных компонентов нашего исследования является оценочный модуль, который предполагает проведение двух этапов:

1 этап - скрининг (от англ. screening «отбор, сортировка, просеивание») - инструмент диагностического исследования, в результате которого выявляется группа социального риска в среде курсантов.

Техники скрининга или оценочного инструмента разнообразны и их использование зависит от целей скрининга и конкретной ситуации. Скрининг проводится с учетом ведущей деятельности возрастной группы, в которой наиболее полно отражается уровень социального и психологического развития индивида или группы.

Если скрининг проводится впервые, то в нем участвуют все курсанты и слушатели вуза МВД, кроме того, преподаватели и наставники, выступающие в качестве экспертов, оценивающих поведение и поступки обучающихся.

При ежегодном, повторном проведении скрининга в нем участвуют только определенные группы и отдельные курсанты (слушатели), по тем или иным показателя относящиеся к группе риска.

Реализуется скрининг посредством стандартного набора экспресс-методик, дающих возможность при минимальных затратах времени курсанта и педагога-психолога (или эксперта) оценить процесс его развития с точки зрения соответствия его социальному запросу (стандарт курсанта), наличия/ отсутствия специфических особенностей, скрытой склонности к проявлению различных форм деви-антного поведения.

Результатом проведения скрининга является разделение курсантов на две условные группы: социально и психологически благополучных и имеющих социальные и психолого-педагогические проблемы. Вторая группа составляет так называемую «группу социального риска».

2 этап - углубленная, пролонгированная (пролонгация (фр. prolongation, от лат. prolongare -«удлинять, продлевать») диагностика. Это - процедура систематической диагностики личности курсанта (группы) с ориентацией на девиантные проявления.

Цель такой диагностики - выявление причин, по которым курсант, в результате скринингового обследования, был отнесен к «группе риска». Нами выделяются следующие области исследования, в

рамках которых должна развиваться вся диагностическая процедура:

• успешность обучения в вузе, включающая в себя наличие/отсутствие учебной мотивации, адекватность учебной самооценки, удовлетворенность своей учебной деятельностью (успеваемостью);

• соответствие уровня сформированности когнитивных процессов и их соответствие возрасту и полу;

• система эмоциональных отношений курсанта к важнейшим сферам его жизнедеятельности (в рамках вузовского обучения) - себе, семье, сокурсникам, учебному заведению;

• психологическое состояние курсанта (работоспособность, эмоциональная стабильность, самочувствие, наличие страхов, стеснительность и неуверенность и др.);

• социально-психологический статус курсанта в важнейших социальных системах его жизнедеятельности (семья, учебная группа, другое);

• соответствие поведения курсанта социальным и этическим нормам.

Использование методов углубленной диагностики девиантного поведения курсантов вуза МВД предполагает определение круга (зоны) и содержания конфликта интересов курсанта (слушателя).

Такое обследование необходимо, если по результатам скрининга зафиксированы значительные отклонения в поведении курсанта, не способствующие успешному обучению и взаимодействию с сокурсниками, командирами и преподавателями.

Таким образом, все компоненты педагогической модели профилактики девиантного поведения курсантов и слушателей образовательного учреждения МВД взаимосвязаны и представляют собой целостный и непрерывный процесс. Так, например, цель воспитания курсантов вуза МВД определяет его содержание; цель и содержание - требует реализации определенных методов, средств и форм организации учебно-образовательного и воспитательного процесса; необходим контроль и оценка его результатов.

Данная педагогическая модель послужила основанием и методическим руководством для составления практической программы (индивидуальной и групповой) профилактики девиантного поведения курсантов и слушателей ведомственного вуза МВД.

Литература

1. Бороздина Л.В. Сущность самооценки и ее соотношение с Я-концепцией // Вестн. Моск. гос. у-та. Сер. 14. Психология. 2011. № 1. С. 54-65.

2. Выготский Л.С. История развития высших психических функций. М.: Юрайт, 2016. 359 с. (Серия: Антология мысли).

3. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: АСТ: Астрель: Люкс, 2005. 671 с.

4. Выготский Л.С. Собр. соч.: в 6 т. Т.3. Проблемы развития психики / под ред. А.М. Матюшки-на. М., 1983.

5. Клейберг Ю.А. Основы психологии деви-антного поведения: монография. 2-е изд. М.: Изд-во Московского психолого-социального университета, 2019. 246 с.

6. Клейберг Ю.А. Девиантология: словарь. М.: Изд-во МПСУ, 2016. 104 с.

7. Козлов Н.И. Формула личности. СПб.: Питер, 1999. 386 с. Серия: «Мастера психологии».

8. Кондратьев С.Д. К проблеме девиантного поведения курсантов вузов МВД России: общетеоретический дискурс // Евразийский Союз ученых. 2018. № 10(55). Ч. 4. С. 25-28.

9. Лунев А.Н. Методологические основы опытно-экспериментальной работы в педагогике профессионального образования [Текст] / А.Н. Лунев, Н.Б. Пугачева // Международный журнал экспериментального образования. 2015. № 11-3. С.350-354.

10. Реан А.А. Локус контроля делинквентной личности // Психол. журн. 1994. № 2. С. 52-56.

11. Реан А.А. Психология личности. СПб.: Питер, 2013. 288 с.

№ 4/2020

Вестник экономической безопасности

301

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.