Научная статья на тему 'Реализация образовательных потребностей личности в условиях университетского комплекса'

Реализация образовательных потребностей личности в условиях университетского комплекса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
448
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ / УНИВЕРСИТЕТСКИЙ КОМПЛЕКС / ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ / РЕАЛИЗАЦИЯ / КАЧЕСТВО / EDUCATIONAL NEEDS / UNIVERSITY COMPLEX / PROBLEMS OF DEVELOPMENT / REALIZATION / QUALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Картавцева А. П.

Решается проблема приближения высшего образования к потребителю. Рассматриваются особенности развития филиалов вузов в малых городах на примере филиалов Кемеровского государственного университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE REALIZATION OF EDUCATIONAL NEEDS OF PERSONALITY IN UNIVERSITY COMPLEX

The approach of higher education to the consumer. Problems of development of university's branches in towns, peculiarities of developments of Kemerovo state university branches.

Текст научной работы на тему «Реализация образовательных потребностей личности в условиях университетского комплекса»

РЕАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ УНИВЕРСИТЕТСКОГО КОМПЛЕКСА

А.П. Картавцева (Прокопьевск)

Аннотация. Решается проблема приближения высшего образования к потребителю. Рассматриваются особенности развития филиалов вузов в малых городах на примере филиалов Кемеровского государственного университета.

Ключевые слова: образовательные потребности, университетский комплекс, проблемы развития, реализация, качество.

Самый мощный инвестиционный ресурс - человеческий потенциал - создается благодаря образовательной среде. Образованное общество и качество человеческого капитала являются той основой, которая позволяет в конечном счете обеспечить поступательное развитие государства по всем направлениям. В российском обществе начинают формироваться образы, формы и стандарты высококачественного образования, вырабатывается «иммунитет» против второсортного высшего образования с заниженными академическими, социальными и профессиональными параметрами и конкурентным потенциалом.

Мы живем в то время, когда стремительно меняются взгляды на высшее образование и его качество. Высшее образование из элитарного становится массовым. Спрос на него растет из года в год. Еще совсем недавно неосуществимой мечтой многих выпускников школ было получение высшего образования по месту жительства. Оставалось только завидовать молодым жителям крупных городов, которые могут учиться в различных заведениях, не покидая родного дома.

Образовательное учреждение высшей школы, расположенное в малом городе, - это скорее феномен, характерный до недавнего времени для развитых стран Европы и Америки. Особенностью России девяностых годов стало проникновение высшего образования на периферию - в малые города. Российская провинция получила возможность освободиться от «синдрома глухомани» и депрессивности, а ее жители - доступ к высшему образованию «дома», в родном городе. Повышение уровня образования, в свою очередь, необходимо в слабо развитых регионах, особенно в маленьких городах. С получением высшего образования происходит достаточно последовательное, предсказуемое формирование качеств профессиональной деятельности. Это не просто знания и навыки, хотя и они играют сегодня очень большую роль. Это еще и культура, и потенциал саморазвития, и развитые творческие способности, и позиции нравственности, и обостренное чувство социальной ответственности - полный комплект тех черт личности, которые превращают профессиональную деятельность в общественное благо. Высокий конкурс в вузы, постоянный рост издержек на оплату обучения, проживания, проезда - все это создавало и создает проблему для выпускников тех регионов, где недостаточно высокие доходы у населения. У родителей нет финансовой возможности обу-

чать детей в крупных городах. Для таких регионов возникают острые проблемы оттока наиболее конкурентоспособных выпускников, знания и навыки которых позволяют поступить в крупные вузы и на бюджетную основу; снижения общего уровня образования населения, а также дефицита квалифицированных кадров.

XXI в. для нашей страны - время стремительного развития и становления рыночных отношений, социальных преобразований, государственных реформ. А как известно, реформы и преобразования невозможны без глубоких знаний, поэтому так велик интерес молодежи к высшему образованию. Г оворя о профессиональном образовании в России, территориально приближенном к потребителю, т.е. об образовании в филиалах и представительствах вузов в малых городах, Г. Зборовский, Е. Шуклина и Е. Тейтельман выделяют три группы его специфических функций: социальные, образовательные и личностные. Наиболее важными социальными функциями являются:

- формирование единого общероссийского образовательного пространства;

- демократизация через расширение социального состава студентов, предполагающая подключение к образованию представителей разных социальных слоев, что способствует выравниванию существующей асимметрии между социальным составом студентов и социальной структурой общества;

- социально-экономическое развитие малого города;

- оптимизация социально-профессиональной структуры малого города;

- социальная защита населения малого города;

- канал снижения социального напряжения;

- социокультурное развитие малого города;

- социальная компенсация населению, лишенному возможностей (материальных и иных) получить образование в крупных образовательных центрах, причем то, потребность в котором оно испытывает.

Что касается образовательных функций, то они заключаются в следующем:

- самосохранение системы профессионального образования за счет расширения рынка образовательных услуг;

- развитие новых методов и форм обучения, в частности дистантного;

- сохранение и экономическая поддержка преподавательского состава.

Личностными являются функции:

- формирования, развития и удовлетворения потребностей населения малого города в профессиональном образовании;

- удовлетворения через получение профессионального образования потребностей населения малого города в профессиональном самоопределении, становлении, развитии и повышении квалификации; статусном росте, социально-экономической и социокультурной адаптации; культурном развитии, материальном и моральном самоутверждении;

- инвестирования капиталовложений в собственное будущее [1].

Образовательные потребности населения малого города являются объектом региональной образовательной политики, которая «...направлена на развитие и формирование личности, удовлетворение социально-экономических, культурных и образовательных потребностей населения региона и создает условия для достаточно автономного функционирования и развития региональных образовательных систем» [2]. Образовательные потребности, их формирование и реализация, будучи обусловленными во многом характером региональной образовательной политики, увязываются с «проблемами занятости и трудоустройства населения, демографии, миграции, экологии и здоровья, безопасности и порядка, градостроительными проблемами и проблемами малого бизнеса» [3].

Образовательные потребности студентов малого города реализуются образовательными учреждениями различного типа, как государственными, так и негосударственными. Свои услуги населению предлагают различные учебные заведения, начиная от муниципальных и заканчивая столичными. Еще совсем недавно имидж столичных вузов был гораздо выше, учиться в их филиалах было престижно. Однако качество образования, эффективность такого обучения свидетельствуют, что не все лучшее сосредоточено в Москве и Санкт-Петербурге, многое, но не все. У каждого вуза, в том числе и провинциального, есть свои сильные стороны.

Перспективным направлением в этом плане является формирование региональных систем непрерывного профессионального образования, объединяемых в дальнейшем в единую систему непрерывного образования, создание университетского комплекса. Региональная система непрерывного образования ориентирована на максимальное удовлетворение запросов региона в номенклатуре специальностей и в уровне их подготовки (начальное, среднее и высшее профессиональное образование).

Региональный университет имеет определенный ареал своего влияния, который чаще всего вписывается в границы административно-территориальных образований - субъектов РФ. На самом деле университет должен быть центром науки, образования и

культуры своего региона, он должен заботиться о развитии цивилизованной сети своих филиалов в регионе, которые могли бы сделать образование не только доступным, но и качественным. Чтобы соответствовать статусу высшего учебного заведения, любой вновь созданный филиал должен решить основные задачи, без которых ему трудно будет существовать и развиваться:

- создание высшего учебного заведения, обладающего кадровым потенциалом, материально-техническими ресурсами, достаточными для подготовки квалифицированных специалистов в соответствии с социальным заказом города;

- удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения высшего и послевузовского профессионального образования;

- подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников с высшим образованием и научно-педагогических работников высшей квалификации;

- сохранение и преумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества;

- распространение знаний среди населения, повышение его образовательного и культурного уровня.

Теория и практика управления в современных условиях предлагают новые оценки, характеристики, параметры, адекватные специфике переходной экономики. Вузы в этих условиях должны, во-первых, обеспечивать качественное, полноценное образование в соответствии с государственными образовательными стандартами; во-вторых, суметь наиболее полно удовлетворить потребности региона в кадрах соответствующей квалификации; в-третьих, обеспечить себе стабильные позиции на рынке образовательных услуг.

В условиях рыночной экономики и обостряющейся конкуренции политика каждого образовательного учреждения в конечном счете сводится к поддержанию и укреплению его конкурентоспособности.

Общеизвестно, что в долгосрочной перспективе конкурентоспособными в XXI в. будут лишь те вузы, которые смогут построить кооперативные и компромиссные отношения в образовательной региональной среде. Наличие в системе управления образовательных учреждений оперативно и гибко действующих структур, профессорско-преподавательского состава, постоянно повышающего свою квалификацию, обеспечивает их выживаемость в достаточно экономически нестабильном российском обществе.

К концу 90-х гг. XX в. в Кемеровской области накопились свои проблемы, которые формулировались следующим образом:

1. Сырьевая ориентация экономики региона привела к диспропорции в образовательном уровне населения - был низок процент людей (8-9%), имеющих высшее образование.

2. Индустриальный характер региона требовал значительного количества специалистов с высшим образованием, а значит, и создания своего вузовского центра.

3. Финансовые трудности населения и ряд других социальных проблем, которые ограничивали возможности получения образования в традиционных вузовских центрах.

4. Создание частных вузов и их филиалов в ряде территорий области при отсутствии у них сколько-нибудь серьезного материального, научного и педагогического обеспечения учебного процесса дезориентировало население и создавало конкуренцию государственным учебным заведениям без достаточной гарантии качества получаемого образования, отвлекая и без того скудные средства населения.

Изучение ситуации по состоянию кадрового обеспечения отдельных территорий области, поддержка и готовность к современной работе их местных органов управления, наличие энтузиастов в педагогических коллективах и материально-техническая обеспеченность показали, что реально филиалы могут быть образованы в городах Новокузнецке, Белове и Анжеро-Судженске. Чуть позже был решен вопрос об открытии филиала в Прокопьевске. Ведущей идеей, которой руководствовался ректорат Кемеровского государственного университета при формировании обособленных структурных подразделений, являлось приближение университетского образования к населению исходя из сложной социально-экономической ситуации (в частности, для снятия социальной напряженности).

В настоящее время в состав Кемеровского государственного университета входят шесть обособленных структурных подразделений: Новокузнецкий филиал-институт, Беловский институт (филиал), Анжеро-Суд-женский, Прокопьевский, Юргинский филиалы, представительство в г. Мариинске. Все эти подразделения, расположенные в разных частях области, обеспечивают доступность университетского образования для населения. ОСП являются тем центром, в котором концентрируются интеллигенция, научные кадры и решаются важные проблемы региона.

За сравнительно небольшой промежуток времени произошли заметные изменения, отвечающие основным задачам образования университетской сети:

- усилился приток интеллигенции в эти города (появились специалисты высшей квалификации -доктора, кандидаты наук);

- активизируется развитие научных исследований по целому ряду направлений;

- приближение высшего образования к населению городов значительно уменьшило напряжение экономики семьи: в целом в университете вырос контингент получающих высшее образование на террито-

рии как самих городов, так и их окружения, причем по специальностям, пользующимся повышенным спросом в каждой из территорий;

- улучшается состояние материальной базы учебных заведений благодаря решению экономических проблем с помощью городов (передача и ремонт зданий под учебные корпуса и общежития, оплата их содержания и коммунальных услуг, оснащение оборудованием, пополнение библиотек, оказание помощи в приобретении жилья для преподавателей и т.п.);

- каждый из филиалов, подобно головному вузу в областном центре, объединяя вокруг себя школы, гимназии, лицеи, подразделения послевузовского и дополнительного образования, является ядром непрерывного образования, входящим в единый университетский комплекс, позволяющий достигать оптимальных решений и повышать эффективность социально-экономического развития Кузбасса.

Проблема прогнозирования системы высшего образования на примере филиалов Кемеровского государственного университета в настоящее время приобрела особую актуальность. Филиалы, являясь звеном в сети обособленных структурных подразделений, участвуют в формировании региональной системы непрерывного профессионального образования, а также реализуют свой научный потенциал в целях развития территории. Важность этой работы подтверждена грантом Министерства образования, полученным по программе поддержки региональной научно-технической политики высшей школы и развития ее научного потенциала.

В процессе образовательной деятельности осуществляется тесное взаимодействие всех филиалов университета, это обусловлено общностью целей и задач, стоящих перед данными учебными заведениями. Для координации деятельности и обмена опытом работы систематически проводятся совместные совещания, в которых участвуют администрация, преподаватели и технические сотрудники филиалов.

Качество подготовки студентов филиалов обеспечивается рядом факторов:

- ориентацией учащихся ряда школ, лицеев и гимназий, средних профессиональных заведений Кемеровской области на целевую подготовку к обучению в филиалах, тесным сотрудничеством коллективов преподавателей филиалов с педагогическими коллективами школ, гимназий и лицеев, колледжей и техникумов;

- проведением тестового контроля знаний абитуриентов с целью выявления их потенциальных возможностей по освоению соответствующих профессиональных образовательных программ по специальностям;

- реализацией профессиональных образовательных программ, соответствующих требованиям ГОСТ и традициям университетского образования;

- тщательным подбором профессорско-преподавательского состава и привлечением к подготовке специалистов-практиков и ведущих ученых в соответствующих областях знаний;

- развитием учебно-методической и информационно-методической базы по каждой из реализуемых профессиональных образовательных программ.

Изменение экономических условий функционирования вузов, глобализация высшего профессионального образования, вхождение в Болонский процесс, постановка новых концептуальных и программных требований перед вузами России Правительством РФ, Минобразования и науки РФ, Федеральным агентством по образованию, связанных с обеспечением качества образования при минимальных государственных затратах, делают насущным смещение фокуса управленческих проблем с оперативного, повседневного решения задач вузовской жизни на перспективные стратегические цели, связанные с развитием его филиалов, с определением собственного места в образовательном, научном и социокультурном пространстве Кузбасса. Поэтому сегодня очень остро стоит вопрос о конкурентоспособности не только филиалов, но и вузов в целом.

Обитатели рыночных ниш - филиалы вузов, оказывающие образовательные услуги в основном по заочной форме обучения и бакалавриату (сюда можно отнести также практически все негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования). Например, Кузбасский институт экономики и права, филиалы Томского государственного университета и Томского политехнического университета, Восточный институт экономики, гуманитарных наук, управления и права (Новокузнецкое представительство), филиал НОУ «Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права» в г. Прокопьевске, Современная гуманитарная академия (Кемеровский филиал), Филиал российского заочного института текстильной и легкой промышленности в г. Кемерове, филиал Российского государственного профессионально-педагогического университета и т.п.

Их конкурентными преимуществами являются низкая цена на оказание образовательных услуг; низкие входные барьеры, наличие ускоренных программ. То есть малая известность некоторых вузов компенсируется значительно более легким получением диплома. А то, насколько эффективно и целесообразно такое обучение, можно было увидеть на примере филиала Уральского государственного университета. Его представительство просуществовало в Прокопьевске три года и закрылось, оставив своих студентов ни с чем, т.к. практически все студенты не смогли продолжить свое обучение в Екатеринбурге. И такой пример не единичен.

Сегодня формирование системы высшего профессионального образования является наиболее опасным и более жестким вызовом не только для филиалов, но и для вузов, не имеющих стратегического видения своего развития и эффективного взаимодействия с внешней конкурентной средой. В то же время проводимые реформы высшего профессионального образования представляют собой не только угрозы, но и возможности для развития вузов. Чем они окажутся для отдельного филиала - угрозой или расширением возможностей, во многом зависит от готовности самого филиала к переменам: к четкому позиционированию на рынке, видению перспектив развития, наличию ресурсов и инструментов решения выявленных проблем менеджмента качества, готовности внутривузовского менеджмента к новым решениям. Поэтому необходимо направлять значительные усилия на обеспечение наиболее оптимальных условий функционирования, на конкурентные преимущества. Для филиалов Кемеровского государственного университета они видятся в следующем:

- наличие государственных лицензий по специальностям высшего и среднего профессионального образования;

- современная материально-техническая база;

- наличие квалифицированных кадров;

- активное повышение профессионального уровня, направленность на повышение творческого потенциала преподавателей филиала;

- наличие молодого работоспособного коллектива;

- единая компьютерная сеть с выходом в Интернет;

- возможность разработки и издания собственных научно-методических материалов;

- предоставление возможности получения высшего образования на бюджетной основе;

- плодотворное сотрудничество администраций городов с ректоратом университета.

Таким образом, с созданием филиалов университета при активном участии факультетов и кафедр головного вуза реализуется идея формирования региональной университетской сети, охватывающей основные территории области. Практика показала, что создание филиалов способствовало решению целого ряда социально-экономических проблем:

- положительно повлияло на улучшение демографической ситуации (уменьшился отток молодежи из родного города);

- способствовало решению кадровых проблем предприятий и организаций города (возможность повышения квалификации специалистов, имеющих высшее и среднее профессиональное образование на базе филиала);

- расширился профессиональный выбор молодежи;

- повысилась доступность высшего образования для семей с низкими доходами (обучение на контракт-

ной основе в родном городе значительно дешевле обучения на бюджетных местах даже в областном центре);

- повышается культурный уровень жителей города;

- улучшается социально-психологический климат в городе;

- уменьшился отток денежных средств, затрачиваемых на обучение вне родного города, а это, в свою очередь, способствует повышению благосостояния жителей и городского бюджета;

- появилась возможность создания новых рабочих мест (учебно-вспомогательного персонала).

Формирование филиалов в рамках крупного университетского комплекса выполняет двоякую задачу. Во-первых, обеспечивается устойчивость базового вуза как комплекса нового типа, превращающегося в региональный образовательный центр; расширяются возможности дополнительных заработков преподавателей. Во-вторых, дается новый импульс местному развитию за счет создания образовательного учреждения и реализации образовательных потребностей личности в условиях университетского комплекса.

Литература

1. Зборовский Г., Шуклина Е., Тейтельман Н. Образовательные потребности студентов в малом городе // Высшее образование в

России. 2004. № 9.

2. Зимирев Г.И. К вопросу о региональной политике в Читинской области // Национальная идея: образование и воспитание. Москва;

Омск, 2003.

4. Поншакова Н.А. Высшее образование: проблемы регионализации в современной России. Екатеринбург; Чита, 2002. С. 77.

THE REALIZATION OF EDUCATIONAL NEEDS OF PERSONALITY IN UNIVERSITY COMPLEX A.P. Kartavtseva (Prokop’evsk)

Summary. The approach of higher education to the consumer. Problems of development of university’s branches in towns, peculiarities of developments of Kemerovo state university branches.

Key words: educational needs, university complex, problems of development, realization, quality.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.