Научная статья на тему 'Некоторые проблемы экономических рисков в деятельности регионального вуза провинциального города'

Некоторые проблемы экономических рисков в деятельности регионального вуза провинциального города Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
135
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мищенко Виталий Викторович, Чубарова Ольга Ивановна

Особую группу среди больших городов России занимают города с численностью населения от 100 до 250 тыс. чел. Это провинциальные города, где высшие учебные заведения играют совершенно особую роль, и часто их сохранение означает и сохранение самих городов. В настоящее время деятельность всех вузов осуществляется в условиях риска, но особенно подвержены риску региональные вузы провинциальных городов. Проблемам региональных вузов провинциальных городов, актуальности выявления образовательных рисков, необходимости поиска путей снижения рисков посвящена данная статья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мищенко Виталий Викторович, Чубарова Ольга Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Topicality of finance hazards of the provincial higher education institution''s activity

The distinct group among big Russian cities is from 100 to 250 thousand people cities. It is provincial cities. The higher education institutions get a particular place in life of these cities. Constantly higher education institution's life is life of these cities. Nowadays there is the hazard in higher education institutions' activity. Especially provincial higher education institutions fall under the hazards. This article is about the provincial higher education institutions' problems, topicality of educational hazards' outcrop, necessity of finding devices of hazards' reduction.

Текст научной работы на тему «Некоторые проблемы экономических рисков в деятельности регионального вуза провинциального города»

В.В. Мищенко, О.И. Чубарова Некоторые проблемы экономических рисков в деятельности регионального вуза провинциального города

Сфера образования в социально-экономическом развитии России занимает исключительно важное место. Являясь активным участником нравственного воспитания личности и формирования духовных ценностей общества, образование рассматривается как социально-экономический ресурс его поступательного развития . Обеспечивая подготовку, переподготовку и повышение квалификации, образование способствует развитию производства, росту производительности труда.

В современной экономике России знания, умения, навыки стали товаром и однозначно выступают в роли образовательных услуг. Другими словами, сложность и двойственность социально-экономической сущности высшего образования заключаются в том, что высшая школа является, с одной стороны, социальным институтом, с другой - участником рыночных отношений. Эта двойственность и определила новую роль высшего образования, сочетающую в себе черты субъекта общественных отношений и субъекта рынка образовательных услуг.

В последнее десятилетие в области образования произошли позитивные изменения, к которым можно отнести увеличение количества студентов на 1000 жителей; формирование многоуровневой системы подготовки специалистов; введение процедур аттестации, лицензирования и аккредитации. Как важный позитивный момент можно отметить и присоединение России к Болонской конвенции по высшему образованию, что позволит нашей стране влиться в процесс международной интеграции высшего образования и придаст мощный импульс российской высшей школе, будет способствовать повышению качества образования и его конкурентоспособности.

Наряду с позитивными тенденциями необходимо признать, что система образования в России находится в состоянии кризиса. Суть кризиса образования заключается в приверженности старым формам и содержанию, в медленной адаптации к меняющимся социально-экономическим условиям, несоответствии конечной продукции образовательного процесса ожиданиям и заказам общества. «Будучи преемницей высшей школы командно-административной систе-

мы, российская высшая школа продолжала сохранять свои старые структуры. Это обострило противоречия как внутри самой вузовской системы, так и между ней и обществом» [1]. Сегодня условия для всех субъектов рынка образовательных услуг являются неблагоприятными, вводятся платные формы обучения, возможность многих получить высшее образование обретает формальный характер, интеллектуальный потенциал высшей школы истощается.

Сущность образовательного кризиса состоит и в том, что научно-техническая революция вызвала беспрецедентный скачок в развитии и изменении социально-экономических условий. Система образования также развивалась и изменялась быстрее, чем когда-либо, но она все же медленно приспосабливается к стремительному темпу событий. Возник разрыв между образованием и условиями жизни общества, между потребностями рынка труда и предложениями вузов.

Система высшего профессионального образования в первую очередь должна обеспечить его доступность гражданам страны, повысить качество и уровень подготовки специалистов, обеспечить конкурентоспособность своих выпускников на мировом рынке труда. В связи с этим полагаем, что острой проблемой в системе образования является углубляющаяся региональная дифференциация, увеличивающая неравенство в доступе к такому образованию.

С эффективностью всей образовательной системы теснейшим образом связаны качественные характеристики профессионально подготовленной рабочей силы. Затрачивая значительные ресурсы, неэффективная система образования не дает соответствующей отдачи в виде приращения человеческого капитала.

Можно утверждать, что роль и значение университета в современном обществе выходят за рамки непосредственных задач, решаемых высшим учебным заведением. Это вызвано переменами, происходящими в экономической, социально-политической и научно-технической сферах. У региональных университетов как центров образования, науки, культуры в период постоянно растущего объема знаний, информа-

ции, инноваций, технологий, обучающих программ появляется своя, особая миссия. Т.М. Чу-рекова считает, что эта миссия заключается в стабилизации процесса воспроизводства кадрового потенциала и подготовке кадров высшей категории; в развитии научных школ, фундаментальных и прикладных исследований, где значительная доля отводится проблемам региона; в сохранении социокультурных традиций региона [2].

Необходимо отметить и роль вузов в построении региональной инновационной системы, которая связана с развитием следующих направлений деятельности:

- воспроизводство научно-технического (интеллектуального) потенциала, необходимого для разработки и коммерциализации инноваций;

- производство инновационной продукции и услуг собственными силами;

- генерация предприятий малого наукоемкого бизнеса, связанных с вузом;

- формирование инфраструктуры поддержки инновационной деятельности;

- подготовка кадров для инновационной деятельности;

- формирование инновационной культуры в бизнес-среде [3].

Совершенно особую роль играют университеты в провинциальных городах России, одним из которых является и Рубцовск. В таких городах на протяжении последнего десятилетия наблюдался спад производства, рост уровня безработицы, несоответствие структуры спроса и предложения на рынке труда и другие негативные процессы. Начался значительный отток молодежи в краевой центр и за пределы Алтайского края. В то же время повышение качества высшего образования в Рубцовске сопряжено со многими трудностями организационного характера. Недостаток преподавательских кадров высшей квалификации вызывает необходимость работы в таких вузах преподавателей Барнаула. Подобная ситуация и в других провинциальных городах. Например, в Ноябрьске функционирует ряд высших учебных заведений в статусе филиалов вузов Екатеринбурга. Недостаток собственных кадров педагогических работников для высшей школы пополняется «десантами» работников вузов «вахтовым» методом».

Деятельность вузов как субъектов рынка об-разовател ьн ых услуг осуществляется в услови-

ях риска. Но наиболее серьезно подвержены риску региональные вузы провинциальных городов, которые в условиях предстоящего демографического спада, в сложных социально-экономических условиях региона вынуждены открывать новые специальности, формы обучения, жестко конкурировать между собой за потенциальных студентов. Имея более низкий статус, чем вузы краевых и областных центров, региональный вуз провинциального города значительно зависим от качества жизни населения. При повышении его уровня у молодежи появляется возможность обучения за пределами города, а при ухудшении экономической ситуации практически все абитуриенты остаются получать образование дома.

Таким образом, функционирование вузов в таких городах позволяет получать высшее образование тем категориям населения, которые не имеют денежных средств для обучения за пределами города, стимулирует развитие науки в городе, обеспечивает специалистами локальный рынок труда. В таких условиях сохранение университета в городе означает и сохранение города. Анализируя экономические риски вуза, необходимо учитывать социально-экономическое положение и особенности системы образования региона. Так, Сибирский федеральный округ характеризуется неоднородностью природных, социально-экономических и демографических условий, существенным различием между городами и сельской местностью. Огромные различия отмечены и между городами, которые относятся по общепринятой классификации к одной группе - к крупным городам с численностью от 100 тыс. до 500 тыс. чел.

В России почти 1100 городов. Деление городов по численности населения не имеет однозначной трактовки. Одни авторы относят к средним города с населением от 50 до 100 тыс. чел., другие делят средние города на полусредние (от 50 до 100 тыс. чел.) и средние - от 20 до 50 тыс. чел. . В концепции Федеральной целевой программы «Возрождение и развитие экономики малых и средних городов России» указывается, что малые и средние города - наиболее представительная группа (929 городов), на долю которой приходится 85% всех городов страны, в этих городах проживает 28,4 млн чел. (на 1 января 2001 г.), или 19,6% всего населения страны.

В России создана и работает Ассоциация малых и средних городов, разработана Федераль-

Таблица 1

Численность городов России (тыс. чел.)

Чнслештостъ населения более 1000 500-1000 100-500 50-100 20-50 неяее20

Число городов и 21 133 364 17 9 391

ная целевая программа «Возрождение и развитие экономики малых и средних городов России», разрабатываются и принимаются законодательные документы, обеспечивающие преимущественные условия развития предпринимательства и малого бизнеса в таких городах и т.д.

В нашей стране 133 города с населением от 100 до 500 тыс. чел. Однако рассматривать эту группу городов как однородную неправомерно. Из 42 городов с населением более 250 тыс. чел. большинство являются столицами областей, республик, краев. Они имеют развитую инфраструктуру, возможность регулирования финансовых потоков, более высокий уровень жизни населения и развиваются динамичнее, чем города с численностью населения от 100 до 250 тыс. чел., входящие в регионы. Из 91 города с такой численностью только 15 имеют статус столиц автономных образований. Проблемы этих городов схожи с проблемами малых и средних городов.

Несмотря на различия общими особенностями и одновременно проблемами развития этих городов являются:

- узкая, односторонняя специализация хозяйства, особенно резко выраженная в монопро-фильн ых городах;

- техническая отсталость, высокий износ оборудования на большинстве предприятий;

- низкий уровень производительности труда и высокая доля ручного малопривлекательного и непрестижного труда;

- сложившаяся специализация, относящаяся к первичным технологическим укладам, с преобладанием продукции, характеризующейся низкой конкурентоспособностью и ограниченным спросом;

- относительно невысокий уровень профессионализма значительной части управляющего персонала, слабо адаптированного к изменению экономических условий, значительная доля кадров низкой квалификации.

Молодежь большинства средних городов, не удовлетворенная отмеченными условиями труда, а также крайне ограниченными возможностями получения интересной профессии и образования, старается покинуть родные места, что, естественно, подрывает возможности перспективного развития города. Кроме того, узкая сфера приложения труда - одна из причин оттока из таких городов инициативных и творческих людей.

В городах с численностью населения от 100 до 250 тыс. чел. около десяти лет назад стали открываться филиалы высших учебных заведений краевых, областных и центральных вузов, и система высшего образования в таких городах представлена именно филиалами вузов (табл. 2).

Именно такие вузы в максимальной степени стали объектами риска в современной экономике. Указанные города принято называть провинциальными, а вузы в таких городах - региональными вузами провинциальных городов.

В работе «Организационно-экономические проблемы высшего образования в новой экономической среде» сформулированы положения, в рамках которых следует рассматривать дальнейшее развитие системы подготовки и переподготовки кадров с учетом экономического фактора [4]. В частности, констатируется, что система подготовки и переподготовки кадров в рыночной среде представляет собой инновационную и инвестиционную проблему. Эта проблема в настоящее время решается на базе ресурсов следующих различных социально-экономических структур: государства; предприятий, осуществляющих целенаправленную подготовку и переподготовку кадров непосредственно на рабочих местах; конкретных личностей.

Необходимо выработать систему критериев, согласно которым можно было бы анализировать и определять тенденции в образовательной политике. Данная система должна обеспечивать интересы как страны, так и предпринимательских структур в процессе динамичного развития экономики, сочетая их с личными интересами граждан.

Оценка эффективности организации образования в стране и степени ответственности различных субъектов образовательного процесса за решение и дальнейшее совершенствование системы подготовки, переподготовки и аттестации кадров может строиться на основе различных динамических моделей в системе образования и отражать следующее:

- инвестиции в образование с позиций личности, предприятий;

- инвестиции в образование с позиций общества и государства;

- оценки норм окупаемости;

- определение степени рисков.

Решение экономических проблем образования, таким образом, должно включать: оценку объемов и динамику затрат на образование; структуризацию факторов, связанных с компенсацией затрат на образование со стороны потребителей (личность, предприятие, государство); страховые процессы; оценку рисков. Но управление образовательными рисками является практически не изученной проблемой.

Выявление потенциальных рисков, связанных с качеством высшего образования, и построение методики определения величины этих рисков рассмотрены в статьях П.Е. Щеглова и Н.Ш. Никити-

Таблица 2

Высшие учебные заведения провинциальных городов

№ п/п Наименование города Высшие учебные заведения

1 Рубцовск «Рубцовский индустриальный институт (филиал) Алтайского государственного технического университета им, ИНТТ ТТодзунона Филиал Алтайского государственного университета Филиал университета - "Российской академии образования

2 Прокопьевск Прокопьевскии филиал Кемеровского государственного университета Факультет Сибирскою і осу дарственною индустриально!*» университета Филиал Кузбасского технического университета Филиал Санкт-Петербургского института внешнеэкономических СВЯЗЕЙ, ЭКОНОМИКИ И іфіШИ

3 Муром Муромский институт Владимирском государственного университета Филиал Владимирского государственного университета

4 Волгодонск Волгодонский институт Новіїчернисспого государственного технического университета Волгодонское отделение Донского государственного аграрного университета Филиал Донской государственной академии сервиса Филиал Ростовского государственного университета Филиал Ростовской государственной экономической академии Филиал Таганрогского государственного радиотехнического университета

5 Ленинс-к- Кузпецкий Леиинск-Кузнецкий филиал Новокузнецкого педагогического ипституга

6 Златоуст Филиал Южно-Уральского государственного университета

7 Гшиов Г лазовский юсу дарственный иедаїтої ичеикий институт Филиал Ижевского государственного технического университета Филиал Регионального открыттп унинерсипета

8 Воткинск Филиал Ижевского государственного технического университета

9 Шахты Институт открытого образования Филиал Московского гуманитарного института Филиал Южно-Российского гуманитарного института Шахтинський институт (филиал) Южно-Российского государственного технического университета (Новочеркаського ттол и технического института) Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса

10 Королев Королевский институт управления, экономики и социологии Факультет Московского государственного технического университета им, П,Э. Баумана

ной «Качество высшего образования. Риски при подготовке специалистов» [5], Н.Д. Кликунова «Системные риски, порождаемые развитием дистанционного высшего образования в России» [6]. В работе «Оценка и управление социальными рисками, связанными с неоднородностью развития образовательных систем субъектов Российской Федерации» проведен анализ социальных рисков, дана оценка неоднородности развития региональных образовательных систем [7]. Представляет интерес и статья Н.Д. Кликунова и В. Окорокова «Отношения собственности в высшей школе как фактор системного риска» [8].

Методы снижения образовательного риска до сих пор не исследованы. Например, П.Е. Щеглов и соавтор отмечают, что «говорить о методах снижения выявленных рисков на данном этапе, очевидно, рано. Прежде всего, предстоит разра-

ботать методику сбора информации для расчета показателей рисков; осуществить сбор данных (возможно, за несколько лет); рассчитать показатели степени рисков на основе реальных данных; провести интерпретацию результатов расчета (определить важность каждого риска и степень соответствующей угрозы). В зависимости от величины и значимости каждого из рисков необходимо предложить способы их устранения или снижения и, проведя соответствующие мероприятия, оценить их эффективность» [5, с. 17].

Итак, выявление образовательных рисков региональных вузов провинциальных городов, разработка теоретических основ и организационно-методических моделей анализа и оценки образовательных рисков, поиск путей их снижения представляются актуальной проблемой, требующей безотлагательного решения.

Литература

1. Щетинин В.П. Экономика образования - М., 1995.

2. Чурекова Т.М. Миссия университета в решении региональных проблем // Университетское управление. - 2004. - №2(31).

3. Кротов С.В. Инновационный потенциал и инновационная активность вузов УрФО // Университетское управление: практика и анализ. - 2004. - №1(30).

4. Андрющенко В.И. Организационно-экономические проблемы российского образования в новой экономической среде / В.И. Андрющенко, Ю.Д. Белик, Х.А. Кабиров и др. // Журнал депонированных рукописей. - 2002. - №6.

5. Щеглов П.Е. Качество высшего образования. Риски при подготовке специалистов / П.Е. Щеглов,

Н.Ш. Никитина // Университетское управление: практика и анализ. - 2003. - №1(24).

6. Кликунов Н.Д. Системные риски, порождаемые развитием дистанционного высшего образования в России // Университетское управление: практика

и анализ. - 2003. - №5-6(28).

7. Оценка и управление социальными рисками, связанными с неоднородностью развития образовательных систем субъектов Российской Федерации // Университетское управление: практика и анализ.

- 2002. - №3(22).

8. Кликунов Н. Отношения собственности в высшей школе как фактор системного риска / Н. Кликунов,

В. Окороков // Вопросы высшей школы. - 2003. - №8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.