Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки
этого момента между перевозчиком и пассажиром возникают правоотношения, которые прекращаются после выполнения перевозчиком обязательства по перевозке в пункт назначения при условии благополучного его завершения. Применение договора на практике свидетельствует об исполнении или неисполнении договорных обязательств, приводит к наступлению ответственности за их невыполнение. Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации на данные правоотношения распространяются общие положения об обязательствах, установленные в ст. 309, 314, 401, 407, 408, что крайне недостаточно для решения весьма специфических вопросов этого договора [3]. На эти правоотношения также распространяются положения Варшавской конвенции 1929 г. и Монреальской конвенции 1999 г. По завершении международной авиаперевозки, если имели место случаи причинения вреда пассажиру и его багажу, для решения связанных с возмещением вреда вопросов применяются международно-правовые унифицированные правила и соответствующие национальные законы, обеспечивающие их имплементацию в национальной правовой системе. Применяются также на этом этапе стандарты и рекомендуемая практика, содержащаяся в Приложении 9 «Упрощение формальностей» к Чикагской конвенции 1944 г. [4]. Указанные вопросы относятся к правилам международных воздушных перевозок, дополняющих договор международной воздушной перевозки. Согласно Воздушному кодексу Российской Федерации 1997 г. их установление относится к компетенции федеральных авиационных органов. Они могут быть приняты также перевозчиками при условии, что не будут противоречить федеральным авиационным правилам перевозок [5].
Следует отметить, особенностью международной перевозки является то, что она подпадает под регулирование международного и внутригосударственного права. Совпадение объекта правового регулирования международного и национального права одновременно, означает одно: в вопросах регулирования между-
народных авиаперевозок нельзя выбирать только международное право или только национальное право. Подходы международного и национального права к практическому регулированию международных перевозок должны обобщаться и применяться в комплексе. В частности, чтобы отношения по международной авиаперевозке были урегулированы должным образом, российский перевозчик должен применять Чикагскую конвенцию 1944 г., Варшавскую конвенцию 1929 г., Воздушный кодекс 1997 г., Гражданский кодекс, общие правила воздушных перевозок, а в случае спора - Арбитражно-процессуальный кодекс 2002 г.
Международные авиаперевозки - область важных экономических интересов, как государства, так и перевозчика. Таким образом, международная перевозка регулируется специальными нормами международного воздушного права, унифицированными нормами, коллизионными нормами международного частного права, а также законами и правилами национального воздушного законодательства. В силу этих обстоятельств в процессе правового регулирования международных авиаперевозок участвуют самостоятельные институты международного и национального права, в совокупности составляющие право международных воздушных перевозок.
Библиографические ссылки
1. Об унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок : Варшавская конвенция от 12 октября 1929 г.
2. Для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок : Монреальская конвенция от 28 мая 1999 г.
3. Гражданскому кодексу Российской Федерации от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 06.12.2011).
4. О международной гражданской авиации : Чикагской конвенции от 7 декабря 1944 г.
5. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997№ 60-ФЗ (ред. от 06.12.2011).
© Романовская Ю. В., 2012
УДК 347
О. А. Русакова Научный руководитель - Л. А. Семенова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
РЕАЛИЗАЦИЯ НОРМ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА НА ПРАКТИКЕ
Показана реализация норм международного космического права на практике и пути решения спорных вопрос при неудачных запусках или падениях ракет-носителей, космических аппаратов и других объектов в космосе, и предложения разрешения международных конфликтов.
Реализация норм международного права впервые была осуществлена при падении советского разведывательного спутника «Космос-954» на территорию Канады 24 января 1978 года, вызвав радиоактивное заражение части Северо-Западных территорий. «Кос-мос-954» был оборудован бортовой ядерной энергетической установкой БЭС-5, мощностью 3 кВт и ре-
сурсом работы 1080 часов. Установка имела гомогенный реактор на быстрых нейтронах и термоэлектрический генератор. Реактор работал на уране-235, общая масса которого при запуске составляла 30 кг. Сама установка имела массу около тонны. Всего на территорию площадью более 100 тысяч км2 упало около сотни радиоактивных обломков. Радиоактивность в
Секция «Проблемы правового регулирования в аэрокосмической отрасли»
некоторых местах падения из них была значительной - до 200 рентген/час, большая же часть территории не пострадала. Жертв среди населения не было[1].
Падение спутника СССР на территорию Канады вызвало международный скандал. К поискам обломков подключились не только специалисты Канады, но и США. На основании Конвенции о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами (1972 г.) [2], Канада предъявила исковое заявление к СССР. Согласно документу «Урегулирование претензий Канады к Союзу Советских Социалистических Республик по поводу ущерба, нанесённого спутником «Космос-954» от 2 апреля 1981 года», оценивала расходы по ликвидации последствий падения в $6 041 174,70 и настаивала на праве взыскать с СССР дополнительные неучтённые расходы, которые могут возникнуть в будущем. Согласно документу, СССР обязался выплатить Канаде 3 миллиона канадских долларов компенсации за все обстоятельства, которые повлекло за собой падение спутника.
Таким образом, впервые в мире была применена норма международного права об ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами. После этого СССР пришлось почти на три года отказаться от запусков спутников с ядерными установками на борту и серьёзно усовершенствовать систему радиационной безопасности спутника.
Проблемы реализации норм международного космического права остаются актуальными и в настоящее время, в частности в борьбе с «космическим мусором».
Космический мусор включает в себя широкий спектр объектов от искусственных спутников и космических кораблей. Спутники могут упасть из-за прекращения поставок топлива и электроэнергии, или могут выйти из строя из-за неисправности. Они могут быть уничтожены в ходе противоспутникового испытания
ракет. Так же существуют тысячи таких «мертвых» спутников, которые вращаются вокруг Земли, ожидают своей очереди для вхождения в атмосферу Земли и падают, как яркие метеоры. И здесь встает вопрос: как нормы международного космического права действуют в случаях столкновения нефункционирующих спутников разных государств и причинения ущерба третьей стороне? Кто должен нести ответственность за причиненный ущерб в случае столкновения нефункциони-рующего спутника с действующим спутником, и в случае падения нефункционирующего спутника на территорию какой-либо страны?
Для борьбы с космическим мусором швейцарские ученые разработали спутник-«дворник». Целью его работы является удаление нефункционирующих космических аппаратов, фрагментов и т. д. с низких орбит (до 600 км). Но как быть в случае отказа страны-владельца нефункционирующего спутника от удаления упомянутого спутника с орбиты? Необходимо ли составить международный договор, прописывающий права данного спутника на уборку всех нефункционирующих космических объектов и их фрагментов с орбит?
Я считаю, что должен быть составлен договор о добровольном согласии стран-владельцев данного мусора, не противоречащий нормам международного космического права.
Библиографические ссылки
1. Космос-954. [Электронный ресурс]. URL: www.wikipedia.org.ru (дата обращения: 04.04.2012 г.).
2. Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами. [Электронный ресурс]. URL: www.zkonpost.ru (дата обращения: 04.04.2012 г.).
© Русакова О. А., 2012
УДК 669.713
В. В. Сафронов Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ СУБЪЕКТОВ МЕЖДУНАРОДНОГО КОСМИЧЕСКОГО ПРАВА
Рассмотрен ряд аспектов сущности и содержания одного из элементов правоотношений международного космического права - субъекта. Представлены признаки субъектов международного космического права, а также их классификация.
Долгое время в международном праве субъекты международного космического права рассматривались как участники международных космических правоотношений, имеющие субъективные права и юридические обязанности. К числу наиболее сложных и спорных проблем международного космического права, как, впрочем, и всего международного права, относится проблема определения круга субъектов и объекта данной отрасли права, которая, к сожалению, пока еще не получила достаточно полной разработки и единообразного решения в теории международного
права. Согласно общей теории права под субъектом права понимается обладатель прав и носитель обязанностей, лицо, участвующее или могущее участвовать в правоотношении. Под субъектом международного права вообще и международного космического права, в частности, понимается потенциальный участник международно-правового отношения (космического правоотношения), который способен обладать правами и обязанностями и в надлежащих случаях нести международно-правовую ответственность. Известно, что международное космическое право устанавливает