Научная статья на тему 'Правовое обеспечение международных авиаперевозок'

Правовое обеспечение международных авиаперевозок Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
698
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Романовская Ю. В., Сафронов В. В.

В настоящее время интерес к вопросу правового обеспечения международных авиаперевозок обусловлен тем, что международное право вступает в совместное с национальным правом регулирование деятельности международного воздушного транспорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовое обеспечение международных авиаперевозок»

Секция «Проблемы правового регулирования в аэрокосмической отрасли»

регламентации всех вопросов, касающихся проблемы АКУ в надежде на то, что мы никогда не столкнемся с этой уникальной природной опасностью. Возможно, также необходимо создание специального международного Фонда, доступ к которому не ограничивался бы несколькими избранными ведущими державами и который бы аккумулировал информационные и материальные средства для разработки и создания систем противодействия данной опасности.

Библиографические ссылки

1. Газета.ги [Электронный ресурс]. URL: http:// www.gazeta.ru/science/2008/06/30_a_2770533.shtml.

2. Защита земли от астероидов: случай глобального отклика [Электронный ресурс]. URL: http://www. tarusa.ru/~alikl/sgs/VOLUME13/NUMBERl/vl3nlp2.pdf.

3. Википедия свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/ %D7% E8%EA%F1%F3%EB%F3%E1.

4. NEWS RELEASES [Электронный ресурс]. URL: Режим доступа: https://share.sandia.gov/news/ resources/releases/2007/asteroid.html.

5. Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций от 24 октября 1970 г [Электронный ресурс] : декларация. URL: http://sevkrimrus.narod.ru/ZAKON/dekl-megd.htm.

6. Astro.net [Электронный ресурс]. URL: http:// www.astronet.ru/db/msg/1202522/node3.html.

7. Энергия [Электронный ресурс]: Ракетно-космическая корпорация «Энергия» имени С. П. Королёва. URL: http://www.energia.ru/ru/archive/snews/2010/ snews_06-29.html.

© Пыжикова А. С., 2012

УДК 347.8

Ю. В. Романовская Научный руководитель - В. В. Сафронов Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ АВИАПЕРЕВОЗОК

В настоящее время интерес к вопросу правового обеспечения международных авиаперевозок обусловлен тем, что международное право вступает в совместное с национальным правом регулирование деятельности международного воздушного транспорта.

Впервые международная воздушная перевозка была определена в Варшавской конвенции «Об унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок», 1929 г. Согласно п. 2 ст. 1 Конвенции под «международной воздушной перевозкой» понимается «всякая перевозка, при которой место отправления и место назначения вне зависимости от того, имеются или нет перерыв в перевозке или перегрузка, расположены либо на территории двух Высоких Договаривающихся Сторон, либо на территории одной и той же Высокой Договаривающейся Стороны, если остановка предусмотрена находящейся под суверенитетом, сюзеренитетом, мандатом или властью другой даже не Договаривающейся Державы [1].

В настоящее время определение Варшавской конвенции устарело. На смену пришло определение, введенное ст. 1 Монреальской конвенцией «Для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок», принятой в 1999 г. Согласно п. 2 ст. 1 международной перевозкой признается «всякая перевозка, при которой место отправления и место назначения вне зависимости от того, имеются ли или нет перерыв или перегрузка, расположены либо на территории двух государств-участников, либо на территории одного и того же государства-участника, если согласованная остановка предусмотрена на территории другого государства, даже если государство не является государством-участником [2]. Несмотря на сходство в определениях «международной перевоз-

ки», для участников перевозки, по международным воздушным линиям, наступают разные правовые последствия.

Из определения «международная воздушная перевозка» отчетливо видно, что регулирование осуществляется как международным воздушным правом, так и национальным. Наряду с принципами и нормами международного публичного права важное значение в практическом обеспечении эксплуатации международных воздушных сообщений имеют законы и правила внутригосударственного (конституционного, административного, гражданского, арбитражного и уголовного) права, регулирующие отношения между потребителями транспортных услуг и предоставляющими их международными авиаперевозчиками. Возможности международного права небезграничны, особенно в случае частных отношений, возникающих между потребителями авиатранспортных услуг и международными авиаперевозчиками. Гражданско-правовые отношения, осложненные так называемым «иностранным элементом», регулируются международным частным правом, которое является частью национальных правовых систем различных государств. Нередко в процессе международной перевозки между авиаперевозчиком и потребителями его услуг возникают гражданско-правовые отношения, связанные с выполнением обязательств по перевозке. Одной из важных составляющих международных авиаперевозок является наличие договора перевозки. Именно с

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

этого момента между перевозчиком и пассажиром возникают правоотношения, которые прекращаются после выполнения перевозчиком обязательства по перевозке в пункт назначения при условии благополучного его завершения. Применение договора на практике свидетельствует об исполнении или неисполнении договорных обязательств, приводит к наступлению ответственности за их невыполнение. Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации на данные правоотношения распространяются общие положения об обязательствах, установленные в ст. 309, 314, 401, 407, 408, что крайне недостаточно для решения весьма специфических вопросов этого договора [3]. На эти правоотношения также распространяются положения Варшавской конвенции 1929 г. и Монреальской конвенции 1999 г. По завершении международной авиаперевозки, если имели место случаи причинения вреда пассажиру и его багажу, для решения связанных с возмещением вреда вопросов применяются международно-правовые унифицированные правила и соответствующие национальные законы, обеспечивающие их имплементацию в национальной правовой системе. Применяются также на этом этапе стандарты и рекомендуемая практика, содержащаяся в Приложении 9 «Упрощение формальностей» к Чикагской конвенции 1944 г. [4]. Указанные вопросы относятся к правилам международных воздушных перевозок, дополняющих договор международной воздушной перевозки. Согласно Воздушному кодексу Российской Федерации 1997 г. их установление относится к компетенции федеральных авиационных органов. Они могут быть приняты также перевозчиками при условии, что не будут противоречить федеральным авиационным правилам перевозок [5].

Следует отметить, особенностью международной перевозки является то, что она подпадает под регулирование международного и внутригосударственного права. Совпадение объекта правового регулирования международного и национального права одновременно, означает одно: в вопросах регулирования между-

народных авиаперевозок нельзя выбирать только международное право или только национальное право. Подходы международного и национального права к практическому регулированию международных перевозок должны обобщаться и применяться в комплексе. В частности, чтобы отношения по международной авиаперевозке были урегулированы должным образом, российский перевозчик должен применять Чикагскую конвенцию 1944 г., Варшавскую конвенцию 1929 г., Воздушный кодекс 1997 г., Гражданский кодекс, общие правила воздушных перевозок, а в случае спора - Арбитражно-процессуальный кодекс 2002 г.

Международные авиаперевозки - область важных экономических интересов, как государства, так и перевозчика. Таким образом, международная перевозка регулируется специальными нормами международного воздушного права, унифицированными нормами, коллизионными нормами международного частного права, а также законами и правилами национального воздушного законодательства. В силу этих обстоятельств в процессе правового регулирования международных авиаперевозок участвуют самостоятельные институты международного и национального права, в совокупности составляющие право международных воздушных перевозок.

Библиографические ссылки

1. Об унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок : Варшавская конвенция от 12 октября 1929 г.

2. Для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок : Монреальская конвенция от 28 мая 1999 г.

3. Гражданскому кодексу Российской Федерации от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 06.12.2011).

4. О международной гражданской авиации : Чикагской конвенции от 7 декабря 1944 г.

5. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997№ 60-ФЗ (ред. от 06.12.2011).

© Романовская Ю. В., 2012

УДК 347

О. А. Русакова Научный руководитель - Л. А. Семенова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

РЕАЛИЗАЦИЯ НОРМ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА НА ПРАКТИКЕ

Показана реализация норм международного космического права на практике и пути решения спорных вопрос при неудачных запусках или падениях ракет-носителей, космических аппаратов и других объектов в космосе, и предложения разрешения международных конфликтов.

Реализация норм международного права впервые была осуществлена при падении советского разведывательного спутника «Космос-954» на территорию Канады 24 января 1978 года, вызвав радиоактивное заражение части Северо-Западных территорий. «Кос-мос-954» был оборудован бортовой ядерной энергетической установкой БЭС-5, мощностью 3 кВт и ре-

сурсом работы 1080 часов. Установка имела гомогенный реактор на быстрых нейтронах и термоэлектрический генератор. Реактор работал на уране-235, общая масса которого при запуске составляла 30 кг. Сама установка имела массу около тонны. Всего на территорию площадью более 100 тысяч км2 упало около сотни радиоактивных обломков. Радиоактивность в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.