Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ В ЧАСТИ ЦИФРОВИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СУБЪЕКТАХ РФ'

РЕАЛИЗАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ В ЧАСТИ ЦИФРОВИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СУБЪЕКТАХ РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
535
73
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / СУБЪЕКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зеленцова Светлана Юрьевна, Галюта Оксана Николаевна

В статье представлен опыт развития и освоения цифровых технологий в государственном управлении Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Работа ориентирована, прежде всего, на оценку хода реализации регионального проекта «Цифровое государственное управление» путем оценки степени достижения целевых показателей, исполнения бюджета проекта, выявления «проблемных зон» и рисков, а также выработку предложений и рекомендаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Зеленцова Светлана Юрьевна, Галюта Оксана Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF NATIONAL DIGITALIZATION PROJECTS STATE ADMINISTRATION IN THE SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article presents the experience of the development and mastering of digital technologies in the state administration of the Khanty-Mansi Autonomous Okrug - Ugra. The work is focused primarily on assessing the progress of the regional project «Digital Public Administration" by assessing the degree of achievement of targets, execution of the project budget, identifying "problem areas" and risks, as well as developing proposals and recommendations.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ В ЧАСТИ ЦИФРОВИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СУБЪЕКТАХ РФ»

238

DOI:10.38197/2072-2060-2021-231-5-238-255

РЕАЛИЗАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ В ЧАСТИ

цифровизации

ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

в субъектах Рф

IMPLEMENTATION OF NATIONAL DIGITALIZATION PROJECTS

STATE ADMINISTRATION IN THE SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION

ЗЕЛЕНЦОВА СВЕТЛАНА юРЬЕВНА

Доцент кафедры государственного, муниципального управления и управления персоналом, Сургутский государственный университет, к.э.н., доцент

SVETLANA YU. ZELENTSOVA

Associate Professor of the Department of State, Municipal Management and Personnel Management, Surgut State University, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor

ГАЛюТА ОКСАНА НИКОЛАЕВНА

Доцент кафедры финансов, денежного обращения и кредита, Сургутский государственный университет, к.э.н., доцент

OKSANA N. GALIUTA

Associate Professor of the Department of Department of Finance, Money and Credit, Surgut State University, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor

В статье представлен опыт развития и освоения цифровых технологий в государственном управлении Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Работа ориентирована, прежде всего, на оценку хода реализации регионального проекта «Цифровое государственное управление» путем оценки степени достижения целевых показателей, исполнения бюджета проекта, выявления «проблемных зон» и рисков, а также выработку предложений и рекомендаций. ABSTRACT

The article presents the experience of the development and mastering of digital technologies in the state administration of the Khanty-Mansi Autonomous Okrug - Ugra. The work is focused primarily on assessing

АННОТАЦИЯ

240

the progress of the regional project «Digital Public Administration» by assessing the degree of achievement of targets, execution of the project budget, identifying «problem areas» and risks, as well as developing proposals and recommendations.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Национальные проекты, цифровизация, государственное управление,

субъекты Российской Федерации.

KEYWORDS

National projects, digitalization, public administration, subjects of the Russian Federation.

Введение

В Российской Федерации процесс цифровизации государственного управления находится в стадии внедрения, и поэ-томутребуется совершенствование механизмов реализации проекта «Цифровая экономика Российской Федерации». Ключевые цели национального проекта «Цифровая экономика Российской Федерации» — увеличение внутренних затрат на развитие цифровой экономики, создание устойчивой и безопасной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры высокоскоростной передачи, обработки и хранения больших объемов данных, доступной для всех организаций и домохозяйств, использование преимущественно отечественного программного обеспечения государственными органами, органами местного самоуправления и организациями [2].

Вне всякого сомнения, ведущим фактором эффективной реализации национальных проектов и повышения качества государственного управления является активное использования госсектором цифровых инструментов, спо-

собствующих оптимизации процессов управления, ускорению предоставления услуг населению, а также общего укреплению потенциала государства.

В связи с чем Федеральный проект «Цифровое государственное управление» играет особую роль в процессе цифровой трансформации государственного, а для органов исполнительной власти, реализующих национальный проект на местах, целевым ориентиром становится баланс между государством и обществом. В кризисных жизненных ситуациях граждане показали высокую готовность адаптироваться к цифровому формату взаимодействия с государством.

Пандемия COVID-19 показала достаточно большие возможности органов власти быстро адаптироваться к полностью дистанционному безбумажному предоставлению государственных услуг. Это абсолютно новое качество цифровых услуг, которое будет и в дальнейшем устойчиво к любым кризисам, требующим удаленного юридически значимого взаимодействия граждан, бизнеса и органов власти. С другой стороны, эпидемия привлекла внимание к издержкам, которые влекут за собой промедление в проведении цифровых преобразований, и подчеркнула возможности, связанные с модернизацией госсектора.

Цифровая трансформация — это комплексный подход, в процессе которого все элементы регионального управления должны меняться синхронно и в одном направлении. Необходимо учитывать барьеры на пути трансформации и различный уровень цифровой зрелости, который дает возможность получить комплексное представление о циф-ровизации госсектора и предложить конкретные способы повышения уровня ее цифровой зрелости, а значит, обе-

242

спечить впоследствии успешную реализацию стратегии цифровой трансформации региона.

Цель

В соответствии с вышеизложенным, авторами предпринята попытка осмысления концепции реформирования и цифровой трансформации институтов государственного управления с целью выявления «проблемных зон» и рисков, а также выработки предложений и рекомендаций для разработки стратегии цифровой трансформации региона.

Материалы и методы

Методология исследования релевантна поставленной цели. Авторы использовали комплекс инструментов анализа, включая системную и сетевую аналитику, контент-анализ, декомпозицию национальных проектов, а также мониторинг финансирования проектов.

Развитая цифровая инфраструктура любого субъекта Российской Федерации сегодня является необходимым условием успешного развития цифровой экономики, так как преобразует способы ведения бизнеса, находит и распределяет новые возможности, оптимизирует и автоматизирует все необходимые процессы.

Уже более двух лет в регионах реализуются проекты и формируются эффективные предложения по достижению показателей стратегических задач развития Российской Федерации в соответствии с майскими Указами Президента в 2018 году [1]. Ханты-Мансийский автономный округ — Югра за последние годы стал одним из регионов-лидеров, в которых эффективно решаются задачи и достигаются цели по цифровизации государ-

ственного управления, обозначенные в национальных проектах Российской Федерации. Средний процент достижения показателей в Югре более года стабильно составляет 99%, в то время как в среднем по Российской Федерации выполнение не более 94%.

Реализация государственной программы «Цифровое развитие Ханты-Мансийского автономного округа — Югры» [3], а также развитие и освоение цифровых технологий населением региона всецело оказывают влияние на достижения ключевых целей социально-экономического развитияЮгры.Всоставгосударственнойпрограммывклю-чены: портфель проектов «Цифровая экономика», портфель проектов «Международная кооперация и экспорт», проект «Централизация инфраструктуры информационных систем в автономном округе». Реализация проекта «Цифровая экономика» осуществляется через государственные программы автономного округа. Мероприятия региональных проектов рассредоточены в двух подпрограммах автономного округа: «Цифровой регион», «Создание устойчивой информационно-телекоммуникационной инфраструктуры».

Цифровая трансформация экономики округа достаточно и своевременно обеспечена необходимым объем финансовых ресурсов. Первоначально портфель проектов «Цифровая экономика» предполагал реализацию пяти регио-нальных проектов с плановым объемом финансирования с 2019 по 2025 годы 1101779,7 тыс. руб. (рис. 1): «Цифровое государственное управление» (76,8% бюджета), «Информационная безопасность» (17,8%), «Информационная инфраструктура» (3,8%), «Кадры для цифровой экономики» (1,6%), «Цифровые технологии» (0%).

244

846000

проект «ф^оюе государственное управление» 1548 276475,6

195800

проект «Шформ^деогаая безопасность» 268898,1

У

проект «Шфор^вдо^до инфраструктура» 145753,1 93186,3

В 18000 15000

проект « Цифровые технологии »

■ 2019 (РБ) 2021 (ФБ) 2021(РБ)

Рисунок 1. Финансирование портфеля проектов «Цифровая экономика» в составе государственной программы «Цифровое развитие Ханты-Мансийского автономного округа — Югры» (тыс. руб.)

Спустя полтора года общее финансовое обеспечение портфеля проектов сократилось на 27,4% и, согласно изменениям в апреле 2021 года1, составляет 799313,1 тыс. руб. Наиболее существенное сокращение финансирования (67%) произошло по проекту «Цифровое государственное управление». Между тем отмечаются и позитивные сдвиги в бюджетном обеспечении реализации таких региональных проектов, как «Информационная инфраструктура», расходы по которой увеличились на 196 959 тыс. руб., и «Информационная безопасность», финансирование которой возросло на 73098,1 тыс. руб.

1 Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 27 апреля 2021 года 148-п «О внесении изменений в постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 27 апреля 2021 года 148-п „О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа — Югры „Цифровое развитие Ханты-Мансийского автономного округа — Югры"».

Несмотря на сокращение расходов регионального бюджета на реализацию проекта «Цифровая экономика» и входящих в его состав региональных проектов, финансирование осуществляется в соответствии с прогнозными значениями и процент исполнения достигает максимума (см. таблицу).

Несмотря на сокращение финансирования проекта «Цифровое государственное управление», в округе органы государственной власти и местного самоуправления не имеют ограничений в доступе к передовым, нарождающимся цифровым технологиям, реализуются пилотные проекты по использованию технологий предиктивной аналитики для поддержки принятий решений в системе государственного управления.

Для реализации основной цели — развитие информационного общества и электронного правительства путем внедрения цифровых технологий и платформенных решений, обеспечивающих повышение качества государственного управления, электронного взаимодействия населения, бизнеса (в том числе МСП и ИП) и органов государственной власти автономного округа [3], — декомпозиция проекта «Цифровое государственное управление» включает ряд процессов (рис. 2).

По вышеназванным процессам реализации регионального проекта в Югре достигнуты следующие результаты:

• населению автономного округа доступно более 160 электронных услуг;

• количество жителей автономного округа, зарегистрировавшихся на Едином портале государственных и муниципальных услуг на конец 2020 года, составляет более 1,66 млн человек. По данным Минком-

Таблица

Информация о расходах бюджета ХМАО-Югры на финансовое обеспечение реализации Национальной программы «Цифровая экономика» и входящих в ее состав региональных проектов в 2019-2020 гг.

Наименование программы/ проекта 2019 г. 2020 г. 2021 г. 2022 г.

план факт % план факт % план план

Национальная программа «Цифровая экономика» 244359,7 243543,9 99,7 190813,3 190813,3 100,0 178326,3 174140,0

Региональный проект «Информационная инфраструктура» 41979,7 41979,7 100,0

Региональный проект «Кадры для цифровой экономики» 3000,0 3000,0 100,0 3000,0 3000,0 100,0 3000,0 3000,0

Региональный проект «Информационная безопасность» 43380,0 43380,0 100,0 49287,8 49287,8 100,0 36726,3 32540,0

Региональный проект «Цифровое государственное управление» 156000,0 155184,2 99,5 139525,5 139525,5 100,0 138600,0 38600,0

Рисунок 2. Декомпозиция цели реализации регионального проекта «Цифровое государственное управление» в ХМАО — Югре

связи России, Югра занимает 7-е место среди субъектов Российской Федерации и 1-е место по Уральскому федеральному округу по доле граждан, использующих механизм получения услуг в электронной форме;

• ежегодно посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг подается около 8 000 тыс. заявлений;

• функционируют мобильное приложение «Госуслуги Югры», нейросеть «У!ка», государственная информационная система «Цифровая образовательная платформа Ханты-Мансийского автономного округа — Югры», оцифрован процесс подготовки спортивного резерва;

• проактивно реализуются 4 цифровые услуги социальной сферы (в автоматизированном режиме принято решение по 24 993 заявлениям);

• в период пандемии в автоматизированном режиме реализована услуга по получению единовременной

248

денежной выплаты из средств Югорского семейного капитала (услугой воспользовались 8 965 раз);

• посредством Системы исполнения регламентов, подключенной к системе межведомственного электронного взаимодействия автономного округа, исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления имеют возможность самостоятельно получить 236 различных документов (сведений) в рамках предоставления государственных и муниципальных услуг [4];

• с целью организации предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» в МФЦ автономного округа внедрена автоматизированная информационная система АИС МФЦ Югры (ежемесячно в АИС обрабатывают свыше 100 тысяч заявлений);

• функционирует и развивается единый официальный сайт государственных органов власти автономного округа (www.admhmao.ru);

• развивается Портал открытых данных автономного округа (https://data.admhmao.ru), направленный на раскрытие информации о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в машиночитаемом формате (по состоянию на 1 апреля 2021 года размещено более 1320 наборов данных);

• на базе Территориальной информационной системы Югры (http://pubweb.admhmao.ru) функционирует 12 ведомственных систем исполнительных органов государственной власти округа (количество зарегистрированных составляет 3 957 человек).

Результаты

Исходя из представленных данных можно сделать вывод о том, что округ значительно продвинулся количественно икачественновцифровойтрансформациигосударственного управления. Регион уже оказывает государственные услуги без участия чиновников, и это уникальный опыт общегосударственного уровня. В период ограничительных мер такая практика особенно востребована, так как не требуют сбора документов и очной явки в ведомство.

Важной особенностью реализации регионального проекта по цифровизации государственного управления в округе является нацеленность на преодоление сложности управления социальными отношениями за счет использования современных передовых информационных и организационных технологий в разрешении вопросов, связанных с обеспечением обратной связи с гражданами. Реализация эффективной коммуникации между властью и населением должна привести к росту уровня доверия к действиям региональной и местной власти во всех сферах. Региональные органы власти активно переходят к клиентоцентричной модели взаимодействия с гражданами, и с точки зрения достижения цифровой зрелости региона важно приоритизировать эту задачу для округа, в том числе для повышения показателей эффективности их деятельности.

Обсуждение

Сложившиеся социально-экономические обстоятельства благоприятствуют не только взаимодействию государства и населения, но и тесному сотрудничеству государства и бизнес-сообщества (в том числе постав-

ка 1Т-продуктов, обслуживание ПО, серверов и т.д.). Фундаментальное понимание сути, целей, стратегическое видение задач цифровой трансформации и общее представление о цифровой зрелости со стороны государственного управления и коммерческого сектора обусловлено интенсивной реорганизацией внутренних процессов в результате цифровизации.

Тем не менее все участники цифровой трансформации подвержены рискам и угрозам цифровизации — низкий уровень владения современными цифровыми компетенциями, нарушение информационной безопасности и конфиденциальности в работе с персональными данными, опасность в нестабильности цифровых решений, проблемы с алгоритмической подотчетностью, плохое покрытие мобильным интернетом, сбои в работе серверов и т.п.

Вне всякого сомнения, цифровизация и революция в сфере данных могут коренным образом изменить качество государственного управления. Кроме того, использование данных органами государственного управления имеет огромное значение для ускорения эволюции институциональных систем. В целом понимание вектора цифровой трансформации экономики, госслужбы и последствий цифровой трансформации для населения и бизнеса позволит разрабатывать стратегию развития региона в долгосрочной перспективе.

При общем благоприятном воздействии цифровизации на реализацию государственного управления в отношении решения социально-экономических проблем развития региона, необходимо акцентировать внимание на приоритетных направлениях цифровой трансформации го-

сударственного сектора автономного округа. К числу важнейших из них относятся:

• создание и развитие нового поколения цифровых лидеров, способных стать «двигателем» цифровой трансформации государственного управления;

• дебюрократизация и «дематриализация» государственного управления;

• внедрение принципа однократности предоставления данных и проактивного подхода к предоставлению государственных и муниципальных услуг;

• внедрение элементов технологии искусственного интеллекта в процессы предоставления услуг в целях оптимизации временных и человеческих ресурсов;

• внедрение суперсервисов — комплексных услуг для оказания взаимосвязанных государственных и муниципальных услуг, а также сопутствующих им услуг негосударственного сектора.

Выводы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В современных реалиях цифровые технологии открывают возможности для повышения эффективности, прозрачности, оперативности реагирования и уровня доверия граждан, что оказывает прямое воздействие на качество государственного управления и развитие условий для цифровой трансформации региона. С высокой степенью определенности можно утверждать, что цифровая трансформация государственного сектора наряду с подготовленными кадрами, развитой технологической инфраструктурой, безопасным киберпро-странством и инвестиционной привлекательностью цифровых проектов позволят создать цифровую экосистему не только в регионе, но и в целом по стране.

Библиографический список

1. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации до 2024 года». Режим доступа: http://static. kremlin.ru/media/acts/files/0001201805070038.pdf.

2. Протокол президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 24 декабря 2018 г. № 16 «Паспорт национальной программ „Цифровая экономика Российской Федерации"». Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/urKHm0gTPPnzJlaKw3M5cN Lo6gczMkPF.pdf.

3. Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 05.10.2018 № 353-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа — Югры „Цифровое развитие Ханты-Мансийского автономного округа — Югры"» (в ред. от 27.04.2021). Режим доступа: https://docs.cntd.ru/ document/550199959.

4. Распоряжение Правительства Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 07.11.2020 № 636-рп «Об отчете губернатора Ханты-мансийского автономного округа — Югры о результатах деятельности Правительства Ханты-Мансийского автономного округа — Югры за 2020 год, в том числе по вопросам, поставленным Думой Ханты-Мансийского автономного округа — Югры». Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/570971423.

5. Всемирный банк, 2021 год. «Данные, цифровизация и государственное управление». Доклад об экономике региона Европы и Центральной Азии, весна 2021 года. Всемирный банк, Вашингтон, округ Колумбия. Doi: 10.1596/978-1-4648-1698-7. Режим доступа: http://creativecommons.org/licenses/by/3.0/igo.

6. Зеленцова С.Ю. Управленческий опыт реализации проектной деятельности в исполнительных органах государственной вла-

сти субъектов Российской Федерации / С.Ю. Зеленцова // Лидер (Люди. Идеи. Достижения. Единство. Результат) : сборник статей I Управленческого форума Ханты-Мансийского автономного округа — Югры (г. Сургут, 9 сентября 2019 г.) ; Сургут. гос. ун-т. — Сургут : ИЦ СурГУ, 2019. — С. 43-49.

7. Зеленцова С. Ю., Кауфман Н. Ю. Цифровая трансформация государственного управления как результат реализации национальных проектов в субъектах российской федерации / С.Ю. Зеленцова, Н.Ю. Кауфман // Регион; системы, экономика, управление. — 2021. — №2(53). — С. 32-37.

8. Цифровое будущее государственного управления по результатам / Е.И. Добролюбова, В.Н. Южаков, А.А. Ефремов, Е.Н. Клочко-ва, Э.В. Талапина, Я.Ю. Старцев. — М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2019. — 114 с.

9. О результатах мониторинга реализации национальных проектов в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре за 2020 год. Режим доступа: https://www.sphmao.ru/upload/medialibrary/ RezMonitRealNacProektovza2020g.pdf.

10. О результатах мониторинга реализации национальных проектов в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре за 2020 год. Режим доступа: https://www.sphmao.ru/about/activities/rezultats/ RezMonitNacProektuza2019g.pdf.

11. РасходыбюджетаХанты-Мансийскогоавтономногоокруга —Югры на финансовое обеспечение реализации региональных проектов на 2020-2022 годы. Режим доступа https://www.dumahmao.ru/ officeofbudget/economicpolicy/economicpolicy2021/20210201N36. php.

References

1. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 07.05.2018 № 204 «O nacional'nyh celjah i strategicheskih zadachah razvitija Rossijskoj

254

Federacii do 2024 goda». Rezhim dostupa: http://static.kremlin.ru/ media/acts/files/0001201805070038.pdf.

2. Protokol prezidiuma Soveta pri Prezidente Rossijskoj Federacii po strategicheskomu razvitiju i nacional'nym proektam ot 24 dekabrja 2018 g. № 16 «Pasport nacional'noj programm „Cifrovaja jekonomika Rossijskoj Federacii"». Rezhim dostupa: http://static.government.ru/ media/files/urKHm0gTPPnzJlaKw3M5cNLo6gczMkPF.pdf.

3. Postanovlenie Pravitel'stva Hanty-Mansijskogo avtonomnogo okru-ga — Jugry ot 05.10.2018 № 353-p «O gosudarstvennoj programme Hanty-Mansijskogo avtonomnogo okruga — Jugry „Cifrovoe razvitie Hanty-Mansijskogo avtonomnogookruga — Jugry"»(v red. ot27.04.2021). Rezhim dostupa: https://docs.cntd.ru/document/550199959.

4. Rasporjazhenie Pravitel'stva Hanty-Mansijskogo avtonomnogo okruga — Jugry ot 07.11.2020 № 636-rp «Ob otchete gubernatora Hanty-mansijskogo avtonomnogo okruga — Jugry o rezul'tatah dejatel'nosti Pravitel'stva Hanty-Mansijskogo avtonomnogo okruga — Jugry za 2020 god, v tom chisle po voprosam, postavlennym Dumoj Hanty-Mansijskogo avtonomnogo okruga — Jugry». Rezhim dostupa: https://docs.cntd.ru/document/570971423.

5. Vsemirnyj bank, 2021 god. «Dannye, cifrovizacija i gosudarstvennoe upravlenie». Doklad ob jekonomike regiona Evropy i Central'noj Azii, vesna 2021 goda. Vsemirnyj bank, Vashington, okrug Kolumbija. Doi: 10.1596/978-1-4648-1698-7. Rezhim dostupa: http://creativecom-mons.org/licenses/by/3.0/igo.

6. Zelencova S.Ju. Upravlencheskij opyt realizacii proektnoj dejatel'nosti v ispolnitel'nyh organah gosudarstvennoj vlasti sub#ektov Ros-siiskoi Federacii / S. Ju. Zelencova // Lider (Ljudi. Idei. Dostizhenija. Edinstvo. Rezul'tat): sbornik statej I Upravlencheskogo foruma Hanty-Mansijskogo avtonomnogo okruga — Jugry (g. Surgut, 9 sentjabrja 2019 g.); Surgut. gos. un-t. — Surgut: IC SurGU, 2019. — S. 43-49.

7. Zelencova S.Ju., Kaufman N.Ju. Cifrovaja transformacija gosudarst-vennogo upravlenija kak rezul'tat realizacii nacional'nyh proektov v sub#ektah rossijskoj federacii / S.Ju. Zelencova, N.Ju. Kaufman // Region; sistemy, jekonomika, upravlenie. — 2021. — № 2(53). — S. 32-37.

8. Cifrovoe budushhee gosudarstvennogo upravlenija po rezul'tatam / E.I. Dobroljubova, V.N. Juzhakov, A.A. Efremov, E.N. Klochkova, Je.V. Talapina, Ja.Ju. Starcev. — M.: Izdatel'skij dom «Delo» RAN-HiGS, 2019. — 114 s.

9. O rezul'tatah monitoringa realizacii nacional'nyh proektov v Hanty-Mansijskom avtonomnom okruge — Jugre za 2020 god. Rezhim dostupa: https://www.sphmao.ru/upload/medialibrary/RezMonitRe-alNacProektovza2020g.pdf.

10. O rezul'tatah monitoringa realizacii nacional'nyh proektov v Hanty-Mansijskom avtonomnom okruge — Jugre za 2020 god. Rezhim dostupa: https://www.sphmao.ru/about/activities/rezultats/Rez-MonitNacProektuza2019g.pdf.

11. Rashody bjudzheta Hanty-Mansijskogo avtonomnogo okruga — Jugry na finansovoe obespechenie realizacii regional'nyh proektov na 20202022 gody. Rezhim dostupa.

Контактная информация / Contact information

Сургутский государственный университет

628412, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, г. Сургут, пр. Ленина, д. 1. Surgut State University

1 Lenin Ave., 628412, Khanty-Mansi Autonomous Okrug — Yugra, Surgut, Russia.

Зеленцова Светлана Юрьевна / Svetlana Yu. Zelentsova svetlana-zel@yandex.ru

Галюта Оксана Николаевна / Oksana N. Galiuta galyuta_on@surgu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.