УДК 347.963
РЕАЛИЗАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ КАК ОДНО ИЗ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дощатов Антон Александрович,
Уральский государственный юридический университет имени В.Ф. Яковлева».
Аннотация
В научной статье рассмотрены правовые и организационные аспекты одного из приоритетных направлений деятельности российской прокуратуры - прокурорский надзор за исполнением законодательства при реализации национальных проектов. Также в научной статье сформированы рекомендации по устранению нарушений законодательства в сфере реализации национальных проектов и достижения национальных целей развития Российской Федерации до 2030 года.
Ключевые слова: прокурорский надзор, законодательство, национальные проекты, национальные цели развития Российской Федерации.
IMPLEMENTATION OF NATIONAL PROJECTS AS ONE OF THE PRIORITIES OF THE PROCURATORIAL AUTHORITIES OF THE
RUSSIAN FEDERATION
Doshchatov Anton Alexandrovich,
Ural State Law University named after V.F. Yakovlev».
Abstract
In the scientific article legal and organizational aspects of one of the priority directions of activity of Russian prosecutor's office - prosecutor's supervision over execution of the legislation at realization of national projects are considered. Also in the scientific article recommendations for elimination of violations of legislation in the sphere of realization of national projects and achievement of national development goals of the Russian Federation until 2030 are formulated.
Keywords: prosecutorial supervision, legislation, national projects, national development goals of the Russian Federation.
С 2000 года в Российской Федерации разрабатывали различные концепции и программы стратегического развития страны. Первым инструментом комплексного решения целевых задач стали федеральные целевые программы, которые принимались с 2002 года. В сентябре 2005 года на расширенном совещании с членами Правительства Российской Федерации, руководством Федерального Собрания Российской Федерации и членами президиума Государственного Совета Российской Федерации было объявлено о начале реализации в Российской Федерации приоритетных национальных проектов. Цель этих программ заключалась в концентрации бюджетных и административных ресурсов по главным направлениям социально-экономического развития, что должно было привести к повышению качества жизни граждан России. В мае 2012 года были сформированы 11 майских указов, в которых были обозначены основные направления социально - экономического развития страны до 2020 года. Документы затрагивали основные вопросы экономической и социальной политики, здравоохранения, об-
разования и науки, обеспечения граждан доступным жильем и повышения качества услуг ЖКХ, совершенствования системы государственного управления [4].
В декабре 2019 года на заседании Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, глава государства высказал тезис об уникальности национальных проектов как инструментов развития отечественной экономики, инфраструктуры, демографии, здравоохранения, экологии, культуры, туризма и атомной энергетики. На сегодняшний день существует 15 национальных проектов России, направленных на достижение национальных целей и стратегических задач развития Российской Федерации: «Экология»; «Образование», «Цифровая экономика» (национальная программа); «Международная кооперация и экспорт»; «Наука и университеты»; «Производительность труда и поддержка занятости»; «Туризм и индустрия гостеприимства»; «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы»;
«Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры»; «Демография»; «Культура»; «Безопасные и качественные дороги»; «Жилье и городская среда»; «Здравоохранение» и «Развитие техники, технологий и научных исследований в области использования атомной энергии в Российской Федерации на период до 2024 года» [5].
После принятия Федерального закона от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [6] повсеместно доминировало ожидание его практической реализации, в том числе в части завершения работы над его ключевыми документами, прежде всего, основополагающей Стратегией социально-экономического развития страны, многочисленные инициативные проекты которой многократно обсуждались экспертами на различных площадках. В итоге появилась не стратегия, а национальные проекты. В самом Федеральном законе нет указаний на национальные проекты, как на документы стратегического планирования, но данный вопрос нашел свое регулирование в Указе Президента Российской Федерации от 08.11.2021 №633 «Об утверждении Основ государственной политики в сфере стратегического планирования в Российской Федерации» [8], в содержании которого говорится о том, что к документам стратегического планирования, разрабатываемых в рамках планирования и программирования на федеральной уровне относятся 15 национальных проектов Российской Федерации. Это вызывает неоднозначность в понимании их места в данной системе управления. Или
это альтернатива всем иным документам стратегического планирования как федерального, так и регионального уровня; или некий каркас целеуказания, который должен быть далее расширен и конкретизирован, в том числе и до уровня Стратегии социально-экономического развития Российской Федерации. В конце концов, по мнению О. Б. Иванова и Е. М. Бухваль-да «национальные проекты могут быть поняты как новая форма структуризации государственных программ по приоритетным направлениям хозяйственного и социального развития страны» [2, с. 38].
В 2007 году Генеральная прокуратура Российской Федерации выделила данное направление деятельности в качестве приоритетного, что повлекло за собой появление Приказа Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 19.01.2007 №11 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства при реализации приоритетных национальных проектов», в котором внимание указывалось на то, что успешное воплощение национальных программ в жизнь невозможно без неукоснительного исполнения органами государственной власти и местного самоуправления, их должностными лицами федерального законодательства, без обеспечения режима законности в деятельности хозяйствующих субъектов, вовлеченных в эту сферу правоотношений, без соблюдения прав и свобод граждан [1]. Реализация национальных проектов требует принятия большого количества нормативных правовых актов, в том числе затрагивающих права граждан Российской Федерации, а также расходования значительных
денежных средств. В целях организации прокурорского надзора за исполнением законодательства при реализации национальных проектов в 2019 году был принят Приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 14.03.2019 №192 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства при реализации национальных проектов». В соответствии с данным приказом, надзор за исполнением законодательства в данной области одним из приоритетных направлений деятельности органов прокуратуры Российской Федерации [7].
Персональную ответственность за организацию прокурорского надзора за исполнением законодательства при реализации национальных проектов возлагается на прокуроров субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных прокуроров и иных специализированных прокуроров. Прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным и иным специализированным прокурорам в соответствии с их компетенцией следует: закрепить в распоряжениях о распределении обязанностей за конкретными прокурорскими работниками вопросы надзора за исполнением законодательства при реализации национальных проектов, осуществлять регулярное их заслушивание по результатам проводимой работы; систематически осуществлять сбор и анализ сведений, характеризующих состояние законности в сфере реализации национальных проектов, в том числе мониторинг публикаций в средствах массовой информации и в сети «Интернет»; принять меры к организации эффективного вза-
имодействия, обеспечению обмена статистической и другой необходимой информацией с органами государственной власти, органами местного самоуправления и общественными организациями;
На этапе подготовки к проведению проверок сотрудники органов прокуратуры должны обладать информацией о мероприятиях, предусмотренных паспортами национальных и федеральных проектов, о принятых нормативных правовых актах, регламентирующих правоотношения в сфере реализации соответствующих национальных и федеральных проектов на поднадзорной территории, о финансовом обеспечении проектов, о заключенных, исполненных и принятых на оплату контрактах при их реализации, о подрядчиках, осуществляющих работы в соответствии с контрактами, заключенными для реализации проектов, об объемах выполненных работ (фактически оплаченных), а также о других имеющих для надлежащего осуществления надзора обстоятельствах.
В ходе проводимых проверок прокурорам необходимо обращать особое внимание, в том числе, на полноту применяемых уполномоченными органами и организациями мер к реализации предусмотренных проектами мероприятий, законность и своевременность принятия нормативных правовых актов, полноту отражения мероприятий национальных проектов и расходов на их реализацию в региональных бюджетах, государственных программах, соблюдение органами государственной власти субъектов Российской Федерации порядка и условий получения из федерального бюджета межбюджет-
ных трансфертов на указанные цели, законность, полноту и своевременность расходования выделенных из бюджетов всех уровней на реализацию указанных мероприятий денежных средств, в том числе межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований.
На расширенном заседании коллегии Генеральной прокуратуры Российской Федерации по итогам работы ведомства за 2020 год Генеральный прокурор Российской Федерации, действительный государственный советник юстиции И. В. Краснов также отдельно отметил, что на реализацию национальных проектов выделяются значительные государственные денежные средства, и эти средства должны работать на повышение качества жизни людей, а нарушения и злоупотребления в данной сфере должны пресекаться и строго наказываться.
Таким образом, надлежащая организация, осуществление и оформление каждого этапа проведения проверки, законность, обоснованность, своевременность и целесообразность актов прокурорского
реагирования, принципиальность и настойчивость в защите прав человека и гражданина, охраняемых законом интересов общества и государства, являются необходимыми элементами деятельности органов прокуратуры для обеспечения эффективности реализации возложенных функций на данном направлении деятельности [3, с. 342]. В целом оценивая проведенные мероприятия по организации взаимодействия контролирующих и правоохранительных органов, в том числе и во исполнение решений координационных совещаний руководителей правоохранительных органов, следует отметить положительное их влияние на криминогенную ситуацию в сфере реализации национальных проектов. Исключение совершения значительного количества грубых нарушений федерального законодательства, создающих повышенную общественную опасность, обусловлено в том числе оказанием общепревентивного влияния мер реагирования, принятых органами прокуратуры и контролирующими органами в рамках прокурорского надзора и контрольно-надзорных мероприятий.
Список использованных источников:
1. Авдонина Т.М. К вопросу о прокурорском надзоре в сфере реализации приоритетных национальных проектов // Ленинградский юридический журнал. 2014. №4 (38).
2. Иванов О.Б., Бухвальд Е.М. Национальные проекты России: региональное измерение // ЭТАП - 2019. - №1. - С. 38.
3. Киреенков Е. В. Осуществление прокурорских проверок исполнения федерального законодательства при реализации национального проекта «Демография» / Е. В. Кире-енков. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 20 (362). — С. 341 - 343.
4. О долгосрочной экономической политике. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 №596 // Российская газета. 2012. №102. 09 мая.
5. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года. Указ Президента РФ от 07.05.2018 №204 (ред. от 21.07.2020) // Российская газета. 2018. №97. 09 мая.
6. О стратегическом планировании в Российской Федерации. Федеральный закон от 28.06.2014 №172 - ФЗ // Российская газета. 2014. №146. 03 июля.
7. Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства при реализации национальных проектов. Приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 14.03.2019 №19 // Законность. 2019. №5.
8. Об утверждении Основ государственной политики в сфере стратегического планирования в Российской Федерации. Указ Президента Российской Федерации от 08.11.2021 №633 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2021. №46. 15 ноября. Ст. 7676.
© Дощатое А.А., 2023