Научная статья на тему 'К вопросу о прокурорском надзоре в сфере реализации приоритетных национальных проектов'

К вопросу о прокурорском надзоре в сфере реализации приоритетных национальных проектов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1904
207
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ПРИОРИТЕТНЫЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ / ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР / PUBLIC PROSECUTOR''S SUPERVISION / DEMOGRAPHIC POLICY / PRIORITY NATIONAL PROJECTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Авдонина Татьяна Михайловна

На протяжении последних десяти лет наше государство борется за повышение рождаемости и снижение смертности. В связи с этим принимается большое количество нормативных актов, в государственных органах появляются новые направления по надзору и контролю за реализацией демографической политики в целом и национальных проектов в частности. Большую роль в решении этих вопросов играют органы прокуратуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Авдонина Татьяна Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the question of the prosecutor''s supervision in the implementation of priority national projects

Over the last ten years our state fights for increase of birth rate and decrease in mortality. In this regard a large number of regulations is accepted, in government bodies there are new directions on supervision and control of realization of demographic policy as a whole and national projects in particular. Here play bodies of prosecutor''s office large role.

Текст научной работы на тему «К вопросу о прокурорском надзоре в сфере реализации приоритетных национальных проектов»

СУДЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР

УДК 347.963

Т. М. Авдонина

К вопросу о прокурорском надзоре в сфере реализации приоритетных национальных проектов

На протяжении последних десяти лет наше государство борется за повышение рождаемости и снижение смертности. В связи с этим принимается большое количество нормативных актов, в государственных органах появляются новые направления по надзору и контролю за реализацией демографической политики в целом и национальных проектов в частности. Большую роль в решении этих вопросов играют органы прокуратуры.

Over the last ten years our state fights for increase of birth rate and decrease in mortality. In this regard a large number of regulations is accepted, in government bodies there are new directions on supervision and control of realization of demographic policy as a whole and national projects in particular. Here play bodies of prosecutor's office large role.

Ключевые слова: демографическая политика, приоритетные национальные проекты, прокурорский надзор.

Key words: demographic policy, priority national projects, public prosecutor's supervision.

На протяжении последних десяти лет Россия усиленно боролась за повышение рождаемости и снижение смертности. Статистические данные, увы, свидетельствовали об обратном. И вот, наконец, положительные результаты (табл. 1). За 2012 и половину 2013 г. рождаемость превысила смертность.

© Авдонина Т. М., 2014

243

Демографические показатели в 2012-13 гг.

Таблица 1

Родившихся, чел При- рост, сни- жение, чел. 2013 г. в % к 2012 г. Умерших, чел. При- рост, сни- жение, чел. 2013 г. в % к 2012 г. Естественный прирост, убыль (-), чел.

2013 2012 2013 2012 2013 2012

142973 150544 -7571 95 148581 158551 -9970 93,7 -5608 -8007

Немаловажную роль в достигнутых результатах сыграло законодательство, направленное на решение проблемы депопуляции населения России. Тенденцию плановости развития демографического законодательства подтверждают многие нормативные акты, предполагающие долгосрочную перспективу, с указанием преследуемых целей и задач. В рамках данной проблемы были разработаны федеральные целевые программы такие как: «Жилье» (30 ноября 2012 г. Правительство РФ утвердило государственную программу «Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан Российской Федерации на 2013-2020 годы»). Прямо новая программа и национальный проект не взаимосвязаны.

В своем послании Федеральному собранию в 2012 г. президент Путин заявил: «На первом этапе реализации нацпроекта “Жильё” удалось создать условия для развития ипотеки. Объём ипотечных кредитов растёт в последние два года по 40-50 процентов в год. Это хороший показатель, но ... ипотекой пользуются в основном люди с доходами выше среднего. Остальным гражданам она пока не по карману. Поэтому сейчас, на новом этапе, надо перейти к решению жилищного вопроса для более широких категорий граждан: молодых семей, специалистов социальной сферы, врачей, учителей, учёных, инженеров, принять меры по увеличению ввода доступного жилья эконом-класса, а также значительно расширить возможности аренды жилья».

Актуальность проблемы народонаселения объективирует за собой возникновение проекта «Здоровье», к целям которого относят: 1) укрепление здоровья граждан, 2) повышение доступности и качества медицинской помощи, 3) развитие первичной медицинской помощи,

4) возрождение профилактического направления в здравоохранении,

5) обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью.

К сожалению, генеральная прокуратура и прокуратуры на местах регулярно рапортуют о многочисленных нарушениях, связанных с реализа-

* РОССТАТ: http://www.gks.ru/free_doc/2013/demo/edn02-13.htm

244

цией проекта. Наиболее распространенные: несвоевременная оплата труда медработников, простой оборудования, неправомерное расходование бюджетных средств. В 2009-2010 гг. Счётная палата РФ в ходе аудиторской проверки Минздравсоцразвития выявила нарушения при строительстве федеральных центров высоких медицинских технологий, финансирование которых осуществлялось в рамках реализации нацпроекта1.

Немаловажным шагом в реализации демографической политики в части «правильной миграции» стала Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом1 2. Программа направлена на переселение людей, оказавшихся после распада СССР за пределами РФ и желающих переселиться в Россию.

14 сентября 2012 г. президентом Путиным был подписан указ с новой редакцией программы, в частности, она стала бессрочной. Указ президента «Об утверждении демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года»3 устанавливает конкретные меры, направленные на повышение рождаемости; возрождение института семьи и здорового образа жизни; создание правильного притока мигрантов и возвращение наших соотечественников из-за рубежа; снижение смертности и т. д. Концепция предполагает три этапа. Сейчас наше государство находится на втором (2011-2015 годы). Основной акцент сделан на здоровом образе жизни, реализации специальных мер по содействию занятости женщин, имеющих детей, проведении мероприятий по профилактике и своевременному выявлению профессиональных заболеваний, осуществлении программы поэтапного сокращения рабочих мест с вредными или опасными для репродуктивного здоровья населения условиями труда4.

В целях наиболее успешного претворения в жизнь вышеуказанных актов на федеральном уровне и уровне субъектов Федерации принимаются дополнительные нормативные акты. В государственных органах появляются новые направления по надзору и контролю за реализацией демографической политики в целом и национальных проектов в частности. Большую роль здесь играют органы прокуратуры. Прокурорам необходимо сконцентрировать усилия на обеспечении верховенства закона и соблюде-

1 Раксина А. Дело не в цифрах // Нов. Известия. 10.09.2013.

2 О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом: указ Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г., Москва № 637 // Рос. газета. 28 июня. 2006.

3 См.: Об утверждении концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года: указ президента Российской Федерации № 1351 от 09.10.2007 г. // СЗ РФ. 2007. № 42. Ст. 5009.

4 утв. Указом Президента РФ от 9 октября 2007 г. № 1351.

245

ния прав и свобод граждан в этой сфере, с учетом имеющейся практики более эффективно использовать все предоставленные Законом о прокуратуре полномочия. Как верно отмечает А. Паламарчук, повышенного внимания прокуроров заслуживает проблема нецелевого использования денежных средств, выделенных в рамках национальных проектов, ответственность за которое предусмотрена ст. 15.14 КоАП.

В частности, прокуроры Приморья проверили соблюдение медицинскими учреждениями законодательства о лицензировании при использовании источников ионизирующего излучения и в работе фельдшерскоакушерских пунктов. По результатам проверки прокурорами внесено 101 представление, объявлено 40 предостережений, возбуждено 116 производств об административных правонарушениях5.

Старорусской межрайонной прокуратурой была проведена проверка соблюдения законодательства в сфере реализации приоритетного национального проекта «Здоровье», в части исполнения работодателями обязанности организации прохождения диспансеризации муниципальных служащих. Следует отметить, что несвоевременное исполнение данной нормы влечет за собой отсутствие возможности выявления заболеваний, препятствующих прохождению муниципальной службы, нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, реализация интересов которых связана с надлежащим исполнением должностными лицами своих обязанностей. По данному факту заместителем Старорусского межрайонного прокурора в суд предъявлены 8 исковых заявлений6.

Прокурорами в Республике Адыгея и Астраханской области в рамках надзора за законностью при осуществлении мероприятий приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» вскрыты факты хищения средств, выделенных на обеспечение жильем молодых семей и предназначенных для реализации в качестве материнского капитала.

В Смоленской области произошел совсем вопиющий случай: в ходе прокурорской проверки было выявлено, что должностные лица больницы, желая завысить показатели своей работы по проведению диспансеризации определенных групп взрослого населения, внесли в медицинскую документацию заведомо ложные сведения о ее прохождении 11 гражданами. При этом все указанные фамилии принадлежали умершим людям. По ре-

5 prim.regnum.ru/news/868753.html

6 URL:http://procnov.ru/news/2561

246

зультатам проведенной проверки СУ СК России по области возбудило уголовное дело по ч. 1 ст. 292 УК РФ «Служебный подлог»7.

По сей день актуальна проблема по использованию родовых сертификатов и средств, выделенных на услуги по оказанию медицинской помощи женщинам в период беременности и наблюдению ребенка в течение первого года жизни. В частности, учреждения допускают нарушения закона сроков их выдачи, учета, заполнения, хранения. Каждый сигнал о таком нарушении требует проведения проверки, а в случае его подтверждения -своевременного принятия мер прокурорского реагирования8.

Обращаясь к материалам проверок исполнения законодательства в сфере реализации ПНП (табл. 2), мы систематизируем часто встречающиеся нарушения, опосредованно препятствующие росту народонаселения.

Таблица 2

Мероприятия и выявленные нарушения в сфере реализации приоритетных национальных проектов (ПНП)*

Состояние законности в сфере реализации ПНП в 2013 г.

Выявлено нарушений закона 171529

Принесено протестов 6476

Внесено представлений 28723

К дисциплинарной ответственности привлечено лиц 25168

По инициативе прокурора привлечено лиц к административной ответственности 4422

Предостережено лиц о недопустимости нарушения закона 2442

Направлено материалов для решения вопроса об уголовном преследовании в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ 1248

Возбуждено уголовных дел 846

Направлено исков, заявлений в суд 40518

На сумму (тыс. р.) 372455

Удовлетворено исков и прекращено дел ввиду добровольного удовлетворения требований прокурора 36643

На сумму (тыс. р.) 221656

7 URL:http://www.smolprok.ru

8 См.: Паламарчук А. Надзор за исполнением законов в сфере здравоохранения // http://justicemaker.ru/view-artide.php?art=299&id=17

* URL:http://genproc.gov.ru/stat/data/80780/

247

При реализации ПНП:

• издание на уровне субъектов правовых актов, противоречащих требованиям национальных проектов;

• ненадлежащее исполнение требований проекта, что ведет к отсутствию положительной динамики его реализации;

• нецелевое использование бюджетных средств.

В 2007 г. Генеральная прокуратура выделила данное направление деятельности в качестве приоритетного, что повлекло за собой появление приказа № 11 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства при реализации приоритетных национальных проектов». Приказ возлагает на прокуроров субъектов Российской Федерации и приравненных к ним прокуроров специализированных прокуратур обязанность ежеквартально, до 20 числа последнего месяца квартала, представлять в Главное управление, управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах докладные записки о состоянии законности и практике прокурорского надзора в сфере реализации приоритетных национальных проектов.

В информации необходимо отражать деятельность прокуроров по предъявлению в суды исков и заявлений в защиту прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в сфере реализации приоритетных национальных проектов, по возбуждению и расследованию уголовных дел о преступлениях, совершаемых в данной сфере, и участию прокуроров в рассмотрении этих дел в судах, а также по внесению жалоб и представлений на незаконные судебные постановления.

Список литературы

1. Паламарчук А. Надзор за исполнением законов в сфере здравоохранения// [электронный ресурс]. URL: http://justicemaker.ru/view-

artide.php?art=299&id=17.

2. Раксина А. Дело не в цифрах // Новые Известия [электронный ресурс]. URL: http://www.newizv.ru/economics/2013-09-10/188655-delo-ne-v-cifrah.html.

3. О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом: указ Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. № 637 // Рос. газета. - 2006, 28 июня.

4. Об утверждении концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года: указ Президента Российской Федерации № 1351 от 09.10.2007 г. // СЗ РФ. - 2007. - № 42. - Ст. 5009.

248

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.