СУДЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР
УДК 347.963
Т. М. Авдонина
К вопросу о прокурорском надзоре в сфере реализации приоритетных национальных проектов
На протяжении последних десяти лет наше государство борется за повышение рождаемости и снижение смертности. В связи с этим принимается большое количество нормативных актов, в государственных органах появляются новые направления по надзору и контролю за реализацией демографической политики в целом и национальных проектов в частности. Большую роль в решении этих вопросов играют органы прокуратуры.
Over the last ten years our state fights for increase of birth rate and decrease in mortality. In this regard a large number of regulations is accepted, in government bodies there are new directions on supervision and control of realization of demographic policy as a whole and national projects in particular. Here play bodies of prosecutor's office large role.
Ключевые слова: демографическая политика, приоритетные национальные проекты, прокурорский надзор.
Key words: demographic policy, priority national projects, public prosecutor's supervision.
На протяжении последних десяти лет Россия усиленно боролась за повышение рождаемости и снижение смертности. Статистические данные, увы, свидетельствовали об обратном. И вот, наконец, положительные результаты (табл. 1). За 2012 и половину 2013 г. рождаемость превысила смертность.
© Авдонина Т. М., 2014
243
Демографические показатели в 2012-13 гг.
Таблица 1
Родившихся, чел При- рост, сни- жение, чел. 2013 г. в % к 2012 г. Умерших, чел. При- рост, сни- жение, чел. 2013 г. в % к 2012 г. Естественный прирост, убыль (-), чел.
2013 2012 2013 2012 2013 2012
142973 150544 -7571 95 148581 158551 -9970 93,7 -5608 -8007
Немаловажную роль в достигнутых результатах сыграло законодательство, направленное на решение проблемы депопуляции населения России. Тенденцию плановости развития демографического законодательства подтверждают многие нормативные акты, предполагающие долгосрочную перспективу, с указанием преследуемых целей и задач. В рамках данной проблемы были разработаны федеральные целевые программы такие как: «Жилье» (30 ноября 2012 г. Правительство РФ утвердило государственную программу «Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан Российской Федерации на 2013-2020 годы»). Прямо новая программа и национальный проект не взаимосвязаны.
В своем послании Федеральному собранию в 2012 г. президент Путин заявил: «На первом этапе реализации нацпроекта “Жильё” удалось создать условия для развития ипотеки. Объём ипотечных кредитов растёт в последние два года по 40-50 процентов в год. Это хороший показатель, но ... ипотекой пользуются в основном люди с доходами выше среднего. Остальным гражданам она пока не по карману. Поэтому сейчас, на новом этапе, надо перейти к решению жилищного вопроса для более широких категорий граждан: молодых семей, специалистов социальной сферы, врачей, учителей, учёных, инженеров, принять меры по увеличению ввода доступного жилья эконом-класса, а также значительно расширить возможности аренды жилья».
Актуальность проблемы народонаселения объективирует за собой возникновение проекта «Здоровье», к целям которого относят: 1) укрепление здоровья граждан, 2) повышение доступности и качества медицинской помощи, 3) развитие первичной медицинской помощи,
4) возрождение профилактического направления в здравоохранении,
5) обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью.
К сожалению, генеральная прокуратура и прокуратуры на местах регулярно рапортуют о многочисленных нарушениях, связанных с реализа-
* РОССТАТ: http://www.gks.ru/free_doc/2013/demo/edn02-13.htm
244
цией проекта. Наиболее распространенные: несвоевременная оплата труда медработников, простой оборудования, неправомерное расходование бюджетных средств. В 2009-2010 гг. Счётная палата РФ в ходе аудиторской проверки Минздравсоцразвития выявила нарушения при строительстве федеральных центров высоких медицинских технологий, финансирование которых осуществлялось в рамках реализации нацпроекта1.
Немаловажным шагом в реализации демографической политики в части «правильной миграции» стала Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом1 2. Программа направлена на переселение людей, оказавшихся после распада СССР за пределами РФ и желающих переселиться в Россию.
14 сентября 2012 г. президентом Путиным был подписан указ с новой редакцией программы, в частности, она стала бессрочной. Указ президента «Об утверждении демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года»3 устанавливает конкретные меры, направленные на повышение рождаемости; возрождение института семьи и здорового образа жизни; создание правильного притока мигрантов и возвращение наших соотечественников из-за рубежа; снижение смертности и т. д. Концепция предполагает три этапа. Сейчас наше государство находится на втором (2011-2015 годы). Основной акцент сделан на здоровом образе жизни, реализации специальных мер по содействию занятости женщин, имеющих детей, проведении мероприятий по профилактике и своевременному выявлению профессиональных заболеваний, осуществлении программы поэтапного сокращения рабочих мест с вредными или опасными для репродуктивного здоровья населения условиями труда4.
В целях наиболее успешного претворения в жизнь вышеуказанных актов на федеральном уровне и уровне субъектов Федерации принимаются дополнительные нормативные акты. В государственных органах появляются новые направления по надзору и контролю за реализацией демографической политики в целом и национальных проектов в частности. Большую роль здесь играют органы прокуратуры. Прокурорам необходимо сконцентрировать усилия на обеспечении верховенства закона и соблюде-
1 Раксина А. Дело не в цифрах // Нов. Известия. 10.09.2013.
2 О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом: указ Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г., Москва № 637 // Рос. газета. 28 июня. 2006.
3 См.: Об утверждении концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года: указ президента Российской Федерации № 1351 от 09.10.2007 г. // СЗ РФ. 2007. № 42. Ст. 5009.
4 утв. Указом Президента РФ от 9 октября 2007 г. № 1351.
245
ния прав и свобод граждан в этой сфере, с учетом имеющейся практики более эффективно использовать все предоставленные Законом о прокуратуре полномочия. Как верно отмечает А. Паламарчук, повышенного внимания прокуроров заслуживает проблема нецелевого использования денежных средств, выделенных в рамках национальных проектов, ответственность за которое предусмотрена ст. 15.14 КоАП.
В частности, прокуроры Приморья проверили соблюдение медицинскими учреждениями законодательства о лицензировании при использовании источников ионизирующего излучения и в работе фельдшерскоакушерских пунктов. По результатам проверки прокурорами внесено 101 представление, объявлено 40 предостережений, возбуждено 116 производств об административных правонарушениях5.
Старорусской межрайонной прокуратурой была проведена проверка соблюдения законодательства в сфере реализации приоритетного национального проекта «Здоровье», в части исполнения работодателями обязанности организации прохождения диспансеризации муниципальных служащих. Следует отметить, что несвоевременное исполнение данной нормы влечет за собой отсутствие возможности выявления заболеваний, препятствующих прохождению муниципальной службы, нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, реализация интересов которых связана с надлежащим исполнением должностными лицами своих обязанностей. По данному факту заместителем Старорусского межрайонного прокурора в суд предъявлены 8 исковых заявлений6.
Прокурорами в Республике Адыгея и Астраханской области в рамках надзора за законностью при осуществлении мероприятий приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» вскрыты факты хищения средств, выделенных на обеспечение жильем молодых семей и предназначенных для реализации в качестве материнского капитала.
В Смоленской области произошел совсем вопиющий случай: в ходе прокурорской проверки было выявлено, что должностные лица больницы, желая завысить показатели своей работы по проведению диспансеризации определенных групп взрослого населения, внесли в медицинскую документацию заведомо ложные сведения о ее прохождении 11 гражданами. При этом все указанные фамилии принадлежали умершим людям. По ре-
5 prim.regnum.ru/news/868753.html
6 URL:http://procnov.ru/news/2561
246
зультатам проведенной проверки СУ СК России по области возбудило уголовное дело по ч. 1 ст. 292 УК РФ «Служебный подлог»7.
По сей день актуальна проблема по использованию родовых сертификатов и средств, выделенных на услуги по оказанию медицинской помощи женщинам в период беременности и наблюдению ребенка в течение первого года жизни. В частности, учреждения допускают нарушения закона сроков их выдачи, учета, заполнения, хранения. Каждый сигнал о таком нарушении требует проведения проверки, а в случае его подтверждения -своевременного принятия мер прокурорского реагирования8.
Обращаясь к материалам проверок исполнения законодательства в сфере реализации ПНП (табл. 2), мы систематизируем часто встречающиеся нарушения, опосредованно препятствующие росту народонаселения.
Таблица 2
Мероприятия и выявленные нарушения в сфере реализации приоритетных национальных проектов (ПНП)*
Состояние законности в сфере реализации ПНП в 2013 г.
Выявлено нарушений закона 171529
Принесено протестов 6476
Внесено представлений 28723
К дисциплинарной ответственности привлечено лиц 25168
По инициативе прокурора привлечено лиц к административной ответственности 4422
Предостережено лиц о недопустимости нарушения закона 2442
Направлено материалов для решения вопроса об уголовном преследовании в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ 1248
Возбуждено уголовных дел 846
Направлено исков, заявлений в суд 40518
На сумму (тыс. р.) 372455
Удовлетворено исков и прекращено дел ввиду добровольного удовлетворения требований прокурора 36643
На сумму (тыс. р.) 221656
7 URL:http://www.smolprok.ru
8 См.: Паламарчук А. Надзор за исполнением законов в сфере здравоохранения // http://justicemaker.ru/view-artide.php?art=299&id=17
* URL:http://genproc.gov.ru/stat/data/80780/
247
При реализации ПНП:
• издание на уровне субъектов правовых актов, противоречащих требованиям национальных проектов;
• ненадлежащее исполнение требований проекта, что ведет к отсутствию положительной динамики его реализации;
• нецелевое использование бюджетных средств.
В 2007 г. Генеральная прокуратура выделила данное направление деятельности в качестве приоритетного, что повлекло за собой появление приказа № 11 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства при реализации приоритетных национальных проектов». Приказ возлагает на прокуроров субъектов Российской Федерации и приравненных к ним прокуроров специализированных прокуратур обязанность ежеквартально, до 20 числа последнего месяца квартала, представлять в Главное управление, управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах докладные записки о состоянии законности и практике прокурорского надзора в сфере реализации приоритетных национальных проектов.
В информации необходимо отражать деятельность прокуроров по предъявлению в суды исков и заявлений в защиту прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в сфере реализации приоритетных национальных проектов, по возбуждению и расследованию уголовных дел о преступлениях, совершаемых в данной сфере, и участию прокуроров в рассмотрении этих дел в судах, а также по внесению жалоб и представлений на незаконные судебные постановления.
Список литературы
1. Паламарчук А. Надзор за исполнением законов в сфере здравоохранения// [электронный ресурс]. URL: http://justicemaker.ru/view-
artide.php?art=299&id=17.
2. Раксина А. Дело не в цифрах // Новые Известия [электронный ресурс]. URL: http://www.newizv.ru/economics/2013-09-10/188655-delo-ne-v-cifrah.html.
3. О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом: указ Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. № 637 // Рос. газета. - 2006, 28 июня.
4. Об утверждении концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года: указ Президента Российской Федерации № 1351 от 09.10.2007 г. // СЗ РФ. - 2007. - № 42. - Ст. 5009.
248