Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ТУРИЗМ И ИНДУСТРИЯ ГОСТЕПРИИМСТВА» В РЕГИОНЕ'

РЕАЛИЗАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ТУРИЗМ И ИНДУСТРИЯ ГОСТЕПРИИМСТВА» В РЕГИОНЕ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
46
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
индустрия туризма / национальный проект / государственная поддержка / регион / бренд / государственная программа / оценка / tourism industry / national project / state support / region / brand / state program / evaluation

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Шигильчева Светлана Анатольевна, Задорова Татьяна Витальевна

В статье дается оценка развития туристской отрасли и реализации национального проекта в сфере туризма в Чувашской Республике. В ходе исследования использовались различные методы: обобщение, сравнение, системный подход, графический. Оценка эффективности реализации национального проекта в сфере туризма в регионе выявила определённые проблемы. Во-первых, наличие заниженных показателей индикаторов эффективности программы развития туристской отрасли, во-вторых, недовыполнение плановых значений по количеству объектов, услуг и сервисов туринфраструктуры Чувашской Республики, представленной на республиканском туристическом портале. По мнению авторов, главными мероприятиями в рамках реализации национального проекта в Чувашии должна стать цифровизация индустрии туризма и запуск туристического портала с набором виртуальных сервисов. Опережающее развитие индустрии туризма в Чувашской Республике стоит за такими направлениями, как медицинский, круизный и событийный туризм. В целях заполнения коллективных средств размещения требуется активизация событийного туризма как средства привлечения туристских потоков. Для Чувашии как региона с низкими доходами населения актуально развитие социального туризма. Кроме того, в целях повышения качества туристских услуг необходимо привлечь в эту сферу отраслевых туроператоров, увеличить подготовку гидов-проводников, экскурсоводов-предметников и персонала сферы сервиса и обслуживания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Шигильчева Светлана Анатольевна, Задорова Татьяна Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF THE NATIONAL PROJECT "TOURISM AND HOSPITALITY INDUSTRY" IN THE REGION

The article assesses the development of the tourism industry and the implementation of the national project in the field of tourism in the Chuvash Republic. Various methods were used in the course of the study: generalization, comparison, systematic approach, graphic method. The evaluation of the effectiveness of the implementation of the national project in the field of tourism in the region revealed certain problems. Firstly, the presence of underestimated indicators of the effectiveness of the tourism industry development program, and secondly, the underfulfillment of planned values for the number of facilities and services of the tourism infrastructure of the Chuvash Republic, presented on the republican tourism portal. According to the authors, the main events within the framework of the implementation of the national project in Chuvashia should be the digitalization of the tourism industry and the launch of a tourist portal with a set of virtual services. The advanced development of the tourism industry in the Chuvash Republic is behind such areas as medical, cruise and event tourism. In order to fill the collective accommodation facilities, it is necessary to activate event tourism as a means of attracting tourist flows. For Chuvashia as a region with low incomes of the population, the development of social tourism is relevant. In addition, in order to improve the quality of tourist services, it is necessary to attract industry tour operators to this area, increase the training of guides, ciceroni and service personnel.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ТУРИЗМ И ИНДУСТРИЯ ГОСТЕПРИИМСТВА» В РЕГИОНЕ»

УДК 338.48(045)

С.А. Шигильчева, Т.В. Задорова

РЕАЛИЗАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА

«ТУРИЗМ И ИНДУСТРИЯ ГОСТЕПРИИМСТВА» В РЕГИОНЕ

В статье дается оценка развития туристской отрасли и реализации национального проекта в сфере туризма в Чувашской Республике. В ходе исследования использовались различные методы: обобщение, сравнение, системный подход, графический. Оценка эффективности реализации национального проекта в сфере туризма в регионе выявила определённые проблемы. Во-первых, наличие заниженных показателей индикаторов эффективности программы развития туристской отрасли, во-вторых, недовыполнение плановых значений по количеству объектов, услуг и сервисов туринфраструктуры Чувашской Республики, представленной на республиканском туристическом портале. По мнению авторов, главными мероприятиями в рамках реализации национального проекта в Чувашии должна стать цифровизация индустрии туризма и запуск туристического портала с набором виртуальных сервисов. Опережающее развитие индустрии туризма в Чувашской Республике стоит за такими направлениями, как медицинский, круизный и событийный туризм. В целях заполнения коллективных средств размещения требуется активизация событийного туризма как средства привлечения туристских потоков. Для Чувашии как региона с низкими доходами населения актуально развитие социального туризма. Кроме того, в целях повышения качества туристских услуг необходимо привлечь в эту сферу отраслевых туроператоров, увеличить подготовку гидов-проводников, экскурсоводов-предметников и персонала сферы сервиса и обслуживания.

Ключевые слова: индустрия туризма, национальный проект, государственная поддержка, регион, бренд, государственная программа, оценка

DOI: 10.35634/2412-9593-2024-34-3-487-493

Значительное влияние на результаты социально-экономического развития региона оказывает рациональное использование территориальных преимуществ, в том числе индустрии туризма. Туризм - это уникальная отрасль, обладающая большим мультипликативным эффектом, так как в создании туристского продукта участвуют более пятидесяти сфер народного хозяйства.

Как известно, пандемия коронавируса нанесла огромный удар по экономике, особенно малому и среднему бизнесу. За 2019-2020 гг. количество предприятий малого и среднего бизнеса в России сократилось на 5,9 % [1]. Вместе с тем для этого сектора экономики появились и новые возможности. Отсутствие доступа для выезда за границу привело к тому, что россияне начали осваивать свою страну. В условиях пандемии и закрытия границ существенное внимание стало уделяться активизации внутреннего туризма в России.

Несмотря на развитие внутреннего, въездного и социального туризма, в России пока преобладает рынок выездного туризма. В этом плане регионы, расположенные в Центральной России, развиты хорошо и имеют стабильный туристский поток. В других регионах ситуация хуже, имеется множество проблем, мешающих становлению этих территорий туристскими. Исследования показывают, что в 2022 г. 75 % реализованных туров в России пришлось на пять регионов, в том числе Краснодарский край (44 %), г. Санкт-Петербург (12 %), Кавминводы (9 %), г. Москва (6 %) и Подмосковье (5,5 %) [2]. Главными нерешенными проблемами в регионах остаются медленное развитие инфраструктуры и некачественные услуги.

В 2020 г. Президент России Владимир Путин подписал указ «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 г.», в рамках которого проблема развития внутреннего туризма вошла в национальные цели развития Российской Федерации. В 2021 г. был утвержден национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства». Сроки реализации проекта - с 01.01.2021 г. по 31.12.2024 г. Его цель - привлечение в отрасль инвесторов и повышение уровня инфраструктуры. В рамках нацпроекта регионы получили возможность (прежде всего финансовую поддержку) на разработку собственной туристической концепции. На развитие туринфраструктуры за 2021-2024 гг. из федерального бюджета будет выделено 156,3 млрд руб.; на повышение доступности туристских продуктов - 61,4 млрд руб., на совершенствование управления в сфере туризма - 4,5 млрд руб. Благодаря реализации нацпроекта в регионах будут создаваться туристические «магниты» в

2024. Т. 34, вып. 3 ЭКОНОМИКА И ПРАВО

форме парков развлечений, этно-парков, национальных брендовых туристских маршрутов, событийных мероприятий федерального и регионального масштабов. Задачи нацпроекта решают вопросы развития туринфраструктуры для активного туризма и комфортного отдыха на природе; реконструкции действующих и строительства новых гостиничных и санаторно-курортных объектов. Будут развиваться направления агротуризма и промышленного туризма. Важным инструментом продвижения туристических направлений в регионах станет цифровизация отрасли.

Понимая важность этого направления развития, Кабинет Министров Чувашской Республики в рамках нацпроекта утвердил Концепцию развития туризма до 2030 г., а с 2022 по 2030 гг. начал реа-лизовывать государственную программу Чувашской Республики «Развитие туризма и индустрии гостеприимства».

В Законе Чувашской Республики «О туризме» отмечается, что туристская деятельность в регионе является одной из приоритетных отраслей экономики [3]. Качественным показателем туристской привлекательности региона является туристский поток, который по числу поездок за 2022 г. в Чувашской Республике составил 725,9 тыс. единиц. При этом количество коллективных средств размещения сократилось на 9,3 % и составило 147 единиц (рис. 1). Однако возросла их качественная составляющая, так как количество гостиниц, прошедших классификацию, увеличилось в регионе с 40 до 74 единиц.

180 160 140 120

162

158

2019

154

2020 2021 Количество коллективных средств размещения

147

2022

Рис. 1. Динамика количества коллективных средств размещения в Чувашской Республике

в 2019-2022 гг.

Наиболее часто в Чувашскую Республику приезжают из г. Москва, Московской области, г. Санкт-Петербург, Нижегородской области, Ульяновской области, Республики Марий Эл.

Вместе с рассмотренным выше показателем о развитии туриндустрии в регионе свидетельствует ее вклад в ВРП. За 2021 г. доля валовой добавленной стоимости туристской индустрии в ВРП Чувашии составила 2,7 %. В целом, вклад индустрии туризма в экономику региона находится на общероссийском уровне и превышает средний показатель по Приволжскому федеральному округу (рис. 2). Самый высокий вклад туризма в ВРП регионов России у республик Крым (9,2 %), Дагестан (6,2 %) и Алтай (6,4 %).

4 3 2 1 0

2019 2020 2021

Чувашская Республика ■ Приволжский федеральный округ ■ Российская Федерация

Рис. 2. Динамика доли валовой добавленной стоимости туристской индустрии в ВРП Чувашской Республики, Приволжского федерального округа и Российской Федерации

в 2019-2021 гг., %

Журнал «Отдых в России» совместно с Центром информационных коммуникаций «Рейтинг» провел восьмое ежегодное исследование по развитию внутреннего и въездного туризма. В 2022 г. Чувашская Республика заняла 42 место, в 2021 г. была на 48, что указывает на рост туристской привлекательности региона. Чувашия входит в «серебряную» группу рейтинга с названием «Крепкие профи».

Исследование туристской привлекательности Чувашии показало, что туристский потенциал региона складывается из 16 видов туризма [4], которые поделены на традиционные и новые (перспективные) (рис. 3).

В[[ды туризма

Традиционные

I

Сельский (агротуризм) Экологический Культу рно-познав ягельный

Этнический Лечебно-оздоровительный Круизный Спортивный Паломнический Социальный Детский

~~I

Перспективные

I

Про мышленный Событийный

Деловой Медицинский Образовательный Гастрономический

Рис. 3. Традиционные и перспективные виды туризма, формирующие туристский поток

в Чувашской Республике

Мировой и отечественный опыты показывают, что применение концепции кластерного подхода в сфере туризма обеспечивает максимальный мультипликативный эффект на экономику региона. Растут не только потоки внутреннего и въездного туризма, доходность хозяйствующих субъектов в туристской отрасли, но и наблюдается синергетический эффект развития смежных отраслей экономики территории. Особая роль в реализации кластерной политики принадлежит региональным органам, поскольку при формировании кластера необходим дифференцированный подход, предполагающий учет специфических особенностей каждого региона [5]. Развитие кластеров в регионах России в современных условиях рассматривается как инструмент повышения конкурентоспособности экономики. Чувашия реализовывала крупный инвестиционный проект в 2013-2020 гг. - туристско-рекреационный кластер «Этническая Чувашия», а с 2019 г. по настоящее время создается туристский кластер «Чувашия - сердце Волги» [6].

Благодаря реализации Концепции развития туризма Чувашии до 2030 г. ожидается:

- укрепление позиций Чувашии в Национальном туристическом рейтинге с 51 места до вхождения в ТОП-20 к 2030 г. По итогам 2022 г. Чувашская Республика уже занимает 42 место, продвинувшись с 2019 г. на 9 пунктов;

- рост количества туристов в 10 раз до 3 млн человек. По итогам 2022 г. - 342,7 тыс. человек;

- увеличение доли индустрии туризма в ВРП Чувашии до 3 % к 2030 г. В 2021 г. эта доля составила 2,6 %;

- создание новых рабочих мест. К 2030 г. в сфере туризма будет трудоустроено порядка 24 тыс. сотрудников. По итогам 2022 г. - 3894 чел.;

- возрастет активность участия субъектов туриндустрии в республиканских и федеральных конкурсах - до 160 единиц;

- к 2030 г. 4 гостиницы смогут провести реконструкцию с помощью государственной поддержки в форме льготного кредитования;

- к 2030 г. будет аттестовано порядка 100 экскурсоводов. В 2022 г. уже проведена одна аттестация экскурсоводов (гидов) и гидов-переводчиков, аттестовано 26 экскурсоводов Чувашской Республики.

Финансовым обеспечением реализации Концепции с 2022 по 2030 гг. в Чувашии выступает государственная программа «Развитие туризма и индустрии гостеприимства» [7]. Оценка реализации госпрограммы по итогам 2022 г. показала существенное превышение значений отдельных показателей даже к ожидаемым в 2030 г., что указывает на неэффективное прогнозирование в части разработ-

ки госпрограммы (рис. 4). В целом, в госпрограмме заложены относительно низкие темпы роста показателей индустрии туризма относительно 2022 г. за исключением объема потока туристов.

2000 1000 0

3000 2000 1000 0

Объем туристских услуг, оказанных туристскими организациями в Чувашской Республике в 2022 г., в млн руб.

845

план 2022 г.

1193

факт 2022 г.

855

план 2023 г.

935

план 2030 г.

Объем платных услуг, оказанных коллективными средствами размещения в Чувашской Республике в 2022 г., в млн руб.

2150

1350

план 2022 г.

факт 2022 г.

1360

план 2023 г.

1430

план 2030 г.

Удовлетворенность граждан качеством туристских услуг и сервисов, реализованных посредством цифровой платформы в 2022 г., в баллах

4,6

3,2

план 2022 г.

3,5

факт 2022 г.

план 2023 г.

4

план 2030 г.

Рис. 4. Оценка реализации госпрограммы Чувашской Республики «Развитие туризма и индустрии

гостеприимства» в 2022 г.

При этом наблюдается недовыполнение плана по количеству объектов, услуг и сервисов ту-ринфраструктуры Чувашии, представленной на республиканском туристическом портале в 2022 г., в то время как цифровые технологии крайне важны для туристов при выборе направления путешествия (рис. 5).

Количество объектов, услуг и сервисов туристской инфраструктуры Чувашской Республики, представленной на республиканском туристическом портале в 2022 г., единиц

150 -118 119 126

план 2022 г. факт 2022 г. план 2023 г. план 2030 г.

Рис. 5. Оценка реализации госпрограммы Чувашской Республики «Развитие туризма и индустрии

гостеприимства» в 2022 г.

На основе проведенного исследования определены ключевые барьеры развития индустрии туризма в Чувашии:

- Соседство с регионами, которые занимают более сильные позиции в рейтинге туристской привлекательности регионов России: Чувашия - 42 место, Нижегородская область - 6 место и Республика Татарстан - 9 место;

- Маркетинг региона и система продвижения турпродукта развиты недостаточно, что выражается в отсутствии информированности туристов о туристских возможностях Чувашии;

- В источниках финансирования инвестиционных проектов в сфере индустрии туризма % приходится на частные инвестиции. В регионах крупным инвесторам туризм, как правило, не интересен из-за низкой платежеспособности населения и длительных сроков окупаемости. Поэтому развитие туристской отрасли напрямую зависит от создания в регионе благоприятного инвестиционного климата;

- Недозагруженность основных средств размещения: количество имеющегося в Чувашии номерного фонда позволяет увеличить количество принимаемых гостей в два раза. Согласно рейтингу российских регионов по загрузке (заполняемости) санаторно-курортных учреждений за 2022 г. портала бронирования Санатории-России.рф, Республика Чувашия входит в топ-5 мест в Приволжском федеральном округе по заполняемости санаториев. В состав этих регионов относятся Республика Мордовия (70 %), Башкортостан (65 %), Кировская область (59 %), Чувашия (49 %) и Удмуртия (47 %). Несмотря на увеличение спроса на санаторно-курортный отдых, только 4 человека из каждых 100 жителей страны проводят отпуск в санатории [8]. В целом по стране загрузка санаторно-курортных учреждений в 2022 г. составила 45 % [9].

Эксперты портала бронирования Санатории-России.рф оценили стоимость путевок на три дня -с 31 декабря 2022 по 2 января 2023 г. В регионах Приволжского федерального округа самыми дорогими оказались здравницы Самарской области (в среднем 13,6 тыс. рублей), Чувашии (14,85 тыс.) и Башкирии (15,7 тыс.). Стоимость включает проживание, питание и лечебные процедуры. Самый доступный новогодний трехдневный отдых предлагали санатории Мордовии (7,86 тыс. рублей), Пензенской (7,73 тыс.) и Саратовской (7,7 тыс.) областей. Следовательно, путевки в санатории Чувашской Республики признаны одними из самых дорогих в Приволжье по данным 2022 г.

- Наблюдается несоответствие экспозиций музеев современным требованиям, слабое техническое оснащение музеев информационным и технологическим оборудованием, недостаточная их включенность в туристско-экскурсионные маршруты, разработки интерактивных и анимационных программ;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Отсутствие квалифицированных кадров для бизнеса. В республике востребован персонал в гостиницах, крайне необходимы молодые и знающие экскурсоводы. Общее количество имеющихся вакансий на сегодня - 62 единицы.

В целях устойчивого развития туристского потенциала Чувашской Республики рекомендуются следующие мероприятия:

1. Цифровизация индустрии туризма, которая позволит проанализировать, откуда в республику приезжают гости, их расходы, эффективность вложенных инвестиций. Инновационные сервисы должны помочь оценить туристский поток в республику. Продвижению потенциала региона будет способствовать внедрение виртуальной карты;

2. Запуск туристического портала Чувашии с набором виртуальных сервисов;

3. В целях заполнения коллективных средств размещения активизации событийного туризма как средства привлечения потоков туристов на крупные культурные, спортивные, деловые мероприятия, проводимые в Чувашской Республике: национальные фестивали и праздники, театрализованные шоу, фестивали (кино и театра, гастрономические, музыкальные), выставки, модные показы, аукционы, спортивные и технические салоны.

4. Развивать речной и круизный туризм за счет:

- создания причальной инфраструктуры в населенных пунктах г. Мариинский Посад, г. Козловка;

- комплексной реконструкции ГЭС в части замены гидросилового оборудования для обеспечения нормальной работы ГЭС на отметке 63 м для увеличения пропускной способности для передвижения туристских маршрутов;

- строительство объектов инженерной защиты в районе г. Чебоксары, Ядринского района; реконструкция шлюза и замена ворот Чебоксарского шлюза;

- реконструкция инженерной инфраструктуры Чебоксарского речного порта для организации пространства гостеприимства с продуктовым рынком, фудкортом и информационно-демонстрационным залом, а также заправочной инфраструктуры;

- расчистка участков русла реки Суры;

- строительство Чебоксарской канатной / струнной дороги через Волгу.

Дополнительно для успешного развития речных перевозок необходима государственная поддержка на оборудование плавучей заправочной станции для судов в акватории г. Чебоксары.

5. Социальный туризм - разработка маршрутов на льготных условиях для различных групп населения Чувашии как региона с низкими доходами населения (дети, студенты, пенсионеры);

6. Стимулировать внедрение инновационных технологий в сфере туризма.

7. Развитие медицинского туризма. Для усиления позиций медицинского туризма в Чувашии необходимо организовать на основе кластерного подхода эффективное взаимодействие сфер туризма (туроператоры, гостиницы, трансферт, развлечения) и здравоохранения (медицинские центры, санаторно-курортные комплексы), результатом которого должны стать привлекательные туристские маршруты в сфере здравоохранения, а именно, выработанные стандартные пакеты медико-туристских услуг. Следовательно, органам власти Чувашской Республики рекомендуется:

- стимулировать расширение оказываемых видов специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи;

- презентовать популярные профили, такие как онкология, кардиология, офтальмология, травматология, ортопедия и стоматология;

- создать информационный ресурс, с помощью которого заинтересованные лица могут быстро вступить в контакт с лечебным учреждением.

8. Использовать потенциал промышленного туризма. В настоящее время отдельные предприятия региона оказывают экскурсионные услуги, преимущественно для школьников, проводя экскурсии по своим производствам.

9. В Чувашии необходимо привлечь отраслевых туроператоров, увеличить подготовку гидов-проводников, экскурсоводов-предметников и персонала сферы сервиса и обслуживания.

10. Продвижение бренда Чувашии. Эксперты из туриндустрии Чувашии с сожалением отмечают, что, когда в г. Чебоксары огромные потоки туристов, в театрах - отпуск. В связи с этим нами рекомендуется разработать театральное представление «Открой для себя Чувашию» как визитную карточку республики, которое должно проходить минимум один раз неделю для гостей республики. Программа может включать дегустацию национальной кухни и напитков. Туристы познакомятся с языком, вышивкой, знаменитыми людьми региона, увидят национальные костюмы, поучаствуют в мастер-классе по чувашскому танцу, получат памятные сувениры и буклеты с туристскими маршрутами.

В заключение отметим, что на наш взгляд опережающие развитие индустрии туризма в регионе стоит за такими направлениями, как медицинский, круизный и событийный туризм. Органы государственной власти Чувашской Республики успешно синхронизируют проекты федеральных целевых программ для развития региона. В последние годы приняты разные меры по повышению туристского потенциала республики. Эффективность реализации государственной политики в области туризма в Чувашии подтверждается ежегодным ростом внутреннего туристского потока (в том числе речным транспортом), ростом доходов индустрии туризма, увеличением площади номерного фонда и числа мест коллективных средств размещения.

В условиях геополитической напряженности в стране возрастает спрос на внутренний туризм, а между регионами России растет конкуренция за поток туристов и их инвестиции в экономику территории. Благодаря реализации национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» Чувашия получает возможность раскрыть внутренний потенциал региона, развивать туринфраструктуру и увеличить поток туристов, сохранив свою самобытность и идентичность, «изюминку» своей культуры.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Шигильчева С.А., Задорова Т.В., Христофорова А.В. Меры государственной поддержки малого бизнеса в 2020-2021 годах // Вестник Чебоксарского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. 2021. № 4(27). С. 17-29.

2. Национальный туристический рейтинг - 2022. URL: https://russia-rating.ru/info/21283.html (дата обращения: 25.08.2023)

3. О туризме: Закон Чувашской Республики от 13 октября 1997 г. № 16. URL: https://docs.cntd.ru/document/ 804959266 (дата обращения: 25.08.2023)

4. Концепция развития туризма в Чувашской Республике до 2030 года: распоряжение Кабинета Министров Чувашской Республики от 22 июля 2021 г. № 619-Р. URL: https://www.cap.ru/doc/laws/2021/07/22/disposal-619-r/ (дата обращения: 25.08.2023)

5. Погодина Т.В., Задорова Т.В. Оценка конкурентоспособности и направлений кластеризации экономики регионов Приволжского федерального округа // Регионология. 2009. № 1(66). С. 63-70.

6. Туристов обещают погрузить в «рунический контент». URL: https://www.tourdom.ru/news/turistov-obeshchayut-pogmzit-v-mnicheskiy-kontenthtml (дата обращения: 25.08.2023)

7. О государственной программе Чувашской Республики «Развитие туризма и индустрии гостеприимства»: постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 22 декабря 2021 г. № 695. URL: https://docs.cntd.ru/document/578047148 (дата обращения: 25.08.2023)

8. В России назвали популярные регионы для отдыха в санаториях. URL: https://www.magcity74.ru/news/76687-vrossii-mzvaU-populjamye-regiony-dlja-otdyha-vsanatorijah.html?yschd=lmdjpt7ers5028588 (дата обращения: 25.08.2023).

9. Рейтинг регионов России - загрузка санаторно-курортных учреждений в 2022 году. URL: https://санатории-россии.рф/блог/итоги-2022-года-по-средней-загрузке-санаториев-россии—рейтинг-регионов?ysclid= lmdij0awch804682612 (дата обращения: 25.08.2023)

10. Федеральная служба государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/turizm (дата обращения: 25.08.2023)

Поступила в редакцию 29.09.2023

Шигильчева Светлана Анатольевна,кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой экономики и менеджмента E-mail: [email protected]

Задорова Татьяна Витальевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента E-mail: [email protected]

Чебоксарский филиал ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» 428034, Россия, г. Чебоксары, пр. Максима Горького, 5

S.A. Shigilcheva, T.V. Zadorova

IMPLEMENTATION OF THE NATIONAL PROJECT "TOURISM AND HOSPITALITY INDUSTRY" IN THE REGION

DOI: 10.35634/2412-9593-2024-34-3-487-493

The article assesses the development of the tourism industry and the implementation of the national project in the field of tourism in the Chuvash Republic. Various methods were used in the course of the study: generalization, comparison, systematic approach, graphic method. The evaluation of the effectiveness of the implementation of the national project in the field of tourism in the region revealed certain problems. Firstly, the presence of underestimated indicators of the effectiveness of the tourism industry development program, and secondly, the underfulfillment of planned values for the number of facilities and services of the tourism infrastructure of the Chuvash Republic, presented on the republican tourism portal. According to the authors, the main events within the framework of the implementation of the national project in Chuvashia should be the digitalization of the tourism industry and the launch of a tourist portal with a set of virtual services. The advanced development of the tourism industry in the Chuvash Republic is behind such areas as medical, cruise and event tourism. In order to fill the collective accommodation facilities, it is necessary to activate event tourism as a means of attracting tourist flows. For Chuvashia as a region with low incomes of the population, the development of social tourism is relevant. In addition, in order to improve the quality of tourist services, it is necessary to attract industry tour operators to this area, increase the training of guides, ciceroni and service personnel.

Keywords: tourism industry, national project, state support, region, brand, state program, evaluation.

Received 29.09.2023

Shigilcheva S.A., Candidate of Economics, Associate Professor, Head of the Department of Economics and Management E-mail: [email protected]

Zadorova T.V., Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of Economics and Management E-mail: [email protected]

Cheboksary branch of The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration Maxim Gorky Ave, 5, Cheboksary, Russia, 428034

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.