УДК 332.14
РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ТУРИЗМЕ НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Шайдуллина А.И.
Магистрант Высшей школы туризма и гостеприимства
ФГБОУ ВО «Российский государственный университет туризма и сервиса»
г. Москва, Российская Федерация
Научный руководитель:
Ухина Т.В.
Каед.экон.наук, доцент Высшей школы туризма и гостеприимства ФГБОУ ВО «Российский государственный университет туризма и сервиса» г. Москва, Российская Федерация [email protected]
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы формирования инновационной стратегии развития предприятия туристской индустрии, а также влияние туристско-инновационного потенциала республики на развитие индустрии туризма и экономики региона в целом. Описывается заинтересованность в создании центра притяжения инновационной индустрии туризма в Республике Татарстан путем привлечения инновационных информационных площадок для реализации перспективных проектов в сфере туристического бизнеса.
Ключевые слова: инновационные технологии, инновационная деятельность индустрии туризма, инновационная активность в туристической деятельности в Республике Татарстан, туристско-инновационный потенциал, внедрение инноваций в индустрии туризма.
Востребованность выбранной темы, обусловлена возрастающим интересом к индустрии туризма, так по прогнозам программы «Видения Туризма 2020», составленным ВТО, международные прибытия к 2020 году достигнут отметки примерно в 1,6 млрд., из чего можно сделать вывод об активном развитии индустрии туризма. В свою очередь внимание к отрасли, порождает и интенсификацию ее развития в этих условиях игроки туристического рынка делают все возможное, чтобы удержать клиента. Таким образом, способность компании к непрерывному совершенствованию и новаторству является залогом устойчивых конкурентных преимуществ.
В целом на сегодняшний день создан существенный теоретический и методологический задел для управления инновационной деятельностью предприятий туристического бизнеса. Однако, несмотря на наличие большого количества исследований проблем экономики и стратегического управления туристическим бизнесом, в работах отечественных авторов недостаточно рассмотрены вопросы формирования инновационной стратегии развития предприятия туристской индустрии [13].
Обзор научных публикаций характеризует повышенный в настоящее время интерес к инновационным технологиям со стороны теоретиков и практиков индустрии туризма. научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА Том 15. 2021 / №1
Так, свой вклад в развитие научной мысли в области исследования инновационных технологий внесли такие видные зарубежные и российские ученые, как Ф. Никсон, Й. Шумпетер, В.П. Власов, И.Е. Фролов, Н.Д. Кондратьев и др. Теоретическими и практическими исследованиями в области внедрения инновационных технологий в туристическом бизнесе, занимались и занимаются такие российские ученые и специалисты, как Р.Р. Гареев, Каган. М.С., Кравцова Е.Н., Воронин В.П., Джанджугазова Е.А., Макарова С.Н., Скрягина Д.А. и др.
Большое внимание особенностям внедрения инновационных технологий в области продаж и маркетинга в туристическом бизнесе уделяется в работах Фатхутдинова Р.А., Корнеева Н.В., Боголюбова B.C., Быстрова, С.А., Васильева Л.В., Малеева Т.В., Масленникова К.В. и т.д.).
При этом целым рядом авторов, таких как Выкиданец О.Д., Донсковой Л.И., Швецовой М. А., Скляр Е. Н. и др., глубоко прорабатывается вопрос о существенной роли инновационного маркетинга на рынке туристических услуг и рассматривается как важнейшее направление в развитии туристского бизнеса [6].
По мнению Р.Р. Гареева, в индустрии туризма наибольшее распространение получили следующие виды инноваций:
1. Продуктовые инновации:
- разработка новых, не представленных на рынке услуг. Такими услугами в свое время стали «зеленый туризм»;
- привлечение новых видов ресурсов или создание ресурсов с заранее заданными свойствами и новой целевой функцией. Современные туристские центры представляют собой не только классические здания с главным входом: в настоящее время они могут находиться в бывших маяках, банках, больницах. Также для строительства туристских центров могут применяться новые экоматериалы;
- освоение новых сегментов туристского рынка, включая вовлечение в отрасль новых природных сред (космический туризм), территорий (Антарктида, Сибирь, пустыни и т.д.);
- создание новых туристско-рекреационных территорий. С активным развитием туризма создается все больше туристских зон, которые направлены на разные категории потребителей.
2. Технологические инновации:
- разработка новых видов материально-технического обеспечения туристического сервиса, повышающих качество услуг (спутниковое телевидение, современные системы безопасности и т.п.);
- внедрение компьютерных (информационных) технологий в системы бронирования и резервирования туров. В настоящее время широкое распространение в туристической сфере получили международные GDS-системы, позволяющие компаниям в режиме реального времени осуществлять бронирование гостиниц, авиабилетов, морских круизов, тем самым сокращая время обслуживания клиентов;
- экологизация технологий. Нестабильная экологическая ситуация в мире обязывает туристические предприятия применять в собственной работе такие технологии, которые при получении максимального качества продукции (услуг) обеспечивали бы экологическое равновесие в природе, не допуская загрязнение окружающей среды. Сегодня экопрограммы внедряются во многих туристических корпорациях;
- преобразования в сфере транспортного обслуживания нацелены на сокращение времени путешествий туристов, повышение их комфортности, и удешевление транспортных тарифов.
3. Управленческие инновации:
- новые методы реализации маркетингового цикла в туристской индустрии (применение инновационного маркетинга);
- новые методы управления персоналом с целью повышения производительности труда и эффективности производства (использование инновационного менеджмента);
- кооперация со смежными отраслями (при создании туристического продукта или предоставлении туристических услуг привлекаются смежные отрасли, дополняющие финальный вариант предложения для потребителя);
- новые формы и методы контроля над деятельностью туристского бизнеса (совершенствование законодательства в отрасли).
Фундаментальность подхода, которого придерживается Р.Р. Гареев, состоит в том, что в современном мире инновации оказывают серьезное влияние на экономическую, политическую и социальные сферы. Инновационная динамика и динамика экономики носят цикличный характер, и инновации возникают не случайно, а систематично, в период экономического застоя, а также высокой рыночной конкуренции. Инновации можно и нужно осуществлять целенаправленно, добиваясь эффективной инновационной деятельности при условии формирования национальной инновационной системы каждой конкретной страны [12].
В научных публикациях Выкиданец О.Д. полагает, что инновацию в сфере туризма можно определить, как нововведение, реализуемое на практике в виде нового или усовершенствованного продукта, процесса или способа, сделанное в итоге внедрения новейших познаний и идей для наилучшего удовлетворения потребностей клиентов
туристкой индустрии. Инновационная деятельность туристского предприятия - это деятельность по осуществлению и организации инновационного процесса, который предполагает под собой создание, освоение и распределение инноваций [3].
Главными принципами инноваций в сфере туризма являются:
1. Принцип научной новизны - при разработке инновации нужно применять новые научные знания, исследования и изучения.
2. Принцип актуальности - заключается в том, что инновация должна быть актуальной для конкретной компании, субъекта РФ или страны в целом.
3. Принцип значимости - предполагает решение принципиальных задач предприятия.
4. Принцип востребованности - инновация должна быть необходимой потребителям, соответствовать их потребностям.
5. Принцип реалистичности - инновация должна учитывать ресурсы предприятия, быть реализуемой.
6. Принцип эффективности - инновация должна принести нужный эффект после собственного внедрения. Под эффективностью понимается соотношение эффекта от инновации и издержек на нее.
7. Принцип безопасности - инновация должна быть безопасной для людей и не наносить вред окружающей среде.
Рассмотрим детально виды эффектов с внедрением инноваций:
- экономический эффект - это рост производительности труда и прибыли, снижение себестоимости услуг и т. д.;
- научно-технический эффект - это возникновение новой техники, изобретений, открытий, ноу-хау и т.д.;
- социальный эффект - усовершенствование условий и безопасности труда, наиболее совершенное удовлетворение потребностей клиентов и т.д.;
- экологический эффект - снижение ущерба окружающей среде и штрафов за нарушение экологического законодательства);
- ресурсный эффект - освобождение ресурсов компании (финансовых, материальных, трудовых и других).
В условиях высокой конкурентной борьбы, туристские предприятия прилагают максимум усилий для того чтобы предоставлять и реализовывать уникальные услуги, с целью достигнуть превосходства перед конкурентами.
Инновационные способы стимулирования сбыта в туристическом бизнесе предполагают создание новых каналов сбыта, разработка инновационных процессов и методов, позволяющих эффективно реализовывать туристические услуги.
Главные цели, которые преследуют инновации в туристском бизнесе - это способность реагирования на изменения, происходящие в отрасли, обеспечить достижения стратегических целей: во-первых, повышение эффективности, во-вторых, приобретение конкурентных преимуществ в долговременной перспективе.
Особая значимость в туристском бизнесе отводится таким нововведениям, как новейшие информационные и коммуникационные технологии. Современные достижения в области телекоммуникаций и электронного маркетинга гарантируют новые возможности для туристского бизнеса и значительно воздействуют на его модели. Информативные технологии относятся к радикальным нововведениям, которые не являются ответом на потребности рынка, а соединены с наукой, научными изобретениями, которые обладают конкретной независимостью от общественных потребностей. К этому относятся изобретения систем информации и резервирования, привязанные к определенному региону, или дестинации с целью создать интерес к местным туристическим компаниям
[7].
Согласно стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года [5], туризм в регионе признан одной из приоритетных отраслей экономики. Республика Татарстан, на основании рейтинга субъектов РФ по развитию туризма [6], проводимого министерством культуры РФ, является топовым регионом Российской Федерации по въездному туризму.
По данной Стратегии должно быть отреставрированы некоторые памятники, модернизированы туристские центры республики, такие как «Великий Болгар», «Остров-град Свияжск», «Нариман» и др.
Кроме туристско-рекреационных кластеров предусмотрено проектирование и создание автотуристических кластеров, которые будут располагаться вблизи федеральных трасс.
Формирование туристской инфраструктуры, создание нынешних комплексов наряду с вовлечением в оборот отреставрированных объектов историко-культурного наследия создадут требования для разработки целого ряда новейших туристских маршрутов различной направленности. Это даст возможность удовлетворить потребительский спрос различных категорий туристов, обеспечить круглогодичное функционирование туристских объектов и стабильный рост туристского потока [11].
Для развития туризма в Татарстане, как говорится в Стратегии, нужно разработать мероприятия международного уровня для увеличения потока туристов. В первую очередь, существенно увеличить присутствие туристских возможностей Республики Татарстан в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», организовать разработку и использование современных ГГ-сервисов, проектов и услуг в сфере туризма, обеспечить развертывание информационно-пропагандистских кампаний и проведение комплекса других мероприятий, направленных на формирование и продвижение туристского имиджа Республики Татарстан как привлекательного направления для туристов. В программных мероприятиях также могут быть учтены средства, вкладываемые субъектами туристского бизнеса в продвижение турпродукта [18].
По динамике развития туристской индустрии России, одно из лидирующих мест занимает Республика Татарстан. Претворяя в жизнь, хорошо продуманную политику органов государственной власти, комитета по туризму Республики Татарстан в республике заметно улучшились перспективы развития в сфере туризма, постоянно растет количество туристических объектов, расширяются туристские потоки, появляются новые рабочие места в туристской отрасли и в гостиничном бизнесе [14].
Туристическая отрасль Татарстана продолжает интенсивно развиваться, очень быстро реагируя на изменения спроса на рынке и на все более причудливые и фантастические запросы гостей. Постоянно появляются все более новые современные виды туризма, поэтому еще очень рано ставить точку в этом длинном списке возможностей организации отдыха [19]. За последние десятилетия благодаря информационным технологиям мир претерпел огромнейшее количество изменений во всех сферах человеческой жизни, в том числе и в туристической деятельности. С помощью информационных технологий людям стало проще выбирать или конструировать индивидуальный туристический маршрут [2].
На сегодняшний день, благодаря новым информационным технологиям существует огромнейшее количество различных туристический сайтов, порталов на которых турист может посмотреть всю информацию об интересующей его месте, о том где можно поселиться, какие интересные места можно посетить, какие национальные блюда стоит попробовать и т.д. [1].
С появлением информационных технологий также были сформированы новые виды различных туристических продуктов в Татарстане, «пакетные» туруслуги: круизный туризм, агротуризм, этнотуризм, экологический туризм и др. [19].
В туриндустрии Татарстана в 2018 году произошло совершенствование обменом информацией между участниками туристского рынка и информированности о Татарстане,
а именно, размещение информации о Казани, о республике Татарстан на туристических порталах Китайской Народной Республики, в каталогах предложений туроператоров США, Канады, Финляндии, Японии, Южной Кореи, ОАЭ, Кувейта, Индии, Вьетнама, Австрии и Германии. В ближайшее время о Казани услышат в Стамбуле, Мадриде, Барселоне, в посольствах России в Париже, Риге путем участия в интерактивных туристических форумах [21].
Республика Татарстан, наряду с другими лидирующими регионами России, такими как Москва, Санкт-Петербург, Сочи и др. выражают заинтересованность в создании мощной индустрии туризма и пытаются привлечь инвесторов для реализации перспективных проектов в сфере туристического бизнеса [8].
Прогноз инновационной деятельности в общероссийском масштабе по статистическим данным характеризует связь позиционирования регионов и их дифференциации согласно инновационной активности [9].
Проведена сортировка субъектов РФ по инновационной активности (категории активности: низкая — умеренная — средняя — хорошая — высокая), рассчитан показатель доли небольших компаний, занимающихся инновационной деятельностью. Выявлена разноплановая тенденция: непрямая связь между инновационной активностью и долей небольших компаний, занимающихся инновациями. Для первых четырех категорий по степени инновационной активности повышается доля небольших компаний; а для категории с высокой инновационной активностью (категория V) — доля небольших компаний сокращается. Это характеризует участие в инновационной деятельности крупного бизнеса, за счет которого она значительно растет. Среди регионов Республика Татарстан относится к категории V, что характеризует «высокий» уровень инновационной активности.
По результатам Рейтинга инновационных регионов России 2018 г. Татарстан впервые удостоился второго места в топ-3 инновационных регионов России. В двух базовых блоках рейтинга «Научные исследования и разработки» и «Социально-экономические условия инновационной деятельности» Татарстан на 5-м месте. Зато по «Инновационной деятельности организаций» республика заняла 1 -е место, опередив Нижегородскую область, Санкт-Петербург, Томскую и Московскую области и Москву.
Так, к сильным сторонам инновационного развития Татарстана отнесли показатели по таким индикаторам, как «удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации», «число используемых изобретений в расчете на миллион человек населения», «инновационная активность региональных властей» и другим. Любопытно, что подвело
республику, вероятно, недостаточное «количество статей, опубликованных в рецензируемых журналах, индексируемых в РИНЦ, в расчете на 100 исследователей» [17].
В рамках реализации задач Стратегии научно-технологического развития России по формированию эффективной системы коммуникации в области науки, технологий и инноваций, а также выстраивания межрегиональных связей между наукой и промышленностью России при поддержке Министерства экономики Татарстана, Ассоциации инновационных регионов России и Представительства Агентства стратегических инициатив в Татарстане действует Российский центр открытых инноваций «Инноскоп». «Инноскоп» - цифровая многопользовательская площадка, направленная на формирование российского рынка открытых инноваций через оперативное взаимодействие в сфере технологий и инжиниринга по принципу «от специалиста к специалисту». Платформа предоставляет возможности по организации запроса технологических решений, коммерциализации имеющихся разработок, поиску партнеров в научно-технологической сфере, обсуждению оригинальных идей и замыслов, а также поиску инжиниринговых услуг и высокотехнологичного оборудования. При этом, площадка подкреплена крупнейшей в России базой высокотехнологического оборудования и инжиниринговых услуг, а также каталогом существующих технологий и разработок, что позволяет участникам быстро находить интересующие компетенции в организациях по всей стране. Здесь же реализована возможность создания кооперационных проектов и технологических консорциумов.
На данный момент в проекте участвуют более 1 600 участников из 82 регионов России, подавляющее большинство из которых - вузы и научные организации, представлено более 42 000 единиц оборудования и 3 800 услуг в сфере инжиниринга, а также 11 000 разработок и технологий [10].
Университет НТИ «20.35» - это первый в России университет, обеспечивающий профессиональное развитие человека в цифровой экономике. Он ориентирован на подготовку лидеров компаний, участников Национальной технологической инициативы (НТИ) и специалистов, работающих на новых глобальных рынках.
Как пояснил генеральный директор Университета 20.35 Василий Третьяков - «В отличие от других цифровых платформ, мы не пытаемся создать новый контент или разместить у себя существующий. Мы создаем рекомендательную систему, которая помогает сделать человеку шаг в своем развитии на основании собственных целей и способностей, используя все существующие в мире образовательные возможности» [20].
«Цифровой сертификат не просто возможность бесплатного обучения. Это пропуск в цифровую экономику, где набор компетенций становится персональным капиталом
каждого человека, а непрерывное образование - залогом его профессиональной востребованности», - отмечает Олег Подольский, управляющий директор Центра компетенций по кадрам для цифровой экономики Университета 20.35.
Платформа Университета 20.35 позволяет собрать опыт разных проектов и разных образовательных форматов в единую осознанную самим обучающимся траекторию развития и предлагает получить цифровые сертификаты бесплатно по следующим направлениям:
1. Новые производственные технологии. Цифровые технологии в обеспечении экологической безопасности.
2. Интернет вещей и «умная» бытовая автоматизация.
3. Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Креативные цифровые технологии взаимодействия с потребителями».
4. Цифровые технологии, роботизированные системы и комплексы в туризме.
5. Цифровой маркетинг и медиасети в торговле и сфере услуг.
Портал TatVenture - Инновационный Татарстан - площадка для инвесторов и инноваторов, который функционирует в Республике Татарстан с 2013 года, представлен на рисунке 1.
Портал - это рабочая площадка и для инвесторов и инноваторов
Государственные Гранты Целевые программы Концентраторы связей Технологические брокеры Венчурные фонды Бизнес-ангелы Менторы
#
6С
Ъь.
л
д:
• Владельцы интеллектуальной собственности
• Предприниматели
• Топ-менеджеры инновационного бизнеса
• Стартаперы
Экс ПЕР"^
• Ведущие специалисты
• Значимые люди в отраслях
• Независимые
• Объективные
• Компетентные
• Беспристрастные
Рис. 1 - Портал TatVenture.
Инноватор на портале получает представление об инновационном проекте в одном месте в общепризнанных стандартах:
- еxecutive summary;
- road map;
- диаграмма Ганта;
- презентация;
- индексируемые показатели;
- отзывы экспертов [4].
С 2016 года в Республике Татарстан работает постоянно действующая международная площадка для реализации инновационных проектов. Одним из ключевых элементов новой венчурной площадки стала проведение акселерационной программы инновационных компаний. Акселерационная программа - комплекс мероприятий, направленных на развитие инновационного проекта в кратчайшие сроки через наставничество, обучение, финансовую и экспертную поддержку, которую оказывает Акселератор участнику акселерационной программы. Акселерационная программа включает три основных этапа: отборочный тур и экспертиза заявок, акселерационная программа в Республике Татарстан и акселерационная программа в международном инновационном центре [15].
На данный момент индустрия туризма является одной из самой динамично развивающийся в Республике Татарстан. Эта отрасль народного хозяйства призвана быть, визитной карточкой республики. Помимо всего прочего эта отрасль приносит большие прибыли и вносит существенный вклад в развитие национальной экономики. Развитие отрасли приведет в конечном итоге к тому, что туристы со всех стран мира, посещая Татарстан, дадут толчок к развитию и других отраслей народного хозяйства нашей республики.
Но, не смотря, на интеллектуальный потенциал и уровень активности инновационной деятельности республики Татарстан в туристских центрах слабо применяются инновационные технологии. Многие руководители отрасли пока удовлетворены ежегодным приростом туристического потока и привлекательностью региона в целом.
На основании проведенного исследования инновационного потенциала и инновационной деятельности республики Татарстан можно сделать следующие выводы:
- интеллектуальный потенциал и уровень активности инновационной деятельности республики Татарстан создают положительные предпосылки для внедрения и разработки инновационных технологий в туристских центрах республики;
- благодаря развитию инновационной политики, индустрия туризма, являясь важным экономическим ресурсом республики, получит наиболее динамическое развитие.
Таким образом, инновацизация деятельности туристских центров является одним из факторов развития рынка туризма и гостеприимства в рамках концепции устойчивого
развития. В г. Казани имеются достаточные условия для развития инновационных туристских центров, а также интерес потенциальных потребителей к данному направлению индустрии туризма, что обосновывает актуальность и востребованность внедрения инновационных технологий в туристских центрах в столице Республики Татарстан.
Опираясь на проведенный анализ, для внедрения инновационных технологий в индустрии туризма Республики Татарстан можно предложить следующий перечень мероприятий:
1. Отделу развития туристской индустрии Государственного комитета по туризму Республики Татарстан совместно с разработчиками инновационных технологий необходимо проводить обучающие семинары, конференции для туристических центров республики.
2. Отделу развития туристской индустрии Государственного комитета по туризму Республики Татарстан организовывать ежегодные конкурсы для участников отрасли туриндустрии: «Лучший инновационное решение для продвижения туристических услуг и направлений», «Лучшее инновационное решение для путешествий по Республике Татарстан», «Лучшее инновационное решение: системы бронирования туров и туристических услуг», «Лучшее инновационное решение для турагентского бизнеса», «Лучшее инновационное решение для сегмента самостоятельных путешествий», «Лучшее инновационное решение для туристических и социальных сервисов и коммуникаций».
3. Создание центра притяжения инновационной индустрии туризма в Республике Татарстан, в частности в Казани, с необходимым интеллектуальным потенциалом и развитой инновационной инфраструктурой, который позволит проводить совместные мероприятия по разработке и внедрению инновационных технологий в индустрии туризма и организовать обмен опытом в одном месте.
4. Разработчикам инновационных технологий в рамках коммерческого предложения предлагать туристическим информационным центрам расчет экономического эффекта от внедрения запрашиваемой технологии.
5. Инновационным информационным площадкам Российский центр открытых инноваций «Инноскоп», Та^епШге разработать инновационные технологии для увеличения доходности и конкурентоспособности индустрии туризма.
6. Центрам дополнительного образования разработать курсы повышения квалификации в области инновационного маркетинга для специалистов туристской индустрии.
Литература
1. Ахмедова А.М., Жажнева И.В. Возможности интернет-технологий в современной туристической индустрии // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. Сборник научных трудов Второй заочной международной конференции профессорско-преподавательского состава. 2018. С. 99-101.
2. Бердникова О.А. Развитие туристской отрасли в республике Татарстан / О.А. Бердникова, С.Е. Иванов // Международный научно-исследовательский журнал. - 2015. -№6 (37) Часть 3. - С. 14-17.
3. Выкиданец О.Д. Анализ современных инноваций в индустрии гостеприимства // Инновационная наука. - 2016. - № 11-1. - С.32-35.
4. Вы инноватор? С чего начать? // TatVenture - Инновационный Татарстан -площадка для инвесторов и инноваторов. URL: http://tatventure.ru/ru/guest_cabinet (Дата обращения: 12.09.2020).
5. Государственная программа «Развитие сферы туризма и гостеприимства в Республике Татарстан 2014-2020 годы // Государственный комитет Республики Татарстан по туризму. [Электронный ресурс] URL: http://tourism.tatarstan.ru/rus/file/pub/pub_260971.pdf (Дата обращения: 12.09.2020).
6. Давлетшин М.И., Асадуллин Э.З. Туризм - фактор регионального развития. Современные проблемы технологий торгового и гостиничного сервиса. Материалы международной конференции молодых ученых, аспирантов, студентов и учащихся. Под редакцией И.Т. Насретдинова. 2014. С. 91-93.
7. Добрынин А.П., Черних К.Ю., Куприяновский В.П. Цифровая экономика -различные пути к эффективному применению технологий // International Journal of Open Information Technologies. Vol. 1. No 4. 2016. C. 4-10.
8. Донскова Л.И. Инновационная деятельность на предприятиях социально-культурного сервиса и туризма: Проблемы и перспектива в Российском регионе // Наука и туризм: Стратегии взаимодействия.— 2018. — № 8. — С. 22.
9. Донскова Л.И., Чубарова О.И. Количественный и качественный анализ инновационной деятельности в российском регионе. // Наука Краснодарья. — 2017. — Т. 6, № 3. С. 83.
10. Доступные инновации: сделано в Татарстане // Агентство инвестиционного развития Республики Татарстан. URL: http://tida.tatarstan.ru/rus/index.htm/news/1446607.htm. (Дата обращения: 05.09.2020 г.).
11. Зиновьева А.А. Обоснование приоритетов развития гостиничного хозяйства в условиях экономического кризиса / Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Антикризисные технологии как фактор сбалансированного социально-экономического развития региона», посвященной 95-летию образования Татарской АССР и 25-летию государственности Республики Татарстан, 70-летию ЮНЕСКО. - Казань: Издательство: Университет управления «ТИСБИ», 2015. С. 109-114.
12. Инновации в гостиничном и туристском бизнесе: Учебное пособие/ Р.Р. Гараев. - М.: КНОРУС, 2019 - 230 с.
13. Кормишова А. В. Подходы к определению содержания понятия «инфраструктура туризма» // Academy. - 2017. - № 2 (17) - С. 124-132.
14. Lepeshkin V.A., Kulgachev I.P., Blinova E.A., Manteifel E.A., Romanyuk A.V. Business activity in the field of tour operator services in Russia and development of the national tourism //International Journal of Applied Business and Economic Research. 2017. Т. 15. № 8. С. 53-70.
15. Программа акселерации // Инвестиционно-венчурный фонд РТ. URL: https://www.ivfrt.ru/programms/programma-akseleratsii/ (Дата обращения: 05.12.2019).
16. Платонова Н.А., Харитонова Т.В., Вапнярская О.И., Кривошеева Т.М., Крюкова Е.М., Макеева Д.Р., Коновалова Е.Е., Соколова А.П., Чхиквадзе Н.А. Проектирование гостиничной деятельности. / Москва, 2016. 224 c.
17. Серебро в инновациях: как Татарстан обошел Москву в рейтинге развитых IT-экономик // Интернет-газета «Реальное время». URL: https://realnoevremya.ru/articles/125997-tatarstan-zanyal-2-mesto-v-reytinge-innovacionnyh-regionov (Дата обращения: 07.09.2020 г.).
18. Стратегия развития сферы туризма в Республике Татарстан на 2016-2021 года и на период до 2030 года // Государственный комитет Республики Татарстан по туризму. [Электронный ресурс] URL: http://tourism.tatarstan.ru/rus/file /pub/pub_1042071.pdf (Дата обращения: 13.09.2020).
19. Фахертдинова Д.И. Экотуризм в Республике Татарстан как перспективный вид туристической индустрии будущего / Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук: сборник научных трудов второй заочной международной конференции профессорско-преподавательского состава - Казань: Изд-во «Печать-сервис XXI век», 2018. - С. 142-144.
20. Число пользователей платформы Университета 20.35 превысило 100 тыс. человек // Цифровая платформа «Университет 20.35». URL: https://ntinews.ru/in_progress/likbez-bloknot/chislo-polzovateley-platformy-universiteta-20-35-prevysilo-100-tys-chelovek.html. (Дата обращения: 05.09.2020 г.).
21. Xiang Z., Fesenmaier D. R. Analytics in Smart Tourism Design. Springer. 2017.