Научная статья на тему 'Значение разработки и внедрения инновационных технологий в сфере продаж и маркетинга в отельном бизнесе республики Татарстан'

Значение разработки и внедрения инновационных технологий в сфере продаж и маркетинга в отельном бизнесе республики Татарстан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
176
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИИ / ОТЕЛЬНЫЙ БИЗНЕС / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шайдуллина Алина Ирековна

В статье рассматриваются целенаправленность разработки и внедрения инновационных технологий в отельном бизнесе Республики Татарстан, а также влияние инновационного потенциала республики на внедрение инновационных технологий в отельном бизнесе и экономики региона в целом. Описывается заинтересованность в создании инновационной индустрии гостеприимства путем привлечения инноваторов для реализации перспективных проектов в сфере отельного бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Значение разработки и внедрения инновационных технологий в сфере продаж и маркетинга в отельном бизнесе республики Татарстан»

УДК 640.41

ЗНАЧЕНИЕ РАЗРАБОТКИ И ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СФЕРЕ ПРОДАЖ И МАРКЕТИНГА В ОТЕЛЬНОМ БИЗНЕСЕ РЕСПУБЛИКИ

ТАТАРСТАН

Шайдуллина Алина Ирековна

Студентка третьего курса магистратуры Высшей школы туризма и гостеприимства

ФГБОУ ВО «Российский государственный университет туризма и сервиса»

г. Москва, Российская Федерация,

urazmash@gmail. сот

Научный руководитель:

Ухина Татьяна Викторовна

К.экон.наук, доцент Высшей школы туризма и гостеприимства

ФГБОУ ВО «Российский государственный университет туризма и сервиса»

г. Москва, Российская Федерация

3332221@mail.ru

Аннотация. В статье рассматриваются целенаправленность разработки и внедрения инновационных технологий в отельном бизнесе Республики Татарстан, а также влияние инновационного потенциала республики на внедрение инновационных технологий в отельном бизнесе и экономики региона в целом. Описывается заинтересованность в создании инновационной индустрии гостеприимства путем привлечения инноваторов для реализации перспективных проектов в сфере отельного бизнеса.

Ключевые слова: технологии, отельный бизнес, инновационный потенциал, инновационная деятельность.

Инновацию в сфере гостеприимства можно определить, как нововведение, реализуемое на практике в виде нового или усовершенствованного продукта, процесса или способа, сделанное в итоге внедрения новейших познаний и идей для наилучшего удовлетворения потребностей клиентов гостиничной индустрии. Инновационная деятельность гостиничного предприятия - это деятельность по осуществлению и организации инновационного процесса, который предполагает под собой создание, освоение и распределение инноваций.

Главными принципами инноваций в сфере гостеприимства являются:

Принцип научной новизны - при разработке инновации нужно применять новые научные знания, исследования и изучения.

Принцип актуальности - заключается в том, что инновация должна быть актуальной для конкретной компании, субъекта РФ или страны в целом.

Принцип значимости - предполагает решение принципиальных задач предприятия.

Принцип востребованности - инновация должна быть необходимой потребителям, соответствовать их потребностям.

Принцип реалистичности - инновация должна учитывать ресурсы предприятия, быть реализуемой.

Принцип эффективности - инновация должна принести нужный эффект после собственного внедрения. Под эффективностью понимается соотношение эффекта от инновации и издержек на нее.

Принцип безопасности - инновация должна быть безопасной для людей и не наносить вред окружающей среде.

Рассмотрим детально виды эффектов с внедрением инноваций:

- экономический эффект - это рост производительности труда и прибыли, снижение себестоимости услуг и т. д.;

- научно-технический эффект - это возникновение новой техники, изобретений, открытий, ноу-хау и т.д.;

- социальный эффект - усовершенствование условий и безопасности труда, наиболее совершенное удовлетворение потребностей клиентов и т.д.;

- экологический эффект - снижение ущерба окружающей среде и штрафов за нарушение экологического законодательства);

- ресурсный эффект - освобождение ресурсов компании (финансовых, материальных, трудовых и других).

В условиях высокой конкурентной борьбы, гостиничные предприятия прилагают максимум усилий для того чтобы предоставлять и реализовывать уникальные услуги, с целью достигнуть превосходства перед конкурентами.

Инновационные способы стимулирования сбыта в отельном бизнесе предполагают создание новых каналов сбыта, разработка инновационных процессов и методов, позволяющих эффективно реализовывать гостиничные услуги. [2, с.32].

Несмотря на активную пропаганду, у многих предпринимателей отсутствует интерес к инновационным технологиям, большая часть из них нацелены на получение стремительного дохода «здесь и сейчас». По-прежнему прослеживается высочайшая степень коррупции, бюрократии, недостаточность законодательной базы в области развития инновационной деятельности. Вместе с тем успешное ведение гостиничной деятельности - непростой, серьезный, ответственный и многофакторный процесс [9]. Это процесс, требующий от управляющего совокупности знаний и навыков в различных областях хозяйственной деятельности гостиничного предприятия: правовым основам гостиничного бизнеса, финансовому и инвестиционному анализу, бухгалтерскому и управленческому учету, маркетингу, управлению персоналом, статистике,

инновационному менеджменту, экономике и управлению предприятием, гостиничному менеджменту, организационной культуры в сфере гостеприимства и остальных сферах.

Стремительные изменения в отельном бизнесе требуют новейших побуждений для подкрепления собственных позиций в конкурентной борьбе, так как использование лишь лежащих на поверхности резервов не служит залогом устойчивого дохода, функционирования и развития бизнеса. Анализ, изучение и внедрение гостиничным предприятием актуальных инновационных технологий в области продаж и маркетинга влияет на улучшение качества обслуживания, повышение конкурентоспособности, имиджа и репутации гостиничного предприятия, делает ее привлекательной и уникальной для клиентов.

Главные цели, которые преследуют инновации в отельном бизнесе - это способность реагирования на изменения, происходящие в отрасли, обеспечить достижения стратегических целей: во-первых, повышение эффективности, во-вторых, приобретение конкурентных преимуществ в долговременной перспективе.

Особая значимость в отельном бизнесе отводится таким нововведениям, как новейшие информационные и коммуникационные технологии. Современные достижения в области телекоммуникаций и электронного маркетинга гарантируют новые возможности для отельного бизнеса и значительно воздействуют на его модели. Информативные технологии относятся к радикальным нововведениям, которые не являются ответом на потребности рынка, а соединены с наукой, научными изобретениями, которые обладают конкретной независимостью от общественных потребностей. К этому относятся изобретения систем информации и резервирования, привязанные к определенному региону, или дестинации с целью создать интерес к местным гостиничным компаниям.

В связи с этим в новаторской деятельности компаний возрастает значение информации и новейших познаний. В индустрии гостеприимства, к примеру, это внедрение инновационного и интеллектуального потенциалов с целью максимального удовлетворения потребностей гостей в среде высокой конкуренции [5, Р. 254].

Наличие у Швецовой М. А. обоснованных доводов в научной публикации показывает, что инновационный маркетинг в настоящий момент играет существенную роль на рынке гостиничных услуг и рассматривается как важнейшее направление в развитии отельного бизнеса. Индустрия гостеприимства в России и за рубежом развивается неуклонно. Активно внедряемые нововведения в представленной отрасли экономики ориентированы не только на привлечение набольшего числа новых клиентов, но и на стимулирование их вторичных обращений, формирование сервисной составляющей бизнеса, обеспечение притока стабильного дохода. Они приводят к

понижению ресурсоемкости услуг гостиниц, обеспечению конкурентоспособных преимуществ и увеличению авторитетности компании в подходящем сегменте рынка. Но для экспертов отельного бизнеса продолжает сохраняться важной проблема эффективной реализации потенциала инновационных маркетинговых технологий.

Эффективность маркетинговых инноваций в сфере индустрии гостеприимства находится в зависимости с:

- учетом стадий жизненного цикла как компании в целом, так и предлагаемой ею комплексного продукта;

- совершенным способом менеджмента гостиничной компании;

- максимальным сокращением срока разработки инновации в целях избежания опережающих действий отелей-конкурентов;

- профессиональным владением особыми маркетинговыми инструментами с элементами креативности.

Инновационный маркетинг считается частью единой стратегии гостиничного предприятия. Работа в данной направленности начинается с разбора целевой аудитории, вероятных угроз и рисков в управлении инновациями, а дальше надлежит анализ сильных и слабых сторон компании, отбор и разработка конкурентоспособной стратегии, прогноз маркетингового плана и операционный менеджмент.

Источниками маркетинговых нововведений отеля могут выступать его внутренние ресурсы (например, рационализаторские предложения персонала) и внешние источники (формальные результаты проведенных маркетинговых исследований рынка, модифицированные формы обмена практическим профессиональным опытом, информация из системы сбыта, разработки конкурентов и пр.). Одновременно с этим вырабатыванию новых мыслей могут содействовать научные изобретения; изменения в структуре отрасли, в ценностных установках и восприятии клиентов; состояние мировой экономики и пр.

Поскольку процессы производства и потребления гостиничных услуг происходят сразу, то особенностью инновации считается сложность ее определения и распознавания. Так, по своему характеру, она может быть «маркетинговой» (сопряженной с оптимизацией сервиса; проявленной в наилучшем удовлетворении нужд потребителей) либо «продуктовой» (содействующей понижению издержек на создание гостиничного продукта и обладающего результатом внедрения нового вида услуг). В данном варианте одним из аспектов для отнесения инновации к тому или иному типу выступает цель, с которой она внедряется.

Из аналитического обзора можно сделать следующее заключение, что современное гостиничное предприятие обязано научиться умело, выверять свою деятельность с помощью инновационного маркетинга, что позволит ему значительно снизить риски, сопряженные с внедрением нововведений, оставив вероятность для маневра источниками в условиях экономического упадка и усиления конкурентной борьбы на рынках [8, с.93].

Надо отметить, что в научных исследованиях Швецовой М. А., к главным факторам, обуславливающим надобность внедрения маркетинговых инноваций в гостиничном предприятии, относятся следующие:

- кризисные явления в политике, экономике, обществе;

- трансформация вкусов, предпочтений клиентов;

- возникновение новых потребностей гостей гостиниц;

- угроза устаревания имеющихся товаров;

- ограничение жизненного цикла гостиничных услуг;

- усиление конкуренции [8, с.95].

Таким образом, главными факторами, характеризующими успех внедрения инновационных технологий в области продаж и маркетинга отеля на рынке гостиничных услуг, считаются:

1. Скорость признания инновационных технологий конечными потребителями (гостями).

2. Скорость признания инновационных технологий организованными потребителями (каналами сбыта) - организациями, туристическими компаниями, посольствами и т.д..

3. Ресурсные возможности отеля.

4. Качество обслуживания.

5. Эффективность имеющейся в гостинице системы организации продаж;

6. Ценовая политика в отношении инновационных технологий.

7. Уровень конкуренции.

8. Сроки достижения доходности.

Рассмотренные вопросы, сопряженные с внедрением инновационных технологий в области продаж и маркетинга отельного бизнеса считаются, несомненно, значимым, однако только начальным этапом более многогранной и комплексной задачи -эффективного регулирования гостиничными услугами на стадиях их жизненного цикла -с момента создания и вывода на рынок до снятия с производства.

Гостиницы и отели заинтересованы во внедрении и изучении нововведений, так как это позволяет этим компаниям получить конкурентное превосходство. В некоторых

вариантах вероятна ситуация, при которой отели приобретают инновационные разработки, заказывая их у специализированных исследовательских организаций. Чаще всего это свойственно международным сетевым отелям, которые обладают возможностью вкладывать значительные денежные средства в эти исследования.

Прогноз инновационной деятельности в общероссийском масштабе по статистическим данным характеризует связь позиционирования регионов и их дифференциации согласно инновационной активности.

Проведена сортировка субъектов РФ по инновационной активности (категории активности: низкая — умеренная — средняя — хорошая — высокая), рассчитан показатель доли небольших компаний, занимающихся инновационной деятельностью [3, с. 83]. Выявлена разноплановая тенденция: непрямая связь между инновационной активностью и долей небольших компаний, занимающихся инновациями. Для первых четырех категорий по степени инновационной активности повышается доля небольших компаний; а для категории с высокой инновационной активностью (категория V) — доля небольших компаний сокращается. Это характеризует участие в инновационной деятельности крупного бизнеса, за счет которого она значительно растет. Среди регионов Республика Татарстан относится к категории V, что характеризует «высокий» уровень инновационной активности.

По результатам Рейтинга инновационных регионов России 2018 г. Татарстан впервые удостоился второго места в топ-3 инновационных регионов России. В двух базовых блоках рейтинга «Научные исследования и разработки» и «Социально-экономические условия инновационной деятельности» Татарстан на 5-м месте. Зато по «Инновационной деятельности организаций» республика заняла 1 -е место, опередив Нижегородскую область, Санкт-Петербург, Томскую и Московскую области и Москву.

Так, к сильным сторонам инновационного развития Татарстана отнесли показатели по таким индикаторам, как «удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации», «число используемых изобретений в расчете на миллион человек населения», «инновационная активность региональных властей» и другим. Любопытно, что подвело республику, вероятно, недостаточное «количество статей, опубликованных в рецензируемых журналах, индексируемых в РИНЦ, в расчете на 100 исследователей» [6].

В рамках реализации задач Стратегии научно-технологического развития России по формированию эффективной системы коммуникации в области науки, технологий и инноваций, а также выстраивания межрегиональных связей между наукой и промышленностью России при поддержке Министерства экономики Татарстана, Ассоциации инновационных регионов России и Представительства Агентства

стратегических инициатив в Татарстане действует Российский центр открытых инноваций «Инноскоп». «Инноскоп» - цифровая многопользовательская площадка, направленная на формирование российского рынка открытых инноваций через оперативное взаимодействие в сфере технологий и инжиниринга по принципу «от специалиста к специалисту». Платформа предоставляет возможности по организации запроса технологических решений, коммерциализации имеющихся разработок, поиску партнеров в научно-технологической сфере, обсуждению оригинальных идей и замыслов, а также поиску инжиниринговых услуг и высокотехнологичного оборудования. При этом, площадка подкреплена крупнейшей в России базой высокотехнологического оборудования и инжиниринговых услуг, а также каталогом существующих технологий и разработок, что позволяет участникам быстро находить интересующие компетенции в организациях по всей стране. Здесь же реализована возможность создания кооперационных проектов и технологических консорциумов.

На данный момент в проекте участвуют более 1 600 участников из 82 регионов России, подавляющее большинство из которых - вузы и научные организации, представлено более 42 000 единиц оборудования и 3 800 услуг в сфере инжиниринга, а также 11 000 разработок и технологий. [4].

Университет НТИ «20.35» - это первый в России университет, обеспечивающий профессиональное развитие человека в цифровой экономике. Он ориентирован на подготовку лидеров компаний, участников Национальной технологической инициативы (НТИ) и специалистов, работающих на новых глобальных рынках.

Как пояснил генеральный директор Университета 20.35 Василий Третьяков - «В отличие от других цифровых платформ, мы не пытаемся создать новый контент или разместить у себя существующий. Мы создаем рекомендательную систему, которая помогает сделать человеку шаг в своем развитии на основании собственных целей и способностей, используя все существующие в мире образовательные возможности». [7]

«Цифровой сертификат не просто возможность бесплатного обучения. Это пропуск в цифровую экономику, где набор компетенций становится персональным капиталом каждого человека, а непрерывное образование - залогом его профессиональной востребованности», - отмечает Олег Подольский, управляющий директор Центра компетенций по кадрам для цифровой экономики Университета 20.35.

Платформа Университета 20.35 позволяет собрать опыт разных проектов и разных образовательных форматов в единую осознанную самим обучающимся траекторию развития» и предлагает получить цифровые сертификаты бесплатно по следующим направлениям:

1. Новые производственные технологии. Цифровые технологии в обеспечении экологической безопасности.

2. Интернет вещей и «умная» бытовая автоматизация.

3. Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Креативные цифровые технологии взаимодействия с потребителями».

4. Цифровые технологии, роботизированные системы и комплексы в туризме.

5. Цифровой маркетинг и медиасети в торговле и сфере услуг.

В Республике Татарстан с 2013 года функционирует портал Та1;Уеп1иге -Инновационный Татарстан - площадка для инвесторов и инноваторов (Рисунок 1).

Рис. 1 - Портал - площадка для инвесторов и инноваторов. Инноватор на портале получает представление об инновационном проекте в одном месте в общепризнанных стандартах:

- ехесийуе summary;

- road map;

- диаграмма Ганта;

- презентация;

- индексируемые показатели;

- отзывы экспертов.

С 2016 года в Республике Татарстан работает постоянно действующая международная площадка для реализации инновационных проектов. Одним из ключевых элементов новой венчурной площадки стала проведение акселерационной программы инновационных компаний. Акселерационная программа - комплекс мероприятий,

направленных на развитие инновационного проекта в кратчайшие сроки через наставничество, обучение, финансовую и экспертную поддержку, которую оказывает Акселератор участнику акселерационной программы. Акселерационная программа включает три основных этапа: отборочный тур и экспертиза заявок, акселерационная программа в Республике Татарстан и акселерационная программа в международном инновационном центре. Пресс-служба Инвестиционно-венчурного фонда РТ.

На данный момент индустрия гостеприимства является одной из динамично развивающийся в Республике Татарстан. Эта отрасль народного хозяйства призвана быть, визитной карточкой республики. Помимо всего прочего эта отрасль приносит большие прибыли и вносит существенный вклад в развитие национальной экономики. Развитие отрасли гостеприимства приведет в конечном итоге к тому, что туристы со всех стран мира, посещая Татарстан, дадут толчок к развитию и других отраслей народного хозяйства нашей республики.

На основании проведенного исследования инновационного потенциала и инновационной деятельности республики Татарстан можно сделать следующие выводы:

- интеллектуальный потенциал и уровень активности инновационной деятельности республики Татарстан создают положительные предпосылки для внедрения и разработки инновационных технологий в области маркетинга и продаж в отельном бизнесе.

- благодаря развитию инновационной политики, отельный бизнес, являясь важным экономическим ресурсом республики, получит наиболее динамическое развитие.

Таким образом, Казань и Республика Татарстан, обладая высоким интеллектуальный потенциалом, инвестиционной привлекательностью, может выступить в роли центра притяжения инновационной индустрии гостеприимства. Создание подобного центра в Республике Татарстан, в частности в Казани, с необходимым интеллектуальным потенциалом и развитой инновационной инфраструктурой, позволит участникам отельного бизнеса проводить совместные мероприятия по разработке и внедрению инновационных технологий в отельном бизнесе, организовать обмен опытом в одном месте.

Литература

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Выкиданец О.Д. Анализ современных инноваций в индустрии гостеприимства // Инновационная наука. - 2016. - № 11-1. - С.32-35.

2. Вы - инноватор. С чего начать? // Портал Та^епШге.т - Инновационный Татарстан Ц^: http://tatventure.ru/ru/guest_cabinet (Дата обращения: 22.12.2019).

3. Донскова Л.И., Чубарова О.И. Количественный и качественный анализ инновационной деятельности в российском регионе. // Наука Краснодарья. — 2017. — Т. 6, № 3. С. 83109.

4. Доступные инновации: сделано в Татарстане // Агентство инвестиционного развития Республики Татарстан. URL: http://tida.tatarstan.ru/rus/index.htm/news/1446607.htm. (Дата обращения: 05.12.2019 г.).

5. Kirij E.E., Kovyneva L.V. Innovacionnaya deyatel'nost' gostinichnogo predpriyatiya: problemy i puti resheniya // Nauchno-tekhnicheskoe i ehkonomich-eskoe sotrudnichestvo stran ATR v XXI veke. — 2016. — T. 1. — S. 254-257.

6. Серебро в инновациях: как Татарстан обошел Москву в рейтинге развитых IT-экономик // Интернет-газета «Реальное время». URL: https://realnoevremya.ru/artides/125997-tatarstan-zanyal-2-mesto-v-reytinge-innovacionnyh-regionov (Дата обращения: 05.12.2019 г.).

7. Число пользователей платформы Университета 20.35 превысило 100 тыс. человек // Цифровая платформа «Университет 20.35». URL: https://ntinews.ru/in_progress/likbez-bloknot/chislo-polzovateley-platformy-universiteta-20-35-prevysilo-100-tys-chelovek.html. (Дата обращения: 05.12.2019 г.).

8. Швецова М. А. Инновационная маркетинговая деятельность гостиничных предприятий. // Проблемы современной науки и образования. - 2016. - № 7 (49). - С.93-98.

9. Юдина Е.В., Ухина Т.В., Коновалова Е.Е., Хохлов И.Ю., Шалаев Д.В., Лебедев О.Е. Стратегическое управление конкурентоспособностью предприятий индустрии туризма и гостеприимства. Экономика и предпринимательство. 2018, №11 (100), с.693-696.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.