Научная статья на тему 'Особенности инноваций в туризме и индустрии гостеприимства'

Особенности инноваций в туризме и индустрии гостеприимства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2397
360
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / СФЕРА ГОСТЕПРИИМСТВА / КЛИЕТООРИЕНТИРОВАННОСТЬ / ИННОВАЦИИ / СЕРВИСНООРИЕНТИРОВАННАЯ ЭКОНОМИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Залялиева Камиля Ринатовна

В публикации рассматривается «инновация» как современное понятие, которое влияет на бизнес-процессы и проекты предприятий сферы туризма и индустрии гостеприимства. Исследование особенностей инноваций в туризме и индустрии гостеприимства охватило значительное количество теоретических и методологически практических подходов последнее ого времени. Каждая проанализирована работа имеет существенное значимость по раскрытию исследуемого понятия. Определены основные структурные группы инноваций в туризме и индустрии гостеприимства: продуктовые, управленческие, сервисные, технологические и институциональные инновации, которые потенциально доступны для внедрения и развития сервисной сектора России. Результаты изучения могут быть использованы для улучшения методов управления и реализации инновационной политики на предприятиях сферы туризма и индустрии гостеприимства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности инноваций в туризме и индустрии гостеприимства»

УДК 379.85

ОСОБЕННОСТИ ИННОВАЦИЙ В ТУРИЗМЕ И ИНДУСТРИИ

ГОСТЕПРИИМСТВА

Залялиева Камиля Ринатовна

Магистрант третьего курса Высшей школы туризма и гостеприимства

ФГБОУ ВО «Российский государственный университет туризма и сервиса»

г. Москва, Российская Федерация

kzaljalieva@inbox.ru

Научный руководитель:

Ухина Татьяна Викторовна

К.экон.наук, доцент Высшей школы туризма и гостеприимства

ФГБОУ ВО «Российский государственный университет туризма и сервиса»

г. Москва, Российская Федерация

3332221@mail.ru

Аннотация. В публикации рассматривается «инновация» как современное понятие, которое влияет на бизнес-процессы и проекты предприятий сферы туризма и индустрии гостеприимства. Исследование особенностей инноваций в туризме и индустрии гостеприимства охватило значительное количество теоретических и методологически практических подходов последнее ого времени. Каждая проанализирована работа имеет существенное значимость по раскрытию исследуемого понятия. Определены основные структурные группы инноваций в туризме и индустрии гостеприимства: продуктовые, управленческие, сервисные, технологические и институциональные инновации, которые потенциально доступны для внедрения и развития сервисной сектора России. Результаты изучения могут быть использованы для улучшения методов управления и реализации инновационной политики на предприятиях сферы туризма и индустрии гостеприимства.

Ключевые слова: туризм, сфера гостеприимства, клиетоориентированность, инновации, сервисноориентированная экономика.

Инновационный путь развития экономики является приоритетным сегодня для всех стран и регионов, а экономическая эволюция в современных условиях характеризуется возрастанием роли научно-технического прогресса. Системные изменения общественного производства определяются условиями постиндустриальной экономики, а тенденции динамики современной мировой экономической системы - особенностями становления сервисноориентированной экономики. Поэтому все большее значение приобретает научное обоснование политики ускоренного развития всей сферы услуг, которая превращается в основной объект инновационных усилий и инвестиционных потоков.

Как известно, проблеме инноваций, изучение их структуры и разработке критериев оценки было посвящено много работ в западной экономической науке начиная с 30 х годов. Среди известных работ преимущественно теоретического характера можно указать работы И. Ансоффа, Дж.К. Гелбрейт, К. Оппенлендера, Б. Санто, Й. Шумпетера и других.

На постсоветском пространстве интерес к изучению инноваций был обусловлен изменением производственных отношений и развитием рыночной экономики. Традиционно близкими к поднятой нами проблемы были труды российских ученых по вопросам научно-технического прогресса, управление научными исследованиями и их внедрением в производство (Л. Барютин, М.И. Лапин, М.Д. Кондратьев, , С. Валдайцев, С.Ю. Глазев, А.А. Дынкин, и другие).

Однако, достигнута высокая степень теоретического познания сущности инноваций не может быть признан как достаточный для вопросов современного развития отечественной отрасли туризма и индустрии гостеприимства. Среди значительного круга вопросов, которые связаны с изучением туристической сферы как в России, так и в отдельных ее регионах, важное место занимают задачи обеспечения условий и совершенствования механизмов управления ее инновационным развитием. Таким образом, проблема формирования инновационной модели развития туризма и индустрии гостеприимства определяют острую необходимость дальнейшего теоретического осмысления сущности инноваций.

Целью исследования является критический обзор и систематизация ведущих теоретических подходов современных экономистов к формированию и реализации инновационной модели развития туристической сферы и индустрии гостеприимства, установление тенденций в определении понятия «инновации туризма» в свете проблем теоретического и практического разработки и совершенствования современных механизмов управления на уровне предприятий и организаций сферы услуг.

Согласно классического труда Й. Шумпетера, инновация - существенное изменение функции производимого, состоящая в новом с единении и коммерциализации всех новых комбинаций, основанных на использовании новых материалов и компонентов, внедрении новых процессов, открытии новых рынков, внедрении новых организационных форм [2] .

Согласно Закону России «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике в Российской федерации», инновации - это вновь примененные и или усовершенствованные конкурентоспособные технологии, продукция или услуги, а также организационно-технические решения производственного, административного, коммерческого или иного характера, существенно улучшают структуру и качество производства и/или социальной сферы2.

2 Постановление СФ ФС РФ от 23.12.1999 N 535-СФ "О Федеральном законе "Об инновационной деятельности и о государственной инновационной политике"

Согласно положениям Всемирной торговой организации в туристской сфере инновационная деятельность развивается по трем направлениям3:

- внедрение нововведений, связанных с развитием предприятия и туристского бизнеса, в систему и структуру управления, включая реорганизацию, укрупнение, поглощение конкурентов; кадровая политика (обновление кадров, повышение квалификации); рациональная экономическая и финансовая деятельность (внедрение современных форм учета отчетности);

- маркетинговые инновации, позволяющие охватить потребности целевых потребителей и привлечь не охвачен сегмент покупателей на данный момент времени;

- периодические нововведения, направленные на изменение потребительских свойств туристского продукта, его позиционирование на рынке как эксклюзива, которые предусматривают увеличение конкурентных преимуществ.

Среди работ отечественных ученых наше внимание было уделено исследованиям, в которых изучались особенности инноваций и инновационной деятельности в туризме и индустрии гостеприимства.

По мнению Михайлец А. В., инновационные процессы, которые проходят на туристических предприятиях, являются процессами достаточно специфическими, поскольку приобретают признание, как правило, через степень удовлетворенности клиента, а также благодаря принятию совместных решений туристическими предприятиями, органами управления отраслью туризма и гостеприимства в регионе, органами местного самоуправления и общественными организациями, деятельность которых связана с туристическими услугами. Важное место в оценке инноваций относится и местному населению [1].

По мнению Выкиданец О.Д., специфика инновационной деятельности туристического предприятия определяется:

- применением передовых информационных технологий в предоставлении транспортных, гостиничных и других услуг;

- наполнением новыми свойствами традиционных услуг и внедрением новых услуг;

- освоением новых туристических ресурсов;

- внедрением современных форм организационно-управленческой деятельности в сфере производства и потребления традиционных туристических услуг

- выявлением и использованием новых рынков сбыта туристских услуг и товаров

[3].

3 Протокол от 16.12.2011 "О присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г."

Похомчикова Е. О. рассматривал инновации в туризме как результат действий, направленных на создание нового или изменение существующего туристского продукта, освоение новых рынков, использование передовых информационных и телекоммуникационных технологий, совершенствование оказания туристических, транспортных и гостиничных услуг, создание стратегических альянсов для осуществления туристического бизнеса, внедрение современных форм организационно управленческой деятельности туристических предприятий [4].

Вышеуказанные понимание составляющих инновационного процесса в туристической сфере подобное и исследованиям Гареев Р. Р.: инновационная деятельность в сфере туризма направлена на создание нового или изменение существующего продукта, на совершенствование транспортных, гостиничных и других услуг, освоение новых рынков, внедрение передовых информационных и телекоммуникационных технологий и современных форм организационно управленческой деятельности [5]. Однако обращается внимание на роль информационных технологий, которые становятся определяющими факторами в повышении конкурентоспособности услуг индустрии туризма, а также активизации обменов этой сферы с другими секторами экономики.

Согласно Роговой И. А.. , основными направлениями инновационной деятельности в туризме является внедрение новых услуг с новыми свойствами, изменения в организации производства и потребления традиционных туристических услуг, привлечения ранее не использованных туристических ресурсов, выявления и освоения новых рынков сбыта туристических услуг и товаров; инновационная деятельность в сфере туристических услуг развивается по нескольким направлениям, в частности, ведущим является выпуск новых видов туристского продукта, а также: изменение в организации производства (применение передовых принципов маркетинга и менеджмента) использование новых туристических ресурсов, равно как техники и технологий [6].

Инновационный путь развития индустрии туризма является перспективным в данной сфере хозяйства, и более глубоко раскрывается в трудах последующих исследователей. Инновации в туризме - это системные меры, имеющие качественную новизну и ведут к положительным сдвигам, обеспечивая устойчивое функционирование и развитие отрасли в регионе. Таким образом, именно инновационнооринтованые предприятия сферы туризма и индустрии гостеприимства характеризуясь экономической стабильностью способны оказывать положительный рекреационный эффект [7].

Инновационной деятельности туристического предприятия можно определить как общую, упорный труд всех сотрудников, направленную на создание и внедрение

нововведений в туристический бизнес; инновационная деятельность должна носить системный характер. Указанную системность должны обеспечивать общество и собственно те субъекты деятельности, внедряющих новейшие инновационные продукты или технологии.

На туристическом предприятии ключевыми составляющими инновационной деятельности являются [8]:

- мероприятия, сконцентрированные на поиск или создание новых туристических продуктов, новых методов обслуживания потребителя, политики ценообразования и тому подобное;

- работы, направленные на завершение мероприятий, реализованных ранее, до уровня инновационных проектов (услуг, продуктов, технологий), ориентированные на потребности туристического рынка;

- деятельность, направленная на освоение инновационных проектов, технологий производства услуги.

Таким образом, инновационная деятельность туристического предприятия в основном направлена на создание нового или изменение существующего туристского продукта, освоение новых рынков сбыта, внедрение передовых 1Т технологий в бизнес-процессы и современных форм организационно управленческой деятельности на предприятии. Управление нововведениями и их использование для развития туристического предприятия - основной и наиболее весомое вопрос, решение которого обеспечит конкурентное преимущество и, как результат, выживание туристического предприятия.

Маклашина Л. Р. предлагает к инновациям в туризме относить прежде всего те новшества, которые сопровождаются[8]:

- восстановлением и развитием духовных и физических сил туристов;

- качественно новыми изменениями турпродукта; повышением эффективности функционирования инфраструктуры туризма;

- повышением эффективности процессов формирования, позиционирование и потребления туристических услуг

- прогрессивными изменениями факторов производства (например, сокращение срока транспортировки за счет внедрения новых скоростных видов транспорта, улучшение условий труда работников туриндустрии, внедрение новых прогрессивных методов (механизмов) преобразования факторов производства в услуги).

Муминова С. Р., Феоктистова В. М., Вагина У. В. отмечают следующие принципы инноваций в туризме [9]:

- научности - использование научных знаний и методов для реализации инноваций в соответствии с потребностями туристов;

- системности - разрабатываемая стратегия инновационного развития туризма в регионе должна учитывать факторы и условия, необходимые для удовлетворения потребностей людей в рекреации и отдыха; факторы прямого и косвенного внешней среды;

- соответствия инноваций потребностям туристов - предложение только таких нововведений, которые действительно нужны клиенту, а не те, которые может сделать и внедрить туристическая фирма;

- позитивности результатов - предупреждение неразумного, не продумано создание и внедрение новшества, которое может быть опасно для туриста, туристического предприятия, окружающей среды и общества в целом;

- имманентности инвестиционным процессам. Для проведения необходимых исследований, разработки и материализации инноваций используются инвестиционные ресурсы, эффективность которых определяется степенью значимости и масштабности нововведений;

- соответствие инновационной деятельности и ее результатов уровню развития общества;

- связности - каждый новый продукт на определенном этапе своего жизненного цикла должна вызывать и стимулировать идею создания следующего новшества и обеспечивать финансовую поддержку этого процесса; - безопасности - нововведение должно гарантировать отсутствие вреда для человека и окружающей среды.

Согласно проведенным нами анализом вышеуказанных и других источников [1, 2; 6], считаем, что инновационность является примером нового уровня развития интеллектуальной творческой работы человека, результаты которой направлены на появление такого «нового», не существовало в природе, но имеет социальную значимость, поскольку удовлетворяет общественные потребности, и содержит коммерческую составляющую. Инновационный процесс многоэтапный по своей структуре, поскольку берет свое начало в сфере передового научного знания и, проходя важную стадию практического оформления в системе субъектов хозяйственной деятельности туризма и индустрии гостеприимства, завершается в маркетинговом пространстве с получением прибыли от потребителей рекреационных услуг.

При этом такое движение не является завершающим для инноваций, поскольку нововведения, удовлетворяя определенный спрос клиентов, довольно часто способны формировать спрос на новый туристический продукт или услугу. Такая характерная черта

перманентности инноваций в туризме нами рассматривается довольно существенной и такой, что обусловливает необходимость разработки и обеспечения долгосрочной модели инновационного развития туристической отрасли и индустрии гостеприимства.

Среди существенных черт, которые должны обеспечивать процесс реализации инновационной деятельности в туризме и индустрии гостеприимства, можно выделить ее управляемость, экологическую нейтральность (или позитивность), совместимость с институциональной структурой региона введения, внутренне и межотраслевую взаемосвязность, вхождение в глобальных информационных потоков. Одним из условий внедрения инноваций и реализации инновационных проектов на территории РФ должно быть их соответствие требованиям экологической и социальной безопасности страны.

Следует также обратить внимание на перспективность внедрения инноваций с целью улучшения средств защиты туристов, совершенствование программных продуктов информационно-аналитического обеспечения путешествующей лица, особенно иностранных гостей, которые находятся в новом для них среде. Инновационная модель развития сферы туризма предусматривает увеличение выпуска новой продукции с лучшими потребительскими свойствами и успешную ее реализацию на внутреннем и внешнем рынках, повышение степени сбалансированности организационно экономического бизнес среды, рациональность использования инвестиционных, кадровых, материально-технических, маркетинговых ресурсов.

Исследовав особенности инновационных процессов в туризме и индустрии гостеприимства, можно сделать вывод, что инновации в этой сфере экономики страны является комплексным специфическим процессом, который включает в себя несколько стадий: от разработки идеи до производства и реализации инновационного туристического продукта или услуги, которые качественно отличаются от предыдущего аналога и способны лучше удовлетворить потребности потребителей, в результате чего наблюдаются положительные социально-экономическое, научно технический и экологический эффекты.

Учитывая анализ зарубежных источников, нами предложено ввести в основных структурных группах инноваций институциональные инновации. Понятие инновационной деятельности нами понимается широко, включая творческую интеллектуальную работу и процесс нововведений, которые взаимосвязаны связанные самой целью создания инноваций, а также их реализация, осуществляемой в форме клиентоориентированных инновационных проектов и составит предмет последующего исследования.

Литература

1. Михайлец А.В. Перспективы внедрения инновационных методов управления в индустрии гостеприимства // Молодой ученый. 2016. №5. С. 374-377.

2. Логутова А. В. Формирование показателей оценки эффективности инновационной деятельности организации индустрии гостеприимства // Молодой ученый. 2016. №6. С.489-493.

3. Выкиданец О.Д. Анализ современных инноваций в индустрии гостеприимства // Инновационная наука. 2016. №11-1. C. 32-35.

4. Похомчикова Е.О. Особенности инноваций в сфере услуг (на примере индустрии гостеприимства) // Сервис plus. 2014. №4. С. 45-52.

5. Гареев Р. Р. Инновационный потенциал российского гостиничного бизнеса // Молодой ученый. 2017. №2. С. 382-384.

6. Рогова И.А. Гостиничный бизнес в современных условиях: актуальные тенденции и проблемы развития // Вестник ГУУ. 2018. №6. С. 83-87.

7. Тайгибова Т.Т. Инновации в туризме - как один из важнейших факторов повышения уровня социально-экономического развития Республики Дагестан // Проблемы современной экономики: Материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2011 г.). Челябинск: Два комсомольца, 2011. С. 153-156.

8. Маклашина Л.Р. Инновационное развитие индустрии туризма // Проблемы современной экономики: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2011 г.). Челябинск: Два комсомольца, 2011. С. 178-179.

9. Муминова С.Р., Феоктистова В.М., Вагина У.В. Инновации в туризме на основе информационных технологий // Сервис в России и за рубежом. 2018. №1 (79). С. 6-15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.