Научная статья на тему 'Реализация национально-регионального компонента в содержании образования'

Реализация национально-регионального компонента в содержании образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
276
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Acta Biomedica Scientifica
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реализация национально-регионального компонента в содержании образования»

А.Ю. Ерентуева, Е.Г. Седунова

реализация национально-регионального компонента в содержании образования

Бурятский государственный университет (Улан-Удэ)

От состояния профессионального уровня и качества подготовки медицинских и фармацевтических кадров зависит в конечном итоге дальнейший прогресс и эффективность проводимых в здравоохранении реформ. Решение задачи удовлетворения потребностей здравоохранения в высококвалифицированных специалистах в соответствии с развитием науки неразрывно связано с оптимизацией системы высшего профессионального образования и актуализацией содержания образования. Одной из актуальных проблем современной дидактики высшей школы является разработка национально-регионального компонента. На сегодня федеральные и вузовские программы по всем учебным дисциплинам разработаны в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования. Адаптация вузовских программ при этом осуществляется через разработку национальнорегионального компонента в их содержании, имеющего общепрофессиональное, методологическое и мировоззренческое значение.

Одной из основных дисциплин естественно-научного блока при подготовке выпускников университета по специальности «лечебное дело» является «Биология с экологией». В системе медицинского образования широкая биологическая подготовка студентов необходима для получения фундаментальных знаний в области медицины и естественных наук, для формирования мировоззрения будущего врача. В связи с этим содержание данного курса в значительной мере ориентировано на человека как существо биосоциальное и отвечает запросам практической медицины. В нем изложены современные взгляды на наследственность, изменчивость и эволюцию биологических систем. В системе подготовки современного врача важное место имеет экологическое образование, поэтому содержание дисциплины направлено на понимание системного характера современной экологии.

В настоящее время человек является участником большинства природных экосистем, что обусловило введение в программу разделов, раскрывающих основы антропобиоэкосистематики, паразитизма, учения о биосфере и ноосфере. Естественно, что выбор содержательных акцентов в процессе формирования национально-регионального компонента должен определяться локальными природными условиями, спецификой действия экологических факторов, особенностями этноэкологической среды. При определении структуры национально-регионального компонента необходимо выделять и инвариант федерального уровня, который и представлен в различных пособиях, учебниках и программах для медицинских ВУЗов. Например, содержание таких тем, как «Клетка — элементарная биологическая система», «Структурнофункциональная организация наследственного материала и его уровни», «Размножение организмов как механизм, обеспечивающий смену поколений» составляет реальное инвариантное звено, которое не предполагает вариативности в плане разработки в их содержании национально-регионального компонента.

При изучении тем, раскрывающих содержание таких разделов, как «Антропобиоэкосистемы» и «Учение о биосфере и ноосфере», введение национально-регионального компонента связано с необходимостью раскрытия специфики Байкальского региона, перспектив развития различных научных направлений в регионе и республике, вопросов демографической политики, особенностей среды обитания человека и роли антропогенных факторов в эволюции видов и биогеоценозов. При разработке вариативного содержания (в данном случае речь идет о национально-региональном компоненте) необходимо учитывать и эмоционально-ценностное отношение к вопросам, связанными с осознанием ценности здоровья как личностно и общественно значимой категории. Этому способствуют, прежде всего, знания об основных компонентах общественной, социальной, экологической структуры, определяющих развитие республики и региона. Безусловно, что реализация данного компонента в содержании образования предусматривает помимо решения задач методологического, мировоззренческого значения, еще и учет воспитательного эффекта, что играет немаловажную роль в подготовке будущего специалиста.

Немаловажное значение при определении содержания национально-регионального компонента имеют вертикальные и горизонтальные междисциплинарные связи. Практикой доказано, что одним из реальных путей формирования и осуществления междисциплинарной интеграции в процессе подготовки специалистов медицинского профиля является процедура составления и утверждения по профилирующим кафедрам протоколов согласования. Протоколы согласования предполагают: анализ содержания федеральных программ с учетом вузовского и национально-регионального компонентов, итогов промежуточной и итоговой аттестации студентов по дисциплинам, учет рекомендации федеральных ведомств по организации учебно-воспитательного процесса и формированию методической базы преподавания дисциплин, переработку учебных программ, утверждение их на совместных заседаниях кафедр. Изменения в содержании программ в итоге сводятся к усилению тех тематических блоков,

которые имеют базовое значение в плане преемственности предметов на разных ступенях обучения, изменению дозированности материала определенной категории ввиду несвоевременности изучения или переноса учебных единиц в содержание других дисциплин.

В организационном плане реализация вариативного компонента в содержании образования возможна не только в процессе обучения обязательным дисциплинам, но и через формирование системы спецкурсов и дисциплин, введенных в рамках вузовского и национально-регионального компонента, а также через студенческие научные общества. Например, в системе спецкурсов общепрофессионального блока ведущее значение имеет спецкурс «Региональная патология Забайкалья», на котором студенты старших курсов медицинского факультета изучают патофизиологические и патоморфологические изменения, характерные для заболеваний, наиболее часто встречающихся в нашем регионе. Большое внимание при этом уделяется изучению роли химических элементов и их соединений в функционировании живого организма — важной проблеме современной медицины и биологии. Известно, например, что территория Восточной Сибири относится к группе селенодефицитных в России. При этом селен — один из важных микроэлементов, участвующих в метаболических, биофизических и энергетических реакциях организма, обеспечивающих жизнеспособность и функции клеток, тканей, органов и организма в целом. Поэтому актуальность изучения данного аспекта в рамках региональной проблемы не вызывает сомнения. В понятие «региональная патология Забайкалья» входят определенные нозологические формы и патологические состояния, которые чаще всего встречаются в Бурятии, Читинской области вследствие определенных причин (особенности географического расположения данных регионов, климатических условий, социальных факторов, особенности традиций, питания людей, проживающих в данной местности и др.). В Бурятии к региональной патологии можно отнести совершенно различные заболевания с определенной этиологией, патогенезом, клиникой, морфологией. Сюда можно отнести, например, клещевой энцефалит, алкоголизм, туберкулез, эндемический зоб. В настоящее время на кафедре общей патологии человека разработан и опубликован цикл лекций по дисциплине «Региональная патология Забайкалья», в котором рассматриваются группы заболеваний, связанных общей этиологией, а именно, измененным микроэлементным составом человеческого организма. Теоретический материал, представленный в пособии, является авторской разработкой, отличается актуальностью, новизной и практической ценностью [1].

Исходя из вышеизложенного, можно выделить основные условия, которые необходимо учитывать при формировании национально-регионального компонента в содержании образования:

1. Особенности социокультурной среды.

2. Учет содержательных возможностей содержания дисциплин для формирования национальнорегионального компонента.

3. Междисциплинарная интеграция и преемственность в процессе обучения и воспитания.

4. Комплексная оценка и единое пространство в содержательном плане для эффективного планирования процесса обучения.

5. Учет основных моделей внедрения национально-регионального компонента в учебновоспитательный процесс.

литература

1. Седунова Е.Г. Лекции по региональной патологии Забайкалья / Е.Г. Седунова. — Улан-Удэ: Полигран, 2009. — 75 с.

Д.Б. Жамбалов, P.P. Биктимеров

фармакокинетика бета-адреноблокатора пропранолола и бисопролола у больных артериальной гипертензией после однократного приема

Бурятский государственный университет (Улан-Удэ) Читинская государственная медицинская академия (Чита)

Блокаторы p-адренергических рецепторов нашли широкое применение при лечении сердечнососудистых заболеваний и уже более 30 лет используются в кардиологической практике. За серию работ по их изучению J. Black был удостоен Нобелевской премии. Результаты контролируемых клинических исследований доказали, что только липофильные кардиоселективные p-адреноблокаторы (БАБ) достоверно снижают частоту внезапной смерти.

Липофильные БАБ: бетаксолол, карведилол, метопролол, пропранолол, тимолол и др. [1], жирорастворимые и водорастворимые БАБ: ацебутолол, бисопролол, пиндолол и др. Считают, что при отсутствии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.