Научная статья на тему 'Реализация национально-регионального компонента в классе фортепиано детских музыкальных школ республики Мордовия'

Реализация национально-регионального компонента в классе фортепиано детских музыкальных школ республики Мордовия Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
191
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ МУЗЫКА / ТРАДИЦИОННЫЙ МЕЛОС МОРДВЫ / ЖАНРОВАЯ СПЕЦИФИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Игнатьева Светлана Константиновна

В статье рассматривается специфика учебного процесса в детских музыкальных школах республики, обусловленная изучением произведений традиционной музыкальной культуры мордовского народа и профессиональных сочинений композиторов Мордовии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реализация национально-регионального компонента в классе фортепиано детских музыкальных школ республики Мордовия»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 04-2/2017 ISSN 2410-700Х

Вопрос об ошибках в педагогической практике привлекает внимание не только методистов, но и психологов. Многие из них полагают, что речь должна идти не об исключении ошибок, а о том, чтобы допущенная ошибка осознавалась учащимся, то есть анализ собственных ошибок - это путь их преодоления.

Постоянное исправление ошибок - малоэффективный метод, они опять всплывают на следующем же уроке. Поэтому большинство методистов считают, что гораздо эффективнее предупредить появление всякого рода ошибок, искажающих язык, в произношении учащегося.

Использование метода предупреждения ошибок, п.ри котором один раз созданная правильная артикуляционная база, сознательное заучивание студентом правильного словесного ударения с помощью словаря, или объяснение преподавателем семантики основных ядерных тонов - будут вести к правильному усвоению произносительных навыков, что очень важно в практических целях для будущих специалистов в различных областях при общении с иностранными партнерами. Список использованной литературы:

1. Гурова Г.Г. К вопросу о преподавании фонетики в техническом вузе. Гуманитарный вестник, 2013, вып. №7 (с.23)

2. Б.В. Беляев. Очерки психологии обучения иностранным языкам - М., 1965 (с.136-139)

3. Рогова Г.В. Методика обучения иностранным языкам - М.,1991(с.67-74)

© Зеленская М.А.,2017

УДК 398:371.13(470.345)

Игнатьева Светлана Константиновна

преподаватель МБУ ДО «ДМШ 1» г. Саранск, Республика Мордовия, РФ E-mail: ignatevask1@gmail.com

РЕАЛИЗАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ШКОЛ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

Аннотация

В статье рассматривается специфика учебного процесса в детских музыкальных школах республики, обусловленная изучением произведений традиционной музыкальной культуры мордовского народа и профессиональных сочинений композиторов Мордовии.

Ключевые слова

Национальная культура, инструментальная музыка, традиционный мелос мордвы, жанровая специфика

Современная система дополнительного образования в республике Мордовия представляет широкую сеть учебных заведений (музыкальных школ, школ искусств, студий, кружков), в которых дети наряду с обучением игре на фортепиано и изучением музыкально-теоретических дисциплин, знакомятся с традиционной музыкальной культурой мордовского народа. Процесс регионализации образования, т.е. воспитание художественно-эстетических потребностей подрастающего поколения с ориентацией на местную культуру, обеспечивается введением в учебный процесс детских музыкальных школ произведений национальной музыкальной культуры. На индивидуальных занятиях дети знакомятся с высокохудожественными образцами профессионального и традиционного творчества мордовского народа, получают доступные для своего возраста знания о национальном музыкальном искусстве - стилях, жанрах, формах, специфичности арсенала средств художественного высказывания. Приобретаемый музыкально-исполнительский опыт общения с подобной литературой способствует разностороннему формированию духовной культуры ребенка, усвоению детьми знаний о связях народной и профессиональной музыки, о

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 04-2/2017 ISSN 2410-700Х_

взаимовлиянии музыкальных культур народов, проживающих на территории республики.

Усилению интереса к традиционному и профессиональному творчеству композиторов Мордовии способствует активная издательская деятельность по публикации фортепианных произведений, а также проведение регулярных детских музыкально-инструментальных конкурсов республиканского и городского уровней. На фестивальных и конкурсных мероприятиях, посвященных творчеству Г.Г. Вдовина, Г.И. Сураева-Королева, С.Я. Терханова звучит наиболее интересная и привлекательная для юных пианистов музыка этих авторов.

Сборники фортепианных пьес композиторов Мордовии, адресованные детской аудитории, содержат произведения различных стилевых направлений, тематики, образного содержания, форм и жанров. Оригинальный творческий почерк каждого автора основывается на глубокой национальной почвенности музыкального языка и демонстрирует специфический комплекс выразительных средств: натуральные и малообъемные бесполутоновые ангемитонные лады, многоголосие (параллелизмы, бурдонность, гармонические комплексы нетерцовой структуры); смешанные, несимметричные и переменные метры; фактурную и тембровую имитацию игры на народных музыкальных инструментах.

В фортепианной музыке композиторов Мордовии специфичные для национального колорита средства органично синтезируются с использованием художественно-технических композиторских ресурсов русской и западноевропейской музыки в области интонационной разработки и структурирования музыкального материала произведений. Стилевое содержание фортепианных произведений композиторов Мордовии разнообразно. Так, творчество Д.В. Буянова, Г.Г. Вдовина, Н.Н. Митина по особенностям эмоционально-образного содержания, строения форм, мелодики, гармонии, ритмики и склада многоголосия может быть отнесено к неоклассицизму. Творчество Н.В. Кошелевой и Г.Г. Сураева-Королева тяготеет к неофольклоризму, Е.В. Кузиной и С.Я. Терханова - к неоромантизму. При этом в рамках основного авторского стиля в сочинениях композиторов имеют место и параллельные проявления полистилистичности. Так, в сочинениях Г.Г. Сураева-Королева присутствуют стилевые черты джазовой музыки, а многогранную индивидуальную творческую манеру С.Я. Терханова отличает эстрадность, камерность и театральность.

Большая часть фортепианного репертуара учащихся ДМШ - программные сочинения. Характеристичные заголовки пьес помогают детям понимать, усваивать и раскрывать заложенное в музыке содержание, развивают и обогащают их ассоциативные представления об эмоционально-образном строе авторского замысла. Жанровая определенность также помогает в создании убедительной трактовки сочинений. В репертуар маленького пианиста включаются фольклорные обработки (В. Белоклоков «Левженская плясовая», Н. Бояркин, «Луганяса келуня»), картины народного быта (Н. Бояркин «Сельский праздник», Л. Кирюков «Праздник в Пимбуре», Д. Скрипкин «Колокола»), пейзажные зарисовки (М. Волков «Осенний этюд», «На реке» из цикла «Времена года», Л. Кирюков «Весенние отзвуки»), картинная галерея (Г. Вдовин «Портреты» [«В. Моцарт», «Р. Шуман», «П. Чайковский»...], Н.Кошелева «Женские портреты» [«Утро», «Юность», «Любовь», «Портрет матери»]), лирическая музыка (Л. Кирюков «Одиннадцать фортепианных миниатюр» [«Элегия», «Прелюдия», «Утро»], Кузина «Колыбельная»), мир животных (Е. Кузина «Пес Васька», Д. Скрипник «Танец медведя»), С. Терханов «Полька зверят», марши (Н. Митин «Марш», М. Волков Марш из фортепианного цикла «Времена года»), танцевальная музыка (Н. Бояркин «Кальцемат», Е. Лысенкова «Наигрыш», С. Терханов «Золушка на балу»), популярная музыка (С. Терханов «Фокстрот-ретро», Г.Г. Сураев-Королев «Маленький урок джаза»).

чебным материалом для учащихся младших классов являются миниатюры с понятным художественным замыслом и определенным комплексом задач для развития музыкально-инструментальных навыков и умений. Эти сочинения имеют структуру одночастного периода или простой 2-, 3-частной формы. Учащимся старших классов адресуются более масштабные произведения: пьесы строфического строения, сложной 2-, 3-частной формы, вариации, сонаты, многочастные циклы (сонатины Е. Кузиной, Е. Лысенковой; сонаты Г.Г. Вдовина, соната «Школьная» С.Я. Терханова; цикл фортепианных пьес «Времена года» М. Волкова; концертные вариации на мордовские народные песни И. Соколовой; «Десять прелюдий-импровизаций» Г.Г. Сураева-Королева).

Введение национального компонента в детскую исполнительскую практику ставит задачи не только

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 04-2/2017 ISSN 2410-700Х_

перед преподавателем. Слушательская культура учащихся должна воспитываться на лучших инструментальных образцах народной и профессиональной музыки, которые должны пропагандироваться средствами массовой информации. В настоящее время республикой решается множество проблем, связанных с массовым тиражированием нотного материала, разработкой методической литературы о стилевых, жанровых и эмоционально-образных особенностях произведений, составлением программных требований по планомерному изучению творческого наследия композиторов Мордовии. Все проводимые мероприятия свидетельствуют о правильности выбранного направления в деле изучения традиционной культуры мордовского народа.

© Игнатьева С.К., 2017

УДК 796

Карева Галина Вячеславовна

к.п.н., доцент,БГТУ г. Брянск, РФ E-mail: kareva.galya@mail.ru

АНАЛИЗ ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯГИЯ СТУДЕНТОВ БГТУ

Аннотация

В данной статье рассмотрены вопросы функциональных нарушений и здоровья студентов БГТУ. Определены соматометрические и физиометрические параметры обучающихся. Оценены физическое состояние студентов, проживающих до поступления в городах и сельских населенных пунктах, обучающихся на технических и других специальностях, а также на разных курсах. Выявлены главные факторы физического состояния студентов.

Ключевые слова

Соматометрические и физиометрические показатели, индекс массы тела, жизненная емкость легких.

В современных высших учебных заведениях осуществляется постоянная интенсификация образовательного процесса, усложнение его содержания, внедрение новых информационных методов обучения, что увеличивает нагрузку на студентов. Учебно-воспитательный процесс должен способствовать формированию самостоятельной, инициативной и здоровой личности. Однако, у части студентов во время обучения обнаруживаются различные функциональные нарушения и отмечается ухудшение здоровья. Поэтому, актуальным является анализ физического состояния молодежи, обучающейся в вузах [1]. Хорошее физическое состояние молодых людей является важным фактором их успешной адаптации к учебной и трудовой деятельности. В связи с этим целью работы явилась оценка параметров физического состояния студентов.

Объектами исследования в работе явились студенты разных факультетов. Всего обследовано 214 студентов с первого по четвертый курс очной формы обучения ЬГТУ, из них 94 девушки и 120 юношей . Вся выборка обследуемых была разделена на студентов из городов и сельских населенных пунктов, обучающихся на технических и других специальностях, а также на разных курсах.

Для получения объективных данных о физическом состоянии студентов измерялись соматометрические (длина тела, масса тела) и физиометрические (артериальное давление, частота сердечных сокращений, жизненная емкость легких, сила сжатия кисти) показатели. Кроме того, рассчитывался весоростовой индекс Кетле по формуле: Индекс Кетле = масса(г) / рост(см).

Для обобщения результатов антропометрических измерений была предложена комплексная бальная оценка физического состояния студентов по шести показателям, каждый из которых оценивался по пяти

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.