Научная статья на тему 'Фортепианная музыка композиторов Мордовии'

Фортепианная музыка композиторов Мордовии Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
241
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Фортепианная музыка композиторов Мордовии»

рально противоположных истолкований, в частности выступает как антоним красивого и легко усвоенного социумом термина «полистилистика». Эклектиками называют композиторов второго плана, тех, у которых отсутствует своя эстетика, отличающая яркую авторскую индивидуальность. Спорность такого подхода очевидна.

Смысловая расплывчатость этих понятий должна остаться в прошлом. Вероятно, глубокий и детальный анализ характера связи разностилевых элементов, используемых композитором в тексте, позволил бы создать условия для разграничения этих явлений. При этом спектр анализируемых текстов, конечно, не должен ограничиваться «полистилистическими» произведениями последних десятилетий, а

варьироваться, по крайней мере, в историческом пространстве двух последних веков. Кроме того, в данном вопросе важен метод анализа, выбранный исследователем при рассмотрении текста произведения или группы произведений.

Если рассматривать произведения искусства как семиотические объекты, то эклектические (а также полистилистические) тексты могут выступать как механизмы «двойного кода», рассчитанные одновременно на различные уровни восприятия.

Семиотическая грань проблемы эклектики как явления исторического, предшествующего появлению различных полистилистических техник, позволит выдвинуть его на уровень перспективного предмета искусствоведческого исследования.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Автономова Н. С. Рассудок. Разум. Рациональность. М.: Наука, 1988. 286 с.

2. Григорьева Г. В. Стилевые проблемы русской советской музыки второй половины XX в. 50 — 80-е годы. М.: Сов. композитор, 1989. 206 с.

3. Кириченко Е. О закономерностях развития архитектуры (опыт системного анализа эклектики и модерна; // Архитектура СССР. 1973. N° 12. С. 42 — 50.

4. Кондаков Н. И. Логический словарь-справочник. М.: Наука, 1975. 720 с.

5. Медушевский В. К проблеме сущности, эволюции и типологии музыкальных стилей / / Муз. современник. М.: Сов. композитор, 1984. Вып. 5. С. 5 — 17.

6. Станькова Я., Пехар И. Тысячелетнее развитие архитектуры / Пер. с чеш. В. К. Иванова; Под ред. В. Л. Глазычева. 2-е изд. М.: Стройиздат, 1987. 296 с.

7. Шнитке А. Полистилистические тенденции современной музыки: Докл. на VII Мсждунар. конгрессе в Москве // Музыкальная культура народов СССР: традиции и современность. М., 1973.

С. 289 - 291.

Поступила 14.11.01.

ФОРТЕПИАННАЯ МУЗЫКА КОМПОЗИТОРОВ МОРДОВИИ

Т. Н. ГУ ЛАЯ, старший преподаватель

Неисчерпаемое богатство мордовской музыкальной культуры общеизвестно, и этот факт не раз отмечался в исследовательских работах, посвященных изучению особенностей национальной музыки Мордовии.

Самобытность и характерность фольклорных источников (мордовских несен, причитаний, танцевальных наигрышей и др.) не оставляет равнодушными мордовских профессиональных композиторов, вдохновляя своеобразными музыкальны-

© Т. Н. Гулая, 2001

105

ми идеями, волнуя воображение, сообщая особый колорит их творениям. Произведения композиторов Мордовии не чужды европейским музыкальным традициям, и это говорит о высоком профессиональном уровне подготовки авторов, их образованности и техническом мастерстве. Но любовь к родному краю, интерес к его культуре обогащают профессиональную музыку мордовских композиторов, насыщают ее своеобразным и неповторимым духом патриотизма, преданности своей культуре.

Знакомство с творчеством композиторов Мордовии убеждает в том, что его основное направление связано, прежде всего, с созданием крупных сочинений для больших исполнительских хоровых и оркестровых коллективов: ораторий, кантат, симфоний. Вместе с тем немалую роль играет и камерная, в частности фортепианная, музыка, которая заслуживает пристального внимания и изучения.

Позитивным моментом является тот факт, что в Саранске впервые в 2000 г. вышел в свет нотный сборник «Фортепианная музыка композиторов Мордовии», а в 2001 г. появилось следующее издание с одноименным названием. Редакцию этих сборников осуществила Л. Б. Бояркииа, составили его Т. Н. Гулая, С. А. Исаева.

Фортепианные произведения композиторов, включенные в сборники, хотя и не являются основной областью их творчества, но представляют собой уникальные образцы претворения европейских традиций и использования национального мелоса. Авторами произведений являются Г. Вдовин, Н. Митин, Г. Г. Сураев-Королев, С. Терханов, Е. Лысеикова.

Произведения, вошедшие в первое издание сборника, принадлежат жанру фортепианной миниатюры.

Цикл Г. Вдовина «5 пьес для фортепиано» является своеобразным «словарем настроений», в котором одна картинка, как в калейдоскопе, сменяется другой. Жанровая яркость, образность сообщают миниатюрам характер этюдов, жанровых сцен. Типично романтический характер подобных форм проявляется не только в принципе контрастности следующих друг за другом пьес, но и в программном замысле их композиционного построения.

Глубинная национальная первооснова этих сочинений (использование натуральных ла-дообразований, пентатонических построений, вариационного принципа развития тематизма) создает почву для различного рода творческих экспериментов.

Две прелюдии Г. Вдовина демонстрируют многогранность композиторского дарования автора: первая погружает в атмосферу философских размышлений, сосредоточенной суровости, вторая прелюдия контрастирует с ней своей танце-вальностыо, романтической устремленностью.

« Фантазия» и «Танец» Г. Вдовина являются ярким примером импровизационное™, используемой с поистине романтической свободой.

Две прелюдии Н. Митииа отражают романтические тенденции в творчестве композитора. Само обращение к жанру прелюдии предопределяет спектр выразительных и формообразующих средств, свойственных этому жанру в его романтическом толковании. Стилистически разные, непохожие друг па друга, обе миниатюры имеют схожее композиционное строение, яркую жанровую принадлежность: в первой — серенада, а во второй — тапец.

. Десять прелюдий-импровизаг^ий Г. Г. Сураева-Королева вошли в сборник выборочно, по каждая свидетельствует о необыкновенном композиторском остроумии и находчивости автора, как в области композиции, так и в области мелодии и фактуры. Эти произведения привлекают своей гшанистичностыо, импровизационной свободой. Синкопы, ритмическая изобретательность, мелодическая вариа-циоипость, за которыми тянется шлейф джазовой непосредственности, создают образы, полные внутренней динамики.

Пьесы С. Терханова могли бы войти в «Детский альбом». Композитор, создающий музыку для оркестров и хоров, музыку серьезную и порой драматичную, сумел написать произведения, проникнутые поистине детской чистотой и непосредственностью. Неподдельная простота «Польки зверят», лирическая проникновенность «Вальса-видения», изящность и легкость «Золушки на балу», задушевность и поэтичность «Элегии», романтическая

тонкость «Осеннего романса» говорят не только о богатой образной палитре их автора, но и о необыкновенной гуманности и человечности этой музыки. За внешней простотой и порой безыскусственностью терхаповских пьес скрывается глубочайшая продуманность всех деталей и мельчайших подробностей. Изысканность гармонических ходов, изящество мелодического рисунка и его отдельных поворотов, как и ряд других, едва заметных штрихов, придают пьесам удивительную легкость.

В инструментальном творчестве мордовских композиторов наряду с жанром миниатюры значительное место занимают произведения крупной формы. Сонаты и сонатины, вошедшие во второе издание сборника, составляют наиболее интересную и яркую страницу музыкального фонда композиторов Мордовии. Эти произведения отличаются яркой индивидуальной манерой, своеобразием национального колорита.

Соната №2 1. Вдовина создана в традициях ирокофьевских сопат. Это трехчастиый цикл, построенный по принципу контраста: драматическая первая часть сменяется строгой лирикой во второй, за которой следует стремительный финал.

«Баллада» этого же композитора является образцом героического инструментального эпоса. Эпичность ее образного строя обусловлена характерными для этого жанра особенностями. Как известно, баллада всегда являлась одним из излюбленных жанров романтического искусства, так как прекрасно передавала национальный колорит. В этом проявлялся интерес к историческому прошлому, отраженному в старинных преданиях и легендах. Рельефность образов обусловлена индивидуальностью тематизма, необыкновенной яркостью мелодических и ритмических оборотов.

Сонатина №2 Г. Вдовипа — произведение, по форме и композиции напоми-

Поступила 14.11.01.

иающее классическую модель жанра сонатины. Однако и гармоническое содержание, и соотношение главной и побочной тем (d — е), и ладовые особенности тематизма обнаруживают связь с композиторской техникой XX в.

«Школьная сонатина» С. Терхаиова благодаря названию настраивает па определенный характер восприятия. Композитор, сочиняющий много музыки для детей в жанре фортепианной миниатюры, сохраняет искренность и непосредственность высказывания и в произведении крупной формы.

Сонатина Е. Лысепковой отличается своеобразием двухчастной структуры. Если первая часть написана как традиционное сонатное allegro, то вторая, медленная часть (andante) — это тема с вариациями. Общность интонационного материала частей, непрерывность музыкального развития способствуют цельности формы этого произведения.

Фортепианная музыка композиторов Мордовии — область малоизученная п редко исполняемая. Однако она представляет собой одну из ярких граней национального искусства. Широкая пропаганда, концертная деятельность, исполнение и осмысление этих произведений могли бы внести большой вклад в развитие музыкальной культуры Мордовии.

В заключение хочется еще раз отметить важность не только исполнения этих произведений, но и их внимательного изучения и анализа. Очевидно, что фортепианные произведения мордовских композиторов — перспективный объект для теоретического исследования и методических разработок.

В настоящее время готовится к публикации следующий выпуск сборника «Фортепианная музыка композиторов Мордовии», включающий произведения циклической формы. Впервые будут опубликованы произведения Г. Вдовипа, Н. Бо-яркина, Г. Г. Сураева-Королева, Е. Кузиной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.