Научная статья на тему 'Реализация наказания в виде лишения свободы в отношении женщин (на примере Республики Беларусь)'

Реализация наказания в виде лишения свободы в отношении женщин (на примере Республики Беларусь) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1211
214
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Свило С. М.

В статье акцентируется внимание на мерах по совершенствованию порядка и условий отбывания женщинами наказания в виде лишения свободы, которые направлены на повышение эффективности процесса исправления, социальную адаптацию осужденных и восстановление семейных связей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реализация наказания в виде лишения свободы в отношении женщин (на примере Республики Беларусь)»

.М. Свило,

кандидат юридических наук, доцент

(УО «Академия Министерства внутренних дел Республики Беларусь»)

РЕАЛИЗАЦИЯ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ В

ОТНОШЕНИИ ЖЕНЩИН (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ)

В статье акцентируется внимание на мерах по совершенствованию порядка и условий отбывания женщинами наказания в виде лишения свободы, которые направлены на повышение эффективности процесса исправления, социальную адаптацию осужденных и восстановление семейных связей.

Одной из актуальных проблем женской преступности является ее уголовноисполнительный аспект. Вопросы

отбывания наказания женщинами, совершившими преступления (далее также

- женщинами-преступницами), начинается с этапа его назначения. Традиционная практика привлечения лиц к уголовной ответственности свидетельствует, во-первых, о том, что гендерный признак является одним из оснований применения в отношении женщин иных мер уголовной ответственности без достаточных

аргументов, что таким образом может быть достигнута цель исправления лица, совершившего преступление, и

предупреждения совершения новых преступлений как осужденной, так и

другими лицами. Во-вторых,

предусмотренные законодателем

ограничения при назначении некоторых видов наказания (общественных работ, ареста, ограничения свободы) в отношении женщин-преступниц, имеющих детей, не позволяют суду при наличии в норме трехчетырех альтернативных санкций, устанавливающих уголовную

ответственность за конкретное

преступление, применить все из них. В-третьих, осужденным женщинам назначаются слишком большие сроки лишения свободы без учета их биологических и физиологических особенностей, а также характера и степени общественной опасности совершенного преступления и обстоятельств его совершения.

Вследствие этого нами предпринята попытка оценить потенциал и степень эффективности наказания в виде лишения свободы в отношении женщин-преступниц. Эта задача является актуальной, т.к. за последние семь лет уровень рецидивной преступности женщин вырос почти в два раза. Кроме этого, число осужденных женщин, совершивших преступление в течение первого года после освобождения из мест лишения свободы, превышает число женщин, совершивших преступление в этот же промежуток после отбытия остальных видов наказания. В силу этого, на наш взгляд, ошибочным является мнение о том, что наказание в виде лишения свободы наиболее эффективно [1]. Данное предположение основано на презумпции того, что лицо, совершившее преступление, ценит личную свободу превыше всего.

Установлено, что при реализации уголовной ответственности в 2010 г. женщинам-преступницам в большинстве случаев назначались такие виды наказания, как ограничение свободы - 37,7 % (в 2005 г. - 11,4 %, в 2007 г. - 23,2 %); лишение свободы - 19,6 % (в 2005 г. - 18,3 %, в 2007 г. - 18,1 %); исправительные работы

- 12,1 % (в 2005 г. - 27,7 %, в 2007 г. - 22 %); штраф - 10,1 % (в 2005 г. - 13,9 %, в

2007 г. - 15,1 %). Незначительное

применение такого вида наказания, как арест (8,7 %), объясняется наличием

одного арестного дома для женщин. Каждой восемнадцатой женщине назначались иные меры уголовной ответственности (5,4 %).

Так, одним из наиболее распространенных видов наказаний, применяющихся в отношении женщин, является лишение свободы. В настоящее время в исправительных учреждениях Республики Беларусь (далее - ИУ) содержится около трех тысяч женщин, средний срок наказания которых постоянно растет: с 3,1 года в 2001 г. до 3,6 лет в 2010 г., несмотря на снижение тяжести совершенных ими преступлений. Приведенные данные свидетельствуют о том, что около половины женщин осуждены к лишению свободы на срок от 1 до 3 лет, каждая шестая - от 5 до 10 лет. Количество женщин, осужденных на срок свыше 10 лет, за рассматриваемый период увеличилось в три раза.

Проведенное исследование в местах лишения свободы [2] позволило определить криминологический портрет женщины-преступницы, который выглядит следующим образом: это незамужняя либо разведенная женщина 30-50 лет с законченным средним образованием, не имеющая определенных занятий, совершившая, как правило, одно преступление против собственности по мотивам, близко соприкасающимся с ее жизнью или жизнью близких людей; около одной четверти отрицательно

характеризуются по месту работы и жительства; признают свою вину за совершенное деяние, что свидетельствует о беспокойстве за свое будущее, которое усиливается в период отбывания наказания; почти половина из опрошенных - ранее судимы, а уровень специального рецидива выше общего; в соотношении простого, опасного и особо опасного рецидива превалирует простой рецидив; каждая пятая ранее привлекалась к административной ответственности; около 10 % женщин-преступниц страдали алкоголизмом и наркоманией, более 30 % совершили

преступление в состоянии алкогольного опьянения.

Для содержания женщин, отбывающих наказание в виде лишения свободы, в Республике Беларусь действуют три исправительные колонии (далее - ИК), в том числе: для лиц, впервые отбывающих

это наказание; для лиц, ранее отбывавших наказание в виде лишения свободы; исправительная колония-поселение.

Согласно ст. 57 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее - УК), женщинам отбывание наказания в виде лишения свободы может быть назначено в условиях поселения, в условиях общего или строгого режимов. Основанием для определения строгого режима содержания является совершение женщиной преступления при особо опасном рецидиве. В силу малочисленности женщин, допустивших особо опасный рецидив (в 2005, 2006 и 2009, 2010 гг. - ни одной осужденной, 2004 г. - 2, 2007 г. и

2008 г. - по 3), в одном отряде содержатся женщины, которым отбывание наказания назначено как в условиях общего, так и строгого режима. Вследствие этого считаем возможным в будущем изменить систему ИУ для женщин, исключив из нее ИК с отбыванием наказания в условиях строгого режима, что не потребует дополнительных затрат и в то же время позволит женщинам в определенной мере улучшить условия отбывания наказания. Так, лицам, отбывающим наказание в виде лишения свободы в условиях общего режима, разрешается ежемесячно расходовать денежные средства, имеющиеся на их лицевых счетах, в размере до шести базовых величин, а в условиях строго режима - до четырех. Первая категория осужденных вправе иметь больше на одно краткосрочное и одно длительное свидание в течение года; ежегодно получать на две посылки или передачи больше. Дополнительные льготы предусмотрены Уголовно-исполнительным кодексом Республики Беларусь (далее

- УИК) и при переводе на улучшенные условия содержания.

Кроме этого, представляется

целесообразным значительно сократить количество женщин, осужденных к

лишению свободы. Так, во многих случаях наказание в виде лишения свободы назначается лицам, осуждаемым за

преступления, не относящиеся к категории тяжких. Более половины всех находящихся в местах лишения свободы женщин

осуждены за хищения без применения насилия, из них более 45 % - за кражи. За насильственные преступления осуждены около 20-25 %, из них за убийства - около 10 %. По мнению сотрудников одной из ИК, в ней находится до 10 % женщин, в изолировании которых от общества не было необходимости, и применение к ним столь сурового наказания неоправданно

[3].

Следует отметить, что в ИК для лиц, впервые отбывающих наказание в виде лишения свободы, имеется дом ребенка, где до достижения трехлетнего возраста постоянно содержатся 30-50 детей, рожденных осужденными женщинами. Как показало исследование, матери в таких случаях проживают отдельно от детей, а проблема пребывания ребенка после достижения им трехлетнего возраста всегда остается открытой. Проживание таких лиц вне ИК на время освобождения от работы по беременности и родам, а также на период до достижения ребенком трехлетнего возраста, что предусмотрено ст. 91 УИК, вообще не практикуется. В этом отношении заслуживает внимания система отбывания наказания в виде лишения свободы некоторых стран Европы. Так, в Германии существуют автономные тюремные комнаты для матери и ребенка площадью 20 кв.м, предусмотрены ясли, сад, детские площадки, специальный лифт для подъема детских колясок на жилой этаж и др. Содержание осужденной матери с ребенком продолжается до достижения им школьного возраста. В Финляндии ребенок находится с матерью до четырех лет. Когда женщина занята на работе, дети проводят время под присмотром квалифицированных детских работников

[4]. В Ирландии осужденную женщину освобождают досрочно после того, как ее ребенку исполнилось девять месяцев. В Дании, Греции предусмотрено совместное проживание матери и ребенка даже в тех случаях, когда женщина приговорена к одиночному заключению [5].

По данным анкетирования женщин, отбывающих наказание в виде лишения свободы, у 81 % из них отрыв от семьи,

родных и близких вызывает наибольшие страдания. Каждой седьмой осужденной никто не пишет, к большинству никто не приезжает на свидания, в связи с чем они заменяют их на телефонные разговоры с родными. В этом направлении представляется целесообразным изменить условия отбывания наказания в виде лишения свободы осужденным женщинам: отменить все ограничения на количество посылок, передач и бандеролей; увеличить продолжительность и количество свиданий с супругами и детьми, телефонных

переговоров.

Кроме этого, с учетом указанного считаем необходимым изменить редакцию ст. 91 УИК, предусмотрев проживание вне ИК осужденных женщин, которые имеют семью или родственников, давших

согласие на совместное с ними проживание, либо которые имеют

возможность самостоятельно обеспечить надлежащие условия для воспитания ребенка. При этом следует установить, что поселяются такие женщины вблизи территории ИК в общежитии,

принадлежащем колонии, либо в арендуемых жилых помещениях, либо в жилых помещениях, находящихся в личной собственности, и обязаны являться один раз в течение дня, в установленное время, к дежурному помощнику или часовому контрольно-пропускного пункта для регистрации.

При принятии решения о совместном проживании должны учитываться состояние здоровья матери и ее отношение к ребенку. Недопустимо предоставление такого права женщинам, не прошедшим курс лечения от венерических заболеваний и с психическими отклонениями. Кроме того, необходимо учитывать поведение осужденной во время отбывания наказания, ее психолого-педагогическую характеристику. Совместное проживание матери с ребенком даст возможность почувствовать ответственность за его жизнь и благополучие, а в дальнейшем не позволит оставить его при первом жизненном затруднении на свободе. Противоречивым остается решение вопроса о направлении ребенка в

соответствующие детские учреждения по достижении им трехлетнего возраста, если оставшийся срок отбывания наказания матери не позволяет применить условнодосрочное освобождение. Белорусскими

учеными уже высказывались предложения о смягчении требований для применения условно-досрочного освобождения в отношении беременных женщин и

женщин, имеющих детей до 14 лет [6], с чем следует полностью согласиться.

Дополнительные льготы беременным

женщинам и женщинам, имеющим при себе детей и добросовестно исполняющим свои родительские обязанности, должны выражаться в отмене всех ограничений на приобретение продуктов питания и

предметов первой необходимости, которые регламентированы ст. 82 УИК.

В связи с тем, что женщины, совершившие преступления, существенно отличаются друг от друга по социальнопсихологическим характеристикам,

характеру и степени общественной опасности, направленности преступного деяния на конкретный правоохраняемый объект, считаем целесообразным объединение осужденных по видам преступлений в рамках одной ИК в самостоятельные отряды. Это позволит более полно учитывать личные особенности разных категорий

осужденных, дифференцированно

организовывать работу по их исправлению. Кроме того, представляется возможным создание в женских ИУ специализированных мест отбывания срока наказания для женщин в возрасте свыше 50 лет. По состоянию на 1 января 2011 г. это 109 человек (5 %) от общего числа заключенных. Как правило, это лица, осужденные за преступления в семейно-бытовой сфере,

характеризующиеся примерным

поведением, к которым никто не приезжает на свидания. Созданные места отбывания наказания не потребуют усиленной войсковой охраны, однако им необходим дополнительный

обслуживающий и медицинский персонал.

Проведенные исследования показали, что условия жизни в ИК созданы без

достаточного учета психологических, физиологических и других особенностей лиц женского пола. Во время отбывания наказания происходят непрерывные циклические процессы, которые влияют на психику, вызывают взрывы эмоций, беспричинную агрессию у женщин. Санитарно-гигиенические условия,

перечень инвентаря и предметов, которыми обеспечиваются ИК, не учитывают особенностей физиологии: повсеместно отмечается недостаток отдельных средств гигиены, одежды и белья, дополнительных гигиенических мест, невозможность нормальной стирки и т.п. Закрепленная в ст. 94 УИК норма жилой площади на осужденного - два квадратных метра - не предусматривает различий в условиях содержания мужчин и женщин. В связи с этим считаем целесообразным в ИК, предназначенных для отбывания наказания женщин, увеличить минимальную норму жилой площади до трех квадратных метров на одно лицо.

Одним из важных факторов, позволяющих нейтрализовать негативное воздействие изоляции, является степень участия осужденных в трудовом процессе. Результаты проведенного исследования показали, что половина осужденных женщин заняты на швейном производстве, 13,5 % - на метизном производстве, 7 % к работе не привлекаются. Средняя заработная плата в 2010 г. в ИК для лиц, впервые отбывающих наказание в виде лишения свободы, составляла 150 тыс. белорусских рублей, в ИК для лиц, ранее отбывавших наказание в виде лишения свободы, - 80 тыс. белорусских рублей (в то время как содержание одного осужденного обходится примерно в 600800 тыс. белорусских рублей). Таким образом, основная масса осужденных женщин не способна компенсировать затраты государства, связанные с их содержанием, несмотря на желание трудиться, а обучение профессиональным специальностям проходит без учета их востребованности на свободе. В качестве фактора, способного повлиять на заинтересованность работой, большинство

респондентов назвало более высокую заработную плату. Следовательно, выходом из данной ситуации является поиск новых решений проблем трудовой занятости в ИУ, обучение новым профессиональным специальностям.

Самостоятельного анализа заслуживает проблема участия различных форм

общественных объединений и

религиозных организаций в исправлении женщин-преступниц, потенциал которых не используется в полной мере.

Способствовать развитию у осужденных позитивных морально-эстетических норм призван международный проект «Театр в тюрьме», созданный в 2005 г. в ИК для лиц, впервые отбывающих наказание в виде лишения свободы, шведской общественной организацией при поддержке Союза белорусских женщин и Департамента исполнения наказаний МВД Республики Беларусь. Однако

незначительное количество

задействованных участников требует его расширения.

Следующая группа предупредительных мер связана с подготовкой осужденных к освобождению. Результаты анкетирования свидетельствуют о том, что после освобождения около половины женщин волнуют проблемы трудоустройства, каждую пятую - восстановление отношений с семьей, 6 % женщин -жилищные трудности. Отрыв от семьи, родных и близких вызывает у 81 %

респондентов наибольшие страдания.

Такие обстоятельства осложняют социальную адаптацию, а общество и государство на данном этапе не способны кардинально повлиять на ситуацию. Тем самым в течение длительного времени оторванные от нормальных условий, женщины с устоявшимися

антиобщественными навыками и привычками, которые не удалось

исправить в период отбывания наказания, нередко оказываются перед единственным выбором - продолжить свою преступную деятельность. В числе объективных

условий, способствующих этому, практики отмечают несоответствие численности

осужденных лимиту наполнения

исправительных учреждений.

Вместе с тем каждая седьмая женщина не исключает, что, находясь на свободе, совершит новое преступление. На наш взгляд, специальные программы

индивидуальной профилактической

работы в этом случае должны обязательно содержать следующие меры:

трудоустройство всех освобождаемых женщин; обучение новым профессиям; строительство общежитий или домов-интернатов для этого контингента; усиление социального контроля за поведением освобожденных; привлечение общественности к этой работе.

Так, в течение первого года после освобождения вновь совершает

преступление каждая четвертая женщина, из них около 60 % составляют лица, отбывшие наказание в ИУ. Актуальным представляется создание в рамках Центра социальной адаптации для лиц, ранее судимых, специализированного женского отделения, где бы сконцентрировалась работа по оказанию помощи освободившимся женщинам в сфере материнства, воспитания детей, медицинских, юридических услуг, трудоустройства путем создания собственных предпринимательских

структур: швейных цехов, мастерских и т.д. В этом направлении нами предлагается ввести налоговые льготы предприятиям, участвующим в реализации программ ресоциализации освобожденных лиц на местном уровне, или упрощенную систему налогообложения в виде уменьшения налоговой ставки для юридических лиц, предоставляющих рабочие места женщинам, отбывшим наказание.

В целях конкретизации

дифференцированного подхода к организации индивидуальной

воспитательной работы и адаптации к условиям ИУ женщин, отбывающих наказание, подготовки их к освобождению, необходимо разработать комплексную программу ресоциализации, которая предусматривала бы оказание социальной помощи осужденной с начала поступления в колонию до освобождения:

законодательное установление социальной поддержки связей с супругом, детьми и родственниками; гарантированное

обеспечение трудовой занятости по освобождению; решение жилищных проблем и т.д.

В работе с осужденными женщинами необходимо более шире использовать психолого-педагогические методы:

тестовую психодиагностику,

психотерапевтические приемы и аутогенную тренировку, направленное самовнушение и др. Работающие 3 психолога на 1700 женщин, впервые отбывающих наказание в ИК, как правило,

выходцев из неблагополучных семей, педагогически запущенных, имеющих различного рода отклонения в развитии, справиться с этой задачей не в состоянии. Недостаточен штат и сотрудников воспитательного отдела: на одного

начальника отряда приходится около 100 осужденных.

Таким образом, рассмотренные проблемы представляются нам наиболее существенными и актуальными для подхода к решению вопроса исполнения наказания в виде лишения свободы в отношении женщин.

ЛИТЕРАТУРА

1. Альперн Л.И. Женские тюрьмы Европы. М., 2002. С. 16-21.

2. Здесь и далее приводятся данные выборочного анкетирования 620 женщин от 14 до 65 лет,

отбывающих наказание в виде лишения свободы во всех ИУ Республики Беларусь (ошибка репрезентативности - 2 %).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Кучвальская И.В. Женская преступность в Беларуси // Проблемы конституционализма. -1998. Вып. 2. С. 68.

4. Романов А. В тюрьмах Финляндии // Воспитание и правопорядок. 1990. № 2. С. 53.

5. Стеничкин Г. Социально-правовое значение отсрочки отбывания наказания беременным

женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2003. № 4. С. 49-53.

6. Саркисова Э.А. Закон нужно не только совершенствовать, но и правильно применять // Право Беларуси. 2003.№ 2. С. 64.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.