УДК 375.1
РЕАЛИЗАЦИЯ МОДЕЛИ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
В.А. Лягушкина
МАОУ «СОШ№ 55» (Пермь) П. С. Аликин
Пермский государственный национальный исследовательский университет
Статья посвящена актуальным проблемам школьного самоуправления. На основе практического опыта охарактеризована модель ученического самоуправления, эффективно действующая в школе № 55 города Перми, проанализирована ее структура, включающая шесть центров. Выявлены основные аспекты развития личностного потенциала и профессионального совершенствования учащихся, задействованных в реализации данной модели самоуправлении.
Ключевые слова: школа, ученическое самоуправление, развитие личности, социализация, лидерство, социальная компетентность.
Демократизация российского общества в последние десятилетия повлекла за собой развитие лидерского потенциала молодежи уже со школьной скамьи. Школьное самоуправление - это способ реализации обучающимися права на участие в управлении образовательными организациями, предполагающее участие учеников в решении вопросов при организации учебно-воспитательного процесса совместно с педагогическим коллективом и администрацией учреждения. Школьное ученическое самоуправление способствует эффективной социализации подрастающего поколения, накоплению им социального опыта, подготовке к жизни, к решению социальных проблем различной сложности.
Тема самоуправления в средних учебных заведениях в последние годы по-прежнему остается актуальной. Специалисты в области педагогики, методики, психологии и социологии регулярно обращаются к данному вопросу в своих публикациях [1-3].
© Лягушкина В. А., Аликин П.С., 2018
Об истории создания ученического самоуправления можно говорить приблизительно с XIX в., но мы бы все-таки хотели заострить внимание на более серьезных подходах к нему в начале XX в., в частности Станислава Теофиловича Шацкого, который в 1906 г. создал в Москве своеобразное общество культурных людей «СЕТЛЕМЕНТ» [4]. В основе воспитательной системы лежала идея «детского царства», где каждый воспитанник получал возможность для всестороннего развития. Решения, принятые на собраниях клубов и на общем собрании, считались обязательными. Каждый клуб по интересам имел свое название и разработанные детьми правила регулирования взаимоотношений, которым строго следовали и взрослые, руководители клубов. Все структурные элементы в воспитательной системе «Сетлемента» подчинялись поставленной цели - создать максимально благоприятные условия для самовыражения личности и ее самореализации. Деятельность С. Шацкого и его коллег очень показательна.
Актуальность и необходимость вовлечения детей в процесс школьного самоуправления объясняется с двух позиций:
1) из-за психологических особенностей подростка для него необходимо признание, должно быть наличие мотивации на взаимодействие в группе. Так ребенок будет готов к изменениям, будет испытывать потребность в своих достижениях и своем самоопределении;
2) с точки зрения педагогов, участие в школьном самоуправлении или в деятельности общественной организации способствует формированию гражданской позиции и ценностного отношения к себе и другим; позволяет учащимся развивать социальные навыки [5].
В условиях совместной деятельности поведение человека становится более плодотворным, чем в условиях индивидуального поведения. В сообществе сверстников, где взаимодействие строится на равных и статус надо заслужить и уметь поддерживать, подросток вырабатывает необходимые взрослому коммуникативные навыки, партнерские и лидерские качества.
Работа в группе дает подростку чрезвычайно важное чувство эмоционального благополучия, устойчивости, формирует чувство ответственности за себя и за других. Этим и определяется 305
важность и необходимость создания эффективного школьного ученического самоуправления.
В наши дни ученическое самоуправление выходит на новый уровень своего развития. Ключевая проблема - сделать ребенка активным участником, субъектом образовательного процесса в школе.
В рамках школьного самоуправления дети получают возможность влиять на содержание образования, на процесс разработки, принятие и реализации локальных нормативно-правовых актов школы, защиту своих прави интересов в ней, удовлетворяют потребность в самовыражении, самоутверждении и самореализации.
Перед организаторами воспитательного процесса современного образовательного учреждения встает вопрос - какая модель школьного самоуправления наиболее приемлема, какие классические принципы необходимо пересмотреть и что взять за основу Модель школьного ученического самоуправления в школе № 55 имени дважды Героя Советского Союза Г.Ф. Сивкова.
Модель школьного ученического самоуправления в школе № 55 имени дважды Героя Советского Союза Г.Ф. Сивкова включает всех желающих в нем участвовать в диапазоне 8-11 классов, старост классов (с 5 по 11 класс) и 6 центров, во главе которых руководители (назначаются Президентом школьного ученического самоуправления). Система центров включает [6]:
1. Шефский центр. Задача шефского центра - это оповещение учащихся начальных классов о предстоящих мероприятиях, отслеживание участия классов в мероприятиях и помощь учителю в подготовке детей к различным мероприятиям;
2. Центр образования. Задачей центра образования является контроль проведения учета успеваемости в каждом классе, мониторинг успеваемости между классами, подведение полугодовых итогов, ведение таблицы успеваемости и помощь старостам классов в назначении помощников неуспевающим ученикам;
3. Центр культуры и досуга. Главными задачами являются -помощь педагогическому коллективу во время проведения школьных мероприятий, помощь при написании сценариев, подготовке и проведению мероприятий в классах, на всех
школьных мероприятиях помощь в оформлении и выступлениях на школьных мероприятиях;
4. Центр труда и спорта. Задачами данного центра являются -оказание помощи учителям физкультуры и медицинскому работнику, организация школьных соревнований, отслеживание соблюдения гигиены в классе, проведение проверок на наличие в классе аптечки, на соблюдение техники безопасности в школе, на природе, помощь в организации по дежурству в классе и школе и организация субботника;
5. Медиа-центр. Задачей медиа-центра - это помощь в оформлении праздничных стенгазет, стендов в школе и классах, помощь в художественном оформлении школьных мероприятий, отчеты о прошедших школьных мероприятиях и акциях (статья, фото, видео), подготовка репортажей и ведение «Видеодневника 55»;
6. Правовой центр. Помощники социального педагога, осуществление связи с уполномоченным по правам ребенка в Пермском крае, взаимодействие с социальными службами школы.
Наши цели на 2019 г.:
1) привлечение большего количества учащихся;
2) формирование активной гражданской позиции учащихся.
Школьное самоуправление предоставляет учащимся возможность развивать и совершенствовать лидерский потенциал, приобретать профессиональное мастерство. Данная тема является практически значимой и будет разрабатываться нами в дальнейших работах.
Библиографический список
1. Аракчеева О.Е. Развитие ученического самоуправления как фактор формирования социальной компетентности учащихся // Проблемы современного образования. 2012. № 2. С. 106-114.
2. Пашков А.А. Ученическое самоуправление как условие саморазвития личности старшеклассника // Культура и образование: научно-информационный журнал вузов культуры и искусств. 2014. № 3(14). С. 65-71.
3. Севрюкова А.А., Иванова Л.А., Еременко Л.А. Роль ученического самоуправления в обеспечении личностного развития учащегося // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2011. № 1(6). С. 116-119.
4. Педагогика С.Т. Шацкого: основные представления // Первое сентября. 2000. № 52. С. 2-5.
5. Корозникова А.А. Развитие школьного ученического самоуправления // Вестник Костромского государственного университета. 2003. № 10. С. 230-233.
6. МАОУ «СОШ № 55 им. Г.Ф. Сивкова» г. Перми: официальный сайт. URL: https://school55.siteedu.ru/ (дата обращения: 10.09.2018).
IMPLEMENTATION OF THE MODEL OF SCIENTIFIC SELF-GOVERNMENT IN HIGH SCHOOL
V.A. Lyagushkina
School № 55 (Perm) P.S. Alikin
Perm State University
The article is devoted to actual issues of school government. On the basis of practical experience, an effective model of student self-government in school number 55 in Perm city was characterized. It includes six centers. The main aspects of the development of personal potential and professional improvement of students involved in the implementation of this model of self-government are identified.
Keywords: school, student self-government, personal development, socialization, leadership, social competence.