Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ МОДЕЛИ «ШКОЛА-ВУЗ-ПРЕДПРИЯТИЕ» ПРИ ОБУЧЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ ПО ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ'

РЕАЛИЗАЦИЯ МОДЕЛИ «ШКОЛА-ВУЗ-ПРЕДПРИЯТИЕ» ПРИ ОБУЧЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ ПО ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
13
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дополнительное образование / образовательная модель / профессиональная подготовка / профессиональное сообщество / additional education / educational model / professional training / professional community

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тукабайов Талгат Нурланович

Исследование посвящено реализации интегрированной образовательной модели «Школа-Вуз-Предприятие» в контексте обучения школьников в программе дополнительного образования технической направленности. Модель предполагает сбалансированный подход, объединяющий общеобразовательные учреждения, учреждения высшего образования и предприятия для формирования комплексной системы профессиональной подготовки. Автор обсуждает основные элементы модели «Школа-Вуз-Предприятие», такие как интеграция технических предметов в учебный план, практические занятия, взаимодействие с вузами, стажировки на предприятиях и поддержку карьеры. Работа представляет собой обзор эффективности данной модели, выявляя ее потенциал в содействии формированию компетентных и технически подготовленных специалистов в будущем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тукабайов Талгат Нурланович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF THE «SCHOOL-UNIVERSITY-ENTERPRISE» MODEL WHEN TEACHING SCHOOLCHILDREN UNDER THE PROGRAM OF ADDITIONAL EDUCATION WITH A TECHNICAL FOCUS

The study is devoted to the implementation of the integrated educational model "School-University-Enterprise" in the context of teaching schoolchildren in a technical additional education program. The model assumes a balanced approach that brings together educational institutions, higher education and enterprises to form a comprehensive system of professional training. The authors discuss key elements of the model, such as the integration of technical subjects into the curriculum, practical training, interaction with universities, internships in enterprises and career support. The work provides an overview of the effectiveness of this model, highlighting its potential in helping to create competent and technically trained professionals in the future.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ МОДЕЛИ «ШКОЛА-ВУЗ-ПРЕДПРИЯТИЕ» ПРИ ОБУЧЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ ПО ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ»

УДК 378.1

РЕАЛИЗАЦИЯ МОДЕЛИ «ШКОЛА-ВУЗ-ПРЕДПРИЯТИЕ» ПРИ ОБУЧЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ ПО ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

© 2024

Т.Н. Тукабайов, педагог дополнительного образования Самарский государственный технический университет, г. Самара (Россия)

Ключевые слова: дополнительное образование; образовательная модель; профессиональная подготовка; профессиональное сообщество.

Аннотация. Исследование посвящено реализации интегрированной образовательной модели «Школа-Вуз-Предприятие» в контексте обучения школьников в программе дополнительного образования технической направленности. Модель предполагает сбалансированный подход, объединяющий общеобразовательные учреждения, учреждения высшего образования и предприятия для формирования комплексной системы профессиональной подготовки. Автор обсуждает основные элементы модели «Школа-Вуз-Предприятие», такие как интеграция технических предметов в учебный план, практические занятия, взаимодействие с вузами, стажировки на предприятиях и поддержку карьеры. Работа представляет собой обзор эффективности данной модели, выявляя ее потенциал в содействии формированию компетентных и технически подготовленных специалистов в будущем.

Внедрение современных технологий на предприятиях в последнее время повысило спрос на кадры с соответствующими профессиональными компетенциями, что приводит к пересмотру стратегий кадрового управления в современных компаниях. В соответствии с концепцией «Инженер 2.0» основные требования к выпускникам вузов включают системное мышление, управление проектами, межотраслевую коммуникацию, бережливое производство, экологическое мышление, способность работать в условиях неопределенности, навыки работы с людьми, решение изобретательских задач, владение профессиональным английским, обязательные стажировки за границей, способность принимать нестандартные решения и другие [1].

Современное управление персоналом рассматривает сотрудников как ключевой ресурс производственной организации, который необходимо эффективно управлять для достижения целей. В связи с этим одной из важнейших задач становится эффективное управление первоначальной профессиональной адаптацией молодых специалистов. Из-за этого в современном образовательном контексте вопрос об эффективной подготовке студентов к профессиональной деятельности остается одним из важнейших [2]. В этом контексте модель «Школа-Вуз-Предприятие» выступает как инновационный подход, направленный на комплексное формирование кадрового потенциала, особенно в технической сфере. Реализация данной модели предполагает взаимодействие трех ключевых

компонентов образовательного процесса: школы, высших учебных заведений и предприятий. Далее рассмотрим суть и принципы этой модели, ее цель и потенциал в создании качественной основы для будущей профессиональной карьеры обучающихся в технической области. Акцент будет сделан на том, как данная модель способствует интеграции теоретических знаний и практического опыта, обеспечивая учащимся не только фундаментальное образование, но и подготовку к активной и успешной профессиональной деятельности [3].

Для начала рассмотрим особенности обучения школьников по программам дополнительного образования технической направленности. Дополнительное образование является важной частью образовательной системы, предоставляющей учащимся дополнительные знания и навыки [4], не входящие в школьный курс, в области техники, технологий, инженерии и других технических дисциплин. Эти программы созданы с целью расширения базового образования и поддержки интереса учащихся к науке и технике. В основном, такие программы дополнительного образования могут включать в себя следующие элементы.

1. Профильные курсы: обучение детей hard skills, например изучение базовых инженерных принципов, механики, электротехники и других инженерных дисциплин.

2. Лабораторные занятия: проведение практических занятий, направленных на решение реальных инженерных задач и проблем.

3. Участие в конкурсах и олимпиадах.

4. Мастер-классы и лекции от профессионалов.

Программы дополнительного образования технической направленности помогают раскрывать творческий потенциал учащихся, развивать логическое мышление, способствуют формированию навыков решения технических задач и подготавливают школьников к будущей профессиональной деятельности в области техники и технологий.

Обучение школьников по программам дополнительного образования технической направленности является важным компонентом подготовки нового поколения специалистов, способных эффективно взаимодействовать с быстро развивающимися технологиями и внедрять инновации в различные области промышленности [5]. Модель «Школа-Вуз-Предприятие» представляет собой интегрированный подход к обучению школьников в технической направленности, включая взаимодействие с высшим образованием и предприятиями. Рассмотрим основные элементы этой модели.

1. Школьный этап

- Основы технического образования: изучение основных технических предметов на занятиях дополнительного образования.

- Практические занятия: организация лабораторных работ, проектов и практикумов, чтобы школьники могли применять свои теоретические знания на практике.

- Мероприятия и соревнования: участие в инженерных соревнованиях, олимпиадах и проектах, чтобы стимулировать интерес к техническим наукам.

2. Вузовский этап

- Партнерство с вузами: сотрудничество с техническими вузами для предоставления школьникам доступа к дополнительным образовательным программам, лекциям и мастер-классам.

- Проектные группы: формирование проектных групп, в которых обучающиеся школы работают вместе со студентами над реальными проектами [6].

3. Производственный этап

- Организация экскурсий: организация экскурсий на предприятия, чтобы школьники могли приобрести практический опыт и понять, как работает индустрия.

- Наставничество: взаимодействие с профессионалами из различных технических областей для обеспечения наставничества и советов школьникам.

4. Итоговая аттестация и выпускные квалификационные работы

- Профильные экзамены: введение профильных

экзаменов и проектов, которые оценивают как теоретические знания, так и практические навыки.

- Выпускные проекты: завершение обучения проектами, которые демонстрируют умения в решении реальных проблем.

5. Поддержка карьеры

- Карьерные советы: предоставление консультаций по выбору профессии и карьерному планированию.

- Сетевые мероприятия: организация мероприятий для сетевого взаимодействия студентов с представителями предприятий и выпускниками.

Внедрение такой модели требует тесного взаимодействия между школами, вузами и предприятиями. Это также требует поддержки со стороны государственных органов, образовательных институтов и бизнес-сообщества.

Реализация модели «Школа-Вуз-Предприятие» на уровне школы может принести ряд значительных преимуществ, оказывая положительное воздействие на образовательный процесс и развитие учащихся. Вот некоторые из ключевых преимуществ:

- программы дополнительного образования в технической области способствуют более глубокому и практическому изучению предметов; учащиеся имеют возможность применять свои теоретические знания на практике, что способствует более глубокому пониманию материала;

- модель помогает рано выявить и развить интерес учащихся к техническим наукам; практические занятия, проекты и участие в соревнованиях создают стимул для обучения в технической области;

- спешное завершение программ дополнительного технического образования создает прочную базу для последующего обучения в высших технических учебных заведениях; учащиеся, прошедшие такие программы, часто легче адаптируются к высшему образованию и имеют преимущество при поступлении;

- участие в проектах и соревнованиях по техническим направлениям развивает творческое мышление и способствует формированию навыков решения реальных проблем, это важно для будущих инноваторов и предпринимателей;

- взаимодействие с высшим образованием и предприятиями на школьном уровне расширяет возможности для обучения; это создает мост между школой, вузами и промышленностью, что способствует более глубокому и практическому пониманию будущей профессиональной сферы;

- учащиеся, участвующие в таких программах, имеют возможность более четко представить себе свои профессиональные интересы и предпочтения; это облегчает выбор будущей карьеры и повышает мотивацию для обучения.

Реализация данной системы на уровне школы не только обогащает образовательный процесс, но также формирует учащихся как компетентных и мотивированных личностей, готовых к успешному вхождению в техническую сферу.

Реализация модели «Школа-Вуз-Предприятие» на уровне вуза предоставляет ряд значительных преимуществ, которые способствуют более эффективному и качественному образовательному процессу. Вот некоторые из ключевых преимуществ:

- взаимодействие со школами позволяет вузам предоставлять студентам дополнительные образовательные ресурсы и программы, что способствует более глубокому пониманию технических предметов;

- совместные проекты со школами и предприятиями предоставляют студентам уникальные возможности для применения своих теоретических знаний на практике; это способствует формированию практических навыков и опыта работы в реальных условиях;

- взаимодействие со школьными образовательными программами позволяет вузам поддерживать и развивать исследовательские проекты среди студентов; это способствует научному развитию и стимулирует интерес к научным и инженерным иссле-

дованиям [7];

- активное участие в реализации данной модели на школьном уровне позволяет вузам выявлять талантливых студентов ещё на этапе среднего образования; это создает поток мотивированных и компетентных абитуриентов;

- взаимодействие с предприятиями на уровне вуза через данную модель способствует укреплению партнерских отношений между университетами и индустрией [8]; это может привести к совместным исследованиям, проектам и стажировкам для студентов;

- опыт сотрудничества со школами и предприятиями помогает вузам создавать более перспективные и актуальные программы обучения, соответствующие требованиям рынка труда;

- активное участие в модели «Школа-Вуз-Предприятие» усиливает репутацию вуза как инновационного и прогрессивного образовательного учреждения; это может привлечь больше студентов и поддержки со стороны бизнес-сообщества.

Реализация данной модели на уровне вуза способствует улучшению качества образования, развитию студентов и укреплению связей с внешними структурами, что в конечном итоге благоприятно влияет на подготовку будущих специалистов.

Рис. 1. Схема реализации модели «Школа-Вуз-Предприятие»

Примером такой практики служит активная инициатива предприятия АО «Авиакор - авиационный завод» города Самары.

АО «Авиакор - авиационный завод» - одно из крупнейших российских авиастроительных предприятий. Основные компетенции завода - строительство самолетов, капитальный ремонт и техническое обслуживание различных типов воздушных судов, компонентное производство. Завод располагает собственным сертифицированным центром

ТОиР и обладает опытом в области серийного производства гражданских и военных самолётов из деталей, узлов и агрегатов собственного производства

[9].

Предприятие направлено на системную раннюю профориентацию молодежи и эффективную адаптацию молодых специалистов [10]. Запуск проекта «Школа-Вуз-Предприятие» позволяет начать процесс адаптации будущих сотрудников уже на этапе обучения в общеобразовательной школе -

в 10-11 классах. Преподаватели Самарского политеха реализуют программу дополнительного образования по направлению обратного проектирования, в то время как сотрудники предприятия проводят тренинги и ролевые игры. Таким образом, школьники получают первоначальные представления о будущем месте работы и его особенностях уже на начальном этапе.

В учебный период в вузе студенты имеют уникальную возможность стать членами корпоративной группы «Авиакор», пройти практику на предприятии и принять участие в обучении на различных тренингах и семинарах, проводимых сотрудниками предприятия. Наиболее успешные учащиеся школы могут заключить договор о целевом обучении с «Авиакор» для последующего трудоустройства и поддержки во время обучения, что подчеркивает важность сближения образовательной среды с требованиями предприятий в контексте подготовки квалифицированных специалистов.

Процесс профориентации и ранней адаптации молодежи, осуществляемый АО «Авиакор - авиационный завод», нацелен на решение следующих ключевых задач:

- гарантировать формирование перспективного кадрового резерва предприятия из числа наилучших выпускников школ, которые проявляют мотивацию к получению высококачественного профессионального образования и стремятся трудоустроиться в компании «Авиакор»;

- обеспечить приток на предприятие выдающихся выпускников вузов, обладающих необходимыми профессиональными компетенциями, для успешного развития в корпорации «Авиакор»;

- гарантировать эффективную работу молодых специалистов, акцентируя усилия на ускоренной адаптации, развитии профессиональных и управленческих навыков, а также их вовлечении в инновационную, научно-исследовательскую и проектную деятельность.

В претворении предложенной концепции «Школа-Вуз-Предприятие», где институты дополнительного образования выступают в роли школ, значительную роль должны играть инженерно-технические специалисты предприятий и персонал вузов. Это достигается через проведение экскурсий школьников на предприятия, организацию «дней открытых дверей» в вузах. Предлагаемая модель позволяет постоянно адаптировать программы подготовки инженерных кадров в университетах.

Систематическая работа в соответствии с данной концепцией регулярно способствует улучше-

нию привлекательности и качества инженерного

образования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ларина Л.Н. Бенчмаркинг образовательных программ ведущих зарубежных вузов как инструмент повышения конкурентоспособности российских университетов на мировом рышке при реализации международного рекрутин-га студентов // Университетское управление. 2016. № 6. С. 103-110.

2. Адольф В.А., Степанова И.Ю. Педагогическое сообщество на пути к образованию будущего // Мир образования - образование в мире. 2011. № 2. С. 3-12.

3. Обносов В.Н. Развитие способностей детей: основные требования // Наука и Образование. 2020. Т. 3. № 3. С. 198.

4. Свинаренко В.Г., Козыфева О.А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учеб. пособие для пед. вузов и системы дополнительного профессионального образования. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92 с.

5. Ксенофонтова О.Л. Опыт зарубежных стран по созданию и функционированию кластеров: модельный подход «Современные наукоемкие технологии // Региональное приложение. 2015. № 2 (42).

6. Orlova L.V., Afonin Y.A., Voronin V.V. Talent Management and Knowledge: Theory, Methodology, Models // Review of European Studies. 2015. Т. 7. № 9. P. 75-82.

7. Дзюба С.Ф., Назаренко М.А., Напеденина А.Ю. Развитие компетенций студентов в ходе подготовки и проведения научно-практических конференций // Современные наукоемкие технологии. 2013. № 1. С. 121.

8. Чурляева Н.П. Обеспечение качества подготовки инженеров в рыночных условиях на основе компетентностного подхода: дисс. ... д-ра пед. наук. Красноярск, 2008. 420 с.

9. АО «Авиакор-авиационный завод»: сайт. URL: https://www.aviacor.ru/company/?

10. Горшкова Е.С., Алябьева Т.А., Корешкова А.Б. идр. Формирование организационной культуры в соответствии с целями организации // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2013. № 8 (часть 3). С. 178-180.

IMPLEMENTATION OF THE «SCHOOL-UNIVERSITY-ENTERPRISE» MODEL WHEN TEACHING SCHOOLCHILDREN UNDER THE PROGRAM OF ADDITIONAL EDUCATION WITH A TECHNICAL FOCUS

© 2024

T.N. Tukabayov, teacher of additional education Samara State Technical University, Samara (Russia)

Keywords: additional education; educational model; professional training; professional community.

Abstract. The study is devoted to the implementation of the integrated educational model "School-University-Enterprise" in the context of teaching schoolchildren in a technical additional education program. The model assumes a balanced approach that brings together educational institutions, higher education and enterprises to form a comprehensive system of professional training. The authors discuss key elements of the model, such as the integration of technical subjects into the curriculum, practical training, interaction with universities, internships in enterprises and career support. The work provides an overview of the effectiveness of this model, highlighting its potential in helping to create competent and technically trained professionals in the future.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.