Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ИНЖЕНЕРНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В ШКОЛЕ'

ФОРМИРОВАНИЕ ИНЖЕНЕРНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

516
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНЖЕНЕРНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ИНЖЕНЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Носков Николай Григорьевич, Крузе Борис Александрович, Филипович Валентина Викторовна

Анализ публикаций отечественных и зарубежных позволяет выявить следующее: для решения целого комплекса экологических, демографических, энергетических, продовольственных, нравственных и других эволюционных проблем современное общество имеет возможность осуществлять сложные формы интеллектуальной деятельности, вырабатывать психические нравственные установки с позиции духовно-нравственных установок и эмоциональной точки зрения. В этом контексте профессия инженера стала главной по степени влияния последствий труда как на экономическое развитие, так и на судьбы планеты и человечества, а его подготовка напрямую связана с цивилизацией, что означает постоянную эволюцию. В последние годы в сфере образования сформировалась новая образовательная система, основанная на технологических инновациях и современных информационнокоммуникационных технологиях, направленная на сохранение и развитие инженерного образования. Нашему обществу необходимы специалисты способные к комплексной исследовательской, проектной и предпринимательской деятельности, направленные на разработку и производство конкурентоспособной научно-технической продукции. Подготовкой таких специалистов необходимо заниматься со школы. В статье на примере МАОУ «Инженерная школа» рассмотрен механизм формирования инженерного образовательного пространства. Приведена модель Инженерной школы, необходимые условия и требования к образовательному процессу. Приведена структура модели непрерывного инженерного образования, включающая в себя школьное образование, среднее и высшее профессиональное образование, послевузовское образование (школа - СУЗ - ВУЗ - предприятие). Рассмотрены педагогические условия создания инженерного образовательного пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Носков Николай Григорьевич, Крузе Борис Александрович, Филипович Валентина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF AN ENGINEERINGEDUCATIONAL SPACE AT SCHOOL

The analysis of the publications of domestic and foreign scientists reveals the following: to solve a whole complex of environmental, demographic, energy, food of moral and other evolutionary problems, modern society has the opportunity to carry out complex forms of intellectual activity, to develop mental moral attitudes from the standpoint of spiritual and moral attitudes and emotional point of view. In this context, the profession of an engineer has become the main one in terms of the degree of influence of the consequences of labor on both economic development and the fate of the planet and humanity, and his training is directly related to civilization, which means constant evolution. In recent years, a new educational system has been formed in the field of education, based on technological innovations and modern information and communication technologies, aimed at preserving and developing engineering education. Our society needs specialists capable of comprehensive research, design and entrepreneurial activities aimed at the development and production of competitive scientific and technical products. It is necessary to train such specialists from school. The article considers the mechanism of formation of the engineering educational space using the example of the MAOU "Engineering School". The model of an Engineering school, the necessary conditions and requirements for the educational process are given. The structure of the model of continuous engineering education is given, which includes school education, secondary and higher professional education, postgraduate education (school - university - university -enterprise). The pedagogical conditions for creating an engineering educational space are considered.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ИНЖЕНЕРНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В ШКОЛЕ»

Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2023. № 13. С. 32-41. Humanitarian Studies. Pedagogy and Psychology. 2023. No. 13. P. 31-41.

Научная статья УДК 373.1

doi: 10.24412/2712-827Х-2023 -13-32-41

ФОРМИРОВАНИЕ ИНЖЕНЕРНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В ШКОЛЕ

Николай Григорьевич Носков1, Борис Александрович Крузе2, Валентина Викторовна Филипович

1,3 МАОУ «Инженерная школа» г. Перми, Пермь, Россия Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Пермь, Россия

1 [email protected]

2 [email protected]

3

[email protected]

Аннотация. Анализ публикаций отечественных и зарубежных позволяет выявить следующее: для решения целого комплекса экологических, демографических, энергетических, продовольственных, нравственных и других эволюционных проблем современное общество имеет возможность осуществлять сложные формы интеллектуальной деятельности, вырабатывать психические нравственные установки с позиции духовно-нравственных установок и эмоциональной точки зрения. В этом контексте профессия инженера стала главной по степени влияния последствий труда как на экономическое развитие, так и на судьбы планеты и человечества, а его подготовка напрямую связана с цивилизацией, что означает постоянную эволюцию. В последние годы в сфере образования сформировалась новая образовательная система, основанная на технологических инновациях и современных информационно-коммуникационных технологиях, направленная на сохранение и развитие инженерного образования. Нашему обществу необходимы специалисты способные к комплексной исследовательской, проектной и предпринимательской деятельности, направленные на разработку и производство конкурентоспособной научно-технической продукции. Подготовкой таких специалистов необходимо заниматься со школы. В статье на примере МАОУ «Инженерная школа» рассмотрен механизм формирования инженерного образовательного пространства. Приведена модель Инженерной школы, необходимые условия и требования к образовательному процессу. Приведена структура модели непрерывного инженерного образования, включающая в себя школьное образование, среднее и высшее профессиональное образование, послевузовское образование (школа - СУЗ - ВУЗ - предприятие). Рассмотрены педагогические условия создания инженерного образовательного пространства.

Ключевые слова: инженерное образовательное пространство, инженерное образование, профориентация, проектно-исследовательские компетенции, педагогические условия.

Для цитирования: Носков Н.Г., Крузе Б.А., Филипович В.В. Формирование инженерного образовательного пространства в школе // Гуманитарные исследования. Психология и педагогика. 2023. № 13. С. 32-41. https://doi.org/10.24412/2712-827X-2023-13-32-41

Original article

FORMATION OF AN ENGINEERING EDUCATIONAL SPACE AT SCHOOL

© Носков Н.Г., Крузе Б.А., Филипович В.В., 2023

12 3

Nikolay G. Noskov , Boris A. Kruse , Valentina V. Filipovich

1,3 MAOU "Engineering School" Perm, Perm, Russia 2 Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm, Russia

1 [email protected]

2 [email protected]

3

[email protected]

Abstract. The analysis of the publications of domestic and foreign scientists reveals the following: to solve a whole complex of environmental, demographic, energy, food of moral and other evolutionary problems, modern society has the opportunity to carry out complex forms of intellectual activity, to develop mental moral attitudes from the standpoint of spiritual and moral attitudes and emotional point of view. In this context, the profession of an engineer has become the main one in terms of the degree of influence of the consequences of labor on both economic development and the fate of the planet and humanity, and his training is directly related to civilization, which means constant evolution. In recent years, a new educational system has been formed in the field of education, based on technological innovations and modern information and communication technologies, aimed at preserving and developing engineering education. Our society needs specialists capable of comprehensive research, design and entrepreneurial activities aimed at the development and production of competitive scientific and technical products. It is necessary to train such specialists from school. The article considers the mechanism of formation of the engineering educational space using the example of the MAOU "Engineering School". The model of an Engineering school, the necessary conditions and requirements for the educational process are given. The structure of the model of continuous engineering education is given, which includes school education, secondary and higher professional education, postgraduate education (school - university - university -enterprise). The pedagogical conditions for creating an engineering educational space are considered.

Keywords: engineering educational space, engineering education, career guidance, design and research competencies, pedagogical conditions.

For citation: Noskov N.G., Kruse B.A., Filipovich V.V. Formation of an engineering educational space at school. Humanitarian Studies. Pedagogy and Psychology. 2023;13:32-41. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2712-827X-2023-13-32-41

Введение

Для решения целого комплекса экологических, демографических, энергетических, продовольственных, нравственных и других эволюционных проблем современное общество имеет возможность осуществлять сложные формы интеллектуальной деятельности, вырабатывать психические нравственные установки с позиции духовно-нравственных установок и эмоциональной точки зрения. В этом контексте профессия инженера стала главной по степени влияния последствий труда как на экономическое развитие, так и на судьбы планеты и человечества, а его подготовка напрямую связана с цивилизацией, что означает постоянную эволюцию.

На фоне экономической глобализации и общемировой тенденций к единству интеллектуальных, финансовых и иных условий решения задач, стоящих перед государством и человечеством проблем, российская система инженерного образования стоит особняком, поэтому вхождение в мировое образовательное пространство необходимо для процесса ее интеграции. Школьное образование может помочь решить эту проблему.

Основная часть

В последние годы в сфере образования сформировалась новая образовательная система, основанная на технологических инновациях и современных информационно-коммуникационных технологиях, направленная на сохранение и развитие инженерного образования.

За последние несколько десятилетий наша страна существенно растеряла свои инженерные кадры. В настоящее время в результате принятых мер проблема нехватки инженеров решена [Развитие инженерного образования], но качество молодых инженеров недостаточно для новых экономических условий. По словам работодателей у выпускников ВУЗов, не хватает профессиональных и личностных компетенций.

Нет сформированности изобретательских способностей, слабое развитие прогностического творчества, отсутствие стратегического мышления и системного подхода, слабое владение профильным иностранным языком, плохая переносимость информационных перегрузок, неумение работать в команде, боязнь брать на себя лидерство в вопросах инициирования и запуска проектов, то есть речь идет о несформированности инженерного мышления [Концепция развития инженерного образования в Хабаровском крае; см., Дементьева 2013; Высшее образование в немецких и русских традициях 2016].

«Новый словарь иностранных слов» (2006) определяет слово инженер [фр. Ingenieur < лат. ingenium изобретательность] как 1) специалист с техническим образованием, знаток какой-либо области техники; 2) создатель, творец, архитектор, демиург. Как видим, в значении слова заложена серьезная творческая составляющая для развитого инженерного мышления.

Модель Инженерной школы будущего должна отражать возможность реализации принципов инженерной подготовки обучающихся. В связи с этим возникают необходимые условия и требования к образовательному процессу:

- обучение должно быть интегрировано и дополнено науками о жизни;

- обучение должно быть естественным, объединяя в единый образовательный процесс обучение школьников, подготовку студентов и подготовку будущих специалистов, повышение квалификации;

- обучение должно максимально эффективно использовать потенциал ИКТ и дистанционных технологий для предоставления образовательных услуг обучающихся;

- обучение должно быть ориентировано на обучающихся и развивать их коммуникативные, управленческие и воспитательные компетенции;

- обучение должно привлекать к процессу все сообщества: производство, науку, ВУЗы, население;

- обучение должно быть рентабельным и эффективным.

Исходя из сложившейся ситуации, повышая привлекательность инженерных кадров и качество подготовки в МАОУ «Инженерная школа» г. Перми с 2010 года приступили к формированию инженерного культурно-образовательного пространства.

Модель «Инженерная школа» является уникальной в образовательном пространстве г. Перми, так как направлена на моделирование принципиально новой социально-образовательной системы, отличной от традиционной образовательной практики: внедрение инновационных замыслов, системы мониторинга, трансляцию результатов работы.

Инженерная школа предоставляет услуги дополнительного образования инженерно-технической направленности для всех обучающихся с 1 по 11 класс по уровням образования:

начальная школа (1-4 класс) - пропедевтика инженерного творчества на основе исследовательской и проектной деятельности младших школьников, кружковой работы;

основная школа (5-9 класс) - пространство для выбора практико-ориентированных профильных и профессиональных проб на базе школы и учреждений социальных партнёров (колледжей, вузов, предприятий);

старшая школа (10-11 класс) - важная ступень предпрофессионального образования, где заказчиком по отношению к школе выступают реальные работодатели, система ВПО и профессиональные сообщества.

Реализация этой идеи осуществляется с привлечением к профориентации сотрудников предприятия, то есть получается четырехуровневая модель «школа - СПО - ВУЗ -предприятие». Взаимоотношения выходят за рамки стадии исполнения соответствующего договора, есть конкретные профориентационные задачи, оценивающие новые отношения с учетом возникающих интересов обучающихся и формирования потребностей в соответствии с выбираемой специальностью, что должно влиять на корректировку учебных планов школы, колледжа и ВУЗа.

Исходя из этого было очень логичным принять участие в проекте по созданию инженерных классов авиастроительного профиля.

Проект создания и функционирования инженерных классов авиастроительного профиля - это стратегическая образовательная инициатива целью которой является организация эффективной предпрофессиональной подготовки обучающихся за счет интеграции лучших практик общего и дополнительного образования и погружения в передовые программы индустрии, что обеспечивает высокое качество учебного процесса и формирование высокой мотивации обучающихся, позволяющей им в дальнейшем реализовать себя в инженерной деятельности в компаниях индустриальных партнёров.

В основе концепции инженерных классов авиастроительного профиля лежит модель инженерного образования, которое реализуется на базе специализированных профильных классов через основные и дополнительные программы в области конструирования различных авиационных систем, цифровых и производственных технологий (современные методы проектирования летательных аппаратов, авиамоделирование, 3D-моделирование, программирование и пилотирование беспилотных летательных аппаратов, композиционные материалы и др.), а также внеучебную деятельность (экскурсии, мастер-классы, лекции и другие мероприятия от индустриальных партнёров).

Внедрение модели «Инженерная школа» является ответом на вызовы времени и ограниченной составляющей развития современного образования.

Структура модели непрерывного инженерного образования описывается исследователями в виде иерархии уровней инженерного образования (дошкольного, школьного общеобразовательного, среднего и высшего профессионального, дополнительного профессионального и послевузовского) и как система взаимосвязей, рассматривается как тесное взаимодействие непрерывного инженерного образования с наукой, бизнесом и производством [Аксенова 2016: 173].

Важным условием успеха проектов развития непрерывного инженерного образования в школах является создание соответствующего образовательного пространства. Оно должно отвечать запросам семьи, общества и государства по формированию человеческого потенциала, обеспечивать различные условия и права граждан на получение образования, удовлетворение индивидуальных образовательных запросов, психолого-педагогическую поддержку, свободу выбора получения непрерывного образования и личностный рост. Создаваемое образовательное пространство должно решать следующие задачи:

- развитие сетевых взаимодействий образовательных учреждений разного уровня образования, школы с наукой и производством, рациональное использование всех имеющихся ресурсов и всестороннее техническое обеспечение инженерно-технологического и естественно-научного образования;

- обеспечение системного подхода к профориентации обучающихся и развитию систем профессионального самоопределения обучающихся;

- создание условий для реализации дополнительных образовательных программ, ориентированных на приоритетные направления развития экономики города, выбор будущей профессии, приобретение современных навыков и компетенций для учебы, жизни и работы;

- содействие распространению современных научных и высокотехнологичных достижений, стимулирование научно-техническую деятельность;

- обеспечить внедрение современных подходов к выявлению и поддержке одаренных детей и талантливой молодежи в сферах научно-технического творчества;

- создание возможностей для развития инновационной деятельности в области проектирования и исследований с использованием современных технологий, и оборудования;

- стимулирование развития нового педагогического профессионализма для реализации образовательных программ научной, технической, технологической и естественно-научной направленности;

- обеспечение информационной открытости деятельности по реализации инженерных классов.

Структурными компонентами инженерного образовательного пространства является: основная образовательная программа, многофункциональное образовательное пространство, комплекс методических материалов, программы дополнительного образования технической направленности, комплекс средств обучения, обеспечивающих эффективное взаимодействие всех участников образовательного процесса, включающий образовательные технологии, в том числе ИКТ, система оценивания, кадровые ресурсы обеспеченные системой повышения профессиональной квалификации, организационно-экономические и финансовые механизмы [Концепция развития инженерного образования в Хабаровском крае].

Инженерное образовательное пространство дает возможность обучающемуся развиваться в деятельности, обеспечивать содержательную, методическую, технологическую ценность образовательного процесса, его планирование, ресурсы, проведение мониторинговых мероприятий, взаимодействие участников образовательного процесса, поддержку деятельности педагогов - и все это на сетевой основе. Статья 15 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» закрепила использование сетевой формы реализации образовательных программ с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций, обладающих ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой, что дает широкие полномочия школам.

Выход на сетевое взаимодействие помогает решить проблемы, с которыми сталкиваются типичные общеобразовательные учреждения: инженерное образование нельзя получить, если нет самого высокотехнологического оборудования. Занятия проходят не только в школе, но и в технопарках, кванториумах, центрах творчества, при ВУЗах, специальных учреждениях дополнительного образования и т. п.

Партнерские связи позволяют принять участие в международных мероприятиях.

Взаимодействие с ведущими высокотехнологическими предприятиями (ПАО НПО «Искра», Пермский завод «Машиностроитель, ПАО «РусГидро» - «Камская ГЭС» и др.) -это деятельностная профориентация, активное знакомство с профессиональной деятельностью и, что очень важно, профессиональные пробы.

Тесное сотрудничество с ВУЗами и предприятиями позволяет осуществлять профессиональную подготовку на уровне школьного образования и формировать индивидуальные образовательные траектории на основе учебной, внеурочной и внешкольной образовательной деятельности, каждому обучающемуся самоопределится с профессиональным выбором. Основная цель этого содружества - не только воспитать высококвалифицированных специалистов будущего, но и воспитать человека, глубоко чувствующего свою специальность, нашедшего в ней свое призвание, постоянно обновляющего свои знания, желающего включить в свою повседневную деятельность все новое и прогрессивное.

Формирование и развитие инженерного мышления можно рассматривать как результат активной профориентационной работы в рамках дополнительных образовательных программ. С этой целью в МАОУ «Инженерная школа» г. Перми проводится «инженерный день».

Спектр форм для реализации «инженерного дня» очень широк. Это не только кружки, клубы, активности внутри школы, но и дни открытых дверей в ВУЗах и колледжах, экскурсии, профильные конференции и круглые столы, тематические лекции, работа на кафедрах, в лабораториях, Неделя без турникетов, летняя практика обучающихся, летние профильные смены в Артеке и многое другое.

Содержание инженерного образования в МАОУ «Инженерная школа» г. Перми строится на основе компонентов инженерной культуры: математического, естественнонаучного, информационного, экономического, гражданского.

Основное положение новых образовательных стандартов отражено в задаче стратегического развития школы, где особое место отводится практико-ориентированному содержанию образования, конкретным методам деятельности, применению полученных знаний в реальных жизненных условиях, гибкому мышлению, творчеству, мотивации к самообразованию, выбору образовательных предложений, открытости к переменам, коммуникабельности, владению информационно-коммуникационными средствами и свободное их использование, нацеленности на достижение результата.

В учреждениях ВПО и СПО города Перми: ФГАОУ ВО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет», ФГАОУ ВО «Пермский государственный национальный исследовательский университет», Пермский политехнический колледж им. Н.Г. Славянова, Пермский авиационный техникум им. А. Д. Швецова, Пермский машиностроительный техникум учащиеся получают возможность погрузиться в программы профессиональных курсов.

Механизм социального партнерства с ВУЗами обеспечивает углубленный уровень изучения предметов и поддерживает высокий уровень познавательной активности обучающихся, позволяет сформировать интеллектуально и нравственно развитую личность, владеющую навыками научно-исследовательской работы, активной жизненной позицией, ориентированной на успешную профессиональную карьеру.

Одним из аспектов специфики образования стала воспитательная система. Основным принципом этой системы является сочетание профильного обучения с реализацией программ воспитания и социализации по принципу интеграции. Образовательная деятельность в школе осуществляется на двух уровнях: основном общем образовании и среднем общем образовании, которое обеспечивает изучение ряда предметов (математика, информатика, физика) на углубленном уровне. Профильное образование организовано по трем направлениям: информационно-математическое, естественно-научное и социально-экономическое. Учебный план включает систему факультативов, направленных на удовлетворение образовательных потребностей обучающихся в соответствии с выбранным профилем.

Важным элементом системы образования являются программы дополнительного образования, внеурочной деятельности, отличающиеся высоким воспитательным потенциалом, практической направленностью и преобладанием активных форм познавательной деятельности.

МАОУ «Инженерная школа» г. Перми взаимодействует со школами г. Перми, принимает участие в развитии концепта «Уникальная школа», в мероприятиях сети «Школа+ профи», «Школьной лиги «РОСНАНО», «Техно-Пермь», оказывает возмездные и безвозмездные услуги дополнительного образования детей инженерно-технической направленности учащимся школ г. Перми и Пермского края. В рамках дополнительного образования разработан учебный план. Учебный план уникальной услуги включает в себя дополнительные услуги для параллелей 7, 8 и 9 классов школы. В 7 и 8 по субботам учащиеся в течение 4 часов посещают занятия по программам профессиональных проб по профилю школы. 2 пробы по выбору в четверть выбирает каждый учащийся. В группу на пробу, как правило, записываются представители разных классов параллели. В 9 классах учащимся предлагается выбор из профессиональных курсов на базе учреждений СПО профессиональных проб на предприятиях города Перми. Каждый учащийся в течение года посещает 2 пробы и 2 курса. Кроме этого, для учащихся 8, 9, 10 и 11 параллелей в учебный план введен один час «Профессиональное самоопределение учащихся» и еженедельные занятия по выбранным проектам по профилю Инженерной школы.

Сопровождение одаренных учащихся в школе организовано через тьюторов-классных руководителей. На каждого учащегося 7, 8, 9 классов ведется индивидуальная карта внеурочной и уникальной занятости. Тьютор оценивает вовлеченность каждого подопечного в деятельность в рамках расписания дополнительных услуг и участие в конкурсных и проектных мероприятиях по направлению уникальности школы. В результате такой работы определяется группа учащихся, готовых к конкуренции личностных достижений, эффективным взаимодействиям в группах учащихся, а также планирующих для себя возможные перспективы индивидуального развития. Учащиеся таких групп предлагаются школой в качестве кандидатов участия в проекте «Золотой резерв» и «Гордость Пермского края». Участие обучающихся в проектной деятельности и олимпиадах инженерной направленности для получения инженерного опыта реализуется через участие обучающихся в научно-практических конференциях ВУЗов, профильных олимпиадах, конкурсах регионального и федерального уровней, что обеспечивается как кадровым потенциалом самой школы, так и кадрами ведущих ВУЗов региона. Обучающиеся выбирают темы для проектно-исследовательской работы под руководством преподавателей ВУЗов, студентов и школьных преподавателей. Воспитательную ценность имеет краеведческая практика будущих инженеров. Ежегодно учащиеся школы принимают участие в проекте «Промышленный туризм». Площадкой для объективной оценки обучающихся как будущих специалистов является программа ранней профориентации и состязаний школьников в профессиональном мастерстве JuniorSkШs, имеющая своей целью повышение престижа рабочих профессий и развитие профессионального образования. Данная программа - эффективное средство обучения школьников современным профессиям и «компетенциям будущего».

Цель реализации проекта «Инженерная школа» требуют от педагогов постоянного освоения новых профессиональных компетенций и развитие инженерной культуры. Это возможно только в открытых образовательных и профессиональных пространствах. Используется как внутришкольное обучение, так и широкий спектр возможностей повышения квалификации. Перспективно и эффективно формирование междисциплинарных команд нового типа (учителя школы + преподаватели и студенты ВУЗа + представители предприятий).

В задачи обеспечения открытости деятельности по реализации проекта «Инженерной школы» входит: мониторинг развития научно-технического творчества и системы непрерывного инженерного образования; информационное освещение событий на сайте учреждения; возможность для дружественных СМИ для освещать систему мероприятий, направленных на распространение новых форм и походов к организации инженерного пространства. Особое внимание заслуживают педагогические условия создания инженерного образовательного пространства. Одним из существующих условий является класс и возраст обучающихся. Педагогика придерживается двух направлений данного условия: формирование инженерного образования в специализированных профильных 10-11 классах; осуществление инженерной подготовки в 5-9 классах (затем в специализированных профильных старших классах).

Отметим, что первый из выделенных подходов дает наибольшее распространение как в теории, так и на практике. Д.А. Махотин отмечает наличие позитивного опыта создания профильных инженерных классов с акцентированием внимания на исследовательской и проектной деятельности [Махотин 2016: 303]. А. А. Калекин ставит вопрос о необходимости развития индустриально-профильного образования для старшеклассников [Калекин 2014: 346]. С этой целью, в частности, автор предлагает сформировать инженерную педагогику школы как самостоятельное направление общей педагогики для подготовки педагогических кадров [Калекин 2014: 349].

Профориентационная работа тесно связана с довузовской подготовкой, которая позволяет развить мотивацию и носит профессионально-уточняющий характер [Довузовская инженерная подготовка в международном контексте 2018: 58]. В старших профильных классах далеко не

всегда обучаются школьники, обладающие узконаправленной мотивацией - зачастую выбор того или иного профильного класса продиктован желанием родителей и социальным престижем. Организация инженерной деятельности в средних классах будет способствовать формированию и уточнению учебно-профессиональной мотивации. Структурные модели инженерной деятельности обучающихся могут быть реализованы различными способами, а также с использованием различных методов и инструментов. Инженерная деятельность осуществима как в урочной, так и во внеурочной формах. А.С. Чиганов, А.С. Грачев пишут о необходимости устройства инженерной школы по сетевому принципу, в деятельности которой задействованы учащиеся, представители общеобразовательных школ и ВУЗов, родители, представители производственных предприятий [Чиганов, Грачев 2015: 34].

Моделирование инженерного образования обучающихся - это развитие инженерных компетенций и инженерных компетентностей. Как указывает А. В. Хуторской, компетенция является внешне заданной нормой, тогда как компетентность есть личностное качество, характеризующее владельца этой нормы [Хуторской 2017: 86]. Немаловажными являются педагогические условия развития технического мышления обучающихся. На наш взгляд, поздно пробуждать интерес к технике и изобретательству у обучающегося, заканчивающего старшую школу и готовящегося поступать в ВУЗ. Необходимо создавать педагогические условия развития технического мышления в средней школе и осуществлять определенные развивающие действия в более раннем возрасте. Если 11-13 летний подросток не любит конструировать и не питает страсти к красивым и эффективным техническим сооружениям, он, вероятно, уже потерян в будущей инженерной подготовке. Развитие технического мышления у обучающихся 8-11 классов требует активного участия учителя физики, математики, информатики или технологии, и это можно назвать первым педагогическим условием, т. к. от этого будет напрямую зависеть развитие инженерных особенностей и в конечном итоге осознанный выбор направления профессиональной деятельности. Будущие или уже работающие учителя должны систематически и сознательно развиваться, и обучаться с целью овладения методами обучения, позволяющими готовить инженеров.

Инженерная подготовка характеризуется прочным фундаментом естественно-научных, математических и мировоззренческих знаний, широтой междисциплинарных системно-интегрированных знаний о природе, обществе, мышлении, высоком уровне общепрофессиональных и социально-профессиональных знаний. Эти знания позволяют решить задачу профессиональной подготовки, обеспечивая активность в проблемных ситуациях и повышая творческие возможности. Кроме этого, очень важно, чтобы будущие инженеры овладели методами проектно-исследовательской деятельности. Проектно-исследовательская деятельность характеризуется тем, что при разработке проекта в деятельность группы вносятся элементы исследования. Это означает необходимость восстановить порядок вещей, установленный определенными законами, природой или обществом, по «следам», косвенным признакам, собранным фактам [Леонтович 2003: 18]. Такая деятельность развивает наблюдательность, внимательность, аналитические навыки, которые являются составляющей инженерного мышления.

Заключение

Эффективность применения проектной деятельности для развития технического мышления подтверждается формированием особых личностных качеств школьников, участвующих в проекте. При этом развиваются важные для будущего инженера качества, как умение работать в команде, разделять ответственность за принятие решений, анализировать полученные результаты, оценивать достижение целей. В ходе этой командной деятельности каждый участник проекта должен научится подчинять свой темперамент и характер интересам общего дела. Особый интерес представляют педагогические условия формирования у обучающихся проектно-исследовательских компетенции в инженерном образовательном пространстве.

Первым педагогическим условием формирования проектно-исследовательской компетенции учащихся в условиях образовательного пространства школы является максимальное использование потенциала образовательного пространства школы для обеспечения проектно-исследовательской направленности содержания образования, способствующего погружению учащихся в проектно-исследовательскую среду для наиболее полной реализации потенциала проектного обучения и активных методов исследования.

Вторым условием успешного формирования проектно-исследовательской компетенции обучающихся является формирование мотивации к проектно-исследовательской деятельности через выстраивание образовательного пространства старшеклассников, с учетом личных целей, задач, интересов, развития индивидуальных способностей для проявления себя в проектно-исследовательской деятельности и реализации ожиданий общества.

Третье педагогическое условие - создание в учебном пространстве школы научно-методического центра, обеспечивающего развитие научно-методического мастерства педагогов и более успешной трансляции опыта проектно-исследовательской деятельности от учителя к ученику.

Таким образом, создавая инженерное образовательное пространство, выстраивая тесные партнёрские связи по принципу «школа - СУЗ - ВУЗ - предприятие», реализуя педагогические условия современная школа подготовит выпускников, способных к комплексной исследовательской, проектной и предпринимательской деятельности, направленной на разработку и производство конкурентоспособной научно-технической продукции. А наши общество и государство получат больше мотивированных, творческих и заинтересованных в своей деятельности личностей, которые сознательно подходят к своей работе.

Список литературы

1. Аксенова М.А. Особенности и структура модели развития непрерывного инженерного образования // Международный журнал экспериментального образования. 2016. № 9-2. С. 173-177.

2. Высшее образование в немецкой и русской традициях: колл. моногр. / М.В. Богуславский, Е.В. Неборский, В.В. Неборская [и др.]; под общ. ред. М.В. Богуславского. Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2016. 272 с.

3. Дементьева И.В. Педагогические условия формирования проектно-исследовательской компетенции учащихся в образовательном пространстве школы // Гуманитарные и социальные науки. 2013. № 5. С. 249-258.

4. Довузовская инженерная подготовка в международном контексте / М.В. Журавлева, Л.В. Овсиенко, Н.Ю. Башкирцева [и др.] // Высшее образование в России. 2018. № 1. С. 54-60.

5. Калекин А.А. Инженерная педагогика школы // Ученые записки Орловского государственного университета. Сер.: Гуманитарные и социальные науки. 2014. № 1 (57). С. 344-350.

6. Концепция развития инженерного образования в Хабаровском крае [Электронный ресурс]. URL: http://obrazraion.ru/files\seminars/20160427_zam/koncept.docx/ (дата обращения: 10.07.2022).

7. Леонтович А.В. Об основных концепциях развития исследовательской и проектной деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. 2003. № 4. С. 18-24.

8. Махотин Д.А. Инженерная подготовка в технологическом образовании школьников // Казанский педагогический журнал. 2016. Т. 2, № 2. С. 301-304.

9. Новый словарь иностранных слов. М.: Современный литератор, 2006.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Развитие инженерного образования [Электронный ресурс]. URL: http://минобрнауки.рф/ проекты/развитие-инженерного-образования (дата обращения: 10.07.2022).

11. Чиганов А.С., Грачев А.С. Начала инженерного образования в школе // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2015. № 2 (32). С.30-35.

12. Хуторской А.В. Методологические основания применения компетентностного подхода к проектированию образования // Высшее образование в России. 2017. № 12. С. 85-91.

References

1. Aksenova M.A. Osobennosti i struktura modeli razvitiya nepreryvnogo inzhenernogo obrazovaniya [Features and structure of the development model of continuous engineering education]. Mezhdunarodnyi zhurnal eksperimental'nogo obrazovaniya, 2016, no. 9-2, pp. 173-177. (In-Russ.).

2. Boguslavskii M.V., Neborskii E.V., Neborskaya V.V. Vysshee obrazovanie v nemetskoi i russkoi traditsiyakh [Higher education in the German and Russian traditions]. Izhevsk, Institut komp'yuternykh issledovanii, 2016, 272 p. (In-Russ.).

3. Dement'eva I.V. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya proektno-issledovatel'skoi kompetentsii uchashchikhsya v obrazovatel'nom prostranstve shkoly [Pedagogical conditions for the formation of design and research competence of students in the educational space of the school]. Gumanitarnye i sotsial'nye nauki, 2013, no. 5, pp. 249-258. (In-Russ.).

4. Zhuravleva M.V., Ovsienko L.V., Bashkirtseva N.Yu. Dovuzovskaya inzhenernaya podgotovka v mezhdunarodnom kontekste [Pre-university engineering training in an international context]. Vysshee obrazovanie v Rossii, 2018, no. 1, pp. 54-60. (In-Russ.).

5. Kalekin A.A. Inzhenernaya pedagogika shkoly [School engineering pedagogy]. Uchenye zapiski Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser.: Gumanitarnye i sotsial'nye nauki, 2014, no. 1 (57), pp. 344-350. (In-Russ.).

6. Kontseptsiya razvitiya inzhenernogo obrazovaniya v Khabarovskom krae [Concept for the development of engineering education in the Khabarovsk Territory]. (In Russ.). Available at: http://obrazraion.ru/files\seminars/20160427_zam/koncept.docx/ (accessed: 10.07.2022).

7. Leontovich A.V. Ob osnovnykh kontseptsiyakh razvitiya issledovatel'skoi i proektnoi deyatel'nosti uchashchikhsya [On the main concepts for the development of research and project activities of students]. Issledovatel'skaya rabota shkol'nikov, 2003, no. 4, pp. 18-24. (In-Russ.).

8. Makhotin D.A. Inzhenernaya podgotovka v tekhnologicheskom obrazovanii shkol'nikov [Engineering training in technological education of schoolchildren]. Kazanskii pedagogicheskii zhurnal, 2016, vol. 2, no. 2, pp. 301-304. (In-Russ.).

9. Novyi slovar' inostrannykh slov [New dictionary of foreign words]. Moscow, Sovremennyi literator, 2006. (In-Russ.).

10. Razvitie inzhenernogo obrazovaniya [Development of engineering education]. (In Russ.). Available at: http://minobrnauki.rf/ proekty/razvitie-inzhenernogo-obrazovaniya (accessed: 10.07.2022).

11. Chiganov A.S., Grachev A.S. Nachala inzhenernogo obrazovaniya v shkole [The beginning of engineering education at school]. Vestnik Krasnoyarskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. V.P. Astafeva, 2015, no. 2 (32), pp. 30-35. (In-Russ.).

12. Khutorskoi A.V. Metodologicheskie osnovaniya primeneniya kompetentnostnogo podkhoda k proektirovaniyu obrazovaniya [Methodological grounds for applying the competency-based approach to the design of education]. Vysshee obrazovanie v Rossii, 2017, no. 12, pp. 85-91. (In-Russ.).

Информация об авторах Н.Г. Носков - заместитель директора, МАОУ «Инженерная школа»; Б.А. Крузе - доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии и педагогики, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет;

В.В. Филиппович - директор, МАОУ «Инженерная школа.

Information about the authors

N. G. Noskov — associate Director,MAOU "Engineering School";

B.A. Kruse — Grand Ph. D. (Education), Professor,Head of the Department of Psychology and Pedagogy, Perm State Humanitarian Pedagogical University;

V. V. Filipovich — Director, MAOU "Engineering School".

Статья поступила в редакцию 10.10.2022; одобрена после рецензирования 20.10.2022; принята к публикации 25.11.2022.

The article was submitted 10.10.2022; approved after reviewing 20.10.2022; accepted for publication 25.11.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.