Образовательная программа организации как ключевой инструмент формирования инженерного мышления обучающихся
Дударева Ольга Борисовна,
заведующий учебно-методическим центром информационно-коммуникационных технологий, ГБУ ДПО ЧИППКРО, [email protected]
Костомарова Елена Витальевна,
заместитель директора, МАОУ «Академический лицей», [email protected]
В статье обосновывается необходимость формирования инженерного мышления обучающихся в контексте решения проблемы имеющегося в стране дефицита высокообразованных специалистов, ориентированных на интеллектуальный труд, на освоение «высоких» технологий и внедрение последних в производство. Авторы рассматривают образовательную программу образовательной организации как ключевой инструмент, отражающий стратегические посылы. В статье обобщен практический опытпроектирования образовательной программы конкретного учреждения образования с учетом требований нормативных документов в области образования, специфики организации, социального заказа родителей.
Ключевые слова: инженерное мышление, образовательная программа, сетевое взаимодействие.
о
п ^
СО ^
0
сч
ю
01 2
Анализ текущего момента позволяет делать вывод об имеющемся в России дефиците высококвалифицированных инженерных кадров, наличие которых, в свою очередь, является необходимым условием подъема инновационных высокотехнологичных производств. В данной связи, обучающегося, осваивающего программы общего образования, на наш взгляд, целесообразно рассматривать в перспективе его представительства в трудовом сообществе, которое все чаще испытывает потребность в инженерно-технических профессиях [1].
Таким образом, создание условий для подготовки высокообразованных специалистов, ориентированных на интеллектуальный труд, на освоение «высоких» технологий и внедрение последних в производство, становится важной задачей образования.
В нашем понимании инженерное мышление -особый вид мышления, обеспечивающий деятельность с техническими объектами, осуществляемый на познавательном и технологическом, а, точнее, инструментальном, уровнях. Приведенное трактование понятия «инженерное мышление» дает возможность в качестве его структурных компонентов выделить такие виды мышления как техническое, конструктивное, исследовательское, экономическое. Аргументом в пользу данного вывода, по мнению авторов, служат признаки указанных выше видов познавательной деятельности, проявляющихся в наличии определенных компетенций:
- техническое мышление - проводить всесторонний анализ технических объектов, включая их структуру, а также принципы действия;
- конструктивное мышление - моделировать возможные решения поставленной задачи или решения выявленной проблемы;
- исследовательское - определять новизну выявленной проблемы, сопоставлять с известными классами задач, обосновывать свои действия, анализировать полученные результаты и делать адекватные выводы;
- экономическое - проводить анализ качества своей деятельности [2].
Развитие мышления детей возможно при условии их целенаправленного воспитания и обучения. Следовательно, для формирования инженерного мышления у обучающихся в образовательной деятельности на различных уровнях общего образования должны применяться образовательные технологии, этому способствующие. Так, в учебную деятельность, в том числе и внеурочную, целесообразно включать решение экспериментальных задач, выполнение проектных работ и экспериментально-исследовательских заданий. Следует отметить особую важность системной работы образовательной организации в данном направлении.
Основным инструментом, отражающим образовательную ситуацию организации, определяющим цели и ценности образования, специфические особенности образовательной деятельности, направленной на достижение обозначенных результатов, является образовательная программа образовательной организации. Нормативным основанием для проектирования и реализации образовательной программы школы служат Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральные государственные образовательные стандарты (далее - ФГОС). Статьей 12 указанного выше закона закреплены компетенции образовательной организации, заключающиеся в самостоятельной разработке и утверждении ею образовательных программ, отражающих требования ФГОС и соответствующие примерным основным образовательным программам. При этом нельзя забывать, что образовательную ситуацию конкретной образовательной организации определяет ряд условий, таких как специфика региона, в котором находится эта организация, кадровый состав, материально-технические условия и др. Несомненно, что комплекс этих условий уникален в каждой конкретной организации, что, в свою очередь, обусловливает уникальность и специфичность образовательной программы образовательной организации как ее главного стратегического документа.
В данной связи заслуживает внимания опыт МАОУ «Академический лицей» города Магнитогорска в разработке образовательной программы образовательной организации в аспекте формирования инженерного мышления у обучающихся. С 2016 года лицей является региональной инновационной площадкой, реализующей «Сетевое взаимодействие образовательной организации с организациями науки, бизнеса и производства как условие реализации проекта «Инженеры будущего» (далее - РИП). Многоаспектность задач в деятельности РИП, а так же эффективность их реализации с точки зрения государственной программы Челябинской области «Развитие образования в Челябинской области» на 2018 - 2025 годы диктуют необходимость рассматривать как структуру, так и содержание деятельности образовательной организации с позиции вносимых изменений, их системности и потенциала для повышения качества образования.
Исходя из миссии лицея, особенностей его развития и функционирования (нет начального уровня образования, высокий социальный заказ со стороны родителей), образовательная программа рассматривается как обобщенный нормативный документ, отражающий содержание текущей деятельности педагогического коллектива в сочетании с «программой развития», ориентированный на обновление образовательного процесса с точки зрения повышения его качества.
В МАОУ «Академический лицей» разрабатывается две образовательные программы: основного общего образования и среднего общего образования, на пять и два года соответственно на основе примерных образовательных программ соответствующего уровня (www.fgosreestr.ru) с учетом образовательных потребностей и запросов участников образовательных отношений, условий взаимодействия с социальными партнерами и сложившихся в общеобразовательной организации традиций. Опираясь на тот факт, что основная образовательная программа (далее - ООП) содержит обязательную и вариативную часть (часть, формируемую участниками образовательных отношений), возможность ее реализации через урочную и внеурочную деятельность, а также воспитательную деятельность, обозначим концептаульные основы формирования ООП.
1. Образовательная система лицея является многопрофильной. При формировании учебного плана как составной части ООП предусматривается:
- распределение часов в соответствии профилями обучения: с углубленным изучением информатики и математики (5а,6а, 7а, 8а, 9а классы), английского языка (5б,6б, 7б, 8б, 9б классы), биологии (5в,6в, 7в, 8в, 9в классы);
- введение специально разработанных учебных курсов, обеспечивающих интересы и потребности участников образовательных отношений, а также способствующих повышению качества образования и осуществлению предпрофильной подготовки: изучение информатики, обществознания с 5-го класса; дифференциация и индивидуализация обучения через систему индивидуально-групповых занятий по русскому языку и математике; углубление предпрофильной подготовки по отдельным предметам («Экологический практикум» (7в кл), «Химия и мы», «Химическая мозаика» (8в кл), «История XX века в лицах», «Экспериментальное решение задач по химии» (9в кл.)).
Понимание того, что задача формирования инженерного мышления не решается только в рамках естественнонаучных и математических дисциплин и требует консолидации деятельности всех учителей-предметников привело к введению таких элективных курсов как «Парадоксы и противоречия общественного развития», «Система практикумов по русскому языку».
2. Рабочие программы по учебным предметам должны быть ориентированы на раннее развитие (усложненное содержание), интенсивность (углуб-
со
1
0
2
ю
01
ленное обучение) и отражать интегративный характер образования (взаимосвязь проблем/ концептов/ тем/идей/ в разных предметах). Для получения результатов по формированию готовности к выбору инженерных профессий необходима некая надпредметность, метапредметность знаний и способов деятельности [3]. Для достижения обозначенного эффекта ряд программ разрабатывается при тесном сотрудничестве с преподавателями ВУЗов. В лицее успешно реализуется образовательный модуль «Практикум по органической химии», разработанный в рамках сетевого взаимодействия между МАОУ «Академический лицей» и химическим факультетом ЮУрГУ. При реализации модуля лабораторные (практические) работы обучающимися 10-11 профильных естественнонаучных классов лицея выполняются в учебных лабораториях химического факультета ЮУрГУ.
3. При определении планируемых результатов обучения, кроме предусмотренных в авторских программах, большое внимание уделяется сформированное™ метапредметных, личностных универсальных учебных действий. Это достигается увеличением числа социальных проб, реализацией сетевого взаимодействия и дистанционного обучения. Инструменты оценивания должны предусматривать внешнюю оценку качества полученных результатов на основе комплексного подхода: оценку трех групп достижений обучающихся - личностных, метапредметных и предметных.
4. Ведущим принципом обучения должен быть практико-ориентированный подход, креативность и инновации, преобладающими в практике работы учителя - концентрация на творческом решении проблем, развитие критического мышления, мета-предметность знаний и способов деятельности. Для этого только традиционных способов обучения становится недостаточно [4], поэтому в рабочих программах по предметам, как неотъемлемой части образовательной программы, отражаются формы организации учебно-познавательной деятельности, а также формы проведения уроков и занятий.
Обращаясь к сущностному пониманию инженерного мышления, которое приводилось выше, совершенно логично отдавать приоритет применению знаний, полученных на занятиях; включению обучающихся в исследовательский процесс, решению практико-ориентированных заданий с включением регионального компонента и заданий, интегрирующих знания и исследования в различных областях науки; увеличению объема самостоятельной работы на уроке, использованию элементов электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
5. Программа внеурочной деятельности предусматривает проведение различного рода практик, деловых игр, экскурсий, экспедиций, профильных смен, усиливая практическую часть образовательной программы. Эффективной формой организации внеурочной деятельности является проектная (учебный проект), а также исследовательская дея-
тельность, которыми охвачены 100% обучающихся лицея: каждый лицеист, с 5 по 10 класс, является активным участником ежегодной внутрилицейской конференции, где представляет разработанную проектную или исследовательскую работу.
Имеющиеся в лицее материально-технические, кадровые, информационные, методические ресурсы достаточны для полноценного обеспечения реализации программ внеурочной деятельности. В частности, лицей располагает предметными лабораториями, двумя спортивными залами, конференц-залом, четырьмя кабинетами информатики, кабинетом робототехники.
Обсуждение основной образовательной программы на заседании кафедр лицея [5] с определением основных подходов и проблем в реализации внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС позволяет сделать этот процесс системным, учитывающим образовательные потребности всех участников образовательных отношений. Перспективным направлением в реализации внеурочной деятельности и дополнительного образования является привлечение и использование ресурсов организаций - партнеров, разработка дистанционных курсов. На основе договора о сотрудничестве лицей работает с ЮжноУральским университетом, Южно-Уральским государственным аграрным университетом (естественно-технологическим факультетом), ЮжноУральским государственным гуманитарного педагогического университетом, Южно-Уральским государственным медицинским университетом. В этой связи авторы разделяют точку зрения Т. В. Авгусмановой и С. А. Калимуллиной об усилении ресурса образовательной организации за счет ресурсов других учреждений посредством сетевого взаимодействия [6].
Так, программа воспитания и социализации личности интегрирует основное и дополнительное образование, предусматривая совместную деятельность всех участников образовательных отношений через обогащение среды обучения посредством организации социального партнерства и сетевого взаимодействия с организациями науки, бизнеса и производства, обеспечивая «реализацию механизмов сетевого взаимодействия школ и организаций дополнительного образования для обеспечения индивидуальных траекторий» [7].
6. Большое внимание необходимо уделять включению учащихся в сферу общественной самоорганизации с акцентуацией на возможный успех в различных видах социально-значимой деятельности для всех учащихся; и, что особо важно, - гарантиям соблюдения прав обучающихся при их участии в образовательной деятельности.
Успешному формированию и развитию творческого мышления способствует использование, помимо уже ставших традиционными предметных олимпиад и проектной деятельности, иных форм работы, направленных не столько на усвоение содержания, сколько на проявление творчества. К таковым можно отнести деятельность лицейского
телевидения, издание газеты «Лицейский вестник», КВН,театрализованные представления.
Профессиональная ориентация учащихся организуется с использованием таких форм, как экскурсии, предметные недели, олимпиады, конкурсы, «Ярмарки профессий», дни открытых дверей.
Образовательной программой лицея предусмотрена реализация проектов, отражающих элементы определенного вида профессиональной деятельности, которая имеет завершенный вид, способствует сознательному, обоснованному выбору профессии. Примером могут служить проекты «Проживи день в профессии», «Профессиональные пробы». Здесь уместно отметить, что диапазон выбора содержания образования и формирование у старшеклассников умения делать самостоятельный осознанный выбор обеспечивает взаимодействие лицея и вузов в рамках профори-ентационной работы, что также нашло отражение в содержании образовательной программы.
Также образовательной программой предусмотрена интеграция работы по оздоровлению детей и их дополнительного образования в течение года, а не только в летний период: речь идет об участии лицеистов профильных сменах в международных и всероссийских детских центрах. Одним из самых значимых событий учебного года в рамках реализации образовательной программы становится открытый конкурс-фестиваль детского кино «Уральские зори». Так, в 2016-2017 учебном году он был посвящен году экологии, в 2017-2018 -году волонтерства.
Образовательная программа лицея предусматривает построение и разработку индивидуальных образовательных маршрутов отдельных обучающихся. При этом индивидуальный образовательный маршрут рассматривается, в свою очередь, как «целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая учащемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации [8].
Обозначенные подходы к формированию основной образовательной программы с учетом результативности деятельности педагогического коллектива МАОУ «Академический лицей» города Магнитогорска в рамках региональной инновационной площадки указывают на их эффективность и позволяют ответить на ряд стратегических вопросов: Чему учить? Как учить? Чему научился?
Опираясь на комплексный подход к формированию основной образовательной программы на уровне образовательной организации, реализуя принципы проектного управления [5], получен продукт, который становится основополагающим в деятельности педагогического коллектива лицея и обеспечивает «создание условий для эффективного развития образования, направленного на обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям современного инновационного социально ориентированного развития Челябинской области» [8].
Очевидно, что обозначенные подходы формирования основной образовательной программы определяют требования к условиям ее реализации, позволяют конкретизировать ряд управленческих, организационных, педагогических и социальных аспектов деятельности.
Интеграция педагогических средств при реализации проекта позволяют укреплять вертикальные связи как основу реализации единой образовательной стратегии в лицее, и расширять горизонтальные связи как условия совершенствования профессиональных компетенций коллектива, расширения перспектив профессионального роста [10]. Привлечение педагогов к участию в научно-инновационной деятельности, а именно процессу написания основной образовательной программы, позволяет запустить механизм саморазвития педагога, поиска новых форм и средств повышения результативности педагогической деятельности, ее практической направленности на решение конкретных задач. Идея формирования и развития мотивации к выбору инженерных профессий легла в основу написания рабочих программ по предметам, определила направления поиска в совершенствовании механизмов реализации программ как отдельными педагогами, так и кафедрами в целом.
Кафедрой естественнонаучных предметов реализуются такие результативные формы как «пробы в профессии», «лабораторные практики на базе ВУЗов». Кафедры информатики и математики продолжают совершенствовать механизм проведения профильных смен, соревнований и конкурсов с привлечением участников сетевого взаимодействия, а также участие в соревнованиях и турнирах междисциплинарного направления. Только за последний учебный год стали участниками различных конкурсов 3744 обучающихся, 551 из них стали призерами и победителями. Благодаря активному поиску отдельных педагогов расширился спектр мероприятий, направленных на формирование и развитие метапредметных компетенций обучающихся (дискуссии, квесты, интернет-карусели, турниры и т. д), а также дистанционных конкурсов с привлечением обучающихся. На протяжении ряда лет обучающиеся лицея становятся победителями и призерами Всероссийской олимпиады школьников на различных этапах ее проведения, международной олимпиады по основам наук (УрФО), многопрофильной олимпиады для школьников «Звезда», в течение трех лет - призерами дистанционной олимпиады «Великие реки мира» сетевого проекта «Ассоциированные школы ЮНЕСКО» и т. д. Такой подход полностью согласуется с задачами Проекта развития образования, «расширение содержательного спектра и возрастных границ предметных олимпиад и конкурсов (технологическое, социальное, креативное, предпринимательское направления)» и «привлечение к работе с учащимися на всех уровнях образования специально подготовленных наставников из университетов, предприятий, научных центров, креативной индустрии» [7].
00 ^
0
сч
ю
01
Организационный аспект предполагает совершенствование механизмов нормативно-правового обеспечения процессов реализации вариативных образовательных программ на основе сетевого взаимодействия (реализация образовательных модулей в ВУЗах по профилю обучения, проведение образовательных каникул и профильных смен и т.д.). Особое внимание уделяется технологическому и финансово-экономическому обеспечению, включая повышение квалификации работников лицея за счет проведения модульных курсов по актуальным и востребованным программам с привлечением специалистов института дополнительного профессионального образования и использования различных методов стимулирования педагогов к инновационной деятельности.
Социальный эффект разработки основной образовательной программы непосредственно в организации образования обусловлен вовлечением в данный процесс всех участников образовательных отношений. Существенным преимуществом такой деятельности является готовность педагогического коллектива к реализации задач, обозначенных в Постановлении Правительства Челябинской области от 28.12.2017 г. № 732-П «О государственной программе Челябинской области «Развитие образования в Челябинской области» на 2018 - 2025 годы». Благодаря этому закладываются основы для «обеспечения учащихся каждой школы возможностями освоения любой из дисциплин на углубленном уровне (в том числе совместно с вузами и в онлайн-формате)», «разработку и внедрение образовательных практик, ориентированных на развитие метапредметных навыков и на повышение самостоятельности и мотивации в рамках действующих стандартов» [5].
Таким образом, рассматривая образовательную программу как ключевой инструмент, отражающий стратегические посылы развития образовательной организации, авторы представили практический опыт проектирования образовательной программы конкретной образовательной организации с учетом требований нормативных документов в области образования, обеспечивающую формирование инженерного мышления учащихся, так как в этом заключается специфика организации и отражается социальный заказ родителей.
Литература
1. Мнения российских политиков о нехватке инженерных кадров [Электронный ресурс] // Государственные вести. - URL : https://www.gosnews.ru/business_and_authority/news /643 (дата обращения: 25.10.2018).
2. Барышникова, Н. В. Развитие инженерной компетенции учащихся через исследовательскую деятельность на уроках и внеурочных занятиях [Электронный ресурс] / Н. В. Барышникова // Ранняя профориентация школьников через организацию урочной деятельности: материалы семинара. - URL : http://izhmmc.ru/files/razvitie_inzhenernoy_kompetenc ii_uch.docx (дата обращения: 25.10.2018).
3. Усольцев, А. П. О понятии «Инженерное мышление» / А. П. Усольцев, Т. Н. Шамало // Формирование инженерного мышления в процессе обучения : материалы международной научно-практической конференции. Уральский государственный педагогический университет. - Екатер инбург, 2015. С.3-9. - URL: https://kpfu.ru/staff_files/F507873550/P0SLEDNIJ.Me zhdunarod.sbornik.2015.pdf (дата обращения: 25.10.2018)
4. Синицын, Е. С. Формирование инженерного мышления в школе / Е. С. Синицын // Развитие физико-математического мышления у учащихся и студентов. - Новосибирск : Издательство НГХА, 2011.
5. Сетевое взаимодействие общеобразовательного учреждения с организациями науки, бизнеса и производства (из опыта работы региональной инновационной площадки МАОУ «Академический лицей» г. Магнитогорска) [Электронный ресурс]: сборник научно-методических материалов / авт.: Л. Н. Смушкевич, М. Н. Черепанова и др. ; под ред. А. Г. Обоскалова. - Челябинск : ЧИППКРО, 2017. - 60 с. URL: https://ipk74.ru/upload/iblock/9a9/9a9d0e869559b41e 42ad9fa70a8d4ab8.pdf (дата обращения: 25.10.2018).
6. Авгусманова, Т. В. Готовность руководителей общеобразовательных организаций к осуществлению взаимодействия с субъектами внешнего окружения образования / Т. В. Авгусманова, С. А. Калимуллина // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - № 1(34). -Челябинск : ЧИППКРО, 2018. - С.13 - 21.
7. Двенадцать решений для нового образования [Электронный ресурс] // Доклад центра стратегических разработок и высшей школы экономики: апрель 2018. - Москва : Центр стратегических разработок, 2018. - 106 с. - URL: https://www.hse.ru/data/2018/04/06/1164671180/Dokl ad_obrazovanie_Web.pdf (дата обращения: 25.10.2018).
8. Постановление Правительства Челябинской области от 28.12.2017 г. № 732-П «О государственной программе Челябинской области «Развитие образования в Челябинской области» на 2018 - 2025годы» [Электронный ресурс]. - URL: http://pravmin74.ru/npa/postanovlenie-pravitelstva-chelyabinskoy-oblasti-no-732-p-ot-28-dekabrya-2017-goda-o. (дата обращения: 25.10.2018).
9. Румбешта, Е. А. Индивидуальный образовательный маршрут как способ организации самостоятельной учебной деятельности школьника // Е. А. Румбешта / Преподавание естественных наук, математики и информатики в ВУЗе и школе : материалы VI всероссийской научно-практической конференции. - Томск: Издательство ТГПУ, 2013.
10. Попова, И. Н. Сетевое взаимодействие как ресурс развития общего и дополнительного образования // И. Н. Попова / Интернет-журнал «Мир науки». - 2016, Том 4, номер 6. - URL: http://mir-nauki.com/PDF/47PDMN616.pdf (дата обращения: 25.10.2018).
Educational program of the organization as a key tool of the formation of engineering thinking of teachers
Dudareva O.B., Kostomarova E.V.
GBU DPO ChlPPKRO, MAOU "Academic Lyceum"
The article substantiates the need for the formation of engineering thinking of students in the context of solving the problem of the country's shortage of highly educated professionals focused on intellectual work, on the development of «high» technologies and the introduction of the latter into production. The authors consider the educational program of an educational organization as a key tool reflecting strategic messages. The article summarizes the practical experience of designing the educational program of a particular educational institution with regard to the requirements of normative documents in the field of education, the specifics of the organization, the social order of parents.
Keywords: engineering thinking, educational program, network interaction.
References
1. Opinions of Russian politicians about the lack of engineering
personnel [Electronic resource] // State news. - URL: https://www.gosnews.ru/business_and_authority/news/643 (access date: 10.25.2018).
2. Baryshnikova, N. V. Development of students' engineering competence through research activities in the classroom and after-hour classes [Electronic resource] / N. V. Baryshnikova // Early vocational guidance of schoolchildren through the organization of lesson activities: seminar materials. - URL: http://izhmmc.ru/files/razvitie_inzhenernoy_kompetencii_uch.do cx (appeal date: 10.25.2018).
3. Usoltsev, A. P. On the concept of "Engineering thinking" / A. P.
Usoltsev, T. N. Shamalo // Formation of engineering thinking in the learning process: materials of the international scientific-practical conference. Ural State Pedagogical University. -Ekater inburg, 2015. P.3-9. - URL: https://kpfu.ru/staff_files/F507873550/POSLEDNIJ.Mezhdunaro d.sbornik.2015.pdf (appeal date: 10/25/2018)
4. Sinitsyn, E.S. Formation of engineering thinking in school / E.S.
Sinitsin // Development of physical and mathematical thinking in students. - Novosibirsk: Publishing House NGHA, 2011.
5. Network interaction of a general education institution with organizations of science, business and production (from the experience of the regional innovation site of the Municipal Public Organization "Academic Lyceum" of Magnitogorsk) [Electronic resource]: collection of scientific and methodological materials / author: L.N. Smushkevich, M N. Cherepanova et al .; by ed. A. G. Oboskalova. - Chelyabinsk: CHIPPKRO, 2017. - 60 p. URL: https://ipk74.ru/upload/iblock/9a9/9a9d0e869559b41e42ad9fa70a8 d4ab8.pdf (access date: 10.25.2018).
6. Avgusmanova, T. V. Willingness of the leaders of educational
institutions to interact with the subjects of the external environment of education / T. V. Avgusmanova, S. A. Kalimullina // Scientific support of the system of staff development. - № 1 (34). -Chelyabinsk: CHIPPKRO, 2018. - C.13 - 21.
7. Twelve Solutions for New Education [Electronic resource] //
Report of the Center for Strategic Studies and the Higher School of Economics: April 2018. - Moscow: Center for Strategic Studies, 2018. - 106 p. - URL: https://www.hse.ru/data/2018/04/06/1164671180/Doklad_obraz ovanie_Web.pdf (access date: 10.25.2018).
8. Decree of the Government of the Chelyabinsk region dated December 28, 2017 No. 732-P "On the state program of the Chelyabinsk region" Development of education in the Chelyabinsk region "for 2018 - 2025" [Electronic resource]. -URL: http://pravmin74.ru/npa/postanovlenie-pravitelstva-chelyabinskoy-oblasti-no-732-p-ot-28-dekabrya-2017-goda-o. (the date of the appeal: 10.25.2018).
9. Rumbeshta, E. A. Individual educational route as a way of organizing student's independent educational activities // E. A. Rumbeshta / Teaching natural sciences, mathematics and computer science at the university and school: proceedings of the VI All-Russian Scientific and Practical Conference. - Tomsk: Publishing TSPU, 2013.
10. Popova, I. N. Network interaction as a resource for the development of general and additional education // I. N. Popova / The Internet magazine "World of Science". - 2016, Volume 4, Issue 6. - URL: http://mir-nauki.com/PDF/47PDMN616.pdf (access date: 10.25.2018).