Одним из придуманных нами творческих заданий являлся также творческий зачин «Ритуальное приветствие». Перед началом каждого занятия студент готовил зачин (небольшой этюд) на заданную тему, где проявлялись его интегративные знания, умения и навыки сценариста и режиссера. Затем, после сценической версии зачина в группе проходило традиционное коллективное обсуждение. Студенты имели возможность провести полный режиссерский и драматический анализ, указать все преимущества и недочеты представленной работы, а также получить советы от мастера курса в свою «режиссерскую копилку».
При освоении раздела «Обряд (ритуал) и культура» будущим режиссерам раздавались дидактические карточки-тесты с различными вариантами ответов, предполагающих демонстрацию знаний из различных дисциплин. Студенты должны были за короткий временной промежуток ответить четко и правильно на предложенные в карточках вопросы и задания. Составляя вопросы — тесты в карточках, мы обращали особое внимание на то, чтобы все темы изученного раздела были обширно представлены в этом задании. Это позволяло
педагогу за короткий промежуток времени проверить у каждого студента не знание нескольких тем.
Одной из популярных форм праздничной культуры является свадебный обряд. После знакомства с историческими традициями свадьбы (материал предмета «История и теория массовых праздников»), студентам предлагалось разработать режиссерский замысел и составить сценарный план любой части свадьбы (материал предметов «Теория драмы и основы сценарного мастерства», «Теория и практика современной режиссуры»). Этот вид задания приучал обучаемых «дисциплинированно» и, вместе с тем, творчески мыслить по существу и применительно к конкретному заданию, обеспечивал наиболее полное и всестороннее раскрытие индивидуальности.
Результаты исследования показывают, что применение указанного интегративного курса позволило нам активизировать познавательную деятельность будущих режиссеров, повысить их интерес к профессиональной деятельности, расширить их профессиональные знания и умения.
Библиографический список
1. Безрукова, B.C. Интеграционные процессы в педагогической теории и практике / B.C. Безрукова. — Екатеринбург, 1994.
2. Берулава, М.Н. Теоретические основы интеграции образования / М.Н. Берулава. — М. : ООО Гуманитарная книга, 2000.
3. Философский энциклопедический словарь — М. : ИНФРА. — М., 2003.
4. Яворук, О.А. Теория и практика интегративных курсов в системе школьного естественнонаучного образования: монография /
О.А. Яворук. — Челябинск: изд- во ЧГПУ «Факел», 1998.
Статья поступила в редакцию 12.01.09
УДК 378.14
А.Ю. Антропова, аспирант ЧГПУ, г. Челябинск
РЕАЛИЗАЦИЯ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА
В данной статье представлена модель формирования ценностного отношения к педагогической профессии у студентов педагогического колледжа. Процедура моделирования исследуемого явления многоуровневая, обладает рядом характеристик, учет которых может ориентировать образовательный процесс на достижение положительных результатов в формировании ценностного отношения к педагогической профессии.
Ключевые слова: ценностные отношения, модель и педагогические условия формирования ценностного отношения к педагогической профессии, критерии сформированности ценностного отношения к педагогической профессии.
В начале нового тысячелетия в мировом образовательном процессе наметились тенденции, связанные с формированием ценностей общей и педагогической культуры. Возникает и широко обсуждается новая система целей и ценностей образования, возрождается система, основанная на идеях природосообразности, куль-туросообразности и индивидуально-личностного развития, изменяются представления о детстве, которое рассматривается теперь как самоценный период человеческой жизни.
К современной системе профессионального педагогического образования предъявляются требования, связанные с созданием условий для максимального развития личности специалиста и его готовности к самообразованию, обеспечению высокого уровня его профессионального развития, мобильности и адапти-рованности. Новые требования общества к профессиональному образованию, прояснение его смыслов и целей для человека, отношение к профессионализму как ценностной характеристике качества образования со-
здают предпосылки для решения проблемы профессионально-личностного становления будущих педагогов [1, с.4].
Процесс формирования ценностного отношения к педагогической профессии у студентов педагогического колледжа потребовал разработки модели, в которой бы нашли отражение цели, задачи, принципы, условия, средства и методы его развития. В нашем понимании модель не просто определенная концепция, а аналог объективной реальности, которая исходит из анализа и целей исследования, что позволяет увидеть процесс развития профессиональных способностей студентов в целостности, а также вычленить все составляющие в их взаимосвязи и взаимодействии.
Проблеме моделирования объектов действительности, в том числе применения моделей в педагогических исследованиях, посвящено немало работ (Л.И. Пид-касистый, С.И. Архангельский, В.И. Михеев и др).
Широкое применение метода моделирования в педагогических исследованиях объясняется многообра-
зием его гносеологических функций, что обусловливает изучение педагогических явлений и процессов на специальном объекте-модели, являющейся промежуточным звеном между субъектом (педагогом-исследо-вателем) и предметом исследования.
Можно отметить, что через модель легче всего обеспечивается понимание диалектической зависимости между элементами и подсистемами исследуемой системы. Моделирование как метод познания приобретает особое значение, так как оно даёт возможность синтезировать имеющиеся знания об исследуемом объекте.
«Под моделью, — пишет В.А. Штофф, — понимается такая мысленно представляемая или материально реализованная система, которая, отображая или воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что её изучение даёт нам новую информацию об этом объекте» [4, с. 45].
Разработка модели осуществлялась исходя из трех основных посылок. Во-первых, особенности осуществления образовательного процесса в педагогическом колледже, к которым мы в ходе анализа научно-методической литературы отнесли ориентацию процесса образования на личность студента, вариативность содержания образования и систематичность педагогических воздействий в направлении формируемого качества. Данная особенность определяет ключевые характеристики строящейся модели. Соответственно для нашей модели формирования ценностного отношения к педагогической профессии такими характеристиками выступят системность, вариативность и динамичность.
Во-вторых, сама цель исследования — построение педагогической модели, которая носит абстрактный характер и отражает в соответствии с выбранными нами теоретико-методологическими основаниями системный и деятельностный аспекты. Данное положение определяет вид модели, т.е. позиции, которые, прежде всего, должны быть в ней отражены.
В-третьих, заслуживает внимания специфика процесса профессионального становления личности студента в педагогической профессии.
Проанализировав типы моделей, пришли к выводу, что целям исследования отвечает модель структур-но-функционалъного типа, основанная на модели подготовки специалиста (см. рис. 1).
Субъектной основой данной модели являются, с одной стороны, преподаватели колледжа, осуществляющие педагогической содействие в процессе формирования ценностного отношения к педагогической профессии, а с другой стороны, студенты как будущие специалисты. Важно подчеркнуть, что и преподаватели и студенты в данном процессе являются субъектами. Это происходит потому, что будущие педагоги в процессе формирования ценностного отношения к педагогической профессии поставлены в активную деятельностную позицию, существенным признаком которой является осознанность каждым студентом ведущей роли выполняемой деятельности в процессе их профессионального становления.
Цель реализации предложенной нами модели определяется социальным заказом общества направленного на развитие личности специалиста, готового профессионально и квалифицированно осуществлять свою профессиональную деятельность. Целью данного процесса является формирования ценностного отношения к педагогической профессии у студентов педагогического колледжа.
Особенностью разработанной на основе системного, личностно-деятельностного и аксиологического подходов структурно-функциональной модели является наличие блоков формирования ценностного отношения к педагогической профессии — внешнего и внутреннего. Связь между аспектами осуществляется за счет выделения и реализации ведущих, функций формирования ценностного отношения к педагогической профессии, и параллельного перехода активности будущего учителя как субъекта деятельности в мотивацию к профессиональной деятельности, рефлексии и самообразованию, что приводит к осознанию великой миссии учителя, работающего на будущие страны.
Рис. 1. Структурно-функциональная модель процесса формирования управленческой профессиональной компетенции студентов технических специальностей
В системе педагогического образования на современном этапе результативность процесса формирования ценностного отношения к педагогической профессии зависит от создания и реализации комплекса условий
Модель формирования ценностного отношения к педагогической профессии включает этапы: ориентационный, присвоения культурных ценностей, формирования образа индивидуализированной педагогической деятельности.
В системе педагогического образования на современном этапе результативность процесса формирования ценностного отношения к педагогической профессии зависит от создания и реализации комплекса условий выступает как нечто обусловленное, а условие — как относительно внешнее предмету многообразие объективного мира. В отличие от причины, непосредственно порождающей то или иное явление или процесс, условие составляет ту среду, обстановку, в которой последние возникают, существуют и развиваются. Люди, познав законы природы, могут создать благоприятные и устранить неблагоприятные условия своей деятельности. Влияя на явления и процессы, условия сами подвергаются их воздействию [2, с. 33].
Анализ философской и психолого-педагогической литературы позволил нам выделить педагогические условия, влияющие на процесс формирования ценностного отношения к педагогической профессии у студентов педагогического колледжа. При реализации данных условий происходит профессиональное становление личности в профессионально-педагогической деятельности. Кроме того, данные педагогические условия логически дополняют друг друга.
Выделяя первое условие — организация мотивообразующей деятельности, направленной на самообразование — мы исходили из теоретического положения С.Л. Рубинштейна о механизме перевода обучаемого в позицию субъекта деятельности: внешние условия действуют через посредство внутренних, образуя с ними единое целое [2, с. 33]. Внешними факторами являются в данном случае мотивообразующие действия преподавателя и (или) студента, внутренними — те потребности, интересы, ценностные ориентации, которые составляют профессиональную направленность личности студента, а в контексте нашего исследования — образуют мотивационно-ценностный компонент освоения культурных ценностей. Под мотивообразующей деятельностью мы понимаем такую деятельность субъекта управления, которая способствует формированию профессиональной направленности, и повышают мотивацию к самообразованию студентов, стремление к осознанию и освоению педагогических ценностей. Данное условие осуществляется с помощью тренингов развития коммуникативной рефлексии с использованием активных форм обучения, диагностики психических процесс и свойств личности, сочинений- размышлений и других методов. Была внедрена в педагогический процесс программа спецкурса «Педагогическая аксиология» в рамках психолого-педагогических дисциплин на 1-м и 2-м курсах.
Второе условие — решение профессионально-педагогических задач и ситуаций, обеспечивающих профессиональное становление личности будущего учителя — включает: знание сущности педагогических ценностей, включенных в педагогическую деятельность будущего учителя; анализ основных концепций формирования ценностных ориентаций овладение теоретическими знаниями; развитие коммуникативных, интерактивных и перцептивных умений взаимодействия.
В основе данного условия лежит описание конкретного примера профессионально-педагогической деятельности или эмоционально-поведенческих аспектов вза-
имодействия участников образовательного процесса. При изучении конкретной ситуации, и анализе конкретного примера студент должен вжиться в конкретные обстоятельства, понять ситуацию, оценить обстановку, определить, есть ли в ней проблема и в чем ее суть. Определить свою роль в решении проблемы и выработать целесообразную линию поведения.
Изучают и описывают основные педагогические ценности собственной практической профессиональной деятельности.
Третье педагогическое условие — включение студентов в разнообразную по форме и содержанию практическую деятельность, предполагающую самоопределение студента в педагогической профессии. На наш взгляд, самоопределение студент заключается в осознании себя в роли учителя, причем, с точки зрения участников педагогического взаимодействия и в меняющихся ситуациях. В связи с этим мы не можем сводить ее только к знанию или пониманию «другого», существует необходимость говорить об определении себя в данной профессии, то есть о самоопределении себя в педагогической профессии относительно субъекта взаимодействия.
В ходе педагогической практике студенты решают профессиональные задачи по разработанному алгоритму, используют приёмы и методы управления, способствующие развитию межличностных отношений в ученическом коллективе, разрабатывают внеклассные мероприятия, направленные на развитие взаимодействия с учащимися на принципах сотрудничества, вырабатывают индивидуальный стиль общения, демонстрируя тем самым уровень сформированности педагогических ценностей.
Выявленные возможности реализуются благодаря различным формам и методам учебной работы (социально-психологический тренинг, деловые и ролевые игры, дискуссии, кейс технологии, выход в рефлексивную позицию и др.), в процессе которых осуществляется эффективное формирование ценностного отношения к педагогической профессии у студентов педагогического колледжа.
Для измерения сформированности ценностного отношения к педагогической профессии использовались критерии (ценностный потенциал, педагогическая направленность, нравственныш потенциал, деловой потенциал, самокритический потенциал) и уровни (репродуктивным, рефлексивныш, эвристический, кре-ативныш)., входящие в оценочный компонент модели. В педагогической литературе критерием называют признак, на основе которого производится оценка, суждение. При определении критериев целесообразно придерживаться следующих требований: 1) они должны отражать основные закономерности освоения культурных ценностей; 2) они должны обеспечивать установления связей между всеми компонентами исследуемой системы; 3) качественные показатели должны выступать в единстве с количественными [3, с. 52].
Результатом реализации модели является личность студента педагогического колледжа — будущего педагога, обладающего высоким уровнем сформированнос-ти ценностного отношения к педагогической профессии.
В данной статье была описана модель формирования ценностного отношения к педагогической профессии у студентов педагогического колледжа. Можно подвести некоторые итоги работы.
1. Для решения любой исследуемой проблемы и получения значимого результата определяющим является выбор теоретико-методологической стратегии, которая наиболее полно может быть отражена в определенных подходах. Рассматривая проблему формирования ценностного отношения к педагогической профес-
сии у студентов педагогического колледжа, была сделана опора на системный, личностно-деятельностный и аксиологический подходы.
Системный подход обеспечивает комплексное изучение процесса освоения культурных ценностей, позволяет рассмотреть данный процесс как педагогическую систему. Деятельность педагога и студента в процессе освоения культурных ценностей носит системный, целенаправленный, творческий характер и определяется их индивидуальными особенностями, мотивами и условиями образовательного процесса. При реализации личностно-деятельностного подхода личность рассматривается как активный участник, как субъект деятельности, который сам, формируясь в деятельности и в общении с другими людьми, определяет характер профессиональной деятельности и общения. Аксиологический подход позволяет определить ценности, на которые ориентируется педагогика при подготовке будущих учителей.
2. Для успешного формирования ценностного отношения к педагогической профессии была разработана
модель формирования ценностного отношения к педагогической профессии студентов педагогического колледжа.
3. Можно отметить, что успешному функционированию данной модели будут способствовать педагогические условия, включающие организацию мотивообразующей деятельности, направленной на самообразование; решение профессионально-педагогических задач и ситуаций, обеспечивающих профессиональное становление личности будущего учителя; включение студентов в разнообразную по форме и содержанию практическую деятельность, предполагающую самоопределение студента в педагогической профессии.
Таким образом, процедура моделирования исследуемого явления многоступенчата, многоуровневая и многоэтапная, обладает рядом характеристик, учет которых может ориентировать образовательный процесс на достижение положительных результатов в процессе формирования ценностного отношения к педагогической профессии студентов педагогического колледжа.
Библиографический список
1. Болотов, В.А. Становление личности и профессиональное развитие учителя / В.А. Болотов. — М., 2005.
2. Зеер, Э.Ф. Профессиональное становление личности инженера-педагога / Э.Ф. Зеер. — Екатеринбург, 2004.
3. Фролова, И.Т. Философский словарь / И.Т. Фролова. — М., 2007.
4. Штоф, В.А. Роль моделей в познании / В.А. Штофф. — СПб., 1983.
Статья поступила в редакцию 12.01.09
УДК 378.046.4
С.А. Халитова, зав. лаб. ЧелИРПО, г. Челябинск
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН
В данной статье рассматривается дополнительное профессиональное образование как социокультурный феномен с традиционных позиций, а также в аспекте современного развития дополнительного профессионального образования как компонента культуры человека, проявления социокультуры и выявления его роли по обновлению и обогащению культурного потенциала общества.
Ключевые слова: культура, социокультура, ценности, социокультурный под-ход,
социокультурные особенности дополнительного профессионального образования, культурологический и аксиологический подходы к дополнительному профессиональному образованию.
Обращение к дополнительному профессиональному образованию (ДПО) как социокультурному феномену предполагает его рассмотрение в контексте социокультурного, культурологического и аксиологического подходов, соотнесение соответствующего понятия с понятиями «культура», «социокультура», «ценности».
Подход, исходя из исследований И.В. Блауберга и
Э.Г. Юдина [1] включает в себя содержание, способы познавательной и организационной деятельности и предпосылки, т.е. подход выполняет функцию руководящего указания при изучении проблемы.
Социокультурный подход, как его трактуют энциклопедические словари по культурологии, это понятие, фиксирующее понимание культуры как широкого комплекса социальных явлений, представляющих собой результаты и средства общественного функционирования и развития. Это не только искусство, наука, система образования и другие духовно-творческие институты и соответствующая им деятельность, но и весь комплекс материальной культуры, культура социальных отношений, политическая культура. В частности, одно из последних определений подобного рода приводится К.М. Хоруженко: «термином «культура» обозначается
определенная совокупность социально приобретенных и транслируемых из поколения в поколение значимых символов, идей, ценностей и обычаев, верований, традиций, норм и правил поведения, посредством которых люди организуют свою жизнедеятельность» [2].
В контексте социокультурного подхода культура — это одновременно и объект со своими структурно-функциональными особенностями, и процесс с этапами и законами развития. В этом плане культуру можно определить как «особое качественное состояние общества с определенными материальными и духовными показателями цивилизованного развития, к которым относятся производство, наука, образование, искусство, здравоохранение, спорт, социальная защищенность граждан, политика, право и т.д.» [3, с. 335].
С помощью культуры общественная жизнь при социокультурном подходе предстает в виде целостного процесса социального творчества. В соответствии с таким подходом культуру можно определить как порождаемое людьми содержание общественной жизни. Чтобы проследить динамику этого содержания, категория дифференцируется по роду оснований. Во-первых, по характеру предметов, которыми оперируют люди: ис-