Научная статья на тему 'Реализация модели формирования ценностного отношения к педагогической профессии у студентов педагогического колледжа'

Реализация модели формирования ценностного отношения к педагогической профессии у студентов педагогического колледжа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
311
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / МОДЕЛЬ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ / КРИТЕРИИ СФОРМИРОВАННОСТИ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ / VALUABLE ATTITUDES / MODEL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMATION OF VALUABLE ATTITUDE TO PEDAGOGICAL PROFESSION / CRITERIA OF FORMATTED VALUABLE ATTITUDE TO PEDAGOGICAL PROFESSION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Антропова А. Ю.

В данной статье представлена модель формирования ценностного отношения к педагогической профессии у студентов педагогического колледжа. Процедура моделирования исследуемого явления многоуровневая, обладает рядом характеристик, учет которых может ориентировать образовательный процесс на достижение положительных результатов в формировании ценностного отношения к педагогической профессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REALISATION OF FORMATION OF VALUABLE ATTITUDE MODEL TO PEDAGOGICAL PROFESSION BETWEEN STUDENTS OF PEDAGO-GICAL COLLEGE

In this article the model of formation of valuable attitude to pedagogical profession between students of pedagogical college is represented. The procedure of modeling of researching phenomenon has many levels, and a number of characteristics, which taking into account can orient the positive results in formation of valuable attitude to pedagogical profession.

Текст научной работы на тему «Реализация модели формирования ценностного отношения к педагогической профессии у студентов педагогического колледжа»

Одним из придуманных нами творческих заданий являлся также творческий зачин «Ритуальное приветствие». Перед началом каждого занятия студент готовил зачин (небольшой этюд) на заданную тему, где проявлялись его интегративные знания, умения и навыки сценариста и режиссера. Затем, после сценической версии зачина в группе проходило традиционное коллективное обсуждение. Студенты имели возможность провести полный режиссерский и драматический анализ, указать все преимущества и недочеты представленной работы, а также получить советы от мастера курса в свою «режиссерскую копилку».

При освоении раздела «Обряд (ритуал) и культура» будущим режиссерам раздавались дидактические карточки-тесты с различными вариантами ответов, предполагающих демонстрацию знаний из различных дисциплин. Студенты должны были за короткий временной промежуток ответить четко и правильно на предложенные в карточках вопросы и задания. Составляя вопросы — тесты в карточках, мы обращали особое внимание на то, чтобы все темы изученного раздела были обширно представлены в этом задании. Это позволяло

педагогу за короткий промежуток времени проверить у каждого студента не знание нескольких тем.

Одной из популярных форм праздничной культуры является свадебный обряд. После знакомства с историческими традициями свадьбы (материал предмета «История и теория массовых праздников»), студентам предлагалось разработать режиссерский замысел и составить сценарный план любой части свадьбы (материал предметов «Теория драмы и основы сценарного мастерства», «Теория и практика современной режиссуры»). Этот вид задания приучал обучаемых «дисциплинированно» и, вместе с тем, творчески мыслить по существу и применительно к конкретному заданию, обеспечивал наиболее полное и всестороннее раскрытие индивидуальности.

Результаты исследования показывают, что применение указанного интегративного курса позволило нам активизировать познавательную деятельность будущих режиссеров, повысить их интерес к профессиональной деятельности, расширить их профессиональные знания и умения.

Библиографический список

1. Безрукова, B.C. Интеграционные процессы в педагогической теории и практике / B.C. Безрукова. — Екатеринбург, 1994.

2. Берулава, М.Н. Теоретические основы интеграции образования / М.Н. Берулава. — М. : ООО Гуманитарная книга, 2000.

3. Философский энциклопедический словарь — М. : ИНФРА. — М., 2003.

4. Яворук, О.А. Теория и практика интегративных курсов в системе школьного естественнонаучного образования: монография /

О.А. Яворук. — Челябинск: изд- во ЧГПУ «Факел», 1998.

Статья поступила в редакцию 12.01.09

УДК 378.14

А.Ю. Антропова, аспирант ЧГПУ, г. Челябинск

РЕАЛИЗАЦИЯ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА

В данной статье представлена модель формирования ценностного отношения к педагогической профессии у студентов педагогического колледжа. Процедура моделирования исследуемого явления многоуровневая, обладает рядом характеристик, учет которых может ориентировать образовательный процесс на достижение положительных результатов в формировании ценностного отношения к педагогической профессии.

Ключевые слова: ценностные отношения, модель и педагогические условия формирования ценностного отношения к педагогической профессии, критерии сформированности ценностного отношения к педагогической профессии.

В начале нового тысячелетия в мировом образовательном процессе наметились тенденции, связанные с формированием ценностей общей и педагогической культуры. Возникает и широко обсуждается новая система целей и ценностей образования, возрождается система, основанная на идеях природосообразности, куль-туросообразности и индивидуально-личностного развития, изменяются представления о детстве, которое рассматривается теперь как самоценный период человеческой жизни.

К современной системе профессионального педагогического образования предъявляются требования, связанные с созданием условий для максимального развития личности специалиста и его готовности к самообразованию, обеспечению высокого уровня его профессионального развития, мобильности и адапти-рованности. Новые требования общества к профессиональному образованию, прояснение его смыслов и целей для человека, отношение к профессионализму как ценностной характеристике качества образования со-

здают предпосылки для решения проблемы профессионально-личностного становления будущих педагогов [1, с.4].

Процесс формирования ценностного отношения к педагогической профессии у студентов педагогического колледжа потребовал разработки модели, в которой бы нашли отражение цели, задачи, принципы, условия, средства и методы его развития. В нашем понимании модель не просто определенная концепция, а аналог объективной реальности, которая исходит из анализа и целей исследования, что позволяет увидеть процесс развития профессиональных способностей студентов в целостности, а также вычленить все составляющие в их взаимосвязи и взаимодействии.

Проблеме моделирования объектов действительности, в том числе применения моделей в педагогических исследованиях, посвящено немало работ (Л.И. Пид-касистый, С.И. Архангельский, В.И. Михеев и др).

Широкое применение метода моделирования в педагогических исследованиях объясняется многообра-

зием его гносеологических функций, что обусловливает изучение педагогических явлений и процессов на специальном объекте-модели, являющейся промежуточным звеном между субъектом (педагогом-исследо-вателем) и предметом исследования.

Можно отметить, что через модель легче всего обеспечивается понимание диалектической зависимости между элементами и подсистемами исследуемой системы. Моделирование как метод познания приобретает особое значение, так как оно даёт возможность синтезировать имеющиеся знания об исследуемом объекте.

«Под моделью, — пишет В.А. Штофф, — понимается такая мысленно представляемая или материально реализованная система, которая, отображая или воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что её изучение даёт нам новую информацию об этом объекте» [4, с. 45].

Разработка модели осуществлялась исходя из трех основных посылок. Во-первых, особенности осуществления образовательного процесса в педагогическом колледже, к которым мы в ходе анализа научно-методической литературы отнесли ориентацию процесса образования на личность студента, вариативность содержания образования и систематичность педагогических воздействий в направлении формируемого качества. Данная особенность определяет ключевые характеристики строящейся модели. Соответственно для нашей модели формирования ценностного отношения к педагогической профессии такими характеристиками выступят системность, вариативность и динамичность.

Во-вторых, сама цель исследования — построение педагогической модели, которая носит абстрактный характер и отражает в соответствии с выбранными нами теоретико-методологическими основаниями системный и деятельностный аспекты. Данное положение определяет вид модели, т.е. позиции, которые, прежде всего, должны быть в ней отражены.

В-третьих, заслуживает внимания специфика процесса профессионального становления личности студента в педагогической профессии.

Проанализировав типы моделей, пришли к выводу, что целям исследования отвечает модель структур-но-функционалъного типа, основанная на модели подготовки специалиста (см. рис. 1).

Субъектной основой данной модели являются, с одной стороны, преподаватели колледжа, осуществляющие педагогической содействие в процессе формирования ценностного отношения к педагогической профессии, а с другой стороны, студенты как будущие специалисты. Важно подчеркнуть, что и преподаватели и студенты в данном процессе являются субъектами. Это происходит потому, что будущие педагоги в процессе формирования ценностного отношения к педагогической профессии поставлены в активную деятельностную позицию, существенным признаком которой является осознанность каждым студентом ведущей роли выполняемой деятельности в процессе их профессионального становления.

Цель реализации предложенной нами модели определяется социальным заказом общества направленного на развитие личности специалиста, готового профессионально и квалифицированно осуществлять свою профессиональную деятельность. Целью данного процесса является формирования ценностного отношения к педагогической профессии у студентов педагогического колледжа.

Особенностью разработанной на основе системного, личностно-деятельностного и аксиологического подходов структурно-функциональной модели является наличие блоков формирования ценностного отношения к педагогической профессии — внешнего и внутреннего. Связь между аспектами осуществляется за счет выделения и реализации ведущих, функций формирования ценностного отношения к педагогической профессии, и параллельного перехода активности будущего учителя как субъекта деятельности в мотивацию к профессиональной деятельности, рефлексии и самообразованию, что приводит к осознанию великой миссии учителя, работающего на будущие страны.

Рис. 1. Структурно-функциональная модель процесса формирования управленческой профессиональной компетенции студентов технических специальностей

В системе педагогического образования на современном этапе результативность процесса формирования ценностного отношения к педагогической профессии зависит от создания и реализации комплекса условий

Модель формирования ценностного отношения к педагогической профессии включает этапы: ориентационный, присвоения культурных ценностей, формирования образа индивидуализированной педагогической деятельности.

В системе педагогического образования на современном этапе результативность процесса формирования ценностного отношения к педагогической профессии зависит от создания и реализации комплекса условий выступает как нечто обусловленное, а условие — как относительно внешнее предмету многообразие объективного мира. В отличие от причины, непосредственно порождающей то или иное явление или процесс, условие составляет ту среду, обстановку, в которой последние возникают, существуют и развиваются. Люди, познав законы природы, могут создать благоприятные и устранить неблагоприятные условия своей деятельности. Влияя на явления и процессы, условия сами подвергаются их воздействию [2, с. 33].

Анализ философской и психолого-педагогической литературы позволил нам выделить педагогические условия, влияющие на процесс формирования ценностного отношения к педагогической профессии у студентов педагогического колледжа. При реализации данных условий происходит профессиональное становление личности в профессионально-педагогической деятельности. Кроме того, данные педагогические условия логически дополняют друг друга.

Выделяя первое условие — организация мотивообразующей деятельности, направленной на самообразование — мы исходили из теоретического положения С.Л. Рубинштейна о механизме перевода обучаемого в позицию субъекта деятельности: внешние условия действуют через посредство внутренних, образуя с ними единое целое [2, с. 33]. Внешними факторами являются в данном случае мотивообразующие действия преподавателя и (или) студента, внутренними — те потребности, интересы, ценностные ориентации, которые составляют профессиональную направленность личности студента, а в контексте нашего исследования — образуют мотивационно-ценностный компонент освоения культурных ценностей. Под мотивообразующей деятельностью мы понимаем такую деятельность субъекта управления, которая способствует формированию профессиональной направленности, и повышают мотивацию к самообразованию студентов, стремление к осознанию и освоению педагогических ценностей. Данное условие осуществляется с помощью тренингов развития коммуникативной рефлексии с использованием активных форм обучения, диагностики психических процесс и свойств личности, сочинений- размышлений и других методов. Была внедрена в педагогический процесс программа спецкурса «Педагогическая аксиология» в рамках психолого-педагогических дисциплин на 1-м и 2-м курсах.

Второе условие — решение профессионально-педагогических задач и ситуаций, обеспечивающих профессиональное становление личности будущего учителя — включает: знание сущности педагогических ценностей, включенных в педагогическую деятельность будущего учителя; анализ основных концепций формирования ценностных ориентаций овладение теоретическими знаниями; развитие коммуникативных, интерактивных и перцептивных умений взаимодействия.

В основе данного условия лежит описание конкретного примера профессионально-педагогической деятельности или эмоционально-поведенческих аспектов вза-

имодействия участников образовательного процесса. При изучении конкретной ситуации, и анализе конкретного примера студент должен вжиться в конкретные обстоятельства, понять ситуацию, оценить обстановку, определить, есть ли в ней проблема и в чем ее суть. Определить свою роль в решении проблемы и выработать целесообразную линию поведения.

Изучают и описывают основные педагогические ценности собственной практической профессиональной деятельности.

Третье педагогическое условие — включение студентов в разнообразную по форме и содержанию практическую деятельность, предполагающую самоопределение студента в педагогической профессии. На наш взгляд, самоопределение студент заключается в осознании себя в роли учителя, причем, с точки зрения участников педагогического взаимодействия и в меняющихся ситуациях. В связи с этим мы не можем сводить ее только к знанию или пониманию «другого», существует необходимость говорить об определении себя в данной профессии, то есть о самоопределении себя в педагогической профессии относительно субъекта взаимодействия.

В ходе педагогической практике студенты решают профессиональные задачи по разработанному алгоритму, используют приёмы и методы управления, способствующие развитию межличностных отношений в ученическом коллективе, разрабатывают внеклассные мероприятия, направленные на развитие взаимодействия с учащимися на принципах сотрудничества, вырабатывают индивидуальный стиль общения, демонстрируя тем самым уровень сформированности педагогических ценностей.

Выявленные возможности реализуются благодаря различным формам и методам учебной работы (социально-психологический тренинг, деловые и ролевые игры, дискуссии, кейс технологии, выход в рефлексивную позицию и др.), в процессе которых осуществляется эффективное формирование ценностного отношения к педагогической профессии у студентов педагогического колледжа.

Для измерения сформированности ценностного отношения к педагогической профессии использовались критерии (ценностный потенциал, педагогическая направленность, нравственныш потенциал, деловой потенциал, самокритический потенциал) и уровни (репродуктивным, рефлексивныш, эвристический, кре-ативныш)., входящие в оценочный компонент модели. В педагогической литературе критерием называют признак, на основе которого производится оценка, суждение. При определении критериев целесообразно придерживаться следующих требований: 1) они должны отражать основные закономерности освоения культурных ценностей; 2) они должны обеспечивать установления связей между всеми компонентами исследуемой системы; 3) качественные показатели должны выступать в единстве с количественными [3, с. 52].

Результатом реализации модели является личность студента педагогического колледжа — будущего педагога, обладающего высоким уровнем сформированнос-ти ценностного отношения к педагогической профессии.

В данной статье была описана модель формирования ценностного отношения к педагогической профессии у студентов педагогического колледжа. Можно подвести некоторые итоги работы.

1. Для решения любой исследуемой проблемы и получения значимого результата определяющим является выбор теоретико-методологической стратегии, которая наиболее полно может быть отражена в определенных подходах. Рассматривая проблему формирования ценностного отношения к педагогической профес-

сии у студентов педагогического колледжа, была сделана опора на системный, личностно-деятельностный и аксиологический подходы.

Системный подход обеспечивает комплексное изучение процесса освоения культурных ценностей, позволяет рассмотреть данный процесс как педагогическую систему. Деятельность педагога и студента в процессе освоения культурных ценностей носит системный, целенаправленный, творческий характер и определяется их индивидуальными особенностями, мотивами и условиями образовательного процесса. При реализации личностно-деятельностного подхода личность рассматривается как активный участник, как субъект деятельности, который сам, формируясь в деятельности и в общении с другими людьми, определяет характер профессиональной деятельности и общения. Аксиологический подход позволяет определить ценности, на которые ориентируется педагогика при подготовке будущих учителей.

2. Для успешного формирования ценностного отношения к педагогической профессии была разработана

модель формирования ценностного отношения к педагогической профессии студентов педагогического колледжа.

3. Можно отметить, что успешному функционированию данной модели будут способствовать педагогические условия, включающие организацию мотивообразующей деятельности, направленной на самообразование; решение профессионально-педагогических задач и ситуаций, обеспечивающих профессиональное становление личности будущего учителя; включение студентов в разнообразную по форме и содержанию практическую деятельность, предполагающую самоопределение студента в педагогической профессии.

Таким образом, процедура моделирования исследуемого явления многоступенчата, многоуровневая и многоэтапная, обладает рядом характеристик, учет которых может ориентировать образовательный процесс на достижение положительных результатов в процессе формирования ценностного отношения к педагогической профессии студентов педагогического колледжа.

Библиографический список

1. Болотов, В.А. Становление личности и профессиональное развитие учителя / В.А. Болотов. — М., 2005.

2. Зеер, Э.Ф. Профессиональное становление личности инженера-педагога / Э.Ф. Зеер. — Екатеринбург, 2004.

3. Фролова, И.Т. Философский словарь / И.Т. Фролова. — М., 2007.

4. Штоф, В.А. Роль моделей в познании / В.А. Штофф. — СПб., 1983.

Статья поступила в редакцию 12.01.09

УДК 378.046.4

С.А. Халитова, зав. лаб. ЧелИРПО, г. Челябинск

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН

В данной статье рассматривается дополнительное профессиональное образование как социокультурный феномен с традиционных позиций, а также в аспекте современного развития дополнительного профессионального образования как компонента культуры человека, проявления социокультуры и выявления его роли по обновлению и обогащению культурного потенциала общества.

Ключевые слова: культура, социокультура, ценности, социокультурный под-ход,

социокультурные особенности дополнительного профессионального образования, культурологический и аксиологический подходы к дополнительному профессиональному образованию.

Обращение к дополнительному профессиональному образованию (ДПО) как социокультурному феномену предполагает его рассмотрение в контексте социокультурного, культурологического и аксиологического подходов, соотнесение соответствующего понятия с понятиями «культура», «социокультура», «ценности».

Подход, исходя из исследований И.В. Блауберга и

Э.Г. Юдина [1] включает в себя содержание, способы познавательной и организационной деятельности и предпосылки, т.е. подход выполняет функцию руководящего указания при изучении проблемы.

Социокультурный подход, как его трактуют энциклопедические словари по культурологии, это понятие, фиксирующее понимание культуры как широкого комплекса социальных явлений, представляющих собой результаты и средства общественного функционирования и развития. Это не только искусство, наука, система образования и другие духовно-творческие институты и соответствующая им деятельность, но и весь комплекс материальной культуры, культура социальных отношений, политическая культура. В частности, одно из последних определений подобного рода приводится К.М. Хоруженко: «термином «культура» обозначается

определенная совокупность социально приобретенных и транслируемых из поколения в поколение значимых символов, идей, ценностей и обычаев, верований, традиций, норм и правил поведения, посредством которых люди организуют свою жизнедеятельность» [2].

В контексте социокультурного подхода культура — это одновременно и объект со своими структурно-функциональными особенностями, и процесс с этапами и законами развития. В этом плане культуру можно определить как «особое качественное состояние общества с определенными материальными и духовными показателями цивилизованного развития, к которым относятся производство, наука, образование, искусство, здравоохранение, спорт, социальная защищенность граждан, политика, право и т.д.» [3, с. 335].

С помощью культуры общественная жизнь при социокультурном подходе предстает в виде целостного процесса социального творчества. В соответствии с таким подходом культуру можно определить как порождаемое людьми содержание общественной жизни. Чтобы проследить динамику этого содержания, категория дифференцируется по роду оснований. Во-первых, по характеру предметов, которыми оперируют люди: ис-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.