Научная статья на тему 'Проблема формирования ценностного отношения к профессии «Учитель» в Республике Корея'

Проблема формирования ценностного отношения к профессии «Учитель» в Республике Корея Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
713
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧИТЕЛЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВУЗ / ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРОФЕССИИ / РЕСПУБЛИКА КОРЕЯ / TEACHER / UNIVERSITY OF EDUCATION / VALUABLE ATTITUDE TO PROFESSION / REPUBLIC OF KOREA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чалая Елена Владимировна

Рассматриваются теоретические и практические вопросы формирования ценностного отношения к профессии «учитель» в педагогических вузах Республики Корея. Представлена объективная картина статуса учителя в Республике Корея, приведены данные об отношении студентов педагогического вуза к выбранной профессии и причинах, влияющих на это отношение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чалая Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF FORMATION VALUABLE ATTITUDE TO THE TEACHER`S PROFESSION IN THE REPUBLIC OF KOREA

The article is devoted to the theoretical and practical aspects of formation valuable attitude to the teacher`s profession in universities of education in the Republic of Korea. It presents the teacher`s social status in the Republic of Korea, data about the attitude of students learning at university of education to the future profession and reasons of that.

Текст научной работы на тему «Проблема формирования ценностного отношения к профессии «Учитель» в Республике Корея»

УДК 37 (4/9) (14.35.01)

Е. В. Чалая

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРОФЕССИИ «УЧИТЕЛЬ»

В РЕСПУБЛИКЕ КОРЕЯ

Рассматриваются теоретические и практические вопросы формирования ценностного отношения к профессии «учитель» в педагогических вузах Республики Корея. Представлена объективная картина статуса учителя в Республике Корея, приведены данные об отношении студентов педагогического вуза к выбранной профессии и причинах, влияюшдх на это отношение.

Ключевые слова: учитель, педагогический вуз, ценностное отношение к профессии, Республика Корея.

Модернизационные процессы, происходящие в разных сферах жизни нашей страны, предъявляют новые требования к институту образования. По мнению педагогов, именно сейчас, как никогда ранее, возрастает социальная роль учителя, который стал бы «интеллектуальным и нравственным образцом для подрастающего поколения, способным руководить развитием личности, социализацией ее в контексте культурных императивов XXI в.» [1, с. 34].

Однако на практике возникают трудности с подготовкой таких кадров, что связывается с падением реального престижа учительской профессии. Согласно данным социологического исследования в рамках проекта «Реформа системы образования», около 60 % директоров и учителей указывают на низкий общественный статус профессии учителя, только 2 % опрошенных дают высокую оценку престижа учительской профессии [2, с. 250]. По мнению А. А. Орлова, низкий общественный престиж учительской профессии обусловлен в основном социально-экономическими обстоятельствами, а также неопределенностью профессионального статуса учителя [3, с. 57]. Называются и прочие причины падения уважения к профессии учителя: недостаточная компетентность, «усредненность» учителя, неумение применять современные методы обучения. Вместе с этим сами учителя не проявляют критичности и не видят факторов, способных повлиять на изменение отношения к профессии «учитель», которые зависели бы от него самого [2, с. 252-253].

Было проведено несколько исследований отношения студентов педагогических вузов к выбранной ими специальности. Все они свидетельствуют об отсутствии ценностного отношения к будущей профессии у большинства таких студентов. Показательны следующие данные: только около 20 % студенческой молодежи, получающей педагогическое образование, связывает свою дальнейшую судьбу с профессией учителя, а свыше 70 % саму мысль о педагогической деятельности воспринимают как жизненную неудачу [4, с. 22]. Следовательно, можно констатировать тот факт, что в про-

цессе профессиональной педагогической подготовки будущих учителей в России существует проблема формирования ценностного отношения к профессии учителя.

Среди причин негативного отношения к профессии учителя первостепенны факторы аксиологического характера. По словам Я. М. Нейматова, наблюдается явное отставание духовно-нравственного развития человека от набирающего темп технологического могущества человечества [5, с. 15]. На первый план выходят материальные ценности, происходит обесценивание творческого труда как способа самореализации личности.

Проблема ценностей в области образования становится актуальной во всем мире. Современная Россия активно участвует в интеграционных и инновационных процессах мирового образования. Мы занимаем особое положение в мире, находясь между Европой и Азией, аккумулируя в себе как европейские, так и азиатские ценности. На пути к мировой интеграции важно сохранить собственное ценностное ядро, обеспечивающее основу нашей системы образования. В связи с этим приобретает особое значение опыт тех стран, которые столкнулись с аксиологическими проблемами, которые несет интеграция в мировое образовательное пространство, и нашли пути выхода из сложившейся ситуации. Одна из таких стран - Республика Корея (РК), современное, высокотехнологичное государство, прошедшее путь вестернизации и при этом не утерявшее национального своеобразия.

Цель данной статьи - охарактеризовать пути решения проблемы формирования ценностного отношения к профессии учителя на основе опыта, накопленного Республикой Корея.

Особенностью профессиональной педагогической подготовки учителя в РК является то, что в стране существует две отдельные системы и два типа заведений по подготовке учителей: отдельно для начальной школы и отдельно для средней школы. Данные типы заведений различаются по названию: «кёюк тэхаккё» - педагогические университеты, осуществляющие подготовку учителей начальной школы, и «сабом тэхак» - учительский

колледж, осуществляющий подготовку учителей для других ступеней образования. В нашем исследовании рассматривается система именно педагогических университетов («кёюк тэхаккё»), которые являются государственными.

Государство стремится еще на предварительном этапе отобрать студентов, имеющих склонность к профессии учителя. Для этого при поступлении в педагогический университет учитываются результаты нескольких тестов: единый государственный экзамен, тест на выявление профессиональных склонностей и «гуманитарный тест» (интервью). Кроме того, в дальнейшем государственные университеты предоставляют стипендию 15 % обучающихся, чтобы поощрить лучших студентов [6]. Учитывая, что стипендия в Республике Корея выдается только за высокие достижения в учебе, это позволяет привлечь абитуриентов с высоким уровнем школьных баллов. Таким образом государство декларирует ценность профессии учителя.

Согласно статистическим данным Министерства образования и развития человеческих ресурсов РК, педагогические вузы сохраняют привлекательность для абитуриентов на протяжении нескольких лет. Об этом говорят следующие цифры: в 2005 г. доля студентов, обучавшихся по специальности «образование», составила 5.8 % от общего числа студентов. Наибольшее количество студентов получают подготовку по программе бакалавриата в классических университетах (79 217 человек), в университете заочного обучения (48 260 человек), в младших колледжах (32 097 человек) и педагогических университетах (25 141 человек) [7, с. 46]. Непосредственно в педагогических университетах обучается около 13 % будущих педагогов. Это объясняется квотой для педагогических вузов, которые не могут принимать больше абитуриентов, чем определено министерством. Тот факт, что большее количество студентов, обучающихся по специальности «образование», приходится на частные учебные заведения (в классических университетах число таких студентов составляет 55 141 человек, т. е. около 69 %, а в младших колледжах -31 424, т. е. почти 98 %), еще раз подчеркивает популярность профессии педагога в стране.

Доля обучающихся по специальности «образование» на степень магистра составляет 23 % от общего числа обучающихся по магистерским программам. Обучение на степень магистра и доктора образования осуществляется во всех типах учреждений: государственных, общественных и частных. Наименьшая доля магистрантов и докторантов приходится на общественные учебные заведения, доля учащихся частных и государственных учебных заведений примерно одинаковая: 59.6 % в частных и 40 % в государственных на степень ма-

гистра, 49.2 и 50 % соответственно на степень доктора. Согласно данным Министерства образования и развития человеческих ресурсов РК, примерно треть бакалавров образования продолжает свое обучение в магистратуре. При этом специальность «образование» занимает второе место после социальных наук по численности обучающихся по программам последипломного образования [7, с. 47].

Ежегодно растет число тех, кто получает степень доктора образования: если в 1997 г. было присвоено 144 степени доктора образования, то в 2005 г. таких степеней было присвоено 324, т. е. в два раза больше. Отметим и тот факт, что по количеству присвоенных докторских степеней специальность «образование» находится на 7 месте среди 21 области научной деятельности [7, с. 50]. Эти цифры также демонстрируют престиж педагогического образования в РК.

Популярность профессии учителя поддерживается национальными особенностями РК, которую относят к странам постконфуцианской цивилизации. Для южнокорейского общества характерно сохранение традиционных ценностей, среди которых не последнее место занимает уважение к старшим и учителю, сыновняя почтительность, эрудиция и ученость. Однако в процессе модернизации и демократизации корейского общества во второй половине XX в. под воздействием либеральных идей были выработаны новые ценности для корейского общества: социальное равенство, равенство полов, гражданская свобода, индивидуализм, прагматизм, материализм. В связи с этим отношение молодежи к профессии учителя не столь однозначно.

В 2006 г. мы провели пилотное анкетирование студентов 1-2 курсов Сеульского государственного педагогического университета с целью выяснения их отношения к выбранной профессии. В исследовании приняло участие 87 респондентов. Согласно полученным данным, 88.5 % респондентов собираются работать по профессии после окончания вуза, только 8 % категорически не желают работать учителем. Объясняя, почему они собираются работать учителем, большинство студентов (44 %) отвечают, потому что поступили в педагогический университет. Таким образом, работать согласно выбранной профессии представляется студентам южнокорейского вуза делом само собой разумеющимся. Это также свидетельствует об осознанности выбора будущей профессии. Выбор студентов во многом обусловлен влиянием родителей (36 %), что соответствует традиционным нормам постконфуциан-ского общества, где мнение родителей превыше всего. Для сравнения, пример уважаемого учителя повлиял только на 14 % респондентов. Кроме того, большинство студентов считают профессию учителя стабильной и оценивают это как преимущество

этой профессии. Данный факт объясняется экономической нестабильностью первого десятилетия XXI в. На этом фоне работа государственных служащих и, соответственно, учителей пользуется большей популярностью, поскольку государство гарантирует стабильное положение данных групп работников.

Отношение к профессии во время обучения в вузе подвержено определенным изменениям. Изначально отрицательное отношение изменилось у 55 % респондентов, а положительное отношение -у 60 % респондентов. Качественный анализ ответов показывает, что большинство стало серьезнее относиться к профессии, осознало необходимость получения глубоких знаний. При этом в качестве факторов, повлиявших на изменение отношения к профессии, 37 % респондентов указали педагогическую практику, 29 % студентов отметили изучение педагогической науки.

Кроме прочего, мы постарались выяснить, какие преимущества и недостатки видят студенты в своей будущей профессии. Среди преимуществ на первом месте - длительный отпуск (40.6 %), на втором - возможность передавать свои знания детям (21.2 %), на третьем - возможность помогать другим (17.5 %). Акцентирование длительного отпуска не удивительно, два месяца отдыха учителей разительно выделяются на фоне двухнедельного отпуска других категорий работников. Более показательно, что почти столько же составляют в совокупности преимущества альтруистического характера. Социальный статус профессии и зарплата не являются, по мнению респондентов, значимыми преимуществами данной профессии. Более того, большинство респондентов в качестве основного недостатка профессии указали именно маленькую заработную плату (39.5 %). На втором месте находится необходимость душевных затрат (23.5 %), на третьем месте - как раз низкий социальный статус профессии (18.5 %).

Таким образом, мы констатируем, что студенты южнокорейского педагогического вуза не удовлетворены статусом профессии учителя в современном обществе и не ожидают большого денежного вознаграждения, однако большинство из них стремится работать по профессии. Это позволяет предположить, что у большинства студентов Сеульского педагогического университета во время обучения в вузе формируется ценностное отношение к профессии.

Формирование ценностного отношения к профессии предполагает усвоение соответствующего ценностного базиса в период обучения в педагогическом вузе. В рамках данной статьи попробуем охарактеризовать некоторые аспекты профессиональной педагогической подготовки южнокорейских студентов, оказывающие, на наш взгляд, вли-

яние на формирование ценностного отношения к профессии.

Проанализировав учебные программы нескольких педагогических университетов РК (Тэгу, Чон-чжу, Чхинчжу), мы выделили следующие ценности-цели профессионально-педагогической подготовки учителя: воспитание гармонично развитой личности (духовно богатой, морально чистой и физически совершенной), подготовка квалифицированного специалиста с высоким научно-техническим и культурным уровнем, формирование профессиональной педагогической и государственной позиции будущего педагога, воспитание чувства ответственности перед государством, овладение глубокими знаниями предмета и методическими знаниями и умениями, овладение знаниями и умениями, необходимыми в условиях глобализации и информатизации, развитие индивидуальных способностей студентов, формирование научной компетенции, сохранение и развитие национальной культуры и менталитета. В данных ценностях прослеживается компромисс между традиционными ценностями (чувство ответственности педагога перед государством, сохранение и развитие национальной культуры и менталитета, формирование морально чистой личности) и новыми ценностями, диктуемыми процессами информатизации, глобализации и модернизации института образования в РК. Преобладание последних говорит о том, что в сфере образования уже достаточно прочно укоренились западноевропейские ценности, а педагогическое образование стремится к интеграции в мировое образовательное пространство.

Профессиональная педагогическая подготовка студентов в РК осуществляется по двухуровневой модели: бакалавриат и магистратура. Учебные программы педагогических университетов основаны на кредитно-модульной системе, в которую включены общеобразовательные дисциплины (1-2 курс) и специальные дисциплины. В каждом блоке дисциплин предусмотрены обязательные предметы и предметы по выбору. На специальные предметы (т. е. предметы профессионально-педагогической подготовки) приходится наибольшее количество кредитов: от 80 до 90 кредитов из 145. Специальные предметы поделены на несколько разделов: наука об образовании, преподавание предметов и специальная деятельность, дискреционные предметы (предметы на усмотрение вуза), искусство и физическая культура, педагогическая практика. Непосредственно дисциплины педагогического цикла составляют 12 % от общего числа преподаваемых предметов, среди них большое количество предметов по выбору студентов. Педагогические дисциплины поддерживаются педагогической направленностью предметов из других блоков, а так-

же интенсивной педагогической практикой, которая начинается с первых курсов обучения. Учебные программы педагогических университетов составлены таким образом, чтобы дать, с одной стороны, общее образование (родной язык, английский язык, философия, естествознание, информатика, здоровье и спорт, литература, искусство и др.), а с другой - специальные профессиональные знания и навыки. Это обеспечивает разностороннюю подготовленность будущего учителя. Необходимость реального определения предметов по выбору в начале каждого семестра самим студентом предоставляет возможности для определения индивидуального вектора обучения в вузе. Таким образом, программы и принципы организации учебного процесса педагогических университетов соответствуют заявленным целям подготовки педагогических кадров в РК.

И наконец, обратимся к методическому обеспечению преподавания педагогических дисциплин. Существуют коллективные учебники и монографии по «науке об образовании» [8-11], которые включают собственно педагогические знания, а также знания по философии, социологии образования, юридические знания и знания по управлению образованием, знания по педагогической психологии. Для формирования ценностного отношения к профессии учителя особое значение приобретает обязательный раздел «наука об учителе» (кесарон). Данный раздел содержит следующие ценности-знания, необходимые будущему учителю: об учителе и педагогической деятельности как профессиональной сфере деятельности; педагогической этике и качествах педагога; отношениях педагога с различными субъектами педагогического процесса; управлении ученическим коллективом; квалификации, категориях и переподготовке педагогических работников;

оценивании в образовании; статусе педагогической профессии. Особое значение придается вопросам моральных качеств будущего учителя, педагогической этики, особенностей взаимоотношений с родителями и учениками. Причем в данных аспектах решающее значение приобретает точка зрения южнокорейских педагогов. Именно это позволяет, по нашему мнению, сохранить традиционную ценностную основу деятельности учителя в РК.

Таким образом, мы констатируем, что цели и содержание профессиональной педагогической подготовки учителя в РК отвечают потребностям модернизации современного южнокорейского общества. Цикл педагогических дисциплин направлен на формирование будущего учителя как активного члена общества, который, с одной стороны, призван сохранить традиционные ценности, а с другой стороны, компетентен в условиях информатизации и глобализации образовательного пространства. Проблему ценностного отношения к профессии учителя у студентов педагогических университетов позволяет решить ценностная составляющая целей, содержания, методов и средств педагогического образования, которая представляет собой разумный компромисс между традиционными и новыми либеральными ценностями южнокорейского общества. Эта ценностная составляющая отражает требования государства и общества к современному учителю в РК, благодаря чему педагогическое образование получает государственную и общественную поддержку. Нам представляется, что педагогическому образованию Российской Федерации также по силам решить проблему формирования ценностного отношения к профессии учителя у учащихся педвузов при условии внимательной проработки ценностной основы педагогической подготовки будущих учителей.

Список литературы

1. Бережнова Е. В. Роль учителя в обществе и престиж профессии // Труды научного семинара «Философия-образование-общество» / под ред. В. А. Лекторского. М.: НТА «АПФН», 2007. Т. 4. С. 34-39.

2. Парабучев А. И. Учитель в эпоху общественных трансформаций - к автопортрету профессии // Вопросы образования. 2005. № 4. С. 246-259.

3. Орлов А. А. Педагогическое образование: поиск путей повышения качества // Педагогика. 2002. № 10. С. 57-64.

4. Разникова Л. Педагогическая направленность личности: методология и практика // Alma mater. Вестник высшей школы. 2006. № 9. С. 22-27.

5. Нейматов Я. М. Образование в XXI веке: тенденции и прогнозы. М.: Алгоритм, 2002. 480 с.

6. Kwon Ohnam Mathematics teacher education in Korea. URL. http://www.mathlove.com/new3/notice/data/Chap09 (Kwon).doc

7. Brief statistics on Korean education / Ministry of Education & Human Resources Development Korean Educational Development Institute. RK: Kyung Hee CO., LTD, 2005. 80.

8. Введение в науку об образовании: человечество, образование и педагогическая наука / Чон Ёнгын, Чон Хеёнг, Ким Михва, Чхве Чоннин, Пак Ёнгсок, Чон Кисоп. Сеул: Изд-во «Мунымса», 2002. 368 с.

9. Ким Намсонг и др. Наука об образовании для учителя / Ким Намсонг, Ким Хёнчхоль, Пак Хон, Янг Чонгхо, Ю Чебонг, Чонг Тогхи, Чин Ёнгын. Сеул: Изд-во «Хакчжиса», 2005. 346 с.

10. Пак Инхак, Ли Чжухон. Введение в педагогическую науку. Сеул: Изд-во «Тэванса», 2000. 528 с.

11. Хан Минсок. Наука об образовании. Сеул: Изд-во «Хёнсоль», 2002. 841 с.

Чалая Е. В., ст. преподаватель.

Дальневосточный федеральный университет.

Ул. Суханова, 8, Владивосток, Россия, 690950.

E-mail: [email protected]

Материал поступил в редакцию 03.09.2012.

E. V. Chalaya

THE PROBLEM OF FORMATION VALUABLE ATTITUDE TO THE TEACHERS PROFESSION IN THE REPUBLIC OF KOREA

The article is devoted to the theoretical and practical aspects of formation valuable attitude to the teacher's profession in universities of education in the Republic of Korea. It presents the teacher's social status in the Republic of Korea, data about the attitude of students learning at university of education to the future profession and reasons of that.

Key words: teacher, university of education, valuable attitude to profession, Republic of Korea.

Far Eastern Federal University.

Ul. Sukhanova, 8, Vladivostok, Russia, 690950.

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.