СТАНОВЛЕНИЕ ВЫСШЕГО ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КОРЕЯ
FORMATION OF UNIVERSITY PHYSICAL EDUCATION IN THE REPUBLIC OF KOREA
Л.К. Сидоров, Ли Ин-Хван Sidorov L.K., Lee In-Hwan
Высшее физкультурное образование, система, исторические этапы, структура, содержание, методическое обеспечение.
Рассматриваются исторические этапы становления и развития высшего физкультурного образования в Республике Корея. Характеризуются структура, содержание, методическое обеспечение системы высшего физкультурного образования. Дан анализ деятельности физкультурных колледжей, Университета физической культуры и спорта в г. Сеуле, факультетов физической культуры и спорта национальных (классических) и педагогических университетов.
University physical education, system, historical stages, structure, content, methodological support.
The article describes the historical stages of the formation and development of university physical education in the Republic of Korea and characterizes the structure, content, methodological support of the system of the university physical education. The analysis of the activity of the colleges of physical education, the University of Physical Education and Sport in Seoul, the faculties of physical education and sport of national (classic) and pedagogical universities is presented.
Республика Корея к настоящему времени является одним из успешных в спортивном плане государств - на Олимпиаде в Ванкувере в 2010 году Корея вошла в пятерку сильнейших стран мира, обойдя таких известных лидеров мирового спорта, как Франция, Италия, Россия и других.
В 1988 году Южная Корея приняла летние Олимпийские игры в Сеуле, для чего были созданы великолепные условия для спортсменов, тренеров и организаторов олимпийского движения.
В 2002 году, наряду с Японией, Республика Корея провела на своих полях чемпионат мира по футболу - крупнейшее международное соревнование, аналогом которого могут считаться лишь Олимпийские игры.
Все это говорит о том, что страна, проводившая столь внушительные по своему размаху международные спортивные форумы, не могла бы обеспечить их успешность без должной системы образования и спорта в самом государстве.
Созданная за многие годы система образования и спорта в Южной Корее, несмотря на историческую драматичность ее становления (до 1945 года Корея, по сути, была колониальным государством), смогла добиться столь зна-
чительных успехов и в образовании, и в спорте. В связи с вышеизложенным, представляется чрезвычайно важным рассмотреть и осмыслить исторический путь становления и совершенствования системы образования, в частности физкультурного и развития спорта в Южной Корее. Вышеуказанные обстоятельства и обусловили выбор темы исследования.
Объектом исследования является процесс становления высшего физкультурного образования в Южной Корее.
Предметом исследования стали организация, содержание и методическое обеспечение корейской системы высшего физкультурного образования.
Целью работы представляется раскрытие путей и подходов в становлении и развитии корейской системы высшего физкультурного образования и спорта.
В основу исследования положена следующая гипотеза: на базе ретроспективного и логического анализа возможно:
- наиболее полно раскрыть и охарактеризовать исторические этапы становления и развития системы высшего физкультурного образования в Южной Корее;
- определить пути и подходы к историческому формированию структуры, содержания и методического обеспечения корейской системы высшего физкультурного образования.
В соответствии с объектом, предметом, целью и гипотезой исследования определены и поставлены следующие задачи.
1. Провести историко-генетический анализ эволюции становления и развития корейской системы высшего образования, и в частности высшего физкультурного.
2. Систематизировать и охарактеризовать эволюцию структуры, содержания и методического обеспечения системы высшего физкультурного образования в Южной Корее.
Методологической базой являются труды южнокорейских ученых (Джо Хо-Мун, Ким Ен Ман, Канг Шин Бок, Ким Дал и др.).
Для более полного решения поставленных в исследовании задач использовались следующие методы:
- историко-генетический;
-логический анализ;
- логико-эмпирический;
- метод графического моделирования;
-элементный анализ.
1. Исторические этапы становления физической культуры и спорта в Южной Корее.
Первое, что обозначено в истории становления государства как независимой страны, это год его возникновения (2333 год до нашей эры). Это было время первого легендарного королевства Кочосон (Древний Чосон). Первые знания в области физической культуры и спорта связаны с определением человека и общества в их взаимоотношениях с окружающей природой. Физические операции, связанные с трудом, охотой, рыбной ловлей, становятся первыми, по сути, еще примитивными физическими действиями (упражнениями). Для того чтобы выжить, человек должен был укреплять, закаливать себя в общении с природой, должен уметь защищать себя и себе подобных от диких зверей, нападок враждебных племен, умело владея копьем, мечом, луком. Для того чтобы добывать себе пищу, необходимо было уметь плавать, преодолевать различные преграды, метать камни для сбивания плодов деревьев, копье, бегать, прыгать, т. е. уметь делать
то, что необходимо для удовлетворения своих жизненных нужд.
Особое значение имела физическая подготовка для отражения агрессии со стороны враждующих племен, для завоевания жизненно важных для человека территорий, богатых растительностью и зверьем. Тем самым одной из необходимостей человека стала военная подготовка: владение оружием, определение мест боевых действий, умение переплавляться через водные преграды, преодолевать большие расстояния, что требовало от человека определенных и адекватных навыков и умений, а также развития двигательных способностей.
Таким образом, на заре возникновения первого корейского государства физической культуре и спорту не уделялось должного внимания, так как оно было сосредоточено на более жизненно важных позициях, таких как оборона, добывание пищи, устройство жилищ и очага.
Следующий исторический этап в развитии физической культуры и спорта характеризуется эпохой функционирования союза трех древних королевств и периода Объединенного Силла [Ан Мин Сок, 2000; Ан Хи Сук, 2003; Гвак Бен Сон, 1983; Голощапов,1993].
Это относилось к началу 37 года до нашей эры и продолжалось до 935 года уже нашей эры. Время Объединенного Силла (668-935) характеризуется повышением национального самосознания корейцев. В этот период часто возникали войны между рядом стран, и поэтому главной задачей Объединенного Силла являлось отражение агрессии со стороны враждебных государств. Все это требовало от государства более активного развития боевых искусств, спорта как средств подготовки воина, блестяще владеющего оружием и отлично подготовленного физически.
В этот период отмечен бурный всплеск в развитии уникальной национальной культуры, в которую входило и развитие боевых искусств.
Также в это время стремительно набирают популярность красочные праздники физической активности и потрясающих боевых искусств - борьба, «битва арбуза» (дословный перевод-Ли Ин Хван), а также, игра в мяч, парусные гонки (мулноли-шухи), бег. Возникают первые спортивные традиции: национальные игры, танцы и песни.
Последующим историческим этапом считается правление династии Коре, основателем которой был видный военачальник Ван Гон. Кстати, именно от этой династии и возникло современное название страны - Корея. За этот период, несмотря на ослабление власти внутренними противоречиями, захват корейского полуострова монголами (более 100 лет), корейская культура, в том числе и физическая, сохранила и приумножила традиции в области физической культуры и спорта.
За время феодального строя (1392-1910), в конце XIX века были приняты глобальные реформы в области образования, физического воспитания и спорта. Молодой король Чосона, помимо традиционных видов спорта, ввел в школах гимнастику, игры, военное обучение, что, несомненно, отражало развитие физической культуры и спорта в передовых странах Азии и преимущественно Европы.
Большим событием в истории государства Ча~ сон было открытие в 1895 году государственного педагогического училища Хансон, где предусматривалось обучение учителей по различным дисциплинам, в том числе и физической культуре, предпочтение в учебных планах отдавалось художественной гимнастике для девушек и гимнастике и военному делу для юношей. В мае 1896 года состоялся первый ежегодный спортивный фестиваль (Хварюхэ), целью которого была популяризация современных видов спорта.
Особое развитие физическая культура и спорт в Республике Корея получили при правлении Пак Чжон Хи. Именно при нем резко активизировалась работа по совершенствованию систем образования, физической культуры и спорта. Пак Чжон Хи обозначил сферу физического воспитания как мощную школу оздоровления нации, приблизил идею влияния физического воспитания на гражданское воспитание, особенно подрастающего поколения.
Одной из главнейших заслуг президента страны было и то, что, наряду с развитием форм массового физкультурного движения в стране, он предусмотрел меры по развитию спорта высших достижений.
Последующий президент Чон Ду Хван продолжил начинания Пак Чжон Хи в области образования, физической культуры и спорта.
Столь заметные и мощные преобразования
позволили Республике Корея достичь весьма внушительных результатов в развитии страны.
2. Организационная структура, содержание и методическое обеспечение системы образования в Южной Корее.
Система образования в Корее имеет древние корни, ее основные компоненты сформировались к концу XIX века (1880). Именно в этот период стали открываться первые образовательные учреждения в республике. Первая ступень системы образования начинается, как и в России, с организации деятельности детских дошкольных учреждений со сроком обучения в три года. В стенах детского сада дети познают первый опыт использования средств физического воспитания, в основе которых лежат национальные игры, ганцы и, естественно, содержание, типичное для Европы и Америки.
Школьное образование более четко обозначается с 1880 года, когда начинают создаваться современные школы. К нынешнему времени оформление школьной системы образования привело к следующей структуре: 6 лет - начальное образование, 3 года - среднее образование, 3 года - обучение в старших классах (так называемые школы повышенной ступени). Начальное образование с 1952 года является обязательным и бесплатным.
Содержательная часть дисциплины «Физическая культура» включает обучение и воспитание, в основном по европейским и американским стандартам. Однако в основе ее предмета - национальные виды физических упражнений, игры и танцы.
Профессиональное физкультурное образование молодежь Кореи получает в специализированных учебных заведениях - колледжах и вузах.
Срок обучения в колледжах от 2 до 4 лет, в университетах, в том числе и педагогических, бакалавриат - 4 года, магистратура - 2 года. Содержание обучения в большей степени практикоориентированное, что позволяет более качественно и предметно готовить студента к будущей работе в различных образовательных учреждениях-
Теоретический раздел содержания обучения, особенно по базовым дисциплинам (теории и методике физического воспитания и спорта, анатомии, физиологии, психологии и др.), на наш взгляд, крайне мал по сравнению с профильными вузами России, что, несомненно, сказывается на фундаментальной подготовке педагогических кадров.
Таким образом, в результате историкогенетического анализа выявлена эволюция становления образования и спорта в Республике Корея. Начиная с первых корейских королевств Кочо-сон (Древний Чосон - 2333 г. до н.э.), объединенного королевства Силла (37-935), династии Коре (918-1392) и Чосон (1392-1910) система образования и спорта прошла нелегкий путь развития -от примитивных форм, соответствующих тому времени, до вполне очерченной структуры и содержания к 1910 году. С 1880 года появляются общеобразовательные школы, учебный процесс в которых построен на опыте европейских государств.
Следующий исторический этап (1910-1945) был ознаменован открытием первых профессиональных школ, где, помимо общеобразовательных предметов, велась подготовка к труду, преимущественно к морскому и сельскохозяйственному.
Становление системы образования и спорта в Корее происходило в условиях, когда корейский народ был лишен своего пути, образование и спорт были под жесточайшим диктатом японской монархии. И тем не менее именно в это время открыты первые высшие учебные заведения. На базе японского национального университета в 1923 году был основан Корейский национальный университет.
После поражения Японии в 1945 году Корея освободилась от колониального ига и получила возможность самостоятельного пути развития, в том числе и в области образования и спорта.
После гражданской войны (1950) Корея была поделена на Республику Корея (Южная) под диктатом США и КНДР (Северная) под диктатом СССР.
В результате исследований выявлено, что образование и спорт в Южной Корее строились на доктрине и принципах США. И только с приходом к власти Пак Чжон Хи была достаточно четко обозначена линия развития Корейского государства, в том числе и в области образования и спорта. С 1961 по 1979 год была создана широкая сеть средних и высших учебных заведений, в том числе и физкультурных. Высшее физкультурное образование обеспечивают Сеульский национальный университет физической культуры и спорта, десятки факультетов физической культуры в национальных и педагогических университетах.
Библиографический список
1. Ан Мин Сок. Исследование взаимодействия спорта социального и школьного // Журнал физического образования. Сеул, 2000. С. 123-132.
2. Ан Хи Сук. Подготовка преподавателей физического воспитания и исследование системы занятости: дис. ... д-ра пед. наук / Корейский педагогический университет. Чонгжду, 2003.
3. Гвак Бен Сон. Общая перспектива для концепции образования, физического воспитания / Институт развития корейского образования. Сеул, 1983. 246 с.
4. Голощапов Б.Р. История физической культуры и спорта: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. М.: Академия, 2002. 312 с.
5. Джу Ук Санг. Исследование спортивной политики для развития страны: дис.... магистр, наук / Университет Генхи. Сеул, 1993.