Научная статья на тему 'Реализация модели формирования информационной культуры студентов вуза'

Реализация модели формирования информационной культуры студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
91
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / ИНФОРМАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ / МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ВУЗА / CULTURE / INFORMATION / INFORMATION CULTURE / INFORMATION CULTURE OF THE PERSON / MODEL OF FORMATION OF INFORMATION CULTURE OF STUDENTS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тлеккабылова Динара Жаркиновна

В статье на основе анализа исследований, посвященных проблеме, теоретически обоснованы психолого-педагогические основы процесса формирования информационной культуры личности; уточнены критерии, уровни, определения сформированные информационной культурой студентов; разработан и апробирован курс "Основы информационной культуры", направленный на формирование информационной культуры студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тлеккабылова Динара Жаркиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Implementation of the model of formation of information culture of University students

In the article on the basis of the analysis of researches devoted to a problem, the psychological and pedagogical bases of process of formation of information culture of the person are theoretically proved; criteria, levels, definitions formed information culture of students are specified; the course "Bases of information culture" directed on formation of information culture of students is developed and tested.

Текст научной работы на тему «Реализация модели формирования информационной культуры студентов вуза»

> <

X

LU S X

о

LU T

<

CI

LU

с

■к 116

ния текста. Данный активный метод необходимо использовать для целостного понимания переведенного произведения, где переводчик передает мысли автора через свое виденье. Задача студента заключается в том, чтобы выявить через перевод суть произведения.

К распространенным и непринужденным активным методам относится мозговой штурм. Основная задача интерактивного метода "мозговой штурм"- это сбор различных точек зрений, мнений, идей, ответов, в результате чего студенты освобождаются от инерции мышления в непринужденной обстановке. Во время мозгового штурма будущие учителя обмениваются своими идеями, находят примеры в произведениях и обосновывают свой ответ, что мотивирует студентов к анализу произведений, а также помогает выявить подготовленность аудитории в течение короткого периода времени [2,86-95].

Рассмотренные выше активные методы, которые формируют профессионализм будущих учителей литературы в двуязычной среде, помогают приобрести опыт активного освоения содержания будущей профессиональной деятельности во взаимосвязи с практикой в двуязычной среде, а также развить личностную рефлексию как будущего профессионала в своей профессии.

Таким образом, охарактеризованные активные методы влияют на эффективность и результативность учебного процесса и сказываются на успеваемости обучающихся. Приме-

нение активных методов в конечном итоге способствует формированию профессионализма будущих учителей литературы в условиях двуязычия (русский и крымскотатарский). Соответственно, перспективой дальнейших исследований является разработка и описание комплекса заданий, формирующих профессионализм в двуязычной среде у будущих учителей литературы.

Литература:

1. Абдуллина O.A. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pedlib.rU/Books/2/0131/2_0131-

1.shtml

2. Гончаренко С.У. Методика как наука / С.У. Гон-чаренко // Непрерывное профессиональное образование: теория и практика. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа:- http://lib.iitta.gov.ua

3. Зарукина Е.В. Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению : учеб.-метод. пособие / Е.В. Зарукина, H.A. Логинова, М.М. Новик. - СПб. : СПбГИЭУ, 2010. - 59 с.

4. Коростелева Н.М. Активные методы обучения / Н.М. Коростелева. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pedsovet.su/metodika/ 5996_aktivnye_i_interaktivnye_metody_obucheniya

5. Тархан Л.З. Дидактическая компетентность ин-женера-педагога: теоретические и методические аспекты: монография Л.З. Тархан. - Симферополь : Крымучпедгиз, 2008 - 423 с.

6. Умерова Л.Р.(Акмуллаева Л.Р.) Суть понятия "профессионализм будущего учителя" / Л.Р. Умерова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - М., 2015 г. - №6 (77). - 4.2. - С. 124-127.

IMPLEMENTA TION OF THE MODEL OF FORMA HON OF IN FORM A T/ON CUL TÜRE OF UNIVERSITY STUDENTS Tlekkabylova Dinara Zharkmovna, Senior lecturer, Department of Informatics, West Kazakhstan State University named after Makhambet Utemisov, Uralsk, Republic of Kazakhstan

In the article on the basis of the analysis of researches devoted to a problem, the psychological and pedagogical bases of process of formation of information culture of the person are theoretically proved; criteria, levels, definitions formed information culture of students are specified; the course "Bases of information culture "directed on formation of information culture of students is developed and tested.

Keywords: culture; information; information culture; information culture of the person; model of formation of information culture of students of higher education institution.

УДК 378.4 ВАК РФ 13.00.08

© Тлеккабылова Д.Ж., 2019

РЕАЛИЗАЦИЯ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬ ТУРЫ СТУДЕНТОВ ВУЗА

В статье на основе анализа исследований, посвященных проблеме, теоретически обоснованы психолого-педагогические основы процесса формирования информационной культуры личности;уточнены критерии, уровни, определения сформированные информационной культурой студентов;разработан и апробирован курс "Основы информационной культуры", направленный на формирование информационной культуры студентов. Ключевые слова: культура; информация; информационная культура; информационная культура личности; модель формирования информационной куль-

туры студентов вуза.

С возникновением информационного общества в жизнь людей вошли новые определения и понятия, в том числе и понятие информационной культуры. Происходит формирование единой информационной среды, которая определяет новую культуру общества в целом, так и каждой личности по отдельности. Информационная культура не ограничивается системой знаний в области информационных процессов и технологий, актуально рассматривать ее, в том числе как соблюдение общепринятых этических норм в инфор-мационно-коммуникационной среде, в рамках общей гуманистической культуры.

На современном этапе информационная культура становится одним из необходимых элементов общей культуры личности. В этой связи формирование информационной культуры представляется как один из элементов проблемы формирования культуры - свободной нравственной личности, апеллирующей к ценностям мировой и национальной культуры в условиях меняющейся социокультурной обстановки.

Благодаря современным информационным технологиям в режиме расширенного поиска, позволяющего реализовать любой запрос вне зависимости от местонахождения и языкового барьера, при грамотном выборе стратегии сбора и отбора информации любой запрос пользователя в результате будет удовлетворен. В данных условиях от пользователя требуется сформированный корректный уровень этических навыков эффективного взаимодействия с субъектами и объектами информационной среды.

С точки зрения науки, данное понятие рассматривается относительно недавно, по причине возрастающего значения информационных технологий, информации и информационной деятельности в жизни общества. Но в то же время возникают затруднения в определении данного понятия, так как оно зародилось на принципах двух других - "информация" и "культура", не имеющих точного определения в литературе.

Исследования в культурологии, философии дают возможность трактовать понятие "культура" как особый способ деятельности, связанный с процессом творческой саморегуляции личности и содействующий перемене и совершенствованию человека [3; б; 10].

Педагогическая наука рассматривает категорию "культура" в качестве явления общественной жизни, подобно определённому способу деятельности, при котором человеческая сущность преобразовывается и совершенствуется к лучшему.

Информация - является формой всех существующих знаний, которые приобрело человечество за свое существование. Знание и информация отличаются друг от друга лишь тем, что любое знание будет являться информацией, а информация - изначальная основа знаний. Часто не востребованная в данное время информация, в дальнейшем может стать ценной.

На современном этапе понятия "культура" и "информация" обозначают как одно целое. Информация объединяет людей, формирует духовный мир, в котором существует человек, устанавливает культурные ценности.

В настоящее время некоторыми исследователями приведены определения понятия "информационная культура". Л.У. Глухова, к примеру, полагает, что информационная культура является одной из составляющих общей культуры, которая характеризуется функционированием информации в обществе [5]. С.М. Конюшенко настаивает, что развитие информационной культуры человека обус-

05

Н

О

со

а. <

о

со

кД" У

117

ТЛЕККАБЫЛОВА Динара Жаркиновна, старший преподаватель, кафедра Информатики, Западно-Казахстанский государс твенный университет имени М. Утемисова, Уральск, Республика Казахстан

> <

ш

S ^

и ш т

< а

ш

а

*

118

ловлено развитием человеческих способностей, а положительным итогом постижения информационной культурой будет выше, если этот процесс будет подчинен развитию требуемых способностей и определяет информационную культуру как непростое системное образование, которое объединяет знания о человеке и культуре человечества, отражает степень развития социума, общества [11].

"Информационная культура личности" определяется как гармонизация ее внутреннего мира в процессе усвоения в полном объеме социально-значимой информации [9]. То есть на фоне информационного общества с учетом роста скорости и объемов информационных потоков личности необходимо решать новые задачи и проблемы, которые связаны с постижением и применением информации. Информационная культура личности - совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий. Кроме того, она является важнейшим фактором успешной профессиональной и непрофессиональной деятельности, а также социальной защищенности личности в информационном обществе [4].

Как один из основных компонентов общей культуры информационная культура имеет глубокое гуманистическое направление. Мы говорим об информативной направленности всех сторон личности, то есть ее личностного развития. Это один из путей улучшения качеств человека через познания информационной культуры.

Информационная культура личности - это не простое системное качество личности, являющееся организованной совокупностью гуманистических идей, ценностно-смысловых ориентаций, собственных взглядов и свойств личности и выражающихся при реализации многосторонних способов познания, взаимодействия, взаимоотношений, деятельности в информационной среде и определяющее целостную готовность человека к освоению образа жизни на информационной основе, практической деятельности по созданию, сохранению, обработке, распространению и потреблению информации как объекта культуры [7].

Нами был осуществлен анализ исследований, посвященных проблеме формирования информационной культуры личности, кото-

рый констатировал потребность создания модели, направленной на формирование информационной культуры студентов современного вуза с дальнейшей разработкой ее содержания [2; 4; 7; 12].

Модель - это искусственно созданный объект в виде схемы, физических конструкций, знаковых форм или формул, который, будучи подобен исследуемому объекту (или явлению), отображает и воспроизводит в более простом и обобщенном виде структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между элементами этого объекта.

Образовательная модель - это логически последовательная система соответственных элементов, в которые входят цели образования, содержание образования, проектирование педагогической технологии и технологии управления образовательным процессом, учебных планов и программ [8].

Модель личности представляют в некоторых исследованиях схематично как комплекс основных свойств и качеств личности, которые нужны человеку с целью жизни в современном обществе. Модель обучаемого толкуется как "знания об обучаемом, используемые для организации процесса обучения" [1].

В построенной нами модели, процесс формирования информационной культуры представлен в виде целостной системы взаимосвязанных элементов, составляющих устойчивое единство: целевой, содержательный, методологический, диагностико-результативный. Модель является целостной, так как в результате взаимодействия ее компонентов возникает новое интегративное качество - конкурентоспособность студентов. Целостность заключается также в ее гибкости, т.е. в возможности реализовать ее элементы через акцентирование структурных компонентов в учебном процессе.

Результатом реализации модели является переход студента современного вуза к более высокому уровню сформированности информационной культуры, заключающейся в наличие мотивации, интереса к изучению методов и технологий работы с информацией, понимание, личностной и социальной значимости информации.

Апробация модели по организации процесса формирования у информационной культуры студентов, которая осуществлялась в процессе опытно-экспериментальной работы на базе Западно-Казахстанского государственного университета им. М. Утемисова в городе Уральск с применением диагностических методик и технологий.

Положительный результат проведенного исследования был обеспечен разработкой и внедрением теоретической модели формирования информационной культуры студента современного вуза, в которую входила реализация курса "Основы информационной культуры".

Разработанная программа курса "Основы информационной культуры" направлена на вооружение студентов базовыми знаниями в области информационной культуры, основное требование результативности изучения дисциплины - это практическая деятельность студента: знания по организации информационных процессов; владение приемами поиска, сбора, обработки, анализа и синтеза информации: умение применять технические средства, используемые в информационном процессе.

Основные требования к курсу "Основы информационной культуры": содержание курса носит комплексный направление; обучение имеет деятельностно-ориентированную, практическую направленность и строится на активном использовании новых информационных технологий.

Описание курса: изучение курса "Основы информационной культуры" позволит студентам 1 курса специальности 5В011100 "Информатика" изучить наиболее важные понятия и вопросы о новых возможностях и новых проблемах человека в информационном обществе, а также о некоторых путях преодоления этих проблем.

Цель курса: "Основы информационной культуры" - формирование информационного мировоззрения на основе систематизации представлений о роли и месте информационной культуры в жизни современного общества и личности.

Задачи курса в результате изучения курса "Основы информационной культуры" - студент должен:

- получить представление о сущности и значении информации в развитии современного информационного общества, осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности. Иметь представление о различных источниках информации, традиционные и нетрадиционные;

- знать понятийно-терминологический аппарат в сфере информационной культуры как интегративного междисциплинарного научного направления и области деятельности, концепции информационной подготовки и меди-

аобразования. Применять рациональные приемы и способы самостоятельного ведения поиска информации в соответствии с возникающими в ходе обучения задачами;

- уметь проводить самостоятельно отбор информации, предотвращать информационный недостаток; понимать и давать точную оценку информации.

Курс "Основы информационной культуры" содержит 2 кредита лекции (15 часов) и практические занятия (15 часов), рассчитан на 30 часов самостоятельной работы, также были использованы такие формы, как лекции, беседы, дискуссии. Курс состоял из двух объемных разделов.

Цель первого раздела "Значение и понятие "информация" в современном обществе" -сформировать у студентов представление о значении и влиянии информации в жизни современного человека, раскрыть сущность таких понятий, как информационные процессы общества, информационные ресурсы. Данный раздел носит теоретический характер и направлен на формирование понятийно-терми-нологического аппарата студентов в сфере информационной культуры, информационной грамотности, медиаобразования. В результате изучения данного раздела студенты должны ориентироваться в различных видах информационных ресурсов.

Второй раздел "Информационно-поисковая деятельность во Всемирной информационной сети" характеризует приемы и способы эффективного поиска информации во Всемирной информационной сети. Изучение раздела предусматривает отработку алгоритмов поиска по различным типам запросов, возникающих в процессе учебной деятельности.

Необходимо отметить, что практическая часть курса "Основы информационной культуры" благоприятствует результативному формированию информационной культуры студентов.

В процессе преподавания формируется информационное мировоззрение, общая культура, культура общения, решаются задачи вооружения студента методологией и методикой работы с информацией, основными понятиями информационного общества, что помогает ему органично присоединиться к культуре общества, становясь полноправным его членом; с легкостью ориентироваться в образовательно-воспитательном пространстве Всемирной информационной сети, в ее электронных ресурсах, выстраивать глубокий обзор литературных источников, иметь понятие об

05

1-Н

О

со

а. <

о

со

КД" У

119

sc >

<

ш S "Х-

и ш т

< а

ш

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

с

*

120

авторском праве в морально-этическои плоскости, имея ввиду воспитание личной ответственности за передачу информации, выработки культуры потребления информации, воспитание чувства ответственности за производство и распространение информации, понимание последствий влияния на личность и общество.

Реализация модели формирования информационной культуры у студентов вуза в процессе изучения предмета "Основы информационной культуры" показала, что уровень информационной культуры студентов может повыситься только при специально организованном обучении, которое отвечает соответствующим требованиям: курс должен иметь интегративную направленность; цель, задачи, содержание курса - конкретно дифференцировано основываясь на категорию обучаемых; обучение имеет деятельностно-ориентиро-ванный, практический характер и реализовы-вается на активном применении новых информационных технологий.

Таким образом, информационная культура студентов является не простой, генетически и социально обусловленной системой, неотделимой от общечеловеческой культуры, дающий будущему специалисту комплексное образование, которое обладает присутствием объединённых способов познания в информационной среде, норм поведения в профессиональной деятельности и повседневной жизни.

Литература:

1. Атанов Г.А. Деятел ьностный подход в обучении.

- Донецк : ЕАИ-Пресс, 2001. - 158 с.

2. Атаян A.M. Дидактические основы формирования информационной культуры личности в условиях информатизации общества : автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Владикавказ, 2001 .- 18с.

3. Библер B.C. От наукоучения - к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век. - М.: Политиздат, 1990. - 413 с.

4. Гендина Н.И. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях: учебно-методическое пособие. - М.: Школьная библиотека, 2002. - 288 с.

5. Глухова Л.У. Формирование основ информационной культуры учащихся 5-7 классов в процессе обучения информатике: автореф. дисс. канд. пед. наук, - Чебоксары, 1999. -16 с.

6. Давидович В.Е. Культура и ее место в жизни общества // Философские науки. - 1974. - № 2. -С. 23-30.

7. Данильчук Е.В. Методическая система формирования информационной культуры будущего педагога: автореф. дис.... доктора пед. наук. - М.: МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2003. - 16 с.

8. Дахин А.Н. Педагогическое моделирование : монография. - Новосибирск: Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, 2005. - 230 с.

9. Зиновьева Н.Б. Информационная культура личности: Введ. в курс : учеб. пособие / под ред. И.И. Горловой. - Краснодар, 1996. - 136 с. Ю.Коган Л.Н. Духовное производство и культура // Культура, творчество, человек. - М., 1970. - С. 126-141.

П.Конюшенко С.М. Формирование информационной культуры педагога в системе непрерывного профессионального образования. - Калининград : К ГУ, 2004. - 248 с. 12.Суминова Т.Н. Информационная культура как фактор развития общества //Электрон, дан. Режим доступа URL :http://www.evarussia.ru/upload/ doklad/tezis_10 22.doc. (дата обращения 07.06.2018).

COMPETENCE APPROACH TO TEACHING A FOREIGN LANGUAGE TO MASTER'S DEGREE STUDENTS OF

ARCHITECTURAL SPECIALTIES OF A NON-LINGUISTIC UNIVERSITY

Filonchlk O/ga Aleksandrovna, PhD of Culturology, Associate Professor

Ryzhova Svet/ana Valerievna, PhD of Culturology, Associate Professor

Kokorina Svetlana Vaycheslavovna, PhD of Culturology, Associate Professor

Department of Foreign Languages for Engineering Majors, Siberian Federal University, Krasnoyarsk

This article presents the practical side of the competence-based approach implementation to teaching foreign language to master students of architectural specialties of the Siberian Federal University. The article discusses the principles of this approach, providing for certain changes in the construction of the learning process, the work of teachers, assessment technologies, as well as the formation of a new generation of curricula and teaching aids. It is noted that this approach allows undergraduates to master not only a set of theoretical knowledge, but also to use knowledge to solve certain professional problems or problem situations.

Keywords: competence approach; magistracy; foreign language; architectural specialties; academic mobility; intercultural communication.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.