Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА ПРИМЕРЕ УРОКА ПО ТЕМЕ: «СОВРЕМЕННЫЕ ВИДЫ СПОРТА И ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ. СПОРТИВНАЯ ЛЕКСИКА»'

РЕАЛИЗАЦИЯ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА ПРИМЕРЕ УРОКА ПО ТЕМЕ: «СОВРЕМЕННЫЕ ВИДЫ СПОРТА И ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ. СПОРТИВНАЯ ЛЕКСИКА» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
урок физической культуры / межпредметные связи / интегрированный урок / спортивная лексика / современные виды спорта / викторина по физической культуре. / physical education lesson / interdisciplinary connections / integrated lesson / sports vocabulary / modern sports / physical education quiz.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Здрок Вера Анатольевна

в статье описан опыт по реализации межпредметных связей на уроках физической культуры в соответствии с требованиями ФГОС. Данная статья имеет практическую направленность, т.к. в ней автор, учитель физической культуры, раскрывает тему на основе конкретного примера, опираясь на свой личный опыт работы. В качестве примера приводится разработка урока, в которой интегрируется материал уроков физической культуры и русского языка. Данный методический материал имеет практическую ценность как с точки зрения реализации межпредметных связей, так и с точки зрения использования различных форм и методов работы на уроках физической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Здрок Вера Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF INTER-SUBJECT CONNECTIONS IN PHYSICAL EDUCATION LESSONS USING THE EXAMPLE OF A LESSON ON THE TOPIC: “MODERN SPORTS AND PHYSICAL EXERCISES. SPORTS VOCABULARY"

the article describes the experience of implementing interdisciplinary connections in physical education lessons in accordance with the requirements of the Federal State Educational Standard. This article has a practical orientation, because in it the author, a physical education teacher, reveals the topic based on a specific example, drawing on his personal work experience. As an example, the development of a lesson is given, which integrates the material of physical education and Russian language lessons. This methodological material has practical value both from the point of view of implementing interdisciplinary connections and from the point of view of using various forms and methods of work in physical education lessons.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА ПРИМЕРЕ УРОКА ПО ТЕМЕ: «СОВРЕМЕННЫЕ ВИДЫ СПОРТА И ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ. СПОРТИВНАЯ ЛЕКСИКА»»

РЕАЛИЗАЦИЯ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА ПРИМЕРЕ УРОКА ПО ТЕМЕ: «СОВРЕМЕННЫЕ ВИДЫ СПОРТА И ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ. СПОРТИВНАЯ ЛЕКСИКА»

Здрок В.А.

Здрок Вера Анатольевна - учитель физической культуры, Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 66,

г. Краснодар

Аннотация: в статье описан опыт по реализации межпредметных связей на уроках физической культуры в соответствии с требованиями ФГОС. Данная статья имеет практическую направленность, т.к. в ней автор, учитель физической культуры, раскрывает тему на основе конкретного примера, опираясь на свой личный опыт работы. В качестве примера приводится разработка урока, в которой интегрируется материал уроков физической культуры и русского языка. Данный методический материал имеет практическую ценность как с точки зрения реализации межпредметных связей, так и с точки зрения использования различных форм и методов работы на уроках физической культуры.

Ключевые слова: урок физической культуры, межпредметные связи, интегрированный урок, спортивная лексика, современные виды спорта, викторина по физической культуре.

IMPLEMENTATION OF INTER-SUBJECT CONNECTIONS IN PHYSICAL EDUCATION LESSONS USING THE EXAMPLE OF A LESSON ON THE TOPIC: "MODERN SPORTS AND PHYSICAL EXERCISES. SPORTS VOCABULARY"

Zdrok V.A.

Zdrok Vera Anatolyevna - physical education teacher, MUNICIPAL AUTONOMOUS EDUCATIONAL INSTITUTION SECONDARY SCHOOL №. 66,

KRASNODAR

Abstract: the article describes the experience of implementing interdisciplinary connections in physical education lessons in accordance with the requirements of the Federal State Educational Standard. This article has a practical orientation, because in it the author, a physical education teacher, reveals the topic based on a specific example, drawing on his personal work experience. As an example, the development of a lesson is given, which integrates the material of physical education and Russian language lessons. This methodological material has practical value both from the point of view of implementing interdisciplinary connections and from the point of view of using various forms and methods of work in physical education lessons.

Keywords: physical education lesson, interdisciplinary connections, integrated lesson, sports vocabulary, modern sports, physical education quiz.

УДК 372.879.6

Реализация межпредметных связей - одна из важных задач обучения в рамках современных ФГОС. Урок физической культуры, наряду с другими учебными предметами, обладает высоким потенциалом для решения данной задачи. Материал уроков физической культуры может быть успешно интегрирован с любым предметом школьной программы, а нестандартные интерактивные формы проведения данных уроков способствуют развитию познавательного интереса учащихся.

Межпредметные связи на уроках физической культуры могут быть реализованы различными способами, с помощью новых современных технологий, использования ИКТ, активных форм и методов обучения.

В данной статье в качестве примера приводится разработка интегрированного урока физической культуры и русского языка, который способствует разностороннему развитию личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и сохранения собственного здоровья и владея спортивной терминологией.

Система физического воспитания, интегрирующая форма занятий физическими упражнениями и спортом с практикой владения орфографией и лексикой, создает благоприятные условия для развития не только физических, но и культурных способностей обучающихся.

Целью данного урока является знакомство обучающихся с современными видами спорта и связанной с ними спортивной терминологией.

Для проведения данного урока необходимо подготовить оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, экран, гимнастические скамейки, магнитную доску, мел, магниты, ватман, тетради в линейку, ручки, секундомер, жетоны. А также потребуется спортивный инвентарь: мячи (волейбольный, баскетбольный), биты бейсбольные, ракетки (бадминтонная, теннисная), клюшки хоккейные, штанги, обручи.

Этапы урока:

1. Организационный момент: приветствие, вступительное слово учителя, техника безопасности на уроке.

2. Актуализация опорных знаний. Повторение раннее изученного. Выбор экспертной группы. На экране демонстрируются виды спорта. Учащимся предлагается определить их и записать название на листочках. Экспертная группа подводит итоги.

На основе проведенной работы учащимся предлагается сформулировать тему урока и ответить на вопрос: над чем нам сегодня предстоит поработать?

3. Формулировка цели и постановка учебных задач. Тема урока сформулирована: «Современные виды спорта и физические упражнения. Спортивная лексика». Далее детям предлагается определить цель урока и его задачи, а также определить, какие шаги нужно будет осуществить для достижения поставленной цели: познакомиться с современными видами спорта, узнать правильное написание и произношение спортивных терминов (орфография, орфоэпия), а также совершенствовать физические навыки (быстроту, ловкость и координацию движений).

4. Этап основной работы на уроке. Физическая разминка.

Урок физической культуры не может быть проведен без физических упражнений, поэтому на данном интегрированном уроке проводится разминка: ходьба (на носках, пятках), бег (медленн, с высоким подниманием бедра, с захлёстыванием голени), прыжки (с ноги на ногу, скрестным шагом, приставными шагами правым, левым боком).

Затем проводятся общеразвивающие упражнения (ОРУ) в парах:

1) И.п.- стоя лицом друг к другу стойки ноги врозь руки согнуты. Опираясь ладонями, поочерёдно сгибать и разгибать руки.

2) И.п. - стоя лицом друг к другу. Отведение и приведение (поднимание в стороны и опускание) рук с сопротивлением товарища.

3) И.п. - стоя лицом друг к другу руки вперёд. Разведение рук в стороны с сопротивлением.

4) И.п. - стоя лицом друг к другу ноги врозь, руки на плечи друг к другу. Пружинящие наклоны вперёд с дополнительной помощью партнёра.

5) И.п. - то же, что и в упражнение 4. Пружинящие наклоны в стороны

6) И.п. - стойка ноги врозь спиной друг к другу. Взять друг друга по руки, первый наклоняется в сторону, второй сопротивляется, затем первый выпрямляется, а второй оказывает сопротивление.

7) И.п. - стоя спиной друг к другу руки вверх, пальцы сцеплены. Шаг вперёд одной ногой, прогнуться назад. То же с другой ноги.

8) И.п. - стоя спиной друг к другу с захватом под руки и опираясь лопатками друг в друга.

9) И.п. - стоя лицом друг к другу руки на пояс партнёра. Поочерёдные прыжки с помощью товарища.

Следующим видом работы будет викторина-эстафета «Угадай вид спорта и запиши его название», в ходе

которой учащиеся будут определять названия видов спорта и получать жетоны за верные ответы. Параллельно с викториной проводится эстафета, во время которой учащиеся выполняют двигательные упражнения, пишут на доске названия видов спорта.

Условие эстафеты: учащиеся делятся на две команды, когда прозвучит определение вида спорта, участник команды

- берёт из обруча предмет, используемый в нём, бежит к доске, оставляет предмет в другом обруче,

- записывает название вида спорта на доске и бежит на место.

Победивший в паре получает жетон. Эксперты дают жетон, определив самого быстрого и грамотного.

Задания викторины:

1. Игра, название которой произошло от французского названия посоха с крючком у пастухов. Проводится на льду, травяной площадке, в зале. (ХОККЕЙ).

2. Спортивная игра, название которой произошло от названия города в Великобритании. В игре мяч с оперением перебрасывают ракетками через сетку. (БАДМИНТОН).

3. Спортивная игра двух команд, игроки которых, ударяя по мячу руками, стараются послать его через сетку на площадку соперников. (ВОЛЕЙБОЛ).

4. Спортивная игра на специальной площадке, разделённой сеткой пополам. Маленький мяч посылают ударами ракетки на противоположную половину площадки. (ТЕННИС).

5. Спортивная игра с мячом и битой напоминающая лапту. Участвуют две команды по девять человек. Она широко распространена в Северной Америке и Великобритании. (БЕЙСБОЛ).

6. Спортивная игра двух команд, игроки которых стараются забросить мяч руками в корзину, укреплённую на специальном щите вверху (БАСКЕТБОЛ).

По окончании эстафеты подводятся проверяется правильность написания спортивных терминов, исправляются орфографические ошибки. Далее ребятам предлагается расшифровать (перевести) смыл спортивных определений. За работу учащиеся также получают жетоны.

На следующем этапе урока проводится рефлексия, в ходе которой учащиеся дают оценку своей работе на уроке, оценивают информативность, практическую значимость урока.

В зависимости от качества выполнения работы учитель комментирует деятельность учеников, хвалит за успехи и нацеливает на дальнейшую проработку особо сложных заданий.

С целью развития у обучающихся способов творческого применения полученных знаний, умений и навыков для поддержания высокого уровня физической и умственной работоспособности, состояния здоровья,

самостоятельных занятий в качестве домашнего задания учащимся предлагается написание эссе с включением изученной терминологии.

Список литературы /References

1. Биркина Е.Н. Энциклопедия спорта. - М.: Издательство дом «РИПОЛ КЛАССИК», 2002.

2. Янсон Ю.А. Уроки физической культуры в школе. Новые педагогические технологии - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.

3. Турыгин С.В., Кугач А.Н. Сценарии викторин, конкурсов, познавательных игр в школе - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.

4. Смирнова Л.А. Общеразвивающие упражнения с предметами - М.: ВЛАДОС, 2003.

5. Резниченко И.Л. Орфоэпический словарь русского языка (произношение, ударение). - М.: Астрель - АСТ, 2004.

6. Краткий словарь современных понятий и терминов. - М.: Республика, 1995.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.