Научная статья на тему 'Реализация межпредметных связей на основе интеграции музыки и иностранного языка в общеобразовательной школе'

Реализация межпредметных связей на основе интеграции музыки и иностранного языка в общеобразовательной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
291
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реализация межпредметных связей на основе интеграции музыки и иностранного языка в общеобразовательной школе»

Культура и образование

Реализация межпредметных связей на основе интеграции музыки и иностранного языка в общеобразовательно 1 школе

И Н, Кунгурцева

Современный период в истории России характеризуется глубокими социальными, политическими, экономическими, и культурно-общественными изменениями и предъявляет повышенные требования к образовательному процессу в школе. Поэтому в современной педагогике появилась острая необходимость поиска интенсивных путей совершенствования содержания образования, которая видится в интеграции учебного процесса в общеобразовательных учреждениях, в применении межпредметных связей.

С освещением данной проблемы мы сталкиваемся в трудах многих известных педагогов, учёных, общественных деятелей: К.Д. Ушинского, П.П. Елонского, A.B. Макаренко, В.А Сухомлинского, Б.В Асафьева, O.A. Апраксиной, В.Н. Шацкой, Большой интерес представляют исследования прогрессивных педагогов, учёных в области педагогики музыкального образования: Э.Б. Абдуллина, Ю.Б. Алиева, Ш.Б. Кульманова, Е.В. Николаевой и др.

Основоположником научного обоснования проблемы межпредметных связей явился выдающийся учёный, педагог, философ-гуманист, общественный деятель Я.А.Коменский, который видел во взаимосвязях учебных дисциплин целостное представление об изучаемых явлениях (1, с.87). И.О. Зверевым и В.Н. Максимовой в Российской педагогической энциклопедии дано подробное определение «межпрепред-метных связей», рассматривающее их как одно из средств комплексного подхода к обучению и воспитанию (2, с.56). В частности, работы В.Н. Максимовой послужили основой рождения

теории интеграции. Автор считает целесообразным создание целой концепции и построение модели совершенствования предметного обучения в средней школе на основе комплексного и проблемного подходов к осуществлению межпредметных связей, выделяя основные способы их реализации в содержании обучения: координацию, согласованность и преемственность учебных программ, интеграцию и комплексирование учебного материала вокруг общих идей и объектов познания (2, с.88).

Широкие возможности предмета «Музыка» в реализации межпредметных связей отмечены Д.Б. Кабалевским в вводной статье к одноименной программе, где говорится: «Опора на песню, танец и марш открывает широчайшие перспективы для установления многообразных связей со звеньями изучаемых в школе истории человеческого общества» (3, с.7).

Проанализировав исследования, посвященные данной проблеме, мы пришли к выводу, что межпредметные связи - это интегратив-ный процесс между предметами, отражённый в структурных элементах взаимодействия, которые характеризуются содержательными, конструктивными и коммуникативными связями.

Каким же образом на практике реализуется этот процесс, если рассматривать межпредметные связи на основе интеграции уроков музыки и иностранного языка? В данном случае связующим элементом будут являться песни. Использование песен на изучаемом языке весьма актуально, особенно на начальном этапе обучения в школе. В них учащиеся приобщаются к культуре страны изучаемого языка. При ра боте с таким материалом создается хорошая

Актуальные вопросы теории и практики образования в сфере культуры

предпосылка для всестороннего развития личности учащегося. У него формируется образное мышление: прививается хороший вкус, развивается креативность.

В песнях встречаются имена собственные: "Alovetta", "My Bonnie", "My Dolly", "Where is Mary?"; географические названия: "America, the Beautiful"; используется старинная книжная лексика. Например, песня о Рождестве "Silent Night" характеризуется высоким поэтическим языком.

За счёт пенен происходит расширение лексического запаса, так как они включают новые слова и выражения. Учителя не должно смущать то, что в песнях встречаются слова, которые дети ещё не знают Эти слова встретятся позднее, дети их вспомнят. Песни совершенствуют навыки иноязычного произношения, развивают музыкальный слух. Разучивание и исполнение коротких, несложных по мелодичному рисунку песен с частыми повторами помогают закрепить правильную артикуляцию в произношении звуков, помогают выработать правильное фразовое ударение (песни "Brother James", "Tick-Tock", "Little Redbird, "Old Macdonald" и т.д.).

Игровые песни на уроке музыки также способствуют повышению качества учебно-воспитательного процесса. Являясь сложным, но одновременно увлекательным занятием, они требуют огромной концентрации внимания, тренируют память, развивают речь. Игровые упражнения увлекают даже самых пассивных и слабо подготовленных учеников, что положительно сказывается на их успеваемости. Когда игра пронизывает весь урок, материал заучивается и повторяется легче.

Навыки овладения языком закрепляются в таких видах деятельности, как исполнение, театрализация сценок на английском языке с использованием песен. Названия музыкальных произведений на английском языке, описание их героев, простейшего сюжета, выполнение движений, соответствующих тексту песен, - всё это способствует развитию творческих способностей детей. Уроки с использованием игровых песен являются стимулом для активной творческой внеклассной работы, связанной с изучением иностранного языка, проведением праздничных мероприятий

(Halloween - День святых, Christmas - Рождество) популярных праздников в англоязычных странах.

В качестве примера игровых песен можно привести методическую разработку английского педагога Хэриетта Пауэла (4). В его сборнике даётся подробное описание применения таких песен на уроке музыки. Это и ритуальные песни, и песни, где используется звуковой эффект, торжественные песни, танцевальные Самое главное, что они развивают в детях чувство коммуникации, уверенности в себе, тренируют язык, творческую активность. Например, в игровой песне «Make а саке» дети вместе придумывают ингредиенты, которые им стоит взять для приготовления пирожного. В песне «On Christmas Day» дети думают об игрушках, которые им хочется получить на Рождество, и даже придумывают звуки, которые эти игрушки будут издавать. В песнях, где используется действие «I have a body»,, они думают о том, как различные части тела будут двигаться под музыку и т.д.

В завершение хочется сказать, что с точки зрения методики песня на английском языке рассматривается, с одной стороны, как образец звучащей иноязычной речи, отражающей особенности жизни, культуры и быта народа страны изучаемого языка. С другой стороны, она может формировать духовную культуру учащегося, соединять в единое целое его разум и душу

Песня на иностранном языке и игровые песни способствуют реализации важнейших задач межпредметных связей - повышению эффективности учебной деятельности школьников, развитию образного мышления, креативности, формированию хорошего вкуса, а также всестороннему развитию личности.

Примечания;

1. Коменский Я.А. Избранные педагогиче ские сочинения: В 2 т. М , Педагогика, 1982 Т. 2. С. 87 .

2. Зверев И.Я., Максимова В.Н. Межпредметные связи в современной школе. М., 198^ С. 56, 88.

3. Кабалевский Д.Б. Музыка: Пособие для учителей и методистов. М Яросвещение, 2004.

4. Пауэл X. «Game songs»: Методическая разработка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.