Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОДГОТОВКИ ВОЖАТЫХ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ'

РЕАЛИЗАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОДГОТОВКИ ВОЖАТЫХ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
15
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / КОНТЕКСТНЫЙ ПОДХОД / МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ВОЖАТЫЙ / ПОДГОТОВКА ВОЖАТЫХ / MODEL OF SCIENTIFIC AND METHODOLOGICAL SUPPORT / THE COMPETENCY-BASED APPROACH / CONTEXTUAL APPROACH / METHODICAL COMPONENT / PEDAGOGICAL CONDITIONS / CAMP COUNSELOR / CAMP COUNSELORS TRAINING

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Вавилов А.М.

В статье описывается реализация требований методического компонента научно-методического обеспечения подготовки вожатых к организации деятельности временного детского коллектива в образовательном процессе. Приводятся примеры используемых методик и форм взаимодействия участников образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Вавилов А.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF METHODICAL COMPONENT OF THE SCIENTIFIC AND METHODOLOGICAL SUPPORT OF CAMP COUNSELORS’ TRAINING IN THE EDUCATIONAL PROCESS

The article describes the practical implementation of the requirements of the methodical component of the scientific and methodological support of the camp counselors training for the organization of a temporary childrens collective activities in the educational process. Examples of the methods and forms of interaction of educational process participants are given.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОДГОТОВКИ ВОЖАТЫХ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ»

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

УДК 377

РЕАЛИЗАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОДГОТОВКИ ВОЖАТЫХ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

IMPLEMENTATION OF METHODICAL COMPONENT OF THE SCIENTIFIC AND METHODOLOGICAL SUPPORT OF CAMP COUNSELORS' TRAINING IN THE EDUCATIONAL PROCESS

АННОТАЦИЯ

В статье описывается реализация требований методического компонента научно-методического обеспечения подготовки вожатых к организации деятельности временного детского коллектива в образовательном процессе. Приводятся примеры используемых методик и форм взаимодействия участников образовательного процесса.

Ключевые слова: модель научно-методического обеспечения, компетентностный подход, контекстный подход, методический компонент, педагогические условия, вожатый, подготовка вожатых.

ABSTRACT

The article describes the practical implementation of the requirements of the methodical component of the scientific and methodological support of the camp counselors training for the organization of a temporary childrens collective activities in the educational process. Examples of the methods and forms of interaction of educational process participants are given.

Keywords: model of scientific and methodological support, the competency-based approach, contextual approach, methodical component, pedagogical conditions, camp counselor, camp counselors training.

Алексей

Михайлович

ВАВИЛОВ,

начальник Отдела обучения педагогического персонала, Государственное автономное учреждение культуры города Москвы «Московское агентство организации отдыха и туризма» (ГАУК «МОСГОРТУР»), аспирант кафедры педагогики

ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» alekseivav@gmail.com

Alexey

Mikhailovich

VAVILOV,

Head of Educational Division, State Autonomous Institution of Culture of Moscow «The Moscow Agency for Recreation and Tourism» (SAIC «MOSGORTUR»), PhD postgraduate student at the Department of Pedagogy, Mordovia M.E. Evsevyev State Pedagogical Institute alekseivav@gmail.com

SCIENTIFIC AND PRACTICAL JOURNAL

Введение

Главная задача, стоящая перед любой образовательной организацией, - обеспечить максимально эффективное взаимодействие между всеми участниками образовательного процесса, чтобы добиться целевых образовательных результатов. Ключевая трудность, с которой приходится сталкиваться в решении этой задачи -преодоление противоречия между учебной и профессиональной деятельностью. В случае с подготовкой вожатых эта трудность прослеживается наиболее явно, поскольку сложившаяся практика подготовки вожатых подразумевает зачастую превалирование теоретических занятий лекционного типа с практической отработкой некоторых элементов вожатского функционала в аудитории. Такая практика явно не соответствует ярко выраженной практической направленности профессии вожатого, требующей серьезной подготовки. Здесь и находятся корни проблемы, связанной с неспособностью вожатых применять полученные знания для решения реальных производственных задач.

Для преодоления указанного противоречия в качестве одного из методологических оснований разработки научно-методического обеспечения подготовки вожатых к организации деятельности временного детского коллектива используется контекстный подход наряду с ком-петентностным и системным подходами [3, с. 32].

Одним из компонентов научно-методического обеспечения подготовки вожатых является методический компонент, представляющий собой «совокупность взаимосвязанных приемов и форм организации деятельности участников процесса профессиональной подготовки вожатых, обусловленных задачами усвоения конкретных разделов, модулей и тем программы профессиональной подготовки» [2, с. 239]. Кроме того, методический компонент предполагает обеспечение в процессе подготовки вожатых определенных педагогических условий. Реализация методического компонента научно-методического обеспечения будет способствовать формированию у обучающихся адекватного представления об особенностях контекста их будущей профессиональной деятельности с учетом сравнительно короткого срока освоения программы профессиональной подготовки вожатых и выраженной практической ориентированности профессионального обучения как вида образования.

Организация образовательного процесса на примере программы профессиональной подготовки вожатых Государственного автономного учреждения культуры города Москвы «Московское агентство организации отдыха и туризма» (ГАУК «МОСГОРТУР»)

Особенностями организации образовательного процесса в ГАУК «МОСГОРТУР» являются: подготовка вожатых к организации деятельности временного детского коллектива осуществляется в рамках профессионального обучения как особого вида образования; отсутствие жестко лимитированных сроков приема на обучение; среди зачисляемых на обучение слушателей преобладает возрастная группа 18-20 лет; около 50% зачисляемых на обучение, получают основное образование по несвязанным с педагогикой направлениям (техническим, гуманитарным, естественнонаучным и др.) и являются студентами начальных курсов бакалавриата, которые еще не приступили к изучению своих профильных (профессиональных) дисциплин и в некоторых случаях еще не успели сдать даже свою первую сессию в вузе [9, с. 591].

Организация процесса подготовки вожатых с учетом названных особенностей учитывала ряд требований, содержащихся в методическом компоненте научно-методического обеспечения.

Перед обучающимися за время процесса подготовки развертывается хронологическая модель лагерной смены, от подготовительного до рефлексивного периода. Учебный материал, активности и порядок взаимодействия участников образовательного процесса преобразуется вместе с поэтапным движением обучающихся по модели смены. Как было указано в ранее опубликованных исследованиях: «Каждый из моделируемых и воссоздаваемых в аудитории этапов отражает содержание профессиональной деятельности вожатого детского лагеря, скомпонованное в последовательности, соответствующей наибольшей актуализации тех или иных квалификационных характеристик» [1, с. 16].

В процессе подготовки вожатых используются методы, формы, методики обучения, аналогичные, которые вожатые будут использовать в своей будущей профессиональной деятельности.

В соблюдении этого требования отражается своеобразие деятельности обучающихся, осваивающих образовательные программы, прямым или косвенным образом связанные с педагогической деятельностью, и деятельность вожа-

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

тых детских лагерей в данном случае не является исключением. Указанное своеобразие заключается в том, что способы и методы развития профессиональной компетенции совпадают с конечным желаемым результатом - наличием у обучающихся целевой компетенции, выражающейся, в частности, во владении аналогичным инструментарием, который они будут применять уже в своей профессиональной деятельности.

Для обучения вожатых необходимо отбирать такие методы и технологии, в которых отражается контекст их профессиональной деятельности, которые приближают обучающихся к технологической стороне будущей профессии. Иначе говоря, если необходимо обеспечить владение обучающимися технологией проведения ситуационных игр, то добиться этого можно только играя в ситуационные игры, или, если необходимо, чтобы будущие вожатые владели технологией организации и проведения коллективных творческих дел (сокращенно - КТД), то и решить эту задачу целесообразнее всего используя технологию КТД. Таким образом, обучающиеся одновременно играют роль субъекта и объекта той или иной технологии, метода.

Для реализации данного педагогического условия были отобраны методы, способы и технологии организации обучения, соответствующие основным типам форм воспитательной работы в лагере, используемых вожатыми в детских лагерях: игры, дела и мероприятия (в соответствии с классификацией Е.В. Титовой) [10, с. 84].

Коллективное творческое дело - это социально полезная деятельность детской группы, направленная на создание нового творческого продукта. КТД является основной единицей технологии коллективной творческой деятельности - «системы, основанной на гуманистическом принципе взаимодействия с обучающимися в процессе деятельности, направленной на позитивное совершенствование окружающей их жизненной обстановки, включение их в социальное творчество. Эта система объединяет в себе условия, методы, приемы и организационные формы коллективной творческой деятельности» [5, с. 137].

Автором методики организации коллективных творческих дел является Игорь Петрович Иванов (1923-1992), доктор педагогических наук, академик АПН СССР (позже - РАО), профессор ЛГПИ им. А.И. Герцена. Распространенные названия методики: «Коллективная организаторская деятельность», «Коллективное твор-

ческое воспитание», «Педагогика общей заботы», «Педагогика сотрудничества».

Особенности КТД:

1. Планируется, готовится, совершается и оценивается участниками сообща. Ведущая роль и инициации, организации и проведении КТД принадлежит детскому коллективу. КТД реализуется по инициативе детей самими детьми для себя или окружающих.

2. Всегда осуществляется в новом варианте, выявляет новые возможности, предполагает поиск лучших путей, способов, средств решения важной практической задачи.

3. Представляет собой проявление практической заботы об улучшении общей жизни, окружающих людях, о коллективе, друг о друге, система практических действий на общую радость и пользу.

В основе КТД лежит коллективная организаторская деятельность как вид организаторской деятельности. Коллективная организаторская деятельность представляет собой совокупность ситуаций, в которых происходит взаимодействие между членами одной группы или взаимодействие между несколькими группами по поводу поиска совместных идей, способов решения задач, организации совместный действий. С помощью участия в коллективной организаторской деятельности члены группы (как детской, так и взрослой) получают опыт эмоционально окрашенного и личностно значимого коллективного взаимодействия, поскольку коллективная организаторская деятельность в рамках методики КТД отводит ключевую роль не столько решению технологических практических задач, сколько социальному контексту, в котором происходит взаимодействие.

Использование методики коллективной организаторской является ключевой для развития организаторской компетенции будущих вожатых детского лагеря, т.к. организаторская деятельность является ведущей по отношению к другим видам деятельности вожатого, так как любая деятельность нуждается в постановке цели, составлении плана, подготовке, анализу и оценке [7, с. 162].

Обучение вожатых с помощью организации КТД реализуется через следующие этапы (в соответствии с этапами проведения КТД, определенными И.П. Ивановым) [6, с. 156-162]:

1. Предварительная работа коллектива -коллективное обсуждение группой формата

SCIENTIFIC AND PRACTICAL JOURNAL

реализации КТД. Преподаватели и кураторы группы следят за соблюдением правильности технологического контекста.

2. Коллективное планирование - члены группы совместно с преподавателями и кураторами (при ведущей роли обучающихся) определяют этапы реализации КТД и распределяют роли в выполнении отдельных заданий и поручений.

3. Коллективная подготовка - подготовка к реализации идеи КТД, воплощение коллективного планирования участниками группы. Преподаватель и кураторы выполняют консультативные функции.

4. Проведение КТД - непосредственная реализация подготовленного КТД участниками группы.

5. Коллективное подведение итогов - совместный анализ реализации всех предыдущих этапов проведения КТД. Обязательным компонентом данного этапа являются ответы на вопросы: «Что у нас было хорошо и почему?», «Что не удалось осуществить и почему?», «Что предлагаем на будущее?». На данном этапе члены группы, преподаватели и кураторы делятся друг с другом мнениями, предложениями, наблюдениями не только в отношении как технологического контекста проведения КТД, так и социального (соблюдение этики в общении, корректное использование профессиональной терминологии и т.д.).

6. Ближайшее последействие КТД - закрепление результатов анализа проведенного КТД в дальнейшем взаимодействии участников педагогического процесса.

Мероприятие - это событие, занятие, ситуация, организуемые педагогами для воспитанников с целью непосредственного воспитательного воздействия на них. В отличие от КТД ведущая роль в организации и проведении мероприятий принадлежит вожатым и педагогам, дети являются участниками мероприятий.

Существует множество разновидностей мероприятий, реализуемых в детских лагерях, как на отрядном, так и на общелагерном уровнях. Вожатые могут быть участниками, организаторами и ведущими мероприятий. В случае реализации мероприятия на уровне отряда вожатые совмещают все эти роли, поэтому для них важно знать технологию организации и проведению мероприятий, а также знать характеристики основных форм мероприятий, к которым относятся: викторина, станционная игра,

конкурсно-игровая программа, концерт, мастер-класс, отрядный огонек, отрядный сбор, фотокросс, линейка, стартин, ярмарка, дискотека, веревочный курс и др.

В рамках реализации выявленных педагогических условий развития организаторской компетенции у будущих вожатых детского лагеря обучающиеся осваивали общий алгоритм организации и проведения основных форм лагерных мероприятий, использовавшихся преподавателями для усвоения будущими вожатыми технологического и социального контекста моделируемой профессиональной деятельности:

1. Планирование, мозговой штурм. Формулирование как можно большего количества идей для отрядной работы, составление списка. Критерии выбора - период смены, особенности временного детского коллектива, инфраструктурные особенности лагеря и т.д.

2. Распределение обязанностей. Разделение сфер ответственности между организаторами.

3. Подготовка. Подготовка помещения, необходимого, реквизита, раздаточных материалов, канцелярских принадлежностей, музыки, видео, сценария, заданий, игровых карточек и т.д.

4. Репетиция. Если в мероприятии предусмотрены роли, текст ведущего или сценарий, необходимо выделить время на репетицию.

5. Проведение. Любое отрядное мероприятие начинается с погружения в «Легенду» или озвучивание правил. Далее идет основная часть мероприятия, в которой происходит взаимодействие участников друг с другом и с ведущим по заранее определенным правилам или в соответствии с прописанной «Легендой». Традиционно мероприятия заканчиваются подведением итогов вместе с участниками, сбором обратной связи в какой-либо интересной форме.

6. Подведение итогов. Сбор обратной связи с участников и организаторов мероприятия (чаще всего раздельно).

7. Выводы. Обсуждение организованного и проведенного мероприятия.

Игра - форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры [8, с. 127].

Одна из главных задач преподавателей при использовании игры в профессиональной подготовке вожатых - раскрыть воспитатель-

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

ный потенциал данного метода работы с временным детским коллективом, избежать восприятия будущими вожатыми игры как простого средства развлечения.

Используемые при профессиональной подготовке вожатых игры являются аналогичными тем, которые будущие вожатые будут использовать в своей профессиональной деятельности.

Характеристика используемых категорий игр:

Игры-ледоколы - используется в организационный период (1-2 день смены). Перед играми на знакомство или в случае долгого перерыва для активизации взаимодействия. Назначение: создать дружескую и позитивную атмосферу, снять эмоциональное напряжение в незнакомой группе, стимулировать к дальнейшему взаимодействию. Ограничения: не должны вызывать чувство неловкости, стеснения; исключен слишком близкий тактильный контакт (например, объятия). Примеры: «Шишки-желуди-орехи», «Человек к человеку», «Атомы-молекулы».

На первичное знакомство - используется в организационный период (1-2 день смены). Назначение: узнать и запомнить имена друг друга. Примеры: «Восточный базар», «Великолепная Валерия».

На вторичное знакомство - используется в организационный период (2-4 день смены). Назначение: узнать интересы/увлечения/способности друг друга, проверить насколько хорошо участники запомнили имена друг друга. Примеры: «Интервью», «Одеяло».

На выявление лидеров - используется в организационный период. Назначение: выявить членов коллектива, проявляющих лидерские качества. Примеры: «Семейная фотография», «Фигуры».

На внимательность - используется в течение всей смены. Назначение: развить внимание, мышление, память. Особенности: как правило, есть «загадка», которую необходимо разгадать. Примеры: «Себе-Соседу», «Сколько оленей пробежало?».

На сплочение - используется в течение всей смены. Назначение: сплочение отряда, поиск оптимальных способов взаимодействия в коллективе. Особенности: есть общее задание или «вызов» для всех участников (дойти/достать/ разгадать/перенести и т.д.); необходима осознанная работа каждого участника для достижения поставленной цели; необходимо участие всех

членов группы. Ограничения: соревнование между членами группы; разделение участников на подгруппы (двойки, тройки, команды и т.д.). Примеры: «Минное поле (БИП)», «Льдина».

На взаимодействие (коммуникативные) -используется в течение всей смены. Назначение: развить коммуникативные навыки, расширить коммуникативный опыт. Особенности: всегда есть условия (искусственно созданные), затрудняющие общение. Примеры: «Крокодил», «Пойми меня».

Игры-минутки - используется в течение всей смены. Назначение: скоротать время, переключить детей на другой темп деятельности, отвлечь от неприятной ситуации. Особенности: возможность неоднократного повторения, возможность быстро начать игру и быстро ее закончить. Ограничения: сложный реквизит, длинные правила, невозможность быстро завершить игру. Примеры: «Шла собака», «Пиф-паф».

Игры с залом - используется в течение всей смены. Назначение: повысить эмоциональный фон в зале, создать правильный настрой зрителей, заполнить паузы между блоками мероприятия. Особенности: Быстрый темп; большое количество участников. Ограничения: нет активного перемещения участников. Примеры: «Ракета хорошего настроения», «Летит по небу шар».

Игры на свежем воздухе - используется в течение всей смены. Назначение: развить физические качества (реакцию, ловкость и т.д.), скоротать время. Особенности: высокая интенсивность и двигательная активность. Ограничения: не проводятся в помещении, ограниченном и тесном пространстве. Примеры: «Золотые ворота», «Голова дракона».

Игры в транспорте - используется при перевозке организованных групп детей в различных видах транспорта. Назначение: поддержать положительный эмоциональный настрой у детей на пути следования к пункту назначения. Особенности: развлекательный характер. Ограничения: нарушения безопасности проезда в конкретном виде транспорта. Примеры: «Морячок», «Трехлитровая банка».

В рамках процесса обучения вышеописанные категории игр актуализировались в том же порядке, в котором их используют вожатые на сменах при работе с временным детским коллективом. Будущие вожатые осваивают технологию проведения игр, технику безопасности при проведении игр и этический компонент проведения игр в контексте индивидуальных осо-

SCIENTIFIC AND PRACTICAL JOURNAL

бенностей членов временного детского коллектива, условий детского лагеря и т.д.

В ходе первых занятий программы подготовки игры организует и проводит преподаватель и куратор учебной группы, подключая обучающихся к реализации отдельных компонентов технологии проведения игр. Затем, обучающиеся проводят игры сами для себя (куратор и преподаватель являются участниками) в соответствии с полученными заданиями. Далее происходит обсуждение каждой проведенной игры с точки зрения ее соответствия цели, возрастной категории детей, качества проведения игры ведущим.

С помощью использования описанных «дублирующих» методов и приемов обучения у вожатых формируется понимание, что на практике имеет место как использование дел, игр и мероприятий в чистом виде, так и в смешанных формах, т.е. формы, созданные как мероприятия, могут быть реализованы по типу игр или дел. Например, типичное мероприятие -экскурсию по лагерю - можно превратить в КТД, если эту экскурсию разработают и проведут дети сами для себя или для кого-то (гостей, младших отрядов и др.). Но бывают и обратные «перерождения», когда из КТД получаются мероприятия или игры. Как только из дела уходят детская инициатива, общественно полезная направленность и продуктивность, оно превращается в игру.

При использовании «дублирующих» технологий в профессиональной подготовке вожатых учебная фактически группа играет роль детей, а преподаватели и кураторы - роль отрядных вожатых. Важно отметить, что будущие вожатые должны понимать и осознавать, что и с какой целью они делают.

Использование любой «дублирующей» технологии в профессиональной подготовке вожатых обязательно завершается анализом проведенной работы и обсуждению технологического компонента выполнения задания. Если коллективный анализ не будет произведен, то обучающиеся не усвоят назначение проведенного дела, игры или мероприятия, упустят его методический и педагогический смысл. Вожатые будут использовать при работе с временным детским коллективом аналогичные алгоритмы реализации мероприятий, дел и игр (за исключением обсуждения технологического и методического компонентов).

В процессе обучения будущих вожатых в реализации второго педагогического условия решался вопрос не только формирования у вожатых конкретных организаторских умений, напрямую связанных с использованием ими различных форм воспитательной работы в детском лагере, но также и вопрос организации задач самого процесса обучения.

Например, формой текущего контроля знаний на одном из занятий послужил квиз: обучающиеся показали наличие у них знаний по пройденному теоретическому материалу, давая ответы на соответствующие тематические вопросы, а затем, в ходе анализа проведенного преподавателем мероприятия, демонстрировали знание правил организации и проведения квиза как формы мероприятия. Другие примеры использования «дублирующих» методов перечислены в таблице 1.

Каждый обучающийся за время обучения должен организовать одну или несколько активностей, будь то игра, дело или мероприятие. Т.к. профессиональная компетенция проявляется во внешнем поведении, действиях ее носителя, значит, для ее развития целевой компетенции необходимо включать обучающихся в ключевую деятельность вожатого деятельность - организаторскую. В процессе обучения каждый обучающийся должен был выступить с организаторской позиции по отношению к другим участникам процесса обучения, организовав проведение той или иной аудиторной или внеаудиторной активности. Обучающиеся получали следующие задания в рамках работы в аудитории:

1. Подобрать, организовать и провести игры различных категорий с учетом внешних и внутренних обстоятельств.

2. Разработать и организовать реализацию мотивационного механизма в рамках отдельного занятия (система поощрений).

3. Разработать, организовать и провести мастер-класс по формам отрядной работы для участников группы (демонстрационные версии мастер-классов в формате «вертушки» - перехода участников от между ведущими мастер-классов по истечении определенного времени).

4. Организовать и провести тематическое мероприятие из предложенных вариантов, соответствующих той или иной программе лагерной смены.

5. Разработать и организовать проведение одного из инструктажей по технике безо-

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

пасности с учетом заданных особенностей временного детского коллектива.

6. Организовать проведение одного из элементов сбора-рождения отряда (выбор внешних атрибутов отряда - название, девиз, эмблема; формирование и оформление отрядных правил; представить модель отрядного уголка и т.д.).

7. Самостоятельно разработать, описать и провести отрядное КТД малой формы.

8. Организовать и провести сбор обратной связи от участников учебной группы по одному из элементов занятия, либо по занятию в целом, способом, удовлетворяющий условиям интерактивности и наглядности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Так же будущие вожатые занимались организаторской деятельностью в ходе реализации проектов «Продленка» и «Вожаторий».

В рамках проекта «Продленка» будущие вожатые организовывали и проводили мастер-классы, конкурсы, викторины, игры, для детей

Примеры использования в процессе обучения будущ

- посетителей городских библиотек, выступавшими базой практики для вожатых. Обучающиеся реализовывали цикл организаторской деятельности, начиная от осмысления полученного задания и подбора соорганизаторов до анализа проведенного мероприятия. В качестве методической помощи и супервизии для вожатых привлекались кураторы учебных групп из состава вожатых-наставников.

В рамках проекта «Вожаторий», который является своеобразной площадкой для обмена опытом между представителями вожатско-го сообщества в форме неформальных встреч, лекций, мероприятий и т.д., будущие вожатые выступали организаторами и помощниками организаторов тематических мероприятий для своих коллег.

Участие в организации и проведении тех или иных активностей могло быть как индивидуальным, так и групповым. В случае с подго-

Таблица 1

«дублирующих» методов их вожатых детского лагеря

Задачи процесса обучения и развиваемые профессиональные умения Используемая форма работы

Знакомство участников учебной группы друг с другом, преподавателем, куратором, снятие эмоционального напряжения, знакомство с правилами Игры на знакомство, игры-ледоколы, игры на взаимодействие, хозяйственный сбор отряда

Подведение итогов каждого занятия и обучения в целом Вечерний сбор отряда, итоговый сбор отряда, огонек

Начало занятия, актуализация знаний Утренний информационный сбор отряда

Текущая аттестация обучающихся Квиз

Поддержание дисциплины и академической успеваемости Создание системы внутригруппового личностного роста обучающихся

Решение педагогических ситуаций Упражнение «Джеффа», викторина, инсценировка, дискуссия

Умение создавать условия для обеспечения безопасности членов временного детского коллектива Проведение инструктажей по технике безопасности в форме конкурсно-игровой программы (подготовка видеороликов, создание станционной игры,викторина, работа на сцене)

Умение включать участников временного детского коллектива в систему мотивационных мероприятий, обеспечивать вовлеченность членов коллектива в жизнь отряда и лагеря Коллективное творческое дело (представление программы смены с учетом индивидуальных особенностей членов временного детского коллектива)

Умение осуществлять координацию и взаимодействие между членами коллектива в процессе выполнения коллективной деятельности с учетом личных качеств и способностей членов коллектива Сбор рождения отряда (нейминг, создание отрядного уголка, отрядная визитка)

Умение учитывать, контролировать и анализировать результаты деятельности временного детского коллектива на всех этапах его развития Организационный сбор отряда, отрядный огонек, создание системы внутригруппового личностного роста обучающихся

Умение проводить игры, дела, мероприятия во временном детском коллективе, направленные на формирование коллектива, его развитие, поддержание комфортного эмоционального состояния Мастер-класс «Формы отрядной работы», игры всех категорий

SCIENTIFIC AND PRACTICAL JOURNAL

товкой будущих вожатых к профессиональной деятельности предпочтение отдавалось коллективной работе в организаторских группах, поскольку именно такой формат является наиболее распространенным в детских лагерях. Принимая на себя роль организатора в процессе обучения, будущие вожатые накапливают практический организаторский опыт, находясь в процессе постоянного общения с представителями профессионального сообщества, что положительно сказывается на развитии профессиональных компетенций.

В подготовки вожатых в качестве участников образовательного процесса обязательно выступают представители профессионального сообщества, т.к. они являются носителями профессиональных норм, ценностей и правил поведения. В совместной деятельности (как формальной, так и неформальной) обучающихся и опытных вожатых, старших вожатых, руководителей смен и др. представителей профессионального сообщества, происходит усвоение вожатыми социального аспекта их профессиональной деятельности.

Через общение в профессиональное обучение, характеризующееся утилитарностью и функциональностью, вносится воспитательный компонент, который реализуется параллельно с обучением и фактически переплетается с ним, личностно и эмоционально обогащая обучение. Общаясь, участники процесса обучения совершают поступки, посредством которых будущие вожатые усваивают нормы и ценности профессионального сообщества, то есть одновременно обучаются и воспитываются [4, с. 13].

Точно так же как личное и профессиональное общение смешиваются в условиях работы вожатых в детском лагере, так и выполнение учебных заданий в аудитории и на практике происходит в тесном общении участников процесса обучения друг с другом, в ходе которого обучающиеся развивают личностные качества, важные с точки зрения профессио-

нальной деятельности, а так же происходит формирование у будущих вожатых функционального интереса к будущей деятельности и превращение его в дальнейшем в профессиональную потребность.

Заключение

Выполнение всех требований методического компонента научно-методического обеспечения подготовки вожатых к организации деятельности временного детского коллектива направлено на развитие готовности обучающихся к выполнению профессиональной деятельности. Таким образом обеспечивается максимальная активность и вовлеченность большинства обучающихся в образовательный процесс. Обучающиеся старались проявлять инициативу, выражающуюся в стремлении к участию в различных формах учебной и вне-учебной активности, тесном взаимодействии с представителями профессионального сообщества, способствующем усвоению в процессе общения ценных с профессиональной точки зрения знаний и умений.

Конечно, реализация образовательного процесса с учетом положений контекстного подхода требует усилий в плане организационной подготовки, таких как поиск квалифицированных преподавателей, постоянно актуализирующих практический опыт в сфере организации деятельности детского коллектива в рамках детского лагеря; отсев обучающихся с отсутствие мотивации к будущей профессиональной деятельности; скрупулезная подготовка к проведению занятий с использований большого количества реквизита и расходных материалов, постоянное обновление и корректировка учебных материалов и т.д. Однако эти усилия в конечном итоге приводят к достижению высокой практической ориентированности, являющейся требованием к подготовке вожатых, и эффективному формированию у них целевых профессиональных компетенций.

Литература

1. Вавилов А.М. Контекстный подход в подготовке вожатых к организации деятельности временного детского коллектива / А.М. Вавилов // Актуальные проблемы общего и профессионального образования : сборник научных статей по материалам Международной научно-практической конференции, посвященной Году педагога и наставника, Саранск, 20-21 апреля 2023 года. Саранск: Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева, 2023. С. 16.

ПЕДАГОГИКА ЖУРНАЛ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

2. Вавилов А.М. Модель комплексного научно-методического обеспечения подготовки вожатых к организации деятельности временного детского коллектива / А.М. Вавилов // Проблемы современного образования. 2022. № 6. С. 233-243.

3. Вавилов А.М. Сущность и содержание комплексного научно-методического обеспечения подготовки вожатых к организации деятельности временного детского коллектива / А.М. Вавилов, Е.В. Неборский // Гуманитарные науки и образование. 2021. Т. 12. № 3(47). С. 26-35.

4. Вербицкий А.А. Единство обучения и воспитания в контекстном образовании / А.А. Вербицкий // Фундаментальные и прикладные проблемы педагогики и психологии в образовательном и социальном контекст: материалы международной конференции, Москва, 13-15 декабря 2019 года. Москва: Московский педагогический государственный университет, 2020. С. 11-16.

5. Возможности интерактивных технологий в обучении будущих педагогов и психологов / В.Л. Ситников, Т.В. Слотина, А.В. Комарова, К.П. Захаров // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2019. № 194. С. 132-142.

6. Педагогические труды академика И.П. Иванова. в 2 т. Т. 2. / сост.: И.Д. Аванесян, К.П. Захаров. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2013. 310 с.

7. Платонова С.М. Коллективная организаторская деятельность, или Как помочь стать взрослым / С.М. Платонова // Народное образование. 2017. № 9-10(1465). С. 156-162.

8. Психология. Словарь / сост. Л.А. Карпенко; под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М., 1990. 494 с.

9. Рунов С.С. Необходимость подготовки будущих вожатых детских лагерей к социально-воспитательной деятельности / С.С. Рунов // Психология и педагогика социального воспитания: Материалы III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 85-летию со дня рождения А.Н. Лутошкина, Кострома, 03-05 марта 2020 года / под редакцией А.Г. Кирпичника, А.Г. Самохваловой. Кострома: Костромской государственный университет, 2020. С. 589-593.

10. Титова Е.В. Если знать, как действовать. Разговор о методике воспитания: Книга для учителя / Е.В. Титова. Москва: Просвещение, 1993. 191 с.

References

1. Vavilov A.M. Kontekstnyj podkhod v podgotovke vozhatykh k organizatsii deyatel'nosti vremennogo detskogo kollektiva / A.M. Vavilov. Aktual'nye problemy obshhego i professional'nogo obrazovaniya: sbornik nauchnykh statej po materialam Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii, posvyashhennoj Godu pedagoga i nastavnika, Saransk, 20-21 aprelya 2023 goda. Saransk: Mordovskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet imeni M.E. Evsev'eva, 2023. P. 16.

2. Vavilov A.M. Model' kompleksnogo nauchno-metodicheskogo obespecheniya podgotovki vozhatykh k organizatsii deyatel'nosti vremennogo detskogo kollektiva / A.M. Vavilov. Problemy sovremennogo obrazovaniya, 2022, no. 6, рp. 233-243.

3. Vavilov A.M. Sushhnost' i soderzhanie kompleksnogo nauchno-metodicheskogo obespecheniya podgotovki vozhatykh k organizatsii deyatel'nosti vremennogo detskogo kollektiva / A.M. Vavilov, E.V. Neborskij. Gumanitarnye nauki i obrazovanie, 2021, vol. 12, no. 3(47), рp. 26-35.

4. Verbitskij A.A. Edinstvo obucheniya i vospitaniya v kontekstnom obrazovanii / A.A. Verbitskij. Fundamental'nye i prikladnye problemy pedagogiki i psikhologii v obrazovatel'nom i sotsial'nom kontekst: materialy mezhdunarodnoj konferentsii, Moskva, 13-15 dekabrya 2019 goda. Moskva: Moskovskij pedagogicheskij gosudarstvennyj universitet, 2020. Pp. 11-16.

5. Vozmozhnosti interaktivnykh tekhnologij v obuchenii budushhikh pedagogov i psikhologov / V.L. Sitnikov, T.V. Slotina, A.V. Komarova, K.P. Zakharov. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gertsena, 2019, no. 194, pp. 132-142.

6. Pedagogicheskie trudy akademika I.P. Ivanova. v 2 t. T. 2. / sost.: I.D. Avanesyan, K.P. Zakharov. SPb.: Izd-vo Politekhn. un-ta, 2013. 310 p.

7. Platonova S.M. Kollektivnaya organizatorskaya deyatel'nost', ili Kak pomoch' stat' vzroslym / S.M. Platonova. Narodnoe obrazovanie, 2017, no. 9-10(1465), pp. 156-162.

8. Psikhologiya. Slovar' / sost. L.A. Karpenko; pod red. A.V. Petrovskogo, M.G. Yaroshevskogo. M., 1990. 494 p.

JOURNAL OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL RESEARCH PEDAGOGY

SCIENTIFIC AND PRACTICAL JOURNAL

9. Runov S.S. Neobkhodimost' podgotovki budushhikh vozhatykh detskikh lagerej k sotsial'no-vospitatel'noj deyatel'nosti / S.S. Runov. Psikhologiya i pedagogika sotsial'nogo vospitaniya: Materialy III Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem, posvyashhennoj 85-letiyu so dnya rozhdeniya A.N. Lutoshkina, Kostroma, 03-05 marta 2020 goda / pod redaktsiej A.G. Kirpichnika, A.G. Samokhvalovoj. Kostroma: Kostromskoj gosudarstvennyj universitet, 2020. Pp. 589-593.

10. Titova E.V. Esli znat', kak dejstvovat'. Razgovor o metodike vospitaniya: Kniga dlya uchitelya / E.V. Titova. Moskva: Prosveshhenie, 1993. 191 p.

Статья поступила в редакцию 02.11.2023; принята к публикации 26.11.2023.

The article was submitted 02.11.2023;

accepted for publication 26.11.2023.

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

The author read

and approved the final version

of the manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.