УДК 658.562
РЕАЛИЗАЦИЯ МЕХАНИЗМА ОРГАНИЗАЦИИ МОНИТОРИНГА ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ
ПРОЦЕССОВ
А.Н. Осинцев, И.В. Каблашова
В статье рассмотрено содержание мониторинга процессов, его роль в деятельности по улучшению качества производственных процессов. Изложены основы формирования и реализации механизма организации мониторинга на предприятии
Ключевые слова: мониторинг, производственный процесс, организация производства
Понятие «мониторинга» возникло относительно недавно, при появлении второй версии стандартов ИСО 9000:2000. «Под мониторингом процессов понимается интеграция трех видов деятельности: измерение, анализ и улучшение, проводимые для демонстрации соответствия продукции, процессов или системы качества установленным требованиям» [1]. Вместе с тем, механизм проведения мониторинга должен включать технику и технологию, методы измерения, в т.ч. статистические, а также инструменты и инструментарий измерения и анализа качества.
Из приведенной характеристики содержания мониторинга следует, что по существу его проведение исключает необходимость организации контроля независимыми контролерами. Данное предположение вполне правомерно, т.к. если рассматривать контроль с точки зрения бизнес-процессов, то данный вид деятельности не приносит никакой дополнительной стоимости, а следовательно контроль нельзя отнести к бизнес-процессам.
Однако данные выводы не означают что контроль как вид деятельности полностью исключается. Следует отметить что, в современных условиях изменяется содержание контроля и устанавливается полная ответственность за проведение контроля и за обеспечение достоверности его результатов непосредственных исполнителей. Речь идет об организации самоконтроля каждым работником предприятия с учетом, что контроль является «начальной точкой» мониторинга процессов и на основе анализа полученных результатов позволяет принять решение о необходимости улучшения качества всей деятельности на предприятии.
Основываясь на положениях стандартов ИСО и вышеприведенных измышлениях содержание мониторинга можно представить в виде схемы, приведенной на рис. 1.
Одним из методов проведения мониторинга процессов является аудит, требования к проведению которого изложены в обоих версиях стандартов ИСО 9000. По содержанию аудит и мониторинг процессов идентичны и имеют единые цели: доказа-
тельство соответствия запланированных мероприятий по улучшению фактическому состоянию дел по обеспечению качества процессов и видов деятельности.
Следует отметить, что программы аудитов должны составляться с учетом важности и приоритетности процессов, а также отдельных участков работ, подлежащих обязательной проверке для устранения обнаруженных несоответствий.
Для повышения эффективности деятельности в области обеспечения качества необходимо планировать процессы мониторинга в соответствии с этапами жизненного цикла продукта. При описании процессов мониторинга на каждом из этапов необходимо использовать входную и выходную информацию. Входная информация включает: технические условия, конструкторскую документацию, техническая, операционные карты, спецификации и т.д. Выходная информация включает: данные по результатам технического контроля; отчеты о внутренних аудитах и протоколы квалификационной аттестации работников, оценки качества процессов и видов деятельности и т.д. На основе сравнения данной информации вырабатывается решение о необходимости улучшения организации производственных процессов для достижения требуемого качества.
Схема механизма организации мониторинга производственных процессов, позволяющего на основе анализа текущей информации о параметрах процессов выработать решения по совершенствованию их организации и улучшению качества, приведена на рис. 2.
Частные схемы мониторинга должны строиться с учетом специфики процессов, протекающих на различных этапах жизненного цикла продукта.
Рассмотрим подробнее механизм организации мониторинга на этапе производства. При разработке механизма прежде всего возникают следующие проблемы: идентификации процессов, подвергаемых проверке; определение контролируемых параметров; выбор метода и инструмента измерения результатов процессов.
Осинцев Александр Николаевич - ВГТУ, д-р техн. наук, профессор, тел. (4732) 46-19-77
Каблашова Ирина Владимировна - ВГТУ, д-р техн. наук, профессор, тел. (4732) 43-76-67
Мониторинг и измерение
Обеспечение удовлетворенности потреби теля
установление методов получения и использования информации
контроль маркетинговой информации, касающаяся восприятия потребителем продукции
Цели проведения
Обеспечение
компетентности
персонала
Соде
ржание производственных
Обеспечение соответствия процессов и продукции
доказательство способности персонала обеспечивать качество процессов
проведение квалификационных аудитов для оценки уровня компетенции персонала
процессов
текущии статистический контроль стабильности процессов
установление методов измерения показателей процессов
оценка способности процессов обеспечивать запланированные результаты
Рис. 1. Содержание мониторинга производственных процессов
Рис. 2. Укрупненная схема организации мониторинга производственных процессов
Используя обобщенную схему необходимо определить структуру протекания процесса и выбрать соответствующие контролируемые параметры, также описать детально процесс, разбив его на операции, указать связь с другими процессами и участниками.
Далее подробно описываются действия каждого участника данных процессов.
1. Потребность в материальных ресурсах (МР), необходимых для производства готовой продукции, предназначенной для реализации, определяется производственно-диспетчерским отделом (ПДО).
2. Составляется заявка на приобретение материалов, которая содержит наименование продукции и спецификацию на материалы.
3. Начальник ОМТС определяет лицо, ответственное за осуществление закупки конкретного вида продукции. Исполнитель, ответственный за закупку продукции, связывается с поставщиком, определенным по Реестру одобренных поставщиков (если для данных материальных ресурсов в Реестре определен одобренный поставщик).
4. Должностное лицо ПЭО проверяет условия закупок, а также анализирует Договор на поставку (при его наличии) по следующим вопросам:
• соответствие цены продукции установленной плановой цене продукции;
• условия оплаты.
5. Директор по производству анализирует условия закупок на предмет удовлетворительности сроков по ставки продукции, исходя из необходимых сроков производства, и передает счет в бухгалтерию на оплату.
6. Бухгалтерия имеет право принимать счета производственного назначения на оплату при выполнении следующих условий:
7. Директор по качеству определяет требования к качеству продукции и согласовывает их с потребителем.
Основываясь на вышеизложенном, необходимо определить возможные опасные (критические) ситуации для каждой операции, т.е. действия, которые могут привести к критическим последствиям. Метод БМЕЛ, один из известных методов проведения мониторинга, позволяет оценить влияние операции на конечный результат самого процесса. Влияние сказывается в том, что нарушение одной или нескольких характеристик операции может вызвать критические последствия для процесса.
Классификация и характеристика причин возможных нарушений в производственных процессах приведена в таблице.
Идентификация причин нарушений в производственных процессах
Операция Описание опасной ситуации Причина нарушения операции Опасное событие
Определение потребности в материальных ресурсах Нарушение сроков подачи информации от подразделений (5 дней после окончания месяца) Человеческий фактор Неверная информация в заявке или смещение сроков подачи заявки
Оформление заявки Неправильно заполнена заявка (срок закупок ограничен, но он не указан в заявке) Человеческий фактор Срыв сроков поставки МР, поставка МР в другое подразделение
Назначение ответственного лица. Выбор поставщика Не назначено ответственное лицо. Поставщик выбран неправильно Нехватка сотрудников. Не проведен анализ поставщика Срыв сроков поставки. Дополнительные расходы
Анализ условий закупок по цене и условий оплаты Высокая цена (намного выше запланированной). Отсутствие возможности выполнить условия оплаты Не проведен анализ поставщика Срыв сроков поставки. Дополнительные расходы
Анализ условий закупок по срокам поставки Сроки поставки не удовлетворяют срокам, указанным в заявке Не проведен анализ поставщика Срыв сроков поставки
Оплата снега бухгалтерией Счет не оплачен. Доверенность и копия платежного поручения не переданы ответственному лицу Отсутствуют визы на счете ПЭО и директора по производству. Человеческий фактор Срыв сроков поставки
Доставка материальных ресурсов Отсутствие возможности доставить М Р на склад. Отсутствие сопроводительных документов Отсутствие или занятость автотранспорта предприятия. Человеческий фактор Срыв сроков поставки
После анализа причин отклонений в процессах необходимо провести их экспертизу с целью выявления наиболее значимых причин.
После того, как выбрана наиболее «опасная» операция, необходимо разработать и внедрить корректирующие действия для снижения ее критичности. В качестве контрольных операций может быть согласование качества материалов, качества технологии и качества продукции установленным требованиям.
Для описания взаимодействия между процессами производства целесообразно использовать матричный подход. Анализ данной матрицы позволяет установить четкие связи между процессами и разбить их на группы. Для каждой группы необходимо разработать свой механизм мониторинга процесса и организовать работу команды по улучшению качества.
В соответствии с построенной матрицей выделяется две группы процессов: процессы управления и производственные процессы. Анализ процес-
сов позволяет установить принадлежность процесса к группе, определить коммуникации между входами и выходами процессов, определить степень «линейность» процессов (горизонтальную интеграцию).
Например, в результате анализа рынка напрямую инициируется деятельность по проектированию и разработке продукции. Результаты этого процесса должны быть верифицированы. Далее можно приступать к валидации проекта, а это ведет к началу выпуска продукции и распространению информации о ее наличии. Следовательно в качестве критерия оценки стабильности процессов можно использовать показатель «число выявленных и ликвидированных несоответствий».
При оценке результативности процессов мониторинга необходимо использовать следующие принципы:
• переходить от простого к сложному;
• не ограничивать искусственно время мониторинга;
• обеспечивать материальное и моральное поощрения аудиторов;
• поддерживать квалификацию аудиторов.
Первый принцип реализуется последовательным переходом от аудита одного документа в одном подразделении к аудиту процесса и затем к комплексному аудиту, когда проверке подвергаются все документы СМК: управленческие (положение о подразделении и должностные инструкции) и другие, действующие в конкретном подразделении. К сожалению, этот принцип очень часто нарушается.
Это объясняется желанием высшего руководства как можно скорее ощутить результаты функционирования СМК.
Но в стремлении к быстрому результату допускается немало ошибок, в первую очередь связанных с недооценкой мониторинга как профессиональной деятельности, требующей не только определенных знаний, но и практического опыта. Такой опыт можно приобрести только при переходе от простого к сложному. При этом приобретение и накопление данного опыта достигается путем исполь-
Воронежский государственный технический университет
зования опросных листов для проведения проверки документов в одном подразделении. Таким образом наряду с обеспечением функционирования системы качества СМК мониторинг должен способствовать, исходя из принципа непрерывных улучшений, постоянному совершенствованию деятельности предприятия.
В заключение следует рассмотреть вопрос о связи результативности процесса мониторинга с результативностью система качества в целом. По нашему мнению, прямая связь отсутствует, так как -это совокупность процессов и поэтому один процесс не может оказывать определяющего влияния на результативность которая определяется по достижении установленных целей. Это подтверждается отсутствием корреляции между числом несоответствий и обеспечением достижения целей в области качества: возможна ситуация, когда процесс мониторинга результативен, а СМК, в целом, может быть нерезультативной.
Следовательно, при разработке механизма организации мониторинга процессов и для повышения результативности системы обеспечения качества необходимо правильно выбрать и оценить возможность применения статистических методов контроля, а также использовать принципы командной работы для повышения эффективности мониторинга процессов.
Литература
1. ИСО 9000:2000. Системы качества. Словарь и определения.
2. Каблашова И.В. Теория и методы обеспечения качества производственных процессов. : Монография.-Воронеж.: Изд-во ВГТУ, 2005.
3. Качество в XXI веке. Роль качества в обеспечении конкурентоспособности и устойчивого развития. /Пер. с англ. А. Рискина. - РИА «Стандарты и качество», 2005.
4. Гончаров В.Н. Система адаптации и организации сборочного производства.- Луганск: Книжный свет, 2002.136с.
REALIZATION OF THE MECHANISM OF THE ORGANIZATION OF MONITORING OF PRODUCTIONS
A.N. Osintsev, I.V. Kablashova
In article the maintenance of monitoring of processes, its role in activity on improvement of quality of productions is considered. Bases of formation and realization of the mechanism of the organization of monitorin-hectare at the enterprise are stated
Key words: monitoring, production, the manufacture organization