Научная статья на тему 'Реализация лицензионно-разрешительных функций начальника территориального органа МВД России на районном уровне: возможности совершенствования'

Реализация лицензионно-разрешительных функций начальника территориального органа МВД России на районном уровне: возможности совершенствования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
474
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЛИЦЕНЗИОННО-РАЗРЕШИТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ / ОБОРОТ ОРУЖИЯ / ЧАСТНАЯ ДЕТЕКТИВНАЯ И ОХРАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ МВД РОССИИ НА РАЙОННОМ УРОВНЕ / ЛИЦЕНЗИОННО-РАЗРЕШИТЕЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ / PRIVATE DETECTIVE ACTIVITY / LICENSING / ARM CIRCULATION / PRIVATE SECURITY / LOCAL AGENCIES OF THE MINISTRY FOR INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA / LICENSING FUNCTIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тулев В.О.

В статье рассматриваются некоторые правовые и организационные аспекты реализации начальником территориального органа МВД России на районном уровне лицензионно-разрешительных функций в области оборота оружия, частной детективной и охранной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Тулев В.О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Realization of Licensing Functions by Head of Local Agencies of the Ministry for Internal Affairs of Russia. Possibility of Improvement

The paper addresses some legal and organizational aspects related to realization of the licensing functions by the head of local agency of the Ministry for Internal Affairs of Russia in the area of arm circulation, private security and private detective activity.

Текст научной работы на тему «Реализация лицензионно-разрешительных функций начальника территориального органа МВД России на районном уровне: возможности совершенствования»

В.О. ТУЛЕВ,

старший преподаватель

кафедры управления деятельностью служб обеспечения общественного порядка

(Академия управления МВД России)

Реализация лицензионно-разрешительных функций начальника территориального органа МВД России на районном уровне: возможности совершенствования

В статье рассматриваются некоторые правовые и организационные аспекты реализации начальником территориального органа МВД России на районном уровне лицензионно-разре-шительных функций в области оборота оружия, частной детективной и охранной деятельности.

Лиценэионно-разрешительная работа; лицензирование, оборот оружия, частная детективная и охранная деятельность; территориальные органы МВД России на районном уровне; ли-цензионно-разрешительные функции.

Входе административной реформы законодательство Российской Федерации претерпело значительные изменения, направленные на совершенствование государственного управления различными сферами общественной жизни. Так, разработаны и приняты нормативные правовые акты, упраздняющие избыточные и дублирующие функции, осуществляемые органами исполнительной власти; усовершенствована действующая система контроля и надзора; развиваются механизмы взаимодействия органов исполнительной власти с гражданским обществом; внедряются стандарты государственных услуг, административные регламенты и электронные административные регламенты; ведется работа по обеспечению информационной открытости федеральных органов исполнительной власти [11]. Вследствие произошедших изменений были оптимизированы контрольные и надзорные функции государства, упрощены разрешительные процедуры, сокращены лицензируемые виды деятельности, находящиеся в рамках единого правового поля.

В 2011—2012 гг. активно происходило нормотворчество в лицензионно-разрешительной сфере в целом и, в частности, по вопросам, непосредственно определяющим компетенцию МВД России, его территориальных органов и должностных лиц при осуществлении лицензирования.

Исследователи отмечают сложный, комплексный характер сферы лицензионной дея-

тельности, ее зависимость от характеристик и существующего юридико-правового закрепления отдельных видов деятельности, работ. услуг, предметов и (или) веществ, нуждающихся в государственном лицензировании, а также специфики общественных отношений, возникающих при их осуществлении (использовании), особенностей сферы, в которой предстоит действовать лицензиату, и вместе с тем компетенции органов государства по лицензированию [18, с. 28].

В основу правового обеспечения лицензионно-разрешительной деятельности полиции положено административное регламентирование, для которого значимы два нормативных правовых акта: утвержденный 11 ноября 2005 г. Правительством РФ Порядок разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг) [9] и положения, содержащиеся в Постановлении Правительства РФ от 16 мая 2011 г. «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг» [8]. Согласно этим документам устанавливаются сроки и последовательность административных процедур и административных действий федерального органа исполнительной власти, порядок взаимодействия между его структурными подразделениями и должностными лицами, а также отношения федерального органа исполнительной власти с физическими или юридическими лицами (заявителями), иными органами государственной власти и местного самоуправления (учреждения и организации) при исполнении государственной функции (предоставлении государственной услуги).

В процессе регламентирования лицензионно-разрешительной деятельности органа внутренних дел нормативно закрепляется система взаимодействия лицензирующих органов и соискателей лицензий и разрешений как неотъемлемая часть создаваемой партнерской модели взаимоотношений между полицией

и обществом. По мнению Н.А. Погодиной, под взаимодействием государства и общества предлагается понимать процесс совместной деятельности государственных и частных институтов, направлений на разработку, принятие и реализацию эффективных решений в области управления, базирующийся на согласовании их интересов и оптимальном использовании ресурсов общества [19, с. 20—22]. Исходя из того, что лицензирование является самостоятельным направлением одной из основных функций государственного управления — регулирования [17, с. 39-41], можно сделать вывод, что грамотно организованное взаимодействие полиции и общества в процессе формирования партнерской модели взаимоотношений ведет к повышению эффективности реализации государственных функций, в частности, в лицензи-онно-разрешительной сфере.

Законодательно закрепленные принципы предоставления государственных услуг в части доступности обращения за их предоставлением и возможности получения в любых предусмотренных законом формах по выбору заявителя [3], а также положения Федерального закона РФ «Об оружии» [4] и постановления Правительства РФ «О некоторых вопросах осуществления частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности» [10] предполагают осуществление основного объема лицензионно-разрешительной работы (как по осуществлению лицензирования, так и по реализации контрольных функций) территориальными органами МВД России (далее - ТОВД) на районном уровне, т. е. по месту жительства заявителя и нахождения объекта контроля. В связи с этим необходимо уделить особое внимание формированию целостной системы правового обеспечения деятельности полиции и организационного построения ТОВД и их структурных подразделений. Полагаем, компетенция руководителя ТОВД районного уровня должна позволять распределять обязанности и делегировать свои полномочия по реализации лицензионно-разрешительных функций руководителям структурных подразделений, что приобретает особую актуальность для организации деятельности межрайонного органа.

Новые условия осуществления лицензирования требуют от сотрудников полиции обеспечить эффективный государственный контроль за предметами и объектами лицензионно-разрешительной системы, вместе с тем соблюдая подход к данному виду деятельности как к оказанию государственных услуг населению.

Возникающие в процессе реализации лицен-зионно-разрешительных функций взаимоотношения оказывают влияние на формирование

мнения граждан не только о работе отдельно взятого подразделения или должностного лица, но и об эффективности деятельности МВД России в целом как органа, являющегося неотъемлемой частью федеральной системы исполнительной власти государства.

Выполнение обязанностей и реализация прав полиции, осуществление полномочий [15] ТОВД определяется, в частности, их административно-правовым статусом и в конечном счете административно-правовым статусом их руководителей. В соответствии с законом они осуществляют руководство деятельностью полиции и несут ответственность за выполнение возложенных на нее обязанностей [2].

В целях повышения эффективности выполнения начальником ТОВД лицензионно-раз-решительных функций необходимо совершенствование его административно-правового статуса как по вопросам внутриорганизацион-ной деятельности, так и по исполнению государственных функций.

Районные ТОВД - самое многочисленное звено в структуре МВД России, являющееся составной частью государственной системы органов исполнительной власти, непосредственно осуществляющих правоохранительную и правоприменительную деятельность на территории того или иного муниципального образования (объекта). В рамках компетенции, определенной нормативными правовыми актами, их начальники организуют и непосредственно осуществляют лицензионно-разрешительные функции по оказанию государственных услуг населению и контролю за объектами системы на территории обслуживания в условиях стабильного прироста объектов лицензирования. При этом формирование регламентированной системы реализации лицензионно-разрешительных функций проходит в период организационно-штатных и структурных изменений, затрагивающих ТОВД на районном уровне, сопровождающихся уменьшением количества самих органов и в итоге их руководителей [13, 14].

В соответствии с указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 [7] положениями об органах исполнительной власти устанавливается порядок осуществления ими своих функций. В частности, Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации [6] определено, что МВД России осуществляет полномочия непосредственно и (или) через органы внутренних дел в части, касающейся лицензионно-разрешительных функций, организации и осуществления контроля в области оборота оружия, частной детективной и охранной деятельности, лицензирования отдельных видов деятельности. Соответственно перераспределение функций внутри Министерства

находит свое отражение в положениях о его территориальных органах и их структурных подразделениях.

В полномочия территориального органа МВД России на региональном уровне в сфере лицензирования входит следующее: организация и осуществление в соответствии с законодательством РФ деятельности в области оборота оружия на территории субъекта Российской Федерации; организация и осуществление в соответствии с законодательством РФ контроля в области частной детективной (сыскной) и охранной деятельности [5]. Положение о ТОВД на региональном уровне предоставляет право руководителю делегировать часть своих полномочий начальникам подчиненных органов. Вместе с тем не все лицензионно-разрешительные функции, нормативно закрепленные за МВД. ГУ(У) МВД России по субъектам РФ. входят в компетенцию первого лица, поскольку нормативно возложены на должностных лиц, непосредственно ему подчиненных [12], поэтому они не мог>т быть делегированы начальникам ТОВД районного уровня.

В соответствии с законодательством РФ ТОВД на районном уровне осуществляют контроль в области оборота оружия, частной детективной (сыскной) и охранной деятельности [15], при этом возможность выдачи лицензий в соответствии с Федеральным законом РФ «О лицензировании» у них отсутствует. Вместе с тем действующие нормативные правовые акты [16] предоставляют им полномочия по выдаче лицензий в соответствии с Федеральным законом РФ «Об оружии».

Несомненно, что как выдача лицензий и разрешений во всех рассмотренных случаях, так и осуществление контроля являются функциями федеральных органов исполнительной власти в лицензионно-разрешительной сфере. Однако именно на районном уровне происходит очевидное смешение функций контроля (одной из форм которых является выдача лицензий и разрешений на совершение конкретных действий) и функций по оказанию государственных услуг гражданам и организациям [7] (реализация которых не предусмотрена Типовым положением о ТОВД на районном уровне, но практически осуществляется по регулируемым органами государственной власти ценам). Кроме того, реализуя контрольные функции в области оборота оружия, частной детективной и охранной деятельности, районные ТОВД «вторгаются» в сферу лицензирования, одним из элементов которого нормативно закреплен лицензионный контроль [1].

Исследование показало, что сложившаяся практика оказания органами внутренних дел услуг по лицензированию свидетельствует

о наличии проблем соблюдения сроков и обеспечения условий доступности лицензирующего органа для населения в отдаленных местностях, самостоятельных районах и отдельных населенных пунктах Российской Федерации, где дислоцированы отделы (отделения, территориальные пункты) полиции. Правовое положение начальника ТОВД на районном уровне не позволяет ему делегировать свои полномочия по реализации лицензионно-разрешительных функций подчиненным сотрудникам, и ведомственные нормативные правовые акты предусматривают лишь возможность делегирования части организационно-распорядительных полномочий начальника органа своим заместителям, а также начальникам структурных подразделений по вопросам организации деятельности этих подразделений.

Вместе с тем вопросы лицензирования относятся к государственным функциям и регулируют общественные отношения во внешней по отношению к органам внутренних дел среде. Следовательно, вопрос о возможности передачи каких-либо лицензионно-разрешительных полномочий, входящих в компетенцию руководителя ТОВД, начальникам подчиненных подразделений полиции, дислоцированных в населенных пунктах и районах территории обслуживания У(0)МВД России районного уровня, он не вправе рассматривать. Вследствие создавшегося положения население отдаляется от исполнителя лицензионно-разрешительных функций, объем работы сосредотачивается в месте дислокации ТОВД, что неизбежно снижает качество разрешения процедурных вопросов и отработки документов.

В целях совершенствования деятельности по реализации на территории обслуживания лицензионно-разрешительных функций органа внутренних дел руководителями ТОВД на районном уровне предлагаем скорректировать компетенцию их административно-правового статуса следующим образом:

- придать начальникам подразделений полиции в составе межрайонного У(0)МВД России, дислоцированных в отдельных районах, статус заместителя начальника ТОВД с передачей им части полномочий по реализации лицензионно-разрешительных функций;

— внести в Типовое положение о территориальном органе внутренних дел на районном уровне [15] изменения, изложив п. 3 ст. 17 в следующей редакции: «...распределяет обязанности между своими заместителями; делегирует в установленном порядке часть предоставленных ему полномочий своим заместителям, руководителям (начальникам) структурных подразделений территориального органа»;

— предоставить руководителям территориальных органов МВД России на региональном уровне право делегировать должностным лицам подчиненных органов и подразделений часть полномочий, входящих в компетенцию подчиненных сотрудников. Реализация данных предложений позволит начальнику ТОВД районного уровня сосредоточить усилия на выполнении функций по руководству, проявляя определенную гибкость в организации деятельности возглавляемого им органа в зависимости от его структуры и кадрового состава, особенностей территории обслуживания и объема решаемых задач.

Список литературы

Отмеченные правовые и организационные проблемы позволяют сделать вывод о необходимости проведения более глубокого комплексного исследования в данной сфере государственного регулирования. Ориентирами в создании эффективной работы лицензионно-разреши-тельной системы в органах внутренних дел, по нашему мнению, необходимо считать потребителя государственных услуг (гражданина, юридическое лицо) и территориальный орган МВД России на районном уровне как наиболее приближенного к ним представителя, уполномоченного реализовывать государственные функции в данной сфере.

1. О лицензировании отдельных видов деятельности: Федеральный закон РФ от 4 мая 2011 г. №99-ФЗ//СПС КонсультантПлюс.

2. О полиции: Федеральный закон РФ от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЭ//СПС КонсультантПлюс.

3. Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг: Федеральный закон РФ от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ // СПС КонсультантПлюс.

4. Об оружии: Федеральный закон РФ от 13 декабря 1996 г. // СПС КонсультантПлюс.

5. Об утверждении Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации: Указ Президента'РФ от 1 марта 2011 г. № 249//СПС КонсультантПлюс.

6. Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации: Указ Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 248 // СПС КонсультантПлюс.

7. О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 // СПС КонсультантПлюс.

8. О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг: постановление Правительства РФ от 16 мая 2011 г. № 373 // СПС КонсультантПлюс.

9. О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг): постановление Правительства РФ от 11 ноября 2005 г. № 679 // СПС КонсультантПлюс.

10. О некоторых вопросах осуществления частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности: постановление Правительства РФ от 23 июня 2011 г. № 498 // СПС КонсультантПлюс.

11. О концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 гг.: распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 г. № 1789-р // СПС КонсультантПлюс.

12. Об утверждении административных регламентов Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственных услуг по выдаче лицензии на частную детективную (сыскную) деятельность, лицензии на частную охранную деятельность и удостоверения частного охранника: приказ МВД России от 29 сентября 2011 г. № 1039.

13. Вопросы реформирования территориальных органов МВД России: приказ МВД России от 14 июня 2011 г. № 637.

14. О некоторых организационных вопросах и структурном построении территориальных органов МВД России: приказ МВД России от 30 апреля 2011 г. № 333.

15. Об утверждении Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне: приказ МВД России от 21 апреля 2011 г. № 222.

16. О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. № 814: приказ МВД России от 12 апреля 1999 г. № 288.

17. БахрахД.Н., Российский Б.В., Стартов Ю Н. Административное право: учеб. для вузов. 3-е изд., пересмотр, и доп. М., 2007.

18. Луговская A.B. Лицензионная деятельность милиции: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Омск, 2000.

19. Погодина H.A. Взаимодействие государственных органов и частных субъектов в сфере управления // Государственная власть и местное самоуправление. 2010. № 10.

E-mail: tulev@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.