Научная статья на тему 'Реализация личностно развивающего потенциала самостоятельной работы студентов медицинского вуза в процессе освоения теоретических дисциплин'

Реализация личностно развивающего потенциала самостоятельной работы студентов медицинского вуза в процессе освоения теоретических дисциплин Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
44
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ / САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / STUDENTS' INDEPENDENT WORK / PERSONAL AND PROFESSIONAL DEVELOPMENT / SELF-ACTUALIZATION / SELF-REALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гаранина Резеда Мухаррамовна

В статье рассматривается личностно-профессиональное становление будущего врача в процессе самостоятельной учебной работы студентов при изучении теоретических дисциплин; раскрывается необходимость активизации самостоятельной работы и указаны аспекты развития личности студента в медицинском вузе - самоактуализация, саморазвитие, самостоятельность, творческая личность, самореализация.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гаранина Резеда Мухаррамовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REALIZATION OF PERSONAL DEVELOPING POTENTIAL OF INDEPENDENT WORK OF STUDENTS OF MEDICAL HIGH SCHOOL IN THE COURSE OF DEVELOPMENT OF THEORETICAL DISCIPLINES

The article deals personality and professional formation of the future doctor during students' independent studying of the theoretical disciplines. The article deals with the necessity of activization of independent work and shows aspects of development of a student's personality at the medical university - these as are: self-actualization, self-development, independence, creative personality, self-realization.

Текст научной работы на тему «Реализация личностно развивающего потенциала самостоятельной работы студентов медицинского вуза в процессе освоения теоретических дисциплин»

Р.М. Гаранина

РЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТНО РАЗВИВАЮЩЕГО ПОТЕНЦИАЛА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

Ключевые слова: личностно-профессиональное развитие, самостоятельная работа студентов, самоактуализация, самореализация.

Аннотация: В статье рассматривается личностно-профессиональное становление будущего врача в процессе самостоятельной учебной работы студентов при изучении теоретических дисциплин; раскрывается необходимость активизации самостоятельной работы и указаны аспекты развития личности студента в медицинском вузе - самоактуализация, саморазвитие, самостоятельность, творческая личность, самореализация.

Теоретический анализ российской и зарубежной литературы в области философии, психологии, медицины, педагогики по развитию личности позволил выявить сущность данного процесса, который заключается в становлении будущего врача как субъекта в области здравоохранения с гуманистическим мировоззрением, со сформированной моральноэтической культурой, с активной творческой позицией, способного быстро адаптироваться к меняющимся жизненным и профессиональным реалиям, с развитой готовностью к самообразованию, саморазвитию, самореализации и самосовершенствованию в профессиональной деятельности, осознанному построению своего профессионального пути. «Именно образование принципиально «работает» на будущее, предопределяя личностные качества каждого человека, его знания, умения и навыки» и «в конечном итоге, - экономический, нравственный, духовный потенциал общества» [2]. «Современный работник должен быть квалифицированным профессионалом, хорошо знающим свою специальность, владеющим профессиональной компетентностью» [4]. Личностно-профессиональное развитие будущего специалиста лечебно-профилактической деятельности определено нами как активный, целенаправленный процесс профессионально-личностного становления и развития студента медицинского вуза, в ходе которого вырабатывается адекватная ценностномировоззренческая позиция, гуманистическая направленность деятельности будущего врача, внутренне мотивированная и осмысленная интеграция в профессиональную социокультурную среду, систему здравоохранения и непрерывного медицинского образования.

Умение прогнозировать исход событий с учетом их вероятности, необходимость самостоятельного совершенствования в знаниях и выработке необходимых навыков непосредственно в процессе деятельности, способность брать на себя ответственность за принятие решений и действий, готовность к инновациям, решают проблему профессионального самоопределения, становятся залогом профессионального успеха [1]. Предлагаем выделить в личностно-профессиональном развитии будущего врача три этапа самореализации студентов в самостоятельной работе: познавательный, предполагающий усиление личностной ориентации на использование и развитие информационного, исследовательского, коммуникативного потенциала для решения учебно-познавательных задач, формирование устойчивой потребности в самоорганизации, самоуправлении, самореализации; репродуктивнопоисковый, направленный на проектирование индивидуального варианта организации и осуществления самостоятельной работы, самостоятельное нахождение научной информа-

ции, поиск способов презентаций учебных и личностных достижений; творческо-исследовательский, завершением которого становится устойчивое развитие способности студента к перспективному целеполаганию в самостоятельной исследовательской учебнопознавательной деятельности, проявление им интеллектуальной инициативы и активности; способности самостоятельно анализировать положительную динамику учебных и личностных достижений на основе рефлексивно-критического мышления, обеспечивающего личностное саморазвитие, самореализацию и самосовершенствование.

Мы рассматриваем самостоятельную работу студентов как средство вовлечения обучающихся в самостоятельную познавательную деятельность, средство ее логической, психологической и педагогической организации. Считаем, что самостоятельная работа -активная познавательная творческая деятельность студента, направленная на самостоятельное приобретение способов познания окружающего мира, на развитие рефлексивного мышления, это способ развития творческих способностей, это форма сотрудничества и «сотворчества» преподавателей и студентов в образовательном процессе. Наше определение расширяет понятие «самостоятельная работа» и позволяет интерпретировать его как многозначную открытую систему осознанной самостоятельной учебно-познавательной деятельности, обеспечивающей неуклонный рост индивидуально-личностного развития и саморазвития личностного потенциала студента: интеллектуального, мыслительного, исследовательского, рефлексивного, коммуникативного, психологическую самомотивацию и саморегуляцию.

Нами выявлены личностно-развивающие возможности самостоятельной работы студентов в медицинском вузе, из которых особо отметим следующие: стремление управленческого и профессорско-преподавательского состава создать действенные педагогические условия для успешной реализации личностно развивающего потенциала самостоятельной работы студентов; применение активных технологий и разнообразных форм самостоятельной деятельности, новейших достижений мирового уровня; формирование многомерного личностного и социального опыта, морально-этической культуры студента; ориентация профессиональной подготовки на непрерывное образование, саморазвитие и самосовершенствование; формирование, проявление, расширение и использование субъектного опыта обучающихся; повышение уровня адаптации студентов к самостоятельной учебнопрофессиональной деятельности; использование дополнительных возможностей для раскрытия их личностного потенциала с целью успешного освоения основных профессиональных ролей; трансформация процесса приобретения новых знаний в ходе самостоятельной деятельности студента в исследовательский процесс; превалирование гуманистической составляющей в учебном процессе для развития важных личностно-профессиональных качеств. Также нами выявлены и раскрыты принципы организации самостоятельной работы студентов на основе функционально-деятельностного подхода: активности и сознательности в управлении организацией самостоятельной работы; дифференцированного обучения, позволяющего изменять структуру и содержание самостоятельной работы с учетом медицинского профиля, уровня его подготовки и ориентации на последующее непрерывное самообразование; использования интерактивных методов обучения; мониторинга результативности учебного процесса, проведенного на основе анализа и самоанализа организации самостоятельной работы и уровня приобретенных ключевых компетенций; формирования готовности студентов к использованию информационных и коммуникативных технологий.

Предложенная нами содержательно-деятельностная модель реализации личностно развивающего потенциала самостоятельной работы студентов учитывает особенности протекания исследуемого процесса, его методические обеспечение, мониторинг личностнопрофессионального развития субъектов образовательного пространства. В теоретической модели нами условно выделены составляющие ее компоненты - ценностно-целевой, содержательный, процессуальный, контрольно-оценочный и результативный. В основу моде-

ли положена идея взаимодействующего сближения всех субъектов образовательного процесса на основе сотрудничества, «сотворчества» и диалога.

В первом приближении нами выделены компоненты личностного развития студентов, определена содержательная конструкция самостоятельной работы, ее направленность на формирование как профессионально важных, так и личностных качеств студента. В ходе формирующего эксперимента в качестве критериев личностно-профессионального развития нами выделены уровни самореализации студентов в процессе самостоятельной работы; изучены функциональные возможности кейс-метода по формированию личностных качеств будущего специалиста; определена ориентация образовательного процесса на глубокие знания по теоретическим дисциплинам, в области медицины, на воплощение в жизнь новой образовательной парадигмы - «образование в течение всей жизни». Основу формирующего эксперимента составила разработанная нами модель реализации личностноразвивающего потенциала самостоятельной работы студентов при освоении теоретических дисциплин в образовательном пространстве медицинского вуза. Формирующий эксперимент показал, что процесс личностного развития студентов в ходе самостоятельной работы происходит более успешно в контексте специально разработанной модели, которая включает в себя пять блоков: ценностно-целевой, содержательный, процессуальный, контрольно-оценочный и результативный.

Мы предложили модель организации самостоятельной работы, которая позволила студенту свободно развиваться в образовательном пространстве вуза, раскрывать свой личностный и профессиональный потенциал, самостоятельно выстраивать траекторию личностнопрофессионального развития, создавая условия для успешной адаптации, самореализации и интеграции в профессиональную медицинскую среду. Педагогический эксперимент показал, что в процессе выполнения самостоятельной учебной и учебно-исследовательской работы, научноисследовательской деятельности, участия в работе студенческого научного общества, выступлений на научно-практических конференциях происходит стимулирование познавательной активности и познавательной самостоятельности студента; формирование способности к саморазвитию, творческому применению полученных знаний, способам адаптации к профессиональной деятельности в современном мире, личностное и профессиональное развитие студента. Вместе с тем темпы внедрения современных образовательных технологий, активизации самостоятельной учебной деятельности студентов, уровень сотворчества преподавателей и студентов, степень вовлеченности студентов в учебно-исследовательскую деятельность, качество работы по формированию личностных качеств студента, его самоактуализации и самоорганизации не в полной мере удовлетворяют современным требованиям к специалисту. Известно, что стремление к позитивному самоизменению и продуктивному выстраиванию своего личностного развития заложено в человеке природой, является его потенциалом, однако эффективность личностного развития студента зависит как от внутренней готовности к самореализации и самосовершенствованию, так и от уровня включенности в учебную деятельность, ориентированную на личностно-профессиональное развитие. Самоопределение в потребностях запускает все процессы саморазвития - самопознания, самообучения, саморегуляции, самореализации [5].

Результаты констатирующего эксперимента показали, что для эффективного развития личностных возможностей и самореализации студентов медицинских вузов необходимо разработать и внедрить в процесс профессиональной подготовки будущих врачей комплекс педагогических условий в контексте разработанной нами модели реализации личностноразвивающего потенциала самостоятельной работы.

Формирующий эксперимент проходил в специально создаваемых педагогических условиях. Экспериментальные группы были включены в апробацию всех педагогических условий. Проводилась корректировка программ по теоретическим дисциплинам и их методическое обеспечение. Были определены методы реализации комплекса педагогических условий, осуществлялся контроль самостоятельной работы студентов, уровней их личностно-

го роста и самореализации в процессе выполнения самостоятельной работы и своевременной коррекции учебно-воспитательного процесса.

В процессе исследования нами было выделено три уровня личностнопрофессионального развития - низкий (недостаточно самостоятельный), средний (деятель-ностно-направляемый) и высокий (самостоятельно-деятельностный), а также три уровня самореализации студентов - познавательный, репродуктивно-поисковый, творческо-исследовательский. Основными критериями характеристики выступают ценностносмысловые ориентации; познавательные способности; рефлексивные способности; коммуникативные и организаторские способности, самомобилизационные и самообразовательные умения, ориентация на непрерывное личностное и профессиональное самообразование, саморазвитие и самосовершенствование.

Предложенные нами педагогические условия учитывали и дополняли имеющийся потенциал образовательной среды вуза и способствовали: стремлению к развитию у студентов ценностносмысловой ориентации на самоактуализацию, самопознание, саморазвитие, самоорганизацию, самореализацию, составляющие профессионально-личностную основу современного специалиста здравоохранения; умению планировать и прогнозировать свой личностно-профессиональный рост; осознанию своего личностно-профессионального потенциала и готовности формировать необходимые профессионально важные качества; активности и мобильности в достижении профессионально значимых целей. Педагогические условия выступили при этом необходимым компонентом процесса профессиональной подготовки студентов и учитывались при построении образовательного процесса медицинского вуза.

Результаты распределения студентов по уровням личностно-профессионального развития, а также по уровням самореализации студентов в процессе самостоятельной работы в экспериментальных группах показывают более высокие уровни развития личностных возможностей, что подтверждает эффективность рекомендуемых условий. Можно утверждать, что выделенные нами педагогические условия являются необходимыми и достаточными для эффективного личностного развития студентов медицинского вуза в процессе самостоятельной работы. Эксперимент проводился на основе личностно ориентированного, функционально-деятельностного и системного подходов к организации самостоятельной работы студентов медицинского вуза и реализации ее личностно-развивающего потенциала. Формирующий эксперимент реализовывался посредством логически поставленных действий: разработка модели реализации личностно-развивающего потенциала самостоятельной работы студентов; разработка заданий кейс-методом; управление процессом личностного и профессионального развития студентов с применением эффективных педагогических методов, форм, средств и приемов; обучение студентов основам проектирования личностного и профессионального развития и совершенствования; раскрытие личностного и профессионального потенциалов студентов и преподавателей, мониторинг происходящих изменений в соответствии с выбранными критериями, показателями и уровнями личностнопрофессиональной адаптированности, развития и самореализации.

В процессе исследования мы получили качественные и количественные результаты, позволяющие определить следующее:

- личностно-развивающие возможности самостоятельной работы в образовательной среде вуза способствуют освоению ключевых компетенций, основных профессиональных ролей «специалист», «исследователь», «менеджер», однако темпы, уровень и качество недостаточно системной и частично направляемой работы по личностно-профессиональному развитию и совершенствованию студента неудовлетворительны;

- в мотивационной структуре личности студента незначительно превалирует сторона потребительных мотивов по сравнению с мотивами производительной системы, направленными на самосовершенствование в профессии, что потребовало коррекции при организации работы со студентами во время элективных и лабораторных занятий;

- мотивационная сфера и активность субъекта деятельности достаточно отзывчивы на внешнее педагогическое воздействие и быстрее подвержены качественным изменениям;

- к числу эффективных экспериментальных методов следует отнести проверенные эмпирическим путем: деловые игры и развивающие тренинги профессиональной направленности, кейс-технологии, учебно-профессиональные задания ситуационного характера;

- эффективность личностно-профессионального развития в значительной степени зависит от умело организованного сотрудничества, «сотворчества» и диалога преподавателя и студентов, в процессе которых объединенные усилия всех субъектов образовательного процесса направлены на поступательное развитие личностно-профессионального потенциала;

- полученные сравнительные результаты внедрения педагогических условий на кафедральном уровне оказались более весомыми и значительными, чем реализация их на уровне факультетском и общеуниверситетском, что подтверждает наличие планомерной исследовательской работы преподавателей на уровне кафедры, а также связано с высоким потенциалом профессорско-преподавательского состава кафедры.

Повышение результативности работы по активизации самостоятельной учебной деятельности студента и его личностно-профессионального развития на факультетском и общеуниверситетском уровне является перспективной задачей по формированию профессиональной направленности, профессиональной адаптации, профессиональной компетентности, профессиональной рефлексии и профессионального поведения студентов на основе наработанного материала и опыта.

Опытно-экспериментальная работа, проведенная нами, и анализ фактического материала позволили убедиться в правомерности первоначально выдвинутых предположений. В результате целенаправленной организации личностно-развивающей самостоятельной работы студентов, получила подтверждение выдвинутая нами гипотеза о том, что процесс личностно-профессионального развития студента медицинского вуза зависит от эффективности предложенных педагогических условий.

Проведенная опытно-экспериментальная часть работы не только способствовала эффективному профессионально-личностному развитию будущего врача, но и обеспечила повышение качества профессиональной подготовки студентов медицинского вуза. Эффективность профессионально-личностного развития будущих медиков проявилась в том, что в ходе формирующего эксперимента происходило раскрытие личностного и профессионального потенциалов студентов и преподавателей, освоение ключевых компетенций, статистически значимо возросли все показатели профессиональной адаптированности, личностнопрофессионального развития, самореализации, что позволило подтвердить справедливость теоретических положений гипотезы.

1. Амиров, А.Ф., Мурзагалина, Л.В. Профессиональная социализация будущих врачей в медицинском университете / [Текст] / А.Ф. Амиров, Л.В. Мурзагалина. - Уфа : РИО РУНМЦ МО РБ, 2010. - 268 с.

2. Гершунский, Б.С. Философия образования для XXI века. [Текст] / Б.С. Гершунский. - М. : изд-во «Совершенство», 1998. - 608 с.

3. Инструктивное письмо Минобразования России «Об активизации самостоятельной работы студентов высших учебных заведений [Текст] / письмо №14-55-996, ин/15.-2002.-27 ноября.

4. Дорожкин, Е.М., Ткачева, О.Н. Система дополнительного профессионального образования - институт профессионального становления личности / Е.М. Дорожкин, О.Н. Ткачева // Педагогический журнал Башкортостана. -2009. - № 5(24). - С. 113-124.

5. Селевко, Г.К., Соловьева, О.Ю., Замыслова, Н.Н. Механизмы самоопределения // Педагогический журнал Башкортостана. Уфа, 2009. Вып. 3(22). С. 82-107.

6. Трегубова, Е.С. Самостоятельная работа студентов медицинского вуза: современные подходы к организации и контролю: учеб. пособие [Текст] / Е.С. Трегубова, О.Б. Даутова, Н.А. Петрова. - СПб. : СПбГМА, 2008. - 80 с.

7. Черниченко, В.И. Дидактика высшей школы: история и современные проблемы [Текст] / В.И. Черниченко. -М. : Вузовская книга, 2002. - 136 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.