Научная статья на тему 'Реализация личностно-ориентированного подхода в профессиональной подготовке студентов на занятиях по методике'

Реализация личностно-ориентированного подхода в профессиональной подготовке студентов на занятиях по методике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
67
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ / УЧИТЕЛЬ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА / МЕТОДИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нельзина Елена Николаевна, Пайвина Мария Дмитриевна

Данная статья посвящена вопросу профессиональной подготовки учителя в педагогическом вузе в рамках личностно-ориентированного и компетентностного подходов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реализация личностно-ориентированного подхода в профессиональной подготовке студентов на занятиях по методике»

Ястребцева. Е. Н. Моя провинция - центр Вссленной: Развитие телекоммуникационной ¡образовательной деятельности в регионах. 2-е изд., перераб. и доп. / Е. Н. Ястребцева, Я. С. Быховский. М.: Федерация Интернет-образования, 2001. С. 216.

© Мосина М.А., 2009

E.H. Нельзина, М.Д. Пайвина

Реализация личностно-ориентированного подхода в профессиональной подготовке студентов на занятиях по методике

Данная статья посвящена вопросу профессиональной подготовки учителя в педагогическом вузе в рамках личностно-ориентированного и компетентностного подходов. Цели и задачи методической подготовки учителей иностранного языка постоянно корректируются под воздействием меняющихся социальных требований. Поэтому проблема методической подготовки была и остается актуальной, нашла свое отражение в исследованиях таких ученых как Г.В. Рогова, 1972, 1976, 2000; Бим И.Л., 1977, 1988; Языкова Н.В.,1984, 1985, 1995; Герасимова Р.Н., 1978, 1980; Саломатов К.И., 1985; Бердичевский АЛ., 1991; Кузовлева Н.Е., 1995; Гальскова Н.Д., 2000, Миньяр-Белоручев Р.К., 1984, 1990, 1996;, Соловова E.H., 2001, 2002, Соловова E.H., Сафонова В.В., Махмурян К.С., 2002 и др. и требует нового осмысления в свете инновационных процессов, идущих сегодня в системе педагогического образования. Современное общество глубоко озабочено проблемами качественной профессиональной подготовки учителей иностранного языка, что отражено в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года. В настоящее время профессиональная готовность студентов к осуществлению педагогического процесса понимается не как передача методических знаний и формирования методических навыков и умений, а гораздо шире, что подразумевает воспитание творческой, самостоятельной личности, обладающей целым рядом так называемых профессинальных компетенций. В понятие профессиональной компетенции учителя ИЯ входят: социально-психологическая компетенция, коммуникативная и профессионально-коммуникативная компетенция, общепедагогическая Профессиональная компетенция, предметная компетенция в сфере специальности (методическая компетенция), профессиональная самореализация качеств личности [Соловова 2001:5]. Таким образом, согласно новым требованиям методическая компетенция состоит не только из совокупности Предметных знаний, методических навыков и умений, но также из свойств Личности обучающегося, формирующихся в процессе развития методического ^пиления, включая механизм методической рефлексии в курсе методики преподавания иностранных языков.

Развитие методической компетенции может быть достигнуто лишь при ^Ичностно-ориентированном подходе к образованию, когда учитываются

Л

потребности, возможности и склонности студента и он сам выступает наряду с преподавателем в качестве активного субъекта деятельности учения [Копылова 2002:4] Реализация личностно-ориентированного подхода и совершенствование системы методической подготовки студентов на факультете иностранных языков 11ГПУ осуществляется преподавателями кафедру методики преподавания иностранных языков, по нашему мнению, по следующие направлениям:

• изменение и совершенствование курса лекций;

• увеличение удельного веса самостоятельной работы студентов;

• развитие творческого потенциала обучающихся, что нашло отражение в создании пакетов учебно-методических материалов, включающих новые программы, учебные пособия; образцы содержательно-смыслового анализа, психолого-педагогической и методической литературы с использованием различных приемов переработки и фиксации информации; "арсенал" приемов, рекомендуемых в профессиональной литературе для формирования, развития и совершенствования речевых навыков и умений; самостоятельно разработанные фрагменты уроков с использованием предлагаемых приемов и др..

Г1о мнению Богомоловой А. А., «Формирование способности к обучающей деятельности в рамках осваиваемой педагогической профессии на базе личностно-ориентированного подхода требует изменения способов передачи будущему учителю теории и технологии обучения, а также формирования творческой направленности мышления» [Богомолова 1999], Данная точка зрения нашла свое воплощение в переосмыслении процесса обучения, в частности преподавания курса методики в V и VI семестрах по дисциплинам «Теоретические основы обучения» и «Технология обучения» и в отказе от курса лекций в традиционном понимании. Если несколько лет назад значительную часть знаний студенты получали на лекционном занятии, то на современном этапе больший акцент на занятиях ставится на актуализации опыта студентов, своевременном подкреплении теории практикой, проблемном изложении материала в ходе лекции-беседы. Любое занятие, предполагающее ознакомление с новым материалом, обязательно включает в себя фазу активизациии личного опыта и предвосхищения основных моментов темы. Активному вовлечению студентов в этот процесс способствуют следующие задания:

Задания на актуализацию опыта

Задания на предвосхищение содсржаН1,я лекции-беседы

1.Темой нашего сегодняшнего чан я111)1

является ..... Предположите, какие поня'г1,я

вопросы необходимо рассмотреть в ра-мка* этой темы. Аргументируйте сВ предположение»

1. Вспомните из курса педагогики/психологии.......

2. Вспомните из школьного обучения ситуации .......

3. Познакомтесь со следующими

г

утверждениями, выразите свое мнение, опираясь на личный опыт

4. Посмотрите на иллюстрации/фотографии/рисунки, о каких ситуациях, связанных с изучением ИЯ, они вам напоминают

5. Посмотрите видеофрагмент, соотнесите его с собственным опытом изучения иностранных языков

2. Посмотрите на ключевые слова на доске. Сформулируйте тему нашего сегодняшнего разговора. Попытайтесь составить план.

3. Расшифруйте символы и определите тему и содержание занятия

4. Посмотрите на неполную схему на доске, предположите отсутствующие элементы схемы.

Использование современных технических средств и компьютерных технологий позволяет иллюстрировать теоретические положения, создавать презентации, которые являются как опорой для преподавателя в изложении материала, так и стимулом для вовлечения студентов в беседу, побуждения их к выражению собственного мнения. Это способстует развитию таких качеств студентов, как готовность слушать и слышать собеседника, непредвзятость в суждениях и мнениях, которые по мнению Солововой E.H., являются профессионально значимыми качествами личности.

Известно, что в более успешном усвоении теоретических основ большую роль играет самостоятельная работа студентов и овладение ими приемами самообразования. В свете требованмий государственного образовательного стандарта особое значение в процессе учебных занятий приобретает формирование навыков самостоятельного умственного труда, т.е. умение приобретать знания из различных источников информации самостоятельным путем, овладевать как можно большим разнообразием видов самостоятельной работы., что делает работу более результативной. Увеличение удельного веса самостоятельной работы с правом выбора студентом литературы, объема материала, способов деятельности, формы иллюстрации и презентации делает процесс обучения более интересным и разнообразным, что безусловно повышает их мотивацию и развивает творческий потенциал. Самостоятельная работа осуществляется в различных организационных формах: индивидуально, в парах, в малых группах и целой группой. Для ее управления используются такие дидактические средства, как задания для работы с дополнительной [литературой, памятки в виде схем, таблиц, плана и алгоритма действий с материалом или по выполнению задания. Например:

Выберите один из УМК и проанализируйте по предлагаемой схеме Памятка по организации ознакомления и тренировке лексики на материале текста

1. Анализируемый учебник: название учебника, фамилия первого автора. 2. Соответствует ли содержание учебника требованиям Госстандарта по ИЯ для классов данного профиля. 1 3................................ 1. Прочитайте внимательно текст, определите основные проблемы/вопросы для обсуждения. 2. Составьте карту-схему с ключевыми словами текста. 3. Решите, какие средства семантизации могут быть использованы . 4..........................................

Работа с различными текстами из списка дополнительной рекомендованной литературы направлена на формирование и развитие учебно-информационных умений и навыков, что, в основном, проявляется в способах и приемах самостоятельного приобретения знаний. Как известно, понимание текста предполагает проникновение в его структуру. Только в этом случае его можно воспринять как целое, и это требует, естественно, определенного обдумывания при чтении, поскольку прочитать композицию текста буквально невозможно: она раскрывается с помощью проникновения в текст, процесс которого можно изобразить визуально и вербально. Вербально-визуальное структурирование текста помогает получить не только общее представление о нем, но и разобраться в деталях. В качестве таких образцов могут служить задания, предваряющие чтение, например:

«Выберите из предложенной литературы 2 статьи. Определите основные проблемы, затронутые в статьях. Сопоставьте позиции авторов, выделив общие позиции и различия. Отразите информацию в форме

таблицы;

структурного дерева; ментальной карты; презентации.

Предложенные задания для индивидуальной самостоятельной работы направлены на развитие способности будущих учителей вдумчиво вчитываться в текст, обобщать, визуализировать материал и излагать его в обобщенном виде своими словами.

Формирование умений осуществлять связь теоретических положений с практикой реализуется в анализе УМК, видеоуроков, дидактических материалов. Значительное место отводится созданию фрагментов уроков и методических копилок, включающих подбор разнообразных приемов обучения. Необходимо отметить, что особое значение придается созданию дидактических раздаточных материалов не только на основе УМК для обучения иностранному языку, но и по темам теоретического курса: разработка игр, кроссвордов, контрольных заданий по теме, методического тренажера. Дидактический материал, разработанный студентами самостоятельно, носит очень часто игровой характер, что создает благоприятный климат для повторения пройденного материала. Студенты чувствуют себя более раскованно, не боятся ошибиться, активно участвуют в игровой отработке материала. Таким образом, практическая составляющая занятий по методике усиливается за счет того, <!Т° осмысление теоретических знаний и контороль за их усвоением осуществляете" не в процессе традиционного воспроизведения изученного материала, а процессе активной деятельности студентов, в само- и взаимопроверке усвоен',я теоретического материала.

Примерами разработанных студентами заданий являются следующие:

1. Подготовка текста с пропусками для его дальнейшего восстановления, например:

• Чья группа быстрее заполнит пропуски ( текст в статье

приводится неполный): Чтение, как и аудирование, является ..., реактивным и по форме протекания ... видом РД.

Благодаря механизму ... проговаривания происходит сличение

графического и............образов.

... прогнозирование - это умение .........содержание текста и сделать

авильное предположение о дальнейшем развитии событий по..........

............и другим сигналам текста.

2. "Салат "из слов/ словосочетаний/предложений, например:

• Составьте из «салата» предложенных слов и словосочетаний важные рекомендации для чтения текстов. Определите, с какими видами чтения они связаны.

/ внимания"-*-, _—\ / / Гповторно \

основную информацию

на

незнакомые

слова

3. Составление акростихов, содержанием которых являются методические онятия, например:

■ Впишите са.ные нужные на виш взгляд положения, слова, понятия таким образом, чтобы вертикально у вас получилось основное слово,например: чтение

изучающее

просмотровое

поисковое

детальное

ознакомительное

критическое

■ Игры, типа «Лото», имеющие различные формы, например:

• Найдите для каждого понятия свою квартиру в доме (содержание сокращено):

1/0

Роль письма Цель Содержание Содержание

лингвистического психологического

компонента компонента

Содержание Компенсаторные Анализаторы Трудности

Общеучебные умения

навыки

Техника письма Техника письма Упражнения на Компоненты письмГ

Графика Орфография формирование

письменной речи

графика; запись; орфография; письменная речь; обратная связь; рецензия-написание текста с вербальной и вербально-изобразительной опорами-написание письма, открытки, сообщения с опорой на образец; сочинения-рассуждения; диктанты; подчеркивание сложной орфограммы, выделение её цветным шрифтом; группировка,сравнение, сопоставление описываемых фактов; доказательство. 5. Кроссворды и магические квадраты.

• Найдите в магическом квадрате понятия, связанные с темой "Обучение аудированию", выпишите их и прокомментируйте

(фрагмент квадрата).

а п Р 0 к с и м а и И я II е т 0 с

Р и с ч я У щ ы к а л 0 н т И а л

б п У л к а а н 0 н с ы И Р е к 0

У п п е р е н 0 с я ы 0 л а к И в

ж II о ч т и в ф е с л 0 ь в е н б

н е 3 н а к 0 0 м И с т 0 ч н И к

в 0 п ы а е ш м е щ с а н И е в 0

3 в У к п л 0 0 м 0 н И м ы м И н

п Р 0 г н 0 3 и н Р 0 в а н И е с

г Р 0 м к 0 с т ь г 0 л 0 с И с т

При создании различных заданий студенты опираются на свой уже имеющийся творческий потенциал и, работая совместно с другими, приобретают новый опыт, умение творчески видеть ситуацию, творчески выбирать приемы работы и обосновывать их. Все это стимулирует, прежДе всего, "интеллектуальную активность", под которой понимают целостное свойство личности, отражающее взаимодействие интеллектуальных и личностных секторов в их неразрывном единстве.

Для того чтобы активность студентов на занятиях по методике не снижалась, необходимо соблюдать следующие педагогические условия: - постоянно создавать благоприятную атмосферу в группе, что стимулир>^ готовность студентов к сотрудничеству, к коллективному обсужде"1

проблемных вопросов и решению проблемных ситуаций, а также их творческую активность; * . рассматривать творческую студентов как проектируемое профессионально значимое качество будущего учителя; _ использовать игровые методы обучения, поддерживая положительное отношение к игре как к специфической организационной форме и предлагая игры личностно-ориентированного содержания; . сочетать игровые методы обучения с другими формами и методами обучения педагогической специальности, что развивает методическое мышление студентов и формирует их методическую компетенцию. Выполнение названных условий поднимает индивидуальную ■заинтересованность студентов в овладении курса методики и социальную I значимость их деятельности.

Индивидуальная заинтересованность студентов основывается на свободе выбора и свободе творчества, которые имеют глубокий педагогический смысл, т. к. расширяют умственный кругозор студентов, усиливают продуктивность их фантазии, вызывают положительные эмоции, возбуждают активность, волю к действию, помогают с большей настойчивостью и изобретательностью моделировать учебный материал, приобретать творческие навыки, вырабатывать креативность.

Социальная значимость проявляется в овладении различными формами взаимодействия, в проявлении чувства долга и личной ответственности, в развитии положительного эмоционального отношения к будущей профессии.

Следующим важным моментом в профессиональной подготовке студентов является то, что она включает в себя развитие механизма методической рефлексии. Известно, что рефлексия понимается как самоанализ деятельности и ее результатов. Являясь одним из важнейших компонентов учебной деятельности, она позволяет студенту регулировать собственную активность, осознавать свое поведение, чувства и отношение к деятельности и результату. Для этой цели в методических рекомендациях по организации самостоятельной работы студентов предлагается рефлексивный инструментарий, включающий рефлексивную карту, дискрипторы самооценки теоретических знаний и практических умений, критерии оценивания сформированное™ методической

компетентности. Приведем в качестве примера часть рефлексивной карты:

Этапы работы содержанием темы

нал

Р' Актуализация личного Опыта

Содержание и способы моей деятельности

(на что опирался в своей деятельности; какие задачи ставил перед собой; как взаимодействовал с другими)._

Результаты моей

деятельности

( что я узнал; чему научился; что можно было сделать лучше; какие затруднения я испытывал при работе; что я буду делать дальше)._

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Содержательно-смысловой ■Из методической

литературы:

-создание кластеров,

ментальной кар™,

структурного дерева; - заполнение таблиц;

- подготовка докладов и

т.д.

В поисках резервов совершенствования профессиональной подготовки студентов происходит также переосмысление формата экзамена и проблемной постановке экзаменационных вопросов, например:

1. Как вы считаете, что должен знать и уметь учитель ИЯ, чтобы сформировать необходимые навыки и умения в аудировании у своих учеников?

2. Как можно показать взаимосвязь формирования языковой и речевой компетенций?

3. Почему чтение является одним из сложных для обучения видов иноязычных деятельности?

4. Почему и каким образом необходимо учитывать психологические, лингвистические и структурные особенности монологической и диалогической речи в обучении иноязычному общению?

Таким образом, в соответствии с требованиями «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» процесс профессиональной подготовки на 3 курсе направлен на развитие личности, способной и готовой овладеть профессиональными компетентностями на основе личностно-ориентированного подхода через интеграцию урочной и внеурочной подготовки в различных видах деятельности.

Список литературы

Белогрудова, В.П. Теоретические основы обучения иностранным языкам. Методические рекомендации к организации самостоятельной работы студентов / В.П.Белогрудоиа, М.А.Мосина, К.Н.Нельзина, М.Д.Пайвина. Пермь: ПГПУ, 2006

Богомолова, А. А. Новые возможности/ А. А. Богомолова// Учитель. 1999 . №6. Копылова, В.В. К поблеме модернизации содержания общего образования России В.В.Копылова//Иностранные языки в школе. 2002. №5. С.4

Перевалова, А. Развитие творческого потенциала студентов/ А. Перевалова // Учитель 2006. №3.

Соловова, Е.Н. / Е.Н.Соловова // Иностранные языки в школе. 2001. № 4. С.7. Терски, В.II. И)ра. Творчество. Жизнь / В.Н Терский. М.: Просвещение, 1966 . С.5

© Нельзина Е.Н., Пайвина М.Д. , 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.