П6
МЛ. Мосинд
Всб-квест как средство развития критического мышления студентов
Современный период развития российского образования характеризуется процессами модернизации и информатизации, которые предполагают интеграцию российской образовательной системы в единое европейское образовательное пространство. Процесс информатизации, в свою очередь, обеспечивается реализацией возможностей информационных и коммуникационных технологий с целью совершенствования учебно-воспитательной деятельности и эффективности образования в целом.
Целесообразность использования новых информационных и коммуникационных технологий для разнообразных задач обучения постоянно обосновывается, непрерывно развивающиеся информационные технологии проникают во все сферы жизни общества, в том числе и в сферу образования.
Цель реформирования образования, как отмечается в Концепции модернизации, состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования. Для достижения указанной цели будут решаться в первоочередном порядке такие приоритетные задачи, как обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования; достижение нового, современного качества дошкольного, общего и профессионального образования; формирование в системе образования нормативно-правовых и организационно-экономических механизмов привлечения и использования внебюджетных ресурсов; повышение социального статуса и профессионализма работников образования, усиление их государственной и общественной поддержки [Федоров 2006].
Среди важнейших задач высшей школы России выделяется задача интеграции образования и науки в мировую академическую систему, а также задача формирования специалиста, отвечающего высшим мировым требованиям и способного решать проблемы своего развития. Волна реформ высшего образования в Европе, основанных на принципах Болонской декларации, чрезвычайно остро поставила задачу подготовки конкурентоспособных специалистов. Болонский процесс, направленный на повышение международного престижа европейской системы высшего образования на основе создания единого образовательного пространства, все больше охватывает российское образование [Метаева 2006: 104].
Не менее важное значение имеет сегодня воспитание и развитие современного поколения, способного принимать взвешенные-аргументированные решения, брать на себя ответственность за принять^ решения, способного к жизни и профессиональной деятельности высокоразвитой информационной среде, эффективному использованию возможностей и защиты от негативных воздействий. По мнению Е.С. Полат. современных условиях информатизации всех сфер жизни обш^с . формирование критического, творческого мышления является наиглавнеии* задачей системы образования в целом» [Педагогические технологии 2006: • >'
Решение вышеперечисленных задач неразрывно связано с использованием современных информационных и коммуникационных технологий, развитие и расширение применения которых является одним из Приоритетных направлений науки и техники в XXI веке. Именно с новыми информационными технологиями мы сегодня связываем реальные возможности модернизации и информатизации образовательной системы.
В настоящее время бурное развитие информационных технологий повлекло появление на рынке большого количества электронных ресурсов. Мультимедийные средства представляют неограниченный круг своих возможностей, которые позволяют работать с аудио- и видеоматериалами. Чтобы новый колоссальный источник информации стал одновременно одним из важных средств развития и воспитания личности, совершенно необходимо четко представлять себе, на что должны быть направлены усилия педагогов, когда мы обращаемся к информационным ресурсам Интернета. Ведь сегодня, к сожалению, ресурсы сети часто используются «в корыстных целях», бездумно, не всегда эффективно. Несомненно, что пассивное восприятие любой информации может привести к потребительскому отношению к медиа, плагиату текстов, идей, в конечном счете - к стереотипному мышлению и искаженному мировоззрению [Федоров 2006].
Таким образом, представляется важным рассмотреть потенциал новых компьютерных технологий и их применение для развития критического мышления студентов.
Одной из таких технологий является веб-квест - квест-проект, представленный в среде WWW средствами Wcb-технологий.
Первоначальное значение английского слова «quest» - это «рыцарские походы», которые были описаны в литературе Средневековья. В современном английском языке слово означает «всесторонний поиск или исследование» (см.: The Oxford Dictionary of the English Language: quest - a long search for something, the quest for gold fsame origin as question). Longman Dictionary of Contemporary English: quest - a long search for something that is difficult to find (his long quest for truth, for human happiness, for peace).
Под квестом понимают компьютерную игру, в которой игрок должен Добиться какой-то конкретной цели (выполнить задание или собственно пройти квест"), прибегая к помощи собственных знаний и опыта, а также общаясь с Участниками квеста [Николаева 2002].
Под веб-квестом понимают также проблемное задание с элементами Ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ^сурсы Интернета.
Данная технология была разработана в рамках теории о
к°8структивистском подходе к обучению. Главной целью обучения с
^Пользованием данной технологии является не сообщение изначально
рвнного «объективного» состояния, а побуждение учащихся поставить под
^°мНение конструкции о действительности, перепроверить, развить или ЧОд
^еп
?°Дтвердить их. Впервые термин "веб-квест" был предложен летом 1995 года
Доджем (Bernie Dodge), профессором образовательных технологий
Университета Сан-Диего (США). Ученый разрабатывал инновационные приложения Интернета для интеграции в учебный процесс при преподавании различных учебных предметов на разных уровнях обучения. Его идеи подхватили и развили австралийский ученый Том Марч и швейцарец Хайнц Мозер. По их мнению, важно не создать энциклопедическую копию образа действительности, а преобразовать полученную в результате поиска информацию в единое целое и представить результаты исследования в своеобразной и индивидуальной форме.
По мнению многих ученых и учителей-практиков, использование данной технологии делает учащегося самостоятельным, приспособленным к жизни, умеющим ориентироваться в разнообразных ситуациях, способствует развитию познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве; развитию критического мышления, навыков информационной деятельности. С использованием таких технологий учитель получает действенный способ формирования мотивации учения, творческого осмысления материала.
Интеграция данной технологии в образовательный процесс позволит реализовать как общедидактические, так и собственно-методические принципы обучения иностранным языкам: принцип интерактивности (обучение, погруженное в общение, создающее условия для развития умений работать в команде, т.е. учиться вместе, а не рядом); принцип автономности, который реализуется в способности самостоятельно управлять своей деятельностью; принцип аутентичности, который предусматривает использование разнообразной аутентичной информации, и многие другие. Широкие возможности предоставляет данная технология и для развития аналитического и творческого мышления, воображения, креативности учащихся благодаря широкому спектру заданий, которые предлагаются для выполнения. Например, учащемуся могут быть предложены следующие виды заданий: передать информацию (Retelling Tasks); объединить информацию в единое целое (Compilation Tasks); отгадать загадку (Mystery Tasks); задания из области журналистики (Journalistic Tasks); запланировать и спроектировать (Design Tasks); разработать творческий продукт (Creative Product Tasks); выдвинуть единое предложение (Consensus Building Tasks); убедить других (Persuasion Tasks); изучить самого себя (Self-Knowledge Tasks); провести анализ (Analytical Tasks); принять решение (Judgment Tasks); разведать и исследовать (Scientific Tasks).
Учащийся в процессе работы над веб-квестом постигает реальные процессы, проживает конкретные ситуации, приобщается к проникновений вглубь явлений, конструированию новых процессов, объектов и т.д. С точки зрения информационной деятельности при работе над веб-квестом еГ° участнику требуются навыки поиска, анализа информации, умения хранить-передавать, сравнивать и на основе сравнения синтезировать нон У10 информацию. Выполняя веб-квест, учащийся учится критически мыслИ1^ решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств
■соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, I самостоятельно принимать продуманные решения, брать на себя ■ответственность за их реализацию, часто оказывается в ситуации выбора. Он I сам анализирует каждый шаг своего учения, ищет причины возникших затруднений, находит пути исправления ошибок. Ему предоставляется право выбора способов деятельности, выдвижения предложений, гипотез. Чувство свободы выбора делает деятельность осмысленной, сознательной, продуктивной и более результативной [Николаева 2002].
Таким образом, для продуктивной совместной или индивидуальной деятельности в выполнении веб-квеста учащиеся развивают следующие ^ умения:
интеллектуальные: работать с информацией, анализировать, систематизировать, обобщать ее, устанавливать ассоциации с ранее изученным, делать выводы;
- творческие: генерировать идеи, находить варианты решения проблемы, предвидеть возможные последствия принимаемых решений;
- коммуникативные: вступать в общение, отстаивать свою точку зрения, находить компромисс с партнером по общению;
- социальные: сотрудничать с другими, принимать их точку зрения, отвечать за результаты своего труда, доверять партнерам по общению.
Сегодня на рынке электронных ресурсов имеется большое количество готовых электронных учебников, пособий, конструкторов, симуляторов, электронных библиотек, в том числе веб-квестов по многим учебным дисциплинам, включая квесты по иностранным языкам, для разных возрастных групп - учащихся начальных классов, школьников, студентов, взрослых, размещаются на образовательных порталах, например, на портале www.webquest.org. На наш взгляд, веб-квест - это настоящая сокровищница для преподавателя иностранного языка. Кроме того, наличие шаблонов для создания веб-квестов позволяет преподавателям самим конструировать веб-квесты и эффективно интегрировать их в свою деятельность. При создании веб-квестов необходимо придерживаться рекомендаций, предложенных Е.Ястребцевой [Ястребцева 2001: 216]. К основным требованиям можно отнести следующие:
- ясное вступление, где четко описаны главные роли участников (например, "Ты - детектив, пытающийся разгадать загадку таинственного происшествия", и пр.) или сценарий квеста, предварительный план работы, обзор всего квеста;
- центральное задание, которое понятно, интересно и выполнимо. Четко определен итоговый результат самостоятельной работы учащегося (например, 5аДана серия вопросов, на которые нужно найти ответы, прописана проблема, к°торую нужно решить, и указана другая деятельность, которая направлена на Переработку и представление результатов, исходя из собранной информации);
- список информационных ресурсов (в электронном виде - на компакт-^"сках, видео- и аудионосителях, в бумажном виде, ссылки на ресурсы в
Интернет, адреса веб-сайтов по теме), необходимых для выполнения учащимся задания;
- описание процедуры работы, которую необходимо выполнить каждому учащемуся при самостоятельном выполнении задания (этапы);
- руководство к действиям (как организовать и представить собранную информацию), которое может быть представлено в виде направляющих вопросов, организующих учебную работу (например, связанных с определением временных рамок, общей концепцией, рекомендациями по использованию электронных источников, представлением «заготовок» отчетов), в виде вопросов с вариантами ответов;
- оценка - описание критериев и параметров выполнения веб-квеста, которые зависят от типа учебных задач, решаемых в веб-квесте;
- заключение, в котором суммируется опыт, полученный учащимися при выполнении самостоятельной работы над веб-квестом.
Эффективность обучения зависит от многих факторов, среди которых наиболее значимым является возможность обеспечения взаимодействия между учащимися внутри группы, между учащимися и учебным материалом, учащимися и преподавателем. Не меньшую значимость имеет качество учебных материалов, которые предоставляются учащимся для самостоятельного изучения. И, конечно, очень важно, насколько методически грамотно организована их учебная деятельность, что зависит от профессиональной компетентности преподавателя, его технологической подготовки. Описанная выше технология, на наш взгляд, дает преподавателю инструмент, который поможет ему эффективно моделировать свою профессиональную деятельность. Проектная деятельность с использованием возможностей веб-квеста обеспечивает возможность развития навыков синтеза, анализа, сравнения, развития критического и творческого мышления.
Список ли Гературы
Быховский, Я.С. Образовательные веб-квесты [Электронный ресурс] / Я.С. Быховский // Информационные технологии в образовании, ИТО-99: материалы межд. конф. Режим доступа: http://ito.bitpro.ru/1999
Метаева, А.Ю. О некоторых проблемах внедрения принципов Болонской декларации в российское образование / А.Ю. Метаева // Профессиональная педагогика: становление и пути развития: материалы науч.-практ. конф., 11-12 апр. 2006. Екатеринбург: в 3-х ч. / Р°с-гос. проф.-пед. ун-т. Екатеринбург, 2006. С. 104 - 106.
Николаева, Н.В. Образовательные квест-проекты как метод и средство развития навыков информационной деятельности учащихся [Электронный ресурс] / Н.В. Николаева Вопросы Интернет-образования. 2002. № 7. Режим доступа: http://vio.fio.ru/vio07
Педагогические технологии дистанционного обучения: учеб. пособие для студ. вые"1-учеб.заведений / Е.С. Полат, М.В. Моисеева, А.Е. Петров и др.; под ред. Е.С. Полат. М-Издательский центр «Академия», 2006. 400 с.
Федоров, А. В. Интерактивное развитие медиакомпетентности в web-quest и дело»0 Интернет / А.В. Федоров, А.А. Новикова // Медиаобразование. 2006.- №4.
Филиппов, В.М. Концепция модернизации российского образовании учашИ^" [Электронный ресурс] / В.М. Филиппов. Режим доступа: http://www.philippov.ru/news/22jg-'
Ястребцева. Е. Н. Моя провинция - центр Вссленной: Развитие телекоммуникационной ¡образовательной деятельности в регионах. 2-е изд., перераб. и доп. / Е. Н. Ястребцева, Я. С. Быховский. М.: Федерация Интернет-образования, 2001. С. 216.
© Мосина М.А., 2009
E.H. Нельзина, М.Д. Пайвина
Реализация личностно-ориентированного подхода в профессиональной подготовке студентов на занятиях по методике
Данная статья посвящена вопросу профессиональной подготовки учителя в педагогическом вузе в рамках личностно-ориентированного и компетентностного подходов. Цели и задачи методической подготовки учителей иностранного языка постоянно корректируются под воздействием меняющихся социальных требований. Поэтому проблема методической подготовки была и остается актуальной, нашла свое отражение в исследованиях таких ученых как Г.В. Рогова, 1972, 1976, 2000; Бим И.Л., 1977, 1988; Языкова Н.В.,1984, 1985, 1995; Герасимова Р.Н., 1978, 1980; Саломатов К.И., 1985; Бердичевский АЛ., 1991; Кузовлева Н.Е., 1995; Гальскова Н.Д., 2000, Миньяр-Белоручев Р.К., 1984, 1990, 1996;, Соловова E.H., 2001, 2002, Соловова E.H., Сафонова В.В., Махмурян К.С., 2002 и др. и требует нового осмысления в свете инновационных процессов, идущих сегодня в системе педагогического образования. Современное общество глубоко озабочено проблемами качественной профессиональной подготовки учителей иностранного языка, что отражено в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года. В настоящее время профессиональная готовность студентов к осуществлению педагогического процесса понимается не как передача методических знаний и формирования методических навыков и умений, а гораздо шире, что подразумевает воспитание творческой, самостоятельной личности, обладающей целым рядом так называемых профессинальных компетенций. В понятие профессиональной компетенции учителя ИЯ входят: социально-психологическая компетенция, коммуникативная и профессионально-коммуникативная компетенция, общепедагогическая Профессиональная компетенция, предметная компетенция в сфере специальности (методическая компетенция), профессиональная самореализация качеств личности [Соловова 2001:5]. Таким образом, согласно новым требованиям методическая компетенция состоит не только из совокупности Предметных знаний, методических навыков и умений, но также из свойств личности обучающегося, формирующихся в процессе развития методического **Ышления, включая механизм методической рефлексии в курсе методики преподавания иностранных языков.
Развитие методической компетенции может быть достигнуто лишь при ^Ичноспю-ориентированном подходе к образованию, когда учитываются
Л