Научная статья на тему 'Реализация личностно-ориентированиого подхода при формировании профессиональной мобильности специалистов технического профиля'

Реализация личностно-ориентированиого подхода при формировании профессиональной мобильности специалистов технического профиля Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
116
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Меркулова Людмила Петровна

С целью развития у студентов личностных характеристик, способствующих формированию профессиональной мобильности специалистов технического профиля, предложены алгоритм построения и методика использования виртуальных корреляционных графов личностных характеристик студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реализация личностно-ориентированиого подхода при формировании профессиональной мобильности специалистов технического профиля»

УДК 377

Л\ П. Меркулова

РЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ*

Изучение возможностей формирования средствами конкретных учебных дисциплин профессионально важных качеств специалистов технического профиля позволяет сделать вывод, что интегративным качеством, в наибольшей мере обеспечивающим конкурентоспособность специалистов на рынке труда, является профессиональная мобильность, основными компонентами которой являются готовность, которую можно представить в виде набора профессионально важных компетенций (инвариантных, мотивационно-ценностных, операциональных и рефлексивных) и блока адаптивно важных качеств, в состав которого входят личностные характеристики специалиста, а также свойства памяти, внимания, способности, направленность, мировоззрение и др. [1].

Одним из наиболее распространенных подходов к оптимизации процесса обучения и формирования профессионально важных качеств будущих специалистов является личностно-ориентированный подход. Многие исследователи и преподаватели-практики при личностно-ориентированном подходе рассматривают небольшое количество важных, на их взгляд, характеристик студентов (ответственность, интеллект, оперативную память, внимание, направленность, уровень мотивации и др.). Затем, используя дифференциацию студентов по этим качествам, разрабатывают учебные программы, задания разного уровня сложности, приспосабливая их под уровень подготовленности студентов в сформированных группах, подгруппах, малочисленных группах и т. д. Несомненно, это дает положительные результаты.

Такой подход вызывает ряд трудностей. Во-первых, подгруппы формируются из нескольких студентов примерно с одинаковым уровнем исследованного показателя; это уже не индивидуальный подход, скорее - индивидуально-групповой. Во-вторых, такие подгруппы можно формировать по одному, максимум двум (и это уже проблематично) показателям. Учет большего числа показателей практически невозможен. Конечно, оперативная память, способности, направленность и другие качества - очень важные показатели, но личностные характеристики людей не ограничиваются двумя-тремя, хотя

* Работа выполнена в рамках аналитической ведомственной программы «Развитие научного потенциала высшей школы (2006-2008 годы)» на 2008 г.. Мероприятие № 3 «Проведение прикладных научных исследований в области образования, молодежной и социальной политики в области образования».

и очень важными показателями, их десятки. Например, известный личностный тест Р. Кеттелла содержит 16 основных и 4 дополнительных показателя. При дифференцированном подходе к формированию групп все их учесть невозможно. Но ведь показателей значительно больше. Кроме того, необходимо учитывать показатели качества подготовки (успешность, адап-тированность) и уровень развития профессионально важных компетенций. Можно ли учесть такое количество показателей одновременно и нужно ли их учитывать все?

Анализируя литературные источники, касающиеся применения современных методов мониторинга личностных характеристик респондентов [2; 3] и оценивая возможности современной вычислительной техники, мы пришли к выводу, что учет значительного количества показателей, представляющих компоненты профессиональной мобильности, возможен. Главный вопрос заключается в разработке механизмов их учета. Прежде чем какой-либо показатель учитывать или не учитывать, его нужно с достаточной степенью точности измерить. Поэтому одним из основных инструментов реализации личностно-ориентированного подхода при формировании компонентов профессиональной мобильности являются тестирование, диагностика различных характеристик студентов.

Выбор личностных и других профессионально важных показателей для диагностики и дальнейшего учета в значительной степени зависит от конкретной специальности. Необходимые профессионально важные качества определяются функциями, которые должен выполнять будущий специалист. Для специалиста технического профиля это проектировочная, конструкторская, организаторская, коммуникативная, оперативная и гностическая функции. Тестирование в настоящее время все чаще осуществляется с помощью компьютерных программ. Компьютерное тестирование более однородно, при нем исключаются эмоциональное воздействие тестирующего, его ошибки, подсказки и т. п. Идентичность тестов и условий их применения определяет качество исследования.

В результате диагностики личностных характеристик и показателей качества подготовки студентов формируется таблица (матрица) размером МхКГ, где М - число респондентов (студентов), N - число показателей. В матрице отражены величины показателей каждого респондента по каждому параметру. Показателями качества, кроме общей учебной успешности, могут служить успешность по данному предмету, адаптированность в различных видах учебной деятельности, внутренняя мотивированность, сформирован-ность определенного показателя профессионализма и др.

Наиболее наглядным результатом обработки полученной информации (матрицы Мх!Ч) является построение «профилей» характеристик студентов. Их можно строить как для всей совокупности обследованных студентов, так и для отдельных выборок успешных и неуспешных,

адаптированных и неадаптированных студентов. «Профиль» можно строить и для показателей отдельного студента. Однако, сравнивать показатели студента с показателями генеральной совокупности студентов или с показателями выборок, например, «отличников» или «троечников», по таким рисункам, выраженным в абсолютных значениях показателей, сложно. Гораздо более наглядно выглядят профили показателей, выраженные в относительных единицах.

Для демонстрации на рис. 1 изображены «профили» личностных характеристик выборки высокоадаптированных в познавательной деятельности студентов (Ап+), выборки низкоадаптированных студентов (Ап-) и студента «Иванова». Показатели выражены в относительных единицах. Ноль на рисунке соответствует среднему значению показателей во всей совокупности студентов.

Хс-Хгс

Хгс

1 !_ —

■■■*■ -.1 ...

. .. — Ап+

■ ■■■■ ,1,,г -- ■ Ап-

1Ц-1"ГЮТ8« & III ■■■! етэггхт

— ™|

Ш " 1

■ ■■■■

"И" ттт ... .

Г--

!

А В | С Е Г в |”н" 3 ь м N О | 01102 03 04 Р1 ¥2 рз' ¥4

Рис. 1. «Профили» личностных характеристик выборок Ап+,

Ап-, и студента «Иванова» (параметры Кеттелла).

На рис. 1 видно, насколько сильно или слабо отличаются значения показателей в выборках высокоадаптированных и низкоадаптированных студентов от среднего уровня показателей во всей совокупности студентов, а также выборки Ап+ от Ап-. Цифра 0,1 указывает на величину отклонения в 10%, 0,2 - в 20% и т. д. На этом же рис. 1 изображен «профиль» личностных характеристик студента «Иванова», рассчитанных по формуле (Хс~Хгс)/Хгс, где Хс - значение показателя у студента, Хгс - среднее значение показателя в генеральной совокупности. Мы имеем возможность видеть количественное отличие показателей данного студента от показателей выборок Ап+ и Ап- Однако, насколько достоверны эти отличия, по рис. 1 определить

нельзя. Для оценки достоверности отличий необходимо рассчитать значения достоверности разностей как между показателями выборок Ап+ и Ап- так и между показателями выборок и студента. На рис. 1 достоверности разностей показателей на уровне р=0,05 соответствует относительная величина, равная 0,205. Это значит, что если разница между двумя линиями, характеризующими сравниваемые выборки, или линиями, характеризующими какую-либо выборку и студента, превышает величину 0,205, можно считать, что разность по рассматриваемому показателю значима и подлежит анализу.

Уровень достоверности разностей позволяет сделать вывод об отклонении показателя у студента от аналогичных показателей в выборках Ап+ и Ап-. Показатели, значения которых незначительно отличаются от средних значений в генеральной совокупности, при дальнейшем анализе можно не учитывать.

Аналогично тому, как это сделано на рис. 1, для выборок Ап+ и Ап-, «профиль» показателей отдельного студента можно сравнивать с «профилями» выборок успешных и неуспешных, адаптированных и неадаптированных в различных видах деятельности студентов, выборок студентов с высокой и низкой внутренней - личностной адаптированностью. Это позволяет сделать вывод о «месте» студента в коллективной «фотографии» студентов данного курса, вуза, специальности.

Однако, несмотря на наглядность метода «профилей», в нем не учитываются взаимосвязи и взаимозависимости между отдельными показателями. Он не позволяет отразить целостную структуру и вклад каждого исследуемого показателя в его взаимной связи с другими сторонами психической деятельности. Инструментом, позволяющим оценить величину взаимосвязи между любыми показателями матрицы МхК, всей совокупности или какой-либо выборки студентов, служат значения коэффициентов корреляции между показателями. Можно сопоставлять абсолютные значения показателей коэффициентов корреляции, их знак, устанавливать меру взаимной связи, выделять наиболее существенные связи в корреляционной матрице.

Одним из методов, позволяющих выделить комплексы взаимосвязанных свойств и качеств исследуемого объекта, является метод корреляционных плеяд [3]. Корреляционные плеяды - это группы признаков (свойств, качеств), характеризующихся значительными корреляционными связями. Оценка сходства и различия двух и более структур может быть основана на сопоставлении достоверных разностей корреляций. Если две корреляционные матрицы, составленные из одинаковых признаков, статистически не отличаются одна от другой, имеются все основания говорить об их сходстве, о двух конвергирующих (сходящихся) структурах. Если две матрицы корреляций в целом достоверно отличаются одна от другой, то следует говорить о несовпадении этих структур, о дивергенции (расхождении).

Между собой можно сопоставлять не только несколько структур, но и любое количество подструктур, выделенных из них. Таким образом, метод корреляционных плеяд - эффективный метод структурного анализа и синтеза корреляционных графов (корреляционных «портретов») различных выборок респондентов. Но только выборок! А нам необходимо знать взаимосвязи личностных характеристик конкретного студента. Сделать это с помощью анализа корреляционных матриц нельзя, они просто не существуют для одного респондента. Следовательно, такую матрицу, такой корреляционный граф нужно создать, синтезировать.

Автор работы совместно с коллегами предлагает решение этой проблемы, заключающееся в создании виртуального корреляционного графа -корреляционного «портрета» любого студента. Виртуального потому, что он синтезирован, создан на основе множества других корреляционных графов, присущих выборкам студентов с личностными характеристиками, идентичными характеристикам конкретного студента.

Алгоритм построения виртуального корреляционного «портрета» студента.

В качестве исходного блока информации берем матрицу показателей личностных характеристик студентов МхМ Допустим, что мы рассматриваем личностные показатели, определенные с помощью теста Р. Кеттелла.

Рассматриваем первый показатель в тесте Р. Кеттелла-это параметр «А» «общительность». Упорядочиваем (переставляем) строки матрицы по убыванию значений показателя «А». Таким образом, верхняя строка будет содержать самое большое, а нижняя - самое малое значение данного показателя. Здесь мы исходим из того, что общительность «А» - положительное качество, способствующее повышению учебной успешности и адаптированности.

Находим среднее значение показателя «Аср» и его среднеквадратическое отклонение «оА» в соответствующем столбце матрицы. Упорядоченную матрицу МхК делим на три подматрицы по следующему принципу. К первой подматрице относим тех студентов, у которых значения показателя А > Аср + аА, ко второй - у которых (Аср - аА) < А < (Аср + аА), к третьей -у которой А < (Аср - аА). Это означает, что мы условно разделили всех студентов по показателю «А» на «сильных», «средних» и «слабых». Мы получили три подвыборки, которым соответствуют три подматрицы А1, А2, и АЗ с размерами М1х>1, М2хИ и МЗх>Т, где М1+М2+МЗ=М. Выборку МхИ можно разделить и на большее число подвыборок, что позволит получить большее число уровней, к которым можно отнести показатели студентов, повысит точность синтеза их виртуальных корреляционных «портретов». Технически это связано с некоторым усложнением программы синтеза и увеличением памяти, используемой ЭВМ. В нашей программе мы ограничились делением значений показателей на три уровня.

Для каждой из трех подматриц А1, А2 и АЗ рассчитываем коэффициенты корреляции между показателями. Получим три корреляционные матрицы, соответствующие сформированным подвыборкам. Назовем их Ак1, Ак2 и АкЗ. По этим матрицам можно построить корреляционные графы и сравнить их. Нетрудно увидеть отличия в графах, соответствующие выборкам студентов с различным уровнем показателя «А».

Далее процессы упорядочения величин показателей, нахождения среднего значения и среднеквадратического отклонения о, деления на подвы-борки, нахождения коэффициентов корреляции между показателями и построения (при желании) корреляционных графов выполняем для показателя «В». В тесте Кеттелла - это «интеллект». Получим ещё три корреляционные матрицы Вк1, Вк2 и ВкЗ.

Продолжая эту процедуру для остальных показателей, получим всего ЗхЫ подвыборок и соответствующие им ЗхИ корреляционные матрицы.

Разделяя матрицу показателей МхК на подматрицы, учитываем, какие значения каждого показателя, высокие или низкие, следует считать способствующими успешному обучению, успешной адаптации или повышению другого показателя качества. Это несложно определить, рассчитав коэффициенты корреляции между каждым показателем и критерием качества. Знак (+) у коэффициента корреляции указывает на то, что с увеличением значения показателя личностной характеристики растет и показатель качества; знак (-) указывает на то, что при росте значения личностного показателя, например, тревожности, показатель качества (например, успеваемость), снижается.

Получив ЗхК подвыборок и столько же корреляционных матриц, анализируем величины показателей первого в матрице МхК студента, т. е. первую строку матрицы, и определяем, в какую из ЗхК подвыборок попадает тот или иной показатель студента. Запоминаем соответствующие этим подвыборкам корреляционные матрицы. Данная процедура заканчивается составлением таблицы из имен N корреляционных матриц (таблица), на основе которых будем создавать виртуальный корреляционный граф - корреляционный «портрет» конкретного студента.

Показатели личностных характеристик студента и соответствующие им корреляционные матрицы

А В С Е Б ?2 РЗ Б4

АкЗ Вк1 Ск2 Ек1 Бк2 ¥\кЗ ?2к2 ¥3к2 Р4кЗ

Полученный блок корреляционных матриц необходимо объединить в единую корреляционную матрицу. Для этого значения коэффициентов

корреляции, находящихся в одинаковых клетках выделенных в табл.1 матриц, следует сложить и сумму разделить на N. Получим новую матрицу размером КхК Это и есть виртуальная корреляционная матрица личностных показателей конкретного (первого в матрице Мх>0 студента.

Рис. 2. Виртуальный корреляционный психологический «портрет» личностных характеристик студента.

На ее основе строится виртуальный корреляционный граф (корреляционный «портрет») этого студента. Он может быть построен для различных уровней значимости коэффициентов корреляции. Пример виртуального корреляционного психологического «портрета» студента «Иванова» приведен на рис. 2. Значимость коэффициентов корреляции соответствует р=0,001.

Рассмотрим, какие возможности предоставляет нам изучение виртуальной корреляционной матрицы и виртуального корреляционного графа студента.

1. Анализ величин коэффициентов корреляции показывает, изменение каких личностных характеристик студента влияет (со знаком «плюс» или «минус») на изменение других характеристик, какова степень влияния. Это позволяет предвидеть необходимость коррекции личностных характеристик студента, а также результат изменения не только рассматриваемого показателя, но и других, зависящих от него и имеющих с ним значимые корреляционные связи.

2. Определив по виртуальной корреляционной матрице вершины графа (показатели личностных характеристик), имеющие наибольшую степень (сумму модулей коэффициентов корреляции), можно говорить о доминирующих (центрирующих, системообразующих) характеристиках, группирующих

вокруг себя другие показатели. Доминирующие показатели свидетельствуют об их важности в структуре личности респондента. Рассматривая положительные и отрицательные значения коэффициентов корреляции между показателями, суммы положительных и отрицательных коэффициентов корреляции у конкретных показателей, можно сделать вывод о влиянии (притягивании, или отталкивании) данного и других показателей.

3. На виртуальном корреляционном графе хорошо видно, какие показатели группируются в корреляционные плеяды - взаимосвязанные группы. Корреляционные плеяды отражают более высокую степень взаимосвязи показателей. Это своего рода блоки, объединяющие несколько показателей, которые по смыслу входящих в них личностных характеристик, или по названию доминирующего показателя могут быть определенным образом интерпретированы и названы, например, блоком тревожности, блоком эмоциональной устойчивости.

4. Виртуальный корреляционный граф студента можно сравнивать с корреляционными графами различных интересующих нас выборок студентов: успешных и неуспешных, адаптированных и неадаптированных в различных видах учебной деятельности и т. д. Сравнение может быть визуальным, а может быть и количественным, основанным на компьютерной идентификации корреляционных матриц студента и рассматриваемой выборки. Сравнение дает возможность видеть, насколько данный студент близок по своим обобщенным характеристикам к студентам той или иной выборки, например, к успешным студентам. В итоге вырабатывается решение о том, нужна или не нужна коррекция каких-либо характеристик студента, какие характеристики студента можно использовать для его успешной учебы, какие следует развивать, какие мешают плодотворной учебной деятельности.

Таким образом, в результате диагностики личностных характеристик студентов совместно с мониторингом качественных показателей учебной деятельности (успешностью, адаптированностыо) можно сформировать матрицу показателей, обработка которой позволит получить:

- профили личностных характеристик студентов различных выборок;

- профили личностных характеристик каждого студента;

- матрицы коэффициентов корреляции для указанных выше выборок с расчетом суммарных значений коэффициентов корреляции для каждого показателя, а также суммы положительных и отрицательных коэффициентов корреляции для тех же показателей;

- корреляционные матрицы и графы показателей, построенные на основе сформированных выборок;

- корреляционные плеяды показателей личностных характеристик для различных выборок студентов;

- виртуальные корреляционные графы каждого студента.

Эти материалы являются основой для анализа и разработки рекомендаций как преподавателям для организации ими личностно-ориентированного обучения студентов, так и студентам для самоорганизации, самокоррекции, самовоспитания, самоуправления.

Например, сравнивая показатели конкретного студента (см. рис. 1) с показателями высокоадаптированных и низкоадаптированных в познавательной деятельности студентов, преподаватель делает вывод о необходимости улучшения, развития некоторых показателей (в, Н, БЗ), разность которых с показателями всей выборки достоверна. Как видно из рисунка, число показателей данного студента, на которые необходимо обратить внимание, невелико. При выборе другого критерия качества, очевидно, придется обратить внимание на другие показатели. Опыт показывает, что низкие значения показателей наблюдаются менее чем у половины студентов. У преподавателя появляется научно обоснованное основание для дифференцированного или индивидуального подхода к осуществлению коррекции некоторых показателей студентов.

Рассматривая корреляционный граф, корреляционные пледы графа конкретного студента совместно с «профилем» личностных характеристик, можно более обоснованно описать психологическое состояние, психологический «портрет» студента и принять окончательное решение о коррекции или развитии показателей. Отметим, что для принятия такого решения полезно привлечение профессионального психолога из психологической службы вуза, или имеющих опыт коллег. При наличии определенного опыта анализ «профилей» и корреляционных графов можно поручить компьютеру (разработать программу), что значительно сократит время формирования выборок студентов с идентичными показателями, которые необходимо корректировать.

Подготовка к работе в пространстве компьютерного синтеза «профилей» психологических характеристик» и виртуальных корреляционных графов студентов, реализация возможностей использования студентами полученных результатов тестирования для самокоррекции показателей заключаются в следующем.

Мотивационное обеспечение студентов: лекция(и) о психологии личности, необходимости учета их личностных и других характеристик в учебном процессе, методах тестирования и обработки результатов, построения «профилей», корреляционных графов, расшифровки результатов.

Организационное обеспечение: предоставление компьютерных классов, компьютерных и других тестов, консультаций по их использованию; тестирование студентов; расшифровка результатов тестирования. Сюда же следует отнести работу профессионального психолога-консультанта, выдачу преподавателю и студентам результатов диагностики: профилей личностных характеристик, совмещенных с профилями необходимых выборок;

результатов обработки корреляционной матрицы, виртуального корреляционного графа.

Организационно-методическое обеспечение: дифференцирование студентов по показателям, которые необходимо корректировать; принятие решения о необходимости и возможности коррекции личностных характеристик каждого студента; разработка банка данных (заданий) для использования их при различных формах занятий с учетом личностных особенностей студентов; планирование мероприятий по психокоррекции (групповой, индивидуальной, самостоятельной); выдача студентам методических материалов для самокоррекции личностных характеристик - специально разработанных методических указаний, списка литературы с указанием необходимых разделов; психокоррекция; контроль преподавателя за психокоррекцией: время, формы.

Подготовка преподавателя к работе с методикой синтеза психологических характеристик профессионально мобильного специалиста состоит в изучении им психолого-педагогических основ педагогического воздействия на личностные профессионально важные качества студентов, участии в семинарах по изучению возможностей учета личностных характеристик студентов при дифференциации обучения, изучении методов диагностики, обработки результатов тестирования, способов интерпретации результатов диагностики и выработки рекомендаций для целенаправленной коррекции показателей, планировании целенаправленного формирования личностных характеристик и профессионально важных компетенций студентов. Методическая подготовка состоит в изучении результатов диагностики личностных характеристик студентов, с которыми преподаватель проводит занятия; разработке методических материалов для проведения групповых и индивидуальных занятий с учетом личностных характеристик студентов, а также для самостоятельной работы. Методические материалы - это, в первую очередь, доступное учебное пособие для студентов с изложением основ структуры личности, обоснованием необходимости учета личностных характеристик студентов в учебном процессе, знакомством с методами диагностики и обработки результатов тестирования [4]. Такое пособие позволяет восполнить пропущенное занятие, является верным помощником для саморазвития, рефлексии. Оно, на наш взгляд, является настольной книгой каждого студента, желающего улучшить свои психологические характеристики, профессионально важные компетенции и, следовательно, профессиональную мобильность.

Для индивидуального использования возможна разработка специальных текстов, примеров, задач разного уровня сложности, требующих разного объема оперативной памяти, уровня концентрации и распределения внимания, коммуникативных умений, сообразительности и т. д. В зависимости от уровня развития личностных характеристик отдельным студентам можно

давать задания повышенной сложности, творческие задания, развивая креативный компонент в формировании личности.

Библиографический список

1. Меркулова, Л. П. Профессиональная мобильность специалистов технического профиля / Л. П. Меркулова. - М.: МГУП, 2005. - 267 с.

2. Марищук, В. Л. Методики психодиагностики в спорте / В. Л. Марищук, Ю. М. Блудов и др. - М.: Просвещение, 1990. - 256 с.

3. Основы математической статистики для психологов: Учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальности «Психология» / Г. В. Суходольский. - СПб.: СП6ГУ. - Изд. 2-е, перераб. и доп., 1998. - 460 с.

4. Меркулова, Л. П. Методические указания по коррекции личностных характеристик / Л. П. Меркулова, А. И. Меркулов - Самара: СГАУ, 2004. - 60 с.

УДК 37. 06:378. 96

С. В. Сергеева, О. А. Воскрекасенко, Т. Б. Паршина

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ ПРОЦЕССУ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА

Обновление философии технического образования на современном этапе определяет требования к его содержанию в высшей школе. Высшая техническая школа в современных социокультурных условиях призвана формировать творческую, компетентностную личность будущего инженера. Успешность профессионального становления будущего специалиста во многом определяется эффективностью его адаптации к образовательному процессу в высшей технической школе, отражающему современные масштабы техногенной деятельности человека с присущими ей информационными и высокоинтеллектуальными технологиями, с характерным возрастанием роли духовно-культурного компонента в структуре инженерного образования.

Усложнение содержания и организационной структуры инженерного образования вызывает трудности в адаптации бывших выпускников общеобразовательной школы к новой образовательной среде. По данным социологических исследований, более 80% первокурсников испытывают затруднения в этом процессе. 7-12% из них терпят неудачу во время первых сессий, приводящих нередко к крушению их профессиональных планов (В. Г. Горохов, О. В. Долженко, Б. А. Душков, Б. Ф. Ломов, В. М. Рогозин, В. Ф. Рубахин, Л. А. Сугай, И. Т. Фролов, В. Д. Шадриков и др.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.