Научная статья на тему 'Адаптивная составляющая профессиональной мобильности'

Адаптивная составляющая профессиональной мобильности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
248
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / АДАПТАЦИЯ / АДАПТИВНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОММУНИКАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Меркулова Л.П., Краснощекова Г.А.

В статье рассматривается возможность формирования у студентов технического вуза профессиональной мобильности как интегративного показателя качества их подготовки к будущей профессиональной деятельности. Основное внимание уделено формированию адаптивной составляющей профессиональной мобильности, в основе которой личностные характеристики студентов-будущих инженеров, адаптированных к познавательной и коммуникативной деятельности. Показано, какие личностные характеристики можно успешно развивать при изучении иностранного языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Adaptive constituent of occupational mobility

In the article the possibility of formation at students of technical university of occupational mobility as an integrative indicator of quality of their training to the future professional activity is viewed. Special attention is paid to the formation of adaptive constituent of occupational mobility at the heart of which lie personal characteristics of students-future engineers, adaptive to the cognitive and communicative activity. It is shown which personal characteristics can be successfully developed in the process of study of foreign language.

Текст научной работы на тему «Адаптивная составляющая профессиональной мобильности»

186

Вестн ик СамГУ. 2015. № 7 (129)

УДК 378

Л.П. Меркулова, Г.А. Краснощекова*

АДАПТИВНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ

В статье рассматривается возможность формирования у студентов технического вуза профессиональной мобильности как интегративного показателя качества их подготовки к будущей профессиональной деятельности. Основное внимание уделено формированию адаптивной составляющей профессиональной мобильности, в основе которой личностные характеристики студентов—будущих инженеров, адаптированных к познавательной и коммуникативной деятельности. Показано, какие личностные характеристики можно успешно развивать при изучении иностранного языка.

Ключевые слова: формирование, профессиональная мобильность, адаптация, адаптивно важные качества, познавательная деятельность, коммуникативная деятельность, эффективность, иностранный язык.

Способность сосуществовать с окружающим миром, изменять его и изменяться самому в процессе жизнедеятельности составляет основу адаптационного процесса. Это многоуровневое и многофакторное явление имеет собственные закономерности и механизмы реализации.

Результатом адаптации студентов является адаптированность, проявляющаяся в виде личностной пассивности или активности, осознании своего места в учебном процессе, участвующего в нем, понимающего, что окружающая среда при активном взаимодействии с ней поддается изменениям в соответствии с преобразующей деятельностью человека [1; 2; 3].

Лучше всего студенты адаптируются в одном из видов деятельности — познавательной или коммуникативной, что зависит от входящих в разные подструктуры личности психологических свойств. Ученые (М.Г. Березина, М.А. Борисова, О.Б. Гаенко, A.A. Кузьмишкин, Ж. Пиаже, С.В. Сарычев, А.В. Сиомичев) исследовали связь показателей успешности обучения с личностными характеристиками студентов, с их удовлетворенностью и адаптированностью. Важными качествами для адаптации студентов, способствующими формированию их профессиональной мобильности, являются характеристики, влияющие на достижение основного результата адаптации — адаптированности [4].

Показатели адаптированности в нашем исследовании измерялись в коммуникативной и познавательной деятельности. Оказалось, что личностные характеристики студентов с высоким уровнем адаптированности в познавательной деятельности досто-

* © Меркулова Л.П., Краснощекова Г.А., 2015

Меркулова Людмила Петровна (ssau@ssau.ru), кафедра иностранных языков, Самарский государственный аэрокосмический университет имени академика С.П. Королева (национальный исследовательский университет), 443086, Российская Федерация, г. Самара, Московское шоссе, 34.

Краснощекова Галина Алексеевна (info@sfedu.ru), кафедра иностранных языков, Южный федеральный университет, 344006, Российская Федерация, г. Ростов-на-Дону, ул. Б. Садовая, 105/42.

верно отличаются от характеристик студентов с низким уровнем по 11 из 20 показателей опросника Кеттелла [7].

Также достоверно выше показатель оперативной памяти. Значительно выше у студентов с высоким уровнем адаптации в познавательной деятельности показатель внутренней (личностной) адаптированности. Кроме того, успехам в познавательной деятельности способствуют успехи в коммуникативной деятельности и в изучении конкретной дисциплины — иностранного языка.

С вероятностью 99,9 % (р = 0,001) личностными качествами, важными для адаптации в познавательной деятельности, являются: доминантность, эмоциональная устойчивость, социальная активность, низкий уровень мнительности, радикализм. Способствуют успехам в познавательной деятельности личностная адаптированность и успехи в коммуникативной деятельности. С вероятностью 99,0 % (р = 0,01) успехам в познавательной деятельности способствуют: успехи в изучении иностранного языка, высокая ответственность, низкая тревожность, экстравертированность. С вероятностью 95,0 % (р = 0,05) успехам в познавательной деятельности способствуют: высокий уровень интеллекта, низкая эмоциональная чувствительность, независимость и хорошая оперативная память.

Слабое влияние уровня интеллекта на успехи в познавательной деятельности объясняется, во-первых, сложностью процесса адаптации на младших курсах университета. Здесь более важны ответственность, эмоциональная устойчивость, социальная активность и др. Во-вторых, содержание теста на интеллект отражает, скорее знания, сообразительность, а не ответственность, эмоциональную устойчивость. Низкие оценки студенты получают не из-за низкого интеллекта, а из-за недостатка ответственности, усидчивости, завышенной самооценки.

Развитие адаптивно важных качеств студентов способствует повышению их успешности в познавательной деятельности, достижению личностной адаптированности (достижению уверенности, внутреннего комфорта, удовлетворенности). Познавательная деятельность в университете является основной. Принимая успешность в познавательной деятельности за высокую степень готовности, можно предположить, что высокий уровень адаптированности студента в этой деятельности способствует этому виду готовности. На основе сравнения результатов исследования со структурой профессиональной мобильности [7] можно сделать вывод, что успешность в познавательной деятельности способствует повышению профессиональной готовности, успешному формированию горизонтального, вертикального и внутреннего компонентов профессиональной мобильности, повышению ценностной ориентации студентов.

Достоверные разности показателей высокоадаптированных и низкоадаптированных в познавательной деятельности студентов отмечаются по показателям успешности по иностранному языку и коммуникативной деятельности. Это свидетельствует о том, что достижения в этих видах деятельности способствуют достижению более высоких значений показателей в познавательной деятельности, следовательно, являются адаптивно важными, способствующими повышению профессиональной мобильности будущих инженеров.

В нашей модели профессионально-мобильного инженера развитие выявленных адаптивно важных качеств будет способствовать формированию положительных личностных качеств и профессиональных компетенций [7].

Личностные характеристики высоко- и низкоадаптированных в коммуникативной деятельности студентов достоверно отличаются по 12 показателям из 20. У высокоадаптированных в коммуникативной деятельности студентов также выше показатель оперативной памяти. Достоверные отличия имеются по показателям личностной адап-тированности и успешности в коммуникативной деятельности. На успешность в коммуникативной деятельности достижения в познавательной деятельности влияют слабо, т. е. не является адаптивно важным показателем.

188

Л.П. Меркулова, Г.А. Краснощекова

С вероятностью 99,9 % (р = 0,001) личностными качествами, важными для адаптации в коммуникативной деятельности, являются: ответственность, общительность, социальная активность, низкая тревожность, экстраверсия, личностная адаптирован-ность, успешность коммуникативной деятельности. С вероятностью 99,0 % успехам в коммуникативной деятельности способствуют: эмоциональная устойчивость, общительность, ответственность, социальная активность, личностная адаптированность, низкая тревожность, экстраверсия, беспечность. С вероятностью 95,0 % успехам в коммуникативной деятельности способствуют: мнение группы, самодостаточность, самоконтроль, низкая напряженность потребностей.

Таким образом, ответственность, общительность, социальная активность, низкая тревожность, экстраверсия, личностная адаптированность, эмоциональная устойчивость, беспечность, мнение группы, самодостаточность, самоконтроль, низкая напряженность потребностей способствуют адаптации в коммуникативной деятельности, а напряженность, независимость снижают возможности студентов успешно адаптироваться.

Личностные характеристики студентов с высоким уровнем личностной (внутренней) адаптированности достоверно отличаются от характеристик студентов с низким уровнем по 14 из 20 показателей опросника Кеттелла, что свидетельствует о значимом отличии психических характеристик студентов данных выборок. Успехи в познавательной деятельности на внутреннюю адаптированность влияют слабо, однако существенно влияют успехи в коммуникативной деятельности.

С вероятностью 99,9 % личностными качествами, важными для личностной адаптации, являются: эмоциональная устойчивость, доминантность, низкий уровень мнительности, социальная активность, радикализм. С вероятностью 99,0 % успехам в личностной адаптации способствуют успехи в изучении иностранного языка, ответственность, эффективность в коммуникативной деятельности, самоконтроль. С вероятностью 95,0 % успехам в личностной адаптации способствуют мягкость характера, низкая эмоциональная восприимчивость.

Таким образом, ответственность, эмоциональная устойчивость, доминантность, низкий уровень мнительности, социальная активность, радикализм, успехи в изучении иностранного языка, эффективность в коммуникативной деятельности, самоконтроль, мягкость характера, низкая эмоциональная восприимчивость способствуют личностной (внутренней) адаптации, а напряженность, мнительность, эмоциональная чувствительность, тревожность снижают возможности студентов в адаптационном процессе, что необходимо учитывать при формировании у будущих инженеров профессиональной мобильности.

Выборки студентов, высокоадаптированных и низкоадаптированных по интегральному (обобщенному) показателю, достоверно отличаются по 6 из 20 характеристик Кеттелла, показателям успешности в исследуемых видах деятельности и показателю личностной адаптированности. По значимости к ним приближаются показатели эмоциональной устойчивости, общительности, беспечности. Высокоадаптированных студентов отличает высокая оперативная память.

К важным для адаптации (по интегральному показателю) характеристикам можно отнести: с вероятностью 99,9 % — личностную адаптированность, успешность в коммуникативной и познавательной деятельности. С вероятностью 99,0 % — социальную активность, успешность в изучении иностранного языка, ответственность; с вероятностью 95,0 % — доминантность, уверенность в себе, экстраверсию, радикализм, оперативную память.

Таким образом, одновременно адаптированными в познавательной и коммуникативной деятельности, а также имеющими высокий уровень личностной адаптирован-ности, можно считать студентов, имеющих следующие личностные характеристики:

социальную активность, ответственность, доминантность, уверенность в себе, успешность в изучении иностранного языка, радикализм, экстраверсию, хорошую оперативную память. Выгсокоадаптированный студент активен, экстраверт доминирует во всех видах учебной деятельности, ответственно относится к делу. Положительно сказываются на адаптации спокойствие, уверенность, независимость.

Существенно важны для адаптации в коммуникативной деятельности показатели общительности, самоконтроля и личностной адаптации. Студенты, адаптированные в коммуникативной деятельности и имеющие высокий уровень личностной адаптиро-ванности, относительно беспечны. В этих видах адаптации отрицательную роль играют высокие требования и запросы. Отрицательно влияет на адаптацию в обоих видах деятельности и личностную адаптацию мнительность. Такая черта, как независимость, препятствует адаптации в познавательной деятельности и способствует в коммуникативной. Уровень интеллекта у студентов младших курсов слабо сказытается на адаптации; кроме того, студенты с высоким интеллектом хуже адаптируются, считают, что им это не нужно, они и так во всем разбираются. Независимость от группы, самодостаточность отрицательно влияют на адаптацию в коммуникативной деятельности. Мечтательность, подозрительность, дипломатичность не способствуют адаптации, а следовательно, и формированию главного качества — профессиональной мобильности будущего инженера, которое является показателем готовности к профессиональной деятельности [8].

Так как учебной дисциплиной, средствами которой осуществлялось формирование профессиональной мобильности будущих инженеров, являлся иностранный язык, а одним из компонентов мобильности является адаптивность, интересна зависимость адаптированности от успешности по иностранному языку. Следует понимать, что успешное изучение иностранного языка формирует у студентов элементы профессиональной мобильности и способствует достижению высокого уровня адаптированнос-ти [6]. Его результаты позволят в дальнейшем сосредоточить внимание на развитии адаптивно важных качеств и формировать профессиональные компетенции и компоненты профессиональной мобильности.

Библиографический список

1. Агранович М.Л., Кожевникова О.Н., Зайцева О.В. Проблемы и тенденции развития образования в Российской Федерации // Общее образование. Региональный аспект: стат. инф.-аналит. сб. М.: Информика, 2004. 474 с.

2. Адаптация студентов первого курса в вузе / А.А. Кузьмишкин [и др.] // Молодой ученый. 2014. № 3. С. 933-935.

3. Березина М.Г. Роль психофизиологических особенностей студентов в адаптации к учебной деятельности: автореф. дис. ... канд. биол. наук. Новосибирск, 2000. 23 с.

4. Гаенко О.Б. Психолого-педагогическое сопровождение студентов первого курса на этапе адаптации к вузовскому социуму // Концепт. 2013. № 10. URL: http://ekoncept.ru/2013/ 13201.htm.

5. Меркулова Л.П., Меркулов А.И. Психологическое содержание профессиональной мобильности: материалы XI Международной конференции «Современные технологии обучения: международный опыт и российские традиции. СПб., 2005. Т. 1. С. 183-185.

6. Краснощёкова Г.А., Цатурова И.А. Факторы, оказывающие влияние на успешное овладение иностранным языком студентами технических вузов // Известия ЮФУ. 2013. № 10. С. 58-63.

7. Практикум по общей экспериментальной и прикладной психологии / под обш. ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. СПб., 2000.

8. Руднева Т.И. Готовность к профессиональной деятельности как психолого-педагогическая проблема // Проблемы гуманитарного образования в техническом вузе: сб. трудов. Самара: СГАУ, 2004. С. 164-167.

190 References

Л.П. Меркулова, Г.А. Краснощекова

1. Agranovich M.L., Kozhevnikova O.N., Zaitseva O.V. Problems and tendencies of development of education in the Russian Federation. Obshchee obrazovanie. Regional'nyi aspekt: stat. inf.-analit. sb [General education. Regional aspect: statistical research and information collection]. M., Informika, 2004, 474 p. [in Russian].

2. Kuz'mishkin A.A. [et al.] Adaptation of first year students in the university. Molodoi uchenyi [Young scientist], 2014, no. 3, pp. 933—935 [in Russian].

3. Berezina M.G. Rol' psikhofiziologicheskikh osobennostei studentov v adaptatsii k uchebnoi deiatel'nosti: avtoref. dis. ... kand. biol. nauk [Role of psychophysiological peculiarities of students in the adaptation to the learning activity: Extended abstract of Candidate's of Biological Sciences thesis]. Novosibirsk, 2000, 23 p. [in Russian].

4. Gaenko O.B. Psychological and pedagogical maintenance of first year students on the stage of adaptation to the university society. Kontsept [Concept], 2013, no. 10. Retrieved from: http:// ekoncept. ru/2013/13201.htm.

5. Merkulova L.P., Merkulov A.I. Psychological content of occupational mobility: materials of XI International conference «Modern technologies of teaching: international experience and Russian traditions». Spb., 2005, Vol. 1, pp. 183-185 [in Russian].

6. Krasnoshchekova G.A., Tsaturova I.A. Factors that influence successful second language acquisition by the students of technical universities. Izvestiia IuFU. 2013, no. 10, pp. 58-63 [in Russian].

7. Practical course on general experimental and applied psychology. A.A. Krylova, S.A. Manicheva (Eds.). Spb., 2000 [in Russian].

8. Rudneva T.I. Readiness to the professional activity as a psychological and pedagogical problem. Problemy gumanitarnogo obrazovaniia v tekhnicheskom vuze: sbornik trudov [Problems of humanitarian education in the technical university: collected works]. Samara, SGAU, 2004, pp. 164-167 [in Russian].

L.P. Merkulova, G.A. Krasnoshchekova* ADAPTIVE CONSTITUENT OF OCCUPATIONAL MOBILITY

In the article the possibility of formation at students of technical university of occupational mobility as an integrative indicator of quality of their training to the future professional activity is viewed. Special attention is paid to the formation of adaptive constituent of occupational mobility at the heart of which lie personal characteristics of students—future engineers, adaptive to the cognitive and communicative activity. It is shown which personal characteristics can be successfully developed in the process of study of foreign language.

Key words: formation, occupational mobility, adaptation, adaptively important qualities, cognitive activity, communicative activity, effectiveness, foreign language.

Статья поступила в редакцию 03/VIII/2015.

The article received 03/VIII/2015.

* Merkulova Lyudmila Petrovna (ssau@ssau.ru), Department of Foreign Languages, Samara State Aerospace University, 34, Moscovskoye Shosse, Samara, 443086, Russian Federation.

Krasnoshchekova Galina Alexeevna (info@sfedu.ru), Department of Foreign Languages, Southern Federal University, 105/42, Bolshaya Sadovaya Street, Rostov-on-Don, 443086, Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.