УДК 378 : 371
Ханмурзина Римма Ростямовна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин Казанского кооперативного института (филиала) Российского университета кооперации
РЕАЛИЗАЦИЯ
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ (НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «КУЛЬТУРОЛОГИЯ»)
Аннотация:
В статье раскрывается культурологический подход к процессу профессиональной подготовки бакалавров на примере изучения дисциплины «Культурология»; рассматривается технология мастер-класса как инновационной формы организации занятий по дисциплине «Культурология».
Ключевые слова:
культура, культурологический подход, мастер-класс, диалог культур.
Khanmurzina Rimma Rostyamovna
PhD in Education Science, Assistant Professor, Department for the Humanities, Kazan Cooperative Institute, branch of the Russian University of Cooperation
IMPLEMENTATION OF THE CULTUROLOGICAL APPROACH IN THE VOCATIONAL EDUCATION (CASE STUDY OF THE “CULTURAL SCIENCE” COURSE)
Summary:
The article is concerned with the culturological approach to the vocational training of bachelors by using the example of learning the Cultural Science subject. The author considers a master class technology as an innovative form of organization of the lessons on the Cultural Science subject.
Keywords:
culture, culturological approach, master class, dialogue of cultures.
Культура, будучи созданием человека и продуктом его деятельности, обладает высоким духовным потенциалом, позволяющим воспитать жизнеспособную личность, совершенствовать себя как субъекта культуры, осуществлять процесс саморазвития. При этом происходит гармонизация интересов человека и общества, их взаимообогащение. С одной стороны, человек присваивает себе ценности культуры и тем самым обогащает себя. С другой стороны, человек транслирует культурные ценности и нормы, т. е. становится носителем и распространителем культуры.
Современное высшее образование направлено не только на освоение будущей профессии, но и на формирование общей культуры человека. Это нашло отражение в нормативно-правовой базе высшего образования. В федеральных государственных образовательных стандартах третьего поколения отдельно прописываются требованиях к условиям реализации основных образовательных программ бакалавриата. В частности, указывается на то, что при разработке бакалаврских программ должны быть определены возможности вуза в формировании общекультурных компетенций выпускников. Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности студентов-бакалавров [1].
Разработка современных моделей образования, соответствующих современному типу культуры и отвечающих современным социально-экономическим и политическим вызовам в условиях международной образовательной интеграции, составляет одну из актуальных задач системы высшего образования в контексте его интернационализации и глобализации [2]. Современная модель образования, на наш взгляд, должна опираться на культурологический подход, который реализуется как через междисциплинарную интеграцию гуманитарных дисциплин, так и через формирование общекультурных компетенций у студентов-бакалавров.
Одним из этапов реализации культурологического подхода в образовании является внедрение курса «Культурология» в учебные планы высших учебных заведений. Методологической основой курса «Культурология» является целостное концептуальное понимание культуры как специфически человеческого способа существования. В «Декларации прав культуры» отмечается, что «культура представляет главный смысл и главную ценность существования как отдельных народов и малых этносов, так и государств. Вне культуры самостоятельное существование их лишается смыслов» [3, с. 29].
Учебная дисциплина «Культурология» является обобщающей дисциплиной, рассматривающей культуру как целостную систему в единстве и взаимодействии всех областей - просвещения и общественной мысли, науки, техники, быта, искусства и религии, литературы и фольклора и т. д. Задача курса состоит в том, чтобы сформировать духовно-художественный образ мира у
бакалавров; понятия о типах культур; дать представление о мировоззрении мыслителей и ученых современности и прошедших эпох; пробудить уважение и интерес к памятникам прошлого, культуре и цивилизации, науке и религии.
При организации преподавания дисциплины «Культурология» большое внимание, на наш взгляд, необходимо уделять поиску методической стратегии, которая позволит каждому бакалавру актуализировать свой творческий потенциал, осознать и осмыслить опыт и преодолеть имеющиеся пробелы в образовании и культуре, дать обучаемым знания, необходимые для свободной ориентации в мире материальной и духовной культуры. На учебных занятиях бакалавры постигают сущность культуры как универсального способа жизнедеятельности личности и общества; структуры культуры, познают законы ее развития и функционирования; проникаются мыслью об особом местоположении культуры в мире цивилизации; устанавливают множественные и неоднородные связи культуры с общественным сознанием; осознают культуру как особый феномен, развивающейся в пространстве и времени.
Модульно-компетентностный подход, который мы используем в своей педагогической деятельности, позволяет нам реализовать интеграцию теоретического, исторического и практического обучения, переосмысления места и роли полученных знаний в ходе изучения дисциплины «Культурология». Отбор и структурирование знаний в учебном курсе «Культурология» - задача очень сложная, так как объем информации огромен. Акцент нами сделан на изучении таких модулей, как: «Культура как предмет философского анализа»; «Мыслители Древней Греции, Рима и христианства о культуре»; «Отражение культуры в эпоху Возрождения»; «Культурологические концепции П.А Сорокина, О. Шпенглера, Н.Я. Данилевского и Ф. Ницше» и «Западно-европейские концепции игровой культуры (Й. Хейзинга, Х. Ортеги-и-Гассет, Г. Гесса)», «Проблемы культуры в трудах просветителей».
Раскрывая сущность культуры, мы вводим бакалавров в мир духовных представлений о специфике общественной жизни, они соприкасаются с нравственными вопросами жизни человека, приближаются к пониманию особой миссии человечества в сохранении социума.
Рассматривая структуру культуры, мы стараемся раскрыть всю сложность и полифонич-ность этого общественного феномена; выделяя такие понятия, как материальная и духовная культура, стараемся показать тончайшие и глубокие связи между ними, универсальность языка культуры и искусства. Мы считаем, что в ходе преподавания дисциплины «Культурология» особое внимание должно уделяться сходству и различию между национальными культурами, региональными, этническими образованиями; законам накопления и сохранения «массы» культуры в исторической, социальной, художественной памяти; углубленному изучению ряда привычных понятий, цементирующих культуру обычных отношений: обычаи, традиции, нравы, ритуалы, нормы, аномалии, этикет, речь, жест, мимика.
Как известно, в определении культуры важную роль играет установление пространственновременной иерархии (А.Ф. Лосев, М.М. Бахтин, Б.В. Астафьев, Б.Л. Яворский и др.) не только этнических и региональных типов культур (например, русской, татарской, западной, восточной и т. д.), но и глубинных связей внутри самих феноменов культуры, Это открывает человеку мир в многообразии и единстве, когда Прошлое, Настоящее и Будущее живут одновременно в делах и словах человека, его памяти, совести и вере.
Содержание дисциплины «Культурология» должно строиться с учетом следующих требований:
1) анализ исторических аспектов развития культуры в конкретном обществе как части мирового культурного наследия;
2) разрушение имеющихся стереотипов включения в культурно-историческое содержание индивида и личности лишь как средства раскрытия содержания исторических, социокультурных феноменов и событий. Необходимо использовать такой подход в раскрытии культурно-исторической информации, где личность человека и его роль в истории были бы целью социокультурного исследования;
3) обогащение дисциплины «Культурология» элементами социальной психологии, педагогики с целью исследования и оценивания духовно-нравственного наследия предыдущих поколений, реализация и осознание «механизмов культурно-исторической преемственности»;
4) преодоление при изучении вопросов культуры формального «статического подхода».
Исходя из последнего требования, мы предлагаем мастер-класс как одну их инновационных технологий проведения занятий по дисциплине «Культурология». Целевыми ориентирами здесь выступают социокультурные средства, позволяющие студентам возможность лично само-развиваться, познать самих себя и свою миссию во все более глобализирующемся мире, адекватно оценивать себя и других людей, понять тенденции и закономерности мира, перспективы «глобальной деревни», где они проживают, и то будущее, которое им обеспечено.
Проведение мастер-класса - это творческий способ организации учебной деятельности студентов при участии преподавателя-мастера, инициирующего поисковый, творческий характер деятельности студентов.
Главными критериями качества подготовки, организации, проведения и анализа эффективности мастер-класса могут быть:
презентативность - наличие инновационной идеи, уровень ее разработанности и актуальности в культурологи, социокультурной деятельности, педагогике и методике образования;
мотивированность - использование средств мотивации для включения обучаемых в поисковую креативную деятельность по созданию новых образцов деятельности при изучении предмета «Культурология»;
артистичность - возвышенный стиль, педагогическая харизма, способность к импровизации, степень воздействия на аудиторию, степень готовности к распространению и популяризации своего опыта;
технологичность - четкий алгоритм занятия, наличие оригинальных приемов актуализации, проблематизации («разрыва»), приемов поиска и открытия, удивления, озарения, рефлексии (самоанализа, самокоррекции;
высокий уровень общей культуры [4].
Исходя из цели и задач курса «Культурология», мы в процессе проведения мастер-класса использовали технологию «Диалог культур», в основу которой положены идеи М.М. Бахтина «о культуре как диалоге» и положения «философской логики культуры» В.С. Библера. Целью данной технологии является развитие диалогического мышления и сознания, освобождение его от плоского рационализма и единства культуры. Дискуссии в рамках данной технологии строились следующим образом. Мастер-преподаватель слушает разные варианты высказываний студентов об идеях М.М. Бахтина и В.С. Библера, помогает выявить различия в формах логики разных культур. Бакалавры в учебном диалоге пытаются найти точки соприкосновения и понимания культуры как диалога и ее философскую логику. В дебатах и презентативных материалах бакалавры показывают, кто и как из великих мыслителей прошлого рассуждал о диалогичности культуры.
Читая диалоги Платона, мы находим в его размышлениях мысли о понимании и назначении культуры знания как средства социализации личности. Платон, работая над решением проблемы знания в реальном мире наблюдаемых вещей, приходит к заключению, что человек способен совершенствовать свою мысль и приближаться к истине в процессе беседы. Не случайно, что почти все произведения Платона - это диалоги, в ходе которых собеседник должен найти убедительные ответы на поставленные вопросы: «Что такое знание и мудрость?», «Что такое благо?» и т. д.
Аристотеля также принято считать творцом формы - научного дискуссионного знания о диалоге. Он утверждал, что имеющееся научное знание должно также воздействовать и на язык. Риторику в качестве метода познания человеческой души, внутреннего воздействия на человеческую душу философ считал самой главной. Так, римский оратор и философ Цицерон в своем трактате «Оратор» рассуждал: «Таким путем Аристотель развивал у молодых людей не только тонкость рассуждения, нужную философам, но и полноту средств, нужную риторам, чтобы обильно и пышно говорить за и против». Иными словами, решение проблемы истинного знания на пути, по которому пошел Аристотель, привело его к выдающемуся достижению - к разработке законов логического мышления, к формальной логике. Как замечает И. Кант, «построение логики Аристотелем продемонстрировало, что с того времени знания, которыми оперирует человеческий разум», разрабатываются «на верном пути науки» [5, с. 82].
Философ В.С. Библер, размышляющий о проблеме творчества, настаивает на том, что наша мысль, направленная на достижение знания, «диалогична». Он, в частности, пишет: «Там, где нет диалога с самим собой, там и диалог «Я» с «Ты» не может получить логического статуса, там исчезнет возможность перейти от монологики к диалогике вообще». Знание поистине предстает как результат процесса мышления человека и его культурного становления [6, с. 69].
Опыт проведения подобных занятий по дисциплине «Культурология» со студентами-бака-лаврами показывает, что они понимают и оценивают обстановку культурных эпох, приобретают опыт, знания, навыки, вживаются в образ великих деятелей прошлого. По своему содержанию и форме обучения курс «Культурология», совместно с курсами гуманитарного и профессионального цикла, делает процесс обучения в вузе интегративным и направлен на формирование общекультурных компетенций, заложенных в модели будущей профессиональной деятельности бакалавра.
Ссылки:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 033000 Культурология (квалификация (степень) «бакалавр») (в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 31.
05. 2011 № 1975).
2. Трегубова Т.М. Компаративные исследования в области профессионального образования: основные тренды и проблемы адаптации // Казанский педагогический журнал. 2013. № 3. С. 33-39.
3. Лихачев Д.С. Университетские встречи. 16 текстов. СПб., 2006.
4. Мухаметзянова Ф.Ш., Шайхутдинова Г.А. Современные образовательные стратегии подготовки педагога для сферы начального и среднего профессионального образования (концептуальные идеи, понятия, требования ФГОС). Казань, 2013.
5. Кант И. Сочинения. М., 1964. Т. 3.
6. Библер В.С. Мышление как творчество. М., 1975.