Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ В КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ: ПРОТИВОСТОЯНИЕ ТРАДИЦИЙ И ИННОВАЦИЙ'

РЕАЛИЗАЦИЯ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ В КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ: ПРОТИВОСТОЯНИЕ ТРАДИЦИЙ И ИННОВАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
394
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА / РЕГИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / БРЕНДИНГ / ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ / ОСНОВНЫЕ АКТОРЫ / РЕАКЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ / ИНВЕСТИЦИИ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Кислицына Дарья Олеговна

В статье рассматриваются исторические особенности и современные основания культурной политики в Кировской области и их влияние на региональную идентичности и региональный бренд. Наиболее важные аспекты анализа - это соотношение традиционных и инновационных подходов к культурной политике, основные акторы-проводники имиджевых изменений. Отдельно анализируется символическая политика и символы-бренды региона. Актуальность регионального имиджа доказывается на примере инвестиционных, туристических, культурных и иных реализуемых проектов. Рассматривается реакция на проводимую политику по конструированию уникальности в самом сообществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ В КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ: ПРОТИВОСТОЯНИЕ ТРАДИЦИЙ И ИННОВАЦИЙ»

УДК-32

РЕАЛИЗАЦИЯ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ В КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ: ПРОТИВОСТОЯНИЕ ТРАДИЦИЙ И ИННОВАЦИЙ

Д.О. Кислицына

В статье рассматриваются исторические особенности и современные основания культурной политики в Кировской области и их влияние на региональную идентичности и региональный бренд. Наиболее важные аспекты анализа - это соотношение традиционных и инновационных подходов к культурной политике, основные акторы-проводники имиджевых изменений. Отдельно анализируется символическая политика и символы-бренды региона. Актуальность регионального имиджа доказывается на примере инвестиционных, туристических, культурных и иных реализуемых проектов. Рассматривается реакция на проводимую политику по конструированию уникальности в самом сообществе.

Ключевые слова: культурная политика, региональная идентичность, брен-динг, традиции и инновации, основные акторы, реакция населения, инвестиции.

Кировская область была преобразована из Кировского края 5 декабря 1936 г., который в свою очередь выделился в 1934 г. из состава Горьковского края. На современную культурную политику региона большое влияние оказывает его историческое прошлое, в частности исторические названия города: Вятка - Хлынов - Вятка - Киров. Название исторической области Вятка датируется 1374 г., свидетельством чему являются документированные источники («Сказание о вят-чанах», «Повесть о земле Вятской»). В 1457 г. город был переименован в Хлынов, однако, как утверждают историки, на неформальном уровне прежнее название Вятка было широко распространено и употребимо. Лишь в 1780 г. городу было возвращено историческое название, которое просуществовало вплоть до советской эпохи. В 1934 г. город был назван Кировом в честь революционера С.М. Кострикова (Кирова), родившегося в областном г. Уржум.

Исторические особенности региона коррелируют и с географическими. Кировская область входит в состав Приволжского федерального округа, хотя фактически располагается на границе Поволжья, Урала

и русского Севера. Это единственный в России регион, который граничит с 9 субъектами Российской Федерации. Не смотря на смену названия региона, наименование основной водной артерии области осталось неизменным - р. Вятка.

Стоит заметить, что в области нет выдающихся запасов природных ресурсов, которым бы могли повысить уровень доходности региона. При этом основное богатство области - лес. Область занимает 8 место в России по объемам заготовки и вывозке деловой древесины, 5 место - по производству пиломатериалов. Активно развивается добыча торфа. Для экономики региона характерна промышленная специализация преимущественно обрабатывающего толка. В заслугу региона стоит отметить и то, что Киров - один из основных в России производителей минеральных удобрений. Успешно развивается традиционное для области производство меховых изделий, а также изготовление кистей для художественных работ.

Очень четко данная мысль доказывается цитатой губернатора Никиты Белых: «У нашего региона нет запасов природных ресурсов, нефти, газа, золота, на эксплуатации которых мы могли бы построить свое благополучие, - сказал он. - Нашим конкурентным преимуществом может и должно стать наше общество, общество образованных, инициативных, ответственных людей. И в формировании такого общества невозможно переоценить роль региональной культуры. Именно поэтому мы на системном уровне занимаемся реализацией культурной политики в Кировской области».

Гораздо богаче культурные особенности региона: на территории области находится свыше 3500 памятников истории и культуры, из них 806 охраняются государством. Вятский край славится художественными промыслами: дымковской расписной глиняной игрушкой, изделиями из капа-корня, соломки, лозы, дерева, кукарскими кружевами, керамикой.

Культурная политика региона проводится в масштабах всей области. Так, в области реализуется целевая программа развития культуры Кировской области на 2010 - 2013 гг. В качестве основной цели ставится «сохранение культурного наследия Кировской области, создание условий для обеспечения равного доступа к культурным ценностям жителей области и обеспечение адаптации сферы культуры к рыночным условиям». Получается, что самое главное в нынешней ситуации - это сохранить и предоставить доступ к сохраненному. Областная программа культурного развития скорее может быть оценена как инертная и консервативная, зависимая от областного центра. Ини-

35

циатор изменений - Киров. В числе приоритетов - информатизация. В частности, областная целевая программа «Развитие культуры Кировской области» предусматривает модернизацию библиотек региона и перевод библиотечно-информационного обслуживания на качественно новый уровень.

Конечно, в большей степени культурная политика региона - это культурная политика его столицы. Это объясняется рядом причин. Во-первых, в столице области Кирове расположены основные объекты культуры: драматический, театр кукол, театр юного зрителя, краеведческий музей, художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, музеи М.Е. Салтыкова-Щедрина, А.С. Грина, авиации и космонавтики имени К.Э Циолковского, «Вятские художественные промыслы», Успенский собор Трифоновского монастыря, Троицкая церковь и пр. Во-вторых, сосредоточением в областном центре ресурсов самого различного толка (финансовые, организационные, административные и пр.). Тем не менее, не стоит думать, что за пределами региональной столицы культурной жизни нет. Наиболее активные районы области проводят не только культурную политику, но и занимаются популяризацией своих территорий путем продвижения региональных праздников, которые, как правило, связаны еще и с местной продукцией / промыслами: Истобенский огурец, Котельническая картошка, Сун-ской рыжик.

В целом, культурная политика в регионе довольно призрачна, не систематична и представляет собой совокупность попыток по возрождению местного патриотизма в современных региональных условиях путем пропаганды традиционных исторических ценностей,

Особое место в культурной среде занимает символическая политика. Главным событием области, которое отмечается со времен демократической России, является день города. Праздник проводится 12 июня. Это событие сопровождается широкими массовыми мероприятиями развлекательного толка, публичными представлениями, которые традиционно посещают тысячи кировчан. Тем не менее, с точки зрения символической политики это событие не несет высокой эмоциональной нагрузки, поскольку выбор даты - 12 июня - никак не коррелирует с внутриполитическими процессами в регионе и не учитывает каких-либо исторических событий и особенностей.

На наш взгляд, гораздо важнее для выстраивания символической политики другие процессы, такие как дискуссии о возвращении городу исторического названия Вятка. Новый лидер Кировской области, молодой и амбициозный губернатор Н.Ю. Белых практически сразу

36

после инаугурации выступил с такой инициативой. Мы полагаем, что за этим стоит попытка формирования региональной идентичности и позитивного бренда для привлечения инвестиций. Заявление Белых незамедлительно породило широкие общественно-политические дискуссии как в экспертной, так и обыденной среде. Активность дебатов подогревалась осознанием того, что начинание именно такой фигуры, как Белых может способствовать переходу вопроса из ретроспективной стадии в перспективную.

Важно подчеркнуть, что проблема переименования обсуждалась еще в годы демократизации, но затем интерес к ней снизился. Новая волна дискуссий, как представляется, интересна тем, что нынешний губернатор рассматривает процесс переименования города как попытку формирования и укрепления региональной идентичности. На наш взгляд, это действительно актуальная задача, поскольку сегодня трудности социально-экономического развития региона, провоцирующие застой и такие процессы, как миграция, падение местного патриотизма и др., действительно отрицательно сказываются на региональной идентичности, она размывается, и это является препятствием для развития региона. Вместе с тем решение вопроса находится во многом в политической плоскости, поскольку результат будет зависеть от компромиссов, на которые готовы пойти представители политической элиты. Пока можно констатировать, что такой компромисс не найден. Показательно, что на самом высшем уровне вопрос еще не определен. Об этом свидетельствует постановление правительства, согласно которому на 2010 г. распространялся мораторий на переименование городов (который пролонгировался и на 2011 г.).

Существенное место в символической политике региона играет такое явление, как дымковская игрушка. Дымковский промысел, который сейчас позиционируется как уникальное явление русского народного искусства, возник в XV веке в слободе Дымково на Вятке. Сегодня дымковскую игрушку, известную во всем мире, можно назвать одной из визитных карточек региона. В 2011 г. наконец был открыт музей «Дымковская игрушка: история и современность», что стало событием для всей вятской культуры. Это важно и с точки зрения популяризации и позиционирования: поскольку экспозиция музея включает в себя более 700 экспонатов работы известных мастеров, имеется предметная и наглядная область, которая может выступить надежным подспорьем в ведении диалога о привлечении в регион внешних инвестиций.

Чтобы предать большую легитимность празднику Дня города, было решено возродиться в городе празднование карнавального шествия -Вятская Свистунья. Теперь шествие проходит 12 июня. Областной департамент культуры намерен сделать из веселого праздника бренд Вятской земли44. Кроме того, на праздник возлагается серьезная смысловая нагрузка, предполагается, что он будет выполнять и педагогическую функцию, и функцию патриотического воспитания, поскольку обращение к забытым традициям вызовет у кировчан интерес к истории города и области, продвижению продукции предприятий области, и прежде всего, изделий народных промыслов». В качестве идеи праздника выбран призыв к толерантности, единение и открытость Вятской земли.

Большое символическое значение играет и Великорецкий крестный ход. Это один из старейших крестных ходов в России. Традиция зародилась в 14 веке. Ежегодно из Свято-Серафимовского собора города Кирова (Вятки) паломники приносят икону Святого Николая Велико-рецкого к месту ее явления - на берег реки Великой в село Великорец-кое. Более 15 тысяч паломников проходят 180-километровый путь из Кирова до с. Великорецкого и обратно. На богослужении в с. Велико-рецком присутствует более 30 тысяч паломников.

Отметим, что данные «визитные карточки региона», а также ряд других представляли область на конкурсе «7 чудес России». На наш взгляд, обоснованным было бы выделение «чудес» по следующим основаниям: природные, архитектурные и промыслово-символические. В рамках первого кластера респонденты называли такие «чудеса области», как скала «Часовой», Лежнинское озеро (находится на 7-8 метров выше уровня всех окрестных рек), озеро Шайтан (феномен выбросов воды и наличия плавающих островов), палеонтологические находки в Котельниче (крупнейшее местонахождение ископаемых позвоночных, живших 240-250 миллионов лет назад), заповедник «Нургуш». К архитектурным памятникам, известным за пределами области, относятся Трифонов монастырь (год основания 1580) и несо-хранившийся до наших дней, взорванный в советскую эпоху, Алек-сандро-Невский собор. Третий кластер образуют 2 символических для области факта: Великорецкий крестный ход и дымковская игрушка.

Тем не менее, ни одна из достопримечательностей области не стала победителем общероссийского конкурса. Аналогичными оказались и

44 Вятская Свистунья приобретет черты карнавала и станет брендом Кировской области / Бюро новостей "Давеча",

01.04.2010. URL: http://www.davecha.ru/news/culture/2010/04/01/216164.htm (Дата обращения: 29.11.2011).

итоги конкурса в рамках ПФО, где победителями были признаны Кун-гурская ледяная пещера, мечеть Кул Шариф в казанском Кремле и автомат Калашникова. За призеров были отданы тысячи голосов, тогда как за два культовых явления, в большей степени определяющих лицо области - Великорецкий крестный ход и дымковская игрушка - было подано 259 и 256 голосов соответственно45. Таким образом, есть основания для своего рода диагноза: в масштабах России Кировская область не вызывает яркой ассоциации с чем-либо и остается неким абстрактным «петушком» на карте (дело в том, что по очертаниям область напоминает шагающего петуха, но об этом опять же знают только сами жители области).

Аналогом общероссийского конкурса чудес стал конкурс достопримечательностей Кировской области. С 21 июня по 20 июля 2009 года в Кировской области проходил опрос-рейтинг «Семь Чудес Вятки», посвященный 635-летию со дня основания города Кирова (Вятки). Инициатором конкурса выступил Молодежный парламент области. Одной из основных целей данного опроса являлось определение наиболее дорогих для сердца вятчан чудес родного края. В ходе опроса каждому респонденту было предложено назвать до 7 объектов, которые можно считать чудом и символом Вятки. Это могли быть памятники природы, архитектуры, культуры. Никаких ограничений организаторы не ставили. Ответы по популярности распределились следующим образом: Александро-Невский собор - 32 %, Великорецкое -14 %, Нижне-Ивкинские минеральные источники - 11,5 %, Дымковская игрушка - 9,8 %, река Вятка -7,8 %, Котельнический палеонтологический музей - 6,5 % и пр. Стоит заметить, что последний попал в топ-10 чудес Приволжского федерального округа по результатам интерактивного опроса «Чудеса Приволжья - своими глазами»46.

Позитивный фактор заключается в отсутствии конфликтов иден-тичностей в регионе. Конфликтов идентичностей по линии региональная/этническая в регионе не возникают по причине монолитного этнического состава области. Согласно переписи 2010 г., в области проживает более 150 этносов, но русские составляют подавляющее большинство - 90,82% (1365438), и ни один из других этносов не со-

45 Голосование на сайте «РусЧуда» нельзя считать полностью репрезентативным: например, за жемчужину кировской архитектуры - Успенский монастырь было отдано всего 150 голосов, тогда как за недавно установленный в Кирове «языческий новодел - Древо желаний» - 161 голос (Кировчане и конкурс "Семь чудес России". URL: http://www.podosinovets.ru/oblast/833-kirovchane-i-konkurs-sem-chudes-rossii.html. (Дата обращения: 29.11.2011)).

46 URL: investorkirov.ru>news/index.php?id=42063. (Дата обращения: 29.11.2011).

ставляет более 3%: татары - 2,89% (43415), марийцы - 2,59% (38930) и др.

Более сложно обстоит дело с соотношением между общероссийской и региональной идентичностями. Как таковой конфликт в чистом виде не артикулирован, однако есть опасная тенденция вытеснения региональной идентичности общефедеральной. Это напрямую коррелирует с внутренними социально-экономическими поражениями региона: относительно невысокий уровень жизни (среднедушевые денежные доходы - 7238,4 руб. в месяц), падение численности населения, высокий процент миграции в крупные города и столицу, особенно среди молодого поколения, низкий процент возвращающихся обратно и пр. Связано это с тем, что в регионе такие люди не видят перспектив для саморазвития и, стремясь к лучшей жизни, едут на покорение других городов. Решение этой проблемы напрямую зависит не только от улучшения социально-экономической среды, но и от определенности в вопросах брендинга региона и формирования политики идентичности.

Стоит констатировать, что в целом вопросы регионального имиджа и бренда на сегодняшний день достаточно актуальны в региональной повестке. Развиваются программы местного патернализма и продвижения областной продукции за пределы региона. Так, благодаря активности губернатора, в Москве открылось «Вятское подворье», в Татарстане началось развитие сети магазинов «Кировский дворик». Внутри региона систематически проводятся ярмарки (проект «Вятская республика») и выставки инновационных проектов, в рамках которых неоднократно поднималась важность разработки регионального бренда «Товары Вятки» и перспективы его продвижение за пределы области.

Хоть и с осложнениями (относительно небольшой бюджет, высокая конкуренция с соседними регионами и по ПФО в целом, логистические проблемы, недостаточный уровень господдержки, протяженность территории), но развивается инвестиционная политика. Сегодня инвестиции идут, прежде всего, в лесную промышленность: появляются предприятия по переработке древесины, по выпуску фанеры. Налажено сотрудничество области со шведским концерном IKEA в рамках которого в Красных Полянах на комбинате «Домостроитель» будет строиться завод по выпуску стульев (будет инвестировано около 100 млн. евро). Серия мероприятий по повышению инвестиционной привлекательности дает свои результаты: в Киров пришли такие сети, как «Метро», «Магнит», «Карусель».

40

Кроме того, для повышения инвестиционной привлекательности региона используется и такая технология, как привлечение губернатором крупных предпринимателей федерального уровня прописаться в области для отчисления налогов от деятельности в региональный бюджет. Так, известно, что приглашение от губернатора поступило Виктору Вексельбергу и Дмитрию Мазепину. Их отчисления по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ) составили бы более 10 процентов бюджета территории47. Одной из распространенных технологий последнего времени является и приглашение селебритис на мероприятия региона и использование их лиц и высказываний. Например, Тина Канделаки вошла в совет директоров «Вятка-банка», поучаствовала в региональной конференции и снялась в клипе.

По ряду критериев, область занимает достойные места в ПФО. Так, ежегодно в каждом регионе ПФО проводятся от 16 до 25 республиканских и областных конкурсных мероприятий с привлечением высокохудожественных творческих коллективов и ярких талантливых исполнителей. В материалах декабрьского заседания Государственного совета РФ, где впервые был рассмотрен вопрос «О государственной поддержке традиционной народной культуры в России», Кировская область была отмечена как регион, имеющий значительный опыт работы в этом направлении. В области на постоянной основе проводятся Всероссийский праздник танца на приз народного артиста России, профессора, академика В.М. Захарова, Всероссийский конкурс мастеров художественного слова «Моя Россия», Всероссийский фестиваль рукотворной игрушки и другие.

Важный момент заключается в межрегиональном культурном сотрудничестве. В июле 2011 г. Киров стал третьим городом, вступившим в «Культурный альянс», образованный городами Пермь и Санкт-Петербург. Формальные стороны соглашения обязывают участников поддерживать различные культурные связи друг с другом, ежегодно проводить совместные культурные события, обмен культурными коллективами, обеспечивать проведение гастролей. Комплексно территории обещают всячески поддерживать культурные начинания друг друга, развивать творческий потенциал населения и влиять на формирование позитивного международного имиджа России в целом. Таким образом, культурные отношения между Кировом и Пермью вышли на новый уровень. Киров активно включился в текущие проекты альянса:

47 Доходная прописка // Российская газета. 19.01.2010. URL: http://www.rg.ru/2010/01/19/millionery.html. (Дата обращения: 29.11.2011).

так, в фестивале «Белые ночи» в Перми участвовала кировская делегация, в Перми прошла выставка центра современного искусства «Вятка, встань-ка!», состоялся концерт кировской группы Illuminated Faces, свои спектакли в Перми представил кировский «Театр на Спасской».

Мнения общества по факту вступления Кирова в «Культурный альянс» разделились48. Часть граждан позитивно отнеслась к инициативе, аргументируя это тем, что благодаря такому тесному взаимодействию городов в Кирове поднимется уровень культурной жизни. Другая часть общества скептически отмечает, что проект в целом - это способ зарабатывания денег на провинциальной культуре. Как негативный фактор отмечается и засилье пермяков в Кирове49.

В целом, именно с Пермским краем у Кирова наиболее плодотворное межрегиональное сотрудничество. Помимо взаимодействия в рамках «Культурного альянса», реализуются и другие проекты. В марте 2009 года состоялся День Кировской области в Пермском крае, где был презентована сувенирная продукция «Вятские динозавры», а губернатор Н. Белых по поводу туристической фирмы «Вятские динозавры» отметил, что «они приглашают к нам, на Котельническое местонахождение парейазавров, поздний пермский период!»50, отметив, таким образом, связь пермской и кировской истории. Объясняется это дружескими отношениями двух губернаторов и работой над совместными проектами. Напомним, что карьерный рост Н.Ю. Белых связан с Законодательным Собранием и Администрацией Пермского края. Во время своей инаугурации Белых отметил, «я хочу, чтобы отношения между нашими регионами были открытыми. Чтобы кировские товары свободно продавались в Перми, а пермские производители заняли свою нишу на кировских рынках»51. Белых также отметил, что «для нас организация этих контактов - не самоцель, должен быть результат. Конечным результатом является все-таки повышение благосостояния, повышение комфорта жителей наших регионов»52.

В случае Кировской области брендирование и культурная политика - это часть единого целого. Тем не менее, создается ощущение, что

48 URL: http://www.gorodkirov.ru/artide_view?ajd=21183. (Дата обращения: 29.11.2011).

49 URL: http://vkirove.ru/news/2011/06/08/238603.html. (Дата обращения: 29.11.2011).

50 Цит. по Вылегжанин А. «Вятские динозавры» подарили Никите Белых и Олегу Чиркунову скульптурки котельнич-ских парейазавров // "КОТЕЛЬНИЧ.Ио". 13.03.2009. URL: http://www.kotelnich.info/wordpress/?p=809. (Дата обращения: 29.11.2011).

51 Киров-Пермь: этап межрегионального сотрудничества: Интервью губернатора Кировской области Никиты Белых информационному агентству "ИТАР-ТАСС". 25.03.2009. URL:

http://www.ako.kirov.ru/governor/interviews/tass.php?print=Y. (Дата обращения: 29.11.2011).

52 Подоплелова Ю. Пермский край и Кировская область подписали соглашение о сотрудничестве // ГТРК Пермь. 11.03.2009. URL: http://perm.rfn.ru/rnews.html?id=36179. (Дата обращения: 29.11.2011).

данные векторы развиваются с разной скоростью. Так, культурная политика развивается для жителей региона и исходит из их потребностей. Брендинг - это позиционирование собственных культурных и творческих достижений вовне, успешность которого определяется эффективностью позиционирования. Сегодня мероприятия по развитию бренда региона реализуются более активно, нежели культурная политика в целом. Современную ситуацию в регионе, на наш взгляд, можно рассматривать как классический кейс, доказывающий наличие попыток по брендированию региона.

Одна из задач нового губернатора, озвученная им самим - сделать Кировскую область узнаваемой на федеральном уровне. Высказывается мнение, что даже фигура самого губернатора в силу его популярности стала одним из брендов региона. Данное мнение можно подтвердить цитатой: «если раньше наш регион многие знали в силу того, что в Кирове производилась стиральная машина «Вятка-автомат», то сейчас область ассоциируется с именем Никиты Юрьевича. Когда в Москве или еще где-то меня спрашивают, откуда я, то, услышав в ответ «Кировская область», говорят: «Знаем, знаем, это там, где губернатор

Белых»»53.

Поднимается вопрос и о таких традиционных региональных брендах, как дымковская игрушка, Великорецкий крестный ход, староназ-вание «Вятка». Брендами региона может стать и местная продукция: вятское пиво, молочные и многие другие уникальные продукты, которые славятся своим вкусом и качеством. Но процесс продвижения брендов идет довольно тяжело, поскольку между регионами существует жесткая конкуренция. Стоит упомянуть и о таком бренде, как вятские меха. В Кировской области сложился уникальный центр меховой промышленности. Недавно в области была создана «Гильдии вятских меховщиков». Объединение объясняется важностью организации выездной торговли под общим брендом и созданием в городе отдельного торгового ряда. Подобная мера необходима и для повышения инвестиционной привлекательности территории, создания и продвижения бренда «Вятские меха» как внутри области, так и за ее пределами. Такой высокий уровень развития промышленности меховой отрасли достигнут лишь еще в одном городе России - Пятигорске, где данному направлению уделяется большое внимание. В Кировской

53 Интервью Олега Казаковцева. URL:

http://www.zsko.ru/press/media/smi/detail.php?ID=8419&utm_term=%D0%BF%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%81%D 0%B0&utm_source=twitterfeed&utm_medium=twitter. (Дата обращения: 29.11.2011).

области превращению мехов в бренд Вятки мешают такие обстоятельства, как отсутствие единой областной программы поддержки меховой отрасли, завышенные цены на энерготарифы, таможенные барьеры, высокое налогообложение и большое количество контрафактной продукции на рынке. Сейчас в области ведется работа по решению данных проблем.

Юмористическая на первый взгляд идея о том, чтобы сделать брендом области знаменитое вятское вопросительное междометие «Че», на самом деле имеет под собой методологическое основание. Справедливо замечено, что, приезжая в родную Вятку после отдыха, первое, на что мы обращаем внимание - это народное и такое привычное «Привет, ЧЁ как дела то?» или «Ну ЧЁ ты так спешишь, 100 лет тебя не видел, давай поболтаем...». Жителя кировской области легко узнать в толпе по привычному, родному, но режущему ухо слову «ЧЁ» вместо московского или питерского «Што». На форумах все чаще встречаются комментарии примерно следующего содержании: «скоро частица Чё станет предметом гордости, а не безграмотности и деревенщины. Интернет-порталы уже стали исследовать этот "феномен", и рассуждать, кому же принадлежит "Че" - Кирову или Перми?».

На степень реализации культурной политики влияет и такой фактор, как статусность региона. На какой-то особый статус регион не претендует, но недавно властью в лице губернатора было предложено позиционировать регион как «столицу российской провинции». Связано это с тем, что еще ранее губернатор охарактеризовал вятское сознание как «депрессивно-пессимистическое», которое он будет стараться повернуть к «прагматично-оптимистическому». И отчасти это справедливо. Для прихода к качественно иной модальности сознания необходимо вырабатывать проекты, идеи, концепты, которые могли бы сыграть на уровне интегративную функцию.

Как правило, такие интеграторы искали в традиционных символах: дымковской игрушке, вятских мехах или Великорецком крестном ходе. Инноваций в этой области давно не было. Однако недавно молодым поколением области был предложен проект «роднополисы». Летом 2011 г. при непосредственном участии Губернатора Никиты Белых был снят ролик на песню "Роднополисы / Лё!", который сделал Первый городской канал и команда КВН "Вятка". В интернете и СМИ стала быстро распространяться информация, что из вятского «ЧЁ» сделали бренд. В песне рассказывается о преимуществах жизни в провинции. По мнению кировского губернатора, «получился настоящий гимн провинции». Директор ТК «33 канал» Александр Рылов дает

44

следующий комментарий: «Мы захотели сделать что-то интересное, такой своеобразный вызов Москве. Почему у нас сложился такой стереотип, что надо ехать в Москву, а из Кирова, наоборот, уезжать? Своим клипом мы хотим сломать этот стереотип». Припев и лейтмотив песни декларирует следующее: «В Липецке, Томске, Орле и Вятке - свои законы, свои порядки: Полчаса до грядки, и в кредит девятку. Ну и че? Че! Че, че, че, че, че?». Противопоставляя жизнь в мегаполисе родному городу авторы песни замечают: «Москва - третий Рим, империя, в одном месте все люди и двери. А судьба всех Римов одна. А Вятка вот она, вот она, вот она». Создатели проекта ратуют за идею, когда «придет время, и начнется исход обратно. Люди будут возвращаться в Ижевск, Чебоксары, Вятку. Будут дышать, любить, пить молоко, есть калачи. Будут снова учиться жить как люди, а не как москвичи». Упрекая современные подходы в региональной политики, авторы замечают: «столицы, мегаполисы, наукограды России, конечно, нужны. А для наших городов нет даже слова, а ведь это половина страны» и предлагают самоназвание для таких городов: «Род-нополисы» («Мы все в роднополисах выросли. Это не города - это наши мамы!»)54.

К основным акторам-проводникам имиджевых проектов в регионе относится губернатор, НКО и молодежь. Губернатор Никита Белых говорит о проблемах в области культуры и уделяет им приоритетное внимание. По словам Губернатора, проблем в сфере культуры остается еще немало, однако постепенно они решаются: укрепляется материально-техническая база учреждений культуры, проводятся ремонты помещений и зданий, реализуются социально значимые проекты, нацеленные на повышение качества услуг в этой отрасли. Занимая активную позицию, Белых ожидает реакции от вятчан, поясняя, что для системного решения проблемы необходимо повышение эффективности и вывод на новый уровень самих учреждений культуры, чтобы они могли вызывать больший интерес, привлекать большее количество посетителей и самостоятельно зарабатывать средства на повышение уровня оплаты труда. Последние годы планомерно растет оплата труда специалистов в области культуры. Поминая важность символического единения жителей области, губернатор предлагает свои методы его реализации, в частности идею о переименовании города в Вятку. Таким образом, данную инициативу Н.Ю. Белых мы склонны рассматривать как некую управленческую методу, которая бы способст-

54 URL: http://rodnopolis.narod.ru/. (Дата обращения: 29.11.2011).

45

вовала укреплению региональной идентичности, позволяла вести удачное позиционирование региона, сформировала привлекательный образ для жителей области и бренд для привлечения внешних инвестиций.

Стоит остановиться и на рассмотрении роли бизнеса в деле реализации региональной культурной политики. Заметим, что участие бизнеса в культурных событиях - это элемент социальной ответственности бизнеса, его деятельности по организации территории на которой живут как клиенты, так и сотрудники. Также это инструмент формирования собственного имиджа в глазах потребителя. Кировский бизнес сегодня не в должной мере исполняет свои социокультурные обязательства. Досуговые учреждения ориентируются исключительно на массовую культуру, сектор интеллектуальной культуры совершенно пуст. Рекламные кампании фирм-производителей, как правило, однообразны. Позитивные примеры популяризации продукции - это проведение массовых досуговых мероприятий (рок-фестиваль «Июнь-фест», инициированный пивоваренным заводом «Вятич»).

Активную роль в развитии культурной политики и брендинга региона играют НКО, а также различные молодежные организации. При этом стоит отметить, что инициатива в области инновационных подходов в культурной политике исходит от отдельных личностей, творческих коллективов, общественных организаций. Это позитивно, поскольку - это доказательства наличия и активности гражданского общества, с другой - отсутствие регламентированной позиции госорганов, отсутствие единых принципов модернизации региональной культурной политики не позволяет отдельным мероприятиям и событиям стать частью систематизированного процесса.

Но главный парадокс ситуации заключается в том, что критика и конструктив исходит от одних и тех же акторов. Так, молодежные некоммерческие организации критикуют современную ситуацию за отсутствие системного взгляда со стороны государства, инерционность подходов и отсутствие инноваций. В качестве своего рода панацей предлагается увеличить число акторов культурной политики, заимствовать опыт успешных регионов и привлекать организации на гранто-вой основе. Открытая грантовая политика позволит привлечь дополнительные средства, так как формат грантов предполагает и наличие софинансирования проектов из других источников. Ситуация в Кирове заключается в том, что Кировский областной департамент культуры тоже проводит грантовый конкурс, но исключительно среди под-

чиненных ему учреждений культуры. Этим подчеркивается, что культура в Кировской области - это замкнутая структура.

Однако отмечаются и существенные позитивные изменения в данной области, например появление Гранта губернатора в области молодежной политики и грантов Областного управления по делам молодежи. Так, грант на создание Центра современного искусства «Галерея Прогресса» был получен через грантовый конкурс молодежных инициатив в сфере государственной молодежной политики в Кировской области.

В целом стоит отметить высокий уровень познавательной неопределенности населения о проводимой культурной политике. Есть мнение, что культурная политика в Кирове - явление призрачное: «Иногда этот термин проскальзывает в официальных формулировках и должностях чиновников, но никто не сможет четко ответить на вопрос: какая она? Остается только одно, попытаться понять кировскую культурную политику, опираясь на ее проявления: на конкретные события, документы, действия»55.

Некоторые события являются своего рода лакмусовой бумажкой, свидетельствующей об отношении граждан к изменениям в политике идентичности, и говорят о сегментировании общества по этому вопросу. Подобным индикатором является уже упомянутая инициатива о возвращении Кирову исторического названия. На современном этапе об актуальности обсуждаемого вопроса свидетельствует активность граждан. Граждане высказывают свое мнение за или против возвращения г. Кирову его исторического названия в виде различных писем и петиций как губернатору, так и президенту РФ. Свидетельством активности могут служить и такие показатели, как обсуждаемость вопроса в интернете (блоги, форумы, социальные сети) и наличие большого числа альтернативных сайтов, на которых ведется параллельное интерактивное голосование. Так, в рамках социальной сети «В контакте» сосуществует несколько альтернативных групп. Согласно результатам голосования в группе «Киров», 59% опрошенных в случае референдума проголосовали бы за Киров, 37% - за Вятку, 1,5% - за Хлынов. Согласно результатам альтернативной группы «За Вятку», 83,2% респондентов проголосуют за Вятку, 16,8% - за Киров. Данные более нейтрального в плане идеологического манипулирования сайта «Интернет-референдум: Вятка или Киров» на сегодняшний дань тако-

55 Актуальная культурная политика / Кировская областная общественная организация "Молодежный Творческий Центр". URL: http://ngo.kirovnet.ru/mtc/aktualnaya-kulturnaya-politika/ (Дата обращения: 29.11.2011).

вы: 3635 - за Киров, 3848 - за Вятку. Наконец, на вопрос «если завтра будет референдум, то вы?» на сайте, который ратует за возвращение названия, даются следующие ответы: «пойду» - 46%, «не пойду» - 1%, «не пойду, потому что все равно» - 19%, «имя надо вернуть без проведения референдума» - 34%56.

За возвращение городу исторического названия выступают этно-графы-краеведы57, которые апеллируют к вопросам исторической справедливости, развития традиционных ценностей, ассоциативному ряду, возникающему при произнесении каждого из названий. Задейст-вуется и психологическая категория, т.е. на уровне архетипов мы ассоциируем себя с Вяткой, а не Кировом, что проявляется как на уровне народного фольклора («вятские - люди хватские»), так и путем названия различных значимых мест, изданий, университетов («Вятский край», «Вятский наблюдатель», Вятский Государственный университет и пр.).

За возвращение названия и РПЦ в лице Вятской епархии, которая выступает с этой идеей уже довольно давно и на разных уровнях. Так, например, по благословению митрополита собрано 50 тыс. подписей за возвращение улицам города исторических названий. Аргументы РПЦ коррелируют с мнениями краеведов. Подчеркивается, что С.М. Киров не является уроженцем города. Советская эпоха разрушала всю православную традицию и культуру, именем убийц называла города. Поэтому нужно восстановить справедливости и вернуться к христианским ценностям. За Вятку выступает и либеральная интеллигенция, и некоторые общественные движения, самым крупным из которых является движение «Возрождение», возглавляемое Юрием Бондаренко. Наконец, губернатор, который, как отмечалось выше, рассматривает возвращение исторического наименования города как способ формирования региональной идентичности, а также позитивного бренда для привлечения в регион инвестиций для его развития.

В совокупности эта позиция сильна, так как основана на сочетании светской и духовной власти, апеллирует к истории, базовым ценностям региона. С другой стороны, чем более укрепляется эта позиция, тем большее влияние набирает и противоположная позиция, нарастает

56 Из Кирова в Вятку. URL: http://www.kirov.vyatka.ru/. (Дата обращения: 29.11.2011).

57 Блог Н.Ю. Белых. URL: http://www.belyh.ru/wp-content/uploads/2009/12/Ran.pdf. (Дата обращения: 29.11.2011). По заключению института истории РАН, где сказано: «С.М. Киров боролся за те идеологические предположения, которые к исходу XX века показали свою цивилизационную несостоятельность, утопичность и были отвергнуты народом России. Поэтому сохранение в демократической России XXI века его имени в названии города является явным анахронизмом».

поляризация общества, учащаются акции протеста, направленные на сохранение нынешнего названия города.

Основной группой, выступающей за сохранения названия Киров, являются коммунисты. В экспертной среде распространено мнение, что именно за счет сильного влияния коммунистов в регионе решение вопроса о переименовании тормозится уже несколько десятилетий. Стоит понимать, что речь идет не о формальном влиянии, так как большинство ключевых постов в регионе занимают представители «Единой России», а скорей о сложившихся неформальных практиках. Основные аргументы коммунистов можно свести к двум группам: идеологическим и финансовым. Касательно первого, они выступают радикально против инициатив, которые губят советскую историю, и против либералов-реформаторов в целом за сохранение советской культуры и советского наследия, увековечение памяти героев-революционеров советского времени58. Рассуждая о финансовом обеспечении мероприятия, коммунисты пришли к выводу, что, если бы переименование Кирова состоялось, оно обошлось бы населению города и области в сумму до 20 миллионов рублей59. При такой постановке вопроса упор делается именно на кризисную ситуацию, когда необходимо создавать социально-экономические условия для поддержания качества жизни населения, а не обременять его другими, нерациональными, по их мнению, расходами.

В поддержку сохранения названия Киров выступают общественные организации и фонды, а также ряд активных граждан. Позиции граждан, которые не стремятся к переименованию объясняются нежеланием тратить свои доходы, не актуальностью для них данного вопроса. В массовом сознании отсутствует ответ на вопрос «зачем». Другие говорят о нежелании менять название города, так как ситуация, которая сложится в таком случае, будет довольно абсурдной: название области останется прежним, а название областного центра поменяется, за счет чего оба не будут связаны друг с другом.

Существует также и качественно иная позиция, которая на повседневном уровне может быть выражена фразой, взятой с одного из региональных форумов: «Киров - как-то стрёмно, а Вятка - провинциально». С точки зрения экспертных обобщений такая позиция свидетельствует о желании социальных преобразований, в т.ч. о необходи-

58 Ролик выступления Г.А. Зюганова. URL: http://www.youtube.com/watch?v=hLRq3W8mUK4&eurl=http%3A%2F%2Fwww%2Enewsler%2Eru%2Fnews%2F2009 %2F08%2Fkomikrolik&feature=player_embedded#t=107. (Дата обращения: 29.11.2011).

59 Защитить память С.М. Кирова. Заявление Президиума ЦК КПРФ / Официальный сайт партии КПРФ. URL: http://kprf.ru/rus_soc/67637.html. (Дата обращения: 29.11.2011).

мости переименования. Однако для носителей таких взглядов оба предлагаемых названия города являются неудовлетворительными, отсылают к прошлому, но не конструируют образ будущего. В этом смысле важно наполнить каждый из терминов концептуальным содержанием, которое можно было бы транслировать в массы. При этом смысл должен быть понятным, эмоционально значимым и интегрирующим. От того, какой из противоборствующих сторон удастся наиболее удачно концептуализировать смысл названия, и зависит решение вопроса. Ведь имя - это не просто абстрактное название или некий конструкт, это скорее субстанция, которая заживет автономной жизнью, и тогда можно будет говорить о двустороннем взаимном опосредовании названия города и общественно-политической жизни в нем.

В целом можно констатировать, что современная культурная политика в регионе, благодаря диалогу властей и общества, способствует формированию региональной идентичности, и в больше степени регионального бренда. Несомненно, что это позитивная тенденция. В ее основе лежит не конфликт традиций и инноваций, а конструктивное сочетание данных подходов. Вместе с тем, большая часть населения все же остается индифферентной к проводимым программам в рамках реализации культурной политики, а область не ассоциируется с чем-то конкретным, продолжая оставаться абстрактным петушком на карте России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.